Роберт Дилтс "Коучинг с помощью НЛП"

B) посмотреть видео или прочитать письменные инструкции?

7. Вы присматриваете за домом друга, пока он в отпуске. Вы должны быстро научиться заботиться о лужайке перед домом вашего друга и/или о его домашних животных. Для этого вам удобнее:

В) посмотреть, как кто-то делает это?

А) получить инструкции и подробно обсудить это?

К) попросить кого-нибудь сделать это вместе с вами?

8. Человек сообщил вам очень важное число (например, телефонный номер, код или серийный номер), которое нужно запомнить. Чтобы быть уверенным в том, что вы запомните его, вы должны:

А) повторить это число себе или другому человеку?

В) представить его умственный образ?

К) написать или напечатать его несколько раз?

9. Вы должны выступить перед небольшой группой людей. Вы будете уверены, что у вас это получится, когда вы:

A)  хорошо чувствуете основной тон и слова, которые вы хотите сообщить?

B) имеете диаграммы и записи, в которые вы можете заглядывать в течение презентации?

К) несколько раз отрепетировали презентацию?

10.  Какое из следующих хобби доставляет вам наибольшее удовольствие?

К) Прогулки на свежем воздухе/работа в огороде/танцы.

В) Рисование/занятия живописью/осмотр достопримечательностей/фотографирование.

А) Прослушивание музыки/пение/устные рассказы.

11.  Чтобы овладеть новым навыком, вы предпочитаете:

A) прослушать описание и задать вопросы?

B) просмотреть диаграммы и увидеть демонстрации? К) выполнить упражнения?

12. Когда вы действительно хотите обучить чему-то других, вы: В) рисуете для них картину?

А) логически объясняете это им?

К) проходите через этот процесс вместе с ними?

Определение стиля научения на основе приведенного теста

Чтобы определить связанные с научением предпочтения клиента, подсчитайте его визуальные (В), аудиальные (А) и кинестетические (К) ответы. Сопоставьте репрезентативные системы с приведенными ниже описаниями. Каждая категория содержит советы, которые помогут вам

оз

V*)

О

!

В

приспособиться к стилю научению вашего клиента и содействовать      х процессу научения.

Визуальная система

Визуалы склонны учиться путем наблюдения или чтения. Когда вы занимаетесь обучением или коучингом визуально ориентированного клиента, вам необходимо обеспечить его достаточным количеством картинок, диаграмм и печатных материалов. Используйте картинки и фотографии для иллюстрации ключевых моментов и идей. Также напоминайте клиенту о необходимости создавать ментальные картины и использовать визуализацию, чтобы облегчить запоминание важной информации.

При обучении новым формам поведения демонстрируйте вашему клиенту ключевые элементы или же предложите ему понаблюдать за ролевыми моделями в живом исполнении или в видеозаписи.

При обсуждении идей представляйте их в форме символов, схем и диаграмм. Позаботьтесь о том, чтобы у вас были бумага и цветные карандаши или маркеры. Выделяйте ключевые пункты цветом и поощряйте клиента рисовать и различными способами перестраивать образы, при этом заменяя слова символами и аббревиатурами. Также полезно предложить клиенту обратно трансформировать зрительные образы в слова.

Аудиальная система

Человек с аудиальным стилем научения лучше всего будет учиться через слушание и обсуждение. Когда вы занимаетесь коучингом или обучением такого клиента, вам следует объяснять материал очень подробно, повторять ключевые пункты и поощрять клиента задавать много вопросов. Важно дать клиенту четкие определения. Если клиент пытается понять визуально ориентированную информацию, полезно преобразовать диаграммы в утверждения и описать или обсудить представленные образы и картины.

Важно быть хорошим «резонатором» для клиента и поощрять его думать вслух. Также будет важно повторить то, что сказал клиент, чтобы он мог услышать то же самое, но сказанное другим голосом. При работе с клиентами-аудиалами полезно использовать магнитофон, записывая основные идеи для повторного прослушивания. Также полезно напомнить клиенту, что он может позвонить вам по телефону и обратиться по любым вопросам, а также обсудить какие-либо идеи или решения.

Клиентов с аудиальным стилем научения следует поощрять обсуждать с друзьями различные темы, объяснять новые идеи другим людям и заново формулировать ключевые пункты.

Кинестетическая система

Кинестетически ориентированные ученики должны включиться в процесс обучения на физическом уровне, пробуя все на собственном опыте. Когда вы занимаетесь коучингом или обучением такого клиента, еле-

дует использовать практический подход, применяя метод проб и ошибок, при котором клиент может заниматься исследованием и экспериментированием. Кинестетические ученики лучше обучаются на практике, выполняя упражнения и используя реальные жизненные примеры.

Для облегчения вербального припоминания кинестетически ориентированных клиентов можно поощрять многократно переписывать ключевые слова, составлять списки и отрабатывать на практике ответы. Их следует поощрять прорабатывать важные пункты и идеи, чтобы «понять их в действии».

При обучении новым формам поведения важно физически проводить кинестетически ориентированных клиентов через ключевые этапы деятельности. При планировании и подготовке будущих действий кинестетически ориентированных клиентов следует поощрять использовать все сенсорные каналы, воображать конкретные ситуации и отрабатывать действия в конкретных ситуациях с помощью ролевой игры и репетиций.

Если вы занимаетесь коучингом группы или команды, в которую входят люди с различными стилями научения, вам следует использовать мультисенсорный подход. По каждой ключевой идее или существенному аспекту выполнения работы вам следует спрашивать себя: «Как я могу продемонстрировать это визуально? Как я могу продемонстрировать это так, чтобы люди прочувствовали это? Как я могу продемонстрировать это так, чтобы они услышали это?»

Инструментарий обучения: визуализация успеха и «ментальное повторение»

Физическая практика состоит в выработке навыков «внешней игры» и сохранении их в «мышечной памяти», так чтобы человеку не нужно было думать о них во время выполнения работы. Точно так же некоторые ментальные упражнения могут помочь улучшить вашу «внутреннюю игру». Независимо от стиля научения или предпочитаемого репрезентативного канала клиентов отработка смоделированных стратегий весьма полезна и может помочь клиентам расширить их когнитивные способности.

Визуализация, например, часто используется спортсменами и спортивными психологами для развития способностей и улучшения результатов. Есть много примеров использования визуализации для стимуляции и улучшения выполнения физических действий. В одном исследовании гимнасты, изучавшие новое движение, были разделены на две группы. Одной группе давали инструкцию вообразить себя способным сделать это движение, в то время как другой группе не давали

никаких инструкций. При этом ни одна из групп не имела никаких преимуществ в отношении предыдущих физических тренировок. Несколько недель спустя, когда настало время выполнить это движение, группа, которая визуализировала выполнение действия, имела показатели успеха 50-60%, тогда как группа, которая не визуализировала выполнение действия, первоначально имела показатели успеха лишь около 10%.

В другом примере баскетбольная команда была разделена на две группы для тренировки «свободных бросков». Одна группа тренировалась, физически делая броски. Другая группа получила инструкцию сидеть на открытой трибуне и тренироваться мысленно, визуализируя выполнение бросков. Когда эти две группы соревновались друг с другом, чтобы проверить, кто лучше выполняет броски, игроки, использовавшие визуализацию, сделали больше успешных бросков, чем игроки группы, которая занималась тренировкой фактически.

Визуализация — это форма «ментального повторения». Ментальное повторение связано с нашей способностью тренировать какой-либо процесс или деятельность в уме. Коуч может использовать следующие инструкции, чтобы провести клиентов через процесс ментального повторения.

1. Выберите навык, который вы хотите усовершенствовать.

2.  Выберите хорошую ролевую модель для этого навыка. Нарисуйте в своем сознании картину выполнения данного действия, как если бы вы смотрели это в видеозаписи.

3.  Поместите себя в вашу ментальную картину, как «ели бы вы были игроком, и вообразите, что вы делаете действие точно так, как вы представили это. Попробуйте увидеть, услышать и почувствовать весь этот процесс.

Инструментарий обучения: управление состояниями

Внутреннее состояние человека оказывает важное влияние на его способность взаимодействовать с другими и эффективно выполнять работу. Умение управлять внутренним состоянием — важный навык для достижения успеха практически в любой области человеческой деятельности. Великий психолог Уильям Джеймс сказал:

Наиболее революционное открытие нашего поколения состоит в том, что, изменяя свои внутренние установки, люди могут изменить и внешние аспекты жизни.

Например, спортсмены, готовящиеся участвовать в спортивном соревновании, настраивают свое внутреннее состояние в той же мере,

что и физическое. Они говорят о важности поддержания спокойного, расслабленного и сосредоточенного внутреннего состояния даже на соревнованиях, требующих значительных усилий и большого расхода физической энергии.

В качестве другого примера можно привести исследование успешного лидерства, в котором менеджеров спрашивали: «Как вы справляетесь с трудными ситуациями, включающими неопределенность, конфликт и/или сложные случаи?» Самая распространенная реакция на этот вопрос была примерно такой:

Я получаю как можно больше информации, всесторонне рассматриваю ситуацию и собираю необходимые данные. Но когда я действительно оказываюсь в такой ситуации, я не думаю о том, что я собираюсь делать или говорить или как я должен реагировать или отвечать. Может возникнуть слишком много обстоятельств, о которых я не думал. Тогда я думаю лишь об одном: «В каком состоянии я хочу находиться?», поскольку, если я нахожусь в неподходящем состоянии, мне будет трудно независимо от того, как хорошо я подготовился. Но если я нахожусь в нужном состоянии, то, даже если я не знаю ответа, мне в голову все равно придет какая-нибудь вдохновляющая идея.

Некоторые внутренние состояния, такие как «тестовая тревога», мешают нам эффективно использовать наши ресурсы и фактически блокируют использование имеющихся знаний. С другой стороны, ресурсные состояния помогают нам оптимизировать нашу умственную и физическую компетентность и в совершенстве выполнять задания.

С точки зрения НЛП внутренние состояния — это синтез цсихо-логических и физиологических характеристик, которые влияют на работу и стимулируют неосознанные процессы. Владение методами отбора внутренних состояний и управления ими — ключевой момент успешной деятельности. Некоторые типы внутренних состояний более эффективны в определенных ситуациях и условиях окружения. Обучение различным стратегиям создания и изменения своих внутренних состояний может помочь клиентам повысить эффективность своей деятельности во всех аспектах личной и профессиональной жизни.

«Круг совершенства»

Одна из самых важных составляющих «внутренней игры» — это способность управлять нашими внутренними состояниями. Она включает способность выбирать и поддерживать типы внутренних состояний, которые будут способствовать эффективной деятельности. «Круг совершенства» — это фундаментальный процесс НЛП, помогающий людям более осознанно и эффективно управлять своими внутренними состояниями. Его цель состоит в том, чтобы помочь людям выявить, обогатить и научиться вызывать состояния, оптимальные для работы.

Цели формата «Круг совершенства» таковы: 1) обнаружить внутренние и внешние (на уровне поведения) признаки эффективного состояния; 2) установить внутренний якорь, позволяющий легче переходить к этому состоянию в нужную минуту; 3) научиться более эффективно распознавать и правильно интерпретировать признаки тех или иных состояний других людей.

Коуч может провести клиента через процедуры «круга совершенства», используя следующие инструкции:

1.  Выберите ресурсное состояние, которое вы хотели бы испытывать чаще (например, состояние творческой активности, уверенности в себе и т. д.).

2.  Вспомните конкретный случай, когда вы в полной мере испытали это состояние.

3.  Вообразите перед собой на земле круг или выберите определенный цвет, символ или какой-либо другой визуальный знак или звук, который вы связали бы с этим состоянием.

4.  Когда вы будете готовы, шагните в круг (или другой выбранный вами символ). Вновь испытайте это состояние, полностью погрузившись в него. Обратите внимание на то, как вы видите и слышите, прочувствуйте свои внутренние ощущения, ритмы дыхания и т. д.

5.  Опишите связанные с этим состоянием когнитивные и поведенческие изменения, как явные, так и едва различимые. Сосредоточьте ваше внимание на внутренних ощущениях и отметьте любые внутренние образы, сенсорные характеристики, ритмы дыхания, мышечное напряжение и т. д.

6.  Сделайте ваше состояние более интенсивным, попытавшись усилить все сенсорные качества (цвет, движение, яркость и т. д.), включая все репрезентативные модальности (образы, звуки, тактильные ощущения, движения, запахи и вкус).

7.   Сделайте шаг назад и выйдите из этого состояния.

8.  Проверьте ваш «круг совершенства», снова сделав шаг вперед и отметив, насколько быстро и полно вы можете вновь войти в ресурсное для вас состояние.

9.  Повторяйте шаги 1-7, пока вы не сможете легко и быстро входить в необходимое вам состояние.

10.  Вообразите некоторые ситуации, в которых вы хотели бы быть в этом состоянии. Представьте, что вы можете использовать ваш «круг совершенства» в каждой такой ситуации, и «перенесите» ваш опыт в будущее.

«Круг совершенства» позволяет клиентам обнаружить ключевые когнитивные и физические паттерны, связанные с состояниями, необ-

ходимыми для оптимального выполнения какой-либо работы. Он также помогает клиентам и коучам осознать различные типы сигналов, которые могли бы быть ценными в отношении распознавания состояний других людей и управления ими.

Даже едва различимые формы поведения могут быть важны для выполнения работы. Если вы сможете обнаружить некоторые из этих признаков, вы можете научиться входить в нужное состояние более осознанным и целенаправленным образом. Чем больше вы знаете о когнитивных и физиологических аспектах, связанных с вашими состояниями максимальной эффективности, тем больше вероятность того, что вы сможете получать доступ к этим состояниям по собственной воле.

Моделирование способностей

Визуализация, ментальное повторение и управление состояниями — это примеры когнитивных способностей. Такие способности являются глубинными структурами, стоящими за определенными задачами или процедурами. Процедуры — это, как правило, последовательности действий или шагов, которые ведут к выполнению конкретного задания. Однако каждый конкретный навык или способность (например, способность к творческому мышлению или эффективной коммуникации) могут помочь при решении не одной, а многих видов задач, а также работают в различных ситуациях и контекстах. Таким образом, вместо линейной последовательности шагов навыки организованы вокруг Т.О.Т.Е. (Miller, Gallanter & Pribram, 1960) — петли обратной связи между: а) целями, б) набором средств для достижения этих целей и в) данными, на основе которых оценивают степень продвижения к поставленным целям.

Т.О.Т.Е.-. минимальные требования для моделирования эффективных навыков и поведения

Аббревиатура Т.О.Т.Е. (Test-Operate-Test-Exit) означает «Проверка-Действие—Проверка—Выход». Понятие Т.О.Т.Е. предполагает, что для любых эффективных действий необходимо наличие заданной цели и различных возможных средств ее достижения.

Согласно этой модели, в уме (сознательно или подсознательно) мы ставим перед собой цель, а затем проверяем, достигнута ли она. Если критерии проверки не удовлетворены, то мы выполняем новое действие, чтобы что-то изменить, или предпринимаем что-либо для приближения к нашей цели. Если критерии проверки удовлетворены, то в качестве следующего шага мы осуществляем выход из этого про-

90

цесса. Таким образом, функция любой конкретной части поведенческой программы состоит в проверке (Т) информации, поступающей от органов чувств, для оценки степени продвижения к цели или в действии (О), направленном на изменение определенной части текущего опыта, чтобы она могла удовлетворить критериям проверки (Г), и в переходе (Е) к следующей части программы.

Например, проверка эффективности коучинга может состоять в установлении способности клиента достичь конкретного стандарта выполнения работы. Если клиент еще не достиг этого стандарта, коуч должен будет выполнить действие или процедуры (такие, как постановка правильно сформулированной цели, изменение психогеографии, перекрестное картирование ресурсов, якорение и т. д., чтобы попытаться помочь клиенту улучшить результаты и достичь желаемого уровня выполнения работы. Когда требования стандарта удовлетворены, коуч и клиент могут перейти к другой деятельности.

Согласно принципам НЛП, чтобы эффективно смоделировать конкретный навык или работу, сначала мы должны идентифицировать каждый из ключевых элементов Т.О.Т.Е., связанных с этим навыком или действием.

Моделирование включает определение различных элементов Т.О.Т.Е. исполнителя

1.  Цели исполнителя.

2. Доказательства и процедуры получения доказательств, используемые исполнителем для определения степени продвижения к цели.

3. Альтернативные варианты достижения цели и конкретные действия для реализации этих вариантов.                              .

4. Способ, которым реагирует исполнитель, если цель не достигнута.

Т.О.Т.Е. —- полезный и мощный инструмент, который может использоваться как часть петли «коучинг — моделирование». Коучи могут использовать следующие вопросы, чтобы помочь клиентам смоделировать ключевые факторы успеха на примере их собственных прошлых действий. Ведь в будущем клиенты могут применить их для улучшения качества деятельности и достижения стабильных результатов.

Инструментарий обучения: вопросы для моделирования Т.О.Т.Е.

1. В каком контексте вы обычно используете навык, который сейчас будете моделировать?

2.  Каковы цели, направляющие ваши действия, когда вы применяете данный навык в этом контексте? (Перечислите их в форме коротких предложений или ключевых слов.)

3. Что вы используете в качестве доказательства того, что вы достигли этих целей?

•  Какие критерии вы используете, чтобы оценить результаты?

1)  Как именно вы узнаете, когда продолжать делать то, что вы делаете, или же попытаться сделать что-нибудь другое? Каковы признаки того, что следует идти дальше или остановиться?

2) Как вы отличаете хорошие результаты от плохих?

•  В какой момент вы обычно хотите получить обратную связь?

1)  Какого вида?

2) От кого?

4.  Что вы делаете, чтобы достичь целей, — каковы конкретные шаги и действия, необходимые для достижения ваших целей в данном контексте?

•  Какие части вашего опыта или окружения вы используете, чтобы достичь цели?

• Какая последовательность умственных действий необходима для достижения успеха?

5. Какие конкретные действия или шаги вы предпринимаете, чтобы решить неожиданные проблемы или преодолеть трудности в достижении ваших целей в данном контексте?

• Какие шаги вы предпринимаете, чтобы избежать этих проблем?

•  Как вы реагируете, если сталкиваетесь с этими проблемами?

• Вспомните случай, когда вы были в тупиковой ситуации и смогли найти из нее выход. Как вы действовали?

Инструментарий обучения: перекрестное картирование эффективных Т.О.Т.Е.

Как только получена информация о Т.О.Т.Е. или стратегии клиента, ее можно утилизировать, чтобы помочь человеку улучшить его деятельность. Как мы указывали в предыдущей главе, один из самых общих методов утилизации известен в НЛП как перекрестное картирование. Перекрестное картирование — это разновидность «самомоделирования», при котором шаги или элементы стратегии, эффективной для одной ситуации или задачи, анализируются и затем применяются в совершенно ином контексте. Поскольку стратегии независимы от содержания, частная стратегия творческого приготовления какого-либо блюда, например, может быть утилизирована, или «перекрестно картирована». Таким образом, это может помочь человеку действовать более творчески в какой-либо другой области, например при написании музыки, решении организационных проблем или создании нового продукта. Перекрестное картирование, как правило, проводится в сочетании со сравнительным анализом, при котором процессы и особенности двух когнитивных стратегий (или Т.О.Т.Е.), приводящих к различным результатам, сравниваются на предмет выявления сходств и различий. Затем некоторые характеристики эффективной стратегии переносятся в другой контекст для получения более высоких результатов.

Одна из основных процедур утилизации в НЛП состоит в выявлении четырех элементов петли Т.О.Т.Е. как для эффективных, так и для неэффективных стратегий и сравнении их с целью определения ключевых различий (Dirts, Epstein & Dilts, 1991). Затем эффективную стратегию можно утилизировать для обогащения неэффективной стратегии двумя способами:

1)  заменяя элементы неэффективного Т.О.Т.Е. соответствующими элементами эффективного Т.О.Т.Е:,

2) добавляя элементы эффективного Т.О.Т.Е. к элементам неэффективного Т.О.Т.Е.

В табл. 1 приведен пример сравнения двух Т.О.Т.Е. для контекстов, включающих коммуникацию. Эту таблицу заполнил клиент, сам являющийся хорошим преподавателем, но проявляющий отсутствие гибкости при поручении кому-либо выполнения определенной задачи и оказавшийся в тупиковом состоянии. Как можно увидеть, две следующие стратегии существенным образом отличаются.

Вместо того чтобы оценивать вторую стратегию как «плохую» или «неправильную» или как то, чего клиент не должен делать, занимаясь коучингом с человеком, чья модель Т.О.Т.Е. описана выше, можно использовать его же эффективную стратегию. Это может быть проделано путем добавления элементов его Т.О.Т.Е. обучения к процессу постановки задач перед учениками. То есть этого человека можно спросить:

•  Когда вы даете задания своим ученикам, можете ли вы сделать так, чтобы ваши цели включали как правильное выполнение задания, так и передачу знаний другим в увлекательной форме?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться