Флемминг Фанч «Пути преобразования»

Если вы хотите систематически искать нежелательные ощущения, вы можете делать это, спрашивая об их разных видах. Например: "У тебя есть какие-то (боли, давления, напряженности, нервозности, и тому подобное)". Существенно важно принимать только те ощущения, которые отчасти находятся в настоящем, а не просто то, что у него когда-то однажды было. Еще важно, чтобы это были ощущения, то, что чувствуется кинестетически, а не просто абстрактные идеи.

Вот набросок процедуры прояснения происшествий:

 1. Начните с ощущения, которое сейчас нежелательно.

 2. Попросите клиента точно описать ощущение, где оно находится и какие у него особенности восприятия.

 3. Побудите клиента почувствовать ощущение прямо сейчас.

 4. Потребуйте, чтобы он дал появиться самому существенному происшествию, в котором есть это ощущение.

 5. Если нужно, помогите ему собрать из разрозненных восприятий происшествие.

 6. Побудите его легко пережить происшествие от начала до конца.

 7. Сделайте это еще раз, если появляется новый материал.

 8. Если это оказывается не центральное происшествие, найдите точный момент включения реакции, остановите в нем кадр, исследуйте, что происходит, попросите клиента удерживать ощущение и потребуйте более существенное происшествие. Продолжайте дальше, работая с появившимся происшествием.

 9. Если это оказывается центральное происшествие (травматическое происшествие, в котором есть жизненная ситуация, соответствующая ощущению, а не просто семантическая ситуация), то продолжайте работать с этим происшествием.

10. Спросите, какие еще точки зрения есть в этом происшествии.

11. Проведите переживание происшествия со всех важных точек зрения, особенно причиняющих, а не только точек зрения следствия.

12. Спросите о каких-то решениях, принятых в этом происшествии.

13. Спросите, какие уроки можно извлечь из этого происшествия. Нужно, чтобы здесь был какой-то положительный урок.

14. Если после такой проработки происшествие не превратилось в положительное учебное переживание, можно добавить в него ресурсы или при необходимости переписать сценарий. Выясните, какие ресурсы улучшили бы ход происшествия, если бы были в нем. Попросите клиента пережить происшествие так, как будто в нем есть эти ресурсы. Пусть происшествие произойдет по-другому, более положительно, и развивайте дальше эти изменения. Пусть он вообразит, как бы обстояли дела после этого момента, если бы произошло именно положительное происшествие. Как бы он развивался по-другому, каким бы он был сегодня, как изменилось бы будущее.

15. Побудите его вернуться в настоящее время, если он еще не здесь.

16. Заземлите его в настоящем, чтобы его внимание было обращено наружу и он хорошо осознавал происходящее.

17. Если еще есть время, попросите его ощутить, как область ощущения теперь чувствуется по-другому.

18. Аналогично проследите это новое ощущение до центрального происшествия, и проясните его.

19. Повторяйте этот цикл, пока ощущение не исчезнет или преобразуется во что-то более полезное для клиента.

20. Закончите, когда внимание клиента обращено на внешний мир, он заземлен и смотрит в будущее.

Повторное переживание—это техника, которую можно использовать в любое время на любом уровне, если в ней учитываются многочисленные точки зрения, если в ней занимаются личностью как причиной и превращают каждое происшествие в положительный опыт.

Объединение противоположностей используется в ситуациях, когда личность как бы расколота на две отличающиеся части. Сначала эти две части могут быть далеко не очевидны, но можно обнаружить, что у клиента есть то включающийся, то выключающийся способ существования, и это вызывает некоторые проблемы. Или какие-то вещи сгруппированы вместе не лучшим образом. Например, у клиента много энергии только когда он злой, но он не хочет быть злым. Это типичная разделенность на противоположности. Конечно, у него есть часть, которая не злится, у которой есть разнообразные хорошие качества, но не хватает энергии.

Наша задача в том, чтобы поощрить клиента признать, что есть две четко отличающиеся группы, затем поощрить его сблизить их и наладить какой-то взаимообмен. И обычно мы стремимся к их объединению или слиянию, чтобы все их качества были доступны одновременно и не было внутренней борьбы.

Нашей точкой входа в объединение противоположностей может быть то, что клиент предлагает в начале сеанса как проблемное состояние. Обычно нужно немного предварительного диалога, чтобы выяснить, что это разделенность на противоположности, так что мы не знаем этого сразу же.

Еще можно обнаружить противоположности, занимаясь общими темами в модуле. Если эта разделенность вообще главная в данной проблеме, за нее всегда нужно браться. Объединение противоположностей дает одни из самых глубоких изменений, так что не упускайте шанса провести его. С другой стороны не делайте его просто так со всем, что встречается. Оно предназначено для реальных крупных расщепленностей, центральных в жизни человека.

Объединение противоположностей—не механическая процедура, оно может развиваться разными путями. Тем не менее вот общий план:

 1. Обнаружьте, что у клиента есть поведение, изолированное от его остального поведения.

 2. Начните с расплывчатого названия для этого поведения, но будьте готовы изменить его по мере обнаружения нового материала. Но пусть названия остаются очень широкими и общими. Они предназначены для того, чтобы разделить поведение клиента на две больших группы, так что не будьте слишком точными.

 3. Спросите: "У тебя есть часть, которая ___?", и получите подтверждение этого.

 4. "Чем занимается (что делает) эта твоя часть?". Узнайте её общее поведение и деятельность. Будьте совершенно беспристрастны и уводите клиента от навешивания отрицательных ярлыков, просто узнайте деятельность.

 5. "Есть часть, противоположная ___?". Узнайте обратную сторону. Ее не нужно особо искать, это просто дополняющая часть — та часть, которая не делает того, что делает первая, но делает всё остальное, или делает противоположное.

 6. "Чем занимается эта часть?"

 7. "Какие хорошие качества (части А)?", "Чего ей не хватает?"

 8. "Какие хорошие качества (части Б)?", "Чего ей не хватает?"

 9. "Эти части присутствуют одновременно или по очереди?"

10. "Если бы (часть А) могла говорить с (частью Б), что бы она сказала?"

11. "Если бы (часть Б) могла говорить с (частью А), что бы она сказала?"

12. Побудите эти две части говорить друг с другом, отвечать, начать обмениваться информацией.

13. "(Часть А) ценит (хорошо относится, восхищается, любит) (часть Б)?", и в обратную сторону.

14. Поощрите их начать больше ценить друг друга, и признать, что они взаимодополняющие части одного целого. Не настаивайте на этом сверх того, к чему части готовы.

15. Всегда поддерживайте взаимопонимание с той частью, с которой вы разговариваете. Частям могут потребоваться разные интонации, язык и якоря. Постоянно осознавайте, чем они отличаются друг от друга.

16. "Чему может (часть А) научиться у (части Б)?". Если они еще не поняли этого, побудите каждую из них понять, что ей чего-то не хватает, согласиться работать над достижением этого, и обратите внимание части на другую часть как на источник обучения этому.

17. Договоритесь о том, как они могут начать обмениваться информацией и учиться друг у друга.

18. Побудите их обмениваться энергиями. Вообразите, что они это делают. "Ты можешь увидеть, как они обмениваются информацией и энергией?"

19. Если они после этого не начали быстро сливаться: "Что разделяет их?". Выясните, что стоит между ними и разберитесь с этим. Это может быть неприятное ощущение, которое клиент получает, когда части сталкиваются вместе. Может быть полезно справиться с этим с помощью прояснения происшествий, а потом вернуться к процессу объединения.

20. Если нужно еще время, если клиент говорит, что это происходит слишком быстро или слишком сильно, то вы можете спланировать с клиентом, как он будет давать этим частям продолжать сотрудничать или объединяться, и проверьте ситуацию в следующем сеансе. Клиент может предпочесть оставить части разделенными, чтобы они просто хорошо общались и сотрудничали друг с другом.

21. Если своевременно полное слияние, продолжайте это поощрять.

22. Способ сделать объединение быстрее и реальнее—попросить клиента вытянуть руки вперед ладонями вверх, вообразить в каждой руке часть, и наблюдать, как они обмениваются энергией. Когда клиент подтвердит, что делает это, неожиданно попросите его свести руки вместе. Одновременно сведите вместе свои руки. Это скорее всего даст толчок для полного объединения частей, если они уже готовы к этому.

23. Слияние чаще всего происходит довольно тихо. Вряд ли будут какие-то большие озарения насчет этого. Просто вся болтовня вдруг стихает и клиент переживает новое и непривычное чувство слияния. Он может озадаченно себя чувствовать и не знать, что еще сказать, и это прекрасно. Не анализируйте этого.

24. Как только вы заметили, что части начали сливаться, меняйте вашу речь от разделенной между двумя частями к смешиванию их качеств. Понемногу смешивайте их качества. Описывайте качества одной части в словах и интонации другой. И в конце концов, когда они сливаются, вообще отбросьте разговор о двух частях. Теперь обращайтесь к клиенту как к целостной личности: "Теперь, когда у ТЕБЯ есть все качества ....., и ты можешь ...., как твоя жизнь теперь изменится в будущем?"

25. Обратите внимание клиента на будущее. Подстройте будущее изменений, узнайте подробности того, как дела пойдут по-другому.

Объединение противоположностей—это мягкий процесс, который требует точности в речи и использования якорей. Это не интеллектуальный процесс, а скорее эмоциональный и кинестетический. Его можно проводить с кем угодно на каком угодно уровне.

Часто удобно обращаться с явлением как с изолированной единицей сознания. Именно это мы называем сущностью, то, что можно воспринимать как нечто самостоятельно существующее и с чем можно таким образом взаимодействовать.

По сути дела всё в какой-то мере сознательно, так что по правде говоря можно обращаться с чем угодно как с отдельной сущностью, с которой можно общаться. Но можно с таким же правом сказать, что всё в своей основе является разными сторонами одного целостного вечного присутствия, вашей внутренней сути, так что можно обращаться со всем просто как с ВАМИ. Наши разнообразные техники сосредотачиваются на разных точках зрения во всем этом диапазоне между крайностями. Какую точку зрения мы в данный момент предпочтем,—может зависеть от личных вкусов или от того, что доказало свою эффективность в таких ситуациях.

Таким образом сущность—это когда в пространстве клиента что-то есть, и оно существует самостоятельно. В таком случае можно обращаться с этой сущностью как с "клиентом" и использовать разнообразные техники процессинга для улучшения её состояния. Преимущество этого в том, что мы выносим нагрузку за пределы сознательного ума клиента. Ему не нужно разбираться в чем-то, объясняться или защищаться. Мы просто используем его как посредника, чтобы говорить с кем-то другим.

Насколько обращаться с сущностью как с реальным самостоятельным существом, и насколько обращаться с ней просто как с воображаемой метафорой—зависит от вас, а также от обстоятельств. На самом деле это не так уж важно, оба подхода эффективны. И тем эффективнее, чем менее серьезно вы с клиентом к этому относитесь.

Человеческое тело—это самая очевидная начальная точка для такой работы. Тело состоит из разных частей. Большинство людей не очень-то ладят с действиями этих частей и их состоянием. Так или иначе, когда мы обращаемся с частью тела как с сущностью, то можно получить очень много информации, о которой личность, возможно, даже не догадывалась сознательно. Можно разговаривать с разными частями тела, выяснять, что происходит, улучшать их состояние, разрешать конфликты между частями, и тому подобное.

Помимо этого, всевозможными другими вещами тоже можно заниматься как сущностями. Можно поговорить с любым из участников в прошлых и будущих происшествиях, можно поговорить с людьми в других измерениях, или во снах, можно поговорить с растениями и животными, с богами погоды, с проводниками и ангелами, с групповыми сущностями массового сознания, с планетой Земля, и так далее.

С начинающим клиентом, наверное, не стоит особо настаивать на идее сущностей, разве что если у него уже есть такой взгляд на вещи. Эта идея скорее всего возникнет естественно по ходу работы с ощущениями в теле и так далее. По мере того как человек будет привыкать к сущностям, можно постепенно вводить более необычные их применения. Чем лучше мы прояснили личную сферу, тем больше может быть пользы от работы с сущностями.

Вот общая схема эффективного способа работы с сущностью:

 1. Заметьте, что есть нечто, что клиент ужу считает отдельным от себя. Не идея, а самостоятельная единица, которую можно распознать по её отличительным восприятиям, предпочтительно включая кинестетику (ощущения).

 2. Завладейте вниманием этого нечто, побудив клиента сказать "Здравствуй" или что-то вроде того.

 3. Заметьте, что вы получили в ответ. Это не обязательно должны быть слова, но какой-то ответ должен быть.

 4. Если это неразговорчивая сущность, установите какую-то кинестетическую систему ответов Да/Нет. Например, какое-то конкретное изменение в ощущении, или автоматические движения пальцев. Затем спросите, согласна ли сущность общаться с нами в сознании. Если нет, вам нужно придерживаться вопросов с ответами да или нет, и вам возможно придется поработать, не зная содержания действий сущности.

 5. Если сущность разговаривает, выясните, что она здесь делает.

"Чем ты занимаешься?", "В чем твоя цель?", "В чем твое предназначение?".

 6. Если неясно, что это за сущность, клиент может спросить: "Ты моя часть?".

 7. Если цель неясна или не особенно полезна для человека, вы можете выяснить, что за происшествие создало сущность, или побудило её делать то, что она делает. Проработайте происшествие с помощью повторного переживания, завершите незавершенное и так далее. Сущность может уйти, перестать существовать, или стать полезнее для клиента.

 8. Если сущность старается делать что-то полезное, но очень жестким способом, проследите происхождение этой цели до исходного намерения. "В чем твое исходное намерение?". Мы ищем именно намерение, хорошее по своей сути. Затем попросите сущность найти новые, другие способы достижения этого намерения. Она должна приобрести по крайней мере три новых способа в дополнение к тому, что она уже делает. Ей нужно или придумать их самой, или связаться с каким-то доступным творческим источником, внутри или снаружи клиента. Вам не обязательно знать, что она придумала. Аналогично вы можете соединить её с другими полезными ресурсами.

 9. Если сущность остается, чтобы помогать личности, вы можете договориться о любых требуемых условиях. Нужно ли дать ей инструкции, будет ли она регулярно отчитываться, и так далее.

10. Если сущность должна уйти или прекратить существовать, но ей трудно это сделать, займитесь тем, что её удерживает. Спросите, что же на самом деле ей мешает. Может быть, она что-то не доделала или не сказала? Может быть, её нужно поблагодарить, похвалить, оценить по достоинству за то, что она сделала или за то, что она такая? Может, ей нужны инструкции, ориентировка или предложения, что еще она может делать? Может быть, кто-то другой её здесь держит? Обязательно уважительно обращайтесь с сущностью, признавая, что она имеет право существовать и принимать самостоятельные решения.

11. Возможно, у сущности есть информация и советы для личности. Возможно, это не обязательно прорабатывать как проблему. Это может просто пригодиться для помощи и информации клиенту.

12. Когда вы завершили работу с данной сущностью, проверьте, гармонирует ли результат с другими частями личности, или есть какие-то конфликты, которые нужно решить.

Возможно много вариантов. Несколько сущностей могут сгруппироваться как одна, а затем расколоться. Сущности могут образовывать сети, в которых они питают друг друга или управляют одна другой, и это бывает нужно узнать. Сущности могут передаваться от одного человека к другому с соединительными нитями.

Упражнение

Þ Поупражняйтесь в процессинге сущностей как в методе работы с разнообразными явлениями, например, болезнями, нежелательными привычками, умственными машинальностями.

Фасилитатору нужно отлично владеть положительным переосмыслением. Вам нужно уметь придумывать общий положительный взгляд на что угодно.

Ниже вы найдете список утверждений положительного переосмысления.

Заметьте, что эти утверждения не говорятся прямо как оценки или авторитетные заявления. Это новые точки зрения, которые вы можете показывать человеку. Их можно прямо говорить разве что в виде вывода, когда у клиента уже есть поддерживающий это опыт и он по сути уже согласен с этим. В других случаях их нужно упаковывать в виде вопросов или нейтральных возможностей. "Ты когда-нибудь думал о том, что ...", "Гм, может быть это просто ...". Эффективное переосмысление обычно подается как "может быть", с которым в этот момент человеку хочется согласиться. Переосмысление не эффективно, если в нем что-то спорно, если человек защищается от него. Оно должно передаваться клиенту при очень хорошем взаимопонимании.

Могло быть хуже.

Это испытание, а не проблема.

Это развивающий опыт.

Это бывает только с очень особыми людьми.

У тебя будет потом что рассказать.

Это только маленькая часть чего-то гораздо большего и важного.

Некоторые люди охотно заплатили бы за такое переживание.

Такое счастье просто быть живым.

Стакан не наполовину пустой, а наполовину полный.

Ты станешь гораздо способнее, прояснив это.

Это способность, а не ограничение.

Подумай, сколького бы тебе не хватало, если бы это было по-другому.

Все это общение.

Все это обучение.

Все всегда хорошо кончается.

Это часть всеобщего духовного развития.

Любовь проясняет все.

Это полезно в других ситуациях.

Кто-то другой реагировал бы иначе.

Появление этого—признак положительных изменений.

Это изменяется быстрее, чем ты можешь им наслаждаться.

Все происходит по основательной причине.

У тебя есть часть, которая знает, что происходит.

Каждая твоя часть в своей основе хорошая.

Жить—значит развлекаться и обучаться.

Твоя внешняя ситуация показывает тебе что-то о тебе самом.

Тебе не нужно ничего другого, твоя интуиция направляет тебя.

Вселенная поможет тебе, если ты дашь ей это сделать.

У тебя есть все, что нужно, прямо здесь и сейчас.

Ты всегда получаешь то, чего просишь.

Ух ты, так это просто здорово!

Наверное, в этом есть очень важный урок.

Что есть, то ЕСТЬ.

Оно может быть плохим, только когда мы сравниваем его с чем-то другим.

Ты участвуешь в процессе развития планеты.

Это произошло именно так, как ты это создал.

Зато это не скучно.

Все это общие переосмысления. Может быть полезнее конкретное переосмысление данной ситуации. Именно это мы часто делаем с помощью наших техник. Мы работаем над конкретными вещами и меняем их смысл.

Приведенные выше переосмысления—это скорее жизненные позиции, которые можно применять к чему угодно. Например, если вы считаете, что всё в жизни—учебный опыт, то не так уж важно, что случается. Можно уменьшить отрицательное влияние любого события, вновь заявляя, что это действительно учебное переживание. Это означает обучение чему-то новому, это замечательно! Чем больше проблема, тем больше будет урок.

Упражнение

Þ Заучите и/или поупражняйтесь в переосмыслении, пока у вас не будет готовых высказываний на все случаи жизни.

Что вы всегда можете сделать с пользой—так это узнать восприятия, которые личность связывает с определенной проблемой. И когда клиент описал восприятия, всегда есть возможность их изменить или поупражняться с ними.

Особенности восприятия—это конкретные подробные качества и количества в разных системах восприятия. Основные системы—зрительная, слуховая и кинестетическая, то есть картинки, звуки и ощущения. Есть еще обонятельная и вкусовая, то есть запах и вкус, но они меньше используются в процессинге, потому что мы мало что можем в них изменить.

Восприятия в процессинге противопоставляются умственным ярлыкам и другим вторичным умственным проявлениям. Мы разыскиваем именно то, что личность реально воспринимает, либо физическими чувствами, либо аналогичным образом в своей внутренней реальности. Это должно быть то, что действительно воспринимается, а не просто слова о том, о сем.

Первая задача состоит в том, чтобы поощрить личность действительно видеть, слышать, и особенно чувствовать части её внутренней реальности. Любой процесс или техника эффективны лишь настолько, насколько мы взаимодействуем с реальностью. Где находится эта реальность и кто с ней согласен—вопрос другой, суть в том, что здесь существует что-то воспринимаемое.

После получения подробностей определенной реальности, следующий шаг в том, чтобы выяснить, где находятся ограничения и как можно создать больше свободы.

Если у клиента внутренняя картина ситуации на работе—это много туманных вещей, непредсказуемо движущихся вокруг, то это наверное его ограничивает. Эта картинка соответствует тому, почему же клиент чувствует разочарование в своих возможностях, ничего не достигая. Так что когда он упоминает разочарование в себе, прежде всего нужно узнать больше подробностей восприятия. Всегда полезна зрительная информация, потому что её легче всего изменить. Потом давайте посмотрим, где же ограничения и в чем можно потренироваться действовать иначе. Ведь если задачи туманные и неясные, то клиент не может увидеть, что же нужно сделать. А если всё движется, клиент не успевает ничего добиться с каждой задачей. Так что мы делаем? Мы изменяем картинку, делая вещи более ясными и приостанавливая что-то на месте. Как именно сделать это, зависит от того, что эффективно для данного клиента. Может быть если он отступит на шаг назад от картинки, устроит себе свободное пространство, приблизит к себе что-то одно и сделает его более ясным, то он перестанет чувствовать разочарование в своих силах.

Дело в том, что у человека не бывает неопределенных, случайных реакций по неопределенным, случайным причинам. Есть очень конкретные особенности восприятия, создаваемые в конкретных последовательностях для получения конкретных результатов. Если мы изменим восприятия, изменятся и реакции.

Все особенности восприятия управляют ощущениями и состоянием, в основном плавно. Вы можете управлять какими-то количествами или качествами, чтобы сделать ощущение больше или меньше. Некоторые из этих управляющих особенностей для личностиважнее, и разные значения особенностей по-разному на нее воздействуют.

Если мы обнаружили, что большая картинка усиливает соответствующие чувства, а маленькая картинка ослабляет их, то это отличный инструмент. Инструмент, который вы можете очень легко дать в руки клиенту. Ему нужно только научиться делать больше положительный образ себя и положительные цели, и делать меньше свои опасения и беспокойства.

Когда личность понимает, что её действия с картинками управляют её ощущениями, то это придает ей силы.

Звуки действуют аналогично. Если у клиента есть голос в голове, говорящий: "ты ничего не делаешь как следует", то наверное важны тон голоса, темп, высота и место нахождение. Если голос такой, "как следует", клиент чувствует угнетенность. Но если мы изменим особенности, сделав голос быстрее, выше, удалив его на 15 метров и тому подобное, то переживание изменится. Трудно настолько же огорчаться из-за придирок отца, когда его голос звучит пискляво и он висит в воздухе под потолком.

Процессинг восприятия можно использовать во многих ситуациях, когда другие техники могут быть тоже эффективны. Наверное, стоит его использовать в тех ситуациях, когда вам кажется, что личность ограничена из-за её собственных восприятий. Вообще-то это всегда так, но если это становится для вас особенно очевидным, то наверное процессинг восприятий сработает.

Еще вы можете использовать процессинг восприятий в дополнение к другим видам работы. Он отлично стыкуется с такими подходами, как например прояснение происшествий, которые больше ориентированы на обнаружение отрицательных причин. Процессинг восприятий более положителен, он предполагает, что индивид конечно является причиной всего этого и ему просто нужно делать что-то по-другому. Эти два похода уравновешивают друг друга. Еще очень полезно узнавать особенности восприятия во многих разных областях, просто чтобы исследовать как они действуют. Это прекрасно вписывается в любой модуль. Например, мы работаем с общением. Есть конкретные восприятия, связанные с застенчивостью, с общительностью, с желанием общаться, и с нежеланием общаться. Есть восприятия, которые определяют, когда и с кем индивид чувствует, что можно общаться. Обнаружив их, личность может начать ими управлять и использовать их как инструменты, а не просто зависеть от них.

Просто полезно разговаривать о любой области жизни. Но если вы можете еще и определить восприятия, руководящие этой областью, вы лучше поможете человеку. Когда он будет знать, как на него влияют разные восприятия этой области, он сможет управлять ими. Рычаги управления его поведением будет переданы в его руки.

Упражнение

Þ Найдите кого-то, ограничивающего себя в какой-то области. Измените это с помощью процессинга восприятий.

Воображение—это общий инструмент, который можно использовать для многих вещей. Его можно использовать для исследования разнообразных возможностей, для развития творческих способностей, для того чтобы сделать желательные результаты более реальными, и так далее.

Мы исходим из того, что в воображении возможно все. Можно изменять вещи как угодно, можно создавать какие угодно происшествия, неважно, "разумно" это или нет. Это не серьезная, а шутливая деятельность.

В то же время работа с воображением эффективнее всего, если личность осознает творческую силу воображения. Это не ПРОСТО воображение. Клиента нужно вывести из убеждений в том, что это ВСЕГО ЛИШЬ какие-то галлюцинации ума, которые не имеют ни к чему отношения. И ему не нужно иметь мощных убеждений в том, что его воображение создает весь мир, лишь бы у него не было слишком ограничивающих убеждений в своей способности создавать.

Полезно просто вообще тренировать воображение в определенной области. Испытание разнообразных сценариев откроет дополнительные возможности. Свобода клиента особенно увеличивается тогда, когда он пробует делать то, что считается невозможным во внешнем мире. Полезно делать что-то вопреки законам природы и заниматься всевозможными смешными и забавными вещами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться