И вы можете теперь понять, что и сейчас вы смотрите и видите, так как поле вашего восприятия сохраняется. А это и есть психоэнергетическое поле —участок воспринимаемого при опущенных веках пространства, на котором проявляются образы.
Всматривайтесь в расслаивающееся мерцание фона, осознавая, что он и является тем тоннелем, который соединяет сознание и подсознание. В сознании —слова, в подсознании — образы.
Теперь подумайте, каким словом вы могли бы обозначить актуальную проблему — ту, которая беспокоит вас больше всего».
Обычно на это уходит немного времени, и пациент благополучно справляется с подобным заданием, формулируя в одном слове или тревожащую его ситуацию, или состояние, которое воспринимается им как неблагополучное.
(2) «А сейчас, продолжая всматриваться в свое психоэнергетическое поле, отчетливо и ясно повторяйте это слово до тех пор, пока из глубины фона не проявится какой-либо образ — или в виде цветового пятна, или в форме некой геометрической фигуры — он проявится достаточно явственно».
Пациент выполняет эту инструкцию, после чего мы переходим к следующему этапу.
(3) «Сделайте три глубоких вдоха — выдоха.
Если сейчас этот образ не исчез и стойко удерживается в поле восприятия, значит, это то, что является вирусом.
Теперь вы знаете, что на самом деле являлось причиной того, что вы обозначали словом «...».
Смотрите на него отрешенно, отстраненно, созерцательно. Воспринимайте его только как форму. Раз он проявился в вашем восприятии и осознании, он потерял свою силу. Вам остается лишь внимательно следить за ним и наблюдать, как он исчезает. Однако сами не форсируйте процесс, не прикладывайте никаких усилий, оставаясь в нейтральном, невовлеченном состоянии».
После того, как пациент сообщает об окончании процедуры, мы проводим контрольную проверку, возвращаясь к этапу (2). Если выявленный образ возникает снова, то это означает, что его нейтрализация прошла неокончательно, и мы повторяем процесс до тех пор, пока образ не перестает проявляться.
РЕЗЮМЕ
1. Изложенный мною выше материал я могу теперь сопоставить с теми актуальными моментами жизни человеческой, которые так или иначе беспокоят и задевают каждого.из нас, ибо все мы включены в процесс, уже указанный ранее:
выживание —сила — власть — поглощение — борьба.
2. Можно предположить, что любой человек заключен в контексте данных устремлений, что, в сущности, подтверждается наблюдениями за повседневностью.
3. По результатам таких наблюдений можно выявить две основные тенденции человеческого поведения в социуме:
а) магическая — то есть такая, которая призвана актуализировать личностный рост и связанные с ним возможности,
б) вампирическая, или ориентированная на манипуляцию другими с целью поглощения их жизненной силы.
4. И постольку поскольку последняя склонность проявляет себя все более настойчиво, то те, на кого она направлена, могут вполне обоснованно воспользоваться собственным правом защитить себя. О методах защиты я рассказал. Но полагаю, что более глубокое осознание правомерности этих приемов и действенность их применения сформируется в случае, если у того, кто собирается ими пользоваться, появится понимание истинной подоплеки, которая движет манипулятором — вампиром.
5. Эта подоплека, страстная и мощная — влечение к убийству. Рассмотрим глубинный механизм этой страсти в разделе, обозначенном как:
ЭТЮД О СИМВОЛИЧЕСКОМ УБИЙЦЕ
Некогда, в незапамятные времена, наш древний предок, щеголявший в звериных шкурах, в поисках лучших мест под солнцем не знал иного способа победы над врагом, кроме как убить его. Тем самым утверждая и подтверждая свое выживание. «Я жив!» — вероятно вырывался пронзительный клич из первобытной гортани торжествующего дикаря.
Люди существовали бок о бок, любили, создавали семьи и преисполнялись надеждами, но извечная тревога пред грозным и непостижимым миром не давала покоя мятущейся душе существа под названием Человек Разумный. Ночная тишина разрывалась снаружи звериным рыком, а изнутри смутными, но мучительными наваждениями устрашающих сновидений. И бедное человеческое «я» нигде не находило приюта и защиты, тоскуя об утерянном рае, которого не было ни на земле, ни в собственной душе.
Но в то же время и прекрасные переживания, и великолепные озарения высвечивали во мраке бездн безвестности тайные тропинки, которые вот-вот приведут к Эдему... Однако далеко не всем суждено возвратиться в лоно вечного блаженства. А вдруг там количество мест ограничено? И если так, то, конечно же, за свое место следует драться. Значит, другой становится врагом. Но враг побежден только тогда, когда он повержен, то есть уничтожен. Вместе с тем в одиночку пробираться трудно и страшно — а вдруг собьешься с пути или попадешь в ловушку боле хитрого и коварного врага? Как быть? И тут более мудрые и прозорливые, а быть может, наделенные высшим, недоступным для остальных знанием, решают наложить вето на убийство ближнего своего. Нарушивший же табу будет сам подвержен суровому наказанию. Страх и трепет проникли в сердца многих. Страх и трепет перед немногими, у которых сохранилась монополия на убийство — то есть власть.
Ибо власть — это прежде всего монополия на убийство.
И без обладания последней нет настоящей власти. Только избранные могут покарать или помиловать, вершить суд, уподобляясь тем самым богам или Богу. Обычным же гражданам или соплеменникам этого не дано. Так появилась иерархия и организация — начало государственности в отношении людей. Теперь стало понятно, кто находится к Эдему ближе, а кто дальше. Но у тех, отдаленных мечта осталась и даже, возможно, стала более острой в силу именно этой самой отдаленности. Мечта, обусловленная необходимостью.
Не выжить, чтобы жить, но жить, чтобы выжить.
Для этого необходимо иметь энергию, которая могла бы обеспечить превосходство над остальными ослабив соответственно их позиции и тем самым лишив конкурентоспособности. Прямое уничтожение невозможно, остается лишь символическое — путем манипуляторства. Помимо этого, страсть к убийству, опасаясь своего прямого физического проявления вследствие запрета под угрозой кары, запряталась в зону неосознаваемых импульсов поведенческих маневров и, конечно же, речи. И теперь человек человека может убивать, не опасаясь наказания. Действительно, наказание может и не последовать в явной форме, так как с точки зрения юриспруденции не происходит ничего криминального, но возмездие так или иначе наступает, и за свершенное приходится расплачиваться.
Потому что любое символическое убийство оборачивается самоубийством.
Это объясняется просто, если вспомнить о том, что любой человек, с которым мы общались или общаемся, занимает часть нашей собственной души. И всякий удар, направленный на другого, в первую очередь, приходится по этой части. Душа постепенно разрушается, и личность деградирует.
Одновременно реализуется и другой механизм, действующий в Бессознательном: ты убил — значит ты виновен.
Всякая вина требует наказания.
Наказание — всегда боль.
И боль появляется в форме болезней, травм, несчастных случаев, катастроф психических или ситуативных.
Правосудие свершается и равновесие восстанавливается.
Теперь нам остается лишь конкретизировать формы символических убийств и понаблюдать, как они происходят в обыденности нашей повседневности.
1. Речь. Символы убийства: проклятия, угрозы, злобные выпады, оскорбления.
2. Поведение. Символы убийства: претензии, упреки, провоцирование ссор, сарказм, заведомая ирония, осуждение, стратегия «Убить зверя», которая направлена на то, чтобы избавиться от чьего-либо нежелательного поведения или того, кто его совершает. Подобная стратегия может проявляться в самых различных вариациях: увольнение работника, развод супругов, изоляция ребенка, если он вмешивается в разговор со взрослыми. Вышеперечисленные маневры являются символами убийства во всех ситуациях, в том числе и в тех, когда это касается семейных и родственных отношений. В последних реализация влечения к смерти не такое уж редкое явление, как это может показаться на первый раз.
Когда мать, например, заявляет своему отпрыску, что он тупица и ни на что не годен, пусть она и делает это «в сердцах», но в своей археопсихической глубине она проламывает камнем его череп. Быть может, в период своей беременности она испытывала бессознательные побуждения избавиться от того, что вынашивается в ее чреве.
Сюда же можно отнести и заявления типа: . «Ты не оправдываешь моих ожиданий», «я не думал(а), что ты у меня такой(ая)», «и в кого ты только уродился такой(ая)?»
Родительская власть, как и всякая другая, есть также монополия на убийство. И если она культивируется взрослыми и последние вожделеют ее, используя по всякому поводу и без, то это свидетельствует не о педагогическом рвении, а о том, что дети в такой семье растут и развиваются под гнетом символических убийц.
О подобном гнете, кстати, можно говорить также, имея в виду и некоторых учителей. Это не значит, что они, будучи одержимы садистическими устремлениями, бродят из года в год по классам в поисках наслаждений от причинения страданий в общем-то бесправным ученикам. Нет, их страсть убивать может быть латентной, глубоко подавленной, недоступной их собственному осознанию и проявляющейся лишь в том деструктивном излучении, которое они несут в своих действиях и словах.
Эрих Фромм подобных людей называл некрофилами, то есть такими, которые одержимы неосознанным влечением к смерти и разрушению.
Защитой от деструктивных некрофилов могут послужить вышеприведенные психоэнергетические стратегии. В этом же плане полезно постоянное осознавание — «я существую не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям». Посему на уровне поведенческих маневров лучше всего не вовлекаться и споры, ибо тот, кто провоцирует спор, не озабочен поиском истины, но одержим стремлением поглотить чужую энергию, испытывая самую настоящую некрофилическую потребность.
Не следует также придавать большое значение ни насмешкам, ни упрекам, ни оскорблениям, памятуя, что это не описание качеств слушающего, но характеристика говорящего, которая указывает на все ту же его печальную склонность к манипуляции и деструктивное.
При подобной тактике в общении с некрофилом последний получает невидимые удары, истощающие его силы, что может привести даже к серьезным проблемам в его состоянии физическом, душевном или ситуативном. Но не следует по этому поводу беспокоиться находящемуся рядом, так как в том нет никакой его вины, ибо он всего лишь проявил свое естественное право к сохранению внутренней свободы и целостности, хотя и использовал при этом методы зашиты, способные нанести весьма ощутимый урон для агрессора. При этом самому обороняющемуся отнюдь не желательно проявлять агрессию, ненависть или вообще какую-либо эффективность, а напротив, надлежит хранить прозрачность и нейтральность. Для облегчения выполнения этого предписания можно использовать медитативную методику осознавания:
«Передо мною всего лишь мешок с мясом и костями, обтянутый кожей, через две дырочки глаз которого выглядывает механический, машинный ум».
Для тренировки качества отстраненности и нейтральности весьма полезно применять данную медитацию, при этом ее можно модифицировать в различных вариациях, например:
«Этот человек — всего лишь заданная и запрограммированная машина. И каждое произнесенное им слово надлежащим образом воздействует прежде всего на него самого. Потому что он — первый, кто его думает и кто его слышит. Если это слова брани, упрека, осуждения или насмешки, то во внешнее пространство выходят всего лишь звуки, механические волны, которые тут же и рассеиваются. Но суть произнесенного, основная ударная энергия идет вовнутрь произносящего и убивает его. Однако почему должна стать моей заботой его проблема?»
В последней мысли нет ничего жестокого, потому что в ней нет ничего агрессивного. Только справедливость. В ней нет и сочувствия, но в подобном случае оно вовсе необязательно. Да и невозможно, коль исходить из принципа: «Если я на осуждающего меня смотрю как на самоубийцу, то он в такового автоматически и превращается. И я это делаю только потому, что не хочу быть предателем по отношению к собственной жизни и становиться жертвой вампира, некрофила или манипулятора».
Практика и опыт показали, что такой подход является равно как гуманным, так и здравым.
Некоторые случаи, однако, вынуждают нас проводить различения между сходными на первый взгляд, но на самом деле качественно отличными друг от друга аффектами. В быту, между тем, их нередко путают — агрессию и ненависть. А это вовсе не одно и тоже.
Агрессия представляет собой психическую энергию, реализующуюся в действиях, словах или представлениях и направляющуюся на другого человека с целью его убийства, явного или символического, осознанного или бессознательного.
Ненависть — эмоциональная сила, направленная на то, чтобы вытолкнуть из себя чуждое влияние, воздействие, а также само действие, осуществляющее это выталкивание. Целью ненависти является не убийство, а именно освобождение. Это чувство характерно для детей, находящихся под властью доминирующих или навязывающих свои установки или даже любовь, родителей. Оно вполне естественно, так как является защитной реакцией, не будь которой, организм подвергся бы деструкции.
По этой же самой причине так называемая бурная и страстная любовь неизбежно заканчивается отношениями, где люди, бывшие такими пламенными и пылкими возлюбленными, теперь начинают ненавидеть друг друга.
Распространенная поговорка о том, что «от любви до ненависти один шаг», заключает в себе интуитивную догадку этого смысла. Добавлю только, что такой шаг уже совершается, как только вспыхивает страсть, которую, увы, нередко путают с любовью.
Истинная любовь не приводит ни к ненависти, ни к агрессии, потому что она изначально не содержит их в себе. Она ничего общего не имеет с теми невротическими проекциями, которые в обиходе за нее принимают. Напротив же, плодотворная любовь подразумевает в себе такие проявления, как: забота, ответственность, уважение и знание (Э. Фромм). Под уважением понимаются принятие и уважение к автономии и свободе другого. В этом смысле любовь представляет собой мощное средство личностного роста в творческом содружестве двоих. В противном случае это не любовь.
В контексте данных сопоставлений, полагаю, любопытными покажутся примеры, приводимые Ф. Виттельсом в книге «Фрейд. Его личность, учение и школа».
«Вулканическая любовь невротика, избыток ее, неприятно действующий на беспристрастного наблюдателя, обусловливается разделением чувств. Контрастирующая пара: любовь и ненависть, представляющая безразличную смесь, распадается на составные части. Каждую ночь невротик в сновидении убивает любимое существо. Если любимый супруг, отец, брат и т. д. действительно умирает, бессознательное — ввиду веры в собственное всемогущество — предполагает, что оно повинно в смерти. Вдова стреляется на могиле мужа. Кто поймет это?..
…Молодая женщина, которая, по ее словам, любит своего мужа, заболевает. У нее угрызения совести, мысли о самоубийстве, о «конце мира». Муж недавно вернулся из больницы излеченным от продолжительной болезни. Теперь вместо него заболела жена, после того, как она в течение многих месяцев стойко переносила все. Свет полагает, что это нервное истощение, вследствие тревог за жизнь мужа. Но счастливые не ведают нервного истощения. Никто, в том числе и сама жена, не знает, что она втайне надеялась вскоре избавиться от мужа. Его выздоровление делает ее больной. Желание смерти перешло на нее самое».
Описанные ситуации довольно наглядно демонстрируют, во-первых, справедливость положения «где страсть, там и преступление», и, во-вторых, механизм того, как проявляется тенденция к убийству или отторжению, маскируясь под любовь.
Психономический подход в данном вопросе определяется проведением разницы между агрессией и ненавистью, приведением к осознанию, что всякая агрессия есть убийство, а постольку поскольку последнее символично, то оно неизбежно оборачивается самоубийством, что начинает проявляться в деструктивных тенденциях личности.
Такая работа достигается при помощи техники расслаивания, то есть отделения описания поведения от смысла поведения (подробное изложение в «Мастере самопознания»).
В ходе такого процесса клиент начинает осознавать свои негативные программы, и к нему приходит понимание того, что они могут быть нейтрализованы и реорганизованы в позитивные. И в конечном счете наступает трансформация личности за счет ее интеграции.
ПСИХОНОМИКА КАК СПОСОБ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
ТЕЗИСЫ
1. Нет сверхъестественного, есть естественное.
2. То, что называют мистикой, есть лишь описание опыта взаимодействуя с Естественным.
3. Мистика возвращает нас к Очевидному, от которого увела нас линейная мысль.
4. Все очевидное мистично, все мистичное очевидно.
5. Реальность — то, что есть. Иными словами, то, что есть — существует. Стало быть, Реальность — это то, что проявляет себя в существовании.
6. Реальность многослойна и многомерна. В своей многомерности она проявляется как сумма взаимодействующих миров, таких как:
— явь
— сон
— медитация
— транс
— фантазии
— воображение
— измененные состояния сознания, вызванные активными веществами (наркотики, алкоголь, психоактивные растения)
— невидимое, непроявленное
7. Примечательно то, что человек всегда одновременно пребывает не в одном, а в нескольких мирах.
8. Если мы бодрствуем, то есть находимся в том мире, который определяем как «явь», то все равно частично находимся в измененном состоянии сознания (ИСС).
Это происходит в силу того, что наше Бессознательное так или иначе проявляет свою активность. Поэтому человек не может бодрствовать на 100%. Сколь бы высока ни была наша активность и синтонность, сколь бы интенсивно ни выражались наши экстраверсия и внимательность по отношению к внешней среде, наши внутренние ассоциации все равно пребывают в состоянии активного процесса.
Если, к примеру, я разговариваю с неким человеком, в отношении с которым я проявляюсь как самый благожелательный и открытый собеседник, я тем не менее не смогу быть полностью сосредоточенным на нем, ибо даже в этот момент моя система собственных оценок, восприятий и переживаний остается при мне.
Еще один пример. Я еду по городу на машине — ситуация, в которой вроде бы предполагается полная сосредоточенность на происходящем вокруг—движении машин, светофорах и т.д. Однако при этом я продолжаю чувствовать что-то свое или испытывать внутренние переживания. Я не могу выключить свое подсознание. Вчера я остановился на красный свет одного светофора и думал об одном, и что-то чувствовал — то, чего я уже и не помню, настолько мимолетно было впечатление. Сегодня я останавливаюсь у того же самого светофора и испытываю совершенно другие чувства, и иные мысли проходят через меня. Пока я нахожусь в ожидании зеленого света и наблюдаю за светофором, мое подсознание может увидеть в этом светофоре нечто другое, чем то, что соответствует его прямому назначению.
9. Таким образом, явную действительность мы воспринимаем двояко — сознательно и бессознательно.
10 И любой объект, любой предмет воспринимается нами явно и скрыто.
11. Из этого следует, что, взаимодействуя с реальностью, мы расслаиваем ее и в результате никогда не представляем ее себе такой, каковой она является в действительности.
12. Настоящая действительность невидима и скрыта.
13. Исходя из этого, мы приблизились к возможности сделать весьма важный вывод:
Даже тогда, когда человек бодрствует и активно взаимодействует со средой, он все равно пребывает в измененном состоянии сознания.
14. Теперь обратимся к иным реальностям, в которые мы периодически попадаем:
— сон
— ИСС, вызванные влиянием психоактивных веществ (кроме алкоголя, наркотиков сюда можно еще отнести кофе, табак).
Все они довольно явно представляются состояниями, в которых наше сознание изменено. Впрочем, они традиционно и относятся к группе ИСС.
15. И вот здесь уже напрашивается следующий вывод: Человек в измененном состоянии сознания находится всегда.
16. Из этого следует, что нет реальности субъективной и объективной, но получается, что всякое субъективное объективно и всякое объективное субъективно.
17. С одной стороны, данное положение выглядит мистично, с другой — оно вполне очевидно.
Высказывание Гераклита о том, что нельзя два раза войти в одну и ту же реку, кажется мистичным, и в то же время оно настолько очевидно, насколько очевидна и сама река с ее течением и постоянным изменением.
18. Сознание есть та же самая река, сознание — это поток, И как всякий поток, оно просто не может находиться в неизмененном состоянии. Поэтому оно всегда изменено.
ЧАСТЬ II. СУММА ПСИХОНОМИКИ ДЕВЯТЬ ИЗНАЧАЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
Основываясь на базе дисциплин психоаналитической ориентации, психономика представляет собой предмет, исследующий ПРОГРАММЫ человеческого существования, способы ПРОГРАММИРОВАНИЯ различных состояний и использующий механизмы КОДИРОВАНИЯ в качестве метода практического воздействия.
Слово ПСИХОНОМИКА составлено по тем же законам, что и понятие экономика, которое с древнегреческого oikonomike переводится как искусство управления домашним хозяйством. При раскладывании оно оказывается состоящим из двух частей: oikos — дом, nomos — закон. Если мы соответствующим образом разложим слово Психономика, то получим: Psiche — душа, nomos — закон. Тогда смысл получится следующий — психо-номика есть способ познания законов душевной деятельности. Это с одной стороны, которая почти похожа на психологию. Но с другой стороны, наш единственный, истинный дом — паша душа. Где бы мы не находились, мы всегда пребываем в нем. Нам суждено в нем жить всю жизнь и потому нам следует ухаживать за ним. Таким образом получается, что психономика — это искусство управления своим внутренним хозяйством, от состояния которого зависит состояние хозяйства внешнего.
Но еще раз хочу оговориться, что не следует отождествлять психономику с психологией, потому что интерес первой распространяется не только на изучение закономерностей психического. Сфера ее исследований гораздо шире и глубже и даже проникает в зону .мета-психического, то есть такого, что лежит за пределами душевной организации.
Основная декларация психологического принципа: «Если ты не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней».
Основная декларация психономического подхода: «Если ты не можешь изменить ситуацию, ты просто не знаешь, как это сделать. На самом деле, если ты хочешь изменить ситуацию, ты можешь ее изменить». В психономике речь идет о том, как и каким образом изменять ситуации.
И в этом смысле психономика занимается исследованием того, как проявляются фундаментальные законы в условиях человеческого бытия.
§1 Уровни бытия. Законы, подсознание, ситуации. Программы
ИЕРАРХИЯ УРОВНЕЙ БЫТИЯ
I. Уровень ЗАКОНОВ ( «непроявленный» мир)
II. Уровень ПРОГРАММ ( «тонкий» мир)
III. Уровень СИТУАЦИЙ ( мир «предметных отношений»).
Для указанной модели удобной иллюстрацией может послужить следующий пример.
По дороге мчится машина на огромной скорости. На каком-то участке шоссе она наезжает на острый осколок, который пробивает шину. Автомобиль заносит и выбрасывает в кювет.
Происшедшее случилось на уровне ситуации. Элементы последней — большая скорость, острый гвоздь, скользкая дорога — самым тесным образом взаимосвязаны, находятся в строгой причинно-следственной взаимообусловленности и приводят к аварии как к достаточно логичному результату.
С другой стороны мы можем расширить круг своих поисков в отношении этого события, задав лишь один всего вопрос — почему? Почему авария случилась именно с данной машиной, а не с другими, хотя шансы напороться на гвоздь у всех едущих машин, в том числе и у тех, которые шли с не меньшей скоростью, на этой дороге равны?
И это почему закономерно нас уводит в иное смысловое поле, которое к случившемуся имеет непосредственное отношение и в то же время возвышается над ним Мы неизбежно приближаемся к тому человеку, который вел эту машину и таким образом выходим на новый уровень познания—программный, или «тонкий» мир, осознавая, что теперь понимание одной только механики случившегося окажется явно недостаточным для постижения сути события.
Теперь таинственный мир души приковывает к себе наше внимание. Ибо без водителя машина никуда бы не поехала. И уже здесь, в этой глубине, куда мы ступили, начинают высвечиваться контуры определенных процессов, которые никак не могут быть названы случайными. В том, что произошло, была своя причина, и она оказалась осмысленной. Но было бы наивно полагать, что потерпевший по собственному умыслу организовал аварию. Возможно, он находился даже в довольно спокойном и радужном состоянии духа и даже не подозревало том, что с ним произойдет в последующую минуту. Только подсознание ведало об этом. И ведало, потому что было настроено... ибо само и явилось инициатором. Звучит несколько странно, даже диковато, но лишь с точки зрения нашей обыденной логики. Логика же мироздания мало этим интересуется и уж, конечно, вряд ли стремится к тому, чтобы соответствовать схемам человеческого рассудка. Для того, чтобы хоть как-то приблизиться к первой, нам придется сделать еще один шаг — по направлению к следующему уровню, обозначенному нами как уровень законов, или «непроявленный» мир. Тогда-то для нас ситуация и прояснится, когда мы поймем, неудачливый водитель каким-то неведомым ему самому образомм просто потревожил некую силу, которая и проявилась в конкретном событии. Говоря проще, он привлек в свою жизнь объективно существующий во вселенной и сам по себе ни плохой, ни хороший «Закон Аварии».
Проясним последнее. На земле действует закон гравитации. Но это не значит, что он также проявляется в остальных местах космического пространства. Однако, это и не означает, что он создан только в условиях или для условий земли. Как закон он универсален и тотален и существует во вселенной с той лишь разницей, что где-то материально воплощается, а где-то нет.
Закон может существовать без материального воплощения, но материальное событие без соответствующего закона существовать не может.
Это весьма важное положение, на которое мы вышли в результате исследования дорожного происшествия. И вместе с тем оно в свою очередь выводит нас на целый ряд довольно значимых постулатов, которые можно назвать базовыми для психономики. Вот один из них: Все происходящее с нами является следствием привлечения соответствующего закона, который может существовать независимо от нашего знания о нем до тех пор, пока он не проявится в механическом действии.
Иными словами, я споткнуться не могу, если на то нет соответствующего закона.
Таким образом можно утверждать, что во вселенной кроме гравитации, молекулярного распада, синтеза и иных физических, химических и биологических законов существуют и законы «аварии», «семейных распадов», «несчастной любви», «предательства», «счастливой любви», «успеха» или «невезения» и т. д.
Психономика в этом плане объединяет объективное и субъективное, стирая между ними фиктивную границу. Человек и человеческое возвращается в унитарный мир космического Единого.
РЕЗЮМЕ
1. Во вселенной существуют законы. Быть может они и есть суть единственная, истинная и реальная реальность. Они образуют «непроявленный» мир, или глобальное смысловое поле.
2. Эти законы становятся доступными восприятию и изучению, если они проявляются в мире предметных отношений, хотя и необязательно, что все они проявляются.
3. Их проявления зависят от какого-то фактора. В жизни человеческой этим фактором служит подсознание, являющее собой «тонкий» мир, или мир программ.
4. Сам по себе закон пассивен, но если в «тонком» мире возникает резонансная ему вибрация, то он трансформируется в силу с соответствующей вибрацией, и эта сила материализуется в ситуацию.
5. Сама по себе никакая ситуация не может быть ни плохой, ни хорошей, так как в природе нет законов плохих или хороших, а есть просто законы.
6. Закон возможен без ситуации, ситуация без закона невозможна.
7. Механизм, обеспечивающий реализацию закона в ситуацию, называется программированием. Греческое слово программа означает предписание.
8. Поэтому все, абсолютно все то, что происходит с человеком, предписано, или запрограммировано.
§2 Положительные и отрицательные программы. Здоровье. Судьба
Из сказанного следует, что человеком управляет программа.
То есть нами управляют силы, неведомые нам, зачастую а недоступные разумению обыденного рассудка и оттого представляющиеся последнему таинственными, всемогущими влияниями, то повергающими в восторг и священный трепет, то низвергающими в бездну ужаса и отчаяния.
В общем-то такая оценка отчасти справедлива, ибо она отражает наши представления о добре и зле, которые будучи абстракциями, тем не менее представляют образы реальных переживаний, крайними полюсами которых являются боль, страх, печаль, тревога с одной стороны и радость, покой, наслаждение, удовлетворение с другой. Первые также ассоциируются с болезнью, а вторые со здоровьем.
И здесь очень важно точно определить эти понятия, не смотря на их кажущуюся обыденность и обиходность, впрочем, обманчивую, что легко доказывается тем результатом, который я получал в процессе моих многочисленных и, увы, безуспешных попыток попросить дать определение этих слов или хотя бы растолковать их значения. Ни пациенты, ни сами лекари не могли сказать ничего вразумительного. В большинстве случаев их суждения оказывались тавтологичными и абстрактными —типа «здоровье — это гармония... баланс... равновесие... благополучие... норма...» Но тогда что такое гармония, баланс, благополучие, норма?
И я вдруг понял причину многих неудач в целительстве. Оказывается, пациент и врач не знают, к чему они идут, они не видят цели и не ведают пути, ведущего к ней. Они говорят о здоровье, как о чем-то сокровенном, но не обладают знанием, что это такое.
Тогда мне заново пришлось обратиться к материалу, накопленному за долгие годы практической работы, с намерением обобщить его и выявить закономерности, которые оказались бы сходными для всех людей, чья жизнь в значительной мере улучшилась в результате нашего взаимодействия. Мне представлялось, что не смотря на индивидуальность
и своеобразие каждого, их объединяло что-то общее. Разумеется, этим общим было здоровье. Снова замкнутый круг. Но наконец-то определение было найдено. Вот оно:
Здоровье — это способность организма к самообновлению, самовоспроизведению и самосотворению.
И если меня просят дать объяснение, то я охотно его даю, так как это гораздо проще и нагляднее сделать, чем объяснить, что такое гармония, норма или благополучие.
Что же такое самообновление?
Давайте посмотрим. Человек прожил день. За этот день он совершил некую, допустим, тяжелую работу и израсходовал немалое количество энергии. То есть он израсходовал, если хотите, отдал часть себя. Ясно, что его энергетический потенциал к концу дня значительно ниже, чем в начале. Но вот он, измотанный и усталый, ложится спать. А на следующий день встает с ощущением бодрости и притока свежих сил. Его энергетический потенциал полностью восстановился. Произошло самообновление. Такой человек здоров. Значит, он использует положительный информационно-энергетический ресурс, Если же усталый человек и после сна продолжает чувствовать себя таковым, значит он не здоров. В механизмах его самообновления произошел какой-то сбой — за счет патогенного влияния негативного ресурса.
Допустим, человек порезал палец. Его ткань оказалась разрушенной. Проходит несколько дней, рана затягивается. В данном случае организм сам себя воспроизвел. В этом случае можно допустить, что сработала некоторая система, которая представила ему такую возможность — воспроизвести себя, как бы заново себя сотворить. И он оказался на это способен. То есть он оказался здоров.
Случается и обратное — рана долго не заживает, начинает нагнаиваться, возникают осложнения. Очевидно, что в этой ситуации организм лишен способности к самовоспроизведению, и разрушение продолжается. Со всеми на то основаниями можно сказать, что такой организм не здоров.
Исследуем пример из иной области. Человек подвергается какому-то стрессу. Нарушается целостность его «душевной ткани». На какое-то время его выбрасывает из привычного уклада жизни, он утрачивает равновесие и даже в какой-то мере теряет ориентацию — в мире и в себе. Но если он здоров, то через недолгий промежуток времени нарушенная «душевная ткань» восстанавливает себя, заново обретая свою целостность, и стресс перестает быть актуальным. Личность еще может находиться под некоторым влиянием оттенков грусти, печали, тревожности, но адаптация к среде при этом оказывается вполне дееспособной. Разумеется, тогда, когда организм обладает здоровьем. Если же у него нет этого качества, состояние только усугубляется, и «душевная ткань» продолжает расползаться, а вместе с ней и личность, что порождает все новые и новые страдания.
|