всякий раз, когда я -_________________________.
Каковы ключевая ситуация или условие, связанные с этой ценностью?
чтобы я
123
Какова позитивная цель этой ценности?
если я__________________________.
Какие ограничения или результаты связаны с этой ценностью?
хотя я_______________________________.
Какие альтернативы или ограничения связаны с этой ценностью?
таким же образом,
Какова подобная ценность, которую вы уже имеете?
Например, если клиент хотел усилить свое убеждение в ценности «здоровья» и приверженность ей, этот процесс начнется с формулировки конкретной ценности: «Здоровье важно и желаемо». Приняв это утверждение как константу, человек затем должен пункт за пунктом ответить на каждый вопрос, чтобы исследовать все основания ценности.
В этом случае важно начинать каждое новое предложение со слова «я». Это помогает гарантировать, что клиент остается ассоциированным в опыте и избегает рационализации.
Ниже приведен пример того, как человек может закончить эти предложения.
Здоровье важно и желаемо, потому что я нуждаюсь в силе и энергии, необходимых для творчества и выживания.
Здоровье важно и желаемо, поэтому я предприму соответствующие шаги, чтобы позаботиться о себе.
Здоровье важно и желаемо всякий раз, когда я хочу быть готовым к будущему.
Здоровье важно и желаемо, чтобы я мог получать удовольствие и быть хорошей ролевой моделью для других.
Здоровье важно и желаемо, если я хочу быть счастливым и деятельным.
Здоровье важно и желаемо, хотя у меня есть другие цели и обязан-
ности.
Здоровье важно и желаемо таким же образом, как я нуждаюсь в необходимых основаниях и ресурсах, чтобы реализовать свои мечты.
Закончив новые утверждения, интересно прочитать каждый из пунктов, удалив слова-подсказки, за исключением слова «хотя» — его важно сохранить, иначе этот ответ будет казаться негативным. Последовательность ответов образует удивительно гармоничное и ценное утверждение о причинах приверженности основной ценности, которую вы выбрали.
Здоровье важно и желаемо. Я нуждаюсь в силе и энергии, необходимых для творчества и выживания. Я предприму соответствующие шаги, чтобы позаботиться о себе. Я хочу быть готовым к будущему. Я могу получать удовольствие и быть хорошей ролевой моделью для других. Я хочу быть счастливым и продуктивным. Хотя у меня есть другие цели и обязанности, я н\гждаюсь в необходимых основаниях и ресурсах, чтобы реализовать свои мечты.
Итак, у нас получился связный набор идей и утверждений, которые могут помочь клиенту усилить приверженность ценности здоровья и соответствующее убеждение. Этот абзац определяет способы выражения данной ценности, обеспечивает мотивацию и даже учитывает возможные возражения. Поскольку такая группа утверждений определяет несколько оснований (или причин) и выражает их в словах, она становится мощным источником позитивных утверждений, обеспечивая общее объяснение приверженности данной ценности, а также является богатым источником идей для преодоления сомнений.
Выравнивание ценностей с видением и действиями
Действия и способности успешных людей, команд и организаций поддерживают ключевые ценности. Эти ценности, в свою очередь, выравниваются с идентичностью, миссией и видением отдельной команды или организации. Таким образом, в продуктивной команде или организации действия людей в пределах их микроокружения конгруэнтны их стратегиям и целям высшего уровня. Эти цели, в свою очередь, конгруэнтны культуре и миссии системы относительно большего окружения. Иначе говоря, существует внутреннее выравнивание человека с его видением и еще один уровень выравнивания с командой или организацией, в которой человек будет пытаться достичь своего видения.
Есть три типа выравнивания: 1) личное выравнивание, при котором имеет место соответствие между всеми частями человека; 2) выравнивание поддерживающих процессов относительно цели или видения; 3) выравнивание окружения, при котором цели и действия людей или групп конгруэнтно и экологично соответствуют системе следующего уровня (команде, организации, сообществу, культуре и т. д.).
125
Выравнивание процессов в системе
В функциональной системе ценности и убеждения выровнены с идентичностью и окружением организации. Цели и действия на индивидуальном уровне поддерживают функциональные цели и стратегию, связанные с ролями, которые, в свою очередь, конгруэнтны культуре, идентичности и миссии организации относительно ее большего окружения.
В дисфункциональной системе ценности и убеждения, которые находятся в конфликте с основными ценностями, могут существовать независимо и начать действовать как «мысли-вирусы» — не менее разрушительные, чем биологические или компьютерные вирусы.
Таким образом, выравнивание — ключ к успеху и долговечности отдельных людей, команд и организаций. Создание атмосферы доверия и укрепление командного духа зависят от способности коуча быть хорошим ментором и укреплять выравнивание отдельных людей и команд, с которыми он работает.
Инструментарий менторства: выравнивание для изменения
Ниже представлен простой формат, который коучи могут использовать при выравнивании у отдельных людей и команд. Он включает ряд вопросов, помогающих клиентам определить более крупную цель, на которой сосредоточены их действия, и затем идентифицировать и организовать индивидуальные способности, действия и ресурсы, необходимые для ее достижения.
Эти вопросы могут относиться к человеку или ко всей команде.
1. Каково ваше видение?
2. Какова ваша роль (миссия) относительно этого видения? Какие ролевые модели вы будете использовать в качестве примера?
3. Какие ценности и убеждения мотивируют вас принять эту роль и видение?
4. Какие способности необходимы для достижения этого видения и поддержания согласованности с вашими убеждениями и ценностями? Какие из них вы уже имеете? Какие из них вам нужно развить?
5. Какие действенные шаги вы предпримете, чтобы достичь вашего видения?
6. Какие возможности и ограничения окружения вы должны будете использовать в своих интересах и с какими из них вы будете бороться, чтобы достичь видения?
Инструментарий менторства: воплощение ценностей в действия
Этот инструмент основан на процессе выравнивания путем достижения клиентами большей степени детализации в определении различных уровней процессов, необходимых для эффективного выражения основных ценностей. Чтобы аутентично и конгруэнтно выражать ценности, человек должен иметь навыки и способности, необходимые для оценки ситуации и принятия решения о том, какие действия соответствуют заявленным ценностям. Высокоуровневые стратегии и навыки необходимы, чтобы определить и осуществить целесообразные действия, выражающие конкретные ценности в широко изменяющихся условиях окружения.
В отличие от предписаний ценности обычно представлены набором действий, которые выбираются и выполняются в условиях окружения. Следующие вопросы помогают клиентам подробно определять другие уровни процессов, необходимых для конгруэнтного и последовательного воплощения ценностей в действия.
1. Какую ценность нужно реализовать (например, «здоровье», «профессионализм», «целостность» и т. д.)?
2. Каковы основные способности, необходимые для установления и осуществления этой ценности (например, самообладание, коммуникация, креативность, выравнивание и т. д.)?
3. В каком наборе действий (целесообразных форм поведения) лучше всего выражается и проявляется эта ценность (например, здо-
ровое питание, умение слушать, признание вклада, поощрение новых идей и т. д.)?
4. Каковы существенные условия окружения или контексты, в которых наиболее важно выражать эту ценность (например, семья, офис, собрания рабочей группы, все работники предприятия, взаимодействия с клиентами и т. д.)?
Инструментарий менторства: планирование ценностей
Набор действий, выражающий конкретные ценности, не может быть реализован механически или в качестве реакции на изменяющиеся обстоятельства. Скорее он должен быть приведен в действие последовательно за определенный промежуток времени. Должно быть назначено время для «выполнения» этих действий. В контексте ценностей выбор времени — это определение места, где «шины соприкасаются с дорогой». На самом деле в том, как человек тратит свое время, самым прямым образом выражаются его ценности (даже если человек об этих ценностях на сознательном уровне не осведомлен).
Цель следующего инструмента менторства — помочь клиентам определить количество времени, отведенного для каждого пункта в наборе действий, который выражает их отдельные ценности. Попросите клиента в левой части бланка записать сочетание действий, наилучшим образом выражающее реализуемые ценности. На секторной диаграмме в правой части бланка обозначьте количество времени, которое будет отведено для каждого действия в целях успешного обоснования ценностей.
Инструментарий менторства: установление упражнений
Упражнения — это средство установления и закрепления основных ценностей и убеждений. Ценности и убеждения не могут быть установлены временными, разовыми действиями или методами. Нельзя
128
Планирование ценностей включает определение желаемого сочетания действий и назначенного для них времени
просто лицемерно заявить о своих ценностях или «решить проблемы с ценностями», сказать, что мы «переживаем ценности» или «практикуем ценности». Упражнения — это повторяющиеся действия, которые имеют: 1) практическую цель и 2) символическую ценность. Упражнения отличаются от ритуалов, поскольку в случае ритуала акцент делается на его символических аспектах. Ритуалом команды может быть «вознаграждение за лучшую идею». Поскольку вознаграждение имеет некоторую косвенную прагматическую ценность как потенциальное подкрепление, это, по существ}', символический акт. Более пра-гаматичным — и символичным — было бы десятиминутное обсуждение происходящих в команде процессов в конце каждого собрания, когда каждый член группы должен рассказать о том, что ему понравилось и что, по его мнению, можно улучшить.
Упражнения могут быть профессиональными или личными. Обычные примеры личных упражнений включают ежедневное выполнение физических упражнений, писательство или занятия музыкой, занятия с детьми, посещение еженедельных собраний и т. д. Классический пример упражнений — ежеутренние прогулки. Ходьба приносит прямую пользу физическому здоровью и повышает выносливость; она также символизирует стремление к здоровью и хорошей физической форме. Некоторые люди каждое утро ставят перед собой цели на день или проверяют свои видение, миссию, ценности, убеждения и Способности перед тем, как идти на встречу или приступать к работе.
На профессиональном уровне подобную комбинацию прагматических и символических функций иллюстрирует практика встреч с членами команды и опенка вклада каждого человека в конце каждой встречи или занятие «исходной позиции» перед начатом собрания. «Профессиональным» упражнением является и еженедельная встреча за ленчем с открытой повесткой дня, устраиваемая для всех служащих компании и посещаемая высшим руководством.
Помощь клиентам в установлении ценностей включает помощь в разработке упражнений, отражающих и подтверждающих эти ценности. Это предполагает планирование действий, которые они будут устанавливать как паттерн. Каждое действие должно быть определено в терминах того, что, где, когда и с кем сделает клиент. Затем определите, почему он делает это. Какие ценности отражает это упражнение? Также определите, достижению какой практической цели служит это действие. Например:
129
Деятельность: что, где, когда и с кем
Ценность: почему
Некритическое слушание идей сотрудников в течение 10 минут в начале каждого собрания
Уважение других
Каждый день тратить час на то, чтобы спрашивать клиентов, что им нравится или что они хотели бы
улучшить
Обслуживание клиента и удовлетворение
Каждые две недели проводить собрание, на котором рассматривать лучшие методы и успехи других компаний
Качество
Деятельность: что, где, когда и с кем
Ценность: почему
Системы убеждений и изменение
Верьте в то, что вы преуспеете. Верьте в это твердо, и тогда вы сделаете то, что приведет вас к успеху.
Дейл Карнеги
Одна из важнейших задач ментора — помочь клиентам поверить в себя и в свою способность достичь желаемых результатов. Основные проблемы с убеждениями, которые возникают в связи с достижением
'ншг с ппмпшью НЛП
целей, касаются нескольких фундаментальных компонентов процесса изменения:
1. Желательность результата.
2. Уверенность в том, что определенные действия приведут к результату.
3. Оценка уместности и трудности данного действия (независимо от того, есть ли уверенность в том, что оно даст желаемый результат).
4. Убеждение, что человек способен выполнить действия, необходимые для осуществления плана, ведущего к достижению результата.
5. Чувство ответственности, собственной ценности и возможностей применительно к нужным действиям и достижению результата.
Например, представим себе, что клиент стремится улучшить свое здоровье, изучить что-либо новое или достичь успеха в деловом проекте. Проблемы с убеждениями могут возникнуть относительно любого элемента определенного выше изменения.
Первая проблема касается желательности результата. Насколько клиент действительно хочет быть здоровым, учиться или преуспевать? При прочих равных условиях каждый человек, без сомнения, хочет всего этого. Но редко бывает, чтобы все условия были равны, и здоровье, познание или успех могут не всегда быть на вершине иерархии человеческих ценностей. Кто-то мог бы возразить: «В данный момент здоровье не стоит для меня на первом месте»; «У меня так много дел, требующих внимания, что обучение чему-то новому не так важно»; «Во мне нуждаются другие люди. Было бы эгоистично заботиться о собственном успехе».
Даже если клиент очень стремится к здоровью, познанию или успеху, он может сомневаться в том, что их возможно достичь. Клиент может сказать: «Невозможно чувствовать себя хорошо независимо от того, что я делаю»; «Старую собаку не научишь новым трюкам»; «Не следует питать ложные надежды на успех. В этой ситуации я бессилен».
Проблемы убеждений,связанные с изменением
Бывает так, что клиент очень хочет получить результат и полагает, что его возможно достичь, но сомневается в том, что конкретный образ действий лучше всего подходит для достижения этого результата. «Тогда он скажет: «Я полагаю, что достичь моей цели возможно, но не с помощью этого плана/метода/программы и т. д.». Другой клиент может считать, что конкретный путь эффективен, но возражать против усилий или жертв, которых требует данный способ достижения цели, или беспокоиться о последствиях в других областях его жизни. Клиент, например, полагает, что физические упражнения или хорошая диета помогут ему стать более здоровым, но не хочет испытывать трудности в связи с переменой образа жизни. Другие клиенты полагают, возможно, что определенная линия поведения поможет им узнать что-то важное, но чувствуют, что времени на это у них нет. Точно так же клиент, будучи уверен, что новая работа приведет к успеху, беспокоится о том, как она скажется на его семейной жизни.
Также бывает, что клиенты желают результата, считают его возможным и полагают, что предложенная линия поведения ведет к достижению результата, но сомневаются в своей способности выполнить требуемые действия. Тогда они думают: «Я недостаточно квалифицирован/последователен/умен/сосредоточен и т. д., чтобы успешно сделать то, что я должен сделать, и пройти до конца путь, необходимый для достижения желаемого результата».
Даже когда клиенты стремятся к результату, убеждены, что он возможен, верят в эффективность намеченных действий и уверены в своих способностях реализовать необходимые навыки и предпринять соответствующие действия, их одолевают сомнения в собственной ответственности за выполнение требуемых действий или достижение результата. Тогда клиент жалуется: «Я не несу ответственности за заботу о собственном здоровье, обучении или успехе. Это дело специалистов. Я предпочитаю полагаться на других людей». Клиенты иногда сомневаются в том, заслуживают ли они быть здоровыми, учиться или преуспевать. Это вопрос самооценки. Иногда клиенты чувствуют себя недостойными здоровья, знаний или успеха. Если клиент считает, что не заслуживает достижения цели, или не несет ответственности за действия, необходимые для ее достижения, то уже не важно, способен ли он ее достичь, знает ли соответствующий путь и желает ли этого.
Инструментарий менторства: оценка убеждений
Для менторов важна способность оценки и учета всей системы убеждений, чтобы помочь людям в достижении их целей. Нельзя успешно осуществить планы и совершить действия, если имеются слишком
острый конфликт или сомнение. С другой стороны, как демонстрирует эффект плацебо, придающие силы убеждения и допущения могут высвободить еще не мобилизованные, но свойственные отдельному человеку или группе способности и «неосознанную компетентность».
Один из способов определить мотивацию человека или группы состоит в том, чтобы оценить пять ключевых убеждений, которые мы определили как относящиеся к процессу изменения. Эти убеждения могут быть оценены через конкретные утверждения об убеждениях. Это иллюстрируют следующие примеры.
1. Желательность результата.
Утверждение: «Цель желаема и заслуживает достижения».
2. Уверенность в том, что результат достижим. Утверждение: «Достижение цели возможно».
3. Оценка уместности или трудности действий, необходимых для достижения результата (независимо от того, считается ли, что они дадут желаемый результат).
Утверждение: « Что должно быть сделано, чтобы достижение цели было уместным и экологичным».
4. Убежденность в том, что человек способен к выполнению требуемых действий.
Утверждение: «Я обладаю (мы обладаем) способностями, необходимыми для достижения цели».
5. Чувство собственной ценности или права выполнить требующиеся действия и получить результат.
Утверждение: «Я имею (мы имеем) право достичь цели и заслуживаю (заслуживаем) этого».
Сформулировав убеждения, клиенты могут оценить степень собственной уверенности в каждом из утверждений по пятибалльной шкале, где 1 балл соответствует самой низкой степени убежденности, а 5 баллов — самой высокой. Это может дать интересный текущий профиль потенциальных проблемных областей мотивации или уверенности в себе. Любые утверждения, которым дана низкая оценка, указывают на возможные области сопротивления или препятствий, которым следует уделить внимание.
Мы приводим «Рабочий бланк оценки убеждений» — простой, но эффективный инструмент, позволяющий провести быструю оценку релевантных областей системы убеждений, сложившейся у клиента относительно определенной цели или плана.
Рабочий бланк оценки убеждений
Сформулируйте в одном предложении цель или результат, которых необходимо достичь.
Цель/Результат:_____.
Затем вкратце опишите необходимый для достижения цели текущий план или решение, если таковые имеются.
План/Решение:____.
Оцените вашу степень убежденности в достижении результата применительно к каждому утверждению по шкале от 1 до 5 баллов, ~де 1 балл соответствует самой низкой степени убежденности, а 5 балов — самой высокой.
• Цель желаема и заслуживает достижения.
• Достижение цели возможно.
• То, что должно быть сделано для достижения цели, уместно и экологично.
• Я обладаю (мы обладаем) способностями, необходимыми для достижения цели.
• Я имею (мы имеем) право достичь цели и заслуживаю (заслуживаем) этого.
В качестве примера того, как можно использовать этот бланк, рассмотрим клиента, цель которого — «достичь баланса между личной и профессиональной жизнью». Чтобы оценить степень убежденности клиента в этой цели, ментор может попросить клиента сделать следующие утверждения и оценить его уровень уверенности в каждом из них.
Цель «уравновесить личную и профессиональную жизнь» желаема и заслуживает достижения.
Достижение цели «уравновесить личную и профессиональную жизнь» возможно.
То, что должно быть сделано для достижения цели «уравновесить личную и профессиональную жизнь», уместно и экологично.
Я обладаю способностями, необходимыми для достижения цели «уравновесить личную и профессиональную жизнь».
Я имею право достичь цели «уравновесить личную и профессиональную жизнь» и заслуживаю этого.
Предположим, клиент оценил свою убежденность в каждом утверждении следующим образом:
Желаема и заслуживает достижения - 5
Возможна = 2
Уместна и экологична = 4
Способен = 4
|