Apttitude
Test) создан в
1947 году и неоднократно пересматривался. Батарея была предназначена для тестирования учащихся
VII-XII классов средней школы США в ходе профессиональной консультации.
Создатели тестов включали в него задания, выполнение которых позволило бы прогнозировать успешность обучения в высшей школе. Авторы исходили не только из практических нужд, но и учитывали результаты факторно-аналитических исследований.
Батарея разбита на две формы:
S и Т. Тест включает в себя
8 субтестов.
1. Вербальное мышление. Используются двойные аналогии. От испытуемого требуется заполнить пропуски слов в предложении, выбрав нужную пару слов из списка.
2. Числовые способности. Испытуемому предлагают простые уравнения. Он должен выбрать подходящий ответ.
3. Абстрактное мышление. Испытуемый должен продолжить серию геометрических фигур.
4. Пространственные отношения. Предъявляются развертки геометрических тел. Испытуемый должен выбрать фигуру, соответствующую развертке.
5. Техническое мышление. Даны картинки, описывающие определенную физическую ситуацию. Нужно ответить на вопрос, поняв физический принцип действия механизма.
Диагностика интеллекта
79
6. Скорость и точность восприятия. Предъявляется серия буквенных пар, одна из которых выделена. Испытуемый должен найти эту комбинацию на бланке ответов.
7. Грамотность. Испытуемому предъявляется список слов, он должен проверить правильность их написания.
8. Использование языка. Дается предложение, которое содержит грамматические или синтаксические ошибки. Испытуемый должен их найти.
Общее время выполнения теста очень велико (до
5 часов), поэтому часто применяют сокращенные варианты.
Нормы были получены на основе обработки результатов тестирования более
64 тыс. учащихся средних школ
33 штатов и округа Колумбия.
Тест
DAT относится к тестам предельных возможностей. Надежность теста очень велика
(0,90). Взаимные корреляции субтестов близки к
0,50. Результаты сопоставления данных теста с оценками школьной успеваемости показали, что корреляции достаточно велики.
К числу наиболее прогностичных относятся субтесты «Вербальное мышление»
(0,39-0,50), «Числовые способности»
(0,32-0,48), «Предложения»
(0,30-0,52). Суммарный показатель теста «Числовые способности» и «Вербальное мышление» характеризует способность к обучению (коэффициент корреляции с учебными достижениями варьирует в пределах
0,70-0,80).
Корреляция показателей
DAT с успешностью производственной деятельности колеблется от
5 до
45 % в различных исследованиях.
В нашей стране
DAT используется сравнительно редко. В частности, Е. В. Кузьмина, Н. Е. Милитанская использовали переведенные
5 субтестов теста
DAT (реадаптирован в Братиславе, ЧССР, в
1973 году) при исследовании связи общих умственных способностей и профессиональных интересов школьников. В исследовании применялись субтесты: «Вербальное мышление», «Числовые способности», «Техническое мышление», «Абстрактное мышление», «Пространственные отношения».
Авторы установили, что склонность к профессиям типа «человек
—человек» (по Е. А. Климову) отрицательно коррелирует с общим интеллектом (г=
-0,40) и уровнем технического мышления (г
= -0,30). Вместе с тем уровень общего интеллекта положительно коррелирует с интересом к физике и математике
(0,31; 0,34).
Несколько ранее (в
1940 году, позднейшая версия
1956 года), чем
DAT, была разработана другая батарея общих способностей
—
GATB.
GATB создана по заказу Службы занятости США для целей профессиональной ориентации и расстановки кадров в армии и в государственных учреждениях. Разработчики
GATB провели факторный анализ
50 тестовых батарей (в каждой было от
15 до
29 субтестов) и обнаружили, что они во многом идентичны. Были отобраны
59 субтестов, которые после обработки данных сгруппировались в
10 факторов. Первоначально для диагностики способностей использовались
15 субтестов.
80 Глава
3
В позднейшую версию
GATB вошли
12 субтестов, а число факторов было сокращено до
9.
Стандартные нормы были получены на выборке
4000 рабочих и служащих США. Надежность теста весьма велика (г
= 0,90). Внешняя валидность теста характеризуется высокой положительной корреляцией с успешностью профессиональной деятельности. Для разных групп она колеблется от
0,40 до
0,84. Для большинства профессий этот показатель равен
0,6. На базе
GATB разработан ряд модификаций
— батареи для определенных групп профессий (
SATB
—
Spe
cial
Aptitude
Test
Battery,
NATB и другие).
На основе многолетних обследований в США установлены системы показателей, характеризующих способности, необходимые для овладения той или иной профессией или их группой. «Система профессиональных способностей» (ОАР) разработана для нескольких десятков профессий.
Тестирование по
GATB в США прошли десятки тысяч испытуемых. На сегодняшний день он является самым распространенным тестом общих способностей.
Батарея относится к тестам структуры интеллекта, но тестирует также перцептивные и сенсомоторные способности.
Приведем список факторов и субтестов.
1.
G
— общие способности к обучению. Балл получается на основе сложения показателей
3 тестов: вербального, числового и теста на восприятие трехмерного пространства.
2. V — вербальные способности. Измеряются тестом на выделение из группы слов, которые имеют сходное или противоположное значение.
3. N — числовые способности. Тестируются двумя тестами: «Арифметические задачи»
(50 задач) и «Арифметические упражнения»
(50 простых заданий с одним действием).
4.
S
— пространственные способности. Тестируются заданиями на восприятие форм: испытуемому дается чертеж с разверткой объемной фигуры, он должен отобрать изображение, соответствующее развертке.
5. Р
— восприятие формы. Измеряется двумя тестами. В первом тесте предлагается два набора фигур на двух частях листа. Фигуры одинаковы, отличаются лишь расположением и разворотом. Нужно найти идентичные фигуры. Во втором тесте требуется установить, какое из четырех изображений соответствует образцу.
6.
Q
— мысленное восприятие слов («скорость восприятия клерка»). Испытуемый должен выявить идентичность написания слов в парах
(150 пар).
7. К
— двигательная координация. Испытуемый должен по образцу как можно быстрее нарисовать линии в квадратиках.
8.
F
— пальцевая моторика. Измеряется двумя тестами «психомоторной ловкости». В первом тесте испытуемый должен, действуя обеими руками, вынимать стержни из отверстий верхней части доски и вставлять в отвер-
Диагностика интеллекта
81
стия нижней части доски. Тест повторяется трижды. Во втором тесте испытуемый одной рукой вынимает стержень и, поворачивая его, вставляет другим концом в то же отверстие. Тест повторяют три раза.
9. М
— ручная моторика. Измеряется двумя тестами на пальцевую подвижность. Даются доски со
100 отверстиями
(50 в каждой половине). В верхней части доски вставлены металлические заклепки. На доске есть стержень с набором шайб. В первом тесте испытуемый должен взять заклепку, надеть шайбу и вставить их в нижнюю часть доски. Во втором тесте он должен вернуть заклепки и шайбы в исходное положение.
Нетрудно заметить, что
8 субтестов в батарее являются бланковыми, а четыре требуют специального оборудования.
Все субтесты являются высокоскоростными. При обработке результатов «сырые» оценки переводятся в стандартные, и затем анализируется их профиль. Тест
GATB применяется более чем в
30 странах.
В ФРГ на основе
GATB создан немецкоязычный аналог
— тестовая батарея
BET (
Berufteignungstest). Так же как и
GATB, он состоит из
12 субтестов и диагностирует
9 факторов.
В нашей стране
BET адаптирован сотрудниками ЛГУ В. К. Гайдой, О. С. Дей-некой, Н.Н.Ивановой и Е.С.Алешиной
[17]. Были пересмотрены вербальные субтесты, осуществлен анализ трудности и дискриминантной способности задач. Валидизация и рестандартизация проводилась на группе старшеклассников
(120 человек). Факторная структура теста оказалась аналогична данным Г. Шмале и Г. Шмидке (ФРГ).
Интеллектуальные субтесты батареи достаточно надежны
(0,73-0,98).
Разработчики теста проверили его (Тест общих профессиональных способностей
— ТОПС) на внешнюю «текущую» валидность и экспертную валидность (по интеллектуальным субтестам:
0,68-0,93).
Тест ТОПС широко используется в профессиональной ориентации и исследовательской работе.
В частности, автор этой книги применял ТОПС (интеллектуальные субтесты) при изучении связи между успешностью выполнения интеллектуальных тестов и текущей школьной успеваемостью (оценками) по отдельным учебным предметам. Оказалось, что текущие оценки успеваемости независимы от оценок по интеллектуальным субтестам
BET. Более того, оценки успеваемости по разным предметам теснее связаны друг с другом, нежели субтесты
BET. Исключение составили данные по 9-му классу. Очевидно при переходе от 8-го к 9-му классу (исследование
1988 года) уровень сложности программ повышается, и успешность обучения в большей мере начинает зависеть от способностей, чем от других факторов (дисциплинированность, мотивация и пр.)
Подведем итоги. Большинство тестов интеллекта, созданных на основе иерархических или структурных моделей, явно или неявно диагностируют общий интеллект (
G
— фактор по Спирмену) и основные групповые факторы, а именно:
82
пространственный, числовой и вербальный. Диагностические исследования показывают, что так называемый «невербальный интеллект» является комплексным образованием, развитие которого определяется преимущественно опытом испытуемого по взаимодействию с окружением, а общий и вербальный интеллекты в большей мере зависят от наследственных и биологических факторов (например, травматизации при родах). Подтверждение этого вывода мы найдем в главе, посвященной развитию интеллекта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анастази А. Психологическое тестирование. Ч
.
1-2.
М
.: Педагогика
,
1982.
2.
.Rasc/i G. On specific objectivity
//
Danish Handbook of Philosophy.
1977.
Vol.
14.
P.
58-94.
3.
Rasch G.
Probabilistic model for intelligence and attainement tests. Chicago:
Univ.
of
Chicago
Press,
1980.
4. Аванесов В. С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. М.,
1989.
5. Юсупов Ф.М. Принципы конструирования невербальных тестов способностей
// Автореферат дис. на соиск. степ. канд. психол. наук. М.,
1993.
6. Дружинин В. Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы. Саратов: СГУ,
1990.
7. Осипов Г. В., Андреев Э. П. Методы измерения в социологии. М.: Наука,
1977.
8. Ямпольский Л. П. Измерение продуктивности интеллектуальной деятельности
/ / Вопросы психологии.
1984. № 5.
С
.
142-147.
9.
Wechsler D.
Manual for the Wechsler adult intelligence scale. N.Y.,
1955.
10.
Cohen J.
A factor analytically based rationale for the Wechsler Adult Intelligence Scale
//
Journal of Consulting Psychology.
1957, № 21.
11. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. Н. В. Дубровиной. М.: Просвещение,
1988.
12. Шаумаров Г. В. К оценке значения интеллектуальных тестов в диагностике и изучении развития детей с интеллектуальной недостаточностью
// Дефектология.
1979. № 6. С.
16-24.
13. Развитие и диагностика способностей/ Отв. ред. В.Н.Дружинин, В. Д. Шадриков. М
.: Наука
,
1991.
С
.
77-84.
14.
Amthauer R.
Intelligenz und Beruf
//
Zeitschrift fur experimentale und angewandte Psychology.
1953.
Bd
1.
15. Общая психодиагностика
// Под ред. А. А. Бодалева и В. В. Столина. М.: МГУ,
1987.
16. Намазов В. П., Жмыриков А. Н. Психолого-педагогические методы исследования индивидуально-личностных особенностей. М.,
1988.
17. Диагностика профессиональных и познавательных способностей. М.: ИПАН,
1988. С.
155-170.
Глава 4 Развитие интеллекта
ПСИХОГЕНЕТИКА ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Перед изложением результатов психогенетических исследований следует дать несколько пояснений, касающихся основных положений психогенетики, относительно новой для российской психологии специализации. Более подробное изложение аналогичного материала содержится в обзоре Б.И.Кочубея
[I].
Сначала дадим некоторые определения. Психогенетика изучает влияние генотипа и среды на фенотипическую изменчивость поведения. Как правило, основным способом психогенетического исследования является определение внутрипарного сходства поведенческих признаков монозиготных и дизиготных близнецов, а также родителей и детей (как родных, так и приемных). Монозиготными (МЗ) называются близнецы, содержащие идентичный набор генов. У дизиготных (ДЗ) близнецов только половина генов одинакова. Аналогичный генетический набор имеют сиблинги (родные братья и сестры). В психологических исследованиях анализируются вариации (дисперсии) признаков в родственных парах и между ними до 3-й степени (1-я степень: родители
—дети, дизиготные и монозиготные близнецы, сибсы; 2-я степень: дедушки (бабушки)
—внуки, дядя (тетя)
—племянники; 3-я степень: кузены и другие родственники).
Популяцией называется совокупность индивидов, населяющих определенную территорию и вступающих в браки между собой чаще, чем с другими представителями вида. Любой параметр, по которому представители популяции отличаются друг от друга, называется признаком. Конкретное значение признака у индивида называется фенотипом. Различие между индивидами популяции измеряется фенотипической дисперсией. Общая дисперсия (
Vp) признака складывается из дисперсий, определяемых генотипом (
G) и средой (Е).
84 Глава
4
Применяется ряд моделей, представляющих отношения вкладов среды и генотипа в фенотип. Наиболее распространенными являются однофакторная, двухфакторная ортогональная и двухфакторная неортогональная модели.
Однофакторная модель предполагает, что отклонение индивидуального фенотипа от генотипического значения определяется средовым влиянием (средовое отклонение). Генотипическое значение признака отождествляется со средним фенотипическим значением, а средовое влияние
— с дисперией. Корреляция их равна нулю.
В двухфакторной ортогональной модели эффект среды рассматривается в качестве самостоятельного фактора, а не в качестве отклонения от среднего фенотипического значения признака, определяемого генотипом.
В результате учитывается не только генетическая (Уд) и средовая (
Vg) составляющие, а и составляющая, зависящая от взаимодействия генотипа и среды (
VEG). Эта составляющая равна нулю только при аддитивности генотипа и среды. Учет взаимодействия генотипа и среды основан на предположении, что изменение одной характеристики среды может приводить к разным фенотипным эффектам при различных генотипах.
Наконец, двухфакторная неортогональная модель используется наиболее часто. В ней учитывается не только эффект взаимодействия генотипа и среды, но и взаимосвязь генетической и средовой составляющих. Этот компонент отражает неравномерность распределения индивидов с различными генотипами по различным средам. Соответственно при равномерном распределении популяционных генотипов по средам ковариация
Cov(
GE) равна нулю.
Основное уравнение модели выглядит следующим образом:
Vp =
vq
+
ve
+
V^ + 2Cov(GE),
где
Vp
— общая дисперсия признака;
vq
— дисперсия, обусловленная генотипом;
Vg — дисперсия, обусловленная средой;
Vgy — дисперсия, обусловленная взаимодействием генотипа и среды;
Cov (
GE)
— генотип-средовая ковариация.
Причин неравномерного распределения генотипов по типам среды может быть несколько:
1) активный поиск индивидами благоприятной среды;
2) реакция среды (родителей, воспитателей, группы и т.д.) на индивидуальные особенности ребенка;
3) создание родителями, обладающими определенным генотипом, среды, благоприятствующей проявлению данного генотипа у детей, или наоборот
— создание условий, препятствующих развитию соответствующих признаков у детей.
Наличие ковариации генотип
—среда затрудняет анализ данных, поэтому часто при сравнении МЗ и ДЗ близнецов полагают, что ковариация генотип
—среда равна нулю.
Развитие интеллекта
85
Прежде чем ввести основное понятие психогенетики
— коэффициент наследуемости
— рассмотрим разложение генетической составляющей общей дисперсии. Обычно показатель генетической дисперсии вычисляется по формуле:
Vo
= Уд
+
V„
где Уд
— дисперсия аддитивных значений,
Vp — дисперсия, обусловленная доминированием гена и проявляющаяся в отклонении значений фенотипа от его средних оценок.
Если гены, обусловливающие признак, взаимодействуют аддитивно, то генетическое значение признака равно линейной функции «плюс-генов» (увеличивающих значение признака). Но гены могут взаимодействовать и неаддитивно. И в этих случаях говорят о доминировании одного гена над другим (полном доминировании или сверхдоминировании).
Коэффициентом генетической детерминации признака называется доля генетической вариативности в общей вариативности признака в популяции:
G
= V, / V,
Коэффициентом наследуемости является отношение аддитивной генетической дисперсии к общей дисперсии (доля дисперсии, передаваемая от поколения к поколению):
G = Уд
/ V,
Иногда необходимо сравнивать эффект эпистатического взаимодействия между неаллельными генами, но обычно этот компонент в психогенетике опускается вследствие того, что по мере увеличения сложности взаимодействия между неаллельными генами этот коэффициент значительно уменьшается.
Существует и ряд других факторов, влияющих на генетическую дисперсию признака (эффект близкородственных браков
— имбридинг, эффект браков по сходству или противоположности индивидуальных черт
— ассортативность), но их учет осуществляется лишь в некоторых узконаправленных исследованиях.
Что касается средовых факторов, обусловливающих средовую составляющую дисперсии, то они разделяются на внутрисемейные и межсемейные. Поэтому и средовая дисперсия признака делится на внутрисемейную (В„) и межсемейную (
V„) компоненты. Кроме того, выделяют случайную компоненту (
V„), причиной ее являются ошибки измерения, внутрииндивидуальная вариативность признака и пр.
Внутри компоненты
Vg выделяют:
V^„ — «общий дом»;
v„
q — одно поколение;
V„„, — среда, характерная для близнецов.
Существуют модели, которые описывают влияние лиц старшего поколения на ребенка (как родителей, так и всех других членов семьи), содержание этих моделей подробно изложено в соответствующей литературе [2].
Сегодня предложены весьма трудоемкие исследовательские планы выявления относительного влияния среды и наследственности на изменчивость признака. Наиболее точную, но трудоемкую и громоздкую схему предложил Кэттелл
86 Глава
4
[З]. Метод анализа множественной абстрактной дисперсии (
MAVA) требует обследования
8 типов семей (до
2500 пар детей), а именно:
1) монозиготные (МЗ) близнецы, воспитанные вместе;
2) МЗ близнецы, воспитанные отдельно;
3) сибсы, воспитанные вместе;
4) сибсы, воспитанные отдельно;
5) полусибсы, воспитанные вместе;
6) полусибсы, воспитанные отдельно;
7) родные дети, воспитанные в одной семье;
8) неродные дети, воспитанные отдельно.
Позже Иве
[4] показал, что для большинства психологических исследований достаточно одного из двух наборов семей:
1) МЗ близнецы, воспитанные вместе;
МЗ близнецы, воспитанные отдельно, и сибсы, воспитанные отдельно или
2) МЗ близнецы, воспитанные вместе; сибсы, воспитанные вместе, и сибсы, воспитанные в разных семьях.
Несомненно, интеллект оказался наиболее привлекательным предметом исследований для психологов. Но, как замечает М. С. Егорова: «Большинство методов психогенетики позволяет получить данные, по которым можно судить не о наследуемости изучаемой характеристики, а о роли наследственности в формировании ее межиндивидуальных различий» [5].
Со времени разработки метода, позволяющего различать монозиготных и дизиготных близнецов, исследования вклада генотипа в изменчивость общего интеллекта проводились очень интенсивно. В большинстве исследований выявлены высокие положительные корреляции между уровнем интеллекта монозиготных близнецов
(0,62 < г
< 0,92). Однако исследования, проведенные на близнецах, живущих вместе, подвергались объективной критике, так как высокие корреляции могли быть обусловлены совместным влиянием ряда средовых причин, как-то: время, проводимое близнецами вместе, стремление близнецов к сходству и различию, распределение ролей в паре и т. д. Поэтому большой интерес представляет изучение разлученных близнецов и приемных детей.
В известном психогенетическом исследовании, проведенном Дж. Шилдсом, участвовали
34 пары МЗ близнецов, выросших вместе,
38 пар разлученных МЗ близнецов и
7 пар ДЗ близнецов. Причем многие из них
(21 пара) были разлучены сразу после рождения, а остальные
— в период от нескольких месяцев до
9 лет со дня рождения.
Коэффициент внутренней корреляции по интеллектуальным тестам для разлученных МЗ близнецов оказался равным
0,77, для МЗ близнецов, выросших вместе,
— 0,76 и для дизиготных близнецов
— 0,51.
В исследовании Г.Ньюмена
(1937) [6] были получены столь же высокие корреляции: для монозиготных разлученных близнецов
0,51 < г
< 0,73 по различным интеллектуальным тестам. Н. Дэниел выявил высокие внутрипарные корреляции при обследовании с помощью теста Векслера (
WAIS)
12 пар взрослых близнецов в возрасте от
22 до
77 лет и разлученных с рождения до
5 лет.
Вербальный интеллект:
0,78. Невербальный интеллект:
0,49. Общий интеллект:
0,62.
Развитие интеллекта
87
Все эти исследования подвергались в разное время критике за отсутствие контроля влияния экспериментатора на результаты тестирования, нерепрезентативность выборок, искусственное завышение сходства близнецов по личностным характеристикам из-за особенностей процедуры отбора испытуемых и т. д.
В дальнейших исследованиях психогенетики пытались увеличить объем выборок, контролировать их репрезентативность, унифицировать условия проведения тестирования.
Приведем результаты наиболее известных психогенетических исследований, проведенных в 70-80-е годы. Наиболее часто упоминаются исследования Дж. Лоэлина и Р. Николса [7]. Авторы применили Национальный тест качества знаний (
NMSQT), отобрав около
1500 пар однополых близнецов из
600 тысяч школьников
17 лет. Причем средний уровень интеллекта близнецов не отличался от среднего по всей выборке. В окончательную экспериментальную группу вошло
839 пар. В результате выявлены очень высокие корреляции у монозиготных близнецов как по общему интеллекту, так и по результатам тестирования специальных способностей (владение английским языком, математикой, понимание значений слов и т. д.).
Не удалось выявить значимые корреляции между степенью дифференцированности родительского отношения к близнецам и показателями интеллекта: среда влияла на уровень интеллекта, но не оказала влияния на степень внутрипарного сходства близнецов. Не оказывал влияния на сходство близнецов по интеллекту и стиль семейного воспитания, хотя сам уровень интеллекта зависел от того, сколько времени с детьми проводил отец.
Влияние генетической составляющей на различия в общем интеллекте равно как минимум
0,50. Причем данные исследования весьма надежны и воспроизводятся на разных выборках, разными исследователями, в разное время и в различных этнокультурных условиях.
Рассмотрим более детально, какова доля генетической детерминации индивидуальных различий при развитии специальных познавательных способностей.
Первоначально исследователей интересовало различие в показателях наследуемости вербального и невербального интеллекта. В качестве наиболее распространенного инструмента для подобных исследований большинство психогенетиков выбрало тест Д. Векслера.
С. Ванденберг выявил значимые различия в величине показателя наследуемости способностей, тестируемых отдельными субтестами шкалы Векслера:
наибольший показатель наследуемости был у способностей, тестируемых вербальной шкалой («Общая осведомленность», «Арифметический», «Общая понятливость», «Словарный», «Шифровка», «Сходство»), а также у субтестов невербальной шкалы «Кубики Косса» и «Последовательные картинки». Между тем по субтестам «Сложение фигур», «Недостающие детали» различия между группами МЗ и ДЗ близнецов оказались незначительными. Более того, различия в уровне вербального интеллекта в целом более генетически детерминированы,
88_____________________________________________________Глава
4
чем в уровне невербального интеллекта. Влияние средовой составляющей на невербальный интеллект гораздо более значительно [8].
Наиболее полное и интересное исследование провел в
1979 году Р. Роуз: он сравнивал семьи взрослых МЗ близнецов, их супругов и детей. Исследование проводилось, в частности, для выявления влияния так называемого «материнского эффекта»: при его наличии полусибсы, матери которых являются МЗ близнецами, будут обладать большим сходством по уровню интеллекта, чем полусибсы, у которых отцы МЗ близнецы. Этот эффект выявился только для двух субтестов шкалы Векслера. Кроме того, был обнаружен аддитивный характер наследования способностей, входящих в структуру невербального интеллекта.
Наконец, Дж. Горн с коллегами
(1982), анализируя результаты техасского исследования, пришел к выводу, что показатели невербального и вербального интеллекта в равной мере детерминированы генотипом, но изменчивость невербального интеллекта в большей мере обусловлена семейной средой [9].
Если взять за основу факторную структуру способностей (по Терстоуну), то становится очевидно, что многочисленные исследования практически полностью воспроизводят один и тот же порядок, показывающий меру генетической детерминации тех или иных способностей. В наибольшей мере генетически детерминированы уровни развития вербальных способностей (
V-
factor), пространственные (
S-
factor), беглость речи (
W-
factor). Относительно математических способностей результаты, полученные в различных исследованиях, расходятся.
Однако особое внимание исследователи уделяют пространственным способностям (в смысле Л. Терстоуна и М. Мерфи). В психологии устоялась точка зрения, согласно которой пространственный интеллект относительно независим от скоростного, измеряемого групповыми тестами интеллекта (а по некоторым данным
— корреляция между ними отрицательная), и, более того, в некоторых исследованиях выявлена отрицательная корреляция пространственных и вербальных способностей. Пространственный интеллект является одной из основных специальных познавательных способностей (по данным Дж. Дефриза). Как мы уже отмечали, Терстоун выделяет две основные составляющие пространственного фактора: во-первых, это способность к мысленному вращению двух-или трехмерных объектов в пространстве (пространственное воображение); во-вторых, ряд способностей, определяющих успешность опознания пространственных конфигураций при изменении их ориентации (коррелирует с «полезависимостью
—поленезависимостью», успешностью решения сенсомоторных задач и пр.).
Однако исследования Д. Гудинафа и его коллег
[10], проведенные с помощью методов генетических маркеров, не выявили единого механизма наследования пространственных способностей. Гудинаф отобрал для исследования
30 семей, в каждой из которых было не менее трех сыновей. В качестве «генетических маркеров» брались красно-зеленая цвето-слепота (дальтонизм) и одна из групп крови (
XYa). Пара братьев, совпадающих по одному из генетических маркеров, сравнивалась с парами братьев, различающихся по этому маркеру. Предполага-
Развитие интеллекта
89
лось (по механизму сцепленного наследования), что если у братьев, совпадающих по маркеру, сходство по уровню развития пространственных способностей будет больше, чем у братьев, различающихся по маркеру, то пространственные способности детерминированы генетически. Были использованы
7 различных тестов пространственных способностей. В итоге не выявлено единого генетического механизма детерминации различий в пространственных способностях [2].
Что касается «полезависимости
—поленезависимости», тестируемой с помощью теста «Включенных фигур» Н. Уиткина или с помощью теста «Стержень
— рамка», то, по данным Н. С. Егоровой, сходство в результатах, показываемых МЗ близнецами, очень велико (г
= 0,70), между тем корреляции у ДЗ близнецов очень низки
0 < г
< 0,24.
Хотя М. С. Егоровой и удалось выявить влияние распределения ролей в паре МЗ близнецов (внутрипарное сходство оказалось выше в группах со стабильным распределением ролей без явного лидерства), но генетическая детерминация полезависимости оказалась очень велика.
Наиболее противоречивы результаты исследований генетической детерминации математических способностей.
В исследовании Т. Фога и Р. Пломина
[11] не выявлено наследуемости математических способностей, а в исследованиях А. Гарфинкеля, Дж. Лоэлина и Р. Николса
[12] были выявлены значимые различия внутригрупповых корреляций МЗ и ДЗ близнецов. Правда, исследование А. Гарфинкеля проведено в русле концепции Ж. Пиаже о природе интеллекта, и в качестве экспериментальных проб были использованы
15 задач Ж. Пиаже. В экспериментальную группу вошли
197 монозиготных и
72 дизиготные пары 4-8-летних близнецов. Оказалось, что наследственные факторы и образование родителей обусловливают
50 % вариантности показателей логического мышления по Ж. Пиаже. Но возникает закономерный вопрос, тождественны ли математические способности уровню развития интеллекта по Ж. Пиаже.
Существует масса обзоров, обобщающих данные близнецовых исследований. К числу наиболее известных относится обзор Р. Николса, содержащий сводку
211 исследований
[12].
Наибольшая разница величин внутрипарных корреляций между моно- и дизиготными близнецами наблюдается в уровне развития пространственного мышления, способности к логическим рассуждениям, в точности и успешности освоения языков, а также в успешности изучения специальных дисциплин (возможно, определяется вербальным интеллектом). Наименьшая разница между МЗ и ДЗ близнецами
— в уровне развития дивергентного мышления. Обобщение данных десяти психогенетических исследований дивергентного мышления, проведенное Николсом, свидетельствует, что генотип определяет не более
22 % дисперсии дивергентного мышления. Напомню, что для общего интеллекта этот процент близок по данным Айзенка к
70-80. Напрашивается вывод (подкрепленный многими исследованиями), что креативность, в отличие от интеллекта, в большей мере детерминирована средовыми влияниями, нежели интеллект (если считать основой креативности дивергентное мышление).
Общие способности в большей мере генетически детерминированы, чем специальные; различия в уровне вербального интеллекта в большей мере обусловлены наследственностью, чем различия в уровне невербального интеллекта.
Сегодня исследователи не удовлетворяются регистрацией сходств
— различий корреляций показателей МЗ и ДЗ близнецов и организуют лонгитюдное исследование. Наиболее известным является Луисвилльское исследование, проводившееся с
1957 года до середины 80-х годов. В нем было прослежено развитие
500 пар МЗ близнецов от
0 до
15 лет. Параллельно исследовалось
950 пар сибсов.
Таблица
10. Показатели наследуемости и их ранговые места, полученные при диагностировании специальных способностей (
J.
Loehlin,
R.
Nichols,
1976)
Специальные
D. Dewet,
1954
L.Thurstone,
1955
S.Vanderberg,
1962
S.Vanderberg
,
1965
способности
h
Ранг
h
Ранг
h
Ранг
h
Ранг
Вербальные
0,68
|