На главную / Библиотека /Интересные книги по психологии и не только /НЛП /
Сергей Горин "В свободном полёте"
добра, милосердия, сострадания - образ очеловечивается, а среди людей
невозможно найти чисто отрицательный персонаж. И с помощью этого
очеловечивания Зла достигается интересный эффект: люди сплошь и рядом
требуют доказать существование Бога, но никто не требует доказывать
существование Дьявола. Помните, у Булгакова: " - Если я не ослышался,
вы изволили говорить, что Иисуса не было на свете? - спросил
иностранец, обращая к Берлиозу свой левый зеленый глаз. - Нет, вы не
ослышались, - учтиво ответил Берлиоз. - именно это я и говорил. - Ах,
как интересно! - воскликнул иностранец. (...) - А вы соглашались с
вашим собеседником? - осведомился неизвестный, повернувшись вправо к
Бездомному. - На все сто! - подтвердил тот, любя выражаться вычурно и
фигурально. - Изумительно! - воскликнул непрошеный собеседник и,
почему-то воровски оглянувшись и приглушив свой низкий голос, сказал:
- Простите мою навязчивость, но я так понял, что вы, помимо всего
прочего, еще и не верите в Бога? - Он сделал испуганные глаза и
прибавил: - Клянусь, я никому не скажу. - Да, мы не верим в Бога, -
чуть улыбнувшись испугу интуриста, ответил Берлиоз, - но об этом можно
говорить совершенно свободно. Иностранец откинулся на спинку скамейки
и спросил, даже привизгнув от любопытства:
- Вы - атеисты?! - Да, мы - атеисты, - улыбаясь, ответил Берлиоз
- Ох, какая прелесть! - вскричал удивительный иностранец и
завертел головой, глядя то на одного, то на другого литератора. - В
нашей стране атеизм никого не удивляет, - дипломатически вежливо
сказал Берлиоз. - Большинство нашего населения сознательно и давно
перестало верить сказкам о Боге. (...)
- Но, позвольте вас спросить, - после тревожного раздумья
заговорил заграничный гость, - как же быть с доказательствами бытия
Божия, коих, как известно, существует ровно пять? - Увы! - с
сожалением ответил Берлиоз. - Ни одно из этих доказательств ничего не
стоит, и человечество давно сдало их в архив. Ведь согласитесь, что в
области разума никакого доказательства существования Бога быть не
может. - Браво! - вскричал иностранец. - Браво! Вы полностью повторили
мысль беспокойного старика Иммануила по этому поводу. Но вот курьез:
он начисто разрушил все пять доказательств, а затем, как бы в насмешку
над самим собою, соорудил собственное шестое доказательство! -
Доказательство Канта, - тонко улыбнувшись, возразил образованный
редактор, - также неубедительно. И недаром Шиллер говорил, что
кантовские рассуждения по этому вопросу могут удовлетворить только
рабов, а Штраус просто смеялся над этим доказательством. (...)
- Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три на
Соловки! - совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич. (...) Но
предложение отправить Канта в Соловки не только не поразило
иностранца, но даже привело в восторг. - Именно, именно, - закричал
он, и левый зеленый глаз его, обращенный к Берлиозу, засверкал. - Ему
там самое место! Ведь говорил я ему тогда за завтраком: "Вы,
профессор, воля ваша, что-то нескладное придумали! Оно, может, и умно,
но больно непонятно. Над вами потешаться будут". (...) - Но вот какой
вопрос меня беспокоит; ежели Бога нет, то, спрашивается, кто же
управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле? -
Сам человек и управляет, - поспешил серди-то ответить Бездомный на
этот, признаться, не очень ясный вопрос". Однако не все писатели
терпимы к Дьяволу - есть и совершенно непримиримые. Если взять только
наших современников, то среди абсолютно серьезных "борцов с дьяволом"
придется назвать имя Григория Климова. Правда, будучи безусловно
талантливым софистом (специалистом по доказательству на основе
логических ошибок), Климов отождествляет козни Дьявола с кознями
сионистов, чем вносит в привычный русский антисемитизм то ли цыганский
надрыв, то ли вполне интернациональную паранойяль-ность. Трудно
сосчитать, например, сколько раз Климов упоминает в своих книгах о
том, что Гитлер был на четверть евреем - при этом он почему-то делает
ударение на слове "еврей", а не на слове "четверть". Мне еще в первом
классе объяснили, что три четверти больше одной и никак не наоборот,
но Г. Климов ухитряется сделать эту "четверть" воистину огромной.
Повторюсь: софист, конечно, но талантливый. Так вот, если убрать у
Климова привязку Дьявола к одной нации, то сами рассуждения о Дьяволе
интересны. Так, цитируя Дени де Ружмона ("Доля дьявола: обзор
сатанизма в современном обществе". - Нью-Йорк, 1956), Климов дает
Дьяволу совершенно убийственные характеристики: Первый трюк дьявола -
это доказать, что он не существует. (...) У дьявола масса алиби и
инкогнито. (...) Дьявол - это князь мира сего, бог века сего и князь
тьмы. (...) Дьявол любит маскироваться под ангела света. (...) Дьявол
говорит: "Легион имя мне, потому что наемного" (Марк, 5:9) (...)
Дьявол - лжец и отецлжи (Иоан. 8:44). (...) Дьявол не может любить и
не любит тех, кто любит. Дьявол обещает золотые горы, а платит
разбитыми черепками. (...) Когда вы думаете, что наконец поймали
дьявола, оказывается, что он сидит в вашем собственном кресле. Трудно
не согласиться с тем, что Зло - всегда Зло, в какие бы привлекательные
одежды оно ни рядилось. А маскировка может быть очень успешной.
Опять-таки в подростковом еще возрасте изучал я биографии знаменитых
физиков, участников "Манхэттенского проекта" в США (создателей атомной
бомбы), и обнаружил тогда следующее. Только один из ученых, Лео
Сциллард, работал над бомбой из чувства мести - у него одного были
личные основания ненавидеть гитлеровцев. Все остальные работали из
интереса - не из финансового интереса, а из мальчишеского ("Давайте
сделаем такую штуку, и она ка-а-ак бабахнет!"). Так что к работе на
Зло не всегда привлекают золотом, и подпись кровью на документе о
передаче души - атрибут необязательный. Вопрос из зала: Сергей, вы,
похоже, хорошо знакомы с князем тьмы? С. Горин: А вы хотели просьбу
передать через меня? Вынужден вас огорчить - я, как и вы, знаком с ним
понаслышке, заочно. Нас даже никто друг другу не представлял. Итак, из
всего перечисленного можно сделать неутешительные выводы. Зло -
простое, близкое, понятное, доступное, самоочевидное, притягательное.
Добро-далекое, абстрактное, сложное, часто трудное для понимания,
нуждающееся в доказательствах. Да и доказательства не всеми
принимаются. Возвращаясь к тому же Канту - взял и опроверг пять
доказательств бытия Божия (которые, правда, не сам придумал, а
заимствовал у Фомы Аквинского); а шестое, придуманное взамен пяти,
сделал очень абстрактным. Кант его так сформулировал: "Меня удивляют
(в других переводах - "восхищают") две вещи - звездное небо надо мной
и нравственный закон во мне". Есть чему удивляться: и то, и другое -
вещи бесполезные. Меня же удивляет другое. При всей простоте и
притягательности Зла большинство людей в большинство случаев выбирают
все-таки Добро. И делают они этот выбор не под нажимом, а в условиях
свободы воли. Это условие для всех постоянно, на каждой развилке
судьбы вас никто не тянет насильно в одну из сторон, вы делаете свой
выбор свободно. И если люди выбирают все же далекое,
невознаграждающееся в этой жизни Добро - факт обнадеживающий.
Вообще-то, я не хотел делать вывод. Изначально я планировал прервать
мысль на полуслове и медленно растаять в воздухе, но то ли недомогаю
сегодня, то ли материализм одолел... Похоже, что я вышел из имиджа и
сказал что-то искренне (а может, продемонстрировал построение
очередной бредовой реальности, не знаю). Ничего, скоро я обратно уйду,
в имидж. Пока можете воспользоваться случаем и сказать что-нибудь
лично мне, а не моей "рабочей версии". Людмила: Мне трудно это
передать словами, но сейчас у меня появилось какое-то чувство
заполненной пустоты. Была какая-то пустота, и вот теперь она
заполнилась. С. Горин: Спасибо. Наверное, если бы я был женщиной, я бы
тебя понял точно. Хорошо. Теперь давайте в этом круге возьмемся за
руки и минуту помолчим, думая о том, что больше мы не встретимся
никогда. На самом деле это не так - мы ведь не расстаемся прямо сейчас
- но мы притворимся, что это так... (Группа выполняет предложенное
действие). Спасибо вам всем, и до встречи в следующей жизни!
ПРИЛОЖЕНИЯ. СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ I. СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОКРУЖЕНИЯ ДЛЯ
ИДЕНТИФИКАЦИИ ПРЕСУППОЗИЦИЙ (Из книги Р. Бэндлера, Дж. Гриндера
"Паттерны гипнотических техник Милтона Эриксона, МД", том 1, перевод
С. Горина) Наша задача в представленном материале - определить масштаб
и сложность естественного языкового феномена пресуппозиций
(предположений). Давая список некоторых наиболее распространенных
синтаксических окружений, мы обеспечиваем возможность практики для тех
обучающихся, которые заинтересованы в обострении своей интуиции по
распознанию пресуппозиций. Список не является исчерпывающим, и мы не
будем пытаться представить какие-либо теории, предложенные
лингвистами, семантиками, философами относительно пресуппозиций. Наша
объективность, как бы то ни было, более практична. А. ПРОСТЫЕ
ПРЕСУППОЗИЦИИ. Это синтаксические окружения, в которых присутствие
некоторой сущности требуется для выявления смысла в предложении (или
его истинности). Далее предложение в кавычках содержит предположение,
которое дается в скобках. 1. Истинные имена "Джордж Смит рано покинул
вечеринку". (Присутствует некто, именуемый Джорджем Смитом). 2.
Местоимения: её, его, они и т. д. "Я увидел его уходящим".
(Присутствует лицо мужского пола). 3. Определяющие описания:
сложно-существительный аргумент. "Мне понравилась женщина с
серебряными серьгами". (Присутствует женщина с серебряными серьгами).
4. Родовые наименования: наименования, относящиеся к целому классу.
"Если бы комбаты не имели деревьев для лазания, они бы весьма
грустили". (Существуют комбаты). 5. Некоторые количества: все, каждый,
любой, некоторый, несколько, никогда, ни один и т. д. "Если покажется
хотя бы один дракон, я сбегу". (Существуют драконы). Б. СЛОЖНЫЕ
ПРЕСУППОЗИЦИИ. Предлагается более, чем просто существование одного
элемента. 1. Случай отношения: сложные аргументы существительного с
наименованием, за которым следует фраза, начинающаяся с который,
какой, что. "Несколько женщин, которые разговаривали с тобой, уже
ушли". (С тобой разговаривали несколько женщин). 2. Придаточные
предложения времени: предложения, идентифицированные ключевыми словами
до того, после, во время, когда, ранее, пока. "Если судья и была дома,
когда я остановился перед се жилищем, она не ответила на стук". (Я
остановился около дома женщины-судьи). 3. Расщепленные предложения:
предложения, начинающиеся с это было, именно это плюс аргумент
наименования. "Именно дополнительное давление распахнуло окно".
(Что-то распахнуло окно). 4. Псевдорасщепленные предложения:
идентифицируются формой "что, чего - фраза, так это - фраза". "Чего
Шэрон хочет, так это хорошо выглядеть". (Шэрон чего-то хочет). 5.
Предложения с голосовым ударением. "Если Маргарет разговаривала с
полицией, то нам крышка". (Маргарет с кем-то разговаривала). 6.
Сложные прилагательные: новый, старый, прежний, нынешний, предыдущий и
т. д. "Если на Фродо его старое кольцо, я пропал". (У Фро-до есть
новое кольцо). 7. Порядковые числительные: первый, второй, третий,
четвертый, следующий и т. д. "Если вы сможете найти третью улику в
этом письме, я сделаю для вас невозможное". (Две улики уже найдены).
8. Ключевые слова повторности: тоже, также, либо, еще, снова и т. д.
"Если она снова скажет мне это, я ее расцелую". (Она уже говорила мне
это раньше). 9. Глаголы и наречия повторного действия: глаголы и
наречия, начинающиеся с "Re-" (в русском языке - с "пере-"): повторно
возвращаться, восстанавливать, пересказывать, переделывать, заменять,
обновлять, перекроить и т. д. "Я хочу поговорить с ним, если он
вернется до моего отъезда". (Он был здесь раньше). 10. Глаголы
перемены места: прийти, уйти, покинуть, появиться, отбыть, уехать и т.
д. "Если Сэм покинул дом, он пропал". (Сэм был дома). 11. Глаголы и
наречия изменения времени: начать, окончить, остановиться, приступить,
продолжать, возобновлять, уже, еще, по-прежнему, никогда больше.
"Держу пари, Гарри будет продолжать улыбаться". (Гарри улыбается). 12.
Глаголы перемены состояния: изменяться, превращаться, стать. "Если Мэй
станет хиппи, я удивлюсь". (Сейчас Мэй не хиппи). 13. Условные
придаточные предложения с противоречием: глаголы в сослагательном
наклонении. "Если бы вы послушались меня и своего отца, вы бы не
оказались сейчас в таком положении". (Вы не послушались меня и отца).
14. Сравнения по степени: больше, меньше и т. п. "Если ты знаешь
наездников лучших, чем Сью, назови мне их". (Сью - хороший наездник).
15. Сравнения подобия: так же, как... "Если дочка так же забавна, как
ее муж, мы не заскучаем". (Ее муж забавен). 16. Оценка количества:
только, лишь, даже, кроме и т. п. "Только она видела грабителей". (Она
видела грабителей). 17. Комментирующие глаголы и наречия, странно,
осведомляться, знать, сожалеть и т. д. ". Странно, что она позвала его
среди ночи". (Она позвала его среди ночи). 18. Комментирующие
словосочетания и наречия: к счастью, удачно, далеко, без сомнений,
обязательно и т. п. "Вы несомненно понимаете чувства своей собаки".
(Вы способны понимать чувства своей собаки). 19. Противоречие
ожидаемому: все еще, все же и т. п. "Если вам все же взбредет в голову
поговорить со мной, ищите меня на городской свалке". (Я не думаю, что
вы захотите поговорить со мной). 20. Ограничения выбора: "Если
профессор забеременеет, я разочаруюсь". (Профессор-женщина). "MS21.
Вопросы: "Кто вылакал виски?" (Кто-то выпил виски). 22.
Вопросы-отрицания: "Разве Вы не хотите поговорить со мной?" (Я думал,
что вы хотите поговорить со мной). 23. Риторические вопросы: "Кого
интересует, появитесь вы или нет?" (Никого не интересует, появитесь вы
или нет), 24. Фальшивое "не": "Я гадаю, не несчастны ли вы чуть-чуть".
(Я думаю, что вы несчастливы). (По мнению К. и С. Андреас, сложные
пресуппозиции 2,6-13, связаны с репрезентацией времени и наиболее
часто используются в гипнотических индукциях. - С. Г.). П.
СУБМОДАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧЕНИЯ (Из книги Р. Бэндлера "Используйте свой мозг
для изменения"). Нижеприведенный перечень не полон и порядок
перечисления неважен. Какие вы делаете внутри себя различения, которые
можно добавить к этому списку? Зрительные: Яркость Перспектива (точка
зрения) Размер Ассоциирован/ диссоциирован Цветной/черно-белый
Передний план/задний план Насыщенность (живость) Я/контекст Баланс
цветов и оттенков Частота или количество (разделенный экран или
множественные образы) Очертания Расположение Рамка/панорама (угол
зрения) Расстояние Аспектное отношение (высота к ширине) Контраст
Ориентация (наклон, вращение и т. д.) Четкость Плотность
("зернистость", "фрагментарность") Фокус Длительность
Прозрачный/непрозрачный Движение (слайд/фильм) Мерцание Скорость
Направление освещения Направление Симметрия 3-мерны и/ плоский
Дискретный (печатный) Горизонтальная или вертикальная опора Увеличение
Текстура Блеск Слуховые: Высота Расстояние Темп (скорость) Контраст
Громкость Фигура/фон Ритм Четкость Непрерывный или прерывающийся
Количество Тембр или тональность Симметрия Дискретный (слова) Резонанс
с контекстом Кинестетические: Давление Движение Расположение
Длительность Протяженность Интенсивность Текстура Форма Температура
Частота (темп) Вот полезный способ подразделения кинестетических
ощущений: 1) Тактильные: кожное чувство; 2) Проприоцептивные: мышечное
чувство и другие внутренние ощущения; 3) Оценочные мета-ощущения ПО
ПОВОДУ других восприятий или представлений, также называемые эмоциями,
чувствами или висцеральной кинестетикой, которые обычно представлены в
области груди и (или) живота или по средней линии торса. Эти чувства
не являются непосредственными ощущениями (восприятиями), но
представлениями, производными от других ощущений (восприятий).
Обонятельные (запах) и вкусовые Термины, используемые
экспериментаторами-психофи-зиками (сладкий, кислый, горький, соленый,
горелый, ароматный и т. д.), возможно, полезными не будут. Довольно
полезным может быть усиление или ослабление (изменения в интенсивности
и/или продолжительности) конкретного вкуса или запаха, который вы
определяете как важный в чьем-то опыте. Запахи и вкусовые ощущения
являются очень мощными якорями состояний. III. ОЧЕРК ИССЛЕДОВАНИЯ
СУБМОДАЛЬНОСТЕЙ (Из книги Д. Гордона "Терапевтические метафоры",
сокращенный перевод С. Горина) В данном приложении представлен краткий
отчет о тех предварительных исследованиях, которые были проведены мною
по субмодальностям, и его не следует интерпретировать как
| |