Майкл Либо и Лесли Камерон-Бандлер "Моделирование ментальных способностей"

Выяснив желаемое, переходим к контексту — когда, где, с кем. Нужно ответить на вопрос: "В какой ситуации я хочу проявить результирующее поведение?". Недостаточно просто установить в качестве результата, скажем, способность выражать собственное мнение, чувствовать себя уверенно перед лицом неудачи, постоять за себя, следовать диете, быть решительным. В дополнение к поведению как таковому вы должны также определить контекст, в котором хотите это проявить. В каком контексте вы хотите постоять за себя? При взаимодействии с равным себе? Любимыми? Старшими? Всегда? Если результат — это следование диете, тогда намерены или желаете ли вы следовать ей всегда, во всех контекстах, без исключений? А как в поездках или с обедом в гостях у шефа или с празднованием вашего юбилея с несравненной в ресторане?

Можно и в самом деле держать в голове какой-то специфический контекст, чтобы воспользоваться в нем результирующим поведением. Важно определиться с контекстом, в котором вы хотите использовать результирующее поведение, поскольку оперативные формы одних и тех же поведений в разных контекстах могут быть существенно и значительно различны. Так, если вы хотите суметь постоять за себя перед начальником на работе и прибегаете к оперативным формам такого же результата при взаимоотношениях с любимыми, можно обнаружить, что недавно приобретенная способность совсем не подходит в применении к начальнику. Значит важно, моделируя поведение, пользоваться в качестве источников информации людьми, которые не только реагируют желаемым образом, но делают это в контекстах, в которых вы хотите проявить такое поведение.

Поведение свойственное и нарочитое.

Следующим относящимся к результату соображением будет решение, что моделировать: свойственное поведение или нарочитое. Свойственное поведение — это поведение, приобретенное индивидом как естественный результат взаимодействия в своей среде за многие годы. При распознавании таких поведений их обычно называют талантами, природным даром, натурой или способностями. Девушка, легко и быстро схватывающая логику компьютерного программирования, и ее одноклассница, не такая дока в программировании, но с готовностью оценивающая этот талант в других, — это примеры свойственных поведений. Свойственным поведением первой девушки является способность разбираться в компьютерном программировании, а свойственным поведением второй девушки является способность ценить такой талант в других. Для целей копирования любое поведение, приобретаемое случайно (как большинство наших поведений), просто помечается как "свойственное".

Нарочитыми поведениями, с другой стороны, являются поведения, приобретенные намеренно. То есть индивид определил необходимость специфического поведения, и ему (ей) удалось приобрести такое поведение. Таким образом, разница между свойственным и нарочитым поведением выражается разницей между, например, "от природы" хорошим рассказчиком и человеком, научившимся хорошо рассказывать, хотя раньше он рассказывать не умел. Несмотря на общий итог поведения (и, вероятно, использование одних и тех же оперативных форм), существует значительная разница между ними в смысле проделанного для приобретения такой способности. Для первого делать ничего намеренно не пришлось, второму пришлось пройти через последовательность желания научиться, мотивацию, сам процесс учебы и т.д. Реакции, поведения и опыт, ведущие человека к обретению поведения, но сами по себе не вовлекаемые в проявление этого поведения, называются предшествующими действиями.

Общий пример разницы между поведением и предшествующими действиями можно найти в отношении курения. Большинству курильщиков известно что следует прекратить курить, им, может быть, даже известно, как это сделать, но они не могут мотивировать себя на самом деле бросить. Это показывает, что не только поведенческий результат отказа от сигарет, но также и предшествующие действия по принятию решения, мотивации, планированию как это сделать и т.д. могут быть критическими для возможности бросить курить.

В дополнение к оперативным формам для результата как такового вам как индивиду могут также потребоваться оперативные формы для предшествующих действий, составляющих поведение, ведущее и поддерживающее обретение желаемого результата. На практике, пока вы еще не знаете о своем недостатке решительности, обязательств или мотивации, необходимых, чтобы избранный результат стал реальным, мы предлагаем начать моделирование с самого результата. Установив оперативные формы результата, вы быстро определите необходимость также и предшествующих действий. Успешно овладев способностью генерировать результирующее поведение, но обнаружив что-либо, не делаете этого, либо вам не удается продолжать генерировать его в соответствующих контекстах, вы должны обратиться к одному или несколькими предшествующим действиям. О предшествующих действиях более подробно мы поговорим в разделе "Действие".

Кого моделировать.

Выбирая модель для подражания, вы должны найти человека, поступающего так, как вы хотите поступать в желаемых контекстах. На практике это не всегда столь очевидное требование. Распространенной ошибкой является использование в качестве объекта моделирования человека, который не полностью удовлетворяет требованиям результата. Так, мы часто наблюдали, как люди пытаются научиться бросить курить у тех, кто никогда не задумывался о курении, как о чем-то первостепенном. Хотя, по-видимому, и стоящая моделирования, способность избегать сигареты не то же самое, что бросить курить. Для человека, желающего бросить курить, необходимо смоделировать индивида, курившего и бросившего.

Если в результате предпринятого вам известно, что потребуются поведенческие и настроечные предшествующие действия так же, как и результирующее поведение как таковое, тогда вы также захотите выбрать в качестве модели кого-то, для которого результирующее поведение является нарочитым.

По возможности старайтесь наблюдать реальную демонстрацию желаемой реакции вашего объекта в контексте, который интересует вас. Если у вас нет возможности наблюдать человека в контексте, в котором вы хотите изменений, тогда постарайтесь создать такую возможность, возможно, создав для объекта необходимую ситуацию. Например, если у одной из ваших сотрудниц репутация весьма умелой в оценке коммерческих перспектив, но вы никогда не были рядом, когда она делала оценки, можно напроситься к ней в следующий раз, когда она будет встречаться с перспективным посетителем. Вам также захочется провести с ней некоторое время и после, чтобы задать нужные для моделирования вопросы. Самым простым способом будет обыграть с ней ее отношения с клиентом, где роль клиента сыграете вы. В любом случае вы удостоверитесь, что ваш объект на самом деле реагирует так, как это хотелось бы сделать вам. Дополнительным преимуществом в создании результирующего контекста, и тем самым возможности непосредственной демонстрации способности объекта, является то, что у вас будет свежий пример, на котором строятся ответы объекта, когда вы задаете свои вопросы по моделированию. Мы всегда стараемся найти по крайней мере троих носителей способностей, которые мы хотим смоделировать для себя или других. Это позволяет нам сравнивать их и выяснять, какая модель наиболее удачна. Пользуясь Эмпринт-методом для нахождения моделей, характерных для людей в целом или для их специфических поведений, мы привлекаем массу разнообразных образцов для уточнения. Хотя, результируя индивидуальное поведение в частности, мы, уже исходя из опыта, считаем, что использование более трех образцов приведет лишь к избытку информации.

Действия.

И вот вы уже установили свой результат и нашли по крайней мере одного человека, уже компетентного в проявлении такого результата, с которого можно снять необходимую информацию об оперативной форме. Теперь нужно, чтобы вы поняли, что кажущееся относительно простым, направленным и быстро проявляющим себя поведение может на самом деле быть конечным продуктом целого набора действий. Например, результирующим поведением написания техдокументаций является, очевидно, результатом успешного выполнения других действий, связанных с выбором темы, исследованием, выработкой структуры презентации, выбором стиля и т.д.

Действия — это шаги, предпринимаемые индивидом, чтобы проявить определенное результирующее поведение. Таким образом, "выбрать тему" и "провести исследование" — это два действия, лежащие в основе способности вести техдокументацию. Точно так же использование Эмпринт-метода для моделирования задействует начальные действия определения результата, выяснения потребности свойственного или нарочитого поведения, определения действий.

Вовсе не обязательно, что оба описанных результата (ведение техдокументации и моделирование) организуются по действиям, указанным для каждого из них. Обозначенные действия были взяты у индивидов, на самом деле проявляющих такие результирующие поведения, по описания основных действий принадлежит им. То есть набор действий, выявленных у индивида, представляет индивидуальный способ организации своего опыта и является значительным в обеспечении возможности проявление результирующего поведения так, как данный индивид проявляет его. Для одного поведенческий результат "подняться и танцевать" включает лишь одно действие — "делать это", — для другого же — это целый набор действий: "решить, что я хочу ощутить", "определить, что понравится партнеру", "представить что-нибудь новенькое". Для обоих танцоров набор действий "верен" для реакции на танец. Индивид, чья оперативная форма моделируется, является окончательным судьей, как делать осуществляемое так, как он это делает.

Предшествующие действия.

Успех от овладения свойственным или нарочитым поведением зависит от того, просто ли вы хотите знать как "это" делается или вам также требуются такие предшествующие поведению действия, как мотивация и обязательство. Как говорилось выше, вы всегда можете протестировать это, выявив оперативные формы желаемого результирующего поведения у кого-то, владеющего им как свойственным или нарочитым поведением, и использовать эти формы для направления своего реагирования в необходимом контексте. Если вы можете, но не осуществляете поведение — это знак, что вам требуются дополнительные оперативные формы таких предшествующих действий, как решение, мотивация, планирование и обязательство.

Четыре указанных действия — решение, мотивация, планирование и принятие обязательства — наиболее значительные из предшествующих действий. По опыту вы уже можете знать, что у вас они либо отсутствуют, либо являются неподходящими. Так, после долгих лет размышлений, не заняться ли образованием, чтобы получить степень и в другой области, вы можете обнаружить, что...

 — вы не смогли решить, хорошая ли это мысль вообще;

 — вы решили, что идея хорошая, но не смогли мотивировать себя предпринять что-то;

 — вы исследовали все возможности, но не смогли разработать соответствующий план;

 — у вас есть план, но вы никак не примете обязательства задействовать его.

Возьмем пример отца, который преднамеренно и успешно изменил свое поведение от окриков до аргументированных переговоров в отношениях со своим 10-летним сыном. Тот, кто все еще кричит на своих детей, должен бы знать...

 — Как он решил изменить свое реагирование?

 — Как он мотивировал себя сделать попытку изменить свое реагирование?

 — Как он разработал работающий план изменения своего реагирования?

 — Как он принял обязательство, достаточно сильное, чтобы принудить себя следовать плану?

Опять же необходимо помнить, что предшествующие действия включают оперативные формы, ведущие к использованию тех действий и оперативных форм, которые лежат в основе проявления результата как такового. Если вам предварительно известно, что лично вам необходимо одно или несколько предшествующих действий для специфического результата, тогда вы обязательно должны сначала собрать информацию и собрать ее у индивидов, чьим результатом является нарочитое поведение.

Действия и оперативные формы.

Как было сказано в главе 3, как результат может явиться следствием определенных действий, так и каждое действие может само быть следствием более чем одной оперативной формы. Каждая из таких оперативных форм находит выход в определенном внешнем, эмоциональном или познавательном поведении. На этой стадии моделирования последовательности вашей целью должно быть определение результата с точки зрения последовательности оперативных форм, лежащих в основе результата.

Можно считать, что результат является выходом какого-то набора подрезультатов, где каждый подрезультат является действием и оперативной формой. Используя ведение техдокументации в качестве примера желаемого результата, мы узнали от нашего испытуемого, Боба, что результат является слагаемым из трех действий: выбор темы, исследование, выбор стиля написания. На последующие вопросы Боб объяснил, что действие исследования само по себе состоит из трех отдельных оперативных форм, в которых им решается, что необходимо знать, где добыть требуемую информацию, как выделить релевантную информацию из референций. Однако для каждого действия не следует иметь более одной оперативной формы. Для Боба выбор темы и стиля письма, — это действия, включающие только по одной оперативной форме.

Часто бывает, что завершение оценки в одной оперативной форме есть предпосылка для задействования следующей, однако оперативные формы могут также существовать одновременно, переходить в начало, возвращаться обратно и т.д. Часто выполненное в одной оперативной форме порождает информацию или переживания, используемые в последующих оперативных форм. Иными словами, поведенческие, информативные и чувственные выводы одной оперативной формы становятся источником референций другой оперативной формы. К примеру, представим начальные оперативные формы результата ведения техдокументации.

Результат

Ведение техдокументации

Действия выбор темы исследование выбор стиля

Оперативные формы выбор темы что надо знать? какие источники информации есть? выбор информации выбор стиля

Очевидно, что прежде чем соответствующим образом задействовать последовательность оперативных форм, составляющих деятельность по исследованию, необходимо выбрать тему. Выбранная тема покажет затем важную референцию прошлого в каждой из оперативных форм, составляющих действие по исследованию. Оценки по необходимой информации, где ее можно раздобыть и как лучше всего отобрать необходимое из источника, осуществляются индивидом в соответствии с референцией прошлого избранной темы. Хотя может показаться очевидным, что исследование нельзя сделать без выбора сначала темы, но для незнакомых с ведением техдокументации это может явиться открытием. Факт тот, что многие садятся за такое дело без ясной идеи о теме или с темой, но в слишком общих чертах, и это кончается пустой тратой времени и сил на поиски литературы, сбор информации и т.д. Выводы оперативной формы, где решается, что необходимо знать, показывают, какими референциями пользоваться при определении в отношении получаемой информации. Все это является примером последовательного использования референции для другого или других последующих шагов. Однако, как мы уже говорили, выводы из оперативных форм могут также информировать и дополнять друг друга одновременно, возвратно и т.д. Оперативные формы Боба дают пример этого во взаимодействии между шагами решения о необходимом и выделения информации. В то время, как необходимое является важной информативной референцией в форме "выделения", сведения, выделяемые им, могут также одновременно функционировать как важная информативная референция для формата "необходимого". То есть выделяемая информация может менять понятия необходимости. А в результате — еще лучшее оформление документации.

К примеру, предположим, что он исследует документацию по последним разработкам в компьютерной технологии. Проводя исследования, он встречает литературные ссылки, говорящие о долговременном воздействии технологии на отношения в обществе, аспект, на котором он раньше не останавливался. Оперируя по форме "что необходимо знать", он размышляет, является ли "воздействие на общество" тем, на чем необходимо сконцентрироваться. Хотя такая оценка может показаться очевидной, факты говорят за то, что многие, установив для себя интересы исследования, автоматически проходят мимо любой информации, несоответствующей избранной области. Способность, которой обладает наш исследователь в данном контексте, существует частично благодаря используемым им оперативным формам, а частично как результат его гибкости в рассмотрении всей новой информации между этими двумя оперативными формами. Остановившись, чтобы просмотреть весь затронутый нами материал, вы поймете, что теперь обладаете направляющими указателями, которым можно следовать при определении своего результата, оценке его уместности, выборе моделей для копирования, проявляющий желаемый вами результат желаемым вами способом в желаемых ситуациях, понимании типов действий и оперативных форм, включенных в осуществление этого результата. Вы прошли лишь первую ступень. А теперь мы перейдем к следующей фазе — к выявлению и определению приемов, которыми можно воспользоваться для сбора информации о результатах и действиях и для выявления переменных, составляющих оперативные формы таланта и компетентности.

10. Определение действий и оперативных форм.

Беседуя, люди составляют связки ключей своих внутренних процессов. Такими ключами являются слова, используемые для описания переживаний. К примеру, в нашей культуре легко узнать, когда человек говорит о происшедшем, а не происходящем или могущим произойти в будущем; просто нужно прислушаться временной глагольной форме. Но лингвистические маркеры используются гораздо шире, чем просто чтобы определять прошлое, настоящее и будущее. Они выявляют также понятия всех ступеней поведения — действий и оперативных форм, — о которых идет речь. К счастью, все мы воспитаны в данной культуре и обладаем лингвистическими декодерами, воспринимаемыми как часть нашего биологического и культурного наследия. Мы используем, распознаем и реагируем на язык, являющийся ключом к неразгаданной тайне наших внутренних процессов. Наиболее важными лингвистическими понятиями для определения последовательности оперативных форм, в которых задействован индивид, являются определяющие последовательности наречия — "тогда", "затем", "потом", "после", "вслед", "сначала" и т.д. Используемые для разделения глаголов, определяющих какой-то тип действия или деятельности, такие наречия служат для маркировки значительного изменения. Например, в ответ на преднамеренно общий вопрос: "Как вы подходите к техдокументации?" — Боб (субъект из примеров в предыдущей главе) отвечает:

 — Сначала я определяю специфическую тему, затем произвожу необходимое исследование, потом, когда это сделано, решаю каким стилем воспользоваться, планируя, и только потом начинаю писать.

Данным утверждением Боб сообщает, что организует задачу написания технической документации по пяти действиям: выбор темы, исследования, выбор стиля, планирование, написание. Во всех случаях, кроме одного, он маркирует изменение деятельности указанием "затем — потом". При написании Бобом документации эти действия представляют собой отдельные шаги — хотя, как мы знаем из предыдущей главы, не обязательно независимые. Наречия используются часто в маркировке изменений в действиях, но не всегда, — деятельность по планированию он не обозначил наречием. В данном случае изменение действия очевидно из факта, что поведения, определяемые в каждой из трех фраз его ответа, являются разными. Когда индивид пользуется новым глаголом (определять, планировать, писать и т.д.), чтобы выразить другое действие, такое действие является поведенческим проявлением другой оперативной формы или набора оперативных форм. Для маркировки таких сдвигов в деятельности наличие наречий необязательно.

Для Боба выбор стиля и планирование воспринимаются как отдельные действия, что демонстрируется фактом описания всего процесса по очередности, не смешивая одно действие с другим. Другой человек, для которого написание техдокументации не включает в себя выбор стиля, описал бы процесс так: "Выбираю тему, затем произвожу исследование, потом планирую и, наконец, пишу."

Отвечая на наши вопросы, Боб старался помочь, и ответы его были исчерпывающи. Люди, не привыкшие к детальному описанию своих внутренних процессов, даже когда их просят об этом, легко могут пропустить какой-нибудь шаг, который кажется им тривиальным или само собой разумеющимся. Так откуда же тогда знать, что выявлен весь набор действий, лежащих в основе специфического результата? Это делается посредством опроса субъекта о границах действий, которые вами уже выявлены. Вопросы, которые почти всегда выявляют такую информацию, представляются вариантами следующего.

Есть ли еще что-нибудь, что вы делаете прежде чем(выбрать тему)?

Когда вы (выбрали тему), после этого вы готовы (начать исследование)?

Вне зависимости от формы вопроса, он заставляет индивида задуматься, насколько это в его силах, а не выпустил ли он что-нибудь.

Получив описание действий, ответственных за проявление результирующего поведения, вам требуется решить, являются ли какие-нибудь из этих действий сами по себе проявлением более одной оперативной формы. Выявить это можно, применив тот же вопрос к каждому действию, что применялся к результирующему поведению.

Как вы подходите к (выбору темы)?

Отвечая на этот вопрос, субъект либо обозначит набор оценок (каждая из которых, по-видимому, означает одну оперативную форму), либо начнет описывать единственную оперативную форму для данного действия. Очевидно, если он предлагает вам набор оценок — каждая из этих оперативных форм представляет собой поведенческий шаг, который может потребовать исследования и определения. Если, наоборот, отвечая на вопрос, он описывает единственную оценку, то можно проверить, чтобы убедиться, что это единственная оперативная форма, задав вопросы в общей форме.

 Есть ли еще какие-нибудь соображения по (выбору темы)?

Является ли описываемое вами единственным, что вы оцениваете, прежде чем (выбрать тему)?

Такой процесс схематически можно выразить так.

Результат

Написание технической документации

Спрашиваете "Как вы подходите к написанию техдокументации?"

Получаете Выбор темы исследование Выбор стиля

Действия

Спрашиваете ("как вы подходите..?)

Спрашиваете ("Есть ли еще соображения..?)

Получаете оперативные формы Выбор темы необходимо знать? источник информации? Выделение информации Выбор стиля

В отношении выявления оперативных форм существует еще более важное лингвистическое понятие: использование союза "и". Подобно наречиям, обозначающим последовательность, использование "и" между описаниями двух оценок указывает, что обе эти оперативные формы являются отдельными шагами. Более того, уже само "и" показывает на одновременное существование двух (или более) оперативных форм. Мы взяли следующее описание у женщины, очень способной в хореографии.

 — Ну, если звучит музыка, у меня появляются ощущения, как она звучит, и я ощущаю шаги, совпадающими по ритму... и после у меня получается несколько разрозненных кусков в голове, и затем вырисовываются связующие звенья.

Последовательность, описанная ею здесь, имеет четыре оперативных формы. Две первых имеют место одновременно (ощущаю звуки и подгоняю по ритму), на что указывает используемый ею союз "и". Оперативные формы здесь разные (что подтверждается дополнительными вопросами, критерии и референции разные), но происходят одновременно.

Следующий отрывок выявления содержит примеры всех понятий в отношении определения числа и типов действий и оперативных форм, лежащих в основе проявления результата. В данном примере у субъекта, Алана, особый дар к конструированию. Его творения, хоть и просты, но очень искусны. Разговор ведется о кормушке для птиц, которую он недавно смастерил (для большей выразительности понятий мы выделяем их курсивом)

МЛ: Как вы подходите к конструированию кормушки?

Алан: Ну, некоторое время планирую ее, затем просто строю.

Первый ответ Алана говорит нам, что он делает различия между действием по планированию и действием по постройке. Это последовательные шаги, на что указывает использование "затем".

МЛ: А как вы подходите к планированию?

Алан: Я размышляю о необходимых функциях кормушки и из чего ее сделать.

МЛ: Что вы имеете в виду под словом "функции"?

Алан: Она должна выдержать семечки, и чтобы они были сухими. Должно быть место для птиц. И все такое.

Вопрос: "А как вы подходите к планированию?" — должен выявить, состоит ли Аланово планирование из более чем одной оперативной формы и, если это так, какие они. Алан отвечает, описывая два поведения: оценку необходимых функций и оценку необходимых материалов. Эти два поведения, вероятно, одновременны, на что показывает "и", а не "и затем". Как мы выяснили позже, функциональность оказывает воздействие на его оценку необходимых материалов. То есть выводы "оценки функций" высвечивают информативные референции в оперативной форме "оценки материалов". Вопрос: "Что вы имеете в виду под функциями?" призван начать определение эквивалента критерия для "функций".

МЛ: Хорошо, есть что-нибудь, что вы должны сделать, прежде чем начать обдумывать функции и т.д.?

Алан: Да нет, ничего такого, если только я не мастерю что-то для других. Тогда я сначала выясню, чего он хочет.

МЛ: Давайте предположим, что мастерите кормушку для дома.

Алан: Хорошо.

Майкл Либо тестирует по шагам, предшествующим "оценке функции и материалов", и обнаруживает наличие предшествующего поведения "сбора информации" в особом контексте конструирования для постороннего человека. (Если вас интересует конструирование для других, вам захочется найти оперативные формы, используемые Аланом в сборе такой информации).

МЛ: Обдумав функции кормушки, решив, какие материалы использовать, после этого вы готовы строить кормушку?

Алан: Ну, нет. Затем я определяю ее форму и обдумываю, какие материалы в моем распоряжении. По возможности я предпочитаю пользоваться уже имеющимся.

Затем проверяется, заканчивается ли планирование Алана только оценкой функций и материалов. Оказывается, что нет. Выясняется, что затем он "определяет форму" и (одновременно) "обдумывает, какие материалы в его распоряжении".

МЛ: Так. Определившись с формой и материалами, вы готовы приступать к работе?

Алан: Ну, разве что собрать вместе материалы и инструменты и выкроить время, а так готов.

Действия по планированию кормушки заканчиваются, когда он приходит к определенным выводам в отношении формы и имеющихся материалов. Эти выводы показаны как информативные референции прошлого в последующем действии сбора материалов и инструментов и в действиях, вовлеченных в саму постройку кормушки (информация о пользовании материалами, порядок действий и т.д.)

Результат

Конструирование

Действия Планирование Собирание инструментов и материалов Постройка

Оперативные формы ? ?

Сбор информации Функции Необходимые материалы Дизайн Наличие материалов

Определившись с набором оперативных форм, лежащих в основе результата, как это мы сделали здесь с Аланом, можно начинать выявление оперативных форм для каждого из шагов. Конечно, в процессе определения результата, действий и количества оперативных форм часто вы будете высвечивать информацию в отношении содержания этих оперативных форм. К примеру, в описании шагов, которые Алан осуществляет во время планирования конструкции для постороннего человека, выясняется критерий, которым он пользуется в рамках оперативной формы сбора информации — желание другого человека.

Если вам показалось, что в процедуре проявления требуется чрезвычайная тщательность, — вы совершенно правы. Если бы намеревались просто оценить Алана, не было бы необходимости собирать всю эту информацию. Оценить можно было бы и просто любуясь его искусной работой. Информация об Алане еще больше усиливает наше им восхищение, но мы забрасывали наш исследовательский невод вовсе не для того, чтобы весь улов состоял из чувства восхищения. Мы хотим скопировать особый дар Алана. А копирование — и по определению, и на практике, — требует совершенно точной подгонки всех деталей и переменных. Скопировать навык гораздо труднее, чем просто оценить его, но награда в смысле расширения восприятия и компетентности огромна.

11. Выявление и определение переменных.

Определившись с результатом и выяснив количество основных действий и оперативных форм, можно начинать определение семи переменных для каждой оперативной формы. Данная глава снабдит вас приемами выявления и определения для выполнения этой задачи.

Все примеры выявления, данные в этом разделе, предполагают, что первые жизненно важные шаги из предыдущей главы уже усвоены. Переменные обсуждаются в наиболее полезном, на наш взгляд, порядке. Выявление переменных оперативных форм иллюстрируется соответствующими фрагментами, взятыми из наиболее обширных исследований, чтобы осветить модели, релевантные описываемому понятию.

И еще одно важное замечание, прежде чем мы пойдем дальше. Собирая информацию в отношении оперативных форм по специфическим действиям, вы можете обнаружить, что проявление действия фактически зависит от одной или более оперативных форм, о которых раньше вы и понятия не имели. Когда такое случается, прекратите определение переменных и отсортируйте основную последовательность оперативных форм. Получив ясное понимание новой последовательности, можно вернуться на прежнее место и продолжать исследование переменных.

Тестовые категории.

Временные рамки и критерии.

Тестовая категория охватывает оценку, сделанную в пределах специфической оперативной формы. Критерии — это стандарты, применяемые для такой оценки; а временная рамка теста определяет, важно ли, чтобы критерии были выполнены в прошлом, настоящем или будущем.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться