Роберт Дилтс "Коучинг с помощью НЛП"

•  Можете ли вы использовать в качестве критериев доказательства того, что вы достигаете своих целей, как конечный результат выполнения задания, так и выражение лиц людей и ваши собственные чувства во время выполнения задания ?

•  Можете ли вы ясно излагать инструкции и также использовать примеры и картины в процессе инструктирования?

•  Если цели постановки задач перед учениками не достигнуты, можете ли вы изложить те же инструкции другими словами и попы-

93

Таблица 1

Пример сравнения двух Т.О.Т.Е.

Пример

Преподавание

Постановка задач

 

Эффективный контекст

Неэффективный контекст

Каковы ваши цели?

Передать знания другим и самому получить удовольствие

Получить правильно выполненное задание

Как вы узнаете, что достигли своих целей?

По лицам людей и своим ' внутренним ощущениям

По результату выполнения задания

Что вы делаете, чтобы достичь своих целей?

Использую больше примеров и картинок

Даю четкие инструкции

Что вы делаете, если не достигаете своих целей?

Говорю то же самое другими словами Пытаюсь привести аудиторию в более открытое состояние

Начинаю раздражаться

таться перевести человека, которому вы даете задание, в более открытое состояние в качестве альтернативы своему раздражению?

Обратите внимание, что для адаптации эффективной стратегии к новому контексту необходимо внести в нее ряд изменений. Иногда это требует творческого подхода. Но часто это можно сделать довольно легко.

Инструментарий обучения: совместное научение

Структура Т.О.Т.Е. также может использоваться коучами для помощи клиентам в сравнении различных стратегий с применением метода «интервизии». Это способствует «совместному научению» коуча и клиента или различных групп клиентов.

Совместное научение — это процесс, при котором несколько людей могут обмениваться эффективными стратегиями. Например, два менеджера, или два музыканта, или два коммивояжера могут иметь различные стратегии выполнения задания одного и того же типа в одном и том же контексте. Выявляя и сообщая другим цели, процедуры получения доказательств и предпринятые действия, можно помочь другим людям расширить и обогатить диапазон и границы созидательное™, гибкости и способностей к научению.

Процесс совместного научения

Коуч может использовать этот процесс при работе с клиентом или с несколькими клиентами, если он работает с группой. Каждый человек вносит информацию о Т.О.Т.Е. в представленную ниже таблицу (табл. 2). Затем разные люди сравнивают свои ответы, отмечая сходства и различия.

Затем клиентам предлагают представить, что получилось бы, если бы они добавили действия, процедуры получения доказательств, цели или реакции на проблемы или процессы, заимствованные у других людей, к их собственной стратегии. А затем им предлагается посмотреть, как это могло бы изменить или обогатить их подход к решению задачи или их собственной ситуации.

Инструментарий обучения: сосредоточение на обратной связи вместо «неудачи»

Ключевой аспект модели Т.О.Т.Е. касается того, как реагируют клиенты, если они сталкиваются с неожиданными проблемами или трудностями при достижении своих целей, — в сущности, как клиенты реаги-

Таблица 2 Паттерн совместного научения

95

Контекст:

Контекст:

 

 

 

 

 

Персона 1

Персона 2

Каковы ваши цели?

 

 

 

Как вы узнаете, что достигли своих целей?

'

 

Что вы делаете, чтобы достичь своих целей?

 

 

 

Что вы делаете, если

не достигаете своих целей?

 

 

 

руют на «неудачу» в достижении своих целей. Эта реакция существенна для успешной работы. Успешные исполнители учатся на своих ошибках, но не «застревают» на них.

Было проведено интересное исследование хороших и посредственных спортсменов, иллюстрирующее эту мысль. Когда у хороших спортсменов брали интервью об их успехах, они становились очень активными и заинтересованными и могли вспомнить любую деталь. Однако когда их спрашивали о неудачах, они были более сдержанными, неопределенными и незаинтересованными.

С другой стороны, когда посредственных спортсменов спрашивали об их успехах, они становились более сдержанными, неопределенными и незаинтересованными. Однако когда их спрашивали о неудачах, они были активными и заинтересованными, вспоминая и вновь переживая каждую неприятную деталь.

Есть одно изречение, которое гласит: «Энергия течет туда, куда направлено внимание». Ключ к научению на ошибках состоит в том, чтобы отойти от них на определенную эмоциональную дистанцию, увидеть, чему можно на них научиться, и не потерять связь со своими успехами. Коучи, чтобы помочь своим клиентам достичь этого, могут использовать следующий простой двухшаговый процесс:

1. Думайте о своих ошибках, как будто вы видите себя на видео и

смотрите на себя так, как если бы вы сами были хорошим коучем, дающим себе конструктивную обратную связь.

2. Когда вы вспоминаете о своих успешных действиях, представьте себя вновь делающим это.

Основные позиции восприятия в коммуникации и взаимоотношениях

Как показывает предыдущее упражнение, на наше восприятие ситуаций и переживаний значительное влияние оказывает точка зрения или позиция, с которой мы рассматриваем их. Способность принимать различные точки зрения на ситуацию — важнейший элемент нашей «внутренней игры», связанной с конкретной ситуацией или действием. Фактически, существуют несколько основных «позиций восприятия», с которых можно рассматривать любую ситуацию или взаимодействие.

«Позиция восприятия» — это по сути конкретная перспектива, или точка зрения, с которой человек воспринимает ситуацию или отношения между людьми. В НЛП выделяют несколько основных позиций восприятия конкретного опыта. Первая позиция предполагает восприятие своими собственными глазами, «от первого лица». Вторая позиция предполагает переживание чего-либо, как если бы мы «встали на место другого человека». Третья позиция предполагает восприятие своих отношений с людьми с точки зрения «стороннего наблюдателя». Понятие четвертой позиции касается чувства целой системы или «области отношений» (чувства коллективного «мы»), полученного в результате синтеза трех предыдущих позиций.

Подобно всем другим выделяемым в НЛП качествам, позиции восприятия характеризуются определенными физическими, когнитивными и лингвистическими паттернами. Эти паттерны кратко охарактеризованы в следующих описаниях.

Первая позиция — это вы, находящийся в границах вашего собственного тела, в вашей привычной позе. Когда вы полностью ассоциированы с первой позицией, вы будете использовать такие слова, как «мне» и «я» при обращении к вашим собственным чувствам, образам и идеям. В первой позиции вы переживаете коммуникацию с вашей собственной точки зрения: видя, слушая, осязая, чувствуя на вкус и обоняя все, что происходит вокруг и внутри вас. Если вы действительно находитесь в первой позиции, вы будете не видеть себя, а являться собой, глядя на мир через ваши собственные глаза, слыша собственными ушами и т. д. Вы будете полностью ассоциированы с собственным телом и вашей картиной мира.

Вторая позиция характеризуется способностью принять точку зрения другого человека в процессе взаимодействия. (Если во взаимодействии участвуют несколько человек, могут быть и множественные «вторые позиции»). Это временная позиция для сбора информации. Вы перемещаетесь в позицию восприятия другого человека, принимая его позу тела и мировоззрение, как если бы вы были этим человеком. Во время коммуникации вы видите, слышите, осязаете, чувствуете вкус

 

и запах с точки зрения другого человека, то есть вы как бы «влезли в чужую шкуру», «сидите с другой стороны стола» и т. д. Во второй позиции вы будете воспринимать мир через глаза, мысли, чувства, убеждения и т. д. другого человека. В этой позиции вы будете отделены от себя и ассоциированы с другим человеком. Вы будете рассматривать ваше «я» в «первой позиции» как «вы» (в противоположность «я» или «мне») и говорить о нем во «втором лице». Временное принятие позиции другого человека — замечательный способ оценить, насколько вы успешны с вашей стороны петли коммуникации. (После того как вы приняли точку зрения другого человека, важно убедиться в том, что вы полностью возвратились на свою изначальную позицию с информацией, которая поможет вам в дальнейшей коммуникации.)

Занимая третью позицию, или позицию «наблюдателя», вы временно оказываетесь вне петли коммуникации, чтобы собрать информацию, как если бы вы были свидетелем, а не участником взаимодействия. Ваша поза будет симметричной и расслабленной. В этой позиции вы будете видеть, слышать, осязать, чувствовать вкус и запах с точки зрения заинтересованного, но нейтрального наблюдателя. Вы будете говорить о людях в «третьем лице», используя слова «она» и «он» при обращении к тем, кого вы наблюдаете (включая и самого себя). Вы будете отделены от взаимодействия, занимая «ме-тапозицию».

Эта позиция дает вам ценную информацию о соотношении сил в петле коммуникации. Информацию, собранную с этой точки зрения, можно перенести в вашу первую позицию и использовать наряду с информацией, собранной во второй позиции, чтобы улучшить качество вашего состояния, взаимодействия и отношений в рамках петли коммуникации.

Четвертая позиция предполагает синтез описанных выше трех точек зрения. Это создает чувство «целой системы». Этот процесс включает идентификацию с самой системой или отношениями, в результате чего человек ощущает себя частью коллектива. Это характеризуется словом «мы» (множественное число первого лица). Четвертая позиция необходима, чтобы создать «общее мнение» или «командный дух».

Таким образом, позиции восприятия — это основные точки зрения, которые вы можете принять, рассматривая отношения между вами и другим человеком.

Первая позиция. Ассоциация с вашей собственной точкой зрения, убеждениями и допущениями; видение внешнего мира своими собственными глазами — «я»-позиция.

Вторая позиция. Ассоциация с точкой зрения, убеждениями и допущениями другого человека, видение внешнего мира его глазами — «вы»-позиция.

4 Коучиш с помощью Н-'! II

Третья позиция. Ассоциация с точкой зрения вне отношений между вами и другим человеком — «они»-позиция.

Четвертая позиция. Ассоциация с точкой зрения всей системы — «мы»-позиция.

Как указывают приведенные выше описания, позиции восприятия характеризуются и выражаются ключевыми словами — «я», «вы», «они» и «мы». В некотором смысле эти ключевые слова представляют собой метасообщения, которые могут помочь вам распознавать и направлять позиции восприятия, занимаемые людьми в процессе конкретного взаимодействия. Например, человек, часто использующий слово «я», с большей вероятностью будет говорить со своей точки зрения, чем человек, использующий слово «мы», при обсуждении каких-либо идей или предложений. Человека, «застрявшего» в одной позиции восприятия, можно стимулировать изменить точку зрения с помощью ненавязчивого использования следующих языковых сигналов.

Например, человек занимается коучингом проектной команды, и один из членов этой команды чересчур критически настроен по отношению к некоторой идее или плану и говорит примерно следующее: «Я не думаю, что это вообще будет работать», — что указывает на сильную реакцию с «первой позиции». Коуч мог бы помочь этому человеку переместиться на более «системную» позицию, сказав: «Я понимаю, что вы очень беспокоитесь об успехе этого плана. Как, по-вашему, мы можем подойти к его разработке, чтобы он оказался более эффективным?»

Чтобы перевести человека в позицию наблюдателя, коуч может предложить: «Представьте, что вы консультант этой команды. Какие бы вы предложили способы повышения эффективности совместной работы?» Чтобы поощрить критически настроенного человека перейти во «вторую позицию», коуч может сказать: «Встаньте ненадолго на мое место (или на место одного из других членов команды). Как, по-вашему, я отреагировал бы на вашу обеспокоенность?»

Способность менять позиции и принимать множественные точки зрения на некоторую ситуацию или переживание — ключевой элемент «внутренней игры» выполнения работы и один из самых важных навыков коммуникации и межличностных отношений. Коуч же может помочь клиентам использовать и развить его.

Вторая позиция

Как мы установили в предыдущем разделе, вторая позиция предполагает наличие способности принимать точку зрения другого человека, или «позицию восприятия», в рамках конкретной ситуации или взаимодействия. Это включает изменение своей позиции и рассмотрение

ситуации, как если бы вы были другим человеком. Во второй позиции вы видите, слышите, осязаете, чувствуете вкус и запах с точки зрения другого участника взаимодействия; вы «влезаете в его шкуру», «становитесь на его место», «сидите с другой стороны стола» и т. д.

Вторая позиция предполагает ассоциацию с точкой зрения, убеждениями и допущениями другого человека и видение внешнего мира его глазами. В этой позиции вы отделены от самих себя и ассоциированы с переживаниями другого человека. Находясь во второй позиции, вы говорите: «Ты являешься...», «Ты выглядишь...» и т. д., обращаясь к своему собственному «я», находящемуся в первой позиции.

Способность занять вторую позицию в общении с другими людьми и воспринять их картину мира — основа сочувствия и эмпатии. Это сущность «золотого правила»: «Поступай с другими так же, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой». Вторая позиция также необходима для любого эффективного моделирования. Кроме того, временное принятие позиции другого человека — это замечательный способ оценить, насколько вы успешны с вашей стороны петли коммуникации или взаимодействия.

Умение занимать вторую позицию — важный навык для многих профессий. Хорошие менеджеры и лидеры, например, часто говорят о необходимости оказаться «в голове» своих сотрудников, или «войти в пространство чувств» других людей. В интервью журналу Speak в 1998 году адвокат по криминальному праву Тони Серра говорил:

Когда вы представляете интересы обвиняемого... вы становитесь им, чувствуете, как он, встаете на его место, видите его глазами и слышите его ушами. Вы должны полностью знать его, чтобы понимать характер его поведения. Но вы владеете «словом». То есть вы можете перевести его чувства, мысли и образ мышления как компоненты, релевантные его поведению, в юридический жаргон, в слова закона или в убедительные метафоры. Вы берете «глину» поведения человека и приукрашиваете ее, вы создаете произведение искусства. И в этом проявляется творчество адвоката.

Способность занять вторую позицию — важный навык как для коучей, так и для их клиентов.

Инструментарий обучения: построение взгляда из «второй позиции»

Процесс принятия второй позиции предполагает перенос вашего сенсорного опыта и ментальных карт на точку зрения другого человека. Это можно делать полностью или только частично. Например, если кто-то говорит: «На вашем месте я бы...», — то этот человек в действи-

тельности не находится во второй позиции. Человек, говорящий так, не принимает мировоззрение другого, а скорее проецирует свое мировоззрение на чужую ситуацию.

Высказывание: «С точки зрения этого человека, я вижу себя, стоящего там», — также указывает на то. что человек не полностью находится во «второй позиции». Упоминание «себя, стоящего там» говорит о том, что человек в большей степени идентифицируется со своей первой позицией. Это утверждение отражает вторую позицию, которая является скорее теоретической, чем воспринимаемой на уровне чувств. Для того чтобы полностью находиться во второй позиции, нужно видеть, слышать, ощущать и говорить с точки зрения другого человека (говоря: «Я вижу там этого человека», когда речь идет о вас самих).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться