Майкл Либо и Лесли Камерон-Бандлер "Моделирование ментальных способностей"

Не секрет, что у многих проблемы с перееданием и избыточным весом. Конечно, если изменить какую-нибудь из переменных проблемы — делу этим не поможешь; мы же успешно помогаем людям изменить манеру питания — это ведет и к потере веса, и к стабилизации такого состояния — простым изменением их эквивалента критерия сытости от "наелся" до "больше не голоден"<^>4<D>.

Некоторые умудряются быть несчастным с человеком, которого любят. И неожиданный сообщник здесь — эквивалент критерия, используемый для выяснения, любит ли их партнер. Примером будет одна супружеская пара, с которой мы работали. Ширли знала, что ее муж Берт любит ее, поскольку дает ей все, чего она не захочет. Она постоянно требует и часто чувствует себя нелюбимой, а он потратил уже все деньги, да и чувство великодушия тоже. Тем временем Берту известно, что Ширли любит его — она делает для него то, что ей не особенно нравится. Понятно, она проводит много времени, обижаясь за причиненные ей неудобства. Очевидно, что их эквиваленты критериев необходимо свести к одному, который удовлетворил бы обоих.

Самым простым выходом здесь будет найти для каждого из них что-то, что у другого получается естественно, как выражение желаемого чувства (в данном случае — любви), и воспользоваться этим в качестве эквивалента критерия. Например, задав несколько вопросов, мы обнаружили, что Берт ощущает нежные чувства к Ширли, когда занимается домашними делами — он чувствует, что занят по дому из любви к ней. Мы научили Ширли, как сделать так, чтобы она знала, что он ее любит. Ширли испытывает нежность к Берту, когда делится с ним самыми своими сокровенными мыслями и чувствами, — поэтому мы помогли распознать ему такое поведение как проявление любви. И это сработало. Она стала менее требовательной, и требовательность ее стала менее эмоциональной. И ему теперь не нужно было просить ее сделать что-то, что ей не нравилось, — какое облегчение для них обоих.

Тестовая категория: Репрезентативные системы

Результат

Действие

Референтная категория

Временная рамка(Реп. сист.) Критерий # Э.к.

Категория принуждения

Причина — Следствие

Предмет оценки

Чтобы тестировать или оценивать, необходимо иметь какое-то представление, что оценивать, и это представление должно иметь отношение к чувственным переживаниям. Если вас попросят решить:"Что ярче, красный цвет крови или красный цвет леденца?" — вы вполне можете это решить, так как у вас имеется представление, как выглядят кровь и леденец. Такие представления (или, как мы предпочитаем их называть, внутренние образы) являются внутренними репрезентациями, используемыми при осуществлении сравнения. Слепые от рождения без необходимой дополнительной информации не способны дать ответ на подобный вопрос, поскольку у них нет представления или репрезентации цветов, о которых мы говорили, чтобы сделать выводы.

А теперь вопрос:"Что ярче, кобальт или смальта?" И хотя это вполне определенные цветовые понятия, однако вы не знакомы с ними, и поэтому у вас нет репрезентации (внутренних образов), чтобы оценивать. Обратясь за помощью в определении к словарю, вы получите некоторую иллюзию знания, что же это за цвета, через посредство пояснительных слов, для которых у вас есть образные представления. Представляют или оценивают не слова, а основанные на ощущениях переживания и опыт.

Кроме внутренних образов, существует репрезентация ощущений и эмоций (слепой может иметь представление, что кобальт ощущается теплее, чем смальт), вы можете слышать, помнить, придумывать у себя в голове звуки симфоний и разговоров. В самом деле, мы способны к внутреннему представлению всех пяти наших чувственных систем: зрительной, слуховой, кинестетической, чувственной (эмоциональной), обонятельной и вкусовой. Все это — материал для ощущений, и называется он репрезентативными системами.

Репрезентативные системы чрезвычайно важны для понимания практически любого человека, поскольку именно через них мы постигаем мир. Репрезентативные системы вида, звука, чувств, эмоций, вкуса и запаха — это материал, из которого скроены наши внутренние переживания; глина, из которой они вылеплены. Каждый момент жизненного восприятия представляет собой комбинацию репрезентации увиденного, услышанного, почувствованного, ощутимого на вкус и запах как внешне, так и внутренне на данный момент времени.

