— Но какая?
— Власть знаков над человеческой душой, охваченной странной страстью, и оттого не ведающей покоя. И страсть эта превращается в настоящую манию, которая выражается в навязчивом стремлении поиска везде и во всем каких-то явных или тайных значений, намеков, улик, заговоров, смыслов. Люди буквально отравлены идеей значимости и теряют способность воспринимать жизнь в ее непосредственных, естественных проявлениях. Вы сами себя гипнотизируете и погружаете в трансовый сон, полагая при этом, что занимаете активные жизненные позиции, в то время как с упоением занимаетесь самоумерщвлением. Вместо живого переживания — груда концепций, вместо истины — интеллектуализированный хлам. Это безумие, голубчик. — Вохенза, вернее, бывший Вохенза, а нынешний Дядек, бережно поставил вино и снедь на стол и залюбовался одной из бутылок. — Это очень хорошее и старое вино. Вот ведь как легко вы уверовали в то, что я — это не я. А ведь сам мир постоянно лицедействует, делая только видимость, что сохраняет и поддерживает постоянство. На деле же это постоянство — одна из иллюзий. С такой же легкостью вы можете уверовать во все, что угодно. Вам скажут что-нибудь, вы и поверите. Вам покажут фокус, вас надуют, и вы создадите культ.
— Значит, вы против веры?
— Я не ставлю так вопрос — против или за. Для меня это не имеет значения, как и сама вера, впрочем.
— А как же вера в Бога, которая спасает души миллионов людей?
— Любезный мой, не беспокойте Бога мыслями о Боге. Бог превыше всякого образа Бога, всякой веры в Бога. И вообще, не ищите Бога там, где вы его видели вчера. Бог постоянно ускользает. Люди не в Бога верят, а в свое представление о нем. И ни о каких спасенных миллионах душ и речи быть не может. А вот миллионы убиенных и павших из-за того, что кто-то верит в социальную справедливость или собственное превосходство, увы, реальность.
— И тем не менее, без веры человек не может существовать.
— Это почему же?
— А потому, что вера придает смысл существованию.
— И какой же?
— Ну... если человек верит, то он более стойко выдерживает те или иные испытания. А потом вера придает силы, увеличивая шансы на успех, воодушевляет.
— Скажите, пожалуйста, нуждается ли младенец в этой вере для того, чтобы в первый раз подняться на ноги? Нет. Просто пробивает свой час, настает своя минута, ребенок поднимается и идет. Все. Никакой веры, никаких верований. Ему даже неведомо, что это такое. В природе веры не существует, потому что она прекрасно обходится без нее. А вот ваша голова полна призраков, которым вы с таким трепетом внемлете, а потом не знаете, куда спрятаться от преследующих вас фантомов, вами же и накликанных. Верит ли птица перед тем, как взлететь, что она взлетит?
— Хорошо, хорошо, согласен. А как же вечные спутники — Вера, Надежда, Любовь?
— Там, где есть любовь, не нужно никакой веры и надежды. Потому что есть любовь, которая сама по себе самодостаточна и ни в чем не нуждается. Вера же присутствует там, где нет знания, то есть там, где ложь. Скажу больше — вера и любовь — это взаимоисключающие противоположности, равно как и надежда и любовь. Вера и надежда убивают любовь. Вернее, стремятся к этому, потому что любовь уничтожить невозможно.
— Ну это уж совсем парадоксально.
— Парадоксы только в вашей голове. В той триаде, где вы привели мне в качестве аргумента, истинна только любовь. Потому что она есть реальность. И непосредственно живая жизнь. Человек в ней живет и переживает. Переживание — это и есть жизнь. Все же остальное лишь формы умирания. Ваши верования и надежды — формы умирания, бегство от жизни в туман лелеемых вами концепций. Человек, как блоха, прыгает из стороны в сторону, мучается, мечется, но упорно цепляется за свою правоту. Ваша беда в том, что ваша правда для вас важнее, чем счастье. Посмотрите вокруг, и вы обнаружите, что культ собственной правоты сплошь и рядом удел винтиков и штафирок.
Жены во что бы то ни стало стремятся возвыситься над мужьями, мужья над женами и в конечном итоге свои властолюбивые комплексы компенсируют на детях, которые вырастают такими же ущербными и мелкими тиранчиками, агрессивно выпячивающими собственную правду.
— Но ведь то, что вы говорите, также является вашей концепцией, вашей верой, если хотите.
— Это не является моей верой.
— Значит, вы сами не верите в то, что говорите? — улыбаясь про себя от того, что приготовил Дядьку такую изящную ловушку, почти с нежностью проговорил я.
— Для меня такой вопрос не имеет значения, — невозмутимо откликнулся Сафон, -— я не знаю, что такое вера, а потому не могу сказать, верю я или нет в то, что говорю. Я просто говорю то, что знаю и знаю, что говорю. Меня даже не интересует, прав я или не прав. Впрочем, за разговорами мы совершенно забыли с вами про трапезу.
Дядек улыбнулся и накрыл стол.
— Ну что ж, — приподняв бокал, проговорил он, — чокаться не будем, как это и принято на поминках.
— Простите?..
— Помянем наше прошлое, которое осталось позади нас. Наше умершее прошлое. И даст то Бог никогда не воскреснуть ему. Потому что смерть не впереди, а позади. Она не в завтра, а во вчера. А сегодня я живу. И пока я жив, я бессмертен. И СЕГОДНЯ Я ЖИВ, ПОТОМУ ЧТО Я УМЕР ВЧЕРА. Я УМЕР ВЧЕРА. АМИНЬ.
— АМИНЬ.
— АМИНЬ.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1. Психология
Предмет и задачи
История.
Современные направления.
Спортивная психология.
2. Психиатрия
История.
Общая психопатология и симптоматика психических заболеваний.
Познавательная деятельность и ее расстройства:
а) расстройство восприятия;
б) расстройство внимания;
в) расстройство памяти;
г) расстройство мышления;
д) состояние слабоумия.
Эмоции и патология эмоциональной деятельности.
Воля и патология волевой деятельности.
Синдромы нарушенного сознания.
Личность и ее изменения.
Методы исследования.
Классификация психических заболеваний.
Шизофрения
Эпилепсия.
Психические расстройства после черепно-мозговых травм.
Психические нарушения при сосудистых заболеваниях.
Расстройства психической деятельности в предстарческом и старческом возрасте.
Пограничные расстройства:
неврозы
психопатии и патохарактерологические развития.
3. Психотерапия
История.
Предмет и задачи.
Психогигиена, психопрофилактика и психотерапия
в спорте.
Вопросы организации психотерапевтической помощи.
Методы психотерапии:
Гипнотерапия.
Рациональная психотерапия.
Коллективная и групповая психотерапия.
Игровая психотерапия.
Музыкотерапия.
Поведенческая психотерапия.
Семейная психотерапия.
Гештальт-терапия.
Психоаналитическая психотерапия.
Телесно-ориентированная психотерапия.
Психодрама.
Психосинтез.
Нейролингвистическое программирование.
Артгерапия.
Библиотерапия.
Экзистенциальная психотерапия. Дазайнаыализ.
Дзен-психотерапия.
Директивная психотерапия.
Интенсивная психотерапия.
Трансперсональная психотерапия.
Когнитивная психотерапия.
Краткосрочная психотерапия.
Медитация как психотерапия.
Моделирующая психотерапия.
Плацебо-терапия.
Прогрессирующая мышечная релаксация Джекобсона.
Психогимнастика.
Психоимажинативная психотерапия Шорра.
Психологическая коррекция.
Психологическое консультирование.
Психопунктура Калера.
Психотерапия и религия.
Психотерапия кризисных состояний.
Рефлексивное слушание.
Самовнушение по Куэ.
Систематическая десенсибилизация.
Сновидения и работа с ними.
Социально-психологический тренинг.
Трансактный анализ.
Эклектическая психотерапия.
4. Основы наркологии
Алкоголизм.
Наркомании.
5. Психономика — авторская разработка Э. А. Цветова
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ В ТРЕНИНГОВУЮ СИСТЕМУ ДОКТОРА ЦВЕТКОВА «ПСИХОНОМИКА» 1
Часть 1. ПРОГРАММИРУЕМЫЙ ЧЕЛОВЕК 3
КАК СОЗДАВАЛАСЬ ПСИХОНОМИКА 3
НОВЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОТЕРАПИИ КАК ФОРМЫ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ (MASS MEDIA) 7
ЕЩЕ РАЗ О МИФЕ 13
ПОЗИТИВНОЕ КОДИРОВАНИЕ, ИЛИ ПРИНЦИП РАБОТЫ С ЗАВИСИМЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 15
ИНФОРМАЦИОННО-СУГГЕСТИВНЫЕ ТЕКСТЫ 19
ПОРТРЕТ ПСИХИЧЕСКОГО ВАМПИРА НА ФОНЕ СОВРЕМЕННОСТИ 25
СТРАТЕГИИ ОТРАЖЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ АТАК 28
НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ВИРУСА 30
РЕЗЮМЕ 32
ЭТЮД О СИМВОЛИЧЕСКОМ УБИЙЦЕ 33
ПСИХОНОМИКА КАК СПОСОБ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ 35
ЧАСТЬ II. СУММА ПСИХОНОМИКИ ДЕВЯТЬ ИЗНАЧАЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ 37
§1 Уровни бытия. Законы, подсознание, ситуации. Программы 37
§2 Положительные и отрицательные программы. Здоровье. Судьба 38
§3 Истоки программ. Линейный человек. Личные установки 40
§4 Состояние машины. Власть машины. Свобода выбора. Эго и Я 41
§5 Добро и зло. Их взаимодействие. Что сильнее — добро или зло? 42
§6 Третья сила. Триада нейтральности 43
§7 Пребывание в нейтральности. Состояние «Центр Циклона». Базовый процесс разотождествления 45
§8 Ад и Рай как состояния переживания реальности. Чистилище — процесс перехода из зоны ада в зону рая. Счастье и Благо 46
§9 Точка нуля. Состояние Ничто. Стратегия перехода. Слово не описывает реальность, но создает ее. Кристаллизация. Ловушки. Бытие — Делание — Создавание 48
Часть III. ПАЛОМНИЧЕСТВО ВО ВНУТРЕННИЕ ПРОСТРАНСТВА (Повесть о Путнике) 49
МЕТАНИЯ И СМЯТЕНИЯ 49
Странное происшествие № 1 52
Странное происшествие № 2 56
Странное происшествие № 3 63
ВОЗВРАЩЕНИЯ 65
Пустота 69
Дом 70
ЛИЦЕДЕЙСТВА И ПРЕОБРАЖЕНИЯ 71
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 87
|