Сосредоточенность, умиротворенность
Вы ценны
Удовлетворенность
Вы уникальны
Творческий подход
Вы можете внести вклад
в общее дело
Мотивация и энергия
Вы желанны
Ощущение «домашней обстановки», лояльность
Вы — один из нас
Преданность
Не-спонсорство и негативное спонсорство
Важность спонсорства и спонсорских сообщений можно проиллюстрировать сравнением с контекстами, в которых спонсорство отсутствует или в которых налицо так называемое негативное спонсорство.
В ситуациях отсутствия спонсорства позитивных спонсорских сообщений нет. Но отсутствие таких сообщений — по сути, тип сообщения, вызывающий заключения и реакции, приведенные в табл. 4.
Таблица 4 Эмоциональное воздействие отсутствия спонсорства
Полученное не-спонсорское сообщение
Эмоциональная реакция
Меня не замечают
Тревога, неприметность
Я не существую
Стремление привлечь к себе
внимание
Я не ценен
Опустошенность
Я не уникальный/не особенный
Я такой же, как все
Пассивность
Я не могу внести вклад в общее дело
Никчемность
и невостребованность
Мой вклад не оценен
Чувство обмана и эксплуатации
Я не являюсь частью группы
Обособленность
Меня легко можно заменить
Ненадежность
154
В контекстах негативного спонсорства действительно передаются сообщения, противоположные спонсорским. Это ведет к таким же эмоциональным реакциям, как и при отсутствии спонсорства, но они выражены ярче. Некоторые примеры негативных спонсорских сообщений и реакций на них приведены в табл. 5.
Таблица 5 Эмоциональное воздействие негативного спонсорства
Негативное спонсорское сообщение
Эмоциональная реакция
Вас здесь быть не должно.
Испуганный
Вы должны скрыться/исчезнуть
Как вы думаете, кто вы?
Не заслуживающий внимания
Вы никто. Вы не должны существовать
Вы никогда не будете достаточно хороши.
Порицаемый и пристыженный
От вас одни сложности
Вы хуже всех
Не отвечающий требованиям
Вы нас отвлекаете и сдерживаете
Виноватый и мешающий
Никто не хочет, чтобы вы здесь
Желание уйти и устраниться
находились
(ничтожный)
Вы недостойны быть здесь.
Отверженный и покинутый
Вы не из наших
В табл. 6 сравнивается эмоциональное воздействие позитивного спонсорства, отсутствия спонсорства и негативного спонсорства.
Многим из нас приходилось сталкиваться с отсутствием спонсорства и даже негативным спонсорством со стороны значимых других. Как это ни странно, в основе негативных спонсорских сообщений часто лежат позитивные (хотя и ошибочные) намерения или простое невежество.
Иногда наблюдается интересный парадокс: коучи и другие профессионалы игнорируют спонсорство, потому что слишком сосредоточены на другом уровне поддержки (опека, руководство, обучение и т. д.). Например, человек может быть очень хорошим опекуном, но добиваться этого в ущерб спонсорству. Примеры этого часто встречаются в условиях стационара, где постоянно следят за удовлетворением физических потребностей пациентов, но практически лишают их коучинга, едва ли чему-то обучают, не предоставляют никакого менторства и, вместо того чтобы спонсировать, вообще «не замечают» как индивидуумов говоря о пациенте, например, как об «астматике с третьей койки».
Таблица 6 Сравнительное воздействие спонсорства, отсутствия спонсорства и негативного спонсорства
155
Позитивное спонсорство
Отсутствие спонсорства
Негативное спонсорство
Вас замечают
облегчение,
расслабление
Вас не замечают тревога, неприметность
Вас здесь быть не должно испуганный
Вы существуете
сосредоточенность,
умиротворенность
На вас не обращают внимания
стремление привлечь к себе внимание
Вы никто
не заслуживающий
внимания
Вы ценны удовлетворенность
Вы не ценны опустошенность
От вас одни сложности порицаемый и пристыженный
Вы уникальны творческий подход
Я такой же, как все пассивность
Вы хуже всех не отвечающий требованиям
Вы можете внести вклад в общее дело мотивация и энергия
Вы не вносите вклад в общее дело никчемность и невостребованность
Вы отвлекаете нас виноватый и мешающий
Вы желанны
ощущение «домашней обстановки», лояльность
Вы не являетесь частью
группы
обособленность
Вы нежелательны
желание уйти и устраниться
Вы один из нас преданность
Вас можно легко
заменить
ненадежность
Вы недостойны быть здесь отверженный и покинутый
Спонсорством также часто пренебрегают в организациях. Если прийти в компанию, где не занимаются спонсорством, это видно с первого взгляда. Создается впечатление, что людей там попросту нет. Когда люди чувствуют, что их не замечают, не ценят, что они не вносят вклад в общее дело (или что их вклад не признан), что их легко заменить, что они — не часть единого целого, это неминуемо отражается на их работе. Однако когда люди действительно чувствуют спонсорскую поддержку, они ощущают собственное присутствие, активны, лояльны, творчески относятся к работе и трудятся сверх ожиданий.
Между прочим, в компаниях спонсорства может не хватать не только рядовым служащим. Главные администраторы и топ-менеджеры также редко получают реальную спонсорскую помощь. Зачастую это объясняется тем, что все ожидают спонсорства от них. Также часто бывает, что, вместо того чтобы видеть в главных администраторах или топ-менеджерах живых людей, подчиненные замечают лишь их роль и интересуются ими только из-за их власти и возможных политических преимуществ, связанных с «близостью» к ним.
Даже специалисты по НЛП могут настолько увлечься «руководством» своими клиентами с помощью новых методик, что их начинают больше интересовать «субмодальности» клиента и «ключи доступа» к нему, чем он сам.
Ключ к решению таких проблем, разумеется, состоит в том, что эффективное спонсорство можно практиковать на любом уровне поддержки. Человек одновременно может быть опекуном, руководителем, коучем, преподавателем, ментором и спонсором.
Пример спонсорства
Возможности объединения спонсорства с другими уровнями поддержки хорошо проиллюстрированы в следующем рассказе Элизабет Сай-ленс Боллард. Он был написан в 1976 году и опубликован под названием «Письма от Тэдди» в книге «Еще бульончику для души» (Ballard, 1995).
Ее звали миссис Томпсон. Стоя перед своим пятым классом в первый день занятий, она знала, что беззастенчиво врет детям. Но, как и большинство преподавателей, она все равно смотрела на своих учеников и говорила, что любит их. Однако это было невозможно, потому что в переднем ряду сидел мальчик по имени Тэдди Стоддард. Миссис Томпсон наблюдала за Тэдди весь предыдущий год и заметила, что он плохо обращается с другими детьми, что у него грязная одежда и что он никогда не моется. Кроме того, Тэдди все время дерзил. Неприязнь к этому мальчику дошла до такой степени, что миссис Томпсон с наслаждением делала пометки красной ручкой в его тетрадке, жирно зачеркивая ошибки и затем выводя большую двойку.
В школе, где преподавала миссис Томпсон, требовалось пересматривать характеристики каждого ребенка, и она отложила Тэдди напоследок. Однако, изучив папку с его документами, она ужасно удивилась. В первом классе учительница Тэдди написала: «Тэдди — яркий и веселый ребенок. Он аккуратно выполняет работу и отличается хорошими манерами, он излучает радость». А вот второй класс: «Тэдди — превосходный ученик, его любят одноклассники, но он нервничает, потому что его мать смертельно больна, и его жизнь дома — сплошная
157
борьба за выживание». Третий: «Он тяжело перенес смерть матери. Он старается изо всех сил, но отец не проявляет к его жизни большого интереса, и если не предпринять определенных шагов, его домашняя жизнь скоро плохо повлияет на него». Четвертый класс: «Тэдди замкнут и не проявляет большого интереса в учебе. У него мало друзей, и иногда он засыпает на уроке».
Теперь миссис Томпсон поняла, что с мальчиком делается, и ей стало стыдно. Она почувствовала себя еще хуже, когда все ученики, кроме Тэдди, принесли ей рождественские подарки в яркой бумаге, перевязанные красивыми лентами. Подарок Тэдди был неуклюже завернут в грубую оберточную бумагу из продуктового магазина. Миссис Томпсон специально открыла подарок Тэдди вместе с другими подарками. Некоторые дети захихикали, когда она обнаружила браслет с фальшивыми бриллиантами, половина которых выпала, и пузырек духов, заполненный лишь на четверть. Но она заставила детей прекратить смеяться, ахнув от восхищения и похвалив браслет, надев его и надушив запястья. В этот день Тэдди Стоддард задержался в классе после занятий, чтобы сказать: «Миссис Томпсон, сегодня вы пахли, как мама».
|