С точки зрения Эмпринт — метода важность репрезентативных систем в том, что они указывают, в какой сенсорной системе (системах) индивиду необходимо удовлетворить своему критерию, то есть через какую из пяти систем чувств индивид оценивает критерий: как что-то выглядит, чувствуется, звучит, пахнет и (или) каково оно на вкус. Так, если одному человеку известно, что он написал хорошую картину, судя по ее виду, другой знает об этом, так как чувствует это, третьему нужно услышать отзывы других людей, чтобы убедиться, что картина и в самом деле неплоха. Одни воспринимают слова на слух, другие — при прочтении, зрительно. Одни считают, что в слове допущена ошибка, если оно звучит как-то не так для других — ошибка в слове, если оно как-то не так выглядит.

Роль репрезентативных систем чрезвычайно значительна в критерии "привлекательности". Для многих эквивалент критерия привлекательности исполнен по преимуществу визуальных характеристик (факт, не ускользнувший от внимания американских рекламных агенств). Кто-то считает женщину привлекательной, если она стройная, загорелая блондинка; для другого привлекательной будет рыжая с большим бюстом и зелеными глазами. И у женщин есть свои особые визуальные эквиваленты критериев — светловолосый здоровяк с голубыми глазами; курчавый и темнокожий с широкими скулами. Нам известен один человек, для которого самым важным визуальным эквивалентом критерия привлекательности являются тонкие, пропорциональные пальцы и руки.

Для некоторых важными эквивалентами критерия привлекательности представляются слуховые и кинестетические качества. Мелодичный голосок девушки может заставить забиться сердце одного мужчины, а другой на это не обратит и внимания — и не потому, что ему медведь на ухо наступил, просто он не оценивает такое переживание, и поэтому в нем не развито селективное внимание к тонально-голосовым переливам. Одной женщине нравится, когда мужчина разговорчив, доминирует в беседе; другая сочтет такого говоруна занудой и постарается найти кого-то поумеренней или вообще тихоню. Текстура или тепло кожи, сила, размеры, вес, твердость или мягкость прикосновений — все это примеры некоторых кинестетических характеристик, влияющих на создание эквивалента критерия привлекательности у некоторых.

Еще пример, где репрезентативные системы играют особую роль, — это решение, говорит ли кто-то правду или лжет. Одни определяют, что им лгут, когда видят, что собеседник не смотрит на них в беседе, кривит или кусает в разговоре губы. Другие обращают внимание на тон голоса, распознавая ложь в колеблющейся интонации или в "искреннем" высказывании, но звучащем вымученно. Третьи полагаются на свои ощущения при оценке собеседника, чувствуя, когда партнер лжет. В каждом из этих примеров эквивалент критерия лжи в основном представлен визуальным, слуховым или кинестетическим аспектами. (Помните, в большинстве понятий нет ничего такого, что выделяло бы какую-то одну репрезентативную систему как самую "верную". Есть люди, которым трудно глядеть собеседнику в глаза, но это не мешает им быть честными; а есть и такие, кто, не мало не смущаясь, лжет прямо в глаза).

Владелец одного музыкального магазина, специализирующийся на чудесных струнных инструментах, явил нам великолепный пример значения для человека репрезентативных систем при оценке. Мы приводим изложение нашей с ним беседы о людях, заходящих в магазин, чтобы купить смычки для скрипок:

Конечно, если бы им было известно что-нибудь о великих смычковых мастерах, как Тарт или Сартори, они бы и повернули к ним, но получая в руки смычок, они и рады, ну, наконец-то, вот он, родимый. Некоторые заходят поглазеть на мои смычки и обязательно покупают — не смычок, а загляденье. Им нравится цвет древесины. Глядят на волос, и им нравится, что он такой чистый от колодки до самого кончика. Если им нравится смычок, но волос грязноват, при покупке они требуют, чтобы волос сменили.

Другие берут смычок и проверяют балансировку, сгибают смычок в руках или давят им на скрипку, чтобы проверить гибкость и упругость смычка. Если это их устраивает, обычно тогда им все равно, как смычок выглядит. Вас удивит, что многие покупают смычок, даже не проверив его на инструменте. Те же, кто знает свое дело, настаивают, чтобы попробовать смычок на инструменте, а то и паре. Им нужно услышать, на что способен смычок, какой может извлечь звук, как держит ноту и т.д.

Репрезентативные системы играют значительную роль в удовлетворении критериев каждого из трех типов покупателей, описанных выше. Первая группа оценивает смычки визуально (в) по красоте и чистоте. Вторая группа производит кинестетические испытания (к) по таким критериям, как баланс, натяжение, упругость. А третья группа производит слуховую (с) оценку способности смычка произвести и удержать звук. Когда используемая репрезентативная система играет значительную роль в удовлетворении критерия человека, в схеме она отмечается рядом с тестовой категорией временной рамки.

Покупка смычка

Оценка

Репрезентативная категория

Н (в) красота # ЭК чистота # ЭК

Категория принуждения

Причина — следствие

Разные смычки

Покупка смычка

Оценка

Референтная категория

Н (к) Баланс # ЭК

Натяжение # ЭК

Упругость # ЭК

Категория принуждения

Причина — следствие

Разные смычки

Покупка смычка

Оценка

Референтная категория

Н (с) Тон # ЭК

Держит ноту # ЭК

Категория принуждения

Причина — следствие

Разные смычки

Хотя некоторые могут выбрать или отвергнуть смычок на основании удовлетворения своих критериев только по какой-то одной репрезентативной системе, чаще всего выбор делается по оценке в рамках двух или более репрезентативных систем. К примеру, можно выбрать смычок на основе и производимого им звука (с), и его внешнему виду (в). Более того, тесты по таким критериям могут быть иерархически так организованы, что сначала выбираются смычки по критериям хорошего звучания, затем из них выбирают те, что удовлетворяют понятиям о красоте.

Следует также отметить, что большинство критериев не обязательно неразрывно связаны с той или иной репрезентативной системой. Так, хотя "красивый" отмечен как критерий визуального удовлетворения в приведенном выше примере, для некоторых красота смычка может явиться функцией ощущения его в руке или звучания, а не внешнего вида. Точно так же для других "натяжение" может быть и визуальным критерием ("Я знаю, что у него хорошее натяжение по изгибу смычка без нагрузки"), и слуховым ("Натяжение, выбираемое мною на слух, говорит о полноте звучания и хорошем прилегании").

Как и с другими представленными здесь понятиями, понятия репрезентативной системы дает основание для понимания поведения, а также возможность гибкости переживаний и поведения. Таким образом, понятие репрезентативной системы помогает понять, как можно купить негодный, плохо звучащий смычок и быть при этом вполне довольным своим приобретением: то есть его критерий хорошей скрипки должен удовлетворяться визуально (прекрасная древесина, чистый белый волос, великолепная перламутровая инкрустация на колодке).

Возможность большей гибкости приходит от осознания, что можно быть мудрее и при необходимости самим выбирать используемые репрезентативные системы. Вполне подходит визуальный критерий при покупке бантика на день рождения, а при покупке смычка одной этой репрезентативной системой не обойтись. Визуально ориентированный человек обязательно должен знать о понятиях упругости смычка, о звуковых различиях, чтобы не ошибиться при покупке смычка для скрипки.

Как уже отмечалось, в большинстве случаев не бывает исключительно верных или неверных сенсорных репрезентаций при оценки. Однако одна какая-то репрезентативная система может быть более или менее подходящей, чем другая в зависимости от контекста использования. Хирургу, например, может быть чрезвычайно трудно принимать решения, если обратиться к основанному на чувствах (эмоциональному) тестированию во время операции. Такие тестирования создают возможность доведения до сознания проникновение в чужую плоть, говорят об ответственности за чью-то жизнь, кричат, что пациенту невыносимо больно и т.д. Подобные тесты более подходят для просмотра кинокартины или пребывания со своим возлюбленным, поскольку это контексты, где сознательный доступ к чувствам важен и уместен. Хирургу лучше остановится на визуальном тестировании во время операции, это снабдит его сведениями о глубине разреза, состоянии тканей, о жизненных реакциях пациента, о возможности жизни или смерти, здесь нет места эмоциям.

И все же хотелось бы подчеркнуть, что уместность определенной репрезентативной системы зависит от контекста. Так, человек, чья профессиональная стезя проходит под знаком визуальных тестов (как у описанного хирурга), может обнаружить, что его считают холодным или бесчувственным и друзья, и поклонники, если ему не удается включить эмоциональное тестирование в контекст своей частной жизни<^>5<D>.

Проработка

Понимание себя.

"Говоришь, что любишь, но не показываешь этого".

"Никогда за тобой этого не замечал, значит это неправда".

"Я знаю, что могу, раз уж я это делаю".

Эти примеры выражают то, как люди представляют удовлетворение своим критериям с точки задействования сенсорных систем. Все эти примеры визуальны: покажи, что любишь; замечаю; вижу, что делаю. И у вас также? Необходимы ли вам внешние свидетельства, чтобы знать, что кто-то вас любит, что это правда, что вы это можете сделать? Если нет, тогда информация какой репрезентативной системы вам необходима?

Понимание других. Как это может быть, что у такой-то женщины целый ворох прекрасных туфель, а она все время выбирает себе теннисные тапочки? Вероятно, покупает она то, что красиво смотрится, а носит, что удобно сидит на ноге.

Что получаем. Определенные действия требуют способности к дискриминации той или другой репрезентативных систем. Если вы хотите играть на музыкальном инструменте, вам необходимо научиться слышать интервалы у себя в голове и подгонять их под то, что слышите извне. Спорт требует развития кинестетических репрезентаций ощущения определенных движений.

Живопись требует развития способности к визуальным дискриминациям в отношении пропорций, линии, цвета, равновесия и т.д.

В своей клинической работе мы помогли многим превозмочь половые расстройства посредством изменения визуального тестирования на тестирование кинестетическое текущих ощущений и эмоций, естественно ведущих к развитию сексуальности<^>6<D>. Молодых матерей мы научили, как пользоваться слуховыми тестами, чтобы понять, что значит плач ребенка: мне мокро, я устал, я голоден, мне одиноко, мне больно и т.д. Информацией репрезентативной системы мы даже воспользовались, чтобы помочь нашему другу овладеть автомеханикой. Он проштудировал кучу учебников и тыкался вокруг явно неисправного двигателя, хотя с виду все было замечательно. К сожалению, заведя мотор и исправив, казалось бы, все, сдвинуть машину с места ему не удавалось. И тогда мы смоделировали мастера — механика и нашли, что слуховое тестирование весьма существенно при работе двигателя. Мы передали эту способность нашему другу — по звуку определять все эти гммм — гммм, мяуканье, рев, скрежет, пуфы и стоны мотора.

  5. Референтная категория

Результат

Действия

Референтная категория

Временная рамка (Р.С.) Критерии # ЭК

Категория принуждения

Причина — Следствие

Предмет оценки

Все оценки зависят от ссылки на информацию. Например, решение, какую книгу взять с собой в отпуск, может потребовать рассмотрения, что вы уже прочли, какие книги имеются в данный момент в вашей библиотеке, интригующие книги, о которых вы недавно слышали, где будете проводить отпуск и т.д. Все это источники информации, на которые можно ссылаться, решая какую книгу выбрать.

Оценки не происходят в вакууме, наоборот, они зависят от вызова необходимой информации. Кроме того, оценки оформляются, тем источником, на который вы ссылаетесь. Решение о книге с использованием лишь ссылки на "имеющуюся библиотеку", вероятно, будет отличаться от выбора человека, включившего в качестве ссылки интерес "а что же есть в книжных магазинах". Книги из магазина доступны, но пока он не воспользуется в качестве ссылки "а что же есть в книжных магазинах", ему и в голову не придет отправиться в магазин. В качестве примера постарайтесь дополнить следующее упражнение.

. Выбрать ресторан, чтобы сходить туда вечером.

. Захватить с собой близкого друга.

. Решить, когда встретиться с другом.

. Определить, что главное в том, чтобы посидеть в ресторане с другом.

При рассмотрении своих внутренних процессов во время этих оценок вы заметите, что, чтобы сделать необходимые суждения, вы обращаетесь к любого рода информации: в каком ресторане вы уже бывали, что бы вам хотелось поесть, кто ваши друзья, есть ли у них время, что из еды им нравится, ваши ощущения от дружбы и т.д. Это относительно сложные оценки. Но даже такое, казалось бы, автоматическое и простое реагирование, как рукопожатие, требует оценки референтной информации, что вот она, чья-то рука, чтобы ее пожать. (В данном случае ссылка или референция — это вид протянутой руки).

Референтная категория, таким образом, определяет переживания, ощущения, воспоминания, воображение, восприятие и другие источники информации, используемые в оценке. Другими словами, если вы собираетесь приступить к оценке, нужно иметь какие-то данные для оценки. Референтная категория определяет, откуда вы получаете эти данные. Из ссылок или референций можно выделить множество, но мы считаем, что наиболее воздействующими и сильными являются три из них: это временная рамка (прошлое, настоящее или будущее), аутентичность (истинность или надуманность), эмоциональная причастность (личная или информационная). Вначале мы определим и предоставим примеры по каждому из этих трех понятий, затем опишем несколько контекстов, в которых каждое из них к месту или не к месту используется в качестве референции. Представление различий сопровождается описанием уникальных характеристик каждой из 10 типов референций, которые можно дифференцировать как следствие различных комбинаций понятий.

Временные рамки

Обращаясь за информацией к прошлому, мы используем референцию прошлого. К примерам референций прошлого относятся воспоминания о получении подарка, о котором так мечтали, к Рождеству, или о том, как учили такое трудное слово "корова", пишущееся почему-то через "о", или воспоминании о той пытке, через которую должен был пройти отец, когда наказывал вас за то, что вы заперли сестру в сундук. В любом случае информация или опыт, на который вы ссылаетесь, из прошлого.

Во многих контекстах оперирование по референциям прошлого и достаточно, и эффективно. Значение только что прочитанного слова, как починить прохудившуюся камеру, когда перестать заказывать себе коктейли, распознание реакции супруга — все это контексты, где референции прошлого спасают от необходимости обдумывания своей реакции каждый раз при проявлении такого контекста.

Когда вы обращены к информации из своего окружения в настоящем (внутренне или внешне), вы пользуетесь референциями настоящего. Примерами референции настоящего будут ощущения потока внезапного безумного увлечения, осознания, что земля в цветочном горшке совсем высохла, воображение, как вы сейчас предстанете перед своими друзьями. В каждом из этих случаев информация берется из настоящего, из текущих ощущений и восприятий. В целом любой контекст, задействующий чувственные ощущения или необходимость быстрого реагирования, является подходящим для использования референций настоящего. Танцы, занятия любовью, игра в теннис, удовольствие от еды, работа врача — все это контексты, где основой является референция настоящего.

Всякий раз, воображая нечто, что должно все же произойти, вы используете референции будущего. К примерам референций будущего можно отнести воображение собственной уверенности на завтрашнем собеседовании; знание, что вам потребуется на будущей неделе купить в бакалейной лавке; представление, как будете выглядеть и чувствовать себя, если целый год поработаете над собой. Референции будущего в целом уместны, если не сказать совершенно уместны, для контекстов планирования, взятия обязательств, обдумывания последствий. Примерами таких контекстов будут планирование вечеринки, планы получить образование, сделать карьеру, купить дом, решиться жениться, завести ребенка.

При оценке прошлого желательно иметь по крайней мере несколько референций прошлого для оценки; при оценке настоящего уместно иметь по крайней мере несколько референций настоящего для оценки; а если вы оцениваете будущее, хорошо бы иметь несколько референций будущего для оценки. Без каких-то данных из настоящего попытка оценки понравился ли супруге приготовленный вами обед ни в коем случае не будет отражением происходящего, а скорее отразит какие-то переживания прошлого или образы будущего. (Так, мужу может показаться, что его жена обожает какое-то блюдо, он не заметит, что она едва к нему прикасается, вздыхает и кривит рот). Точно так же скорее всего не удается сделать соответствующий тест, не воспользовавшись референцией прошлого, пытаясь оценить прожитое на прошлой неделе.

Аутентичность: Истинная и Надуманная Референция.

Стюарт возвращался домой после совершенно неудачного дня на работе. Ему хотелось вечера, совсем не похожего на только что прошедший день. Подходя к дверям, он несколько воспрял духом, мечтая о радости и романтичности вечера со своей дамой, с Анной. А вот и Анна — она сидела на стуле на заднем дворе, вздыхая и медленно выводя ногой круги на траве. Лицо ее опухло, слезы высохли, но оставили на лице следы. Стюарту уже приходилось видеть эти медленные круги и слышать вздохи, и те же самые чувства при воспоминании о прошлом, чувства сострадания и беспокойства, зародились в его душе. Понимая всю неуместность своих планов, он отбросил их, опустился на колени рядом с Анной, взял ее за руку, поцеловал руку и терпеливо стал ждать, когда она поведает о несправедливостях своего дня.

В данном примере Стюарт тестирует и реагирует по настоящему в отношении эмоционального состояния Анны. Этот тест основан на нынешнем виде и поведении Анны и на воспоминаниях Стюарта о подобном в прошлом. Тестирование Стюарта по настоящему основано на истинной референции переживаний. То есть Стюарт смотрит на Анну, слушает ее (истинная референция настоящего) и вспоминает о ее моментах депрессии в прошлом (истинная референция прошлого). Комбинация этих двух референций обеспечивает Стюарта опытной основой, необходимой для распознания, что Анна расстроена какой-то несправедливостью.

Отзывчивый к потребностям других

Распознание

Н (вид и поведение другого человека)

П (опыт общения с человеком)

Н (в,с)

критерии # ЭК

Категория принуждения

Причина — Следствие

Эмоциональные состояния других людей

Если бы Стюарт не заметил поведения Анны или если бы он не вспомнил о прошлых подобных переживаниях, он бы не распознал значение ее поведения и, вероятно, не отреагировал бы так. Даже имея ясно определенный критерий, оценивать без релевантных референций все равно, что пытаться вырезать мраморную статуэтку не имея мрамора. Когда вы собираетесь оценивать, вам не только необходим стандарт (критерий) для сравнения, но нечто, к чему примерить этот стандарт. В данном случае Стюарт использовал истинное переживание в качестве основы для оценок. Истинное переживание, однако, не единственная основа, к которой прибегают для оценки. Возьмем следующий пример.

Престон с женой решают, куда отправиться в отпуск и приходят к соглашению, что им следует поехать туда, где до этого они не бывали. Жена предлагает Аризону, а Престон вспоминает, что видел в кино пустыню, и представляет, как это будет, видит перед собой пустынный пейзаж, как ему приходится щурить глаза, чувствует, как зной иссушает его жизненные силы. "Ни в коем случае", — говорит он. Следующее ее предложение — Нью-Йорк. О больших городах Престон читал и слышал предостаточно, он воображает себе орды людей, несущихся между небоскребами, слышит какофонию гудков на улицах, кругом толчея, лихорадочный темп. "Ни за что", — говорит он. Жена делает третью попытку:" Купим себе палатку и отправимся в горы". Вспоминая идиллические картины, расписанные друзьями, об отдыхе на открытом воздухе, Престон опять представляет себе, как это все будет, в этот раз он видит ковер из сосновых иголок, зелень деревьев и бескрайнюю синеву неба. Он слышит, как журчит ручей, ощущает дуновение свежего ветерка и смягчается. "Да, вот туда я хочу", — мечтательно вздыхает он.

Решение Престона куда ехать в отпуск задействует две оперативные формы и в значительной степени основано на надуманных, а не истинных переживаниях. То есть это переживания, которых он никогда раньше не имел на самом деле, но создал в своем воображении. В первой оперативной форме Престон оценивает, каким будет каждое возможное место проведения отпуска. Склеивая вместе отрывки истинных референций прошлого (из кино, книг, устных) о пустыне, Нью-Йорке и горах, он способен сконструировать для себя переживание, предполагаемое для каждого из этих мест. Конечно, никогда в действительности не будучи в этих местах, он может не ведать о важных аспектах, как, например, о комарах, нарушающих своим вечным гудением тишину гор. Независимо от того, точно его воображаемое будущее или нет, Престон использует его в качестве информации для оценки, куда отправиться на отдых.

Откуда же исходят эти воображаемые переживания? Рассматривая каждое из мест для отпуска, Престон создает будущее, однако ясно, что природа этого будущего (т.е. переживания, воображаемые для пустыни, Нью-Йорка и гор) определяется референциями прошлого, которые он связывает с этими местами. Когда-то где-то он видел в кино, читал, кто-то ему говорил, что в пустыне знойно и сухо. Используя собственные референции переживаний зноя и жажды, Престон может вообразить, что значит оказаться в пустыне. Если бы ему никто прежде не говорил, что в пустыне сушь да зной, а наоборот, сообщил бы, что это место душистых вечеров и тихого покоя, Престон создал бы в воображении посещение пустыни, основанное на референтных переживаниях "душистых вечеров" и "тихого покоя". (Если бы его жена предложила им отправиться в Наини Тал в отпуск, вот когда бы ему ничего не оставалось, как запросить еще информации, поскольку он совершенно не знает никакого Наини Тала, ему не известно поэтому за какую референцию переживаний взяться для оценки выбора). Надуманные референции Престона показаны в таблице литерой "н". (Истинные референции не обозначены особо).

Престон —

Выбор места проведения отпуска

Решение

П (Прочитанное, услышанное и увиденное о месте)

Пн (Воображаемое о месте)

Б критерий # ЭК

Категория принуждения

Причина — Следствие

Каким будет каждое из мест

Поскольку Престон использовал свои референции прошлого для создания воображаемых будущих переживаний (как оно все будет в Нью-Йорке, пустыне и в горах), эти три воображаемых будущих переживания становятся будущими надуманными референциями для использования во второй оперативной форме в процессе выбора. В этой следующей оперативной форме Престон оценивает каждую воображаемую возможность по отношению к типу желаемого отпуска (т.е. по отношению к критерию, которому хочется удовлетворить).

Престон —

Выбор места проведения отпуска

Решение

Бн (Возможные места)

Б

Новое # никогда прежде не был

Отдых # тишина, покой

Категория принуждения

Причина — Следствие

Куда я хочу поехать

Таким образом, результаты одной оперативной формы могут обнаруживаться как референции в другой оперативной форме. Это разделение результатов может быть одновременным (как в примере с Престоном), где "каково это быть в пустыне" оценивается наравне с оценкой "а хочу ли я туда?". Результаты одной действующей формы могут передаваться и последовательно как референция на другую оперативную форму. Если бы Престон оперировал последовательно, то он сначала вообразил бы, каково это быть в пустыне, без увязки с грядущим отпуском.

Все референции будущего надуманы. Можно вспомнить истинные переживания былого, можно заметить происходящее сейчас. Однако по крайней мере на нынешней стадии концептуальной и научной эволюции "стрела времени" не позволяет шагнуть из настоящего в будущее или иметь воспоминания об истинных переживаниях будущего. Поэтому будущее не может выступать источником референции истинных переживаний, поскольку нам не дано ни быть в нем, ни иметь о нем воспоминаний<^>1<D>. Мы можем, однако, тестировать будущее, чтобы вообразить, каким оно будет. Такое воображение становится надуманной референцией будущего, которую можно использовать в наших оперативных формах. Референция будущего автоматически создается каждый раз, когда тестируется будущее.

В дополнение к будущему надуманные переживания могут создаваться в настоящем или создаваться и вызываться из прошлого. Так, если планируя, как представить себя на грядущем собеседовании при приеме на работу, вы обращаетесь к референции о желаемом исходе предыдущих собеседований, значит вы используете надуманные референции прошлого. В этом случае вы пользуетесь референциями переживаний из своего прошлого, вспоминая, как предлагали свои качества, а не вспоминая, как запинались и потели на самом деле. Точно так же, воображение, что вы играете в теннис, как ваш инструктор, в то время как сидите и наблюдаете за его игрой, является примером надуманной референции настоящего.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться