Сергей Горин "В свободном полёте"

вполне достаточна. После присоединения  и создания раппорта вы  можете
работать с группой,  по крайней мере,  в двух вариантах:  а) работа  с
группой, как с одним человеком (наведение общего транса, рассказывание
метафор, проведение группы  через процедуру рефрейминга  и т. д.);  б)
работа  с   группой,  как   с  группой   (предписание  членам   группы
определенного поведения, соответствующего понятиям о поведении  частей
личности в НЛП; проведение игр по "сценарию" какого-либо субмодального
шаблона и т. п.). Первый вариант мало чем отличается от работы с одним
человеком, поэтому пока мы его рассматривать не будем, а обратимся  ко
второму, чуть более сложному.
    Техники    "олицетворения"    Давайте    сделаем    нашу    группу
терапевтической и поработаем с чьей-то реальной проблемой.  Содержание
проблемы  вы  объявлять  не  будете,  работа  будет  ориентирована  на
процесс. Лучше взять психологическую  проблему, что-нибудь из  области
взаимоотношений,  хотя   в   этой   технике   можно   работать   и   с
психосоматикой. Нужен доброволец на роль клиента... (Выходит  Михаил).
Миша, подумай, пожалуйста: если бы твою проблему символизировала некая
геометрическая фигура и если бы  тебя попросили нарисовать эту  фигуру
на  листе  бумаги  -  что  бы  ты  нарисовал?  Михаил  (после  паузы):
Треугольник. С. Горин: Хорошо. Я с детства не любил овал, я в  детстве
угол рисовал...  Теперь  подумай  еще, может  быть,  треугольник-  это
слишком  просто?  Может  быть,  у  этого  треугольника  есть  какие-то
особенности? Не только в смысле размера  и цвета - может, у него  есть
незамкнутая сторона или закругленная вершина? Ты можешь не говорить об
этом, лишь бы ты сам знал эту особенность... (После паузы). Хорошо. Ты
действительно хочешь" решить свою  проблему! (Михаил отвечает:  "Да").
Возможно, ты уже знаешь  ее решение... Тогда  возьми столько людей  из
группы, сколько тебе  понадобится для  того, чтобы  изобразить из  них
треугольник. Ты расставишь  людей в этом  холле так, чтобы  получилась
нужная фигура,  которая  символизирует  для тебя  твою  проблему.  Ты,
конечно, выберешь тех  людей, которые подходят  для решения  проблемы.
Давай предположим, что  все хотят  тебе помочь, -  и начинай.  (Михаил
выбирает нескольких  участников  группы  и  расставляет  их  в  холле,
образуя подобие  треугольника). А  теперь начинай  переставлять  людей
по-другому - так, чтобы новая фигура символизировала для тебя  решение
проблемы. Пока ты этим занимаешься, я буду что-то говорить группе,  не
обращай на это внимания. Впрочем, ты, возможно, и не успеешь  обратить
внимание на что-то, кроме своей работы - мозг работает быстро. (Михаил
переставляет участников группы, иногда делая паузу; последовательность
перестановок показана на рисунках. Ведущий продолжает разговаривать  с
группой, во  время разговора  переходя на  другое место  в холле,  что
также показано  на  рисунках).  То,  что мы  сейчас  делаем,  можно  и
проинтерпретировать, и продолжить по-разному. Например, можно спросить
Михаила: "Какие эмоции ты испытываешь  к каждому из людей, которых  ты
выбрал?" Или:  "Хочешь, участники  группы будут  произносить для  тебя
какой-то текст?"  Или:  "Подумай,  почему ты  выбрал  только  мужчин!"
Техники групповой работы достаточно похожи одна на другую (по  крайней
мере, внешне),  и  интерпретация  данной конкретной  работы  именно  с
позиций НЛП - это вопрос  о взаимоотношениях идеологии и  методологии.
Есть, кстати, совершенно универсальный шаблон для работы с группой. Он
состоит из трех шагов: во-первых, разделите группу по любому признаку;
во-вторых, дайте группе уверенное действие для исполнения;  в-третьих,
смотрите,  что  получится.  Вот  Миша  сейчас  что-то  делает,  как-то
манипулирует людьми,  и я  понятия не  имею, что  происходит на  самом
деле. Каким  способом Миша  приходит к  решению своей  проблемы, я  не
знаю. Я могу  только уточнить,  например, спросив: "Миша,  а где  твое
место по отношению к этой фигуре? И если ты решил, что решение вот-вот
будет найдено, то уютно ли тебе находиться именно в этом месте, именно
на таком  расстоянии  от этих  людей?"  Могу  спросить, а  могу  и  не
спрашивать... Когда человек решает проблему только в воображении - это
одно. А когда для решения проблемы человек что-то делает - с реальными
людьми или  реальными  предметами  -  это  другое.  Здесь  кинестетика
подкрепляет визуальный поиск решения, опосредует получение результата.
Понаблюдайте  невербальные   проявления,  свидетельствующие   о   том,
насколько клиент доволен своей работой. Обычно при окончании работы  у
клиента просто  написано на  лице:  "Эврика!" (крупными  буквами,  как
заголовок в газете "Правда"). Идет сложный творческий процесс, в  ходе
которого Михаил полностью погружается  в проблему -  а затем столь  же
полно чувствует радость  решения Похоже, что  задача решена. Это  так,
Миша? Михаил: Да. С. Горин: Ты  не торопись, ты пойми, прочувствуй,  -
насколько ты доволен  найденным решенной?  Михаил: Полностью  доволен.
(Ведущий подходит  к  Михаилу и  задает  еще несколько  вопросов).  С.
Горин: Хорошо, тогда всем спасибо, садитесь на места и давайте обсудим
то, что здесь  происходило. В  первую очередь: что  вам напомнила  эта
техника? Символизировать  проблему  в  виде  рисунка,  потом  изменить
рисунок, чтобы  символизировать решение...  Ответ  из зала:  Работу  в
субмодальностях. С. Горин: Конечно, работу в субмодальностях. "С чем у
вас ассоциируется  проблема?  -  С красным  шариком.  -  Сделайте  его
зеленым. - Не помогает. - Тогда пусть  это будет не шарик, а кубик.  -
Помогло!" В принципе, субмодальные шаблоны - хорошая вещь, и  работать
с ними было бы одним удовольствием при двух условиях. Первое - у  всех
наших  клиентов   должна  быть   прекрасно  развитая   способность   к
визуализации. Второе- все клиенты  на вопрос о том,  как они узнают  о
своей проблеме, должны отвечать в точности так, как написано в  книгах
по НЛП: "Да вот, я делаю картинку, потом превращаю ее в серию слайдов,
потом добавляю  цвет..." Поскольку  в жизни  такие клиенты  попадаются
редко,  то  вовлечение  человека  в  игру,  в  какую-то   деятельность
оказывается  более  эффективным  и  более  уместным.  Так,  нарисовать
некоторый образ на бумаге, а впоследствии трансформировать его все  же
легче, чем  вообразить. Или  слепить проблемный  образ из  пластилина.
Это, конечно, детские техники,  но со взрослыми  они тоже работают.  И
"провокации", вызов  на роль,  приглашение  к работе  через  вызывание
полярной реакции  "работают" и  с детьми,  и со  взрослыми.  Допустим,
ребенок отказался лепить  фигурку из пластилина.  Реагируем: "Ну и  не
лепи, не очень-то и хотелось,  да ты и не  умеешь. Зато я умею  лепить
очень красивой  -  но слепить  очень  плохо. К  субмодальному  шаблону
всегда можно придумать сценарий  игры, который подойдет для  школьного
класса и даже для группы детского сада. От терапевта при такой  работе
требуются два  вещи:  во-первых,  невербальное  одобрение  всего,  что
происходит; и,  во-вторых, исполнение  роли генератора  идей. Уходя  в
проблему, клиент  во время  терапии (как  и в  жизни) не  видит  новых
вариантов поведения, и мы ему постоянно подсказываем: "Подойди ближе -
отойди дальше; круг  - треугольник,  пятиконечная звезда и  т. д."  Вы
даете  стратегию  -  клиент  выбирает  тактику.  А  участники   группы
выполняют простую инструкцию - "помогать клиенту". Такое  предписанное
поведение им  очень  легко выполнить,  как  видите. Реплика  из  зала:
Сергей, здесь была еще  использована дополнительная ресурсная  позиция
для Миши,  когда у  него  не хватило  ресурсов.  Он перешел  на  место
психотерапевта. С. Горин: В общем, да, хотя это мелочи по сравнению  с
показанным шаблоном. Теперь  мы можем сделать  сценарием игры  процесс
шестишагового рефрейминга.  Доброволец  на роль  клиента?...  (Выходит
Константин). Хорошо. Костя, работа вновь будет со скрытым содержанием.
Ничего не говоря  нам, подумай  о своей проблеме,  погрузись в  нее...
Тебе  уже  достаточно  плохо?  (Константин:  "Да").  Тогда  я  немного
отвлекусь. Дело  в том,  что у  Кости очень  четко выражена  структура
построения проблемы  через  движения глазных  яблок,  и это  дает  нам
возможность применить  для решения  проблемы  более простой  шаблон  -
"принудительное изменение глазодвигательного стереотипа". Когда  Костя
думал о проблеме,  погружался в  нее, глазные яблоки  несколько раз  и
совершенно четко двигались  по одной  и той  же траектории  - вот  так
(ведущий рукой показывает траекторию,  см. рисунок). Если мы  попросим
Костю думать  о проблеме  и одновременно  следить за  движениями  моей
руки, то рука будет  двигаться в обратном  направлении по сравнению  с
движениями его глазных  яблок (см.  рисунок). Это  можно было  сделать
по-другому: просто разговаривать с пациентом о проблеме, иногда двигая
рукой в  этом  направлении,  по  этой  траектории  (ведущий  повторяет
движение руки). Движение  в поле  зрения привлекает  внимание само  по
себе, без  инструкций (ведущий  повторяет движение),  тем более,  если
выполнять движение быстрее  (ведущий повторяет движение).  И когда  вы
видите в ответ  на свои  действия невербальные  проявления согласия  у
пациента,  это  значит,  что  ваш  терапевтический  шаблон   действует
(ведущий повторяет  движение рукой).  Проблема пациента  - это  всегда
либо  последовательность  модальностей   (то  есть  стратегия),   либо
последовательность   субмодальностей    внутри    одной    модальности
(субмодальная стратегия). Когда вы  навязываете пациенту любую  другую
последовательность при  размышлении  о его  проблеме,  он  элементарно
теряет способность погружаться в заявленные им проблемные переживания.
Так, Костя?  (Константин  соглашается, невербально  выражая  некоторый
оттенок недоумения).  Но ты  не волнуйся,  проблему мы  сейчас  вернем
обратно -  работать  с  чем-то  надо  (ведущий  несколько  раз  делает
движения рукой в соответствии с глазодвигательным шаблоном  построения
проблемы пациентом,  см. рисунок.)  (Смех в  зале). Константин:  Я  бы
другую проблему нашел... С. Горин: Не надо, поработаем с этой.  Сейчас
встань, встряхнись - знаешь, как  собака встряхивается, когда из  воды
выходит... Зачем это  нужно? Кинестетика -  самая инертная из  систем,
сравнить ее  скорость  реагирования со  скоростью  визуальной  системы
просто невозможно, поэтому имеет смысл дать пациенту сделать  какие-то
действия,  чтобы  убрать  шлейф  чувств,  который  тянется  за   любым
серьезным кинестетическим переживанием. Нужны определенная  "встряска"
и определенное время. Хорошо. Теперь выбери в группе человека, который
наиболее  подходит  тебе  для  олицетворения  твоей  проблемной  части
личности - той  части, которая создает  проблему (Константин  выбирает
Ирину). Покажи Ирине, как она  создает тебе проблему, каким  способом.
(После нескольких проб Константин  останавливается на варианте,  когда
Ирина стоит у него за спиной, надавливая руками на его спину).  Теперь
у нас есть  идентификация проблемы; часть,  личности, которая  создает
проблему; есть  название  для нее  -  ее имя,  Ирина.  Теперь,  Костя,
подумай о  положительной функции  Ирины, которая  пока только  создает
тебе проблему. Константин:  О ее положительной  функции как части  или
как женщины? С.  Горин. А это  уже неважно на  данном этапе. Ира,  что
хорошего ты делаешь для Кости, стоя у него за спиной? По-моему, ты его
защищаешь сзади.  Ты  когда-нибудь  думал,  Костя,  о  том,  что  твоя
проблемная часть тебя  защищает? Ты согласен  с этим? Константин:  Да.
(Далее пациент выбирает олицетворение своей творческой части, вместе с
терапевтом  организует  диалог  частей,  придумывание  ими   вариантов
поведения проблемной части, отбор  вариантов поведения -  и т. д.,  по
обычной схеме  рефрей-минга, вплоть  до решения  проблемы). Вопрос  из
зала: Сергей,  почему люди,  не будучи  артистами, так  точно  сыграли
поведение частей личности? С. Горин: "Мир -это описание мира". Мы  все
реагируем на обозначение, на ярлыки. Дайте человеку ярлык шизофреника,
и  он  будет  дальше  вести  себя,  как  шизофреник.  То  же  самое  с
алкоголиком - или  с "частью личности".  В социальной психологии  есть
понятия роли  к ролевой  экспликации, то  есть ожидание  определенного
поведения от человека, исполняющего  определенную роль. Между ролью  и
ролевой экспликацией существует не только прямая связь (принятие  роли
- ожидание ролевого  поведения), но и  обратная (ожидание поведения  -
принятие роли). Если мы конгруэнтно ожидаем от человека  определенного
поведения, то он обычно принимает  на себя определенную роль. Если  мы
ожидаем, что пациент выздоровеет,  то что ему остается?  (Продолжается
обсуждение работы участниками  группы). Вопрос  ко всем  - что  сейчас
происходит   в   терминах   рефрейминга?   Ответ   из   зала:   Диалог
заинтересованных частей.  С.  Горин:  Да,  мы  скомкали  экологическую
проверку, и  она пошла  сама. Можно  провести еще  одно  олицетворение
рефрейминга, спросив: "Достаточно ли серьезны вопросы остальных частей
личности для того,  чтобы их  задавать?" Если да,  то задавайте,  если
нет, то перерыв.
    ЧАСТЫ1. НЛП В  РАБОТЕ С  МАССАМИ Глава 2.  ПСИХОТЕРАПИЯ И  РЕКЛАМА
(стенограмма фрагментов  из курса  лекций, прочитанного  в  Смоленске,
Одессе, Новосибирске в 1995 -1997 гг.) Мы рождены, чтоб былью  сделать
сказку  про  упыря  и   девку-семиглазку.  Леонид  Тучинский   Пролог:
концептуальный подход  С. Горин:  В  последнее время  появилось  много
новых областей работы, где знания и  навыки, полученные нами в НЛП,  в
индивидуальной и  групповой психотерапии,  можно применить  с  большим
успехом и без  особых дополнительных усилий.  Я имею в  виду в  первую
очередь консультирование рекламных и предвыборных кампаний.  Некоторые
коллеги отказываются  от  такой  работы, тем  самым  упуская  "хороший
кусок", подлетающий близко ко рту,  - работа в перечисленных  областях
оплачивается на порядок выше, чем в психотерапии. Мне самому в прошлом
очень помогла начать работу в  новой области параллель между  методами
психотерапии и методами рекламы. Когда-то это было довольно скучным  и
скорее историческим сопоставлением, а затем стало технологией, которую
я и хочу вам  представить в курсе лекций.  Должен предупредить, что  с
недавних пор  я  читаю  лекции  в стиле  жесткого  гуризма  (от  слова
"гуру"),  поэтому  все  они  будут  с  прологом,  эпилогом  и  крутыми
метафорами; попрошу набраться терпения. Предварительная идея,  которую
мы рассмотрим в самом начале,  проста и формулируется так: врач  умеет
больше  того,  чему  его  учили.   Я  не  знаю,  кого  вспомните   вы,
согласившись с этим утверждением,  а у меня  в памяти всплывают  такие
имена: Чехов, Булгаков, Вересаев, доктор Дювалье. Все они работали  по
профессии,  но  известными  стали,   в  совершенстве  овладев   другой
профессией. Другой  ли? В  медицинском  вузе, разумеется,  не  готовят
писателей, драматургов и диктаторов Гаити - и все-таки упомянутые люди
справились со своей миссией  потому, что умели  делать это. Обычно  мы
считаем, что не умеем делать то, чего никогда не делали. На самом деле
мы просто не знаем,  что уже умеем то,  чего пока не пытались  делать.
Навыки общения с людьми везде одинаковы - и в терапии, и в  управлении
государством; поведение людей имеет одинаковые мотивы, и это  помогает
как писать  историю болезни,  так и  описывать персонажей  романа  или
пьесы. И я так  понимаю, что советский врач  подготовлен в этом  плане
ничуть не хуже  своих предшественников. Поэтому,  если вам  предлагают
поучаствовать в чем-то для вас неизвестном - соглашайтесь сразу, помня
правило Ли  I: учиться  надо за  счет клиента.  А за  счет чего  тогда
работать? Работать в неизвестной области можно за счет концептуального
подхода или отдельных концепций, которые и так у вас уже есть.  Вторая
предварительная  идея:   наличие  любой   концепции  лучше,   чем   ее
отсутствие. Или так:  лучше придерживаться какой  угодно модели  мира,
чем вообще ее не иметь; причем неважно, истинную модель вы выбрали или
ложную -  кто  в  принципе способен  отделить  истинные  концепции  от
ложных? У  меня есть  одна знакомая  дама, психолог.  Всех мужчин  она
делит на тех,  кто думает головой,  и тех,  кто думает членом,  - и  к
каждой из  двух  групп  применяет разные  подходы.  Она,  правда,  уже
заподозрила (а я знаю совершенно точно), что все многообразие мужского
поведения нельзя свести лишь к двум типам, но ей удобнее применять эту
концепцию, нежели не иметь  никакой. Для нее  это полезно в  обыденной
жизни, для нее это работает... Все классификации на свете построены на
том, что они условны,  но в практике  полезны. И критерием  истинности
любой  теории  является  ее  практическая  ценность:  работает-значит,
верна. Отсюда  проистекает третья  предварительная мысль:  методология
важнее идеологии. Другими словами, большую практическую ценность имеет
не вопрос о  том, что  истинно и  что ложно, а  вопрос о  том, как  мы
узнаем, что истинно и что  ложно. Кстати, вполне нэлперское  суждение:
люди, имеющие разную  идеологию, для  успешной работы  сплошь и  рядом
используют одни и те же приемы. Гипнотизер классического толка  делает
пассы руками  вдоль тела  гипнотика,  потому что  пассы -  это  массаж
слабыми воздушными потоками. "Экстрасенс" делает точно такие же  пассы
с целью "перераспределить биоэнергию". Прием один - объяснения  разные
Американец  Лайнус  Полинг   (кумир  моего  отрочества)   настоятельно
рекомендовал всегда  отделять  идею от  метода  -  и раз  в  пять  лет
полностью  менять  предмет  научных  исследований,  оставляя   прежнюю
методологию. У него были все основания для таких рекомендаций - Полинг
стал дважды  лауреатом Нобелевской  премии, причем  за исследования  в
разных областях науки. Итак,  у насесть какие-то  психотерапевтические
концепции, которые относятся  к взаимодействию с  одним человеком  или
малой  группой.  Достаточно  часто  их  можно  без  особых   изменений
применить к взаимодействию с большим количеством людей, к  воздействию
на массы.  Сейчас  мы  с  вами и  рассмотрим  отдельные  концепции  из
психотерапии, как-то пересекающиеся с рекламой.
    Психоаналитически ориентированные подходы
    Если мы возьмем печатные труды по рекламе конца прошлого -  начала
нынешнего века, то мы  почти не найдем  там каких-либо концепций.  Это
чисто описательные труды. Наверное, потому, что начальная стадия любой
науки -  описательная:  нужно  собрать как  можно  больше  фактов  для
будущих классификаций. Типичная работа по  рекламе на рубеже XIX и  XX
веков состоит из:  а) большого числа  примеров работающей рекламы;  б)
очень осторожных попыток сделать из  этого выводы. Наверное, это  было
оправдано. Поток книг с классификациями приемов и стратегиями  рекламы
появляется после Первой мировой войны.
    А в психотерапии 20 - 30-е годы нашего века ознаменованы  приходом
психоанализа. Конечно, это было революцией: революцией в  психотерапии
и философии, искусстве и культуре По мнению большинства культурологов,
именно психоанализ 3.  Фрейда стал  фундаментом сексуальной  революции
60-70-х годов. Но тогда, в 30-е, никто об этом не знал и  предполагать
не мог-  идея пансексуализма  просто  становилась модной.  С  приходом
психоанализа мир бурлил и кипел...
    А может быть,  просто кипел,  как всегда бывает  между войнами.  В
Берлине начала  работу  Международная  лига сексуальных  реформ  -  та
самая, в которую Остап Бендер советовал обратиться Паниковскому, когда
последний пожаловался, что  его девушки  не любят.  Между прочим,  зря
советовал  -  Лига  просто   требовала  от  европейских   правительств
официально признать  гомосексуалистов "третьим  полом" и  Паниковскому
ничем бы  не  помогла.  Забавно,  что  периоды  социальных  потрясений
совпадают с культуральными взрывами. Вот объяви завтра, что наша  цель
- это  все-таки коммунизм,  и народ  снова усиленно  пойдет пешком  на
полюс и полетит на воздушных шарах в стратосферу... Ладно, я отвлекся.
    В рекламу  психоанализ  принес два  важных  положения:  во-первых,
товар должен  быть привлекательным  подсознательно, во-вторых,  основа

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться