Роль пробуждающего до некоторой степени предполагает наличие способностей коуча, преподавателя, ментора и спонсора, но имеет и другие параметры. Очевидно, что других пробудить невозможно, если вы сами еще спите. Поэтому первая задача пробуждающего состоит в том, чтобы пробудиться и остаться бодрствующим. Пробуждающий «пробуждает» других через свою собственную целостность и конгруэнтность. Пробуждающий помогает другим людям осознать их миссию и видение, полностью осознавая собственное видение и миссию.
Другая ключевая цель пробуждающего состоит в том, чтобы помочь людям «выбраться из ящика», в который они заключены, избавиться от старых привычек, а также выйти из конфликтов и двойных связей.
Великий датский физик Нильс Бор указывал, что есть два типа истины: поверхностная и глубокая. По мнению Бора, «противоположность поверхностной истины — ложь. Глубокой же истине противостоит другая истина». Бор, несомненно, имел в виду понятие о том, что фундаментальные физические элементы, скажем, электроны, являются одновременно и волнами и частицами. Тот факт, что электроны — это волны энергии, не означает, что они также не являются частицами материи, даже при том, что это две противоположные позиции.
То же самое справедливо и относительно глубоких психологических истин. Красота и уродство, например, — глубокие истины. Тот факт, что мир наполнен красотой и надеждой, не означает, что он не может одновременно быть уродливым. А то, что люди способны совершать ужасные и бесчеловечные поступки, не означает, что они не способны проявлять героизм и творить чудеса. Пробуждающие часто пробуждают других людей для осознания такой подобной глубокой истины. И когда мы понимаем, что истинно и то и другое, у нас появляется выбор. Куда мы хотим приложить свою энергию? Посвящаем ли мы себя красоте или погрязаем в уродстве?
Важно отметить, что иногда «чем ярче свет, тем темнее тени». Когда люди переживают даже незначительное духовное пробуждение,
они внезапно начинают видеть тени, которых они не видели прежде, — потому что свет стал ярче.
Пробуждение — переживание волнующее, но не всегда приятное. Таким образом, помощь другим в пробуждении требует навыка и чуткости. Пробуждение других предполагает безоговорочное принятие того, кем они являются и как они живут; однако при этом существуют возможности роста и развития. Пробуждение может быть постепенным или внезапным (подобно моменту «сатори» или внезапного инсайта). Пробуждение часто ведет к научению на уровне того, что Грегори Бейт-сон назвал «Научение IV» — создание чего-то «совершенно нового».
При взаимодействии с другими людьми убеждения пробуждающего включают следующие.
Жизнь — великое таинство с невероятными возможностями.
Все мы путешествуем по жизни, и в этом смысле мы все одинаковы.
Все люди по сути своей ценны, и их нужно принимать такими, какие они есть.
Каждый выбирает лучшие варианты из тех, которые он считает доступными.
Никто не смог бы реагировать на любую ситуацию в прошлом иначе, чем он это сделал.
Однако люди полностью свободны выбрать, как реагировать в каждый момент.
Люди ограничивают возможные воспринимаемые ими варианты действий, потому что они — или некоторая часть их — еще «спят».
Если люди знают, что они ценны и их принимают такими, какие они есть, они будут видеть больше вариантов действий, делать правильный выбор и, таким образом, получат возможность развиться в любом направлении.
Стиль лидерства, теснее всего связанный с пробуждением, — это «харизматическое» или «провидческое» лидерство. Провидческие лидеры имеют ощущение видения и миссии, что дает сотрудникам понимание цели. Харизматические или провидческие лидеры — образцы для подражания, за которыми хотят следовать другие люди. Их конгруэнтность и целостность помогают им завоевать уважение и доверие других людей.
Не-знание
Состояние «не-знания» — особое состояние, используемое в НЛП для моделирования и сбора информации. Когда человек входит в состояние «не-знания», он пытается отбросить любые существовавшие ранее
допущения и получить новое и непредвзятое представление о конкретной ситуации или опыте. То есть он пытается ничего «не знать» о конкретном исследуемом человеке или ситуации, чтобы избежать любых предубеждений, которые могут исказить его опыт.
Состояние «не-знания» можно охарактеризовать следующим анекдотом.
НЛП-Практик, НЛП-Мастер и Модельер впервые пошли прогуляться в лес в Санта-Крусе. На дорожке они увидели желтого бананового слизняка. «О, посмотрите, — сказал Практик,- слизняки в Санта-Крусе, оказывается, желтые».
НЛП-Мастер ответил: «Не обязательно. Все, что мы знаем с достоверностью, — это что некоторые слизняки в Санта-Крусе желтые».
Модельер возразил: «Ну, если быть точным, в Санта-Крусе есть по крайней мере одна дорожка по крайней мере с одним слизняком на ней, который желтый по крайней мере с одной стороны».
Состояние «не-знания» — это стратегия, которая использовалась многими выдающимися людьми для выработки новых идей и подходов. Альберт Эйнштейн, например, утверждал, что многие идеи теории относительности появились потому, что он задавал себе вопросы о пространстве и времени без каких-либо предвзятых мнений, как этим мог бы интересоваться ребенок.
Известный гипнотерапевт Милтон Эриксон утверждал, что он, работая с клиентом, всегда пересматривал и перепроверял все свои пресуппозиции. Два ли глаза у клиента (у него может быть стеклянный глаз)? Две ли у клиента руки (если клиент носит перчатки, у него может быть протез)? Все ли волосы клиента его собственные (а вдруг это парик)? И так далее. Всемирно известный целитель и преподаватель Моше Фельденкрайс утверждал: «В каждом случае я начинаю работу как будто в первый раз и задаю себе больше вопросов, чем когда-либо задавал мне любой из моих помощников или критиков». Входя в состояние «не-знания» и в каждом случае начиная работу как будто в первый раз, Фельденкрайс, подобно Эриксону, получал возможность увеличить свою наблюдательность и креативность, лучше установить контакт с пациентами и не стать жертвой ограничивающих пресуппозиций, которые в конечном счете могли оказаться необоснованными. В результате такие люди, как Эйнштейн, Эриксон и Фельденкрайс, оказались способны сделать крупные открытия в областях, где других сдерживали пресуппозиции и предрассудки, свойственные их эпохе. Фельденкрайс указывал: «Такой способ мышления часто помогает в ситуациях, где потерпели^бы неудачу более знающие специалисты, чем я».
Таким образом, не-знание — это действенный способ «пробуждения» и важный навык для коучей с большой буквы и их клиентов, помогающий «выбраться из ящика».
Нек-Нек
Один из способов помочь себе и другим достичь состояния не-знания — использование персонажа «Нек-Нек». «Нек-Нек» — вымышленный персонаж, которого придумал НЛП-тренер Тодд Эпштейн; его используют для облегчения процесса сбора информации и моделирования. «Нек-Нек» — имя воображаемого космического пришельца, который имеет точно такую же нервную систему и физические характеристики, как и у людей, но у него нет ни единого перцептивного, лингвистического или культурного допущения. Нек-Нек научился всем формам человеческого языка и знаком с ними, но не может выполнять операции удаления, обобщения и искажения, которые большинство людей обычно проделывают при устном общении друг с другом. Нек-Нек способен понимать лишь полностью определенные сенсорно обоснованные описания и инструкции и реагировать на них.
Эпштейн применял «игру в Нек-Нека», чтобы облегчить процессы входа в состояние, в котором все предыдущие ментальные карты и допущения для интерпретации текущего опыта не используются. Когда коуч входит в состояние «Нек-Нек», он стремится отбросить все прежние допущения и получить новое и непредвзятое представление о конкретной ситуации или переживании.
Такое состояние — основной навык пробуждающих. Опробуйте его на себе. На несколько минут представьте, что вы Нек-Нек и исследуете знакомые объекты вокруг вас, как если бы вы никогда их раньше не видели. Посмотрите телепередачи или понаблюдайте за взаимодействием людей с точки зрения инопланетянина. На что вы обратите внимание? Какие паттерны отличаются от ваших повседневных представлений?
Если бы вы наблюдали или выслушивали клиентов с этой точки зрения, какие вопросы вы бы им задали? Что нового бы вы отметили или увидели в их проблемах и жизненных ситуациях?
Состояние «аптайм»
Состояние «не-знания» также подобно состоянию «аптайм», в котором все сенсорные каналы человека настроены вовне. В состоянии «аптайм» отсутствуют внутренний диалог, образы или эмоциональная напряженность. Все сенсорное осознание сосредоточено на внешнем окружении в ситуации «здесь и сейчас». Понятие «аптайм» в НЛП было сформулировано основателями НЛП Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером. Этот термин заимствован из ранней компьютерной терминологии. Слово «аптайм» означало, что компьютер вводит данные. Слово «даунтайм» указывало, что компьютер обрабатывает полученные данные.
192
Аптайм — еще один мощный ресурс для пробуждения. По существу, это пробуждение чувств, которое открывает дверь к более глубокому пробуждению к миру вокруг нас. Чтобы стимулировать состояние «аптайм» в вас самих и своих клиентах и заякорить его, можно использовать следующую процедуру.
Инструментарий пробуждающего: создание якоря для состояния «аптайм»
1. Найдите место — в помещении или на открытом воздухе, где вы можете некоторое время посидеть или походить, просто наслаждаясь миром вокруг вас.
2. Наблюдая за окружающим, поупражняйтесь в сосредоточении и настройке осознания своего внешнего окружения для каждой из сенсорных репрезентативных систем:
• видя вещи — используя панорамный и детальный осмотр различных объектов, цветов и движений в своем окружении;
• чувствуя температуру воздуха, текстуру, форму и твердость объектов вокруг вас, а также тактильные ощущения, когда вы сидите или передвигаетесь в данном окружении;
• слушая различия в тоне звуков и местах, из которых они исходят, а также изменения в своем дыхании и высоте и темпе любых голосов вокруг вас;
• обоняя воздух и объекты вокруг себя — отмечая, какие запахи более яркие, а какие более тонкие, — и, если, хотите, обратите внимание на любые изменения вкуса у себя во рту.
Подучив доступ к каждой-из этих систем, вы можете помочь себе не обращать внимание на другие каналы, закрыв глаза или заткнув уши и нос в различных комбинациях. Убедитесь в том, что вы получили максимально полный доступ к каждой системе без какого-либо внутреннего диалога, внутренних картин или ощущений.
3. Правой рукой возьмите себя за левое запястье. Когда вы решите, что способны последовательно получать доступ к каждой системе, сожмите запястье с силой, соответствующей вашей способности получить полный доступ к используемому сенсорному каналу. Чем яснее вы видите, слышите, чувствуете и обоняете происходящее вокруг вас, тем сильнее сжимайте запястье.
4. Начните настраиваться на все репрезентативные системы одновременно, чтобы внимание были полностью сосредоточено на внешнем окружении через все ваши каналы. Сожмите запястье изо всей силы.
5. Продолжайте повторять процесс до тех пор, пока не окажется, что для того, чтобы ваше внимание автоматически обратилось к внешнему окружению без какого-либо сознательного усилия, вам нужно всего-навсего сжать себе запястье.
Получение доступа к подсознанию
«He-знание» и «аптайм» — это особые состояния, которые помогают людям получать доступ к неосознанным процессам. Почти все творческие и преуспевающие люди признают важность неосознанных процессов в своей работе и достижении успеха. По всей видимости, как только человек настроил все соответствующие схемы (в результате опеки, руководства, коучинга, обучения, менторства и спонсорства), важно максимизировать неосознанную компетентность, чтобы не препятствовать процессу протекать самостоятельно.
Многие творческие люди, например, утверждают, что самые блестящие идеи к ним приходят, когда они не сосредоточены на проблеме или задаче, которую пытаются решить, — например, когда они принимают утренний душ. Часто от людей приходится слышать нечто вроде «Я набиваю голову всей информацией, какую только могу найти, пока совсем не выдохнусь и больше уже не могу ничего усвоить. Затем я иду спать. Когда я просыпаюсь, у меня уже есть ответ!» Моцарт описал творческий процесс сочинения музыки как «приятный яркий сон». Леонардо да Винчи зашел настолько далеко, что предложил некоторые процессы для стимулирования неосознанных ассоциаций, состоящие в том, чтобы смотреть на стены, и описывал методы вызова ментальных состояний, подобных мечтаниям.
Очевидно, ключевой элемент «пробуждения» — связь между сознанием и подсознанием. Большая часть опыта пробуждения на деле включает осознание того, что уже и так известно на подсознательном уровне.
Зигмунд Фрейд указывал, что «психические процессы, по существу, неосознанны» и что «осознанные процессы — это просто отдельные действия и части целого психического существа». Фрейд утверждал, что большинство процессов в нервной системе протекают вне осознанной осведомленности субъекта. Заявляя о том, что «признание наличия неосознанных психических процессов — это важный шаг к новой ориентации в мире и в науке», Фрейд утверждал:
Мы рассматриваем осознанный или неосознанный характер психического процесса просто как одно из его качеств, не обязательно определяющее.... Каждый отдельный процесс прежде всего принадлежит неосознанной психической системе; из этой системы при некоторых условиях он может переходить далее в осознанную систему.
7 Коучингс помощью НЛП
194
У выдающихся мастеров своего дела отношения между сознанием и подсознанием налажены очень хорошо. Они постоянно находят способы увеличить и развить качество отношений между той маленькой частью, которую мы называем «сознанием», и необъятностью неосознанных процессов. Сознание посылает обратную связь в более крупный блок — подсознание — и влияет на качество отношений между ними. Люди, достигшие мастерства, также понимают, что эти отношения — непрерывный процесс, выражающийся в постоянном развитии с течением времени.
Развитие качества отношений между сознанием и подсознанием предполагает баланс между установленным порядком и спонтанностью. Иногда для достижения цели важно «не иметь цели». В процессе научения мы подходим к точке, когда нам надо всего лишь действовать полностью спонтанно. В этот момент нет никакой рефлексии. Есть только системная петля между осознанным и неосознанным разумом и между собой и внешним миром.
Например, если вы занимаетесь боевыми искусствами наподобие айкидо, сначала вам приходится упорно тренироваться на татами. Встретив противника, вы не останавливаетесь, чтобы поговорить с собой или подумать, что вы делаете. Вы даже не решаете заранее, какой маневр использовать. Вы действительно не можете знать, что намерены делать, пока не войдете в контакт с противником, — потому что это ваш танец с внешним миром.
Грегори Бейтсон указывал, что настоящий мастер знает, когда использовать «напряженное мышление» когнитивного сознания, а когда — «свободное мышление» более творческого подсознания. Звезда гипнотерапии Милтон Эриксон сравнивал взаимодействие между сознанием и подсознанием с лошадью и наездником; лошадь символизирует подсознание, а наездник — сознание. Конечно, всякий, кому доводилось ездить верхом, знает, что происходит, когда наездник хочет ехать в одном направлении, а лошадь — в другом. Ни один из них не сможет двигаться куда хочет, и это отнимает у обоих много времени и энергии.
Таким образом, важно иметь стратегии и методы для непрерывного развития отношений между осознанными и неосознанными процессами. К типичным подобным техникам относятся медитация, молитва и самогипноз. Эти приемы требуют, как говорил Грегори Бейтсон, чтобы в них была задействована вся психика целиком и полностью.
Состояния медитации, молитвы и самогипноза подобны состояниям «не-знания» и «аптайм» тем, что все они имеют следующие характеристики:
• использование периферийного зрения (в противоположность фовеальному);
• фокусирование на внешних звуках (отсутствие внутреннего ди- 305 алога);
• физиологические процессы в расслабленном состоянии (никакого эмоционального или физического напряжения).
Очевидно, это и есть ключевые качества для сооружения моста между нашим сознанием и подсознанием.
Сны — измененное или «иное» состояние сознания. Их можно использовать, чтобы развить мышление и усовершенствовать процессы научения, а также рассматривать и интегрировать новую информацию. Материал снов используют, чтобы рассмотреть события прошедшего дня или исследовать, какие аспекты этого дня были удачны и что хотелось бы изменить в будущем. С помощью снов можно искать ответы на вопросы, разрешать сложные жизненные проблемы или анализировать альтернативы, на которые вы можете повлиять. Подсознание не думает в точных или материальных терминах, но обрабатывает информацию в терминах отношений, паттернов и паттернов отношений. Все, что предлагает подсознание сознанию в течение сна, метафорично. Лучше принимать сны как метафоры и стремиться понять их смысл.
Инструментарий пробуждающего: активное мечтание
Активное мечтание — это инструмент пробуждения, сформулированный опытным НЛП-тренером и разработчиком Джудит Делозье, которую вдохновили на это наблюдения за американскими индейцами. Процесс активного мечтания предполагает определение намерения, которое нужно реализовать во время сна или в ходе мечтаний. Намерение может состоять в том, чтобы получить ответ, разрешить проблему, принять решение, получить больше информации, лучше что-либо понять и т. д. Намерения обычно формулируются в более общих терминах, чем цель или результат. Например, можно сказать: «Мое намерение — увидеть сон о том, от чего я могу благополучно и экологично избавиться». Намерение служит фильтром или руководителем, который направляет подсознательные процессы.
Ответы могут быть и буквальными, и символическими. Можно проснуться утром и понять, что «Сейчас самое время избавиться от гнева, который я чувствую по поводу отношений, закончившихся пять
лет назад», или выйти на прогулку и фантазировать о листьях, падающих с дерева. Человек может не осознавать, что символизируют листья, но ему все равно станет легче и спокойнее на душе.
Один из способов исследовать символы состоит в том, чтобы занять по отношению к ним «вторую позицию», например представить себя листьями или деревом. Затем можно исследовать отношения между символами и первоначальным намерением.
Следующее упражнение — способ помочь клиентам применять практику активного мечтания, чтобы усовершенствовать петлю между их осознаваемыми и неосознаваемыми процессами и более глубоко понять какой-либо проект, проблему или изменение, которыми они занимаются.
Упражнение на активное мечтание
1. Поместите в глубине сознания какое-либо «намерение» — принимаемое решение, преодолеваемую трудность, что-либо, в чем надо проявить больше креативности, вопрос, по которому вы хотите получить больше информации, и т. д.
2. Войдите в состояние «не-знания» или «аптайм» следующим способом:
• используйте только периферийное зрение (в противоположность фовеальному);
• сосредоточьте слух на внешних звуках (отключив все внутренние диалоги);
• приведите физиологические процессы в расслабленное состояние (устранив всякое лишнее эмоциональное и физическое напряжение).
3. Оставайтесь в этом состоянии в течение десятиминутной прогулки. При ходьбе отметьте, что «бросается вам в глаза» или что привлекает ваше внимание (деревья, трава, ветер, пение птицы и т. д.).
4. Наблюдая эти явления (их может быть несколько), займите «вторую позицию» по отношению к каждому символу или объекту. Каковы характеристики этого объекта или символа? Какими бы были ваши свойства, если бы вы были, например, деревом? Вероятно, изменились бы течение времени и скорость движения объектов или людей, вы были бы прикреплены к земле, двигалась бы только ваша вершина и т. д.
5. Возьмите все знания и характеристики, которые вы обнаружили, заняв «вторую позицию» по отношению к объекту или символу, и создайте «третью позицию», или метапозицию, относительно вашего первоначального намерения. Исследуйте, какие новые сообщения, данные или представления появились у вас относительно первоначального намерения.
Инструментарий пробуждающего: пробуждение к свободе
Пробуждение — цель многих духовных дисциплин и методов. Изучающие дзен-буддизм, например, взаимодействуют с мастером дзен, который задает коаны и помогает изучающему освободиться от традиционного мышления и представлений. Коан — это тема для размышления, используемая мастерами дзен, чтобы помочь ученикам прорваться через барьеры рационального, или «сознания», для достижения просветления. Коаны обычно состоят из высказывания великого мастера дзен прошлого или ответа, данного им на вопрос. Например, монах спросил Донгша-на: «Кто такой Будда?» — и получил ответ «Три меры льна». Размышляя о таком коане, который явно нерационален, изучающие дзен открывают свой разум другим типам мышления, интуиции и вдохновения.
«Решением» коана является классическое изречение Альберта Эйнштейна: «Нельзя решить задачу с помощью того же типа (или уровня) мышления, с помощью которого эта задача поставлена». «Решение» коана предполагает «перескакивание» по логическим уровням, или «мышление вне ящика». Когда это происходит, коан, вместо того чтобы быть источником борьбы, становится стимулом для креативности и «просветления».
Антрополог Грегори Бейтсон утверждал, что занятие коанами имеет много общего с разрешением психологических двойных связей. «Двойная связь» — это ситуация, в которой кажется, что не существует правильного ответа, — какой бы ответ ни давал человек и какое бы действие он ни предпринимал, все оказывается «неправильным». Бейтсон полагал, что такие связи являются ключевым фактором в развитии психических болезней, но они также могут быть источником огромной креативности и осведомленности, если человек способен перейти на соответствующий уровень мышления и восприятия.
Бейтсон часто приводил один пример из обучения дзен. Мастер дзен берет палку и поднимает ее над учеником со словами: «Если вы скажете, что эта палка реальна, я ударю вас ею. Если вы скажете, что эта палка нереальна, я ударю вас ею. Эта палка реальна или нет?» Пока ученик остается на том же самом уровне мышления, на котором мастер создал двойную связь, он в тупике. Если же ученик просто протягивает руку и хватает палку, начинает петь, берет свою собственную палку и пытается «сражаться» и т. д., он выходит за пределы двойной связи и изменяет контекст взаимоотношений. Это уровень научения, который Бейтсон назвал «Научение III». (Такие процессы также могли бы вести к Научению IV.)
Методы дзен-буддизма и их акцент на развитии осознания, расширении сознания и вызове допущениям и ограничениям мыслитель-
ных процессов полезны для понимания процесса «пробуждения». Ниже приведено упражнение на пробуждение, созданное под влиянием НЛП-тренера и разработчика Ричарда Кларка, который объединил более чем 30 лет обучения дзен с НЛП в качестве ключевого элемента своей практики коучинга.
Формат пробуждения к свободе
Перед началом процесса пробуждающий должен войти в состояние полного и безоговорочного принятия идентичности и «духа» клиента.
1. Попросите клиента подумать о каком-либо нежелательном или непродуктивном жизненном паттерне. Обратите внимание на основную структуру паттерна. (Например, человек думает: «Это будет похоже на все другие случаи, когда я пытался что-то изменить в своей жизни. Я это точно знаю. Это не подействует, и я лишь снова буду чувствовать безысходность. Чего еще можно ожидать, если я вырос в такой семье!») Дайте клиенту инструкцию вспомнить несколько примеров такого паттерна в его жизни, последствия, к которым это привело, и то, как это повиляло на его жизнь.
• Попросите клиента представить, как могло бы выглядеть будущее, в котором он свободен от этого паттерна, и поразмышлять о том, чем отличалась бы его жизнь, если бы в ней больше не было этого паттерна.
• Затем попросите клиента поразмышлять.над тем, что этот паттерн для него делает, то есть как сохранение этого паттерна может повлиять на его жизнь. Проверьте, помогает ли он как-либо клиенту. Например, он может помочь клиенту уклоняться от ответственности, избегать критики или доминирования со стороны другого человека, манипулировать или пытаться управлять другими, давать ему ощущение знакомой идентичности и т. д. Если эти «преимущества» все еще ценны для клиента, исследуйте, как он может получить их иными способами, чем через продолжение нежелательного поведения.
Обсуждая эти проблемы с клиентом, оставайтесь в состоянии полного и безоговорочного принятия идентичности клиента и «духа» его ответов.
|