Роберт Дилтс "Коучинг с помощью НЛП"

Таким образом, можно находиться в «смешанных» или «искаженных» позициях восприятия. То есть человек может видеть и чувствовать ситуацию с его собственной первой позиции, но обращаться к себе на языке второй позиции (то есть говорить себе: «Будь осторожным, чтобы ты не допустил ошибку»). Способность сознательно полностью принимать вторую позиции или выбирать конкретные аспекты второй позиции — это навык, который можно развить посредством коучинга и практики.

Есть различные уровни и степени принятия второй позиции. Находясь у кого-то дома или на работе, вы занимаете вторую позицию на уровне окружения. Подражание действиям другого человека позволяет занять вторую позицию на поведенческом уровне. Понимание стратегий мышления другого и его ментальных карт — способ развить вторую позицию на уровне способностей. Для того чтобы занять вторую позицию на более глубоком уровне, нужно принять ценности и убеждения другого человека. Идентификация с другим человеком и принятие его личности предполагают вторую позицию на уровне идентичности.

Можно использовать следующий процесс, чтобы помочь клиентам построить полноценную вторую позицию на всех этих уровнях.

Попросите клиента выбрать человека, которого он хотел бы смоделировать или лучше понять. Выберите два физических местоположения: одно для клиента и одно для другого человека.

Предложите клиенту начать с «первой позиции». Пусть ваш кта-ент. стоя в «собственной позиции», опишет свои переживания в данном окружении, физическое состояние, мысли, убеждения, ценности, ощущение себя, своего видения и целей. Создайте якорь или «линию жизни» для этого местоположения «первой позиции».

Затем с помощью коучинга помогите клиенту начать постепенно принимать точку зрения другого человека, перемещаясь на место другого человека и предпринимая следующие шаги:

1. Представьте, что вы находитесь в том же окружении, что и другой человек. Где и когда это происходит?

2.  Представьте, что вы находитесь на месте другого человека. Какие действия вы выполняете в данном окружении?

3.  Представьте, что вы находитесь в сознании другого человека. Какие навыки и способности вам нужны, чтобы эффективно действовать в данном окружении?

4.  Представьте, что вы находитесь в системе убеждений и ценностей другого человека. Какие у вас есть приоритеты и допущения, связанные с вашей работой?

5.  Представьте, что вы приняли идентичность или роль другого человека. Как вы воспринимаете вашу миссию и самого себя как другого человека?

6.  Представьте, что вы принадлежите той же системе, что и другой человек. Кто и что еще важно для достижения вашей цели или выполнения миссии ?

Когда вы закончите, попросите клиента возвратиться в его первую позицию. Для этого он должен перейти из воображаемых местоположения, физического и внутреннего состояния другого человека в свои «местоположение» и состояние. Чтобы полностью перенести клиента обратно в его собственную позицию восприятия, используйте установленный ранее якорь или «линию жизни».

Часто полезно установить нейтральную «метапозицию» или «третью позицию» между местоположением «себя» и «другого». Вы можете использовать это третье местоположение как переходное состояние между точками зрения клиента и другого человека, чтобы обеспечить хорошее разделение этих двух позиций восприятия.

Инструментарий обучения: метакартирование

Метакартирование — это процесс, в котором применяются различные позиции восприятия. Этот процесс используется для того, чтобы помочь клиентам более эффективно реагировать на сложные взаимодействия, ситуации и отношения. Назначение метакарты состоит в том, чтобы помочь человеку выявить и затем изменить характеристики петель коммуникации, которые порождают или поддерживают проблемное взаимодействие.

Часто, когда мы испытываем трудности в общении, мы настаиваем на своей собственной точке зрения. Метакартирование начинается с признания этой позиции, но затем оно дает нам возможность уви-

деть взаимодействие с других точек зрения. В дополнение к определению «невидимых» (то есть психологических) влияний на ситуацию метакарта позволяет нам увидеть и изменить те способы действия, которые вносят вклад в создание наших проблем.

Конкретные этапы метакартирования были определены в результате моделирования работы успешных лидеров в различных организациях. В процессе моделирования их помещали в сложные и в значительной степени непредсказуемые ситуации межличностного взаимодействия. Затем лидеров спрашивали о том, как они мысленно готовились к встрече с трудностями.

Наиболее распространенной была следующая реакция:

Я думал о людях, участвующих в ситуации, и представлял их возможные действия, которые могли бы создать проблемы. Затем я посмотрел на себя и попытался увидеть, что я мог сделать в ответ и нравилось ли мне это. Я также пытался увидеть ситуацию с позиции другого человека и понять, какие мотивы могли бы стоять за его действиями. Затем я рассматривал ситуацию с точки зрения компании, чтобы понять, как разрешить ситуацию наилучшим образом для всех заинтересованных сторон. Сделав «домашнюю работу», я, наконец, думал о том, в каком внутреннем состоянии я хочу находиться и какое состояние поможет мне реагировать наиболее творчески и адекватно. Я полагал, что, если бы я был в неподходящем состоянии, я в любом случае не смог бы реагировать должным образом. Но если бы я был в нужном состоянии, ко мне пришла бы какая-нибудь хорошая идея, даже если бы случилось что-нибудь неожиданное.

Принимая множественные позиции восприятия, лидеры были способны настроить свою «внутреннюю игру» так, чтобы наиболее эффективно управлять ситуацией. Размышляя над такими примерами успешных действий, мы можем заключить, что основные элементы хорошей метакарты включают:

•  идентификацию трудной или неоднозначной ситуации коммуникации;

•  картирование динамики взаимодействия между самим собой, другим человеком и внутренним наблюдателем;

• принятие позиции другого человека и рассмотрение ситуации с его точки зрения;

• установление «метапозиции», с которой можно исследовать возникающие в рамках взаимодействия ментальные и физические паттерны, которые препятствуют устранению проблемы;

• рассмотрение возможных изменений в коммуникации, установках и внутреннем состоянии, которые могли бы сделать взаимодействие более спокойным и продуктивным.

Ниже приведен основной формат метакартирования, основанный   jqo на стратегиях успешных лидеров. Этот формат можно преподать клиентам как эффективную стратегию обдумывания или планирования сложной ситуации или взаимодействия.

Базовый формат метакартирования

Этот процесс лучше всего применять в форме ролевой игры, во время которой клиент получает инструкцию перемещаться в различные местоположения и принимать различные позиции восприятия. Перед началом определите три местоположения в виде указанной ниже «психогеографии».

Дайте клиенту следующие (перечень) инструкции:

1. Подумайте о конкретной ситуации, в которой вы уже были или собираетесь оказаться, включая общение с «трудным» человеком.

2. Физически переместитесь в место первой позиции, приняв свою точку зрения во взаимодействии, как если бы «трудный» человек был там прямо сейчас и вы смотрели бы на него своими собственными глазами. Вспомните некоторые из поступков другого человека, создающие для вас сложности. Отметьте вашу внутреннюю реакцию, то есть что в настоящее время происходит в вашей «внутренней игре».

3.  Теперь физически выйдите из места вашей первой позиции и перейдите на место второй позиции. Представьте, что вы заняли место другого человека и смотрите на себя его глазами. Примите позицию, стиль мышления, убеждения и допущения человека, как если бы вы на мгновение стали им. Какова точка зрения этого человека на взаимодействие? Что вы узнали о картине мира этого человека? Чем она отличается от вашей?

4.  Физически переместитесь в место третьей позиции и рассмотрите отношения между вами и другим человеком, как если бы вы были

Три физических местоположения для формата метакартирования

наблюдателем, просматривающим видеозапись взаимодействия двух людей. Что вы заметили во «внешних» и «внутренних» играх двух человек, участвующих в этой петле коммуникации? Какие внутренние состояния и ресурсы вы хотели бы перенести в первую позицию, чтобы улучшить вашу «внутреннюю игру»? (Вы можете использовать методы «круга совершенства», якорения или перекрестного картирования, чтобы активизировать эти ресурсы.)

5. В качестве дополнительного шага примите позицию всей системы и рассмотрите, что наилучшим образом соответствовало бы интересам системы.

Отметьте, как принятие различных позиций восприятия изменяет ваш опыт взаимодействия.

Что нового вы узнали о себе, другом человеке или ситуации?

(Для более подробного знакомства с форматом метакартирова-ния см.: The Encyclopedia of Systemic NLP, Dilts & DeLozier, 2000.)

Инструментарий обучения: имажинерия

Другой очень полезный набор позиций восприятия входит в процесс имажинерии. Термин «имажинерия» был введен Уолтом Диснеем, чтобы описать процесс, с помощью которого он «создавал будущее», мечтая и затем воплощая мечты в реальность. Глубокое понимание процесса имажинерии отражено в высказывании одного из сотрудников Диснея: «...Фактически было три различных Уолта: мечтатель, реалист и разрушитель. Вы никогда не знали, кто из них придет на встречу». Имажинерия включает координацию этих трех стилей мышления: «мечтателя», «реалиста» и «критика», каждый из которых является ключевым компонентом успешной «внутренней игры» для достижения будущих целей.

«Мечтатель» без «реалиста» не может воплотить идеи в нечто материальное. «Критик» и «мечтатель» без «реалиста» только «застревают» в бесконечном конфликте. «Мечтатель» и «реалист» могут получить реальные результаты, но их идеи не будут хорошими без «критика». «Критик» помогает оценивать и улучшать продукты творчества (когда «критик» деструктивен, он «разрушитель», когда конструктивен, он «советчик»). Можно привести забавный пример предпринимателя, который гордился своими способностями к новаторскому мышлению, но не мог занять позицию «критика» и «реалиста». Люди, которые работали в компании, говорили: «У него каждую минуту возникают новые идеи,... и некоторые из них хороши».

Таким образом:

• «Мечтатель» без «реалиста» и «критика» — это всего лишь «мечтатель».

•  «Реалист* без «мечтателя» и «критика» — это «робот».

•  «Критик» без «мечтателя* и «реалиста» — это «разрушитель».

•  «Мечтатель» и «реалист* без «критика» — это научно-исследовательский и опытно-конструкторский отдел. — они создают много опытных образцов, но для успеха им не хватает стандартов качества.

•  «Реалист» и «критик> без «мечтателя» — это «бюрократия».

•  «Мечтатель» и «критик* без «реалиста» — это «американские горки» мании и депрессии.

Эффективные инновации и решение проблем предполагают синтез всех этих процессов или стадий. «Мечтатель» необходим, чтобы формулировать новые идеи и цели. «Реалист» необходим как средство трансформации идей в конкретное воплощение. «Критик» необходим как фильтр для очистки идей и предотвращения возможных проблем.

Ниже приводится краткое изложение основных когнитивных и физических паттернов, связанных с каждым из этих ключевых стилей мышления.

Мечтатель

Стадия «мечтателя» ориентирована на более отдаленное будущее. Она предполагает мышление в терминах большей картины с целью создания новых альтернатив и вариантов. На стадии «мечтателя» акцент делается на репрезентации и расширении восприятия конкретного плана или идеи. На первичном уровне эта стадия сфокусирована на генерации содержания плана или идеи. По Диснею, функция «мечтателя» состоит в том. чтобы «ясно видеть в своем сознании место каждой части предприятия [или проекта]». Задачи «мечтателя» включают формулирование цели в позитивных терминах и установление смысла и выгод желаемого состояния.

Для того чтобы мыслить как «мечтатель», полезно держать голову приподнятой, смотреть вверх и занять удобную симметричную и расслабленную позу.

Реалист

Цель «реалиста» состоит в том. чтобы превратить мечту в выполнимый план или продукт. Как «реалист», вы должны действовать, «как если бы» мечта была возможна, и сосредоточиваться на шагах или действиях, необходимых для ее достижения. Ваше внимание должно быть прежде всего направлено на то. «как» осуществить план или идею.

Стадия «реалиста» больше ориентирована на продвижение к будущему, действия в более сжатых временных рамках, чем стадия «мечтателя». «Реалист» часто более сосредоточен на процедурах или действиях. Он прежде всего фокусируется на том, «как» осуществить план или идею.

Для того чтобы мыслить, как «реалист», следует сидеть, держа голову прямо, глядя перед собой, в симметричной позе, немного наклонясь вперед. Ваш когнитивный фокус должен быть направлен на действия, «как если бы» мечта была достижима, и рассмотрение того, как можно осуществить идею или план; необходимо выделять конк-. ретные действия и намечать краткосрочные шаги. Также полезно встать на место других людей, интересы которых затрагивает данный план, и взглянуть на него с нескольких точек зрения.

Критик

Стадия «критика» следует за «мечтателем» и «реалистом». Цель «критика» — оценить предложенный план или проект и найти потенциальные проблемы и «отсутствующие звенья». Для того чтобы быть успешным «критиком», важно принимать точки зрения людей, которые могут влиять (позитивно или негативно) на план или проект или зависеть от них, а также учитывать их потребности и реакции. Основная цель «критика» — найти возможные проблемы и отсутствующие звенья в конкретном плане или решении. Стратегия «критика» состоит в том, чтобы помочь избежать проблем, принимая различные точки зрения и находя отсутствующие звенья, логически рассматривая, «что может случиться, если возникнут проблемы».

Мышление «критика» предполагает угловатую позу, при которой взгляд направлен вниз, голова опущена и немного наклонена вбок, а одна рука касается подбородка или лица.

Использование имажинерии

Процесс имажинерии по существу включает разбивку мечты на этапы, необходимые для того, чтобы ее воплотить.

В следующей процедуре используются как физические аспекты, так и ключевые вопросы, чтобы выявить способность клиента быть «мечтателем», «реалистом» и «критиком» в течение творческого процесса планирования.

Эти вопросы были сформулированы, чтобы стимулировать стили мышления, связанные с «мечтателем», «реалистом» и «критиком». Однако важно иметь в виду, что с помощью вопроса для «мечтателя», на который отвечают, используя физиологию «критика», вряд ли можно получить достоверный ответ «мечтателя». Точно так же вопрос для

«критика» или «реалиста», на который отвечают в позе «мечтателя», не приведет к полноценному ответу. Таким образом, для коуча важно внимательно наблюдать за клиентом в течение этой процедуры, чтобы гарантировать, что клиент «не искажает» свои ответы, подсознательно смещаясь к несоответствующей физической позиции.

1. Для каждой стадии творческого цикла («мечтатель», «реалист» и «критик») коуч должен задать вопросы, соответствующие этой стадии (перечисленные в приведенном ниже рабочем бланке), и помочь клиенту следить за своими ответами.

2.  Отвечая на вопросы, клиент должен принять и поддерживать соответствующие физиологию и стиль мышления, определенные ниже.

3.  Коуч должен наблюдать за клиентом и следить, чтобы он поддерживал соответствующее состояние и «не искажал» его.

4. Пройдите несколько циклов этих стадий, чтобы последовательно приблизиться к плану.

Используйте следующий рабочий бланк для записи ответов на вопросы, заданные на каждой стадии цикла имажинерии.

Стадия «хочу» — «мечтатель»

Цели. Сформулируйте конкретную цель в позитивных терминах; установите выгоды от реализации этой идеи.

Ответьте на следующие вопросы, сидя в позе «мечтателя».

1. Что вы хотите делать? (В отличие от того, чего вы хотите избежать или не делать.)

Моя цель —____.

2.  Почему вы хотите делать это? Каков желаемый результат? Мой желаемый результат —_____.

3. Каковы выгоды этого действия?

Полезными последствиями этого действия будут_____.

4.  Как вы узнаете, что достигли этого? Доказательством этих выгод будет____.

6. Куда эта идея должна привести вас в будущем? Эта идея приведет меня к____.

5. Когда вы ожидаете получить эти выгоды? Этих выгод можно ожидать, когда____.

/. Кем вы хотите быть или на кого вы хотите походить в связи с реализацией этой идеи?

Я хочу быть____.

Стадия «как» — «реалист»

Цели. Установите временные рачки и вехи для продвижения вперед. Удостоверьтесь, что идея может быть инициирована и поддержана соответствующим человеком или группой и что продвижение к цели можно проверить через сенсорный опыт.

Ответьте на следующие вопросы, сидя в позе «реалиста».

1.  Когда цель будет полностью достигнута? Общие временные рамки достижения цели —_____.

2.  Кто будет участвовать в достижении цели? (Назначьте ответственных и обеспечьте приверженность целям со стороны людей, которые будут выполнять план.)

Главными действующими лицами будут____.

3.  Как именно будет осуществлена эта идея? Что будет первым шагом?

Шаги для достижения цели включают

Что будет вторым шагом?

Что будет третьим шагом?

4 Что будет текущей обратной связью, говорящей о том, что вы приближаетесь к цели или отдаляетесь от нее?

Эффективной обратной связью будет____.

5. Как вы узнаете, что цель достигнута?

Я узнаю, что цель достигнута, когда

Создайте графическую «раскадровку» вашего плана, находя или рисуя простые образы, чтобы представить шаги, требующиеся для достижения вашей цели или видения. Это может помочь заякорить ваш собственный план и облегчить коммуникацию с другими людьми. Используйте следующие рамки, чтобы нарисовать картины, представляющие три ключевых шага на пути к достижению цели или воплощению вашей мечты в жизнь. Напишите любые названия или комментарии на свободном месте под рамками.

Обратитесь к этой раскадровке при переходе к следующей стадии процесса — wкритику».

Стадия «рискуем» — «критик»

Цели. Удостоверьтесь, что план сохраняет любые позитивные побочные продукты текущего способа достижения цели.

Ответьте на следующие вопросы, сидя в позе «критика».

1.  Чьи интересы затронет эта новая идея, и кто будет повышать или снижать эффективность идеи?

Этот план в наибольшей степени затронет интересы_____.

2. Каковы их потребности и выгоды? Их потребности —_____.

3. Почему кто-либо может возражать против этого плана или идеи? Кто-либо может возражать против этого плана, если_____.

4.  В чем состоит позитивная сторона существующего образа действий?

Существующий образ действий_____.

5.  Как вы можете сохранить эти выгоды, когда осуществите новую идею?

Эти выгоды будут сохранены путем_____.

6.  В каких условиях и при каких обстоятельствах вы не хотели бы осуществлять этот план или идею?

Я не хотел бы осуществлять этот план при условии_____.

7. Что в настоящее время необходимо для выполнения плана или чего в нем недостает?

В настоящее время хтя выполнения плана необходимо____.

Примечание. Я разработал программу пя операционных систем Macintosh и Windows, которая проводит людей и группы через процесс имажинерии Диснея. Эта программа доступна по адресу:

Journey to Genius

P.O. Box 67448

Scotts Valley, California 95067-7448 E-Mail: Homepage: http://www.journeytogenius.com

Резюме

Итак, обучение предполагает оказание помощи клиентам в развитии когнитивных способностей, которые позволят им улучшить свои результаты. Находясь в роли преподавателя, коуч сосредоточивает внимание на «внутренней игре клиента», поддерживая в нем мысленную готовность проявлять максимум энергии.

Хорошие преподаватели понимают, что люди имеют различные стили научения, основанные на предпочитаемых репрезентативных каналах (зрение, слух, осязание и т. д.). Вопросы для оценки стиля научения помогают коучам лучше распознать стили научения клиентов и приспособиться к ним, поддерживая их сильные стороны и развивая недостающие качества.

Хорошие преподаватели также помогают людям развивать новые стратегии для того, чтобы «научиться учиться». Визуализация успеха и ментальное повторение — это инструменты преподавания, которые позволяют клиентам тренировать и усовершенствовать какой-либо процесс или деятельность в своем сознании перед реализацией их на практике, что значительно увеличивает шансы на успех.

Управление состояниями — ключевой элемент «внутренней игры» выполнения работы. Такие процессы, как «круг совершенства», учат клиентов распознавать состояния совершенства и вновь получать доступ к ним, что может улучшить их результаты в различных ситуациях и контекстах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться