Я исхожу из теории, что цель моей терапевтической работы — расширить способы, которыми индивиды справляются друг с другом и с самими собой, придать этим способам новое направление, изменить их так, чтобы люди могли разрешать свои проблемы более здоровым и уместным образом. Сама по себе проблема не представляет проблемы, проблема — в способе ее разрешения. Решение проблем является результатом самооценки, правил, принятых в семейной системе, и связей с внешним миром.
Вирджиния Сатир (1983)
Транскрипт «Примирение с родителями»
В марте 1986 г. Вирджиния Сатир провела семинар, в котором приняли участие более 30 психотерапевтов и преподавателей. Целью этой встречи было создание видеозаписи ее психотерапевтической работы. Вирджиния провела два дня в телевизионной студии, показывая и объясняя группе различные приемы, которые она использовала При работе с членами семьи. В результате получилось 7 видеозаписей общей продолжительностью 8 часов (Satir, 1989).
Ближе к полудню первого дня Вирджиния попросила присутствующих поделиться своими впечатлениями по поводу тех особенностей семейной динамики и коммуникации, которые она демонстрировала в течение предыдущих двух часов. Одна из участниц — Линда, 39 лет, — попросила слова и сообщила, как глубоко она потрясена работой Вирджинии: «Я испытала небывалое чувство глубочайшего единения с людьми», — сказала она. Линда начала описывать испытываемый ею самой конфликт между ощущением «невероятной силы» связи с людьми и «чувством очень сильной печали по поводу дистанции, которую я часто ощущаю между собой и другими людьми».
Попросту говоря, Линда хотела обладать способностью устанавливать контакт с людьми, но у нее были двойственные чувства по этому поводу. Вирджиния приняла данный результат как желаемый и посвятила целую сессию тому, чтобы достичь его. Вскоре после того как она начала исследовать эту двойственность, Линда проявила сильное негодование в адрес своей матери. Тогда Вирджиния начала работу, цель которой состояла в том, что-
бы Линда смогла простить свою мать и почувствовала к ней вместо негодования сострадание и любовь.
Поскольку Линда теперь испытывала сострадание и простила «подлости» своего детства, ей стало легче почувствовать свою связь с другими людьми. В проведенном через 3 года интервью было продемонстрировано обширное влияние, которое данная сессия оказала на отношения Линды с матерью и на ее способность устанавливать связи с людьми.
Данная сессия представляет собой особенно выразительный пример психотерапевтической работы Вирджинии. Ее полную запись можно найти на 3 кассете («Примирение с родителями») из серии «Семейные отношения», которая была записана на том семинаре выходного дня (серия из семи записей: Family Relations. Satir, 1989). В конце сессии Вирджиния сказала: «Я уже говорила вам о том, что работаю с семьями вот уже более 40 лет, и я замечаю очень и очень многое. Все, к чему я стремлюсь, вы только что видели».
Для тех, кто хочет тщательно изучить манеру работы Вирджинии, ниже представлен транскрипт этой сессии. Транскрипт приведен практически дословно, из него, чтобы сделать текст более ясным, исключены только некоторые небольшие повторы и всяческие «гм». В силу того что транскрипт дословный, некоторые предложения выглядят на бумаге довольно странно. Однако буквально воспроизводя те слова, которые говорила Вирджиния, мы позволяем читателю убедиться, что он имеет дело с точной записью всего, что происходило на той сессии.
То, что написано в скобках, — это либо описание невербальных элементов поведения, либо комментарии к происходящему. Хотя, конечно, невозможно передать все подробности невербальных взаимодействий, которые можно увидеть в видеозаписи — положение тела, позы, жесты, мимику, мимолетные улыбки и взгляды, паузы, изменения тона и громкости голоса, темпа речи и т. д. — все же здесь представлены достаточно подробные описания, чтобы читатель, не располагая видеозаписью, мог проследить общий поток событий.
Комментарии, поясняющие действия Вирджинии или реакции Линды, приведены в скобках и выделены курсивом. В квадратных скобках приводятся краткие описания, указывающие на конкретные паттерны — например [смысловой рефрейминг], —
62 описанные в предыдущем разделе. Тот, кто хочет просто познакомиться с транскриптом, может опускать эти комментарии".
Числа, с которых начинается каждый абзац, показывают время (минуты и секунды), прошедшие с начала сессии. Это сделано, во-первых, для того, чтобы показать, сколько времени длился каждый этап работы, и, во-вторых, чтобы сделать более удобными ссылки на тот или иной момент сессии в комментариях.
Транскрипт
00:00 Вирджиния: Я хотела бы сейчас услышать от кого-нибудь из присутствующих, что они испытали во время этого последнего эпизода. Есть кто-нибудь, кто хотел бы рассказать мне об этом — о том, что он испытал?
00:11 Линда: Я хочу.
00:12 Вирджиния: Подойди сюда. (Вирджиния протягивает правую руку, Линда выходит вперед и берет ее за руку левой рукой.) Спасибо. И твое имя?..
00:20 Линда: Меня зовут Линда.
00:21 Вирджиния: Линда. Привет, Линда.
00:22 Линда: Привет. Все это в целом стало для меня сегодня
очень эмоциональным переживанием (делаетжест вправо правой рукой). И я думаю, что лично со мной произошло то, что я начала испытывать небывалое чувство глубочайшего единения с людьми. И я где-то между ощущением невероятной силы (делает жест вправо правой рукой) и ощущением, что я — полная размазня (делает жест влево). (Линда издает легкий смешок, и вся группа смеется вместе с ней. Линда продолжает улыбаться.)
(Линда сформулировала четкий последовательный конфликт между двумя полярностями: «невероятная сила» и «полная размазня». Она также с помощью жестов показала, что воспринимает эти полярности как пространственно рассортированные: «сила» находится справа от нее, в то время как «размазня» находится слева.)
00:50 Вирджиния: Хорошо, я нарисовала себе эту картину. (Реакция Вирджинии очень специфична. Она не просто говорит «Я понимаю», она явно показывает, что у нее есть визуальный образ того, о чем говорит Линда.) Мы пойдем дальше, да. (Когда Вирджиния это говорит, она смотрит вверх и влево, чтобы воспроизвести в памяти зрительный образ. См. приложение III. Фраза «мы пойдем дальше» основана на пресуппозиции, что можно пойти дальше. Затем она обращается к группе, одновременно делая жест левой рукой в сторону Линды.)
00:53 Вирджиния: Кому-нибудь из вас знакомы такие ощущения, когда чувствуешь: «Я действительно могу это сделать» (делает энергичный жест левой рукой), а затем: «О, нет, я просто вареная макаронина»? (Все тело Вирджинии моментально обмякает и ссутуливается.) Кому из вас знакомо такое состояние? Покажите, кто из вас знает, о чем я говорю? (Вирджиния поднимает руку, и люди, находящиеся в зале, тоже поднимают руки.) О, чудесно! Замечательно.
(Прекрасный пример того, что многие называют «нормализацией». Вирджиния показывает Линде, что конфликт, о котором она говорит, так или иначе переживает каждый человек, включая и ее саму, и, следовательно, это «нормально». Когда человек рассматривает проблему как нормальную, ему становится легче ее разрешить. Сообщая, что она сама имела ту же проблему, Вирджиния устанавливает отношения равенства.)
(Одновременно она делает еще одну очень важную вещь. Явно предложив участникам группы поискать в своем собственном опыте переживания, сходные с теми, о которых говорит Линда, она тем самым приглашает их путем идентификации с Линдой принять участие в ее психотерапевтическом путешествии [переключение референтного индекса]. Те, кто примет это приглашение, переживут изменения, во многом сходные с теми, которые произойдут с Линдой.)
01:02 Линда: Только сегодня я была как никогда близка к силе
(снова делает жест вправо от себя) и чувствовала, хм... я снова'почувствовала слабость (Линда
издает короткий смешок, почти всхлипывает и показывает на то место, где она сидела в аудитории) вот здесь, просто чувствовала, хм (прижимает руку к груди), большое-большое сожаление, что я так часто ощущаю дистанцию между собой и другими людьми, и другой частью своего существа, я хочу просто — и иногда я близка к этому чувству, — когда я могу просто обнять каждого (делаетжест правой рукой), и я чувствую, что я их всех люблю. И я чувствую, что я могла бы научиться помогать людям изменяться, и я смотрела на тебя, как прекрасно ты делаешь это... и я тоже хочу делать это, что бы это ни значило для меня.
(Линда формулирует свою амбивалентность более детально: «сила» означает, что она может войти в контакт с людьми, обнять их, любить их, в то время как «размазня» означает отдаленность от них. Линда хочет обладать способностью входить в контакт с людьми, и именно этого результата Вирджиния старается достичь на протяжении всей сессии.)
01:43 Вирджиния (кивает): Чудесно, Линда. (Вирджиния берет руку Линды и похлопывает по ней другой рукой. «Чудесно» — это неспецифическое позитивное слово, выражающее ободрение для Линды. Обратите внимание, Вирджиния не реагирует на негативную часть утверждения и не выражает сочувствия: «Это очень плохо, что ты не чувствуешь себя в контакте». Вместо этого она усиливает позитивную часть и говорит «чудесно». И в самом деле чудесно, что Линда поставила перед собой цель, что она сформулировала ее и т. д.) Позволь мне просто кое-что сделать вместе с тобой. (Фраза «позволь мне просто кое-что сделать вместе с тобой» предлагает Линде согласиться со всем, что Вирджиния решит сделать с ней. Затем Вирджиния смотрит вниз и влево, слушая свой внутренний голос. См. приложение III.) Можешь ли ты увидеть в своей жизни ситуацию, когда стоит быть «вареной макарониной»?
(Несколько раньше Линда использовала определение «вареная макаронина» для описания негативного состояния. Вирджиния просит Линду подумать, в каком контексте «вареная макаронина» могла бы быть позитивным состоянием [контекстный рефрейминг], чтобы расширить для Линды восприятие этой части ее полярности. Вместо того чтобы категорично приказать ей подумать о таком контексте, Вирджиния использует мягкую форму: «Можешь ли ты увидеть в своей жизни ситуацию, когда стоит быть "вареной макарониной"?» [разговорный постулат], которая также содержит инструкцию [встроенная команда] создать визуальный образ контекста.)
01:53 Линда: Стоит быть «вареной макарониной»?
01:55 Вирджиния: Угу-угу. (Тело Вирджинии снова обмякает и ссу-туливается.) Именно.
01:57 Линда: Ну да, думаю, что могу.
01:58 Вирджиния: Хорошо. Что я хотела бы, чтобы ты сейчас сделала, — это снова посмотрела на эту картину (Вирджиния не просто явно предлагает «посмотри на эту картину», она также сама смотрит и указывает вверх — в место, где людям наиболее легко осуществлять визуализацию. См. приложение III. Линда также смотрит вверх) и увидела себя в качестве «вареной макаронины» и позволила себе заметить, что ты от этого получаешь. (Когда Вирджиния заканчивает предложение, она смотрит вниз, слева от себя, слушая свой внутренний голос.)
02:06 Вирджиния: Потому что я поначалу немного забеспокоилась, что ты собиралась отделаться от этой самой «вареной макаронины». (Линда слегка усмехается.) А затем я подумала, что ты станешь чем-то прямо противоположным тому, что было до этого: ты можешь стать «жесткой» (Вирджиния часто использовала слово «жесткий» в смысле «ограниченный», «узкий» или «односторонний») в чем-то, что ты делала раньше, и что ты всегда будешь сильной. (Вирджиния выпрямляется, чтобы выглядеть сильной.)
3 Паттерны магии Вирджинии Сатир
(Предыдущие два предложения не самые ясные из всего, что когда-либо говорила Вирджиния. Она хочет, чтобы Линда осознала ценность — по крайней мере, в определенных контекстах — состояния «вареной макаронины», т. е. чтобы она поняла ценность той своей части, которую она назвала «размазня». Осознание ценности обеих сторон своей полярности представляет собой важнейший первый шаг к разрешению внутреннего конфликта. Большинство из нас, как и Линда, поначалу думают, что одна их часть является хорошей, а другая — плохой. Вирджиния использует прошедшее время, когда говорит о желании избавиться от «плохой» части, относя эти мысли Линды к прошлому и облегчая ей возможность осознать ценность этой части в настоящем.)
02:18 Вирджиния: Но дай мне теперь присмотреться к «вареной макаронине».
02:22 Линда: Хорошо.
02:24 Вирджиния: Когда мы можете видеть, что это просто «м-м^ м»? (Вирджиния смотрит вверх и причмокивает губами, выражая удовольствие. Она намерено просит Линду осуществить визуализацию, используя слово «видеть». Используя слово «когда» она тем самым предполагает, что есть такие время и место, когда быть «вареной макарониной» — это «самое то».)
02:26 Линда: Я вижу, как, может быть, я лежу на кушетке в ок-
ружении друзей, и я чувствую себя совершенно незащищенной (Линда жестами показывает полное расслабление и прижимает руку к груди), а они ухаживают за мной и заботятся обо мне (Линда делает жест в сторону Вирджинии).
02:35 Вирджиния: Хорошо. И что ты чувствуешь по этому поводу? 02:38 Линда (широко улыбаясь): Я... мне это нравится.
02:40 Вирджиния: Вот и отлично. (Группа смеется.) Тогда это не будет тем, что ты хотела бы чувствовать, если собираешься нести большой пакет из бакалеи, не так ли? (Получив полный позитивный ответ от Линды, Вирджиния немедленно указывает ей, что хотя данное состояние уместно в описан-
ном контексте, оно не будет уместно в других контекстах [контекстный рефрейминг].)
02:47 Линда: Нет.
02:48. Вирджиния: Нет. Отлично, и к чему это нас подводит? Это подводит нас к выбору... к выбору. (Дважды повторенное слово «к выбору» является встроенной командой для Линды, оно сообщает, что данное понимание предоставляет ей выбор.) Когда мне нужно сделать это (указывает перед собой), я могу вытащить из себя это. Когда мне нужно сделать это (указывает влево от себя), я могу вытащить из себя то. Но если у меня есть правило, я всегда должна быть тем или иным, иначе я не могу сделать это. (Линда кивает.)
03:04 Вирджиния: Сейчас я хочу задать тебе еще один вопрос. Скажи, ты действительно думаешь, что можешь любить всех людей одновременно? (Теперь Вирджиния направляет внимание Линды на другую сторону полярности, ставя вопрос к обобщенному утверждению, сделанному ею ранее: «Я могу просто обнять каждого, и я чувствую, что я их всех люблю». Добавив слова «одновременно» Вирджиния еще усиливает утверждение Линды. Она упорно преследует основную идею, которую только что высказала [3:00]. Если я думаю, что всегда должна любить всех людей, мне будет трудно сделать это, так что меня может постичь неудача, и я, вероятно, могу начать осуждать себя. Если моя цель допускает некоторую гибкость и возможность выбора, мне будет легче ее достичь, и это принесет мне большее удовлетворение.)
03:11 Линда: Одновременно?
03:13 Вирджиния: Да. Ну, или что ты можешь любить всех по очереди? (Вирджиния поднимает взгляд вверх и влево и делает аналогичный жест рукой. Это сделанное в невербальной форме предложение Линде поискать соответствующие образы в памяти.)
68 03:17 Линда (смотрит вверх и вправо, где у большинства лю-
дей находится область визуального конструирования будущих возможностей): Я думаю, что могу — я хотела бы (прижимает руку к груди) найти место, куда я могла бы уйти за пределы человеческой индивидуальности (вытягивает вперед руку с ладонью, обращенной к себе), которая может быть отталкивающей в данный момент (вытягивает вперед руку с ладонью, обращенной наружу) и просто любить их (протягивает руку по очереди к своей груди и к груди Вирджинии, другое невербальное признание, что Линда чувствует тесный контакт с Вирджинией), установить связь, которую мы могли бы почувствовать как человеческие существа, или тот «свет», о котором мы говорили только что [ранее в тот день] или что-то вроде этого. (Линда проводит различие, которое может оказаться терапевтически полезным — между поведением, которое демонстрирует данный человек и которое может быть малоприятным, и его внутренней сущностью. Это различие, которое Вирджиния сделала раньше на том же семинаре. Вирджиния признает это и идет дальше, спрашивая, как Линда будет справляться с «плохим» поведением.)
03:31 Вирджиния: Хорошо, и что ты собираешься делать с их отвратительным поведением?
03:34 Линда: Ну, я не собираюсь проводить с ними много вре-
мени. У меня есть выбор, и я не буду жить с людьми, которые ведут себя отвратительно. Но я все же не хочу обязательно ненавидеть их. Я хочу любить их за то, что они люди.
03:46 Вирджиния: Это принципиально важный вопрос, и я хочу поработать над ним еще немного. Хм... (Вирджиния оглядывает группу и кивает одному из присутствующих, Рэнди, который, оказывается, является хорошим приятелем Линды.)
03:53 Линда (улыбается): О, замечательно! Я рада, что ты вы-
брала его. (Группа смеется.)
03:56 Вирджиния (шутливо, пока Рэнди подходит и становится слева от Вирджинии): Ну, я прочитала твои мысли, да-да, прочитала твои мысли. Не верь этому, я не читала твои мысли. (Эта шутка — когда она говорит, что прочитала мысли Линды, и тут же заявляет, что она этого не делала, — помогает Вирджинии поддерживать легкую и радостную атмосферу. Она вдруг начинает играть роль «дксперта/гуру», а затем быстро и недвусмысленно отказывается от нее. Упоминая об этом, Вирджиния также оставляет Линде возможность думать, что она умеет читать мысли. Последующее отрицание не обязательно подразумевает, что это невозможно, а люди любят находить объяснения для совпадений. Затем Вирджиния легко кладет левую руку на плечо Рэнди, продолжая при этом разговаривать с Линдой.) Хорошо. Сейчас я услышала, как ты сказала: «Я не хочу жить с чувством ненависти». (Вирджиния повторяет формулировку Линды, во-первых, для того чтобы та подтвердила сказанное, во-вторых, для того чтобы получить от Линды согласие с этим утверждением, прежде чем начать его использовать.)
04:07 Линда: Правильно.
04:08 Вирджиния: «Я не хочу жить с чувством ненависти». (Повторяя высказывание, Вирджиния подчеркивает то, с чем согласилась Линда. Как известно, «если повторяешь что-то достаточно часто, оно становится истиной», и Вирджиния охотно использует повторение, чтобы подчеркнуть какую-то мысль.) И еще, ты этого не сказала, но, возможно, на самом деле ты знаешь, что ненависть разрушает тебя. (Вирджиния указывает на свой живот. В данном случае она использует местоимение «тебя» в универсальном смысле «каждый из нас». Вирджиния исходит из пресуппозиции, что ненависть разрушает нас; вопрос только в том, знает ли об этом Линда. Слова «на самом деле» и «ты знаешь, что
ненависть разрушает тебя» также являются встроенной командой, которую она выделяет более громким голосом.)
04:14 Линда: Угу.
04:15 Вирджиния: Ведь что делает ненависть — она начинает разъедать вас. Кто из вас знает об этом? (Говоря «что делает ненависть...» и «кто из вас знает об этом», Вирджиния снова исходит из пресуппозиции, что ненависть разрушает человека и снова осуществляет нормализацию, уравнивая аудиторию и вовлекая ее в происходящее.) Она начинает разъедать вас. И она разъедает и разъедает, и чем сильнее вы ненавидите, тем сильнее вы хотите уничтожить объект вашей ненависти. (Повторяя — 3 раза, — что ненависть разъедает человека, Вирджиния еще сильнее подчеркивает истинность этого высказывания [повторение].) Посмотрите, из этого вытекает очень любопытная вещь. Как только вы осуществляете категоризацию, или используете стереотип или предвзято судите о чем-либо, это обязательно становится фокусом для ненависти. Это обязательно становится — особенно предвзятое мнение — обязательно становится фокусом для ненависти [повторение].
04:45 Вирджиния: Итак, ненависть возникает, потому что вы чувствуете свою уязвимость. (Вирджиния поворачивается к Рэнди.) Потому что ты не сделал того, что следовало сделать — сбрить эти усы, например. (Поворачивается к Линде.) Ты знаешь, что все усатые мужчины таят в себе очень дурные мысли. (Линда смеется, вся группа тоже, Рэнди улыбается.) Так говорят очень многие люди.
(Вирджиния описывает случай Линды в терминах общечеловеческих процессов, используя именные группы без референтного индекса: «ненависть разрушает вас», «чем сильнее вы ненавидите, тем сильнее хотите уничтожить объект вашей ненависти», «ненависть возникает, потому что вы чувствуете свою уязвимость». Подчеркнув основную мысль относительно
уязвимости, ненависти, убийства, Вирджиния приводит банальный и смешной пример — «ты знаешь, что все усатые мужчины таят в себе очень дурные мысли», чтобы поддержать радостную и легкую атмосферу, пока она будет двигаться к тому, чтобы познакомить Линду с новыми способами осмысления серьезных вопросов. Вирджиния выбирает такой пример — «все усатые мужчины...» — что каждый может понять неуместность ненависти в данном случае. Таким образом, она создает фундамент для того, чтобы в дальнейшем поставить под вопрос уместность ненависти, которую Линда испытывает к другим людям.)
04:59 Вирджиния: Как бы то ни было, так приходит страх. И ненависть должна скрыть слабость. (Вирджиния продолжает использовать общие слова: «страх», «ненависть», «слабость» — в противоположность словам «твой страх» и т. д. Это позволяет ей обсуждать важные вопросы, не вступая в прямую конфронтацию с Линдой.) Итак, когда мы помещаем себя в позицию, где вынужденно ощущаем свое бессилие, мы начинаем разрушать себя. Мы начинаем разрушать [повторение]. (Слова Вирджинии — «мы начинаем разрушать себя» — подразумевают, что мы одновременно являемся творцами и жертвами собственной ненависти. И поскольку мы сами делаем это с собой, у нас есть возможность для изменения. Это создает умонастроение, отличное от того, которое можно описать, как «мы ненавидим других» или «другие делают что-то ужасное для нас». В предыдущих двух предложениях Вирджиния также перешла к универсальному местоимению «мы». Это смягчает переход, когда она затем поворачивается к Линде и говорит «ты».)
05:16 Вирджиния: Хорошо. Итак, ты не хочешь этого делать. Тогда давай сделаем вот что. Мы дадим ему (кивает через плечо на Рэнди) чуть позже несколько имен. (Фраза «мы дадим ему чуть позже несколько имен» [именное словосочетание без референтного индекса] призывает Линду подумать, к
кому в своей жизни она относится с предубеждением. Какие имена получит Рэнди чуть позже? Эти слова — «дадим ему чуть позже несколько имен» — представляют собой также встроенную команду и ясно показывают, что у Вирджинии есть четкий план по поводу ее дальнейших действий с Линдой: она собирается поработать с ее предубеждением против кого-то из членов семьи, в которой выросла Линда.) Подумай о том, что ты хотела бы сделать, чтобы поддержать себя в максимально конгруэнтном состоянии, что могло бы позволить тебе понять, что ты чувствуешь.
05:31 Линда: Угу.
05:32 Вирджиния: Итак, чтобы действительно освободиться от ненависти, ты должна позволить себе осознать, что ты уязвима и что ты чувствуешь свою слабость. (Вирджиния не спрашивает: «Ощущаешь ли ты свою уязвимость, когда чувствуешь ненависть?» Она исходит из пресуппозиции, что это ощущение присутствует, и вопрос только в том, позволяете вы себе осознать его или нет.) Это способ освободиться от ненависти.
05:40 Вирджиния: По работе, будучи в Сан-Франциско, я регулярно имею дело с людьми, которые работают под землей — чинят канализацию и тому подобное. Среди них много людей с кожей самых разных оттенков, и с этими людьми действительно много проблем. И что я делаю — я помогаю им открыть их уязвимость — их боязнь быть любимыми, их страхи, — в чем бы они ни заключались. (Говоря об «этих людях» [именная группа без референтного индекса], Вирджиния снова изящно обсуждает проблему на уровне обобщений, прежде чем вернуться непосредственно к работе с Линдой.) И поэтому первый шаг в работе с ненавистью (Вирджиния поворачивается к Линде и берет обе ее руки в свои) — это позволить себе войти в соприкосновение с собственной уязвимостью.
06:07 Вирджиния: Итак, то, что ты не была в соприкосновении с собственной уязвимостью, ты раньше воспринимала как защищенность. Эта ужасная штука вот там — усы, как ты знаешь, скрывает множество ужасных вещей. (Большинство людей полагают, что они могут защитить себя, если не будут показывать свою уязвимость. Вирджиния пытается отнести эти действия к прошлому Линды, говоря «ты раньше воспринимала как защищенность», а затем переключаясь на настоящее время при описании забавного примера с усатым мужчиной [сдвиг временных предикатов]. Неявное сообщение таково: «Раньше ты верила в это, теперь это просто смешно».)
06:15 Линда: Ну, это защищало меня. (Линда тоже исполь-
зует прошедшее время — «защищало». Хотя она говорит, что эта защита была для нее важна, она оставляет ее в прошлом.)
06:16 Вирджиния (моментально подхватывает колебание, которое содержится в кажущемся возражении Линды): Ну, некоторым образом да, но некоторым образом еще нет. (Говоря «некоторым образом еще нет», Вирджиния подразумевает, что это не давало Линде защиты, но что она может получить эту защиту в будущем.) Ты не понимала этого, но это нормально. (Видимое несогласие Линды с тем, что она сказала, Вирджиния трактует, как «непонимание» [смысловой реф-рейминг]. Затем Вирджиния принимает утверждение Линды и начинает исследовать, что она хотела этим сказать.) «Это защищало тебя». Хорошо. Прекрасно, и вот ты здесь. (Вирджиния смотрит вниз и влево — это область аудиальной памяти.) И ты сказала кое-что относительно защиты. Каким образом твоя ненависть защищала тебя? (Вирджиния начинает собирать информацию для разрешения возникшего непонимания.)
73
06:37 Линда: я не имела в виду, что ненависть защищала меня.
Я имела в виду, что то, что я не позволяла себе
74
быть уязвимой, защищало меня от того, что я воспринимала как вещи, которые могут причинить мне вред. Скажем, в моей семье.
06:50 Вирджиния: Хорошо. Давай задержимся на этом на минутку (Слова «давай задержимся на этом на минутку» подразумевают, что по истечении минуты, если Линда не будет больше задерживаться на этих мыслях, они уйдут), потому что сейчас ты говоришь о чем-то другом. Ты говоришь о своей способности видеть те вещи, которые могут оказаться вредными и которые ты могла бы устранить или обойти или каким-то еще образом справиться с ними. Это совсем другое дело, потому что это позволяет тебе получить в свое распоряжение целый набор возможностей. Я не хочу... говоря об этом, я стремлюсь к возможности помочь людям ясно увидеть, что у них всегда есть выбор. (Хотя Вирджиния говорит о «людях» [существительное без референтного индекса], она отчетливо имеет в виду Линду. Таким способом она осуществляет нормализацию и побуждает группу следить за ее работой с Линдой. Одновременно Вирджиния изменяет описание так, чтобы открыть возможность выбора. «Не быть уязвимой» превращается в «видеть опасность и справляться с ней». Фактически, преодоление опасности включает состояние уязвимости.)
07:22 Линда: Угу.
07:23 Вирджиния: Итак, давай сделаем вот что... Кто это был, давай посмотрим, кто это был в твоей семье — отец? Мать? Или оба? И как? (Вирджиния исследует высказывание Линды по поводу «вещей, которые могут причинить мне вред, скажем, в моей семье» [6:46]. Вирджиния начинает перечислять основных членов семьи, внимательно следя за реакцией Линды. Но Вирджиния выражается не очень ясно, так что реакция Линды неотчетлива. Она не реагирует непосредственно, когда Вирджиния упоминает ее отца и мать.)
07:31 Линда: Кто был для меня кем?
07:32 Вирджиния: Когда ты росла, кто был для тебя тем, от кого ты хотела себя защитить?
07:34 Линда {решительно): Мать. {Линда закрывает глаза и от-
дергивает голову назад.)
07:35 Вирджиния {обращаясь к Рэнди): Ну ладно, хотя ты и не подходящего пола, встань здесь. {Линда смеется.) Давайте выберем кого-нибудь еще. {Вирджиния оглядывает группу в поисках немолодой женщины.) Не согласишься ли выйти сюда и сыграть роль матери? {Участница группы подходит и занимает место Рэнди.)
07:42 Линда {смеется): Ох ты, во что это я себя втравила?
07:45 Вирджиния {легкомысленно): Ну, я могу сказать тебе, что все люди, которым приходилось иметь со мной дело, говорили потом, что все закончилось просто чудесно. (Группа смеется. Используя общие выражения «люди» и «чудесно», Вирджиния рисует привлекательную картину, не обещая при этом Линде ничего конкретного.)
07:50 Линда: Хорошо.
07:51 Вирджиния: Итак, я хочу сказать тебе это, и я знаю, что это правда. Отлично, теперь у меня уже есть картина, но я бы хотела, чтобы ты сказала мне, как она возникла, что за картина ее (указывает на женщину, играющую роль матери Линды) заставля-
ет тебя чувствовать свою уязвимость? (Обратите внимание, Вирджиния говорит «что за картина ее», вместо того чтобы спросить, например, «что она делает», намеренно обращаясь к тому образу матери, который есть у Линды, а не к самой матери [модель мира]. Вирджиния, кроме того, предваряет вопрос параллельным сообщением о том, что у нее «уже есть картина» сказанного Линдой.)
08:06 Линда: Я полагаю, мне следует обрисовать ее как мою
мать?
08:08 Вирджиния: Да, совершенно верно. И дай ей...
08:10 Линда: Она... гм...
08:11 Вирджиния: Говори ей «ты». Это поможет. (Используя местоимение «она», Линда сохраняет дистанцию между собой и своим образом матери, проявляя минимум эмоций. Говоря «ты», она вернется назад к проблеме этого взаимодействия и в большей мере испытает соответствующие чувства [ассоциация].)
08:12 Линда (с возмущением): Хорошо..Ты, ты... Ты не можешь
перенести моей радости и поэтому постоянно унижаешь меня и придираешься ко мне. (Линда несколько раз делает жест в сторону матери, как буд то ударяе т рукой.)
08:21 Вирджиния: Хорошо, теперь скажи ей. {Вирджиния смотрит вверх и влево, вспоминая зрительный образ.) Давай немного поговорим о том, как она к тебе придирается? (Это первое предложение Линде встать на место ее матери [сдвиг референтного индекса], приняв ее внешнее поведение. Использование характерных выражений ее матери позволит еще сильнее вовлечь Линду в происходящее. В то же время это даст Вирджинии информацию о том, что именно говорит мать Линды и как она говорит это.)
08:24 Линда (критически): Ты слишком тощая! (Линда гово-
рит о критическом поведении своей матери и начинает играть ее роль [сдвиг референтного индекса].)
08:26 Вирджиния (весело, глядя вверх и влево): О-о, «слишком тощая». Это чудесно. (Линда улыбается.) Да, это чудесно. (Дважды повторяя слово «чудесно» и веселым тоном говоря о том, что Линда считала серьезным и ужасным, Вирджиния поддерживает у той более позитивный настрой, при котором она может воспринимать свою мать более объективно.) Она сама полная?
(Фриц Перлз часто повторял, что «контакт — это умение ценить различия», вместо того чтобы считать их чем-то плохим. Спрашивая, не была ли ее мать полной, Вирджиния выяв-
ляет возможное различие между Линдой и ее матерью и помещает высказывание «Ты слишком тощая» в контекст этого раз-| личия [контекстный рефрейминг].)
08:30 Линда: Маленького роста.
08:31 Вирджиния: Маленького роста (смотрит вверх и влево; шутливо). Хорошо. Прекрасно. Ну, тогда я ее понимаю. (Линда и вся группа смеются. Этим коротким шутливым комментарием Вирджиния достигает сразу нескольких целей. Во-первых, ее шутка еще сильнее поднимает настроение Линды. Вам будет гораздо легче решить любую проблему, если вы способны посмеяться над ней. Во-вторых, она, в сущности, говорит: «Я похожа на твою мать» — еще один пример того, как Вирджиния устанавливает отношения равенства между собой и человеком, с которым она работает.)
(Вероятно, наиболее важная задача данного комментария, — положить начало изменению тех чувств, которые Линда испытывает к своей матери. Линда только что выразила свой гнев в адрес матери и сказала о своем отчуждении от нее. До этого она говорила об ощущении глубинной связи с Вирджинией и о своем уважении к ней. Это два противоположных чувства, которые Линда выразила последовательно, когда описывала свой конфликт [00:22 и 01:02]. Возникновение сходства между Вирджинией и матерью Линды, пусть даже по такому мелкому и смешному поводу, приводит к тому, что эти противоположные чувства оказываются вынужденными существовать одновременно, а не последовательно, при этом они постепенно начинают смешиваться и разрешаться.)
08:34 Вирджиния: Прекрасно, а что еще она говорит?
08:37 Линда: Она имела обыкновение... Ты постоянно твердишь
мне, что я говорю слишком громко и чтобы я успокоилась и сдерживала свой голос. (Линда делает рукой придавливающий жест. Линда начинает было описывать действия своей матери, а затем переключается на ролевую игру.)
08:43 Вирджиния: Хорошо, хорошо. Прекрасно. Ты делаешь это. «Ты говоришь слишком громко и тебе следовало бы
77
сдерживать свой голос». (Вирджиния быстро смотрит вверх и влево, а затем переводит взгляд вниз и влево, вспоминая, что Линда говорила до этого.) Что еще? «Ты слишком тощая; тебе следовало бы говорить потише». Она не говорит тебе этого но, тем не менее... [Она говорит] «Сдерживай свой голос».
08:55 Линда: «Почему ты не развиваешь свой талант? Ты такая
способная; ты никогда не работаешь над своим талантом». (В данный момент Линда полностью вошла в роль своей матери.)
08:58 Вирджиния: О каких талантах она говорит? Это то же, о чем думаешь ты сама? (Вирджиния начинает проводить параллель между Линдой и ее матерью, но Линда прерывает ее. Вирджиния вернется к этому позднее [24:16].)
09:00 Линда: Музыка.
09:01 Вирджиния (радостно): Прекрасно, ты не... Ты впустую тратишь свой талант, так?
09:03 Линда: Правильно.
09:04 Вирджиния: Ну хорошо. (Линда улыбается; вся группа смеется.) Что еще?
09:06 Линда (смеется): А этого недостаточно?
09:09 Вирджиния: Ну, раз уж мы начали эту тему, почему бы нам не составить по-настоящему большой список? (Вирджиния намеренно подчеркивает и преувеличивает жалобы Линды, но говорит при этом с легкой и шутливой интонацией. Поэтому жалобы начинают выглядеть забавными, что помогает Линде исследовать и впоследствии изменить свои претензии к матери.)
09:14 Линда: Хорошо. «Ты точь-в-точь, как твой отец».
09:16 Вирджиния (весело, глядя при этом вверх и влево): О, чудесно. Это серьезная претензия. (Вирджиния поддерживает юмористическую атмосферу, произнося «о, чудесно» и «это серьезная претензия». Линда смеется.) И что же не так с твоим отцом, и в чем ты на него похожа?
09:20 Линда: Он ирландец.
09:21 Вирджиния: О-о, понимаю. Хм, так ты, значит, ирландка наполовину.
|