Дэвид Гордон "Терапевтические метафоры"

Описывая свой личный опыт, мы часто используем процессуальные слова,
говоря о них так, как если бы они были "вещами" или "событиями". Таким
образом "я чувствую" превращается в "чувство", "я надеюсь" - в "у меня есть
надежда", а "я был разозлен" - в "у меня есть злость". Хота мы можем говорить
о
чувствах, надежде, злости так, как если бы они были "вещами", которые можно
подержать в руках, на самом деле они являются процессами - динамичными и
неосязаемыми. Нельзя взять злость, осознание или боль, и положить на стол
для
всеобщего обозрения. Производить такие действия с "процессуальными" словами
     - означает номинализировать их.
     Хотя номинализация опыта часто является не самым существенным
средством для оказания помощи, тем не менее она может быть использована в
метафорах для этой цели, поскольку обладает свойством "стирания" важной
информации, требующейся для выражения того, что подразумевается данным
словом. Номинализация инициирует трансдеривационный поиск. В утверждении
"у меня есть злость" - "стертое" может быть восстановлено вопросами: "Зол на
кого? Злость в связи с чем? Злость когда? Зол каким образом? "
Рассмотрим следующие два предложения:
     1. С прыжком в туалет пришло осознание ситуации.
     2. Впрыгнув в туалет, Джон начал постепенно осознавать, что он не знает,
шел ли он за чем-то, или наоборот, уходил от чего-то.
В первом предложении процесс "переживания осознания" превращен в
событие или вещь - в "осознание". Номинализируя опыт "осознавания", мы
отбрасываем информацию о том, кто, что именно и каким образом осознавал.
Такая информация есть во втором предложении, которое описывает процесс, через
который проходит Джон. Как и другие присущие языку свойства, которые мы уже
изучали, номинализации в метафорах дают клиенту возможность вовлечения
номинализированного слова в процесс его собственных выборов.
 
     Вставленные команды и маркировка
Поскольку метафоры по своей сущности являются некой транспортной
системой для неявного предложения и/или осуществления изменений в паттернах
коммуникации, то обычно в рассказываемых историях присутствует несколько
пунктов, где подчеркивается некоторая важная мысль, особенно в отношении
разрешения проблемы. Одним из способов привлечения внимания клиента к
такого рода неявным предложениям для увеличения их действенности является
способ, при котором они оказываются частью вставленной команды. Вставленные
команды формируются посредством введения в предложение имени клиента (иди,
в некоторых случаях, местоимения 2-го липа) таким образом, что все, следующие
после имени, становится для клиента директивой. Например:
     1. Посидев там некоторое время, он решился и сказал себе: "Выйди".
     2. Посидев там некоторое время, он решился и сказал себе: "Дэвид,
выйди".
(Выделение шрифтом здесь указывает на изменение интонации - для
соответствующего эффекта прочтите фразу вслух. )
Сделав достаточно большую паузу в середине предложения 2, чтобы вставить
в него имя "Дэвид", мы получили прямую директиву, адресованную клиенту:
"Дэвид, выйди".
     Идея маркировки напоминает идею вставленных команд. Маркировка
предназначается для придания специфическим словам или фразам особого
значения посредством совпадения изменений в интонации терапевта (или
специфических звуков, жестов, прикосновений к клиенту) с теми фрагментами
предъявляемого сообщения, на которое следует обратить особое внимание.
Обычно в метафоре есть происшествия, идеи или персонажи, которые особенно
важны в смысле соотнесения своего опыта с тем, что соответствует таковому в
рассказываемой истории, и они могут быть промаркированы так, чтобы внедрить
их в пределы сознательного или подсознательного внимания клиента. Прочтите
примеры вслух:
     1. И когда он в это время вышел, он вышел полностью.
     2. И когда он в это время вышел, он вышел полностью.
 
    Раздел 7
Метафора Сэмюэля
     Теперь, возвращаясь к проблеме Сэмюэля, мы располагаем следующими
средствами: мы собрали о ней необходимую информацию, сконструировали
метафору, и все, что осталось сделать, это непосредственно предъявить
метафору.
Для лучшего усвоения синтаксических паттернов, описанных в предыдущих
разделах, они будут указываться параллельно тексту метафоры. Обратите
внимание, что использование этих паттернов позволяет нам "убить сразу двух
зайцев", поскольку таким образом клиенту оказывается содействие в
специфицировании его проблемной ситуации и в инициации
трансдеривационного поиска.
     Необходимо помнить, что сначала нужно прочитать всю историю, не обращая
внимания на синтаксические паттерны, и сосредоточившись только на ее
структурных аспектах (то есть на изоморфизме, связующих стратегиях, исходе и
переформировании). Затем прочитайте текст уже с учетом синтаксических
паттернов. В ходе работы постарайтесь заглядывать в колонку подсказок только
после того, как вы самостоятельно определите использованные паттерны; этим вы
окажете себе неоценимую услугу в умении их правильного распознавания и
использования.
     Обозначения: О - отсутствует референтный индекс,
Н - номинализация,
     НГ - неспецифицированный глагол.
 
     В Англии во времена "Круглого Стола"                      Н - во времена
короля Артура жил рыцарь чести и доблести,     Н - чести, доблести
известный как сэр Ланселот. Без сомнения,        Н - сомнение
вы слышали о нем.                                      О - о нем
 
     Возлюбленной Ланселота была королева                   Н - возлюбленная
Гиневра. Ланселот и Гиневра разделили друг с НГ - разделили
другом много радостей и печалей, были              Н - радостей, печалей
ближайшими друзьями и очень любили друг      Н - ближайшими
друга.
 
     Один был рыцарем, другая была правительницей.    О - один, другая
Оба, разумеется, имели много обязанностей и  НГ - был, была О - оба
функций, за которые они были ответственны. Они        Н - обязанностей,
функций
смотрели за всем этим так, чтобы вещи, которые          НГ - ответственны
нуждались в том, чтобы за ними смотрели,         О - они
делались как следует.                                             НГ - смотрели за
     О - вещи
     О - каждый по-своему
 
     Каждый по-своему они заботились о людях, и во     НГ - заботились
     многих отношениях люди заботились о них.             О - о людях
Ланселот имел великую гордость за эту              О - во многих отношениях
ответственность, и был вознагражден за              О - народ НГ - имел
свои усилия уважением, привязанностью и        Н - гордость
поддержкой народа.                                                Н - ответственность
     О - эту, его
     НГ - вознагражден
     О - свои Н - усилия
     Н - уважение, привязанность
 
 
     Эти обязанности занимали у Ланселота                     Н - обязанности
много времени, но когда он только мог, он         НГ - занимали О - эти
проводил время с Гиневрой. Такие времена были          О - когда только он
совершенно особыми для них обоих, поскольку            Н - особыми
оба понимали, что такие тесные и нежные узы НГ- проводили время
между двух людей найти нелегко.                                    О - такие времена
     О - них обоих
     Н - тесные узы
     О - двух людях
 
     И вот пришел такой день, когда Ланселот был         НГ - пришел О - такой
призван королем Артуром, чтобы воевать во      НГ - вызван
Франции.                                                      НГ - воевать
 
     Он поехал, и был счастлив, делая так, потому           О - он, него
что понимал, что у него есть обязанности перед            Н - обязанности
королевством и перед собой, и они во многих    О- во многих отношениях
отношениях превалировали над другими его      О - другими обязанностями
обязанностями.                                                        О - его
 
 
     Наибольшее сожаление вызывало у него то, что       Н - сожаление
     теперь он меньше будет видеться с Гиневрой.           О - его, он
     НГ - меньше видеться
 
     Так часто, как он мог, Ланселот возвращался            НГ - возвращался
домой, чтобы увидеть Гиневру. Но Гиневра
     становилась все грустней от того, что была
покинутой и одинокой.                                          Н - покинутой, одинокой
 
     Вместо радости и удовольствия прошлых времен     Н- радости, удовольствия
их встречи омрачались спорами и                        Н - прошлых времен
напряженностью.                                        Н - встречи О - их
     Н - спорами, напряженностью
     НГ - омрачались
 
 
     Обоим стало неуютно. Он продолжал                         О - он, обоим
возвращаться к Гиневре, когда только мог, но с             НГ - неуютно
каждым разом, когда он это делал, его страстное О - когда только мог, он
ожидание встречи немного уменьшалось.                       Н - ожидание, встреча
 
     Ланселот знал, что если они будут продолжать        О - его, они
все так, как они это делали, он и Гиневра           О - все так, как они
скоро будут разлучены.                                          НГ - делали
     НГ - разлучены
 
     Однажды Ланселот устал от войны во Франции и    О- однажды НГ - устал
отбыл, чтобы нанести еще один визит домой.     О - визит
 
     Он был опустошен и утомлен, и надеялся, что          НГ - опустошен, утомлен
сможет найти отдых в обществе Гиневры.                      Н - отдых, общество
 
     Однако, когда они вновь были вместе, возникла       О - они НГ - возникла
та же самая старая неуютная ситуация.               Н - ситуация
 
     В конце концов Ланселот больше не смог этого       О - в конце концов
выносить. Он усадил Гиневру, а затем сказал ей,           О - этого
Сэмюэль; "Теперь я хочу, чтобы ты послушала НГ - выносить О-он; ей
меня минуту. Я вовсе не счастлив от того, что  НГ - усадил
разлучаюсь с тобой настолько, насколько это    НГ - разлучаюсь
имеет место, но я также знаю, что то, что я        О - с тобой
делаю - важно. Я чуть не свихнулся, пытаясь     О - настолько насколько это
найти способ решить эту проблему, и я не совсем НГ - знаю
знаю то, что следует делать. То существенное,  О - то, что я делаю
что я знаю, что нужно сделать, это сказать         О - эту Н - проблему
тебе, что ты очень важна для меня, что я люблю            О - ты НГ - важна
тебя, и то, что я вдали, не означает, что я не       О - меня О - вдали
беспокоюсь о тебе, потому что я беспокоюсь.    НГ-не беспокоюсь
Здесь ли, там ли, я часто думаю о тебе.    О - о тебе
И если бы я мог всегда иметь тебя                        НГ - беспокоюсь
рядом со мной, я бы сделал это".               О - здесь, вдали, тебе, часто
     НГ - думаю
 
     Когда Гиневра услышала это, ее глаза            О - это, она, его
наполнились слезами, и она обняла его.
     - "Все это время, - сказала она, Сэмюэль, - я О - все это время
думала, что ты не посвящаешь мне ни одной      О - одной Н - мысли
мысли, когда ты вдали... Что, возможно, ты        О - ты, вдали, меня, на
рад на время быть свободным время от меня".    НГ - быть свободным
     Конечно, с тех пор их любовь и дружба росли.         О - с этих пор, их
Более того, они были ближе, чем когда-либо до             Н - любовь, дружба
этого, так как оба, Сэмюэль, научились тому,    НГ - росла, ближе
что никогда нет никакой причины у кого-либо О - они, оба, когда-либо
воздерживаться от того, чтобы сказать другому             до этого
именно то, что беспокоит ее, или что чувствует            О - у кого-либо
он. И даже хотя они были вместе не так уж много Н - причина
времени, как было раньше, теперь всегда,           НГ - воздержаться
когда был случай, когда они оказывались вместе, О - другому, ее, что, он,
они извлекали выгоду из этого времени, чтобы              они, много
радовать друг друга больше, чем когда либо до Н - всегда Н - случай
этого.                                                             НГ - оказывались вместе
     О - они
     Н - извлекали выгоду
     Н - времени
     НГ - радовать
 
     Данная метафора является адекватной изоморфной репрезентацией проблемы
Сэмюэля, а также содержит способы ее разрешения. Нельзя твердо сказать, что
она
предоставляет ему адекватный обучающий опыт, поскольку это зависит от
способности Сэмюэля утилизировать предъявленную информацию, от
неучтенных значимых моментов в данной проблемной ситуации, и от целей,
которые преследует терапевт.
     Одним из способов увеличить эффективность данной метафоры является
включение в ее конструкцию структур, относящихся к области категорий Сатир, к
системам репрезентации и субмодальностям. О важности учета аспектов
значимости, разрешения и законченности, с тем, чтобы метафоры были
ориентированы на несколько уровней восприятия, мы уже говорили. Для того,
чтобы вы могли лучше различать функции каждого из этих уровней, в конце
каждой из следующих частей книги мы будем последовательно добавлять их в
метафору.
 
 
 * Часть 3 *
 
     ДОБАВЛЯЕМ КАТЕГОРИИ САТИР
В коммуникации между людьми всегда присутствуют два компонента:
содержание и стиль. Содержанием коммуникации является любая информация,
которую в соответствии с темой разговора сообщают друг другу собеседники.
Стиль - это способ, при помощи которого это содержание передается, и который
в этом смысле включает в себя интонацию, телесные движения и позы,
выражения липа и характеристические паттерны синтаксиса. Как вам, возможно,
известно из личного опыта, стиль коммуникации может оказывать огромное
воздействие на интерпретацию слушателем ее содержания. Обратите внимание,
как проявляются эти факторы в следующей простой просьбе:
     1. "Убери от меня эту вещь" (глаза широко открыты, говорит дрожащим
голосом, заламывая руки).
     2. "Убери от меня эту вещь! " (смотрит зло, говорит очень громко,
указывая на
"эту вещь").
     3. "Убери от меня эту вещь" (лицо безмятежно, голос монотонный, не глядя
указывает пальцем через плечо на "эту вещь").
Далее каждая коммуникация сопровождается стилистическими
компонентами, которые влияют на восприятие и часто являются достаточно
очевидной частью сообщения. Но что может быть не столь явно, так это факт,
что
люди постоянно пользуются разными стилями коммуникации, которые являются
характерными для каждого из них. Попробуйте вспомнить какие-нибудь
недавние разговоры с вашими знакомыми, обращая внимание только на то, как
они выражали себя (то есть, каков был их стиль). Возможно, вы заметите, что
некоторые (или все) их стили различаются, и что все ваши знакомые были
последовательны в использовании своего частного стиля.
Хотя все мы взаимодействуем посредством различных стилей, существуют
также несколько стилей, которые достаточно устойчивы, и настолько глубоко
присущи человеческой коммуникации вообще, что могут быть формализованы в
качестве паттернов или "мод" коммуникации. Люди варьируют стили, при
помощи которых общаются, и в этих вариациях существует определенная
последовательность. Формализация этих последовательностей в виде паттернов
представляет возможность использовать их в качестве мерила, при помощи
которого можно исследовать стили коммуникации. Такое сведение стилей к
коммуникационным модам проведено Вирджинией Сатир, и лучшего, чем
привести здесь ее собственное блестящее описание этих паттернов, мне не
придумать.
 
     Раздел 1
     Категории Сатир
     1. Плакатер (угодник).
     Слова: Согласие ("Все, что вы хотите делать, правильно. Я здесь только
для
того, чтобы предупреждать ваши желания").
     Тело: "Я беспомощна".
Внутри: "Я чувствую себя ничтожеством, без него я погибну, я совершенно
никчемна".
     Плакатер всегда говорит, как бы заискивая, пытаясь благодарить,
извиняться;
он никогда не выражает несогласия, независимо от предмета разговора. Это -
так
называемый "человек-да". Говорит он так, как будто ничего не может сделать
сам
и должен всегда иметь кого-нибудь в качестве наставника. В дальнейшем вы
увидите, что поиграв эту роль даже в течение 5 минут, вы получите
отвратительные ощущения и тошноту.
     Хорошим подспорьем в том, чтобы быть хорошим плакатером, является
мысль, что вы в самом деле самое ничтожное существо в мире. Вы счастливы уже
от того, что вам разрешено есть. Вы обязаны благодарить всех, вы ответственны
за
все ошибки, случающиеся в мире. Вы знаете, что могли бы остановить дождь,
если
бы вовремя об этом подумали - но вы не подумали. Естественно, вы будете
соглашаться с любой критикой в ваш адрес. Разумеется, вы благодарны даже за
то,
что кто-то вообще разговаривает с вами, независимо от того, что и как он
говорит.
     Вам и в голову не придет попросить что-то для себя. В конце концов, кто
вы
такой, чтобы просить? Кроме того, если бы вы были достаточно порядочным
человеком, все пришло бы само собой.
     Будьте самым слащавым, мученическим, льстивым существом, каким вы
можете быть. Представьте, что вы стоите на одном колене, несколько
пошатываясь и по-нищенски вытянув руку, и убедитесь, что вы вытянули голову
достаточно, чтобы у вас заболела шея, и что ваши глазные яблоки напряглись до
предела - не пройдет и мгновения, как у вас заболит голова.
Когда вы находитесь в подобной позе, заговорите, у вас появится хныкающий
и писклявый голос, поскольку вы держите свое тело в таком положении, что вам
не хватает воздуха для сильного полноценного голоса. Вы будете говорить "да"
в
ответ на любое предложение, независимо от того, что вы чувствуете или
думаете.
     2. Блеймер (обвинитель).
     Слова: Несогласие ("Ты никогда не делаешь ничего правильно. В чем дело?
").
Тело: Обвиняет ("Я здесь самый главный").
     Внутри: "Я одинок, и я неудачник".
Блеймер - это диктатор, хозяин, человек, который находит ошибки. Он ведет

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться