Сергей Горин "В свободном полёте"

(ведущая  модальность).   Эта  зависимость   от  определенных   систем
репрезентации типична для всех людей, и она генерирует паттерны  опыта
(переживаний) внутри данного  индивидуума. Итак, одной  из причин,  по
которым каждый из нас имеет разный  опыт об одном и том же  окружении,
является  то,   что  мы   либо  намеренно,   либо  по   присущим   нам
характеристическим  свойствам  обращаем  свое  внимание  на  различные
аспекты этого  окружения.  Это напоминает  кухню,  где каждый  из  нас
выбирает  одинаковые  и  разные  ингредиенты  в  сходных  и  несходных
пропорциях,  и  получает  кушанье,  отличающееся  от   приготовленного
другим.
    Значение Этим различие в опытах не исчерпывается. Для того,  чтобы
быть пригодным  для использования,  воспринимаемое переживание  должно
быть значимым,  то  есть  должно  передавать  полезную  информацию  об
окружении. Само по себе  нервное возбуждение (и даже  паттернированная
нервная активность) не передает никакой информации об окружении, кроме
как об активности  конечного органа  ощущения. Значимость  возбуждению
придаст предварительный опыт о  нем у данного индивида  Следовательно,
значимость определенному восприятию  придает наш предварительный  опыт
об этом восприятии. Способ, редуцирующий процесс придания  значимости,
состоит в корреляции опытов  восприятия. До тех  пор, пока ребенок  не
приблизился или  не  прикоснулся  к  пламени  огня  оно  для  него  ни
холодное, ни горячее. Все, что ему доступно в отношении пламени -  это
определенный цвет и очертания. Однако  после прикосновения к огню  эти
цвет и  очертания  становятся значимыми  указателями  соответствующего
опыта - "боли" и (или)  "горячего". Позже, когда ребенок слышит  слово
"пламя", оно остается  для него  бессмысленным набором  звуков до  тех
пор, пока ему  одновременно с этим  не будет показано  пламя. В  школе
ребенок знакомится с  еще одним бессмысленным  опытом -  конфигурацией
букв, составляющих слово "пламя". В сопровождении рисунка пламени  или
произнесения слова  эти  буквы  также становятся  значимыми,  то  есть
коррелируют с предыдущим  опытом. Кроме  аспекта научения,  необходимо
упомянуть еще о двух важных аспектах восприятия. Первый аспект состоит
в том, что  в одних  случаях корреляция  опытов восприятия  происходит
между двумя  и более  сенсорными модальностями,  а в  других -  внутри
одной  модальности.  В  нашем  примере  ребенок  сначала   коррелирует
визуальное  восприятие  с  кинестетическим,   затем  -  аудиальное   с
визуальным  (и  возможно,  с  памятью  о  кинестетическом),  а   затем
коррелирует  визуальное  с  другим   визуальным  и  (или)   аудиальным
восприятием.  Следовательно,  опыт  создается  посредством  корреляции
различений   восприятия   внутри   и   между   различными   сенсорными
модальностями.  Второй   аспект-  каждое   из  различений   восприятия
описывается  только  определенными  аспектами  каждой   использованной
модальности. То  есть  различение происходит  не  на модальном,  а  на
субмодальном уровне. Когда  мы "видим", то  определяем, что мы  видим,
определяя цвет, размеры, очертания, яркость, положение и т. д., что  и
является  субмодальностями  зрения.   В  примере  с   ребенком  -   он
коррелирует при  виде  пламени зрительные  субмодальные  различения  с
кинестетическими субмодальными различениями о горячем (боли). Из этого
опыта можно извлечь корреляцию "красный - горячий". По мере проведения
большего числа корреляций ребенок узнает, что "горячему" соответствуют
только определенные визуальные конфигурации цвета, яркости,  очертаний
и движения, поэтому  он не  будет опасаться  прикосновения к  красному
яблоку.   Восприятия    корреляции   (конфигурации)    субмодальностей
голографически запоминаются в  мозге для  дальнейшего использования  в
качестве   материала   для    последующих   корреляций.    Большинство
коррелятивных    опытов    являются    контекстуально-зависимыми    и,
следовательно,  произвольными  (например,  набор  слов  для   придания
"значения" объектам  и  событиям). Но  некоторые  коррелятивные  опыты
представляются  столь   глубокими   и   стойкими,   что   складывается
впечатление об  их функционировании  в  роли базовых  предпосылок  для
опыта.  Например,  "красный"  большинством  людей  воспринимается  как
"теплый"  цвет.   Очертание   же   является   контекстуально-зависимой
корреляцией. Если вам сказали, что  это очертание "пламени свечи",  то
рисунок коррелируется  с "горячим",  а если  сказано, что  это  "капля
воды", рисунок  коррелируется с  "холодным".  Имея дело  с  каким-либо
явлением, о котором  данный индивид не  имеет предварительного  опыта,
для придания смысла этому явлению он располагает только предпосланными
корреляциями,    поскольку     контекстуально-зависимые     корреляции
фиксированы,  и  область  их  применения  узка.  Следовательно,  между
субмодальностями     "холодный"     и     "температура"     существуют
паттернированные  связи,   а  между   "очертанием"  и   "температурой"
паттернированных связей нет. Меж-  и внутрисенсорные взаимодействия  К
настоящему  времени  проведено  много  экспериментов,  указывающих  на
множество различных  способов взаимодействия  между  субмодальностями.
Данные исследований настойчиво свидетельствуют  о том, что  сенсорные,
моторные и ассоциативные области в коре головного мозга не могут более
идентифицироваться как изолированные  функциональные части.  Напротив,
эти области чрезвычайно  связаны друг  с другом, так  что, к  примеру,
стимуляция  аудиальной   области  вызывает   соответствующую   нервную
активность  в  визуальной  и  кинестетической  проективных   областях.
Некоторые паттерны взаимодействия  субмодальностей присущи  стратегиям
восприятия  всех  людей  (в   результате  научения  или   генетической
обусловленности), а некоторые присущи только отдельным индивидам.
    Модальное   взаимодействие   Взаимосвязи   между   визуальной    и
кинестетической   системами    были    предметом    внимания    многих
исследователей.  Перечислим  ряд  таких  исследований.  Самое   точное
проведение  соответствий  между   длинами  веревок  осуществлялось   в
визуальной системе (визуальный  стимул- визуальное сравнение).  Случай
"визуально-кинестетический"  давал  самые  неточные  результаты.   При
проведении межмодальных  сравнений  необходимо  принимать  к  сведению
различие между активным  кинестетическим исследованием  (сознательными
движениями  субъекта)  и  пассивным:  активное  исследование  ведет  к
ошибкам в виде недооценки,  а пассивное -  в виде переоценки  стимула.
При  противоречии  между   визуальным  и  кинестетическим   ощущениями
визуальный вход  перекрывает  кинестетический.  Субъективное  ожидание
работы с единственным  объектом (в  то время  как их  было два)  также
приводят  к   доминированию   визуального.   Кинестетическая   система
оказывает большее влияние на  аудиальные различения, чем аудиальная  -
на кинестетические. Судя по всему, стимулы, которые были  использованы
в экспериментах, имели  различное значение  в различных  модальностях.
Может случиться так, что стимулы являются значительными для субъекта в
отношении  одного   набора  прошлых   опытов,  будучи   предъявленными
визуальной системой, но при предъявлении кинестетической системой  они
являются значимым в  отношении перекрывающего,  но совершенно  другого
набора прошлых опытов.  Для спецификации  этих различий  нам в  первую
очередь  следует  определить,   как  взаимодействуют  модальности   на
субмодальном уровне и какова систематичность этих связей.
    Развитие модальностей  Недоразумений  в  отношении  взаимодействия
модальностей становится меньше, если на эту проблему смотреть с  точки
зрения   развития.    У   4-летних    детей   узнавание    по    схеме
"визуальный-визуальный" происходит  с тем  же  успехом, что  по  схеме
"кинестетический-визуальный". Наибольшее  число ошибок  в суждениях  о
расстоянии по схеме "визуальный-кинестетический" было у 4-летних, а  в
суждениях по схеме "кинестетический-визуальный" - у 6-9-летних  детей.
В возрасте 6 лет  происходит переворот, благодаря которому  становится
легче корректировать визуальный вход  с кинестетическим выходом, а  не
наоборот. Способность  к  обработке информации  посредством  различных
модальностей  непрерывно  меняется  в  течение  всей  жизни  индивида.
Субмодальности Частота.  Наиболее тесно  понятие частоты  относится  к
двум модальностям: к цвету в визуальной системе и к тону в аудиальной.
Внутримодально цвет связывается  с визуальными  суждениями о  размере.
Наибольшим кажется кубик желтого цвета, далее следует белый,  красный,
зеленый, синий и черный. Яркость также связана с различением  размера.
Цвет оказывает большое влияние на суждения о весе предметов.  Предметы
черного, синего, красного цвета  кажутся тяжелее идентичных  предметов
зеленого, желтого и белого цвета. Цвет предмета влияет и на различение
расстояний: красные  предметы  кажутся ближе  друг  к другу,  а  синие
дальше друг от друга, находясь в реальности на одинаковых расстояниях.
Разные цвета вызывают в  воображении разные геометрические  очертания.
Оранжевый цвет вызывает  образ прямоугольника, желтый  - пирамиды  или
перевернутого треугольника,  синий -  круга, красный  - острых  углов,
квадратов или кубов. Более очевидна  связь между цветом и эмоциями.  В
нашей культуре красный цвет вызывает беспокойство и агрессию, желтый -
усердие и  рвение,  синий  и зеленый  -  спокойствие  и  безопасность.
Спектральная  частота   тесно  связана   с  восприятием   температуры.
Служащие, работая  в синем  помещении, жаловались  на холод  даже  при
повышении температуры в  комнате. Жалобы  прекратились, когда  комната
была перекрашена  в  желтый  цвет, и  не  возобновлялись  при  падении
температуры ниже  нормы. Уровень,  при котором  цвета ассоциируются  с
температурой, зависит  от  личной  предрасположенности,  и  ассоциации
такого рода  детерминируются  скорее  культурально,  чем  генетически.
Однако  из   этого  не   следует,   что  причины   ассоциаций   только
культуральны. Кровяное давление  и пульс  возрастают при  предъявлении
человеку красно-фиолетового конца спектра, а синий цвет дает  обратный
эффект. Частота  дыхания  становится выше  под  воздействием  красного
цвета. Частота спектра оказывает влияние также на восприятие  сладости
и  кислотности.  Аудиальная  частота  также  влияет  на  вкус,  причем
ассоциация  "вкус  -  специфический  тон"  почти  идентична  для  всех
испытуемых. Тональность влияет  и на  визуальное восприятие.  Приведем
краткий обзор  междусенсорных эффектов.  1. Аудиальное  стимулирование
влияет на  цветовое  восприятие  тогда и  только  тогда,  когда  цвета
"нестабильны, расплывчаты и низко насыщены". Низкие тона делают  цвета
"темней, теплей, неясней  и грязней". При  высоких тонах цвета  обычно
становятся "ярче и холоднее", они более четко очерчены и более  плотны
или гладки. 2. Влияние  оказывается и на  оттенки цветов. Низкие  тона
вызывают сдвиг  к красному,  синему  или фиолетовому,  а высокие  -  к
желтому и  зеленому.  Происходит  и  обратный  эффект.  3.  Аудиальные
"биения"   вызывают   визуальное   "мерцание".   4.   Звуки    средней
интенсивности  вызывают   уменьшение  чувствительности   периферийного
зрения.  Гипервентиляция  восстанавливает  чувствительность  даже  при
сохранении прежнего  уровня  шума.  5.  Ультразвуковые  частоты  могут
усиливать  периферийную   чувствительность  зрения.   6.   Воздействие
аудиального стимулирования на частоту визуального мерцания зависит  от
использованного  цвета.  От   зелёного  к  красно-оранжевому   частота
мерцания  уменьшается.   7.  Аудиальное   стимулирование   увеличивает
чувствительность адаптированного к темноте глаза при сдвиге спектра  в
направлении  к  синему  и  зеленому,  и  уменьшает  -  при  сдвиге   в
направлении  к   красно-оранжевому.   8.   Громкие   звуки   ослабляют
способность к различению яркости. 9. Белый свет увеличивает аудиальную
чувствительность, отсутствие света - уменьшает. В комнате,  освещенной
зеленым светом, аудиальная чувствительность возрастает, а в освещенной
красным - убывает. Интенсивность.  В визуальной системе  интенсивность
понимается  как  "яркость",   в  аудиальной  -   как  "громкость",   в
кинестетической -  как "давление",  в обонятельной  и вкусовой  -  как
"концентрация". В  визуальной  системе  темное  окружение  увеличивает
кажущуюся яркость  цвета  и  в  то  же  время  уменьшает  его  видимую
насыщенность (чистоту). По мере увеличения свечения центрального плана
общее визуальное  поле  уменьшается. Ощущение  дискомфорта,  вызванное
яркостью света, обязано своим происхождением специфическому  механизму
"интенсивность-боль". Хотя  изменение яркости  определенного цвета  не
изменяет его  видимого  оттенка, различные  цвета,  отражающие  равные
количества отраженного  света,  воспринимаются  как  различающиеся  по
яркости: цвета  в  середине  спектра (зеленый,  желтый)  кажутся  ярче
цветов на обоих концах спектра (пурпурный, синий, оранжевый, красный).
В аудиальной  системе  взаимоотношения  "интенсивность-частота"  имеют
обратный характер. Феномен заключается в том, что по мере  возрастания
интенсивности   высокочастотных   тонов   их   высота   воспринимается
возрастающей и наоборот.  Звуки громкостью около  80 децибел  вызывают
уменьшение сокращений желудка на 37%  - этот феномен наводит на  мысль
об известной "реакции страха". Пороговое ощущение "боли" возникает при
звуке с интенсивностью в 120 децибел. Очень громкие звуки (до 170  До)
вызывают также ощущения "щекотания, тепла, боли, головокружения".  При
использовании в  качестве меняющегося  параметра только  интенсивности
кожа может локализовать  источник звука  почти с тем  же успехом,  как
аудиальная   система.   Увеличение   давления   на   кожу    уменьшает
температурную  чувствительность.  Увеличение  давления  в   барокамере
приводит к  уменьшению  способности  к  различению  цветов  и  уровней
черного. Чистота. В качестве  этого субмодального класса  предлагаются
следующие параметры: в визуальной системе - насыщенность, определяемая
чистотой оттенка; в аудиальной системе - тембр, определяемый  чистотой
формы  волны;  в  кинестетической  системе  -  текстура,  определяемая
структурой  кожной   деформации;   в  системе   обоняния   -   аромат,
определяемый чистотой характерных свойств запахов. Объем  исследований
в отношении этих субмодальностей явно недостаточен. Ранее упоминалось,
что высокие и  низкие аудиальные тона  могут влиять на  характеристики
насыщенности цвета и  что темное окружение  уменьшает насыщенность.  В
аудиальной    системе    тембр    почти    полностью     игнорировался
исследователями, хотя каждый,  кто слышал "Петю  и Волка"  Прокофьева,
знает, что фрагмент темы Кота, сыгранный на кларнете, имеет совершенно
другой  эффект   при   исполнении   его   на   флейте.   В   отношении
кинестетической  системы:  оценка  длин  сторон  геометрических  фигур
связана  с   текстурой   ощупываемых   граней.   "Гладкость"   обратна
"шероховатости", и  большинство  людей предпочитает  гладкие  предметы
шероховатым.   Смещающий   эффект   последействий   в   визуальной   и
кинестетической системах таков, что  после касаний (наблюдения)  куска
грубой наждачной  бумаги  следующий  кусок  наждачной  бумаги  средней
шероховатости ощущается  (кажется)  грубее,  чем  в  действительности.
Размерность. В  визуальной системе  размерность стимула  отражается  в
субмодальности "очертания"  (границы, формирующей  поверхность и  края
стимула,  независимо  от   материала,  цвета,  строения   и  т.   д.).
Субмодальность,  "форма"   в  кинестетике   эквивалентна   визуальному
"очертанию"  (не  равна,  а   именно  эквивалентна).  По-видимому,   в
обонятельной, вкусовой  и  даже аудиальной  системах  эквивалента  для
"размерности" не существует.  В визуальной  системе "очертание"  часто
придает стимулу значимый контекст. Сходным образом кинестетика исходит
из  "формы"  объекта,  чтобы  выявить  смысл  испытываемого  ощущения.
Функции  "очертания"  и  "формы"  заключаются  в  организации   других
субмодальностей  посредством   ограничения  области   их  действия   и
появления.   Сходную   функцию   в   аудиальной   системе    выполняет
субмодальность  "паттернинг"  (организация  тонов,  интенсивностей   и
тембров  в   значимые   контексты).   Размерности   в   визуальной   и
кинестетической  системах  достаточно  эквивалентны,  чтобы   заменить
простой визуальный  образ  тактильным. Визуальный  тестируемый  объект
идентифицируется  кинестетическим  эталонным  объектом  настолько   же
эффективно, как и  в противном  случае; в  обеих ситуациях  проведение
соответствий облегчается  при  последовательном,  а  не  одновременном
предъявлении стимулов. В пределах  же одной модальности  одновременное
предъявление стимулов наиболее  эффективно для  визуальной системы,  а
для кинестетики одновременный и последовательный способы  предъявления
равно эффективны. Одно из различий между визуальной и  кинестетической
системами  состоит  в  том,   что  при  определении  размера   стимула
визуальное наблюдение имеет тенденцию к  переоценке, а тактильное -  к
недооценке. При  возникновении противоречий  между ощущаемой  толщиной
объекта и видимой  шириной оценка  визуального восприятия  значительно
преобладает над  кинестетической.  Это  же  преобладание  суждений  из
визуальной системы  над суждениями  из кинестетики  очевидно в  случае
иллюзий типа  "размер-вес".  При  равном весе  более  крупные  на  вид
объекты воспринимаются как более легкие, в обратном случае  получаются
те же  результаты  При чисто  кинестетической  оценке (с  повязкой  на
глазах) испытуемые воспринимают более тяжелые шары как более крупные -
эффект  очень  стоек  и  не  исчезает  ни  в  результате  разуверяющих
сообщений,  ни  в   результате  знания   этой  иллюзии.   Длительность
предъявления звука  оценивается  как большая  по  сравнению с  той  же
длительностью, отображаемой световым  стимулом (кроме того,  излучение
яркого света кажется более  долгим, чем тусклого, при  одной и той  же
длительности). Восприятие  более  долгой  продолжительности  звука  по
сравнению со светом устойчиво и не зависит от выбранных длительностей,
тональностей,  цвета,  громкости,   ширины  диапазона.  Аудиальные   и
визуальные  представления  взаимодействуют   так,  что   эквивалентные
аудиальные длительности действуют как долгие якоря на  противоположное
ощущение.  "Пустые  интервалы",   перемежаемые  аудиальные   щелчками,
определялись как более долгие, чем идентичные интервалы,  перемежаемые
вспышками  света   (если   не  предъявлялись   эталонные   интервалы).
Аудиально-длительностные оценки происходят перед визуальными (до  них)
и повышают точность последних.  В аудиальной системе наличие  паттерна
распознается задолго до того, как появляется возможность его  описать;
в визуальной - одновременно.  Местоположение. Независимо от того,  где
возникает стимул -  в голове  или во внешнем  мире -  он расположен  в
определенном месте,  даже если  его местоположение  временно или  этим
местом является "все вокруг".  Местоположение входит во все  сенсорные
системы. В визуальной системе  стимул локализуется через  установление
его положения  относительно других  одновременно наблюдаемых  стимулов
(причем он  может быть  действительно наблюдаем  либо "наблюдаем"  как
внутренний образ). Кинестетическое  "местоположение" за точку  отсчета
принимает тело, в отличие от визуальной системы, где в качестве  точек
отсчета   используется   внешний    мир.   В   кинестетике    объекты,
присоединенные к  телу,  как  бы  расширяют его  границы  -  так,  при
постукивании палкой, поверхности, которых касается палка, ощущаются на
ударяющем конце палки.  Наибольшее взаимодействие  между визуальной  и
кинестетической   системами   происходит   при   восприятии    личного

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться