Роберт Дилтс "Коучинг с помощью НЛП"

4.  Повернитесь так, чтобы вы стояли под прямым углом к клиенту, глядя на него сбоку. Попросите, чтобы клиент получил доступ к своему центру или «источнику», и сделайте то же самое. Когда вы установите связь с вашим центром и источником и сможете конгруэнтно присоединиться к клиенту и почувствовать его ресурсы и потенциал, подайте клиенту сигнал, протянув ему руку. Когда клиент будет готов принять ваше спонсорство, он должен подать вам сигнал, взяв вашу руку и положа ее себе на сердце. Положите другую руку на верхнюю часть спины клиента по центру.

5. Попросите клиента сосредоточиться на ресурсе или характеристике, которые он хотел бы взрастить и оберегать, и идти по линии времени к настоящему, вновь переживая события своей жизни. Сопровождайте клиента по линии времени, удерживая руки на его сердце и спине, сосредоточив внимание на клиента и ресурсе или характеристике, которую он хотел бы взрастить, и непрерывно повторяйте сообщения спонсорства: «Я вижу вас», «Вы существуете», «Вы ценны», «Вы уникальны», «Вы способны внести вклад в общее дело», «Вы — часть коллектива, и вам здесь рады».

[Если хотите, можете также добавить и другие придающие силы утверждения об убеждениях относительно характеристики или ресур-

са, который хочет усилить клиент: например, «Вы можете увеличить этот ресурс», «Вы способны увеличить этот ресурс», «Вы заслуживаете того, чтобы увеличить этот ресурс».]

6. Когда клиент достигнет настоящего и больше не будет нуждаться в вашем спонсорстве, уберите руку с его сердца. Затем мягко уберите руку с его спины. После этого клиент может идти в будущее, позволяя ресурсу или характеристике продолжать расцветать и развиваться.

7.  В конечном счете клиент достигнет места в будущем на своей линии времени, в котором он почувствует, что ресурс или характеристика развились настолько полно, что стали частью его идентичности. Попросите клиента остановиться в этом месте и обернуться, чтобы посмотреть на линию времени. Теперь клиент может стать своим собственным спонсором этого потенциала. Предложите клиенту найти сообщение, которое ему необходимо послать из этого места в будущем назад через всю жизнь.

8.  Предложите клиенту принять это сообщение, вернуться к началу линии времени и повторить процесс, став своим собственным спонсором путем получения доступа к своему потенциалу, положить свои руки себе на сердце и пройти по линии времени, снова передав себе сообщение из своего будущего. Вы можете сопровождать клиента на расстоянии (идя с ним рядом, но не прикасаясь к нему). Попросите клиента все время двигаться в будущее, а затем возвратиться в настоящее и поделиться с вами своими переживаниями.

Во время прогулки по личностной истории клиента важно помнить, что спонсор не должен пытаться быть для клиента врачом, учителем или «спасителем». Цель этого процесса не состоит в том, чтобы пытаться изменить личностную историю клиента или осуществить вмешательство, чтобы что-то «исправить». Единственная цель спонсора состоит в том, чтобы гарантировать: независимо от того, что происходит, его внимание сосредоточено на клиенте и желаемой характеристике или ресурсе. Этот процесс не связан с изменением внешних деталей личностной истории клиента. Он нужен, чтобы удостовериться в том, что клиент имеет доступ к своему центру и внутренним ресурсам независимо от событий в его жизни и что клиент всегда знает: он существует, замечен, ценен, уникален, может внести вклад в общее дело и ему рады.

Инструментарий спонсорства: формат спонсорства группы

Спонсорство не должно исходить только от одного человека. Переживание того, что вас спонсируют, часто усиливается, если спонсорство исходит от группы или команды.

Следующий формат предоставляет возможность нескольким людям действовать в качестве спонсоров различных ключевых убежде-. ний для другого члена группы.

Примечание. Этот процесс лучше всего проводить в группе из 5 человек (хотя его можно относительно легко адаптировать и к группам других размеров).

1. Один член группы должен добровольно быть «получателем», другие будут «спонсорами». Спонсоры должны стоять вокруг получателя: один впереди, один позади, один слева и один справа.

179

Рис. 34. Спонсоры образуют группу вокруг «получателя»

2. Получатель должен выбрать какое-либо позитивное изменение в жизни, которое он хотел бы поддержать, или какой-либо проект, мечту, личный потенциал или качество, которые он хотел бы реализовать или развить. Получатель должен также подумать о внутренних ресурсах, которые помогли бы ему достичь желаемого состояния (сила, сострадание, юмор).

3. Затем получатель должен выбрать каждого из членов группы в качестве спонсора для убеждений, которые необходимы или важны, чтобы быть способным выработать определенную привычку, реализовать мечту или развить потенциал. Убеждения могут быть, к примеру, такими:

Это для вас возможно.

Это для вас желательно и важно.

Вы способный.

Вы этого заслуживаете.

Каждый спонсор должен убедиться, что действительно «видит» и ощущает убеждение, по поводу которого его попросили быть спонсо-

ром для получателя.

4. Спонсоры должны по очереди вслух, достоверно и конгруэнтно, назвать убеждение, которое их попросили спонсировать у получателя.

[Когда каждый спонсор вербализует свое убеждение, спонсоры могут передвинуться вокруг получателя (по часовой стрелке) и повторить каждое утверждение убеждения из нового положения. Это можно проделывать, пока каждый спонсор не вернется на первоначальное место.]

5.  Затем каждый спонсор повторяет свое утверждение убеждения, а другие называют свои убеждения в любом порядке и в любое время,когда захотят.

6. Наконец, после нескольких минут повторения сообщений, каждый спонсор должен установить получателю якорь, прикоснувшись к нему, когда он называет свое убеждение. После прикосновения к получателю спонсор прекращает говорить и молча стоит в течение нескольких минут, удерживая якорь.

Затем другой член группы выражает готовность стать получателем, и процесс повторяется, пока все члены группы не побывают в позиции получателя.

Существует разновидность этого процесса, которая предполагает, что каждый спонсор выбирает (или за него выбирают другие) одно из основных спонсорских сообщений:

Вы ценны.

Вы важны/'особенны/уникальны.

Вы можете привнести в общее дело нечто важное.

Вам здесь рады. Вычасть коллектива.

Оба этих процесса могут оказывать на «получателя» очень глубокое позитивное влияние.

Инструментарий спонсорства: возвращение утраченных спонсоров

Иногда мы теряем людей, которые были для нас важными спонсорами. Эта потеря может быть связана со смертью, физическим расставанием или изменением условий жизни, препятствующим общению. Это может создать в нашей жизни болезненную пустоту, вызвав чувство печали, одиночества, предательства, вины и т. д. Утрата важного спонсора у некоторых людей может даже вызвать жизненный кризис.

Однако подобно тому как люди могут иметь внутренних менторов, они могут интериоризировать спонсоров и научиться быть спонсорами для самих себя. Следующий формат поможет клиентам возвратить их отношения со спонсорами, которые по разным причинам

ушли из их жизни. Хотя этот процесс очень символичен и метафоричен, многие находят его эмоционально значимым.

1.  Идентифицируйте переживание или ситуацию, в который вы острее всего ощущаете потерю прошлого спонсора, и ассоциируйтесь с ней.

2.  Выйдите из этого переживания и войдите в сосредоточенное и ресурсное состояние, в котором вы чувствуете себя выровненным и имеющим доступ к «источнику ваших ресурсов».

3.  Выберите двух имеющихся у вас внутренних спонсоров, которые станут вашими «ангелами-хранителями». Выберите людей, которые были спонсорами прежде и теперь физически отсутствуют в вашей жизни, но кого вы знаете и кто навсегда останется частью вас.

4.  Немного повернитесь вправо и руками вылепите (физически) «голограмму» утраченного спонсора в натуральную величину. Создайте репрезентацию человека, каким он был в то время, когда спонсировал вас. Если хотите, можете создать символическую репрезентацию (иногда она более значима, чем анатомически точная.)

Примечание. Если к вам приходят какие-либо негативные или болезненные воспоминания, поместите их в воображаемые воздушные шары, и пусть они улетят. (Пусть визуальные образы находятся на внешней стороне воздушного шара, а голоса и звуки — внутри него.)

5.  Закончив скульптуру, символически «вдохните жизнь» в голограмму и наделите вашего спонсора подходящим голосом.

6.  Встаньте лицом к лицу с репрезентацией созданного вами спонсора и спросите: «Что вы мне подарите?» Перейдите во «вторую позицию», заняв место вашего спонсора, и ответьте на вопрос с его точки зрения. Создайте для этого подарка символ (например, золотое сердце).

7.  Возвратитесь в «первую позицию», снова ассоциируясь с собой, и ответьте на вопрос: «Что я хочу подарить вам?» Создайте символ вашего подарка этому спонсору (например, авторучка, которая пишет разными цветами).

8.  Обменяйтесь подарками с вашим бывшим спонсором и представьте, что вы можете соединить ваши сердца вечной серебряной нитью света.

9.  Относитесь с уважением к подарку спонсора: ищите других людей, в настоящее время присутствующих в вашей жизни, с которыми вы можете им поделиться. Вообразите, как вы поделитесь этим подарком и не дадите ему угаснуть в вашем поведении. Используйте вашего внутреннего спонсора как опекуна и ментора, чтобы вам было легче поделиться этим подарком.

10.  Вообразите, что ваш бывший спонсор теперь объединился с двумя вашими «ангелами-хранителями» и другими внутренними спонсорами и они ему рады.

11.  Привнесите подарок нового внутреннего спонсора и других «ангелов-хранителей» в ситуацию, в которой вы ранее испытывали нехватку спонсорства, и отметьте, как изменились ваши переживания.

Резюме

Спонсорство предполагает поддержку людей для личностного роста и изменения на уровне идентичности. Чувство идентичности человека касается его восприятия самого себя, роли и «призвания». Быть хорошим спонсором означает «быть под рукой» для других, понимание и признание их на глубоком уровне и передачу таких ключевых сообщений, как «Я вас вижу», «Вы существуете», «Вы ценны», «Вы уникальны», «Вы можете внести вклад в общее дело», «Вы — часть коллектива, и вам здесь рады».

He-спонсорство и негативное спонсорство имеют место либо в отсутствие каких-либо спонсорских сообщений, либо когда люди получают противоположность спонсорства их подавляют, а не поддерживают. Если люди чувствуют, что их не замечают, не ценят, что они не могут внести свой вклад в общее дело (или их вклад не признан), что их можно легко заменить и они не являются частью коллектива, их способность выполнять работу и соответствующая мотивация значительно уменьшаются.

Чтобы быть хорошим спонсором, необходимы сильное внутреннее стремление поддерживать других людей и уникальный набор личных навыков. Навыки спонсорства включают сосредоточенность и внутреннюю конгруэнтность, эмоциональный контакт с другими людьми, любопытство и восприимчивость, способность должным образом называть переживания клиента, чтобы это помогало ему полностью реализовать себя, и способность идентифицировать и трансформировать самоуничижительные влияния, которые могут препятствовать личностному росту клиента.

Обнаружение источника ресурсов и активное сосредоточение — это инструменты спонсорства, которые помогают спонсорам и клиентам достигать состояния сосредоточенности, выравнивания и конгруэнтности и поддерживать ощущение своего внутреннего центра даже в сложных ситуациях.

Слушающее партнерство предполагает умение слушать других из внутреннего центра, создание и поддержание «пространства», в котором человек может аутентично обдумать важные жизненные ситуа-

ции и решения. Слушающее партнерство — это также эффективный способ стимулировать взаимное спонсорство в группе или команде.

Другой способ поощрить взаимное спонсорство в группе людей состоит в том, чтобы предложить им поупражняться в обнаружении и признании того, что они видят и что им нравится в товарищах по группе. Процесс «я вижу» и «я ощущаю» создает окружение, в котором члены группы или команды могут взаимно спонсировать друг друга, обнаруживая и признавая, какие внутренние и внешние качества они ценят в своих товарищах по группе.

Преодоление жизненных трудностей можно уподобить «путешествию героя». Главная задача спонсорства состоит в том, чтобы помочь другим людям признать это путешествие и преуспеть в нем. Однако часто клиенты, подыскивая себе коуча, не чувствуют себя героями. Напротив, они ощущают себя жертвами и ищут спасителя. Для коучей важно помнить, что героем является именно клиент, а не коуч. Коучи с большой буквы оказывают клиентам медвежью услугу, убивая их «демонов» или позволяя клиентам остаться запертыми в их собственной зоне комфорта. Хороший коуч и спонсор действует как опекун для ресурсов клиентов и помогает им понять, что они действительно находятся в путешествии героя, помогая им осознать свое призвание. Процесс создания карты путешествия героя — способ помочь клиентам классифицировать и понять существенные в их жизни паттерны путем идентификации их «призвания» в сложных ситуациях и кризисах и отказа от менталитета «жертвы».

Коучи помогают клиентам предпринять шаги, необходимые для начала путешествия героя, помещая ключевые элементы на линии времени и работая с сопротивлением движению вперед. Помогая клиентам осознать позитивное намерение их внутреннего сопротивления, можно преобразовать кажущиеся препятствия в «опекунов» позитивного намерения.

Чтобы эффективно действовать на уровне идентичности и успешно завершить путешествие героя, людям необходимы некоторые основные ресурсы, или архетипические энергии. Это сила, сострадание и юмор. Взаимное спонсирование архетипических энергий предполагает, что коуч и клиент будут видеть и признавать этих ресурсы друг в друге, привнося в их взаимодействие сбалансированность и взаимное доверие.

Правильное называние — разновидность вербального рефреймин-га, которая позволяет клиентам более позитивно оценивать ситуацию и события и полностью реализовывать себя, изменяя способ «называния». Один из самых распространенных способов, которыми коучи и спонсоры могут применить правильное называние, включает повторную классификацию самоуничижительных утверждений об идентичности как утверждений о способностях или поведении. Это помещает

ограничивающие суждения на уровне идентичности в более конструктивную систему отсчета, что способствует принятию правильных решений.

Основная цель спонсорства состоит также в том, чтобы признать и оберегать позитивные качества и характеристики клиентов, помогая им преодолеть границы и трансформировать самоуничижительные влияния. Это в значительной степени можно сделать, «находясь под рукой» для других людей и передавая основные спонсорские сообщения: «Я вижу вас», «Вы существуете», «Вы ценны», «Вы уникальны», «Вы можете внести вклад в общее дело», «Вы — часть коллектива, и вам здесь рады». Когда клиенты способны пересмотреть сложные ситуации из своей личностной истории с соответствующим спонсорством, например в формате спонсорства потенциала, они могут взрастить в себе и обеспечить ключевые качества и ресурсы, которые позволят им: а) установить разумные границы, б) преодолеть барьеры или в) более полно развить свои способности.

Спонсорство может исходить не только от одного человека. Ощущение получения спонсорской поддержки усиливается, когда она исходит от всей группы или команды. Этого можно достичь, предложив нескольким членам группы стать для одного из их коллег спонсорами различных ключевых убеждений.

Иногда мы теряем людей, которые были для нас важными спонсорами, что создает в нашей жизни болезненную пустоту и вызывает чувства печали, одиночества, предательства и вины. Подобно тому как можно иметь внутренних менторов, люди могут интериоризировать спонсоров и научиться быть спонсорами для самих себя. Формат возвращения потерянных спонсоров — это способ помочь клиентам вернуть их отношения с бывшими спонсорами, которые ушли из их жизни.

Инструментарий спонсорства содержит процессы, которые во многих отношениях просты, но они требуют обязательности и присутствия со стороны спонсора и определенной степени близости между коучем и клиентом. Хотя многие описанные в этой главе инструменты следует применять в условиях индивидуальной работы, что может показаться сложным для тех, кто не имеет опыта работы с коучем, по сути спонсорство сводится к передаче ключевых сообщений: «Я вижу вас», «Вы существуете», «Вы ценны», «Вы уникальны», «Вы можете внести вклад в общее дело», «Вы — часть коллектива, и вам здесь рады».

Глава 6

Пробуждение

t,.t/I.       ,„*!.// г -

Краткое содержание

•  Пробуждение

«Дух» и «область» Коуч как пробуждающий

•  Не-знание

Нек-Нек

• Состояние «аптайм»

•  Инструментарий пробуждающего: создание якоря для состояния «аптайм»

•  Получение доступа к подсознанию

•  Инструментарий пробуждающего: активное мечтание

Упражнение на активное мечтание

•  Инструментарий пробуждающего: пробуждение к свободе

Формат пробуждения к свободе

• Двойные связи

•  Инструментарий пробуждающего: выход из двойных связей

•  Инструментарий пробуждающего: создание позитивной двойной связи

• Уровни научения и изменения по Бейтсону

Научение IV

Краткий обзор четырех уровней научения

•  Стратегии выживания

•  Инструментарий пробуждающего: обновление стратегий выживания с помощью уровней научения Бейтсона

•  Резюме

186

Пробуждение

Человек — часть целого, которое мы называем Вселенной... часть, ограниченная во времени и пространстве. Он переживает свои мысли и чувства как отдельные от всего остальнбго — своего рода оптическая иллюзия сознания. Эта иллюзия — тюрьма, ограничивающая нас личными желаниями и привязанностью к нескольким наиболее близким нам людям. Наша задача должна состоять в том, чтобы освободиться из этой тюрьмы, расширив свой круг сострадания, чтобы охватить все живые существа и всю природу в ее красоте.

Альберт Эйнштейн

В словаре Уэбстера пробуждение определяется как «подъем после сна», «выход из состояния безразличия, летаргии или дремоты» или «возвращение состояния полного сознания, осведомленности и восприимчивости».

Периоды развития и преобразований в нашей жизни обычно сопровождаются таким «пробуждением». Это подобно тому, как если бы мы пробудились от некоего сна, вышли из созданного нами самими оцепенения или внезапно прозрели. Наши ментальные карты, показывающие, кем мы являемся и что для нас возможно в мире, становятся более широкими, и мы воспринимаем старые ограничения совершенно по-новому. При таких переживаниях мы можем сломать наши старые установки и «выбраться из ящика».

Результатом пробуждения часто являются новое ощущение цели и значения, расширенное сознание, очищенное восприятие, а также эмоциональное и физическое оживление.

Пробуждение связано не только с расширением когнитивных или ментальных способностей, но и с сердцем и эмоциями. Пробуждение часто касается воссоединения с мотивацией на самом глубоком уровне. Следовательно, пробуждение обычно сопровождает важные переходные периоды в нашей личной и профессиональной жизни.

«Дух» и «область»

Пробуждение выходит за рамки коучинга, обучения, менторства и спонсорства и включает уровень видения, цели и духа. Оно связано с восприятием того, что выходит за рамки нашего я-образа, и включает видение большей системы, окружающей определенные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения. Это связано с тем, кого и что еще мы воспринимаем в мире вокруг нас, и касается вопроса, для кого или для чего был выбран конкретный путь (цель).

Термин духовный используется в модели нейро-логических уровней для обозначения субъективного переживания себя как части большей системы или «области», — того, что простирается за пределы нас самих и связано с семьей, сообществом и глобальными системами. Это понимание того, что антрополог и специалист по теории систем Грегори Бейтсон назвал «паттерном, который соединяет» все вещи вместе в большее целое. Мы, как отдельные люди, являемся подсистемой этой большей системы.

Опыт «духовного» уровня касается того, что можно было бы назвать «я» большей системы, — чувства бытия, выходящего за рамки нашего образа себя, а также ценностей, убеждений, мыслей, действий или ощущений. Это предполагает связь с тем, кто еще и что еще находится в окружающей нас большей системе. Именно этот уровень опыта обычно обеспечивает больший контекст, который придает нашей жизни смысл и цель.

Духовные устремления в форме реализации «видения», «миссии» и «цели» жизни — это мотивация, стоящая за величайшими человеческими достижениями. Многие лидеры и гении признают значение подобного духовного руководства в их жизни и работе. Например, Альберт Эйнштейн так говорил о своих исследованиях: «Я хочу знать, как Бог создал этот мир. Я не интересуюсь тем или иным явлением, спектром того или иного элемента; я хочу знать замысел Божий; все остальное — детали».                                                                      ш

Понятие духовного в модели нейро-логических уровней можно уподобить тому, что Эйнштейн называл «замыслом Божиим».

С нейро-логической точки зрения процессы духовного уровня имеют отношение к некоей области отношений между нашей собственной нервной системой и нервными системами других людей, формируя своего рода коллективную нервную систему. Результат этой области взаимодействия иногда называют групповым «разумом», групповым «духом» или «коллективным сознанием». Эта область также включает «нервные системы», или сети обработки информации, других существ и даже окружения. Грегори Бейтсон так описал это явление:

Нам присущ индивидуальный разум, но он существует не только в теле. Он присущ путям передачи информации и сообщениям вне тела; и существует больший Разум, подсистемой которого является индивидуальный разум. Этот больший Разум сопоставим с Богом; вероятно, он и является тем, что люди понимают под «Богом», но при этом он присущ всей взаимосвязанной социальной системе и планетарной экологии.

(Bateson, 1972)

Коуч как пробуждающий

Во многих отношениях коучи, консультанты, врачи, преподаватели и лидеры — это пробуждающие; они открывают новые перспективы и возможности для своих учеников, клиентов и сотрудников, помогая им получить доступ к большему Разуму или к большей области. Пробуждение других предполагает предоставление им помощи в том, чтобы вырасти до уровня видения, миссии и духа. Пробуждающий поддерживает другого человека, обеспечивая контексты и переживания, которые позволят человеку лучше понять свои цели, себя самого и большие системы, к которым он принадлежит.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться