Роберт Дилтс "Коучинг с помощью НЛП"

разумное использование доступных ресурсов

страх неудачи

 

желание успеха

нереалистичный

 

конкретный и достижимый

требует слишком много

усилий

легкий и удобный

глупый

 

разумный и способный

Превращение критики в вопросы

Когда позитивное намерение критики обнаружено и сформулировано в позитивных терминах, критику следует превратить в вопрос. Можно сказать, что «за каждым негативным критическим высказыванием стоит очень хороший вопрос». Когда критика преобразована в вопрос, реагировать на нее можно иначе, чем если она сформулирована как обобщение или суждение. Например, вместо высказывания «это слишком дорого» «критик» может спросить: «Как мы можем себе это позволить?» Когда задан этот вопрос, оппоненту предоставляется возможность обрисовать детали плана, вместо того чтобы не соглашаться или бороться

145

с «критиком». Это верно почти для любой критики. Критическое высказывание «эта идея никогда не будет работать» может быть трансформировано в вопрос: «Как вы собираетесь реализовать эту идею?» Высказывание «это нереалистично» может быть переформулировано следующим образом: «Как можно сделать шаги вашего плана более осязаемыми и конкретными?» Протест «это требует слишком больших усилий» может быть переформулирован так: «Как можно легче и проще привести это в действие?» Обычно такие вопросы преследуют ту же самую цель, что и критика, но они более продуктивны.

Заметьте, что во всех вышеприведенных вопросах используется слово «как». Такие вопросы обычно самые полезные. Вопросы со словом «почему», например, часто предполагают другие оценки, которые могут снова привести к конфликту или разногласиям. Вопросы «Почему это предложение такое дорогостоящее?» или «Почему вы не можете быть более реалистичным?» все же предполагает фрейм проблемы. То же самое верно и для таких вопросов: «Что делает ваше предложение настолько дорогостоящим?» или «Кто будет платить за это?» В большинстве случаев вопросы со словом «как» лучше всего подходят для того, чтобы сосредоточить внимание на фрейме результата или фрейме обратной связи.

Инструментарий менторства: как помочь критикам быть советчиками

Итак, чтобы помочь человеку быть «конструктивным критиком», или советчиком, будет полезно: 1) обнаружить позитивную цель критики; 2) удостовериться, что позитивное намерение сформулировано (помещено во фрейм) позитивно; 3) превратить критику в вопрос — в частности, в вопрос со словом «как».

Это может быть достигнуто путем использования следующей последовательности вопросов:

1.  В чем состоит ваша критика или возражение? Например: «Этот план никогда не будет работать».

2. Какова ценность или позитивное намерение этой критики? Чего вы пытаетесь достичь или сохранить с помощью критики?

Например: «Сосредоточить усилия на достижении реальных и своевременных целей».

3. Каков при данном намерении вопрос со словом «как», который необходимо задать?

Например: «Как можно убедиться, что план учитывает основные моменты, необходимые для своевременного достижения цели?»

Чтобы применить этот процесс, предложите клиенту подумать о его действиях, связанных с реализацией какого-либо важного проекта или с ключевой областью его жизни или работы. Попросите клиента занять позицию «критика» относительно самого себя в данном контексте. Какую критику высказывает клиент по поводу своих действий?

Когда вы выявили определенные критические высказывания или возражения, проведите клиента через определенные выше шаги, чтобы помочь ему превратить свою критику в вопросы. Найдите позитивное намерение и сформулируйте вопрос со словом «как», связанный с этой критикой.

(Как только критика превратилась в вопросы, клиент может задать их своему внутреннему «мечтателю» или «реалисту», чтобы сформулировать соответствующие ответы.)

В конечном счете цели «критика» состоят в том, чтобы удостовериться, что идея или план экологичны и разумны, а также сохраняют любые позитивные выгоды или побочные продукты актуального на данный момент способа достичь цели. Когда «критик» задает вопросы со словом «как», он из «разрушителя» или «убийцы» превращается в «советчика». В этом смысле «критиков» можно даже рассматривать как консультантов или скрытых менторов.

Резюме

Менторы дают советы другим и поддерживают их на уровне ценностей и убеждений. Ценности и убеждения людей определяют степень мотивации и готовности к применению их способностей и выполнению действий: либо к открытию путей для изменения, либо к установке пределов и границ. Таким образом, ценности и убеждения могут усиливать или подавлять способность клиента действовать эффективно.

Хорошие менторы помогают клиентам устанавливать, укреплять, .выражать и выравнивать придающие силы ценности и убеждения посредством поддержки и собственным примером. Одна из задач ментора состоит в том, чтобы предоставить хорошую ролевую модель ключевых ценностей и убеждений, которую клиенты могут использовать как точку референции в своей жизни. Этот тип менторства нередко становится частью внутренней модели мира клиента, так что внешнее присутствие ментора больше не требуется. Таким образом, помощь клиентам в распознавании внутренних менторов и обращении к ним может быть столь же ценна, как и наличие физически присутствующих менторов.

Главная задача менторства — способствовать лучшему осознанию клиентами своих основных ценностей и иерархий ценностей. Инструменты менторства — в их числе проверка ценностей и выравнивание

их с видением и действиями — помогают клиентам прояснить свои . ценности и организовать мысли, действия и условия окружения, чтобы лучше реализовать и выразить эти ценности. Клиентам можно помочь определить поддерживающие факторы в поведении и окружении, необходимые для последовательного достижения наиболее важных целей с помощью планирования ценностей, превращения ценностей в действия и установления упражнений.

Одна из важнейших задач хорошего ментора — помочь клиентам поверить в себя и в свою способность к результативным действиям. Поддержка убежденности клиентов в том, что успех возможен, что они способны достичь своих целей и что они заслуживают преуспевания, крайне важна для оптимизации их действий. Процесс оценки убеждений позволяет клиентам и коучам определить области, в которых убеждения клиента сильны, а также выявить области сомнения. Внутренние менторы могут использоваться, чтобы помочь укрепить веру в себя и усилить убеждение в области, где клиенты испытывают сомнение или неконгруэнтность.

Фрейм «как если бы» — простой, но важный инструмент менторства, помогающий клиентам обойти воспринимаемые границы и ограничения. Действие «как если бы» позволяет клиентам ослабить остроту текущего восприятия ограничений действительности и более полно использовать воображение как средство обойти ограничивающие убеждения и сомнения.

Еще одним важным для менторов инструментом является ре-фрейминг. Он предполагает использование языка для оказания влияния на способ интерпретации переживаний и событий, а также реагирования на них. Это осуществляется путем переключения внимания клиента на более широкую перспективу. Однословный рефрейминг предполагает замену ключевых слов, используемых для выражения конкретной идеи или понятия, другими, позволяющими увидеть это понятие в ином или более широком ракурсе, что приводит к более позитивной коннотации. «Наведение мостов» между ценностями — это процесс менторства, при котором некоторые однословные фреймы применяются для «сцепления» на первый взгляд несовместимых ценностей, что делает их гармоничными или комплементарными.

Другая ключевая цель менторства- помощь клиентам в реагировании на потенциальные помехи со стороны критики. Обнаружение позитивного намерения, стоящего за критическими высказываниями, и трансформация критики в вопросы (особенно вопросы со словом «как») — мощный способ ослабить негативные аспекты критики, при этом сохранив ценную обратную связь.

Глава 5

Спонсорство

Краткое содержание

• Спонсорство

Идентичность

Стиль и убеждения спонсора

Спонсорские сообщения

He-спонсорство и негативное спонсорство

• Пример спонсорства

• Навыки спонсорства

• Инструментарий спонсорства: обнаружение «источника» ваших ресурсов

• Инструментарий спонсорства: активное сосредоточение

• Инструментарий спонсорства: слушание

• Инструментарий спонсорства: упражнение «я вижу» и «я ощущаю»

• Путешествие героя

• Инструментарий спонсорства: карта путешествия героя

• Инструментарий спонсорства: начало путешествия героя

• Архетипические энергии

• Инструментарий спонсорства: взаимное спонсорство архетипических энергий

• Инструментарий спонсорства: правильное называние

• Инструментарий спонсорства: спонсирование потенциала

• Инструментарий спонсорства: формат спонсорства группы

• Инструментарий спонсорства: возвращение утраченных спонсоров

•  Резюме

СПОНСОРСТВО                                             149

Более всего мы боимся вовсе не того, что мы неадекватны. Мы боимся, что обладаем безмерной мощью. Нас пугает именно светлая, а не темная сторона нашей природы. Мы спрашиваем себя: «Кто я такой, чтобы быть выдающимся, ярким, талантливым, изумительным?»

Но почему бы тебе не быть таким? Ведь ты — дитя бога. Размениваясь по мелочам, не принесешь пользы этому миру. Уклонение неразумно, так как люди рядом с тобой не хотят чувствовать неуверенность.

Мы все предназначены для того, чтобы излучать свет, как дети. Мы рождены, чтобы излучать сияние бога, которое живет в нас. Оно есть вовсе не в некоторых, а в каждом из нас. Зажигая свой собственный свет, мы подсознательно разрешаем другим делать то же самое. Когда мы освобождаемся от страха, наше присутствие автоматически позволяет освободиться другим людям.

Марианна Уилльямсон (цит. по Нельсону Манделе)

Делайте все так, как если бы это было очень важно.

Уильям Джеймс

Одна из самых важных функций коуча состоит в поддержке личностного роста клиентов на уровне идентичности. Чувство идентичности человека находится еще глубже, чем его ценности и убеждения, и фокусируется на восприятии человеком своего «я», а также своей роли и миссии. Проблемы идентичности зависят от того, кем человек или группа себя воспринимают. Развитие и изменение на уровне идентичности стимулируется с помощью особого типа коучинга — так называемого спонсорства.

«Спонсорство» в широком смысле слова имеет отношение к содействию. Организация, которая «спонсирует» конкретную программу или научно-исследовательскую работу, «продвигает» эту программу или проект, обеспечивая необходимые ресурсы. Группа, которая «спонсирует» семинар или симпозиум, обеспечивает соответствующее пространство и прилагает усилия, необходимые для создания контекста, в котором ведущий семинара сможет представить свои идеи и действия, а другие люди получат пользу от этих идей и действий. Когда высшее руководство «спонсирует» проект или инициативу, оно признает и «благословляет» этот проект или инициативу как нечто важное для идентичности и миссии компании. С этой точки зрения спонсорство предполагает создание контекста, в котором люди могут оптимально выполнять свои обязанности, развиваться и достигать совершенства.

Хотя сегодня понятие спонсорства для многих людей имеет коммерческое значение, термин «спонсор» восходит к латинскому spondere («обещать») и первоначально обозначал человека, который взял на себя ответственность за духовное благополучие другого (слово spouse («супруг») имеет тот же корень).

Мы можем рассматривать коммерческую форму спонсорства как спонсорство с маленькой буквы. Спонсорство на уровне идентичности (которое мы могли бы назвать спонсорством с большой буквы) — это процесс признания и подтверждения («понимания и благословения») основных характеристик другого человека. Эта форма спонсорства включает обнаружение и защиту фундаментальных качеств и способностей других людей и обеспечение условий, поддержки и ресурсов, которые позволят спонсируемой группе или человеку наиболее полно выражать и развивать свои уникальные способности. Короче говоря, спонсорство предполагает поддержку уникальной идентичности клиента.

Также можно заниматься «самоспонсорством», при котором человек способен учиться поддерживать и оберегать свои основные качества.

Идентичность

Как уже говорилось, «идентичность» касается нашего представления о том, кто мы такие. Согласно модели нейро-логических уровней, идентичность — уровень изменения и опыта, отличающийся от наших ценностей, убеждений, способностей, действий и влияний окружения. Если вам приходилось видеть новорожденных, вы могли убедиться в том, что их психика — не просто «чистая доска». Уже при рождении у каждого из них есть уникальная личность. Даже до того, как они ознакомятся с большей частью своего окружения, скоординируют свое поведение, сформируют ментальные карты или определенные убеждения и ценности, они обладают идентичностью, то есть своим собственным особым способом бытия в этом мире.

Именно наше восприятие собственной идентичности организовывает убеждения, способности и действия в единую систему. Чувство идентичности также связано с восприятием себя самих относительно более крупных систем, частью которых мы являемся, что определяет чувство «роли», «цели» и «миссии». Таким образом, восприятие идентичности касается следующих вопросов: «Кто я?», «Каковы пределы моих возможностей?» и «Каковы мои роль и миссия?»

Прояснение «глубинной структуры» нашей идентичности позволяет нам более полно выразить себя на уровне поведенческой «поверхностной структуры». Это предполагает:

• обнаружение и прояснение направления нашей жизни;

• управление границей между собственным «я» и «другими»;

•  выявление тех убеждений, которые поддерживают нашу иден-

151

тичность, и тех, которые ограничивают нас;

• расширение нашего чувства «я»;

• включение новых измерений бытия.

Стиль и убеждения спонсора

Спонсорство на уровне идентичности отличается от менторства, обучения и коучинга. В отличие от преподавателя, коуча или ментора, спонсор обладает навыками и ресурсами, которые могут весьма отличаться от навыков и ресурсов спонсируемых человека или группы. Спонсор не обязательно должен быть ролевой моделью для спонсируемых человека или группы. Скорее спонсор обеспечивает контекст, поддержку и ресурсы, которые позволяют спонсируемым группе или человеку полностью сосредоточиться на своих собственных уникаль-1ых способностях и навыках, а также развивать и использовать их.

Кроме того, спонсорство предполагает пробуждение и сохранение потенциала в других людях. Это основано на приверженности продвижению того, чем уже обладают человек или группа, но что не проявляется в полной мере.

Убеждения спонсора включают следующие.

На-уровне идентичности каждый человек по сути добр. В основе | своей люди позитивно настроены.

Важно понимать и признавать потенциальную доброту людей.

Каждый человек совершает собственное «путешествие героя».

Чем больше света излучает человек, тем больше света будет в мире.

Мое присутствие и пристальное внимание, а также моя способность «видеть» других людей помогут естественным образом высвободить их наиболее глубокий потенциал.

Человек, с которым я нахожусь рядом, дорог мне. Он — важное и ценное существо. Он стоит моего внимания и признания.

Стиль лидерства спонсора — индивидуальный подход. Он предполагает сосредоточение внимания скорее на потребностях и потенциале человека, чем на задаче. Это включает персональное внимание к клиенту и отношение к нему как к уникальному человеку.

Спонсорские сообщения

Хороший спонсор верит в своего клиента, вселяет в него ощущение собственной важности и показывает человеку, что от него многое зависит. Таким образом, процесс спонсорства прежде всего осуществля-

ется через передачу (вербальную и невербальную) нескольких ключевых сообщений. Эти сообщения имеют отношение к фундаментальному признанию клиента.

Основные спонсорские сообщения таковы.

Вы существуете. Я вас вижу.

Вы ценны.

Вы значимы/особенны/уникальны.

Вы можете внести важный вклад в дело.

Вам здесь рады. Вычасть единого целого.

Этим фундаментальным сообщениям на уровне идентичности часто сопутствуют следующие наделяющие силой убеждения (которые мы исследовали в предыдущей главе, посвященной менторству):

Вы имеете возможность добиться успеха.

Вы способны преуспеть.

Вы заслуживаете успеха.

Очевидно, цель этих сообщений состоит в том, чтобы поддержать у клиента ощущение его безусловной ценности, чувство принадлежности и желание вносить свой вклад в общее дело и добиваться успеха. Эти сообщения, как правило, оказывают весьма глубокое влияние и вызывают множество позитивных и ресурсных эмоциональных реакций.

Например, когда люди чувствуют, что их замечают, у них возникает ощущение признания; они больше не считают, что нужно что-то делать, чтобы привлечь к себе внимание. В результате они ведут себя свободно и успокаиваются.

Когда люди чувствуют, что они существуют, что у них есть душа и тело и что их существованию ничто не угрожает, они сосредоточенны и умиротворенны.

Когда люди знают, что они ценны и ценимы, они чувствуют удовлетворение.

Осознание своей уникальности ведет к естественному желанию и склонности выразить эту уникальность, что высвобождает естественный творческий потенциал человека. Важно иметь в виду следующее: уникальность и значимость не подразумевают, что человек «лучше» других или в чем-то их превосходит. Уникальность — качество, дающее человеку особую идентичность, отличающую его от всех других.

Когда люди осознают, что могут внести свой вклад в общее дело, это дает им огромную мотивацию и энергию.

Если люди убеждены в собственной желанности, они чувствуют себя на работе, как дома, и лояльны к руководству. Подобным образом

чувство принадлежности создает ощущение преданности и ответственности.

Воздействие позитивных спонсорских сообщений сведено в табл. 3.

Таблица 3 Эмоциональное воздействие позитивного спонсорства

Позитивное спонсорское сообщение

Эмоциональная реакция

Вас замечают

 

Облегчение, расслабление

Вы существуете

 

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться