Дэвид Гордон "Терапевтические метафоры"

     В целях уточнения этой спецификации и используя его ощущение "пустоты" в
желудке, Дебора отправила Стива в более далекое прошлое, к множеству других
изоморфных опытов. Затем она попросила, чтобы он внимательно наблюдал за
своей картинкой и следил за своими ощущениями, после чего она предложила
сделать картинку цветной. Как только он начал добавлять цвета к наблюдаемому
образу, тот немедленно начал качаться и "плясать". Телесные ощущения Стива
также изменились, и тогда он вдруг вспомнил, что у него есть миллион дел,
которые нужно сделать, и что времена, когда он оставался один, были для него
наилучшей возможностью сделать любое из дел, которые доставляли ему
удовольствие. Вскоре после этого, если он вдруг чувствовал себя одиноким и
никому не нужным, он сразу понимал, что видит ту же самую черно-белую
картинку. Расцвечивая ее, он чувствовал немедленное облегчение и готовность к
действию. И наконец, цветовое изменение, которое он произвел,
генерализовалось достаточно для того, чтобы он больше не чувствовал себя
одиноким и не нужным, если только он сам этого не хотел.
Этот случай является прекрасной иллюстрацией к вопросам, которые
обсуждались нами в этом разделе, и отличным примером стратеги внутримерных
изменений в пределах данной субмодальности. Сначала Дебора достигла того, что
Стив специфицировал проблему в отношении субмодальностей, затем она
использовала кинестетический компонент в качестве проводника в прошлые
опыты. То, что все эти опыты оказались изоморфны проблеме, гарантировало, что
созвездие субмодальных различений Стива было точной репрезентацией его
опыта. Затем Дебора выбрала субмодальность для проведения в ней изменения
(цвет), вызывая трансформацию посредством инструкции контролировать
остальные модальности в ходе изменения образа от черно-белого к цветному. В
результате Стив вошел в соприкосновение с новым личным выбором в
отношении своих эмоций и поведения, и в течение последующих дней этот опыт
генерализовался по мере того, как Стив создавал для себя новые и
переформировывал старые поведенческие опыты.
Как можно использовать эту стратегию в терапевтических метафорах?
Стратегия использования внутримерных сдвигов в метафорах, в основном,
соответствует уже приведенным. Единственная разница состоит здесь в том, что
вместо обращения к клиенту с просьбой провести внутри-мерный сдвиг вы
обеспечиваете его метафорическим опытом о процессе проведения (или об уже
проведенном) внутримерного сдвига. Например, Дебора могла рассказать Стиву
историю о юноше, который весь день держал шторы на своем окне
приспущенными так, что все внутри казалось скучными и тусклыми. Однажды
утром, когда он смотрелся в зеркало, одна штора внезапно отошла, и комната
наполнилась солнечным светом. И впервые за долгое время он заметил различные
цвета в одежде, которая была на нем, в оттенках своей кожи, волос и так
далее.
Потом Дебора могла бы описать изменения, которые юноша ощутил в своей
жизни в результате такого "многоцветного" утра. Шаги инкорпорирования
внутримерного сдвига в субмодальности через метафору таковы:
     1. Идентифицируйте проблему, то есть приведите клиента к
специфицированию им своих опытов в отношении субмодальностей.
     2. Идентифицируйте разрешение, которое является спецификацией того, как
клиент хочет, чтобы его опыт был другим.
     3. На основе полученной информации выберите субмодальность, которую
нужно изменить.
     4. Инкорпорируйте первоначальное внутримерное положение в метафору.
     5. Инкорпорируйте подобранный внутримерный опыт в связующую
стратегию в той ее точке, где производится "изменение".
     6. Переформируйте внутримерный сдвиг в применении к новым опытам.
 
     Сдвиги синестезии
В разделе 3 вы ознакомились с концепцией паттернов синестезии.
Экспериментальные данные безоговорочно свидетельствуют о том, что наши
сенсорные системы взаимодействуют на субмодальном уровне высоко-
паттерными способами. Многие из паттернов наложения между
субмодальностами являются общими для большинства людей, принадлежащих к
данной культуре; другие (а может, и большинство) синестетические паттерны
уникальны для данного человека как обладателя уникальной картины мира.
Важность применения паттернов синестезии в контексте терапевтического
вмешательства состоит в том, что это позволяет проводить изящные и
эффективные переходы от одной системы репрезентации к другой. Этот же
феномен наблюдается и при наложении субмодальностей, поскольку переход
осуществляется посредством перемещения от субмодальности одной системы к
эквивалентной субмодальности другой системы. Субмодальные различения,
используемые здесь, эквивалентны в том смысле, что они не идентичны (как
опыты восприятия), но функционально они одни и те же - то есть изоморфны
друг другу. Таким образом, на перцептуальном уровне они функционируют тем же
способом, как "проблемная ситуация" и "метафора" на уровне метафоры. В
качестве упражнения предлагаем вам выполнить несколько раз следующее
задание, регулярно обращая внимание на полученные вами результаты.
Сожмите любую руку в кулак. Закройте глаза и вообразите цвет для ощущения,
которое вы испытываете в сжатой руке. Выберите какой-либо цвет, возникший в
вашем воображении или находящийся в окружении. Наблюдая за ним,
представьте соответствующий ему звук, который вы можете услышать "в голове".
Прислушайтесь теперь к специфическому звуку вокруг вас, и по мере слушания
превратите его в телесное ощущение. То, что вы только что проделали, есть
создание для вас трех паттернов синестезии, принадлежащих исключительно вам.
 
     Кинестетическое                        Визуальное
сжатый кулак                    красный цвет
 
     Визуальное                      Аудиальное
красный цвет                        низков гудение
 
     Аудальное                        кинестетическое
свист чайника                   напряжение в ногах
 
     Большинство (если не все) наших опытов восприятия каким-нибудь образом
накладываются на другие сенсорные системы. Как эти паттерны можно
использовать в терапевтическом контексте?
     Часто бывает так, что вы, как терапевт, решаете, что изменение в системе
репрезентации будет каким-либо образом выгодно для вашего клиента.
Предположим, что ваш клиент, имеющий развитую кинестетику, говорит вам; "Я
по-настоящему нуждаюсь в том, чтобы быть способным планировать наперед...
Но я только запутываю самого себя". Понимая, что этот человек обращает мало
внимания на. свои внутренние картины, и зная, что конструирование внутренних
образов является прекрасным способом "планировать наперед", вы решаете
использовать метафору, чтобы переориентировать его визуальную систему на
"планирование". Может быть вполне достаточно применить простое
переключение системы репрезентации внутри метафоры. Однако паттерны
синестезии не только гарантируют изящный переход между двумя системами, но
и обеспечивают вашего клиента стратегией, при помощи которой он сам
сможет проводить такой переход.
     В качестве примера сравните два следующих перехода, ориентированных на
нашего "кинестетического планировщика".
     А. Переключение систем репрезентации:
"Он совершенно не мог ухватить, каким должен быть его следующий шаг в
строительстве. Затем он вдруг ясно увидел, что следует сделать... "
Б. Синестетическое наложение:
     "Он был в тупике, и на минуту остановился, чтобы перевести дыхание... Он
положил руки на стол и закрыл таза, и по мере того, как он водил руками по
его
поверхности, он начал видеть стол своим внутренним взором. Но это был не
полный образ, и тогда, чтобы развлечь себя, он начал дополнять образ. Двигая
руками по краям стола, он стал способен отметить границы картинки в своей
голове. Тем же способом он дополнил глубину. И по мере того, как его руки
поигрывали грубой поверхностью, он мог видеть занозы, выемки и волокна на
этой картине. Потом стало так, что он вдруг смог увидеть, какие следующие
шаги
надо сделать".
     Прелесть примера "Б" состоит в том, что он включает в форме
синестетических наложений инструкции относительно того, как навести мост
между двумя системами репрезентации. При комбинировании с внутримерным
сдвигом субмодальностей паттерны синестезии предоставляют вам в огромной
степени эффективный способ для оказания другим помощи в изменении. Ниже
дан пример того, как это можно использовать вместе. На одном из семинаров у
меня практиковался один джентльмен, Бен, который хотел прекратить чувствовать
"тревогу" всякий раз, когда он пытался сделать что-то новое. Это было
особенно
тяжело для Бена - иметь эту проблему - поскольку он занимал ответственное
положение на службе, которая требовала от него некоторой способности к
принятию творческих решений. Я попросил Бена вернуться назад во времени к
тому последнему разу, какой он мог вспомнить, когда он по-настоящему
чувствовал тревогу, и потом описать свой опыт. Он описал ощущения, как
"сжатие в желудке и груди, напряженность в шее и давление с другой стороны в
голове". У него не было репрезентации опыта ни в какой другой системе, кроме
кинестетики. Поскольку он прожил много лет, безуспешно пытаясь изменить это
чувство самостоятельно, я решил использовать паттерн синестезии, чтобы Бен
произвел изменение в другой системе.
     Я попросил его интенсифицировать это ощущение сжатости в желудке, а
затем сконструировать для этого ощущения какой-нибудь визуальный образ. Он
описал созданную картинку, как "огромный зеленый шар, немного сплюснутый с
обеих сторон". Тогда я попросил Бена продолжать наблюдать за шаром, сделав
его
по моему сигналу черно-белым, и следить за любым изменением в ходе этого
процесса. Когда я подал знак, Бен пару раз моргнул, потом выпрямился и
улыбнулся. Он сказал: "Когда образ превратился в черно-белый, шар
сморщился...
И напряжения больше не ощущается. Тревога исчезла! " Затем я попросил его
пройти к другом сценам из его прошлого, где он чувствовал тревогу при попытке
изучить или сделать что-нибудь новое, увидеть эти сцены в цвете, а потом по
моему знаку сделать их черно-белыми. В каждом случае его "тревога" покидала
его, и память больше не оказывала на него своего первоначального давления. В
последующем этот новый навык был использован для создания части его
будущего поведения.
     Обратите внимание на поразительную корреляцию между чувством
"тревожности" и соответствующим ему синестетическим образом у Бена.
Напоминая ощущение давления на виски, шар был "сжатым по бокам". Далее -
образ был не просто цветным, но имел специфическую. окраску - зеленую.
Синестетический сдвиг, выбранный для Вена, заключался в том, чтобы взять его
ощущение напряжения в желудке и сконструировать из этого образ. При
осуществлении такого перехода он сделал наложение двух визуальных
субмодальностей - контура и цвета. Поскольку при внутримерном сдвиге цвета
репрезентации каждой из двух сенсорных систем были для Вена эквивалентными
(изоморфными), кинестетическое ощущение напряженности также изменилось.
Обратите внимание на то, что нельзя было заранее знать, каким специфически
будет это соответствующее изменение. Выбор субмодальностей для наложения и
выбор нужных внутримерных сдвигов будут зависеть в основном от вашего
личного опыта и интуиции. Например, в случае с Беном я мог бы попросить его
изменить зеленый цвет на красный или преобразовать шар в пирамиду.
Повторю еще раз, что когда вы меняете измерение одного субмодального
различения в границах данного созвездия, то некоторые или все субмодальные
различения в этом созвездии также должны каким-то образом измениться, чтобы
приспособиться к первой перемене. Стратегия использования синестетических
сдвигов в целях оказания помощи клиентам в изменении их репрезентации опыта
выглядит следующим образом.
     1. Окажите клиенту содействие в специфицировании опыта его "проблемы" в
отношении соответствующей ей субмодальности.
     2. Используя вашу интуицию и опыт, выберите субмодальность, на которую
следует произвести наложение; систему или субмодальность, с которой она будет
совмещена; и внутримерный сдвиг, который нужно сделать.
     3. Проведите наложение новой системы или субмодальности у клиента в ходе
интенсифицирования им его первоначальной субмодальности.
     4. Произведите у клиента внутримерное изменение нового субмодального
различения.
     Эта стратегия может быть легко приспособлена для использования в
метафорах. Последовательность действий здесь та же, за исключением того, что
шаги 1 и 2 осуществляются при сборе информации у клиента, а шаги 3 и 4
предъявляются клиенту посредством метафоры. Обобщенным примером того, как
это можно сделать в метафоре, для случая Бена может быть нечто вроде:
"... Однажды он обнаружил, что оказался в очень стесненном положении.
Конечно, было время действовать, но он был запутан и ничего не делал. По мере
того, как дела продолжали давить на него, он начал видеть, что это за
затруднительная ситуация, в которой он находится. И по мере того, как он
смотрел на ситуацию, перед его глазами проплывали цвета. Они кружились и
ярко плясали перед ним. Затем медленно цвета потускнели... потускнели совсем,
до черно-белого... открыв ему, что именно было тем, что он должен был делать.
Теперь было очевидно, каким должно быть следующее движение, и он
почувствовал себя удивительно свободно, чтобы предпринять эти шаги... "
(Чередование субмодальностей выделено шрифтом. )
 
     Раздел 5
Когда применять синестезию?
     Когда человек приходит к вам за помощью, он ищет в вас того, кто мог бы
помочь ему расширить и обогатить его модель мира. Большинство наших проблем
можно свести к специфическим ограничениям наших индивидуальных моделей
мира. Например, человек может прикоснуться к раскаленной кухонной плите,
обжечься, а потом прийти к обобщению (генерализации), что надо избегать всех
кухонных плит. Такое новое добавление к его модели мира будет, разумеется,
хорошо защищать его от ожогов о плиты, но оно также будет ограничивать его в
том смысле, что использование плит будет исключено из его обихода. Такой
процесс разработки моделей мира ничем не отличается от того, который был
использован одной женщиной, чей лицемерный муж "научил" ее, что "мужчинам
нельзя верить"; или одним мужчиной, чей властный отец "научил" его, что
человек "должен трепетать перед своим работодателем"; или ребенком, чьи
нечестные родители "научили" его "забыть о надежде". Все это - вполне
знакомые вам примеры ограничивающих моделей, уникальных для каждого
человека, который обучается им и использует их в жизни. Привычным для всех
нас моделирующим паттерном является индивидуальное развитие (эволюция)
первичной системы репрезентации и специфических систем репрезентации для
специфических опытов. (Все, что говорится в этом разделе, уже несколько раз
было сказано в предыдущих частях книги. Но эти замечания надо повторять,
поскольку они образуют точку опоры, на которой балансирует терапевтическое
вмешательство. ) Как еще можно применить наши знания о системах
репрезентации и паттернах синестезии для помощи другим в изменении?
Одним из полезных способов использования сдвигов синестезии является
обеспечение вашего клиента расширенной репрезентацией его опыта посредством
переключения в другие системы репрезентации. Часто цели терапии требуют,
чтобы клиент имел доступ к более широкой перспективе в своем поведении
(чтобы он имел больше легкодоступной информации для использования ее в
процессе работы с "проблемой"). Это особенно верно для тех случаев, когда
специфический опыт репрезентируется только в одной системе.
Возьмем для примера случай Бена. Все, что ему было известно относительно
своей "проблемы", заключалось в том, что когда бы он ни пытался сделать что-
то
новое, он начинал чувствовать тревогу. Он не имел никакого представления ни о
каких внутренних образах, голосах или запахах, связанных с этим его опытом. Я
подумал, что для Бена было бы полезно связать его чувство тревоги с
внутренними картинками, поскольку по многим признакам в его поведении я уже
знал, что он мучает себя внутренними картинками, которых не осознает. Пока
эти
картинки оставались вне сознания, они могли влиять на чувства Бена, но если
бы
он мог их "видеть", он бы получил в свое распоряжение множество выборов по
отношению к ним (он мог бы изменить их исход, "стереть" их, превратить в
карикатуру, переделать и т. п. ) В целях помощи Бену во включении его
визуальной
системы в его опыт "тревоги", он был приведен к осуществлению сдвига
синестезии от кинестетической системы к визуальной. Получив выбор в создании
внутренних картин, он мог совершенно непринужденно связывать свои чувства с
актуально визуализированными сценами. Таким образом паттерны синестезии
можно использовать для включения других сенсорных систем в репрезентацию
опыта.
     Сдвиги синестезии могут также использоваться для перевода опыта в более
подходящую систему репрезентации. Хотя для любого опыта не существует
никаких абсолютно "правильных" систем, некоторые сенсорные системы часто
более подходящи и более полезны для определенных переживаний у большинства
людей. Например, в моей клиентуре был один подающий большие надежды
студент-архитектор, который тоже был высококинестетичен и почти совсем не
подозревал о существовании внутренних картин. Его выдающаяся способность
ощущать свои телесные движения сделала его блестящим чертежником, хорошим
дизайнером (он вербально описывал поверхности и "движения" своего
воображаемого здания), но когда дело доходило до непосредственного
изображения его творения, что-то чрезвычайно ему мешало (поскольку у него не
было средств для перевода ощущения здания в образ). Используя паттерны
синестезии, систематически переводившие его от кинестетических ощущений к их
визуальным эквивалентам, он смог "настроить" свою внутреннюю визуальную
систему так, чтобы начать легко представлять свои ощущения в качестве
картинок
     - после чего нарисовать на бумаге то, что он "видел" в голове, стало
парой
пустяков. Без сомнения, вы можете легко вспомнить знакомых или клиентов,
которые ограничивали себя сходным образом, а именно: используя неподходящие
сенсорные системы.
     Третьим типом случаев, где вы можете с большим успехом использовать
сдвиги синестезии, являются ситуации, когда вы приходите к выводу о
полезности репрезентирования двух различных опытов в одной и той же
системе. "Различные опыты" здесь - это на самом деле одновременные
репрезентации полярных (или по меньшей мере несовместимых) опытов. Когда
человек пытается пережить (репрезентировать) два или более несовместимых
опыта одновременно, он "тупеет" - то есть оказывается неспособным
конгруэнтно ввести в действие тот или иной выбор. (Проведите эксперимент:
продолжая читать, почувствуйте заинтересованность в том, что вы читаете, и
одновременно скуку. ) Пункт, в котором человек ощущает себя в тупике, обычно
и
является местом, где у него внезапно возникают "проблемы".
Синтаксическим признаком "отупения" является произносимый или
подразумеваемый союз "но": "Я хочу расслабиться, но я вижу, что мне еще
многое
следует сделать. Я хочу любить ее, но я ее не люблю. Я знаю, что мне
следовало
бы позаботиться о себе, чтобы избавиться от этих головных болей... (но) я
полагаю, что заслуживаю их". Что способно сделать проблемой желание
расслабиться и желание иметь много неотложных дел, так это попытка
пережить и то, и другое одновременно. По отдельности и в подходящее время
каждый из этих двух опытов чрезвычайно важен, но вместе они лишаются
взаимно конгруэнтности. Здесь задача терапии состоит в отборе несовместимых,
но одновременно возникающих переживаний, и в приведении их к
последовательной форме - так, чтобы каждая репрезентация могла свободно
функционировать в полную силу, когда в ней есть необходимость или когда она
желательна. (Кстати, что произошло в вашем эксперименте? Остановите его! Что
теперь произошло в вашем эксперименте? А сейчас вернитесь назад и выясните,
что происходит, когда вы перечитываете этот абзац, будучи "полным скуки".
Затем перечитайте его, будучи полным "интереса". )
Последовательный паттерн, посредством которого люди организуют для себя
полярные опыты, заключается в репрезентации несовместимых опытов в
различных сенсорных системах. В типичном случае человек будет "чувствовать,
как что-то выталкивает его из дома", но "видеть, что он должен остаться
дома".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться