Дэвид Гордон "Терапевтические метафоры"

Отец наорал на меня за двойку в школе               "-"      спазм желудка
 
     Попросите в очередной приход вашего клиента, сообщающего вам, что для
него является важной эмоцией или поведением ("я чувствую расстройство"),
чтобы он специфицировал этот опыт тем способом, который мы привели выше -
и вам будет предъявлен опыт в его составляющих частях, то есть через
субмодальности. Затем возьмите из этого описания то, что выглядит наиболее
значимым субмодальным различением, и достигнув интенсификации клиентом
этого опыта любым доступным ему способом, попросите его позволить этому
чувству (или картинке, или звуку, или запаху) увести его к такому опыту в
прошлом, когда он чувствовал (видел, слышал, обонял) то же самое. Каждый раз,
по мере того, как он будет сообщать вам о своем опыте, ведите клиента к
предыдущему. Когда вы посмотрите на структуру каждого из опытов в общей
результирующей серии, вы обнаружите, что все они изоморфны.
Один из самых потрясающих в моей практике примеров способности
субмодальностей вызывать прошлые опыты подарила мне одна 30-летняя
женщина по имени Лили. Как участник тренинга, она была ознакомлена с
концепцией о перекрывании одной субмодальности другой. Она очень
заинтересовалась этим и решила проверить все на себе. В ходе воспоминания ее
внимание было привлечено чувством "тревоги", что означало для нее сильный
тремор, прилив крови к лицу, появление холодного пота и неспособность к
созданию внутренних образов (для высоковизуальной Лили это значило, что она
не может "ясно думать"). Лили интенсифицировала это чувство, а затем сделала
к
нему картинку. Образ, который она увидела, представлял собой темный коридор с
несколькими темноватыми дверьми, в конце которого был виден освещенный
порог. Приблизившись к нему, она увидела огромную кухню, где на стуле сидела
ее мать, баюкавшая младшую сестру Лили. Мать показалась Лили очень большой.
С этим воспоминанием на нее хлынул поток других, напомнивших ей, что с
момента рождения младшей сестры мать фактически больше ее не наказывала.
Лили была так поражена ясностью и подробностью возникшего образа, что
зарисовала его и показала матери, чрезвычайно ту удивив, поскольку это было
точным и подробным изображением дома, из которого они уехали, когда Лили не
было и двух лет от роду.
 
     Раздел 3
     Эквивалентность в субмодальностях: синестезия
Обычно мы полагаем, что каждая из наших сенсорных систем управляет всей
областью нашего опыта, но более точным будет считать, что каждый из наших
органов чувств способен различать отдельные области стимулов, поступающих
из окружающей среды. Каждый из органов чувств (зрения, слуха, кинестетики и
обоняния) следит за различными типами средовых стимулов, но при этом
организует эту информацию в подобные классы опыта. Такие классы
организации есть то, что мы называем субмодальностями.
Далее. Системы репрезентации уникальны в смысле обрабатываемых ими
средовых стимулов, но в большинстве случаев проведения перцептуальных
различий они эквивалентны. Например, все четыре системы репрезентации
Способны обеспечивать информацию в субмодальных классах "местоположения"
и "интенсивности". Если мы сможем специфицировать, каким образом
эквивалентны и где "пересекаются" субмодальности систем репрезентации, мы
окажемся в состоянии генерировать стратегии изменения на уровне, который и
предназначен для проведения изменений.
     Следующая таблица представляет карту субмодальных эквивалентностей,
полученных на основе исследований.
     Зрение          Слух           Кинестетика       Обоняние
Цвет            Высота         Температура       Аромат
Яркость         Тембр          Давление          Благоухание
Насыщенность         Интенсивность Текстура          Концентрация
Контур          Паттерн        Форма.......
Местоположение Местоположение Местоположение    Местоположение
 
     Некоторые из этих эквивалентностей были установлены экспериментально (в
частности, между цветом и высотой, цветом и температурой, яркостью и
громкостью, в отношении местоположения), остальные определены автором
интуитивно и основаны на опыте использования этих эквивалентностей при
работе с клиентами.
     Исследования показали, что цвета низкочастотной части спектра
воспринимаются как "теплые", а по мере приближения к синему они становятся
"холоднее". Аналогично красный конец спектра обычно ассоциируется с низким
аудиальным тоном, а синий - с высоким. Эти параллели настолько устойчивы,
что могут быть описаны математически.
     Подобные открытия можно найти не только на страницах научных журналов.
Они доступны любому человеку, готовому слушать и наблюдать мир в обыденной
жизни. Кнопки, связанные с источниками тепла, окрашены в красный цвет, а
стены учреждений в "холодные" синие и зеленые тона. Места для отдыха
полузатемнены и там принято включать приглушенную музыку, а места для
возбуждения ярко освещены, в них много шума, и обычно они переполнены
народом. Независимо от того, имеют эти эквивалентности генетическое
происхождение, или мы им обучаемся, или то, и другое; в любом случае они
являются фактором в способе, посредством которого мы получаем свой опыт о
мире. Итак, во многих случаях субмодальности одной сенсорной системы прямо
коррелируют с субмодальностями другой.
     Другим (и, возможно, более обычным) способом взаимодействия
субмодальностей является наложение. Наложение происходит, когда
субмодальность одного класса начинает ассоциироваться с субмодальностями
другого. И здесь как научные данные, так и индивидуальные наблюдения дают
нам множество примеров субмодальных наложений (в том числе и
культурального происхождения). Например, чем выше тональность звука, тем
выше в визуальном пространстве слышится его источник. Свет кажется ярче при
сопровождении его звуками высокого тона. Объект определенного веса и размера
будет ощущаться как более легкий, если при сохранении того же веса увеличить
его размер. Красные предметы ощущаются тяжелее, чем зеленые того же веса. В
нашем языке есть такие выражения, как "яркие звуки", "нежные и кричащие"
цвета, "колоритная музыка", "тяжелые тона" и т. д.
Исходя из предъявленных ранее примеров, когда субмодальные различения
способны уводить нас в прошлое сквозь изоморфные опыты, мы можем теперь
показать, что субмодальные эквивалентности и наложения описывают пары
классов опыта, которые перцептуально эквивалентны. Найдите себе партнера или
клиента, и после того, как вы получите от него три или четыре переживания,
замените одну субмодальность на другую для различения эквивалентности в
другой системе репрезентации (например, спазм желудка - громкий шум,
красный цвет - низкий тон, звук высокой частоты - яркий свет и т. д. )
Узнайте,
пригодна ли для него замена, которую вы произвели. Если нет, попросите, чтобы
он сам произвел наложение: "А теперь возьмите этот спазм в желудке и сделайте
из него зрительный образ... Что вы видите? " Получив наложение, попросите
клиента использовать это новое субмодальное восприятие для обратного
движения во времени к тем случаям, когда они воспринимали то же самое чувство
(картину, звук, запах). Вполне вероятна, что вскоре вы убедитесь, что эта
новая
цепь опытов будет включать некоторые (или все) из опытов, которые были
вызваны посредством первоначального субмодального различения, и что те
опыты, которые не были включены в нее до этого, изоморфны оригинальной
цепи опытов.
     Вызывание изоморфных опытов при помощи субмодальных наложений.
Опыт А     - субмодальность А   - субмодальность а   - Опыт А
Опыт А"    - субмодальмсть А    - субмодальность а   - Опыт А'
Опыт А"    - субмодальность A   - субмодальность а   - Опыт А"
Опыт А""   - субмодальность А   - субмодальность а   - Опыт А'"
(- Наложение на эквивалентную субмодальность)
Пары эквивалентных и наложенных субмодальных различений,
демонстрирующие такую связанность опытов, могут быть сгруппированы вместе в
качестве паттернов синестезии. "Синестезия" означает способность сенсорных
различений, возникая в одной сенсорной модальности, вызывать
паттернированные перцептуальные переживания в другой. Некоторые из этих
синестетических паттернов у людей настолько постоянны, непреодолимы и
явственно неизменны, что в конечном счете могут быть идентифицированы как
часть нашей генетической организации (например, тенденция определять
источник высокочастотного звука в пространстве выше действительного
положения). Многим другим паттернам синестезии обучаются явно как
культурально важным различениям (например, связывание "красное - горячее").
В ходе работы с синестетическими лицами становится очевидным, что хотя
синестетические паттерны в большинстве своем присущи подавляющей части
представителей данной культуры, тем не менее среди них будут и такие,
особенные паттерны наложения, которые являются индивидуальным
"имуществом" данного человека.
     Вызывание изоморфных опытов при помощи субмодальных наложении.
Я чувствую                спазм           громкий        Я чувствую
расстройство             желудка        звук           расстройство
Моя жена злится                  спазм           громкий        Я думал о том,
на меня за то,            желудка        звук           чтобы бросить
что я не нашел работу                                  школу
 
     Синестетическими людьми мы будем называть индивидов, которые осознают
яркие и стойкие паттерны сенсорного опыта. Существует небольшое количество
межперсонально стойких паттернов, но большинство паттернов наложения
является предметом личного предпочтения.
 
     Раздел 4
Субмодальности, синестезия и изменение
     Теперь, после того, как мы пришли к определенным понятиям, которые были
нужны для понимания механизма работы субмодальностей, мы можем применить
их для целей терапевтического изменения и создания метафор. Как уже
отмечалось, человеческий опыт возникает на уровне субмодальностей. Другими
словами, то, что мы называем "опытом" (различением, мыслью, осознанием и т.
д. ) не является дискретной, и по суш говоря, определимой сущностью, а есть
не
более, чем личностно-присущее "созвездие" субмодальных различений (Гриндер и
Бэндлер называют то же самое "комплексной эквивалентностью"). Хотя наши
переживания содержат достаточное количество субмодальных различений для
уверенности в том, что мы, вероятно, говорим о сходных переживаниях, однако
каждое из наших "созвездий" будет также содержать некоторые субмодальные
различения персональной значимости, что доказывает, что мы не будем
обозначать точно один и тот же опыт. Поскольку индивидуальный опыт
возникает на субмодальном уровне, то на этом же уровне реально возникают и
личностные изменения, способные увеличивать количество выборов человека.
Понимание концепции субмодальностей может быть использовано для
произведения таких изменений двумя способами.
Первый способ заключается в осуществлении изменения систем
репрезентации с применением паттерна синестезии для осуществления переноса.
Как уже говорилось, выгодами от наложения на другую систему репрезентации
является: во-первых, то, что наложение может обеспечить новыми источниками
потенциально важной информации и, во-вторых, то, что это наложение может
способствовать переходу к утилизации систем репрезентации, более подходящих
для желаемого опыта.
     Стратегия для произведения таких типов изменений в контексте
терапевтической метафоры в основном та же, что и использовавшаяся для
осуществления изменений систем репрезентации на другую легко и полно
достигается использованием уже имеющихся мостиков синестетических
паттернов. Одна система репрезентации переводится в другую простой
идентификацией: а) субмодальных различений в одной системе и б)
синестетических паттернов, которые соединяют их с другой. В отличие от
простого переключения систем репрезентации, приведенного в части 4, перенос
систем репрезентации на субмодальном уровне оставляет в неприкосновенности
как новые, так и старые различения. Это часто бывает желательно, поскольку
все
перцептуальные различения полезны в том или ином контексте.
Примеры синестетических паттерн
     1. Как только она посмотрела на красное яблоко, ей стало теплее.
Визуально-
кинестетическое переключение (красное-теплое).
     2. И чем громче она кричала, тем ярче освещалось небо. Аудиально-
визуальное (громче-ярче).
     3. Скоро он почувствовал, что его пульс бьется одновременно со стуком
барабана. Кинестетически-аудиальное (пульс-стук).
     4. Ее духи пахли так ароматно, что казалось, на ее лице лежит темная
вуаль.
Обонятельно-кинестетически-визуальное (ароматно-лежит-темная).
     5. Каждый раз, когда она слышала скрипучие звуки этой трубы, она
вспоминала все шишки, царапины и ссадины, которые она перенесла. Аудиально-
кинестетическое (скрипучие звуки - трпппт, царапины и ссадины).
     6. И с каждым годом, по мере того, как его голос становился чуть
басовитей,
он вздыхал не так демонстративно. Аудиально-визуальное (басовитей -
демонстративно).
     Наложения систем репрезентации на уровне субмодальностей
инкорпорируются в метафоры по большей части тем же образом, каким
производились изменения простых систем репрезентации. То есть, наложения в
значимых субмодальностях производят как часть связующей стратегии так, чтобы
производить изменения в разрешении, как по меньшей мере связанные с этими
наложениями. Затем обе совмещенные субмодальности переформировываются.
Этот процесс выглядит следующим образом:
     МЕТАФОРА                             РАЗРЕШЕНИЕ
Первоначальные субмо-     Связующая стратегия                      Исход
дальние различения                         Синестетические паттерны            Выборы
А                                 А-а                             А, а
В                                 В-в                              В, в
С                                 С-с                              С, с
 
     Вторым способом, при посредстве которого могут быть утилизированы
субмодальности в целях помощи в создании всеобъемлющих и длительных
изменений, является их использование для помощи человеку в том, чтобы
изменить его репрезентацию частного значимого опыта с ограниченным числом
выборов. Вкратце этот процесс включает идентификацию частного
ограничивающего опыта, спецификацию в отношении его субмодальных
различений, и последующее изменение одного или нескольких из этих
различений. Как и любая гомеостатическая система, субмодальные различения,
содержащие ограничивающий опыт, будут изменять свои взаимоотношения друг с
другом с тем, чтобы приспособиться к этому изменению, в результате чего
появится новая система, подразумевающая новый опыт, а следовательно, новые
эмоции и поведение.
     Это одно из наиболее мощных применений субмодальностей. Для того, чтобы
понять, что же делает эту стратегию такой мощной и исчерпывающей, нам нужно
вернуться немного назад и вновь обратиться к формулам генерирования
"проблем" и генерирования изоморфного опыта с использованием
синестетических паттернов. Комбинируя их, мы получаем паттерн, возникающий
в следующей форме. Настоящий ограничивающий опыт имеет в качестве своего
следствия определенную эмоцию или поведение. Поскольку опыт является
репрезентацией перцептуальных различений на уровне субмодальностей, то
"настоящий опыт" можно определить как характеристическое созвездие
субмодальностей. Это созвездие субмодальностей, будучи прослежено во
времени, приведет к изоморфным опытам с похожими эмоционально-
поведенческими последовательностями, и в конечном счете этот процесс
вызывает более законченную репрезентацию первоначального опыта. Этот
процесс схематически выглядит так:
     Созвездие значимых       Опыт                    Следствие
субмодальностей
     В1, В2, К2, АЗ -  Настоящий ограничивающий опыт - Эмоция-поведение "Х"
В1, В2, К2, АЗ -        Изоморфный опыт               - Эмоция-поведение "X"
В1, В2, К2, A3 -        Изоморфный опыт               - Эмоция-поведение "X"
В1, В2, К2, A3 -       Первоначальный опыт           - Эмоция-опыт "X"
К2, А1, А2, A3, О1
 
     Обратите внимание, что наша новая репрезентация генезиса ограничивающих
опытов исходит из следующих трех положений.
     1. Хотя контексты, в которых происходят эти опыты, могут быть
различными,
но все это опыты в основном идентичны в отношении их проистекания и
продуцирования одних и тех же последствий.
     2. Повторение этих изоморфных опытов обусловлено идентичностью
субмодальных созвездий.
     3. Поскольку эти опыты организованы таким образом, что каждый из них
генерирует своего преемника и регенерирует своего предшественника, изменение
в любом из этих изоморфных опытов будет распространяться на все
остальные.
     Разумеется, изменение опыта означает изменение субмодальностей. Поэтому
мы с одного захода можем изменить историю неудовлетворительных опытов
простым изменением в характеризующих их созвездиях субмодальностей. Как
всякая закрытая система, субмодальности каждого отдельного созвездия
функционально гомеостатичны, и если изменяется одна или несколько из этих
субмодальностей, то вся система должна будет приспособиться к этому
изменению - подобно тому, как звездная система, в которой один из ее членов
меняет свое положение, будет меняться для восстановления равновесия.
Несомненно, после этого созвездие будет отличаться от своего первоначального
вида.
     Проблема, которая возникает теперь, заключается в том, как наилучшим
образом распорядиться возможностью изменений в субмодальных созвездиях. Две
основные стратегии здесь состоят либо в осуществлении внутримерных
изменений субмодальностей, либо в использовании паттернов синестезии.
 
     Внутримерные сдвиги
Фактически большинство субмодальностей являются размерностями опыта.
Тогда субмодальное различение есть спецификация определенной позиции в
области определенного измерения модальности. Например, "красное"
наблюдается как находящееся ближе к одному концу, а "синее" ближе к другому в
визуальном измерении цвета. Аналогично, кинестетическое измерение давления
отсчитывается от "легкого" на одном конце к "сильному" на другом. Некоторые
субмодальности могут быть не измеряемыми в непрерывном континууме, а
составленными из дискретных "качественных" единиц - таких, как очертание и
структура в визуальной, аудиальной и кинестетической системах, тембр в
аудиальной и аромат в обонятельной. Следовательно, осуществление изменений
в пределах данной субмодальности попросту означает помощь клиенту в
движении из одной точки в другую вдоль субмодального измерения или в
переходе от одной дискретной единицы к другой в пределах той же
субмодальности. Ниже приводится прекрасный пример использования этой
стратегии.
     Дебора, терапевт, хорошо знакомая с субмодальными стратегиями, работала
с
одним молодым клиентом по имени Стив. Проблема его заключалась в том, что
оставаясь в одиночестве, он чувствовал себя одиноким и никому не нужным.
Дебора попросила его специфицировать, как он узнает, что бывает "одиноким и
никому не нужным", и оказала ему содействие в том, чтобы он, пользуясь своими
системами репрезентации, восстановил свой последний опыт, относящийся к
изложенной проблеме. Появившиеся у Стива субмодальные различения были
таковы, что он видел себя стоящим совершенно неподвижно с небольшим
наклоном вперед и скрещенными на груди руками, и картинка была черно-белая, и
на ней он выглядел и чувствовал себя "холодным" и ощущающим "пустоту" в
желудке.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться