Вирджиния: Возможно, это похоже на то, что Коби должен заботиться о Лизе и Люси. Тут есть сходство? (1983) j
Предоставление позитивного альтернативного выбора
Хотя данная техника доказывает свою неэффективность уже на протяжении не одного столетия, многие люди все еще пытаются пресекать проблемное поведение непосредственно, с помощью разного рода наказаний. Если миллиарды опытов на крысах что и доказали в экспериментальной психологии, так это то, что наказание не способствует устранению приобретенного поведения. Наказание просто подавляет данное поведение, создавая конфликт между противоположными мотивами. Большинство людей уже имеют вполне достаточно конфликтов, и им совершенно не нужны новые. Напротив, Вирджиния знала, что если вы научите человека более приемлемым и комфортным способам осуществлять взаимодействие с другими людьми, он просто не захочет возвращаться к старым, болезненным и разрушительным. Как сказала много лет назад Мама Йокум*: «Добро лучше зла, потому что оно приятнее». Большинство психотерапевтов пытаются вычитать проблемное поведение. Вирджиния, наоборот, спрашивала себя: «Что я могу добавить в существование этого человека, чтобы он больше не хотел вести себя таким образом?»
Я никогда не стараюсь прекратить поведение. Я говорю: «Ладно, вы приобрели такой навык. Теперь давайте посмотрим, можем ли мы приобрести другие». (Satir, 1984)
Такое поведение не является чем-то дурным, оно просто говорит нам, что мы имеем возможность чему-то научиться, и все. Чему бы мы ни научились, мы можем оставить это в прошлом и научиться чему-то еще. Мы не должны сначала «разучиться» делать что-то, чтобы научиться другому. Это работает не так. Поэтому мы не должны беспокоиться о том, как освободиться от того, чему мы научились. Что мы действительно должны сделать, так это понять, чему мы научились, и затем поискать, чему мы хотим научиться еще. (1984)
Когда Вирджиния на одной из сессий помогла мужу, Кэйси, получить позитивную реакцию от его жены, Марджи, предложив ему просто дотронуться до нее, она сказала:
Персонаж серии комиксов «Малыш Эбнер», созданных в 1934 г. А. Каппом. Герои комиксов — жители вымышленного захолустного городка Собачий-Угол в США. — Примеч. пер.
26 Это стало для вас новостью? Что вы можете так влиять на
кого-то? (Кэйси: «Нуда».) Так может, эта сцена поможет вам понять, каким в действительности может быть ваше влияние. Вы более чем достаточно наслушались о том, как ужасно вы кричите. Вы знаете подобный способ воздействия. Но есть множество других возможностей. Вот одна из них, так что вы теперь и ее знаете (1983).
Рефрейминг поведения и восприятия
Вирджиния особенно славилась своим умением так менять восприятие человека, что он начинал видеть те или иные события в более позитивном свете, что существенно облегчало решение его проблем. Ворчание матери становилось доказательством ее заботы о детях, наказание за слишком позднее возвращение домой превращалось в защиту со стороны любящего отца.
Однажды Вирджиния работала с женщиной, которая в детстве подверглась жестокому обращению со стороны отца. Он страшно избил ее кнутом, а затем отвез в дом ее дедушки и бабушки, бросил там и больше не вернулся. Вирджиния интерпретировала этот отказ от собственной дочери как предельное проявление отцовской любви. Отец понял, что теряет контроль над собой, поэтому он оставил дочь с бабушкой и дедом и никогда не встречался с ней, лишая себя малейшей возможности причинить ей боль еще раз.
Характерные для работы Вирджинии поиск позитивного намерения, отказ от обвинений и акцент на желаемом результате также представляют собой эффективные способы рефрейминга. Они меняют смысл поведения и его восприятие, приводя в результате к возникновению более позитивных чувств и более конструктивного поведения. Можно выделить два основных типа рефрейминга: контекстный и смысловой.
Контекстный рефрейминг помещает «проблемное» поведение в другой контекст, тот, в котором оно может иметь определенную ценность. Нацример, отец может рассматривать «упрямство» своей дочери как отрицательную черту, до тех пор пока не подумает об этом в контексте ее возможной встречи с человеком, имеющим дурные намерения и пытающимся склонить ее к чему-либо. Любое поведение может представлять ценность в определенном контексте. Даже убийство может оказаться оправданным
и необходимым в ситуации самозащиты. Контекстный рефрей-минг зависит от способности психотерапевта находить контексты, в которых клиент мог бы рассматривать «проблемное» поведение как имеющее определенную ценность.
Следующим шагом является подтверждение ценности поведения в определенных контекстах и затем — поиск альтернативных форм поведения для тех ситуаций, в которых то же самое поведение может создавать проблемы.
Часто Вирджиния рассматривала проблемное поведение как совершенно неосознаваемый ответ на прошлые ситуации, в которых человек не имел достаточной информации и чего-то не понял.
Вирджиния: Хорошо. Итак, вы сказали мне, что у вас был прекрасный образец родительского поведения в лице вашего отца и совершенно ужасный — в лице вашей матери.
Марджи: Верно.
Вирджиния: Сейчас я хочу сказать вам, Марджи, о чем это говорит мне... и, может, мы сумеем заполнить этот пробел. Получается, что у вас не было модели материнского поведения женщины.
Марджи: Верно.
Вирджиния: Хорошо. И это говорит мне еще кое о чем. Что какие-то части вашего самоощущения как женщины оказались утрачены.
Марджи: Совершенно верно. (1983)
Установив, что некая реакция принадлежит прошлому контексту, Вирджиния могла затем попытаться внести изменения и добавления в восприятие человека и осмысление им ситуации, так чтобы он научился реагировать более позитивным и уместным образом в текущем контексте.
Смысловой рефрейминг меняет значение поведения в данном конкретном контексте. Например, если отец кричит на сына, сын может увидеть причину в том, что отец его не ценит и не любит. Если же мы посчитаем, что отцом руководит желание сделать жизнь сына лучше, но его способности к коммуникации ограничены, потому что его собственный отец был жесток с ним, мы
придадим этому крику несколько более позитивное значение. В результате сын будет по-другому реагировать на него, что, в свою очередь, изменит и реакцию отца. Очень легко накричать на того, кто презрительно смотрит сквозь тебя, и очень трудно — на того, кто проявляет понимание и уважение.
Часто Вирджиния осуществляла рефрейминг, просто используя для описания проблемного поведения другие слова. Смысловые оттенки, привносимые новым описанием, приводили к более положительному восприятию поведения. Вирджиния, например, описывала отцовский гнев как способ, которым тот «выражает свои мысли» (1983). Когда жена Кэйси потянулась, чтобы прикоснуться к нему, и он описал свои ощущения как «странные», Вирджиния использовала формулировку «новые ощущения» (1983). Позже на этой же сессии она переопределила критику как возможность чему-то научиться: «Так что когда я спрашиваю, способны ли вы воспринимать критику, я всего лишь имею в виду, способны ли вы учиться» (1983).
Я сам однажды слышал, как Вирджиния сказала подростку, от которого забеременели 2 его одноклассницы: «Прекрасно, в конце концов, мы теперь знаем, что у тебя хорошая способность к оплодотворению». Говоря это, она вовсе не собиралась потворствовать его поведению. Она хотела только преодолеть обвинения, оскорбления и нападки с его стороны, чтобы они могли стать союзниками и вместе начать работать над поиском решения.
Книга Бэндлера и Гриндера «Рефрейминг» (Bandler & Grinder, 1982) представляет собой по большей части вытяжку из тех паттернов рефрейминга и согласования, которые Вирджиния использовала, чтобы помочь членам семьи обрести общее для них пространство, где они могли бы взаимодействовать. В «Рефрейминге» также описаны процедуры, с помощью которых можно облегчить процесс приобретения этих важных психотерапевтических навыков.
Действие
Еще одной существенной составляющей эффективности Вирджинии был ее упор на действии. Она понимала, что человек может измениться только в том случае, если будет иметь полный опыт того события или восприятия, на которые слова способны всего лишь указать.
Слова не обладают никакой энергией, если они не запускают образ. Слово само по себе, как таковое, не содержит ничего. Одна из вещей, о которых я думаю постоянно, это вопрос: «Какие слова могут послужить толчком для образов у данного человека?» А затем человек следует чувствам, которые вызвал у него образ. (1989)
Вирджиния неоднократно указывала, что люди склонны придерживаться привычной формы поведения или возвращаться к ней. Активно используя новые формы поведения, человек превращает их в привычные. Вирджиния часто советовала людям, что им говорить и как говорить. Она иногда могла даже сказать это сама, демонстрируя при этом на невербальном уровне, чего именно она от них хочет.
Если вы переходите к новому поведению и позволяете себе реализовать его, оно становится привычным, так что первый шаг на пути к изменению — это действовать «как если бы». Сейчас прошло уже много времени с тех пор, когда действовать «как если бы» означало мошенничать. На самом деле то, что происходит при этом, дает нашим системам новый набор стимулов для ответа... Если я хочу помочь человеку делать то, что ему нравится, вместо того, что он имеет обыкновение делать, я помогаю ему также придумать, как он мог бы отыграть прямо передо мной эти новые возможности. (1989)
После того как десятилетняя Лиза отреагировала на слезы своей матери, сказав: «Все было так печально» (1983) и добавив, что все члены семьи ощущают себя нежеланными, произошел следующий диалог:
Вирджиния: Я хотела бы предложить тебе одну вещь, потому что это может оказаться полезным. Я собираюсь выяст нить, действительно ли каждый член семьи знает, что значит ощущать себя нежеланным, но я хотела бы знать, что произошло, если бы ты действительно почувствовала это и сказала: «Вы знаете, прямо сейчас я чувствую, что никто меня не любит». Что, как ты думаешь, могло бы произойти, если бы ты произнесла эти слова?
Лиза: Тогда моя мама, наверное, сказала бы, что на самом
деле она меня любит.
Вирджиния: Тогда, возможно, твоя мать подошла бы к тебе и сказала, что на самом деле она любит тебя? Это как-то помогло бы?
Лиза (кивает): Это просто снова сделало бы меня счастливой.
Вирджиния: Это просто снова сделало бы тебя счастливой. Хорошо. Ты сидишь здесь, но мне интересно, сможешь ли ты, просто для тренировки, просто, чтобы все могли услышать и ты сама могла услышать, сказать: «Прямо сейчас я чувствую, что никто меня не любит». Можешь ли ты сказать эти слова?
Лиза: Прямо сейчас я чувствую, что никто меня не любит.
(1983)
В то время как члены семьи пробовали новые способы взаимодействия друг с другом, Вирджиния внимательно следила за их невербальным поведением, чтобы убедиться в конгруэнтности коммуникации. Заметив неконгруэнтность, она могла спросить об их ощущениях в данный момент, чтобы сделать коммуникацию более полной и понятной. Особенно ее интересовали те чувства разочарования и тоски, которые, невысказанные, стояли за жестокими словами и холодным молчанием. Вирджиния полагала, что подобные чувства можно преодолеть посредством более ясной коммуникации.
Позвольте мне убедиться. Судя по выражению вашего лица — я не уверена в том, что вы сейчас чувствуете, Сьюзи, — чувствуете ли вы на самом деле, что это серьезное соглашение? (1983)
Вирджиния: Кстати, Марджи, как вы себя почувствовали, когда Лиза подошла к вам, когда вы плакали?
Марджи: Хорошо.
Вирджиния: Вы можете сказать это ей?
Марджи (глядя на Лизу). Я чувствовала себя хорошо. Я чувствовала себя в безопасности. (1983)
Оказав одному или нескольким из членов семьи помощь в осуществлении изменений, Вирджиния могла попросить их снова поучаствовать в реальной жизненной ситуации, для того чтобы она могла проверить и оценить проделанную работу. В том случае если Вирджиния замечала проявления вербального или невербального поведения, которое могло помешать чистой и точной коммуникации, она останавливалась, чтобы прояснить их и продемонстрировать человеку, как собирать информацию и реагировать на возражения. Таким образом она показывала, как можно
достичь «чистого звучания» коммуникации и получить соответствующий позитивный ответ от других членов семьи.
Убедившись, что все члены семьи чувствуют свое участие во взаимодействии, Вирджиния спрашивает их:
Вирджиния: Что произошло бы, если, испытывая подобное ощущение, вы выразили бы его словами, как это сделала Лиза? Как вы думаете, Кэйси, что произошло бы, если бы вы сказали эти слова? «Прямо сейчас я чувствую, что никто меня не любит»? ,
Кэйси: Но я сказал. Я сказал это раньше.
Вирджиния: Этими словами?
Кэйси: Ну, я сказал: «Всем наплевать на меня».
Вирджиния: О, это же совершенно другое дело. (Поднимается с места и наставляет указательный палец на Кэйси.) Потому что вы знаете, что это значит — «Вам не следовало бы плевать на меня», и это не то же самое, что сказать «Я сейчас чувствую, что меня никто не любит». (Садится, продолжая смотреть в глаза Кэйси.) (1983)
Вирджиния использовала действия, чтобы перевести надежды и разочарования в соответствующее им поведение, обеспечивая, таким образом, ясность и однозначность коммуникации и в вербальном, и в невербальном плане. Когда другие члены семьи давали ответ, она могла прояснять и их сообщения тоже. Когда Марджи выразила желание стать ближе своему мужу, Вирджиния сказала:
Вирджиния: Что же, попробуйте выразить свое желание в действии — сделайте это и посмотрите, что произойдет. (Марджи наклоняется вперед и касается колена Кэйси.) То, что вы сейчас делаете, вам будет намного проще, если вы перейдете сюда.
Марджи: Действительно, вместо того чтобы тянуться. (Теперь Марджи сидит напротив Кэйси, рядом с ним, касается его колена и улыбается ему.)
Вирджиния: Сейчас я кое-что заметила. Обратите внимание, что произошло, когда вы сделали это. Что произошло?
Марджи: Он, вроде бы, немного отодвинулся.
Вирджиния: Это то, что вы увидели?
Марджи: Может быть, он не вполне уверен, что он чувствует.
Вирджиния: Я видела пару движений, но я не уверена. Но вы можете спросить Кэйси, что он, по его мнению, сделал. Я видела, как он сначала слегка подвинулся вперед, а затем — немного назад. (Смотрит на Кэйси.) Вы сделали именно это?
Кэйси: Угу.
Вирджиния: Хорошо. Какие ощущения вы испытали, когда Марджи рискнула последовать своему желанию приблизиться к вам?
Кэйси: Странные.
Вирджиния: Хорошо. Это были новые ощущения.
Кэйси: Угу.
Вирджиния: А теперь, если отбросить ощущение странности, что вы чувствуете, когда она сидит здесь?
Кэйси: Как так и надо.
Вирджиния: И это значит?
Кэйси: Ну, мне приятно.
Вирджиния: Я бы хотела, чтобы вы сказали это ей.
Кэйси: Мне хорошо. Как-то тепло, пушисто... (1983)
Семейная скульптура представляет собой один из широко известных приемов, с помощью которых Вирджиния переводила слова в действия. Используя его, Вирджиния наглядно отображала систему семейных взаимодействий, помогая членам семьи увидеть себя более ясно. Она создавала из членов семьи живые картины, или скульптуры, отражающие их типичные способы взаимодействия: поддержку, привязанность, обвинения, заискивание, включение, исключение, дистанцию и близость, сильные и тесные отношения и т. д. (1983). Иногда она добавляла опоры, например веревки, чтобы более явно продемонстрировать, как члены семьи ограничивают друг друга посредством жестких правил и ролей, страхов, обязанностей и долгов.
А иногда, напротив, исходная скульптура приходила в движение и превращалась в «балет напряжений», показывая после-
довательность взаимодействий между членами семьи (1983). Такая упрощенная драматизация помогала членам семьи увидеть постоянно повторяющиеся процессы, характеризующие их взаимодействие независимо от контекста. Когда Вирджиния учила их новым способам взаимодействия друг с другом, эти изменения, как правило, происходили в большом разнообразии контекстов.
Вирджиния много двигалась, стремясь создать физический контакт между собой и каждым членом семьи поочередно. Она также часто прерывала непродуктивные взаимодействия, просто становясь между участниками и мешая им, таким образом, увидеть друг друга. (Когда я впервые увидел Вирджинию, а это было в начале 1960-х гг., трехдюймовые каблуки и пышный начес на голове служили немалым дополнением к ее собственным 6 футам — поистине титан среди психотерапевтов.)
Заставляя членов семьи реагировать на нее, а не друг на друга, она облегчала появление позитивных ответов. Получив более благоприятный отклик, она устранялась с дороги и позволяла им взаимодействовать дальше. Когда супружеская пара, описанная в книге «Сатир: шаг за шагом», зашла в тупик, потому что каждый из них начал неодобрительно отзываться о внешности другого, Вирджиния решила прервать их и поработать с женой отдельно. Она вклинилась между супругами и повернулась лицом к женщине.
Вирджиния: Ладно, ладно. Прервитесь на минутку. (Кэйси встряхивает головой и недоверчиво улыбается.) Я собираюсь сделать это прямо сейчас (Вирджиния ставит свой стул напротив Марджи, закрывая ее от Кэйси, одновременно с этим Вирджиния отводит правую руку назад, так, чтобы коснуться колена Кэйси), потому что хочу соединить вас. У вас есть такое желание, и ваше желание... Я делаю это намеренно, вы знаете, что (намекает на тот факт, что она спрятала Кэйси), хм, ваше желание состоит в том, что вы хотели бы прикасаться к нему. (1983)
Побеседовав с женой, чтобы выяснить, чего она хочет, и поработав с ее возражениями, Вирджиния отодвинулась в сторону и позволила им снова пообщаться друг с другом, продолжая внимательно наблюдать за их взаимодействием.
Ассоциация/диссоциация
Когда человек воспроизводит проблемную ситуацию, он может получить один из двух совершенно различных видов опыта.
В случае ассоциированного воспоминания человек полностью заново переживает прошлый опыт, как если бы все происходило сейчас. Он снова, своими собственными глазами видит то, что видел в той ситуации, и слышит и чувствует то, что слышал и чувствовал тогда.
В противоположном случае человек может вспоминать с диссоциированной позиции, как если бы он был зрителем, которым просто просматривает видеозапись событий с участием другого человека. Находясь в диссоциированной позиции, человек видит и слышит все, что происходило в той ситуации, но его чувства при этом являются чувствами стороннего наблюдателя и лишены интенсивности ощущений участника событий.
Ассоциированные воспоминания вызывают сильные неприятные ощущения, создавая сильную мотивацию для изменения. Однако человек часто застревает на этих сильных ощущениях п на единственной, ассоциированной точке зрения, что затрудняет для него процесс изменения. Также, находясь на данной позиции, человек склонен забывать, как именно он себя вел, и что в его поведении вызвало у других людей ответную реакцию, породившую данную проблему.
Диссоциированная позиция освобождает человека от неприятных ощущений, связанных с проблемой, вследствие чего он способен рассматривать ее более объективно и реагировать более разумно и творчески. Находясь на этой позиции, вы можете заново увидеть те же самые события и одновременно наблюдать за своим собственным поведением и за реакциями других людей. Соответственно, вы в буквальном смысле слова имеете более широкую перспективу и получаете намного больше информации о том, что можно было бы сделать в данной ситуации с целью улучшить взаимодействие с другими людьми.
Итак, подведем итог: ассоциированная позиция вызывает сильные чувства, которые создают мотивацию для изменения, в то время как диссоциированная позиция вызывает менее интенсивные чувства, позволяет получить больше информации и облег-
чает доступ к творческим ресурсам, помогающим решить проблему.
Вирджиния умела искусно использовать и ассоциацию, и диссоциацию, способствуя тем самым и созданию мотивации, и достижению изменения. Если она хочет, чтобы все члены семьи полностью пережили паттерн, который она выделила (например, все в семье обвиняют отца), она делает следующее.
Вирджиния: «Плохой парень» чувствует себя так, как будто люди всегда показывают на него пальцем. Разрешите мне продемонстрировать вам, как я вижу то, что, возможно, чувствует Кэйси. Согласны? Можете ли вы все встать и показать пальцем на вашего отца? Нет. Встаньте и сделайте это. Встаньте и покажите пальцем на своего отца. (Все встают и показывают на Кэйси пальцем.) Если бы он мог почувствовать это внутри себя, он почувствовал бы нечто вроде: «Все думают, что я плохой». Это то, что вы чувствуете?
Кэйси: Да.
Когда Вирджиния хочет, чтобы Кэйси пережил это состояние как можно полнее, она просит членов семьи продолжать и при этом предлагает Коби (сыну) «грозить немного сильнее».
Вирджиния: Теперь посмотрите на эти пальцы. Все наставьте свой указательный палец на отца. Грози немного сильнее, Коби. Посмотрите на эти пальцы. Кэйси, можете ли вы объяснить кому-нибудь из этих людей, что вы чувствуете, когда на вас показывают пальцем?
Кэйси: Нуда, мне это не нравится. (1983)
Напротив, осуществляя рефрейминг, Вирджиния почти всегда неявно помогала сформировать диссоциированную позицию, создать новый взгляд на проблему. Когда она просила членов семьи изобразить семейную скульптуру или исполнить семейный балет, они ассоциировались со своими привычными ролями. Однако поскольку Вирджиния переопределила поведение и просила их исполнять роли намеренно, они попадали в новый, более Широкий контекст.
Каждый член семьи также видит самого себя, участвующего в балете семейных взаимодействий. Хотя люди и так склонны спонтанно переходить на диссоциированную позицию, Вирджиния давала им явные вербальные инструкции, гарантирующие, что они создадут картину. Создав семейную скульптуру, отображающую неформальную иерархию детей в семье, Вирджиния говорит: «Просто сделайте такую картину. Да, правильно. Хорошо, держите их [руки] опущенными. Мы просто собираемся представить, как будто показываем картину». (1983)
Говоря о скульптурах как о «картинах», мы превращаем их в нечто, что можно рассматривать со стороны, создавая, тем самым, для членов семьи новую диссоциированную позицию. Когда Вирджиния заканчивает процесс, она поворачивается к матери и спрашивает:
Вирджиния: Вы увидели здесь что-нибудь примечательное, Марджи? Марджи: Да, совершенно определенно.
Вирджиния: А вы увидели здесь что-нибудь примечательное, Кэй-си? (Кэйси кивает.) (1983)
Всякий раз, когда один из членов семьи говорил что-нибудь хорошее, Вирджиния настаивала, чтобы он сказал это непосредственно тому, к кому обращены данные слова, и использовал при этом формулировку, которая связывала бы двоих людей ощущением позитивного переживания.
Вирджиния: Хорошо. Теперь я хочу, чтобы вы посмотрели на Кэйси, ощутили его кожу под вашими пальцами и сказали мне, что вы чувствуете. (Кэйси широко улыбается.)
Марджи: Тепло.
Вирджиния: Хорошо. Скажите это ему, потому что он находится здесь. Я все это уже знаю.
Марджи (глядя Кэйси в глаза): Ты теплый и нежный. Мне хорошо от этого.
Вирджиния: Что вы чувствуете, когда говорите это Кэйси? Прямо сейчас.
Марджи: Ощущение радости и цельности. Вирджиния: А что вы чувствуете, когда слышите эти слова? Кэйси: Мне от них очень хорошо. (1983)
Вирджиния: Сейчас, когда это произошло, когда Кэйси дотронулся до вас вот так, что вы почувствовали?
Марджи: Небольшую дрожь.
Вирджиния: Дрожь. Скажите ему: «Я трепещу, когда ты ко мне прикасаешься».
Марджи (глядя на Кэйси): Я трепещу, когда ты ко мне прикаса-
ешься. У меня дрожь по телу. (1983)
Выражение «небольшая дрожь», кажется, висит в воздухе, оно никого ни с кем не связывает. Слова: «Я трепещу, когда ты ко мне прикасаешься», — переносят Марджи в ассоциированную позицию позитивного взаимодействия с мужем. Обратите внимание, что Марджи спонтанно возвращается в диссоциированную позицию, когда говорит: «У меня дрожь по телу».
Выразительность
Вирджиния не просто сидела в ожидании, пока человек даст позитивный ответ, она активно добивалась этих ответов от членов семьи — задавала вопросы по поводу чувств, которые не были ими ясно выражены, а также предлагала им изменять позиции и исполнять роли. Что касается ее невербального поведения, то его значение в процессе выявления положительных реакций было еще более велико. Ее легендарная конгруэнтность и отзывчивость, ее умение менять темп речи, а также тон и громкость голоса, ее мимика и жесты были мощнейшими невербальными сигналами, которые порождали отклик у всех членов семьи. Как показывают видеозаписи ее сеансов, мало кто мог находиться в ее обществе и не принять тем или иным образом живое участие в происходящем.
Как только Вирджиния получала позитивный ответ, она тут же использовала его для того, чтобы восстановить связи между членами семьи. И эти связи становились основой для разрешения их проблем. В предыдущем разделе есть два примера подобных ситуаций, а другие примеры можно найти в разделах «Действие» и «Усиление позитивных чувств и поведения».
Юмор
Одной из реакций, которые Вирджиния выявляла и использовала наиболее часто, был юмор. Ее сессии всегда прерывались
взрывами смеха, даже если члены семьи боролись с проблемой, которая сделала их глубоко несчастными людьми.
Ценность юмора обусловлена двумя взаимосвязанными причинами: во-первых, он доставляет удовольствие и, во-вторых, поднимает настроение. Будучи в приподнятом настроении, человек реагирует более гибко и творчески, получает доступ к большему количеству ресурсов для решения стоящих перед ним проблем и выстраивания отношений. Даже очень серьезную проблему вам будет легче решить, если вы не будете воспринимать ее слишком серьезно. (Не путайте, речь в данном случае не идет о юморе как средстве защиты, так он способен привести только к игнорированию проблемы и уклонению от ее решения.)
Когда люди сталкиваются с проблемой, они, как правило, склонны застревать на ней, полностью вовлекаться в нее, смотреть с одной — невыигрышной — точки зрения, испытывать сильные неприятные чувства и не видеть альтернатив. Если они оказываются в состоянии посмотреть на ту же самую ситуацию с некоторой долей юмора, хотя бы ненадолго, они оказываются в диссоциированной позиции и могут увидеть себя в этой ситуации, вместо того чтобы быть в ней.
Юмор дает вам как минимум одну альтернативную возможность взглянуть на проблему. Даже если такой подход сам по себе не принесет пользы, он может послужить неплохой отправной точкой для поиска других возможных подходов (что гораздо труднее сделать, если вы застряли в ситуации). Юмор может облегчить восприятие других точек зрения и оценку ситуации на их основе. Точки зрения других людей, вовлеченных в ситуацию, также могут оказаться полезными, поскольку эти люди, вероятно, воспринимают ее и реагируют на нее не так, как вы.
Вирджиния мастерски умела с помощью юмора находить подход к людям, отличающимся болезненной чувствительностью. В противоположность ей, большинство психотерапевтов (если не считать многих ее студентов) действуют слишком серьезно и слишком быстро — и оказываются в тупике. Вирджиния побуждала людей заниматься серьезными проблемами, но только после того, как они могли взглянуть на эти проблемы с юмором. Это позволяло ей отступать на позиции юмора, разгоняя мрак и помогая человеку экспериментировать с новыми точками зрения. Делая это снова и снова, Вирджиния учила людей сначала осознавать и полностью выражать свои чувства, а потом переходить в более
приподнятое состояние, существенно облегчающее поиск решения проблемы.
Я обнаружила, что вещи, в которых больше всего забавного,
бывают и наиболее глубокими. (1984)
Сдвиг референтного индекса
Используя ассоциацию и диссоциацию, можно облегчить попытку вникнуть в переживания другого человека и «немного пройтись в его мокасинах», чтобы лучше понять его точку зрения.
Сначала следует диссоциироваться от своей собственной точки зрения, а затем ассоциироваться с точкой зрения другого человека. Рассматривая события с позиции другого человека, можно получить важную информацию, позволяющую решить возникшие трудности. Такая информация окажется наиболее полезной, если соединить ее с третьей, более объективной позицией, когда вы рассматриваете со стороны, как вы и другой человек взаимодействуете друг с другом. Ниже приведено упражнение под названием «Доступ к собственной родительской мудрости», оно учит людей, как им вести себя со своими детьми. Это упражнение заимствовано из главы «Позитивное воспитание» книги «Сердце разума»1 (Heart of the Mind, Andreas С, Andreas S., 1989).
Прежде всего найдите удобное спокойное место, где вас не будут беспокоить в течение какого-то времени. Для начала сядьте поудобнее и расслабьтесь, так вы получите больше пользы от данного упражнения.
Шаг 1. Подумайте о проблемной ситуации, которая возникла у вас с вашим ребенком. Возможно, он сделал что-то, на что вы не знаете, как реагировать, или припер вас к стенке. Может быть, вас беспокоит что-то в его поведении, или может, вы должны принять какое-то решение по его поводу, а возможно, речь идет о чувствах вашего ребенка. Наибольшую пользу это упражнение принесет, если вы выберете какую-то трудность, которая возникает периодически.
Шаг 2. Прокрутите для себя выбранную ситуацию, глядя на нее с собственной точки зрения. Переживите данный эпизод заново. Представьте, что вы и ваш ребенок снова проходите через него. Начните сначала и просмотрите все, что происходит, своими собственными глазами, переживая события заново. Обратите
Андреас К., Андреас С. Сердце разума. - СПб.: прайм-Еврознак, 2005.
внимание, какая информация вам доступна, что вы чувствуете и что вы видите и слышите. Если визуализация вызывает у вас затруднения — ничего страшного. Вы можете просто «почувствовать», что переживаете все заново с вашей собственной позиции, и метод будет работать также эффективно. Вы можете, если захотите, восстановить несколько эпизодов, если речь идет о повторяющейся ситуации.
Шаг 3- Переживите ту же ситуацию еще раз, но теперь, как если бы вы были вашим ребенком. Снова прокрутите ее для себя, но теперь с позиции вашего ребенка. Вернитесь в начало того эпизода, который восстанавливали на шаге 2. Остановите «пленку» непосредственно перед тем, как начнут происходить события. На этот раз, прежде чем начнете прокручивать ее, присмотритесь к своему ребенку. Обратите внимание на его позу, на то, как он движется, дышит и т. д., прислушайтесь к звучанию его голоса. Теперь поместите себя внутрь вашего ребенка. Задержитесь на минуту, чтобы стать им. Сейчас вы двигаетесь, как ваш ребенок, смотрите его глазами и воспринимаете его ощущения. Теперь, запустив свою «пленку», позвольте себе пережить то, что переживал ваш ребенок по мере развития событий. Если вы не вполне уверены, что «действительно» являетесь сейчас вашим ребенком — ничего страшного. Просто продолжайте и обратите внимание на то, чему вы можете научиться.
Потратьте столько времени, сколько вам потребуется на то, чтобы пережить ситуацию с позиции вашего ребенка, и посмотрите, какую новую информацию вы можете получить. Осознали ли вы чувства, которые, возможно, испытывает ваш ребенок, и которые вы не осознавали, находясь на своей, «взрослой» точке зрения?Будучи сейчас сами вашим ребенком, заметили ли вы какие-то его желания и потребности, которые вы до того не осознавали? Что еще вы узнали, переживая опыт своего ребенка? Что вы поняли о том, как он воспринимает окружающий мир и как строит в нем свое поведение?
Что вы узнали о своем собственном поведении, воспринимаемом • с позиции вашего ребенка? Кажется ли оно вам другим, когда вы смотрите на него с этой точки зрения?В данный момент просто отметьте для себя, что вы узнали, проделав это упражнение. Если вы заметили, что какие-то аспекты вашего поведения кажутся вам совершенно непонятными, когда вы смотрите на них с точки зрения ребенка, вы можете порадоваться, что получили новую и полезную информацию. Если вы узнали что-то новое о том, какие чувства мог испытывать ваш ребенок, вы также можете порадоваться этому.
Шаг 4~ Переживите туже ситуацию с точки зрения стороннего наблюдателя. Снова прокрутите те же события, но теперь
смотрите на них со стороны. Такая позиция, когда вы 41
не являетесь ни одной из участвующих сторон, позволяет вам увидеть одновременно обоих — вас и вашего ребенка. Наблюдайте за происходящим, как если бы вы смотрели кинофильм или что-то в этом роде.
Отметьте, что вы можете узнать, находясь на этой позиции. Возможно, вы обратили внимание на то, как вы и ваш ребенок реагируете друг на друга? Как все это выглядит и воспринимается вами в качестве постороннего наблюдателя? Удалось ли вам лучше понять что-нибудь относительно себя самого и своего ребенка?
В транскрипте, приведенном в книге «Сатир: шаг за шагом», когда сын сказал, что он хотел бы, чтобы его отец лучше контролировал свой темперамент, Вирджиния тут же спросила его: «А ты знаешь, как это — чувствовать гнев?» (1983). Немного позже она опять сказала: «Интересно, знаешь ли ты что-нибудь о том, как себя чувствуешь, когда начинаешь злиться» (1983). И та, и другая фраза побуждают сына попробовать пережить такое же чувство, какое испытывает его отец, чтобы понять, насколько они оба похожи друг на друга. Хотя это было крайне характерное для Вирджинии вмешательство, мы можем найти очень мало соответствующих примеров в более ранних (1974) транскриптах, приведенных в книге «Сатир: шаг за шагом». Однако в более поздних транскриптах в той же книге такие примеры встречаются довольно часто.
Усиление позитивных чувств и поведения и прерывание деструктивной коммуникации
Вирджиния хваталась за любую возможность, позволяющую членам семьи заметить и выразить чувства или осуществить действия, которые могли бы сблизить их, терпеливо и заботливо соединяя разобщенную семью своими ласковыми руками. В разделах «Действие» и «Ассоциация/диссоциация» приведено несколько превосходных примеров подобных вмешательств.
Вирджиния также всегда старалась прервать диалог, если он грозил вызвать разобщение между членами семьи. Как правило, она просто давала команду: «Подождите минутку», при необходимости повторяя ее несколько раз. После чего начинала превращать разобщающую коммуникацию в позитивную и объединяющую. В разделе «Действие» есть подобный пример, здесь мы
приводим еще один. Сразу после того как Кэйси сказал: «Мне хорошо. Как-то тепло, пушисто...» — Вирджиния повернулась к Марджи и спросила: «Какие чувства это у вас вызывает?»
|