Роберт Дилтс "Коучинг с помощью НЛП"

2.  Теперь с уважением в голосе скажите клиенту: «Вы — свободный человек..., поэтому вы могли бы продолжить поступать так же, думать так же или быть уверенными в том же хоть до конца своей жизни. Вы останетесь приятным человеком независимо от того, что вы делаете. Вы совершенно нормальный человек и останетесь таким, измените вы что-то в своей жизни или нет. Вы — свободный человек..., поэтому вы действительно могли бы сохранить этот паттерн и быть совершенно нормальным человеком..., но для чего?»

3.  Попросите клиента искренне и внимательно рассмотреть этот вопрос, отметьте его внутреннюю реакцию на него и расскажите ему о ней. Часто эта реакция выражается в усилении других убеждений об этом паттерне или клиенте. (Например, клиент отвечает: «Это длилось ужасно долго, и я не думаю, что смогу так просто изменить все. Кроме того, я буду на каждом шагу сталкиваться с сопротивлением со стороны своей семьи/сослуживцев/начальства».)

4.  Перенеся свое внимание на эту реакцию, повторите ваши комментарии шага 2; снова напомните клиенту: «Вы — свободный человек... поэтому вы действительно могли бы сохранить этот паттерн и быть совершенно нормальным человеком..., но для чего?»

5.  Снова попросите клиента честно и внимательно рассмотреть этот вопрос, отметьте его внутреннюю реакцию на него и расскажите ему о ней.

6. Повторяйте этот процесс, каждый раз напоминая клиенту: «Вы — свободный человек... поэтому вы действительно могли бы сохранить этот паттерн и быть совершенно нормальным человеком..., но для чего?»

• После нескольких повторений клиент быстро выйдет за рамки типичных оправданий проблемы и будет все глубже и глубже понимать этот паттерн. В конце концов клиент обнаружит себя «вне ящика» своих обычных паттернов мышления, свободным от старых убеждений и допущений и обогащенным новым пониманием областей, в которых у него действительно есть выбор.

Поскольку никакого «отталкивания» со стороны коуча нет, клиент все глубже пересматривает свою внутреннюю карту, делая о себе такие открытия, которые прежде были невозможны. Таким образом, очень важно, чтобы когда коуч спрашивает «для чего?», он проявлял искреннее любопытство и восприимчивость и безоговорочно принимал клиента независимо от того, что он говорит.

Двойные связи

В предыдущем разделе мы коснулись понятия двойных связей. По существу, двойная связь — ситуация «без выигрыша», то есть ситуация, в которой вы «не правы, если это делаете, и не правы, если этого не делаете». По мнению антрополога Грегори Бейтсона, который пер- 1^ воначально определил понятие двойных связей, такие дилеммы лежат "§ в корне как креативности, так и эмоционального замешательства. Различие состоит в том, действительно ли человек способен распознать двойную связь и выйти из нее соответствующим способом. Основная структура двойных связей такова:

ш

№ В)

<Э\

X

Если вы не делаете А, вы не выживете (не будете в безопасности, не будете веселы, не будете хорошим человеком и т. д.). Но если вы делаете А, вы не выживете (не будете в безопасности, не будете веселы, не будете хорошим человеком и т. д.).

Классическая иллюстрация двойной связи — суды над ведьмами. Чтобы увидеть, была ли женщина ведьмой, ее связывали и бросали в воду. Если ей удавалось выплыть, ее считали ведьмой и казнили. Если женщина тонула, ее реабилитировали и не считали ведьмой, но при этом она, разумеется, все равно погибала.

Клиенты часто чувствуют, что проходят подобное «испытание». Менее впечатляющие двойные связи встречаются в повседневной жизни очень и очень часто. Один из таких примеров — дилемма мужа, которому жена на вопрос о том, что она думает о том-то и о том-то, сердито отвечает, что это «не его дело». Однако если он не задает вопроса, то она ругает его за то, что его «не интересует ее мнение». Неспособность разобраться в значении этих двух сообщений и реагировать соответствующим образом заставляет его почувствовать себя плохим мужем.

Двойные связи также возникают в деловых ситуациях. Рассмотрим ситуацию человека, рабочая нагрузка которого настолько возросла, что он не может справиться с ней. Если он выполнит половину работы, выполнить вторую половину он не сможет. С другой стороны, если он не выполнит эту часть работы, значит, работа не будет выполнена. В любом случае человек не выполнит свою работу.

Другой распространенный пример двойной связи в бизнесе касается процесса «сокращения». Менеджер, столкнувшись с сокращением работников в организации, часто оказывается пойманным в двойную связь желания содействовать «успеху» работников и сделать бизнес «успешным». Если менеджер увольняет работников, то они останутся без дохода, могут лишиться жилья и т. д. Таким образом, менеджер не мог достичь цели сделать жизнь своих работников «успешной». С другой стороны, если менеджер не увольняет работников, то предприятие может стать нерентабельным или даже обанкротиться, — в любом случае это неудача. Менеджер попадает в двойную связь — либо он идет против целей своих сотрудников, либо против целей предприятия.

Наиболее интенсивные двойные связи возникают в контексте значимых межличностных отношений. Они часто подразумевают силовую борьбу, в которой один человек «негативно спонсирует» другого или пытается «сделать другого человека неправым».

В качестве иллюстрации Бейтсон приводит пример мальчика, госпитализированного с диагнозом «шизофрения». Спустя некоторое время состояние мальчика стало достаточно стабильным, и ему разрешили принимать посетителей. Мальчика навестила мать. Поздоровавшись, она сказала: «Что же ты не обнимешь маму?» Мальчик покорно обнял

ее. Однако когда он сделал это, мать явно напряглась, очевидно испытывая дискомфорт от физического контакта. Реагируя на невербальное сообщение, мальчик смущенно убрал руки. Тогда мать спросила: «Что случилось, разве ты не любишь маму?» Ощущая еще большее смущение и дискомфорт, мальчик напрягся и отвел взгляд в сторону. При этом мать заметила ему: «Ты должен научиться контролировать свои эмоции». Диалог продолжался в том же духе, пока беспокойство мальчика не усилилось до такой степени, что у него началось вспышка агрессии и его пришлось зафиксировать.

Даже при том, что эта ситуация не так драматична, как во время судов над ведьмами, в ней присутствуют все компоненты двойной связи. Первое сообщение гласит: «Если ты не обнимаешь меня, ты меня не любишь (и не получишь моего одобрения)», однако второе сообщение ему противоречит: «Если ты обнимешь меня, ты создашь мне неудобства, и я отпряну от тебя (и ты опять же не получишь моего одобрения)».

В этом примере также есть и третье сообщение — о реакции мальчика на эту дилемму. Комментарий «Ты должен научиться контролировать свои эмоции» подразумевает, что источник проблемы — неспособность мальчика управлять своими эмоциями, а не,неконгруэнтность матери. Это подразумевает следующее: «Тот факт, что ты чувствуешь смущение, означает, что с тобой что-то неладно. Ты — причина проблемы, неловкости и т. д.».

Это третье сообщение, очевидно, является важной частью паттерна двойной связи. Собеседник или наблюдатель интерпретирует дискомфорт или смущение другого человека как признак: 1) некомпетентности или 2) негативного намерения с позиции власти со стороны того человека, который находится в двойной связи (изменение действительности). Третье сообщение также обычно находится на уровне идентичности и по существу является сообщением «негативного спонсорства». Подразумевается, что смущение человека — свидетельство того, что он дефектен на уровне идентичности; то есть расстройство и огорчение в связи с ситуацией двойной связи — признак дефекта личности. Именно третий аспект двойной связи делает ее эмоционально невыносимой.

Инструментарий пробуждающего: выход из двойных связей

Состояние двойной связи очень похоже на страшный сон. Уже указывалось, что во сне можно предпринять множество действий, чтобы избежать опасности — бежать, прятаться, звать на помощь; поскольку это сон, можно делать даже то, что противоречит обычной действи-

тельности, — летать, превращаться в кого-то и т. д. Однако есть лишь одно реальное решение проблемы страшного сна — проснуться.

НЛП-тренёры и разработчики Тим Холлбом и Сюзи Смит предлагают практику принятия множественных «метапозиций» как способ помочь клиентам «пробудиться» от двойной связи. Принятие «метапозиций» обычно предполагает вход в состояние, которое мы ранее называли «третьей позицией», — диссоциация себя и принятие позиции наблюдателя текущей ситуации. Этому изменению точки зрения также помогает использование языка «третьего лица» (он, она, они, им и т. д.) при описании себя и любых других людей, участвующих во взаимодействии. Обычно связанная с ситуацией эмоциональная напряженность сразу уменьшается, как только человек сменит позицию восприятия.

Однако из-за многоуровневого характера двойных связей простой диссоциации часто недостаточно. Нередко преодоление двойной связи предполагает способность к тройной (наблюдение за собой, наблюдающим себя) или четырехкратной (наблюдение за собой, который наблюдает себя, наблюдающего за собой) диссоциации. При необходимости этот процесс может быть расширен и дальше (существует неограниченное число потенциальных метапозиций). Каждый новый уровень диссоциации не только дистанцирует человека от эмоциональной напряженности ситуации, но и позволяет ему принять более широкую и потенциально более мудрую точку зрения.

Чтобы помочь клиентам, используя этот метод, вырваться из ситуации двойных связей и найти новые варианты действий, можно дать им следующие инструкции.

1. Вспомните ситуацию, в которой вы чувствовали, что оказались в двойной связи.

2.  Представьте, что вы можете выплыть из своего тела, оказавшись немного выше и позади себя, так чтобы вы видели себя и другого человека (людей) во взаимодействии. Смотрите, как «они» «там» взаимодействуют, как если бы вы были сторонним наблюдателем. Отметьте, какие новые знания или представления вы получаете, находясь в этой позиции.

3. Представьте, что вы можете переместиться в точку немного выше и позади этой позиции «наблюдателя», так что вы наблюдаете себя, наблюдающего себя и другого (других) в «той» ситуации. Снова отметьте любые новые знания или представления, которые вы получаете, находясь в этой позиции.

4.  Повторяйте шаг 3 несколько раз для каждой новой позиции наблюдателя, которой вы способны достичь. Вы можете подняться до своего рода «духовной» позиции и понимания, что может помочь ис-

пытать ощущение внутреннего покоя и мудрости. Каковы были бы «мысли Бога» в этой ситуации?

5. Пройдите назад все шаги к первоначальной ситуации, вновь занимая каждую позицию наблюдателя и беря с собой понимание, знания и представления, которое вы получили на каждой из позиций наблюдателя. Ваши переживания должны быть совершенно другими, когда вы вновь вернетесь в своей памяти в ситуацию двойной связи.

Инструментарий пробуждающего: создание позитивной двойной связи

Как упоминалось ранее, наиболее сложные двойные связи включают множество негативных спонсорских сообщений: «вы не правы, если делаете это», «вы не правы, если не делаете этого» и «вы не правы, если не можете принять решение». Обычно это вызывает состояние, противоположное пробуждению. Вместо того чтобы «становиться полностью осознающим, осведомленным и восприимчивым» и отличаться большей мудростью, ясностью и креативностью, человек сбит с толку, озадачен и замкнут.

Один из способов найти противоядие от двойных связей состоит в том, чтобы создать ситуацию, в которой человек получает множе: ственные позитивные спонсорские сообщения, то есть его уверяют: «вы правы, если вы сделаете это», «вы правы, если вы не сделаете этого» и «вы правы, если вы не можете принять решение». Это создает то, что можно было бы назвать «позитивной двойной связью», — беспроигрышную ситуацию, в которой человека поддерживают на уровне идентичности независимо от того, о чем идет речь.

Как и формат «пробуждения к свободе», этот тип поддержки позволяет человеку отделять идентичность от поведения, «выбираться из ящика» мышления, связанного с проблемой, и искренне обдумывать свои убеждения, допущения и альтернативы в данной ситуации.

Один из ключей к пробуждению к свободе, позитивной двойной связи и преодолению двойных связей в целом состоит в том, чтобы помогать клиентам осознать принцип глубокой истины Нильса Бора, — понятие о том, что противоположность глубокой истине также истинна. Понимание глубокой истины создает более глубокое ощущение мудрости и свободы выбора. Цель создания позитивной двойной связи — помочь клиентам осознать этот тип более глубокой правды о себе и своих паттернах поведения.

Позитивная двойная связь — это полезный инструмент пробуждения для многих типов ситуаций. Ниже дан формат для создания позитивной двойной связи, который включает посылку набора конк-

204

ретные позитивных спонсорских сообщений клиенту. Хотя все эти сообщения клиенту может отправить один человек, этот процесс легче всего выполнять в группе из четырех человек.

1.  Попросите клиента идентифицировать паттерн поведения, относительно которого он испытывает затруднения или нерешительность. Он может быть либо желательным, либо нежелательным (например, промедление, написание книги, смена места работы, разрыв отношений и т. д.).

2. Двое, А и Б, стоят с обеих сторон от клиента и много раз делают следующие комментарии:

А: «Вы правы, если вы делаете это».

Б: «Вы правы, если вы не делаете этого».

А и Б вместе: «Вы правы, если вы не можете принять решение».

3.  В это же время В непрерывно повторяет: «Есть большая цель вашей жизни и действий». «Вы способны принимать хорошие решения».

«Вы можете доверять своему большему "я" и своему подсознанию».

«Вас направят к правильному выбору».

«Вы способны успешно преодолевать жизненные трудности».

«Вы можете быть сильным, сострадательным и веселым».

«Вы можете учиться. Есть нечто важное, что нужно узнать».

Обратите внимание, что сообщения А и Б подчеркивают «Вы правы», а не «Это правильно». Высказывание: «Вы будете правы, если будете медлить или не будете медлить» отличается от высказывания «Это правильно, если вы будете медлить или не будете медлить». Понятие «это» подразумевает общее суждение о поведении, а не сообщении об идентичности человека. Важнейшая цель этого упражнения — подчеркнуть, что клиент будет прав на уровне идентичности независимо от того, о чем идет речь. Это помогает клиенту отделить свою идентичность от рассматриваемого поведения и дает клиенту подлинную свободу выбора.

Третий набор сообщений помогает напоминать клиенту о ключевых ресурсах и убеждениях, которые могут помочь ему принимать эффективные решения и находить свой путь.

Прошедшие через этот процесс клиенты часто обнаруживают, что первый набор сообщений в основном нейтрализует любые внутренние конфликты или борьбу. Второй набор сообщений помогает им получить ресурсы, необходимые для мудрого и экологичного принятия соответствующего решения или разрешения проблемы.

Уровни научения и изменения по Бейтсону

Процесс пробуждения явно связан со сдвигом уровней опыта и осознания. Люди часто говорят о реагировании на различных уровнях. Например, человек может сказать, что какой-либо опыт был негативным на одном уровне, но позитивным — на другом. В структуре нашего мозга, языке и системах восприятия есть естественные иерархии, или уровни, опыта. Каждый уровень организовывает информацию на нижнем уровне и управляет ею. Изменение на верхнем уровне обязательно приводит к изменению на более низких уровнях; изменение на более низком уровне может затрагивать или не затрагивать верхние уровни.

Антрополог Грегори Бейтсон (Bateson, 1973) идентифицировал четыре основных уровня научения и изменения. Каждый следующий уровень более абстрактный, чем более низкий уровень, и оказывает большее воздействие на человека. Бейтсон предложил свою классификацию различных «логических уровней» научения, основываясь на математической теории логических типов Бертрана Расселла. (См. Приложение) Каждый уровень функционирует, делая корректирующие изменения и усовершенствования на более низком уровне.

По мнению Бейтсона:

Нулевой уровень научения характеризуется конкретностью реакции [то есть конкретным поведением в конкретном окружении.Р. Д.], котораяправильная или неправильнаяне подвержена коррекции.

Научение I — это изменение специфики реакции путем коррекции ошибок выбора в пределах набора альтернатив.

Научение II это изменение в процессе Научения I, например корректирующее изменение в наборе альтернатив, из которых делают выбор, или изменение в пунктуации последовательности.

Научение III это изменение в процессе Научения II, например корректирующее изменение в системе наборов альтернатив, из которых делают выбор.

Например, русский физиолог Павлов обнаружил, что можно вызывать у собак слюноотделение, звоня в звонок перед каждым кормлением. Собаки учились связывать звук звонка с получением пищи. Довольно скоро Павлову стоило лишь позвонить в звонок — и у собак начиналось слюнотечение, даже если они не получали пищи.

Согласно модели уровней научения Бейтсона, начальный акт слюноотделения у собак при получении пищи — пример Нулевого Научения. Это — врожденная инстинктивная реакция, которая передается по наследству и которую трудно, если не невозможно, подавить.

Научение расширять реакцию слюноотделения при виде и запахе пищи и вызывать ее на звук звонка — это пример Научения I. Через

Уровни научения связаны с изменениями на различных уровнях поведения

повторение и подкрепление собака учится связывать конкретную реакцию слюноотделения (в противоположность другим реакциям — зевание, лизание, мигание и т. д.) с определенным стимулом конкретного звонка.

Научение II предполагало бы «изменение в наборе альтернатив, из которых делают выбор». Это значило бы, что как только у собаки начинается слюноотделение на звук звонка, она была бы должна, услышав звонок, изменить эту реакцию на что-то совершенно иное (скажем, на лай или бегство), а не просто увеличить или уменьшить интенсивность слюноотделения. Слюноотделение — это элемент набора «пищевых» форм поведения. Другими «наборами» альтернатив были бы «игра», «избегание», «исследование», «агрессия» и т. д. Создание изменения на этом уровне, очевидно, было бы более сложным, чем Научение I.

Научение III было бы еще большим изменением. Бейтсон говорит, что это было бы «изменением в системе наборов альтернатив, из которых делают выбор». Собака, например, является одной «системой» наборов альтернатив. Другие животные (коты, птицы, люди, волки и т. д.) составили бы иные системы. Чтобы достичь Научения III, собаки Павлова при звуке звонка должны были бы внезапно перейти от «собачьих» форм поведения к «кошачьим» (мяуканье, лазанье по деревьям и т. д.). Это явно было бы задачей весьма сложной и, как указывал Бейтсон, фактически невозможной для взрослых особей большинства видов (хотя подражание другим животным, например собакам, котам и птицам, — естественное и нормальное занятие детей).

Таким образом, с точки зрения Бейтсона, простой механический рефлекс — пример «нулевого научения». Процессы Нулевого Научг-

206

ния также могли бы включать привычки, склонности и другие паттерны, которые кажутся установившимися и неизменными. Нулевое научение — это обычное состояние для многих людей и организаций. Многие наши паттерны поведения становятся неосознанными встроенными в нас привычками, которые мешают эффективно адаптироваться к изменениям в окружающем мире. Это часто ведет к тупиковым состояниям, сопротивлению, благодушию и неэффективности.

Поведенческое обусловливание, психомоторное научение, перенастройка процессов или возрастающее качественное усовершенствование — действия, касающиеся «корректирующих изменений» конкретных форм поведения и действий в людях и организациях, то есть Научение I. Оно, по сути, связано с поведенческой гибкостью — обновлением и улучшением уже имеющихся процедур и паттернов поведения. Научение I лучше всего стимулировать, помогая людям развить «метапо-знание», понимание действий, внутреннего опыта и процессов мышления. Это делается с помощью базовых техник коучинга и обучения — сравнительного анализа и обеспечения обратной связи.

Изменение таких высокоуровневых процессов, как политика, ценности и приоритеты, связано с действиями, которые обращены к целым наборам альтернатив, — это Научение II. Например, если компания хочет стать в большей степени «ориентированной на обслуживание», чем «ориентированной на производство», это потребует крупномасштабных изменений целых областей процедур и форм поведения и даже использования новых наборов действий и процедур, смоделированных на примере других людей.

Примером изменения в человеке на уровне Научения II был бы резкий переход от исследовательского поведения к избеганию или от агрессии — к исследованию или игре. Достижение такого быстрого и впечатляющего изменения требует сдвига убеждений и ценностей. Например, если человек считает, что определенный контекст «опасен», он, скорее всего, будет выбирать «избегающее» поведение, а не поведение типа «игры». С другой стороны, если человек считает, что контекст «безопасен», он вряд ли выберет поведение типа «бей или беги».

Хорошая иллюстрация этого — быстрое уменьшение числа авиапассажиров после террористических атак 11 сентября 2001 года. Это не было постепенным изменением, вызванным повышением стоимости авиабилетов или ухудшением обслуживания (что было бы примером Научения I). Скорее это было быстрым и значительным изменением, вызванным убеждением, что летать самолетами уже не «безопасно». Очевидно, Научение II происходит быстрее и имеет более серьезные последствия, чем Научение I.

У людей изменения в результате Научения II поддерживаются способностью занимать «метапозицию», то есть диссоциироваться от

себя и рассматривать свои действия в контексте других «наборов альтернатив» и в сравнении с ними. Это одна из главных целей менторства.

Импринтинг и развитие личности в большей степени связаны с осуществлением изменений в целых «системах» альтернативных форм поведения — Научение III. Изменение таких «систем», по существу, предполагает изменение на уровне идентичности. Оно включает расширение диапазона поведения и выход за пределы нашей текущей роли или совокупности «наборов» альтернатив. Интернет и «новая экономика», например, вынудили многие компании принять совершенно новые подходы к менеджменту и маркетингу, иногда значительно отличающиеся от тех, к которым они привыкли и которые их вполне устраивали.

Процесс Научения III можно поддержать с помощью моделирования, эталонного тестирования и принятия «второй позиции» в общении с другими. Эти приемы помогают преодолеть порог и выйти за пределы нашего текущего ощущения себя и идентичности. Как утверждал Бейтсон, «в той степени, в которой человек достигает Научения III, ...его "я" будет становиться в некотором роде неуместным». Бейтсон считал, что осуществить изменение на уровне Научения III очень сложно и «принуждение действовать на этом уровне у некоторых людей и животных может вызвать патогенный эффект». Вот почему спонсорство так необходимо, если мы хотим поддержать человека в расширении его идентичности.

Научение IV

Бейтсон также говорил о возможности Научения IV, стоящего выше этих трех уровней. Он полагал, что этого уровня научения может достичь не отдельный представитель того или иного вида, а лишь группа особей или вид в целом. Научение IV предполагает выработку совершенно новых форм поведения, которые не соответствуют никакой имеющейся системе или классам поведения. Научение IV было бы действительно революционным типом научения, которое предполагает создание полностью новых моделей или систем поведения.

Когда наши предки встали на две ноги и произнесли первые слова, они не выбирали из некоторого имеющегося набора альтернатив и не моделировали представителей какого-то другого вида. Они начали делать нечто совершенно новое, и это в корне изменило нашу роль на этой планете.

Действия гения, как и Научение IV, часто носят беспрецедентный и преобразовательный характер, что ведет к революциям в нашем способе понимания окружающего мира и взаимодействия с ним. В мире высоких технологий Силиконовой долины люди часто прово-

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться