Дэвид Гордон "Терапевтические метафоры"

индивидуальные паттерны коммуникации. В дополнение к типичным или
характеристическим модам коммуникации людям присущи также ситуационно-
зависимые коммуникационные положения. Каждый человек в определенное
время и в определенном контексте плакатировал, блеймировал, компьютировал
или дистрактировал. Эти моды коммуникации являются частью описания
значимых персонажей и переживаний, представленных в проблеме клиента. В
качестве частичных описаний индивидуальных способов коммуникации
использование категорий Сатир в терапевтической метафоре может оказать
клиенту помощь в идентификации различных персонажей, и увеличить ее
изоморфность с проблемой клиента.
     Категории Сатир не только усиливают общий эффект, но и могут
использоваться для обеспечения изменений и на иных уровнях, помимо уровня
основной истории. Чаще способность человека к личностным изменениям, к
эффективной коммуникации с другими людьми (или самим собой) находит
препятствие не в содержании того, что говорится или не говорится, а скорее в
способе, при помощи которого человек коммуницирует.
Стратегия по инкорпорированию категорий Сатир в метафору заключается в
следующем:
     1. Характеризация каждого из протагонистов истории в терминах
коммуникационных мод, используемых их антагонистами в "реальной" ситуации.
     2. Увязка любых изменений, возникающих в части разрешения, с
соответствующими изменениями в категориях Сатир.
Для большей наглядности сказанного прибегнем к примеру - случаю с
проблемой Сэмюэля. Судя по его жестикуляции, интонации и синтаксису, было
совершенно очевидно, что с Кейт он коммуницирует как плакатер. С другой
стороны, описание жестов, интонаций и синтаксиса Кейт, данное Сэмюэлем,
указывает на то, что при коммуницировании с ним она часто блеймирует. Это
были те самые коммуникационные паттерны, которые они безуспешно
использовали в попытке разрешить свою проблему. В этом случае история-
метафора может дать Сэмюэлю возможность метафорического переживания
различных мод коммуникации, а какими будут эти моды - будет зависеть от
природы проблемы и желаемого исхода. Например, из информации, полученной
от Сэмюэля, видно, что они с Кейт нуждаются в левелинге в отношении того, что
они думают и чувствуют, а для того, чтобы это стало возможным (то есть для
того,
чтобы Кейт начала его слушать), Сэмюэлю нужен временный "переключатель" в
другое коммуникационное положение. Тогда стратегия будет иметь следующий
вид:
 
     Метафора                  Связующая стратегия                 Разрешение
(исход)
Сэмюэль - плакатирование       Блеймирование              Левелинг
Кейт - блеймирование           Плакатирование                 Левелинг
 
     Используя эту стратегию, Сэмюэль имеет возможность увеличить свой
репертуар коммуникационных способностей (в контексте взаимодействия с Кейт),
включив в него блеймирование и левелинг.
     Инкорпорирование категорий Сатир в метафору осуществляется легко.
Специфицировав для себя категории Сатир в отношении значимых персонажей,
либо частей проблемы, и определив свою стратегию модальных изменений, вы
всего лишь указываете в описании персонажей или их действий паттерны,
которые типизируют их моды коммуникаций. Таким образом "Джон сказал"
превращается в "Джон проскулил" (или "завопил", "рассудил", "буркнул").
Теперь давайте вернемся к истории Сэмюэля и включим в нее это новое
измерение. Аналогично тому, как это было в части 2, в процессе изложения
истории вы встретите ключевые слова и указания на использование в данном
случае категории Сатир.
 
     Раздел 4
     Возвращаясь к метафоре Сэмюэля
Обозначение категорий Сатир: П - плакатирование,
Б - блеймирование,
     Л - левелинг.
В Англии во времена "Круглого Стола" короля Артура жил рыцарь чести и
доблести, известный как сэр Ланселот. Без сомнения, вы слышали о нем.
Возлюбленной Ланселота была королева Гиневра. Ланселот и Гиневра разделили
друг с другом много радостей и печалей, были ближайшими друзьями и очень
любили друг друга.
     Во многом они были схожи друг с другом, а в других отношениях были
совершенно разными. Оба получали много удовольствий от одних и тех же
развлечений, от одних и тех же блюд, и оба любили беседовать. Обычно Ланселот
как-то тушевался во время этих бесед. Конечно, на поле битвы он был
непобедим,
но с Гиневрой было как-то по другому. Не то, что ему было нечего ей сказать
-
просто Гиневра бывала такой непреодолимо упрямой! Бывало, Ланселот говорил
самому себе: "Я уверен, что она была бы рада услышать о моих взглядах, если
бы
можно было это сделать".
     (П - тушевался П - просто бывало Б - непреодолимо упрямой П -
бывало, была бы, если бы можно было)
     Один был рыцарем, другая была правительницей. Оба, разумеется, имели
много обязанностей и функций, за которые они были ответственны. Они
смотрели за всем этим так, чтобы вещи, которые нуждались в том, чтобы за ними
смотрели, делались как следует. Каждый по-своему они заботились о людях, и во
многих отношениях люди заботились о них. Ланселот имел великую гордость за
эту ответственность, и был вознагражден за свои усилия уважением,
привязанностью и поддержкой народа.
     Эти обязанности занимали у Ланселота много времени, но когда он только
мог, он проводил время с Гиневрой. Во время его частых визитов в замок обычно
именно Гиневра решала за них обоих, как они будут занимать себя, что
нравилось
Ланселоту, потому что он был счастлив просто побыть вместе со своей подругой
и возлюбленной. Такие времена были совершенно особыми для них обоих,
поскольку оба понимали, что такие тесные и нежные узы между двух людей найти
нелегко.
     (П-когда он только мог Б - решала за них Л - просто)
И вот пришел такой день, когда Ланселот был призван к королю Артуру.
Король взглянул на Ланселота усталыми глазами и сказал: "Вновь Англия требует
твоей службы. Ты знаешь, что мы вовлечены в конфликт с Францией, а это и есть
те берега, к которым я и Англия просим тебя теперь отправиться и принять там
командование на поле битвы". Ланселот поехал, и был рад сделать так, потому
что он понимал, что у него есть обязанности перед королевством и перед собой,
и
они во многих отношениях превосходят другие обязанности. Наибольшее
сожаление вызывало у него то, что теперь он меньше будет видеться с Гиневрой.
Так часто, как он мог, Ланселот возвращался домой, чтобы увидеть Гиневру.
Но она становилась все грустней от того, что была покинутой и одинокой.
Вместо
радости и удовольствия прошлых времен их встречи омрачались спорами и
напряженностью. Поскольку ситуация ухудшилась, Ланселот пытался делать все,
что он мог придумать, чтобы просто угодить ей. Но Гиневра становилась еще
болев злой, когда он пытался ублажить ее и угодить ей, нежели когда он этого
не
делал. Обычными словами Гиневры были похожие на такое: "Почему ты не
прекратишь мяукать, а? Всегда, когда тебе скучно, тебе надо возвращаться во
Францию". Обоим становилось очень неуютно.
     (П - мог П - мог просто угодить Б- злой П - ублажить, угодить Б -
почему ты не всегда, тебе нужно)
     Конечно, Ланселот отправлялся во Францию. Он продолжал возвращаться,
чтобы увидеть Гиневру, когда только мог, но каждый раз, когда он это делал,
его
страстное предвкушение встречи немного убывало. Ланселот знал, что если они
будут продолжать все так, как они это делали, он и Гиневра скоро будут
разлучены.
     (П - когда только мог)
Однажды Ланселот устал от войны во Франции и отбыл, чтобы нанести еще
один визит домой. Он был опустошен и утомлен, и надеялся, что сможет найти
отдых в обществе Гиневры. Однако, когда они вновь были вместе, возникла та же
самая старая неуютная ситуация. В конце концов Ланселот больше не смог этого
выносить. Вдруг он, Сэмюэль, встал потряс пальцем над Гиневрой и заревел:
"Хватит! Это следует прекратить сейчас же! Теперь именем Мерлина ты
успокоишься и послушаешь меня. Всякий раз, когда это происходило в прошлом,
ты несла все эти бредни и декламации, а теперь - моя очередь! Посиди там
минуту и открой свои уши, потому что у меня есть что тебе сказать".
(П - смог бы Б - потряс пальцем, заревел Б - ты успокоишься Б - всякий
раз Б - посиди)
     Гиневра отпрянула назад от этого неожиданного взрыва Ланселота и покорно
села, в то время как он стал говорить, что хотел. Ланселот продолжал
расхаживать
и жестикулировать, и он воскликнул: "Я вовсе не счастлив от того, что бываю
разлучен с тобой, но я также знаю, что то, что я делаю - важно. В результате
мы
впутаны в кутерьму". Ланселот положил руку на голову и продолжил: "Я чуть не
сошел с ума, пытаясь прийти к способу решения этой проблемы, и я совсем не
знаю то, что делать".
     (П - отпрянула Б - взрыва П - покорно Б - воскликнул)
Затем он сел рядом с Гиневрой, положил свою руку на ее руку, посмотрел ей в
глаза, и ровным голосом, полным силы сказал: "Единственное, что я знаю, что
мне нужно сделать - это сказать тебе, что ты очень важна для меня, что я
люблю
тебя, и то, что я бываю вдали, не означает, что я не беспокоюсь о тебе,
потому
что я беспокоюсь. Здесь ли, там ли, я часто думаю о тебе. И если бы я мог
всегда иметь тебя рядом со мной, я бы сделал это",
(Л - сел рядом Л - посмотрел в глаза Л-ровным голосом, полным силы)
Когда Гиневра услышала это, ее глаза наполнились слезами, и она обняла
Ланселота. - "Все это время, - сказала она, - я думала, что ты не посвящал
мне
ни одной мысли, когда был вдали... Что, возможно, ты был рад освободиться от
меня на время... Теперь я. знаю, что это не так". На мгновение она
задумалась,
затем щелкнула пальцами. Улыбаясь, она сказала: "Ты помнишь, Ланселот, как мы
бывало... " - "Помню, конечно, - прервал он ее. - Это было так долго... " -
"Ну
тогда, во имя Бога, чего ты ждешь? Пошли! Ты знаешь, Ланселот, ты собираешься
одряхлеть раньше времени, если ты не возьмешься за себя. В прошлом году... "
И
они вышли: Гиневра - разглагольствуя, а Ланселот - смеясь.
(Б - прервал)
     Конечно, с этих пор их дружба росла. В самом деле, они были ближе Друг к
другу, чем когда-либо раньше, так как оба научились тому, что никогда нет
никакой причины у кого-либо воздерживаться от того, чтобы сказать другому
именно то, что беспокоит ее, или что чувствует он. И даже хотя они не были
вместе так долго, как это однажды случилось, теперь, когда они оказывались
вместе, они извлекали выгоду из своего времени, чтобы радовать друг друга
больше, чем когда-либо до этого.
 
 
 
 * Часть 4 *
 
ДОБАВЛЯЕМ СИСТЕМЫ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ
 
     пролог
     по пьесе Э. Ростана "Сирано де Бержерак"
Но что же делать мне, скажи, мой бедный друг?
Иль подражать тому, что вижу я вокруг,
     Забыть об истине, звучащей благородно;
Не смелым быть орлом, но низким червяком,
     И пробираться хитростью, ползком
Там, где хотел бы вверх лететь свободно?
     О нет, благодарю! Дрожать и спину гнуть,
Избрав хоть низменный, зато удобный путь?
     Забыв о гордости и об искусстве чистом,
С почтеньем посвящать поэмы финансистам?
     О нет! Благодарю! От избранных особ
Глотать с покорностью тьму самых глупых бредней,
Простаивать часы в какой-нибудь передней
     И подставлять щелчкам безропотно свой лоб?
О нет! Благодарю! Зависеть от каприза
     Барона старого, от печени маркиза,
От тех и от других? О нет! Благодарю!
     Ты слышишь? Ни за что! Тебе я говорю!
В салоне у вельмож, прикинувшись буффоном,
     Ловить усмешечки с восторженным поклоном
И услаждать капризный слух
     Глухих, но чопорных старух
И дам изломанных и чинных,
     Читая им стихи в надушенных гостиных?
О нет! Благодарю! Дрожать и трепетать
     Перед нападками какой-нибудь газетки;
Бледнея, по утрам читать
     В "Меркурии" заметки,
Бояться пропустить какой-нибудь визит,
     Обдумывать слова, значенья, позы, жесты,
И наконец зажить, как пошлый паразит,
     Добившись тепленького места?
О нет, благодарю! О нет, благодарю!
     Пусть лучше беден я, пускай я буду нищим -
Довольствуюсь своим убогим я жилищем.
     Я в нем не уступлю, поверь, и королю,
В нем я дышу, живу, пищу, творю, люблю!
     Да! Я существовать хочу вполне свободно,
Смеяться от души, смотреть, как мне угодно,
     И громко говорить, и песнею своей
Смущать врагов своих и радовать друзей!
     Не думать никогда о деньгах, о карьере,
И повинуясь дорогой химере,
     Лететь хоть на Луну, все исполнять мечты,
Дышать всем воздухом, гордиться всей свободой,
Жить жизнию одной с волшебницей природой,
     Возделывать свой сад, любить свои цветы!
А если, может быть, минует час суровый
     И муза с нежностью вручит венец лавровый,
Благодаря ль судьбе, благодаря ль уму
     Победу наконец одержит гений,
Всей дивной радости и славы упоений,
     Всего - ты слышишь ли? - добиться одному!
 
     В первой части книги мы вкратце обсудили глубокую и часто неуловимую
роль метафор в человеческих коммуникациях. И явно (эксплицитно), и скрыто
(имплицитно) метафоры действуют на всех уровнях коммуникации. Мы увидели,
что поскольку по меньшей мере происхождение дигитальной коммуникации
(например, слова в устной и письменной речи) связано с актуальным опытом
участников коммуникации, и поскольку этот процесс недоступен для слушателя,
то вся дигитальная коммуникация является метафорической. Важность такого
уточнения связана с тем, что, понимая это положение, мы страхуем себя от
ошибки, состоящей в подразумевании, что наша репрезентация опыта другого
человека есть что-то большее, чем она есть на самом деле. Когда ваша
репрезентация какого-либо явления или переживания значительно отличается от
репрезентации другого человека, вы приходите к выводу, что кто-то из вас
"галлюцинирует" или даже "лжет". С другой стороны, если ваши репрезентации
очень схожи, то вы начинаете полагать, что находитесь в состоянии "эмпатии".
Однако "эмпатия" не есть "идентичность", являющаяся тем самым недосягаемым
конечным пунктом того континуума, о котором мы здесь говорим. Например,
обычным источником болезненных чувств во взаимоотношениях между
супругами являются ситуации, когда один из них клянется, что говорит одно, в
то
время как его партнер уверен, что было сказано нечто другое. Часто
результатом
этого становится взаимное недоверие либо к умственным способностям, либо к
честности друг друга. Без магнитофона или пользующегося доверием третьего
участника коммуникации этот спор, разумеется, не может быть разрешен. Для
наших целей не столь важно, что было сказано на самом деле; нам важно
понимать, что один говорит нечто одно, а другой слышит нечто другое. Оба
могут
принимать эту репрезентацию их опыта (и таким способом быть "эмпатичными")
без того, чтобы подвергать сомнению свои личные воспоминания о своем
переживании.
     Теперь мы обсудим некоторые из способов, посредством которых открытое
применение метафор может быть использовано для оказания помощи клиентам в
процессе работы. Одним из важных применений эксплицитной (явной, открытой)
метафорической коммуникации является ее использование в процессе содействия
клиенту, чтобы он раскрыл для самого себя более завершенную, значимую и
явную репрезентацию опыта, с которым он борется. Такая новая репрезентация
опыта, с которым борется клиент, предоставляет и терапевту, и клиенту способ
говорить об опыте клиента в форме, понятной обоим, то есть как о чем-то,
являющимся для них одним и тем же. Эксплицитные метафоры могут быть
полезны еще и как способ оказания помощи клиенту в поиске и изучении новых
выборов в пределах контекста "проблемы". Эти метафоры в типичных случаях
предъявляются как анекдоты или пространные истории, которые произошли с
кем-то "на самом деле", хота они специально придуманы - "сшиты, чтобы надеть
на ситуацию клиента". Такие метафоры могут действовать как весьма
эффективные агенты изменения, особенно в тех случаях, когда они
сконструированы и предъявлены в соответствии с представленными здесь
моделями конструирования метафор.
 
     Раздел 1
     Системы репрезентации
Одним из наиболее важных сегментов информации, которую вы можете
получить о природе индивидуального опыта, является то, что люди
репрезентируют свой опыт различным образом в отношении систем
репрезентации. Системы репрезентации - это, проще говоря, те модальности
ощущений, которые нам как человеческим существам доступны, и которые мы
используем для познания (репрезентации) окружающего нас мира. Путь,
посредством которого мы познаем (репрезентируем) мир, проходит через "ворота
наших ощущений": органы зрения, слуха, кинестезиса (движения, осязание,
чувство направления), обоняния и вкуса. Все эти системы функционируют
непрерывно, но поскольку большая часть этого постоянного сенсорного потока по
множеству причин является чрезмерной или ненужной, мы обращаем свое
внимание не на все элементы этого потока, а предпочитаем сосредоточиться на
той системе (или системах), которая дает нам информацию, наиболее
соответствующую имеющемуся у нас опыту. Например, сейчас, в данный момент
вы, возможно, в большей степени осознаете, что вы видите эти слова на этой
странице. Кроме того, вы можете почувствовать свою левую ногу. Или
услышать звуки, доносящиеся с улицы. Или почувствовать запах воздуха. И вкус
во рту. Почти наверняка вы не осознавали некоторые или все из указанных
сенсорных ощущений, пока ваше внимание не было к ним привлечено.
Таким же способом в любой момент времени люди сознательно приобретают
опыт о мире. Выкроив время, проделайте следующее простое упражнение.
Выпишите 5 предложений, описывающих какие-либо переживания, которые вам
нравятся (или не нравятся). Убедитесь, что вы включили в них то
специфическое,
что вам нравится или не нравится в каждом из них. (Например: "Что мне на
самом
деле нравится в езде на велосипеде, так это каким расслабленным я себя
чувствую, когда делаю это. Что мне нравится в спорах, так это когда кто-то
пытается увидеть точку зрения другого человека". )
А теперь посмотрите на предложения, которые вы написали. и уберите из
каждого из них предикаты. Предикаты - это глаголы, прилагательные и наречия,
определяющие взаимные отношения между вещами. В приведенных выше двух
предложениях предикатами являются: в 1-м - "в самом деле нравится",
"расслабленным", "чувствую"; во 2-м - "не нравится", "пытается", "увидеть",
"точку зрения"
     Выбрав предикаты, обратите внимание на то, что некоторые из них
относятся
к определенным системам репрезентации или подразумевают их, а некоторые -
нет. В наших примерах первое предложение содержит предикаты
"расслабленным" и "чувствую", которые относятся к кинестетической системе.
Второе предложение содержит слова "увидеть" и "точку зрения", являющиеся
визуально ориентированными предикатами. Посмотрите на предикаты в ваших
предложениях и найдите те из них, которые представляют или подразумевают
какую-либо отдельную систему репрезентации. Предикаты систем репрезентации,
которые появляются в любом из ваших предложений с наибольшей частотой,
возможно идентифицируют тот сенсорный канал, который наиболее значим для
вашего сознания в данном частном переживании.
Рассмотрим два примера.
     1. Джо: Я знаю, что мне лучше следовало ухватить эту ситуацию, но я так
часто натыкаюсь на камни преткновения.
     Реферирующие предикаты: ухватить, натыкаюсь, преткновения.
Система репрезентации: кинестетическая.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться