Флемминг Фанч «Пути преобразования»


Раздел 10: Гештальт процессинг

Многие философии обсуждали тему того, что происходит, когда целое становится больше суммы своих частей. Можно заниматься этим с духовной, с психологической, или с физической точки зрения, явление остается приблизительно тем же.

Гештальт терапия, Холизм, Холодинамика и Холономика—это некоторые из дисциплин, которые сосредоточиваются в основном на этой идее. Для начала пара определений из словаря:

"Холизм: мировоззрение, в соответствии с которым единое или объединенное целое обладает самостоятельной реальностью, большей, чем сумма его частей."

"Гештальт: любая из целостных структур или шаблонов, из которых состоит весь опыт, и у которых есть особые свойства, которые нельзя ни извлечь из составных частей этого целого, ни посчитать просто суммой этих частей."

Несколько сложенных вместе частей могут образовывать новое целое с определенной самостоятельной жизнью. Можно разбить целое на несколько частей и у каждой части будет определенная самостоятельная жизнь. Всё это зависит от того, с какой точки зрения мы это рассматриваем, когда мы говорим о целом или о частях.

Можно просто сказать, что всё что угодно состоит из сознания и можно считать всё или частью целого, или чем-то отдельно существующим.

Можно считать любую часть вселенной либо самостоятельной автономной единицей, существом, или считать её просто одним из аспектов всей вселенной. Это относится к существам, телам, сущностям, пространству, энергии, материи, единицам сознания, мыслеформам, и так далее.

Когда мы начинаем работать с любой произвольной частью существующего, можно пойти с ней в двух возможных направлениях. Можно включить её в состав большего целого, или раздробить её на более мелкие части или аспекты. Или, конечно, можно оставить её в покое.

Когда мы занимаемся существом, можно разделить его на меньшие, более или менее автономные единицы. Некоторые люди могут горячо отвергать эту теорию, но меня это не особенно волнует. Удобно делать вид, что можно разделить существо на части, и благодаря этому становится легче объяснить многие вещи. Например, у существ есть то, что они называют умом. Это часть их самих, но они делают вид, что это что-то другое. У ума могут быть различные части, например сознательный ум и подсознательный ум. Если вы так решите, то у него может быть реактивный ум.

Есть единицы осознания. По сути дела вы можете оставить часть себя в каком-то месте, времени, на какой-то теме или личности. Эта часть будет там оставаться и выполнять для вас какие-то простые обязанности, например, напоминать вам что-то или держать вас в курсе дел. Вы можете оставить маленькую или большую часть себя, меньшее или большее количество единиц осознания. Может быть, и невозможно измерить их количество, но о них легче говорить в таких терминах. И ваш запас частей, возможно, и не ограничен.

Можно оставить свои части, которые будут действовать как более или менее полные существа. Они в принципе могут уйти, и стать сущностями других людей.

Наверное, чем больше кусок целого, которым мы занимаемся, тем он мощнее и сознательнее. Но по сути дела любое существо любого размера и вида имеет то же право существовать и наверное, то же право определять свою судьбу.

Ну а что если мы пойдем в другую сторону и будем сочетать вещи во что-то большее? Видите ли, это не обязательно должны быть части, которые "первоначально" были вместе. Сложите вместе любой набор частей и из них получится какое-то целое. Можно взять случайное собрание разных людей и свести их вместе с какой-то общей целью или реальностью. Тогда они станут не просто отдельными людьми, начнет образовываться групповая реальность. Эта групповая реальность будет иметь собственную жизнь и собственный ум.

Есть такие вещи, как массовые сознания. Большие группы людей создают вместе сознания, которые живы сами по себе. Такое сознание влияет на членов группы больше, чем можно объяснить личными связями.

Тело—это целое, состоящее из клеток. Каждая клетка—это отдельная единица, но все вместе они образуют нечто гораздо более впечатляющее, чем просто масса клеток. Миллиард амеб в одном месте ну никак не образуют человеческий мозг. Но может произойти что-то, превращающее составные части в большее целое.

Муравейник, полный муравьев, становится гораздо организованнее, чем можно было бы ожидать по его составным частям. Множество по-видимому, бесцельных маленьких муравьев бегают вокруг и натыкаются друг на друга, а вместе они становятся удивительно эффективной машиной.

Любая конкретная сфера межличностных отношений, сфера группы, общество, солнечная система, все они приобретают большую жизнь, чем сумма их частей. И каждая последующая сфера представляет собой всё большее и большее сознательное целое, вплоть до сферы "всего-что-есть", которое по сути дела является бесконечным сознанием как целым.

Так что здесь есть невероятно большой диапазон сознания, идущий к окончательной целостности вверху, и окончательной раздробленности внизу. Эта шкала, наверное, бесконечна, и она наверное, охватывает всё и вся. Группировка сознания может произойти на любом уровне или сочетании уровней. Группировка—это объединенное целое, которое может действовать как единица. Любая такая группировка всегда является частью большего целого, и у нее всегда есть более мелкие части или аспекты.

Нам не хватает названия, которое охватывало бы все эти группировки сознания. Существа, единицы сознания, частицы, массовые сознания, сферы, мысли, роли, архетипы, сущности, творения, и так далее.

Использовались такие слова, как "гештальт" и "холодайн", но они в основном обозначают совокупные группировки и не совсем подходят к меньшим единицам. Я думаю, нам нужно новое слово. Наилучшее предложение, о котором я слышал—это "холон", слово, первоначально придуманное Артуром Кестлером. Оно охватывает и идею целого, и идею одной единицы чего-то. Его можно применять к существу, к сущности, к любой созданной структуре, мыслеформе, групповому соглашению или к чему-то еще.

"Холон"—это совокупность сознания, действующая каким-то образом как одна единица. Он может состоять из меньших частиц с самостоятельными действиями. Он может быть частью большей единицы. Холон потому и холон, что у него есть какая-то внутренняя общность цели, и какая-то собственная игра. У него есть свободы, преграды и цели.

То, что мы называем существом или личностью—это холон, тело можно считать холоном, ваш бридж-клуб может быть холоном, ваши мысли по определенной теме могут быть холоном, человечество—это холон, Бог и Дьявол—это холоны, Дед Мороз—это холон.

Все зависит от точки зрения, которую мы принимаем. Если бы мы просто сказали "все существующее—это холоны, то мы мало чего бы добились. Всё зависит от того, какую сторону жизни вы изучаете и чего вы стараетесь достичь. Если мы рассматриваем связь между отдельными людьми, мы наверное, будем считать каждого человека холоном, и их взаимоотношения одним холоном или несколькими холонами в зависимости от того, какие у них взаимоотношения в разных ситуациях. Мы не будем беспокоиться о клетках в их телах, о человечестве или галактике Андромеда.

В чем-то это можно считать логическим инструментом, способом систематического изучения или анализа вещей. Коржибский, изобретатель "Общей семантики", многое говорил о целых, частях и разных логических уровнях. Он старался побудить людей учитывать целое и мыслить бесконечными шкалами. Он совсем не имел в виду этого в духовном смысле, это было чисто в царстве логики.

Нейро-лингвистическое программирование тоже много занимается разными уровнями логики. В нем говорится о размере кусков, то есть насколько большим куском чего-то вы занимаетесь в данный момент. Например, "машины"—это больший кусок, чем "автобус", который в свою очередь больше, чем "колесо". Можно "складывать куски", чтобы рассматривать вещи более общо, более глобально, как более масштабную, широкую, простую, всеохватывающую картину. Или можно "раскладывать на куски", чтобы изучить больше подробностей, более практичные, земные дела, более конкретные трудности, сложности, особые случаи, точное применение, и так далее.

¤ Реальное положение дел

То есть цели должны соответствовать исходному намерению. Если намерение—"развлекаться", то "вступить в военное училище" может не подходить. План должен согласовываться с целями. Если существующие планы написаны для чего-то другого, то цели вряд ли будут достигнуты. Идеальное положение дел должно быть уточнено в соответствии с тем, что желательно. Осязаемая продукция должна согласовываться с идеальным положением дел, и с реальным намерением. Если мы производим штурмовые винтовки, а исходное намерение "мир во всем мире", то здесь может быть неувязка. То, количество чего мы измеряем, должно соответствовать тому, чего мы действительно хотим. Измерение времени прихода служащих на работу может не измерять нашей желаемой продукции—довольных покупателей. Проекты, над которыми мы работаем, должны соответствовать нашему запланированному направлению. Если всё складывают папки в алфавитном порядке, а мы определили направление — заниматься клиентами, это может быть неэффективно. Повседневные действия, что люди реально делают, тоже должно согласовываться с намерениями и идеалами. Если люди делают что-то совершенно другое, то конечно мы не достигаем эффективно того, что хотим. А реальное положение дел должно как можно лучше приближаться к тому состоянию, которое нам желательно для наилучшего достижения результатов.

В реальных жизненных ситуациях, в фирме, или в чьей-то жизни, вы естественно обнаружите, что основные части деятельности не согласованы. Люди очень часто делают совсем не то, что намерены делать. И для этого есть множество основательных "причин". Ваша работа как консультанта в том, чтобы лучше согласовать дела. Возможно, и не получится сделать это сразу же, но сама проработка идеи согласования и уделение внимания разнообразным элементам деятельности может сыграть большую роль.

Разумно делать записи. По правде говоря, почти невозможно проводить согласование без них. Сядьте за стол с человеком или с группой людей. Тщательно оцените, что происходит с каждым компонентом деятельности. Сначала просто проработайте каждый из них. Не слишком думайте о том, какими они ДОЛЖНЫ быть, просто узнайте, какие они ЕСТЬ.

Когда список компонентов будет записан, станет очевидно, что что-то не согласуется. По крайней мере если согласование было честным. Тогда нужно поработать с этими элементами, согласовывая их. Не просто изменяя слова на бумаге, а реально поощряя людей согласовать разнообразные элементы, необходимые для создания эффективной деятельности.

Согласование вполне может быть регулярным. Можно время от времени возвращаться к листку согласования деятельности и проверять, насколько дела согласованы, и можно исправлять то, что не согласовано.

Согласование деятельности можно проводить во всевозможных областях для всевозможных людей и групп. Его можно проводить для страны. С человеком полезно расписать согласование деятельности для разнообразных сфер жизни, в которых он участвует.

Упражнение

Þ Проведите полное согласование действий, либо для себя как фасилитатора, либо для кого-то другого в области по его выбору.

Можно получить очень мощные результаты, если разобраться с согласованием разных сфер жизни человека. Вот пример процедуры, как это сделать:

1.         Если нужно, обсудите с человеком определения каждой сферы.

2.         Пройдитесь по сферам и попросите его подробно описать, что у него есть в каждой сфере. Это не значит "жена", "группа". Это значит "Света", "Городской бридж-клуб", и так далее, подробности. Мы стараемся выяснить, что сам клиент помещает в каждой сфере.

3.         Затем выясните, что он ДЕЛАЕТ в каждой сфере. Не что он должен делать, а что он реально делает сегодня.

4.         Возьмите первый пункт списка "Согласования деятельности". Выясните в каждой сфере, что клиент хочет поместить в первый пункт. То есть определите исходное намерение для каждой сферы. Затем возьмите следующий пункт, "Желаемые цели", и определите, что здесь находится для каждой сферы. Проделайте это для всех пунктов списка "Согласования деятельности" для всех сфер. Если согласование выполняют вместе несколько людей, например пара, чередуйте пункты между ними. То есть одному—намерение в первой сфере, другому—цели в первой сфере, и так далее.

5.         Выберите самую интересную сферу. Тщательно проработайте структуру этой сферы по всему списку, пока он не будет согласован.

6.         Пройдитесь по оставшимся сферам и полностью их проработайте.

7.         Заметьте любые противоречия между сферами и разберитесь с ними.

8.         Если согласование проводится для группы, разрешите противоречия между планами членов группы.

Большинство людей живет в определенной удобной зоне приемлемого поведения. Они научились в основном делать то, что знакомо и безопасно. Они остаются в рамках своих границ. Они делают то, что уже известно и предсказуемо.

Большинство людей выглядят относительно здравомыслящими. В их жизнях есть определенная система и последовательность. Они могут объяснить свои действия, у них есть знакомые шаблоны поведения, и их направление действий довольно предсказуемо.

Распространенное представление о здравомыслии—то, что в него входят именно эти качества: быть "нормальным", последовательным, предсказуемым, уметь логически объяснять свои действия, делать то, чего ожидают другие и что они считают приемлемым.

Люди часто боятся всего, что находится за пределами этих норм. Всё необычное, непоследовательное, непредсказуемое, необъяснимое, из ряда вон выходящее часто считается опасным и безумным. Особенно то, что быстро движется, мощно, но совершенно непредсказуемо, могут легко посчитать сумасшедшим. Обычно люди встраивают небольшой элемент непредсказуемости в свои жизни. Несколько неожиданностей и немного таинственного придает вкус жизни. Разные люди выносят разные степени непредсказуемости. Но почти всегда есть предел, который нельзя пересечь без страха сумасшествия.

Ну а всё это на самом деле поставленный с ног на голову взгляд на мир. Фиксированность и ограничение принимаются за здравомыслие. Неуправляемое движение принимается за сумасшествие.

Суть дела в том, что истинная природа вещей всегда подвижна. И если вы заглянете достаточно глубоко, человеческая логика всегда разваливается.

Попытки удерживать на месте то, что на самом деле движется—механика любого человеческого заблуждения. Создавать жесткие умственные структуры и делать вид, что они являются реальным миром.

Когда достаточно много людей соглашаются в определенном наборе ограничивающих идей, то они могут успешно убедить себя и других, что именно так всё и есть на самом деле.

Суживать свое мировоззрение до рамок определенной ограниченной реальности может быть довольно интересным и обучающим. Неприятности приходят, когда кто-то принимает это слишком серьезно и думает, что это единственный реальный мир.

Прямо над любой ограниченной реальностью и под ней находится неограниченная подвижная реальность. Это относится и к глубокому изучению общей физической реальности, и к глубокому изучению своей субъективной реальности.

В терминах физики, все твердые и плотные вещи, на которые мы смотрим, на самом деле не существуют, если мы присмотримся достаточно внимательно. "Стол" может казаться чем-то одним, что долгое время остается тем же самым. Но стол состоит из триллионов атомов в быстром и вроде бы беспорядочном движении. В столе даже не остаются одни и те же атомы, всё время прибывают новые и уходят старые. Если мы посмотрим еще внимательнее, мы увидим внутриатомные силы, которые движутся еще беспорядочнее. На внутриатомном уровне мы даже не можем сказать, что что-то действительно здесь существует, и нам может быть трудно указать, где заканчивается что-то одно и начинается что-то другое. Стол—это сложное постоянно изменяющееся собрание событий. Просто называть его "один стол"—это очень большое упрощение, хотя и очень удобное для людей.

Заглядывая внутрь ума, за внешний фасад правильного, упорядоченного, морального мышления, вы очень быстро обнаружите пузырящийся, кипящий океан таинственных, непредсказуемых, и вроде бы бессмысленных вещей. Многие люди очень крепко держатся, чтобы не выпускать этого наружу, но когда они на мгновение снимают свои защиты, оно проявляется. Именно здесь источник творчества.

Фрейдисты считали этот кипящий океан чем-то плохим, собранием злых, антиобщественных, самоубийственных стремлений, которые нужно контролировать и утихомиривать. У человечества были бы очень печальные перспективы, если бы это было правдой. К счастью, это не так. Извращенный взгляд, скорее тот, который считает внутреннюю духовную и творческую природу чем-то злым, что нужно подавлять.

Когда вы немного приоткроете давно закрытый предохранительный клапан, то на первый взгляд вас может обмануть то, что оттуда выйдет что-то не обязательно красивое. Если вы годами накапливали свои эмоции и затем вдруг откроете их, то это вполне может быть неуравновешенный взрыв сильной ярости. Когда действует сухой закон и кто-то получает ящик водки, то он возможно напьется. Когда люди временно покидают морально контролируемое место и приезжают в более вольное место, они часто предаются всем тем вещам, которых им обычно нельзя делать. Они могут курить наркотики и смотреть порнофильмы 24 часа в день, просто потому что вдруг им это можно.

Может происходить определенный процесс. Сначала, когда предохранительный клапан открывается, человек предается всему тому, что раньше подавлялось или отрицалось. Через некоторое время, когда он понимает, что может свободно делать это, дела уравновешиваются. И тогда человек может делать больше того, что он действительно хочет делать.

Миф о том, что людей нужно контролировать и подавлять, чтобы не выпускать их злых побуждений—опасная выдумка. Именно применение этого принципа приводит ко многим несчастьям в мире. Возьмите человека, годами подавляйте и контролируйте его, не давая ему говорить и делать то, что он хочет и чувствует, а затем вдруг дайте ему пулемет. Так вот, он может вдруг решить дать выход всему тому, чего он никогда не выражал, и это вполне может быть выражено с яростью.

Единственный способ действительно создать здравомыслящее общество—это признать исходную доброту в людях и позволить им самовыражаться. Заблуждение и насилие происходят от подавления и искусственного ограничения.

Если кто-то основательно подавляет людей, а затем дает им чуть-чуть свободы, то это действительно может быть опасно. Единственное безопасное действие—это освободить их полностью.

Можно делать это постепенно, поощряя людей выходить за пределы своих обычных шаблонов поведения и делать то, что не основано на существующих нормах; делать то, что им говорят внутренние порывы и интуиция, а не что говорят мораль и логика. Можно пробиться через разнообразные встречающиеся неудобства и ограничения. Можно сделать это в разных областях жизни. В конце концов личность научится свободно действовать без смущения и ограничений.

Только когда личность может свободно осуществлять любой вид действий, она может свободно предпочесть делать то, что ей больше всего нравится делать. И кстати, это всегда что-то конструктивное и приятное.

Потребность делать только разумные действия ограничивает свободное самовыражение индивида. Самовыражение не свободно, если вы можете делать только то, что осмысленно и логично в соответствии с какой-то системой мышления.

У поезда, который должен двигаться по определенной железнодорожной сети, есть некоторая свобода перемещения. Он может двигаться назад или вперед, он может переходить на другие направления. Если, конечно, мы не добавим какие-то дополнительные правила, назначим этому поезду один маршрут и одно расписание. В любом случае у него нет полной свободы перемещения. Он может двигаться определенным способом в соответствии с заранее установленными правилами, и это все что он может делать. Он не может уехать в поля, куда ему хочется. И даже хотя у него есть определенный выбор движения по пути, ему нужно делать то, что разумно для него как для поезда.

Бессмысленность и логика находятся в царстве карт, а не территорий. Чтобы говорить о логике, нужно наметить какую-то модель и затем манипулировать элементами модели или сравнивать с ней что-то. Если я говорю, что весной яблоки зеленые, а осенью они красные, то зеленое яблоко весной логично, а красное яблоко весной нелогично. А розовый банан будет бессмысленным, потому что я ничего не сказал о нем в моей модели.

Но само по себе, рассматриваемое отдельно от любых моделей и идей, яблоко ни логично, ни нелогично. Оно просто ЕСТЬ. Его смысл в том, что оно здесь есть. Любой добавленный к ситуации смысл—умственная конструкция, а не истинная реальность.

Вселенная—это подвижная, текучая деятельность. Лучше всего с ней обращаться подвижно и текуче. Когда кто-то пытается втиснуть вселенную в более фиксированную, ограниченную модель, он напрашивается на неприятности. Пока индивид помнит, что модель это модель, она может быть очень полезным инструментом. Но как только вы решаете, что мир действительно такой, вы можете не заметить подъезжающего товарного поезда, потому что он не входит в ваше расписание.

Если вы можете постоянно быть в гармонии с ситуацией, в которой вы находитесь, и у вас есть широкий выбор возможных действий, то вы можете всегда совершать самые подходящие действия и всегда получать наилучшие возможные результаты.

Количество ваших осмысленных, логичных, объяснимых действий конечно и ограничено. Это только небольшое подмножество совокупности всех действий. Если вы привыкаете предпринимать только эти действия, вы обрекаете себя на небольшую опасную окрестность реальности.

Если вы лежите на рельсах и прямо на вас со скоростью 300 километров в час мчится экспресс-поезд, то логично быть задавленным и умереть. Это разумно. Вы здесь, поезд там, мы математически вычисляем пересечение ваших путей, и БАЦ! Нелогично, бессмысленно было бы просто вдруг оказаться не там, где поезд, а на расстоянии в 10 километров и пить там чашечку кофе.

Большинство великих изобретателей и первооткрывателей в большинстве областей сделали то, что сделали, нарушив правила, делая вещи, неразумные для других. Потом эти вещи стали разумными, но сначала они считались невозможным. Колумб вышел в плавание туда, где как все говорили, он свалится с грани Земли. Грэхем Белл изобрел телефон несмотря на то, что современники считали это глупым и бесполезным.

Делать бессмысленные вещи может быть очень полезной способностью. Вы всегда можете потом добавить смысл, и тогда конечно ваши действия станут очень осмысленными. Но любое проявление гения создается при смелом путешествии в царство бессмысленного.

Бессмысленные действия—это не только те действия, которые неверны в соответствии с общепринятыми нормами. Это действия, которые выходят за пределы карт и связаны скорее с реальным миром, а не с умственными конструкциями.

Вы можете постепенно научиться делать бессмысленные вещи. Вы можете исследовать все возможные движения вашего тела, вашего голоса, вашей речи и так далее, не обращая внимания на ожидаемый результат. Вы можете привыкнуть к идее выполнения действий, которые отделены от любой идеи вознаграждения или логической связи причины и следствия. Вы можете испытать все границы, которые как вам кажется у вас есть в отношении того, что вы можете и чего вы не можете.

Есть мощные общественные, моральные и личные силы, пытающиеся предотвратить такие действия. В развитие способности бессмысленно действовать входит рассмотрение всех причин, по которым этого делать нельзя. Вероятно, активизируются всевозможные старые шаблоны, которые мешают свободному самовыражению. Со всеми ними можно разобраться с помощью семантического процессинга.

А зачем вообще беспокоиться о том, чтобы научиться совершать бессмысленные поступки?

Да просто так.

Упражнения

Þ Придумайте действие, у которого нет цели. Сделайте его.

Þ Уговорите кого-то другого сделать бессмысленное действие.

Þ Повторяйте это, пока не научитесь с удобством вызывать бессмысленные действия.

Этот ряд трех учебных пособий сосредоточен на том, что опытный специалист может делать, чтобы помогать другим людям, особенно тем, которые приходят к нему как клиенты на формальные сеансы. Но есть очень много того, что человек может делать сам, не нуждаясь ни в каком фасилитаторе.

По правде говоря, мы стремимся именно к тому, чтобы клиент стал самодостаточным; способным самостоятельно разбираться с жизнью, не застревая в трясине. Мы не намерены делать людей зависимыми от указаний фасилитатора.

Фасилитатор—это консультант, который помогает людям на их путях самораскрытия и самосовершенствования. Пути у людей свои; люди сами себе авторитеты.

Наилучший фасилитатор передает инструменты в руки клиентов. Ценно хорошо работать и хитростью поощрять клиентов изменять свои мнения и отбрасывать ограничения. Но еще лучше давать клиентам инструменты, которые они смогут сами по необходимости использовать в будущем. Так рождаются самостоятельно создаваемые изменения, которые набирают всё большую скорость.

Отдельному клиенту—вот кому вам нужно придавать силы. Не оставляйте силы только себе. Свободно отдавайте их, запас их бесконечен. Придавать силы означает, что вы показываете клиенту новые растущие возможности и вкладываете в его руки рычаги управления.

Вообще-то говоря, в любом инструменте, который вы используете в работе с клиентом, есть принципы, которые он может использовать самостоятельно. Не обязательно таким же образом, но всё же исходные принципы он может всегда применять сам.

Когда вы проводите технику, не скрывайте от клиента её принципы. Вам не обязательно выдавать все ваши профессиональные секреты, но философия никогда не должна быть тайной. Если вы только что провели успешное объединение противоположностей, то это великолепное время для обсуждения теории раздробления и объединения. У клиента уже будет опытное знание об этом, так что он сможет довольно легко это понять и начать это осознавать. Это не значит, что он сможет себе проводить полную процедуру объединения противоположностей, но он может поработать над улучшением общения частей друг с другом. И он сможет замечать то же явление у других.

Повторное переживание происшествий дает возможность обсудить то, как можно освободиться от фиксированных реакций из прошлого. Всегда можно переживать события с разных точек зрения. И всегда можно в любом опыте находить урок. Клиент может с огромной пользой делать это в настоящем времени, когда он попадает в немного напряженную ситуацию. Или он может проводить легкое повторное переживание с доступными ему частями прошлого.

Люди могут самостоятельно переосмысливать что-то. Например, они могут брать любую ситуацию и находить в ней что-то положительное, благодаря чему ситуация становится учебным опытом. Они могут привыкнуть к той идее, что любая вроде бы ограничивающая ситуация открывает дверь к новым возможностям.

Можно с огромной пользой самому выполнять процессинг восприятий. Изменение особенностей восприятия и переключение сценария—это замечательные инструменты, которые человек может использовать когда угодно. Во время сеанса он может узнать, что он чувствует неуверенность при маленьком, бесцветном образе себя, и он чувствует себя сильным и отважным при большом, цветном образе себя. Он может просто возвращать большую, цветную картинку каждый раз, когда чувствует неуверенность. Ему не нужен для этого фасилитатор.

Не особенно разумно самому с собой проводить диалог. По крайней мере, неразумно в смысле обмена высказываниями с самим собой. Но лежащая в основе диалога идея—продолжать воспринимать что-то с разных сторон, пока оно не прояснится или не станет ясно, что делать—эта идея очень эффективна и при самостоятельном использовании.

Техники, которые люди проводят сами с собой, обычно легче и целостней, чем техники фасилитатора и клиента. Например, потому что у каждого есть какие-то встроенные защитные механизмы. Когда человек забирается во что-то, с чем он не может справиться, то вылетают какие-то предохранители. Когда человек пробует заняться тем, что ему не по силам, он обычно засыпает, сбивается в сторону, или происходит что-то еще.

Если человек обращает внимание на предостерегающие сигналы, то ему вполне безопасно исследовать свою собственную реальность. Подсознательные механизмы автоматического ответа обычно выдают материал, который подходит для рассмотрения, и если человек не заходит туда, где ему неприятно, то результаты почти всегда хорошие.

Есть границы того, насколько успешно человек может отступить на шаг назад и беспристрастно посмотреть на свою реальность. И трудно изменить то, чем ты ЕСТЬ. Именно поэтому нам вообще нужны фасилитаторы, чтобы обеспечивать внешнюю непредвзятую точку зрения, когда человек углубляется во что-то. И именно поэтому сам человек может в основном делать те техники, которыми он может уравновешенно заниматься.

С помощью фасилитатора и преобразующего процессинга личность может стать более объединенной. Она будет более целостной и менее раздробленной. Это намного облегчит ей самостоятельную работу. Будет меньше областей, которые ей приходится избегать самой, потому что в них она не уравновешена. Она научится одновременно и участвовать, и сохранять разумный взгляд на то, что происходит.

Чем человеку всегда безопасно заниматься—так это какой-то разновидностью медитации. Медитацию можно выполнять на многих уровнях. Самая элементарная медитация—это просто расслабление. Медитаторы более высокого уровня могут браться в медитации за что угодно и прорабатывать это.

Очень полезно помогать клиентам научиться медитировать самостоятельно. Это ставит их в позицию причины, это делает их более отзывчивыми на свои внутренние сигналы, и учит их выходить за пределы шума повседневной жизни.

Медитация—это процессинг. Типичная медитация заключается в простой рекурсивной технике. Здесь применимы основные правила процессинга. Поэтому полезно ознакомить клиента с некоторыми из этих принципов. Например, заниматься темами по очереди, сохранять вовлеченность, заканчивать начатое, не оценивать то, что всплывает, и так далее.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться