Дэвид Гордон "Терапевтические метафоры"

не менее, контексты их были совершенно похожими: в обоих был человек с
проблемой, доставляющей страдание; в обоих был человек, который приходил на
помощь человеку с проблемой, и он произносил позитивные утверждения о
возможности помочь. Законна была догадка, что этот джентльмен должен быть
заинтригован тем, как я собираюсь это сделать. Персонаж моей метафоры также
был заинтригован тем, каким образом его вентиль будет отремонтирован
водопроводчиком. Далее в ходе рассказывания моей метафоры этот джентльмен
должен был бы время от времени икать, и для каждого его приступа я вводил
либо
движение головой, либо звук "кап". Оба сигнала не были достаточно
очевидными, чтобы вызвать сопротивление с его стороны. В начале я обратился к
нему, используя его собственную пьяную интонацию. Затем я изменил свою
интонацию, и варьировал ее в зависимости от желания маркировать
определенные части в моей метафоре в качестве изолированных в своем действии
сообщений. Это в дальнейшем усиливалось аналоговой жестикуляцией и
подстройкой темпа речи к его дыханию. Целью этих стратегий было сделать мою
историю по возможности близкой к паттернам его опыта на подсознательном
уровне так, чтобы в какой-нибудь точке рассказ достиг бы пределов его модели
(где он пребывал в тупике) и с теми же паттернами позволил бы ему последовать
к разрешению, представленному в истории. Конечно же, на каком-то уровне
опыта он выдвинул бы свое собственное специфическое разрешение.
Что касается тех заранее разработанных описаний, которые я приводил,
используя как вербальную, так и невербальную коммуникации, чтобы он создавал
картинки о проблеме, приведенной в метафоре, то это главным образом делалось
для целей рассеивания его сознания. И, наконец, я якорил его опыт, нажимая
ему
на руку, поскольку это было частью входа в весь этот опыт. Следовательно, в
будущем он мог использовать этот якорь для оказания помощи самому себе в
реконструировании сходного опыта.
     Стратегия использования метафор для целей изменения заключается в тесном
соответствии ее (по мере возможности) контексту внутреннего опыта человека,
желающего измениться. Предыдущая метафора в большей степени зависела от
моей способности к конструированию как можно большего числа соответствий
типа "один к одному" между моей историей и проблемой того человека скорее на
уровне контекста, чем на уровне содержания. Однако я совершенно убежден в
том, что конечный успех или неудача метафоры в обеспечении изменений зависит
от наличия подсознательного желания человека участвовать в этом процессе.
Второй пример демонстрирует случай, когда для того, чтобы метафора
сработала, человек должен сначала увериться в том, что он определил контекст,
требующий изменения. Следовательно, здесь имеет место также конструирование
такого метафорического контекста, который удовлетворил бы эту потребность.
И этот случай произошел в ресторане. На этот раз от икоты страдала женщина.
Она пожаловалась на это, и официант, зная о моих "способностях", сообщил ей,
что я могу "убрать" ее икоту, и попросил меня помочь ей. Я спросил ее, не
будет
ли она любезна создавать картинки в своей голове, пока я буду рассказывать ей
свою историю об испорченном вентиле. Ее реакция отличалась от реакции
предыдущего джентльмена, от которого я в сущности получил определенное
подсознательное согласие на мое вмешательство. Несмотря на ее словесно
выраженную признательность, она, судя по интонации, испытывала ко мне
большую подозрительность. Едва согласившись, она тут же отвернулась, чтобы
закурить сигарету. Я понял ее реакцию как указание на то, что, по крайней
мере,
одна ее часть не желала моей помощи, и что эта часть имела определенные
средства защиты для нанесения мне поражения в деле, которое я собирался
исполнить. Я вновь рассказал историю о вентиле, но на этот раз результат
оказался отрицательным. С какой-то триумфальной интонацией женщина
возвестила, что икота не исчезла (и это было правдой).
В этот момент и была сконструирована метафора, которая учитывала ту часть
женщины, нуждавшуюся в том, чтобы нанести мне поражение. Для этого я
переработал контекст таким образом, чтобы вместо увязания в борьбе за победу
была решена сама проблема икоты. Я выбрал следующую стратегию. Я сказал ей,
что нам обоим было заранее ясно, что моя история не поможет ей, и выразил ей
свою фрустрацию по поводу провала моих стараний. Таким способом я смог
добиться следующего: во-первых, я смог дать ее сопротивляющейся части то,
чего
она хотела - мое поражение и ее контроль: во-вторых, поскольку эта часть
имела
хороший выбор средств для оказания мне сопротивления, она могла
сопротивляться и моему новому утверждению (что мы оба знали, что история не
сработает). Поэтому, поскольку она сопротивлялась, она должна была начать
делать честные усилия по сотрудничеству.
     (Вероятно, наиболее важным замечанием, которое следовало бы сделать в
этом примере, должно быть указание на тот факт, что именно готовность Вилли к
присоединению в его реакциях на ситуации, возникающие в его практике,
позволяют ему так успешно осуществлять деятельность терапевта. Непринужденно
согласившись с соглашающейся частью этой женщины, Вилли с легкостью
приводит ее в двойное замешательство, требующее от нее сотрудничества.
Теперь,
чтобы победить Вилли, она должна избавиться от икоты. )
В этот момент я встал из-за стола и пошел прочь, чтобы еще больше усилить
связь между той ее частью, которая хотела вылечиться от икоты, и частью,
которая
теперь сопротивлялась мне посредством готовности к честным усилиям по
сотрудничеству в деле удаления икоты. Внезапно я обернулся к ней и спросил:
"Поскольку моя попытка провалилась, то какого цвета ваша икота? " Она
ответила:
"Пурпурного". Я спросил с акцентом на вопрос: "Ваша икота пурпурная? " - и
пошел дальше. Затем я снова резко обернулся и спросил ее: не было ли у нее
когда-либо пурпурного шара с гелием: и что происходит с шаром, который
наполнен
гелием, если его отпустить? И тут же немедленно ушел. Когда минуты через три
я
вернулся, очень удивленная дама сообщила мне, что ей кажется, что ее икота
исчезла. И это было правдой.
     (Здесь Вилли использует синестетическое наложение. Этим способом он
может оставить икоту с ее неопределенным и неуловимым исходом в покое, а
вместо этого говорить о "пурпурном". Говоря это и не дожидаясь ответа на свои
сообщения, инициирующие трансдеривационный поиск, Вилли лишает ее
возможности спорить и возвращаться к прежнему результату. Вилли завершает
свою метафору субмодальным сдвигом, используя в качестве средства
перемещения "шар". )
     В этом случае я позволил ей контролировать конструирование ее
собственной
метафоры для икоты в виде "пурпурного" цвета. Следующий шаг заключался в
том, чтобы просто соединить этот цвет с чем-нибудь еще, что могло быть
пурпурным и могло быть метафорическим средством удаления икоты. Моя догадка
заключалась в том, что у нее есть чем реферировать случай, когда шар с гелием
выпускают на свободу. Начиная с этого места, мы больше не говорили об икоте
или избавлении от нее. Мы говорили о том, что случается, когда отпускают шар
с
гелием: просто случилось так, что этот шар был пурпурным, и это совпадало с
тем,
что такой же была икота.
 
     Метафора Вивейс с пояснениями
     Эта метафора была рассказана одной молодой женщине, которую мы будем
называть Вивейс, обратившейся за помощью к терапевту в связи с плохим
зрением. В ходе предварительного собеседования было выяснено, что проблемы
со зрением, которые привели ее в кабинет врача, по меньшей мере частично были
обусловлены образом, связывавшимся у нее с ее ответственностью за воспитание
дочери и с опасением давать отцу девочки основания для обвинений в свой адрес
(отец был выходцем из Европы и имел сравнительно консервативные взгляды на
то, как должны вести себя женщины). Часть Вивейс, которая была сфокусирована
на ее обязанностях, находилась в противоречии с другой частью, которая
чувствовала потребность "удрать из дому", танцевать и двигаться. Во
взаимоотношениях этих двух частей "ответственность" плакатировала, а часть
"удрать из дому" блеймировала.
     Данная метафора выполняла для Вивейс несколько терапевтических
предназначений одновременно. Одним из них было предоставление Вивейс
средств, используя которые обе ее конфликтующие части могли бы быть
удовлетворены (то есть могли бы получить то, что они хотели для Вивейс).
Вторым предназначением было предоставление способа, при помощи которого
Вивейс сама могла бы более плодотворно взаимодействовать с отцом и видеть его
поведение. Третьим предназначением метафоры было задание определенного
тона для дальнейшей терапии, осуществление метафорическим путем процесса,
через который она, вероятно, должна была пройти. И, наконец, четвертой целью
метафоры было предоставление Вивейс новых способов использования своих
глаз. Для осуществления всех этих целей в метафоре широко использовалось
"вложение реальностей".
     Первое предназначение.
"Ответственная" часть Вивейс хотела быть уверенной в том, что Вивейс -
хорошая хозяйка, однако эта часть в действительности не получала желаемого,
поскольку негодование Вивейс по поводу своей "связанности" семьей вставала на
пути добросовестного и эффективного ведения домашних дел. Часть Вивейс под
названием "удрать из дому" хотела убедиться в том, что она заботится о
собственных потребностях в отдыхе и обновлении. Эта часть также не могла
получить желаемого, поскольку время, которое Вивейс посвящала себе, часто
перемежалось мыслями об обязанностях, ждавших ее дома. В метафоре ясно
очерчены различия между двумя этими частями. Разрешение их конфликта
возникает, когда каждая приучается к балансу (левелингу) с другой частью;
обе
используют аудиальную систему для коммуникации друг с другом; и обе
приучаются к разделению информации от каждой из их репрезентативных систем
при помощи паттернов синестезии. Последовательность этих связующих
стратегий такова, что теперь эти две части могут коммуницировать эффективно,
они способны использовать и усиливать одна другую. Схематически эти паттерны
можно представить следующим образом:
     Актуальная ситуация
ПРОБЛЕМА               СВЯЗУЮЩАЯ СТРАТЕГИЯ          ЖЕЛАЕМЫЙ ИСХОД
Конфликт между двумя        Конфликтующие части        Обе части (и
частями не дает ни одной наменяют характер своих Вивейс в целом)
из них возможности для       коммуникаций                      могут получить то,
самовыражения                                                          что хотят
     В метафоре
ПРОБЛЕМА               СВЯЗУЮЩАЯ СТРАТЕГИЯ          ЖЕЛАЕМЫЙ ИСХОД
Лэт и Хо пытаются быть       Для того чтобы          И Лэт, и Хо достигают
любящими сестрами, хотят достичь цели,             своих целей, в результате
заботиться об отце и             они оказываются          продолжают развиваться
находят          тропинку в сад           взаимозависимыми         и расти
МЕТАФОРА                                     РАЗРЕШЕНИЕ
     Связующая стратегия                 Исход
     ЛЭТ: кинестетический  аудиальный левелер + синестетические  Левелер
блеймер                                                                    паттерны       аудиальный
     аудиальный
     визуальный
 
     ХО: визуальный              аудиальный левелер + синестетические  Левелер
плакатер                                            паттерны                   визуальный
     аудиальный
     кинестетический
     Второе предназначение.
В определенной части метафоры отец Лэт и Хо "слепнет", и с тех пор он не
способен "видеть" изменения в своих дочерях. В конце концов отец просит,
чтобы его привели к "фруктовому саду". Это путешествие сопровождается
большим количеством разговоров, и это обусловлено тем соображением, что
наилучшим образом изменения в отце Вивейс могут быть проведены через
аудиальную систему. Оказавшись в саду, отец, будучи любознательным от
природы человеком, изобретает свой собственный план. В сказке слепота отца не
ассоциируется с намерением посягнуть на свободу Лэт и Хо - это просто
случайность, с которой все обходятся наилучшим (из доступных им) образом.
Третье предназначение.
     Вся повествовательная линия метафоры направлена на описание прошлого
Вивейс (до момента обращения за помощью), описание терапевтических
отношений и некоторых изменений, которые она хотела провести. Таким образом,
в начале рассказа Лэт и Хо предстают как части, очень схожие в своих
предпочтениях и способностях, которые расходятся после того, как отец
"слепнет". Молодой человек, появляющийся из леса и останавливающийся в их
доме для оказания помощи и проведении нужного ремонта и замен во флигеле,
это сам терапевт (а на другом уровне - это часть Вивейс, которая имеет
способность к контакту и коммуникации с другими частями). После того, как
юноша вводит Лэт и Хо в сад, он уходит, поскольку в нем нет больше
необходимости. Девушки продолжают пользоваться садом, когда хотят. Кроме
того в метафору введены специфические якоря, которые должны будут
действовать позже, когда они потребуются для проведения соответствующих
изменений (мигание для Лэт и щипок за щеку для Хо). Итого, включая упомянутые
якоря, данная метафора содержит в себе, по крайней мере, семь вложенных
реальностей. Четвертое предназначение. "Новые способы использования ее глаз"
включают указания к преднамеренному использованию глазных мышц и
паттернов визуального наблюдения - с тем, чтобы начать замечать субмодальные
аспекты визуальной информации и чтобы начать извлекать большее количество
информации из того, что она видит, применяя паттерны синестезии.
ИТАК, МЕТАФОРА ВИВЕЙС...
     В некотором месте, непохожем на это место (1), жили-были один мужчина и
две его дочери. Он был очень интеллигентным человеком, который очень
гордился своими дочерьми и обеспечивал (2) их так хорошо, как мог. Жили они в
небольшом доме в лесу.
     (1. Обратите внимание на неспецифицированность того, как это "некоторое
место" не похоже на "это место", и того, что это за "место" вообще.
     2. "Обеспечивал" - также не специфицировано. Обеспечивал чем? )
Дочерей звали Лэт и Хо. Будучи подростками, Лэт и Хо разделяли (3) друг с
другом все свои приключения. Каждый день они убегали в лес, чтобы делать там
свои открытия (4). Они делали маленьких людей из сосновых шишек, и играли в
"дома", где стенами были деревья, а крышей - небо. Разумеется, в лесу они
встречались и регулярно беседовали с разными эльфами, гномами, феями. А когда
они были голодны, им ничего не стоило отправиться на "охоту" в кустарник,
полный их любимых ягод. Когда им хотелось, они возвращались домой, подбегали
к отцу и крепко его обнимали. Он тоже обнимал их, смеялся,. усаживал их на
колени, готовый слушать все подробности их дневных приключений. Он всегда
восхищался их приключениями, потому что хотя он и был очень умным
человеком, во многом он не соприкасался с миром (5). Он редко уходил из дома
в
странствия, и очень интересовался тем, как выглядит все в лесу. И так это шло
год за годом. Лэт и Хо росли вместе, выбрасывали изношенные игры и заменяли
их
новыми.
     (3. Первоначально Лэт и Хо не только разделяют сходные потребности и их
выражение, но и демонстрируют развитие всех систем репрезентации в полной
степени.
     4. Обратите внимание на то, что слова "приключения" и "открытия"
используются для подсказки Вивейс о том, что она делает сейчас.
     5. Здесь не специфицировано и то, каким способом отец "нс соприкасался с
миром", давая Вивейс возможность самой определить эти способы. )
Однажды отец впал в непредвиденную слепоту (6). Через некоторое время
после этого Лэт и Хо также стали меняться. Лэт продолжала большую часть дня
проводить в шумных играх в лесу. Она любила ощущать холодный воздух на лице,
когда она бегала, и низкие ветки, хлеставшие ее по ногам. Она никогда не
уставала гладить меховые шапки зеленых сосновых веток или пробегаться руками
по
грубой коре деревьев. Иногда, когда Лэт подходила к кусту с ягодами, она
набирала горсть и давила ягоды только потому, что это было интересным
ощущением. А когда она уставала, она ложилась на мшистые склоны холмов или
на упругий ковер из сосновых иголок (7).
     (6. Впадение отца в "непредвиденную слепоту" совпадает с опытом Вивейс о
консерватизме отца, поскольку она не способна "видеть", почему он думает так,
как думает.
     7. Именно в этой точке Вивейс развивает две действительно различные
части.
Лэт, часть "удрать из дому", характеризуется здесь, как часть
высококинестетическая - посредством таких предикатов, как "ощущать",
"холодный", "хлеставшие" и т. д. )
     С другой стороны, Хо своим предназначением видела ведение домашнего
хозяйства. Лес она любила не меньше, чем прежде, и ей доставляло много
радости
смотреть на него из дома. Особенно ей нравилось наблюдать за тем, как
менялись
цвета и тени в лесу в течение дня и со сменой времен года. Однако она знала,
что
самым большим ее удовольствием было сфокусировать свое внимание на
домашнем хозяйстве и его нуждах. Она любила готовить. Всегда было что-то
особенное для нее в наблюдении за тем, как складываются отдельные части,
составляющие кушанье; потом, как кушанье исчезает в печи и появляется оттуда
явно изменившимся. У Хо был также талант в том, чтобы увидеть, что нужно
сделать по дому, и таким образом в доме всегда была картина полного порядка.
И
конечно, она осознавала, что самая большая ответственность ее заключается в
том,
чтобы смотреть за отцом (8).
     (8. Здесь "ответственная" часть, Хо, характеризуется, как часть
высоковизуальная, посредством таких предикатов, как "увидела", "смотреть",
"сфокусировать" и т. д. )
     Шло время. Хо и Лэт все чаще проводили свое время раздельно (9). В
некоторых вещах они действовали вместе, а в некоторых - нет. Иногда, бывало,
Лэт говорила Хо: "Тебе не следует (10) тратить столько времени на домашние
дела. Почему ты не можешь хотя бы на время отбросить от себя весь этот вздор?
И
кроме того, тебе не следовало бы так много ухаживать за отцом. Он вполне
может
позаботиться о себе сам, ты и сама это знаешь".
(9. Этот абзац выделяет то обстоятельство, что Лэт и Хо больше не
гармонируют друг с другом.
     10. Слова Лэт вроде "тебе не следует", "почему ты не можешь" указывают
на
ее блейминговую коммуникационную моду. )
     Тогда Хо отвечала ей: "Я просто (11) знаю, что отцу нужен кто-нибудь,
кто бы
смотрел за ним. И я на самом деле не против этого. Мне нравится то, что я
здесь
делаю, и если бы ты только не беспокоилась обо мне, все было бы великолепно".
Тем не менее временами Хо чувствовала в себе побуждения к тому, чтобы слетать
в лес (12). Но поскольку все ее обязанности, очевидно, были дома, она
затемняла
эти побуждения, насколько могла.
     (11. Здесь Хо индицирует свою коммуникационную моду плакатирования,
используя слова "просто", "если бы только", "было бы".
     12. События в рассказе развиваются от указания, что иногда Хо
"чувствовала
в себе побуждения слетать в лес", к появлению "молодого человека", то есть
терапевта. )
     Однажды из леса вышел молодой человек и подошел к дому. Хо увидела его
первой и пригласила внутрь. Он объяснил, что совершает путешествие, которое,
насколько ему известно, не завершится никогда. И хота Лэт часто оказывала на
него давление, чтобы получить информацию, он был во многих отношениях
совершенно скрытным человеком. Отец, Хо и Лэт поняли его позицию, и больше
не задавали ему вопросов о его прошлом. Молодой человек попросил у них
разрешения остаться на некоторое время в пристройке, чтобы сделать кое-какие

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться