Майкл Либо и Лесли Камерон-Бандлер "Моделирование ментальных способностей"

Попрактиковавшись со своей новой оперативной формой, ученик знаком уже с тем, чего ожидать от ее использования. Вам следует затем удостовериться, что его новая оперативная форма будет использоваться в контекстах, для которых предназначена. Связь оперативной формы с будущими контекстами осуществляется посредством исследования будущего. Исследование будущего — это форма умственной или ментальной репетиции. Воображая непосредственное пребывание в ситуации, ожидаемой в будущем, и представляя использование новой оперативной формы и полное проявление результирующего поведения, ученик примеряет оперативную форму к будущим контекстам. Эта дополнительная тренировка помогает гарантировать, что оперативная форма будет использована в будущем автоматически.

Порядок, в котором переменные лучше всего устанавливаемы, отличен от порядка, в котором мы предлагали их выявлять. При моделировании умения распознаются лежащие в его основе переменные — процесс, аналогичный разборке карманных часов, чтобы осмотреть и почистить детали. Начинаете вы со снятия крышки — это открывает доступ к первому слою колесиков и пружинок. Вы переходите от слоя к слою, с каждым разом продвигаясь все глубже, пока, наконец, задача не выполнена. Чтобы собрать часы, вы собираете детали в другом порядке. То же самое справедливо и для переноса умения.

Каждая оперативная форма напоминает отдельную структуру, где референции и причины-следствия представляют собой основу для теста и все вместе дает временную рамку принуждения, поддерживающую структуру. Строя дом, вы заложили бы сначала фундамент, а крышу положили бы лишь на уже возведенные стены. Точно так же при передаче умения необходимо сначала установить референции и причину-следствие. На этом будут построены тесты. И поскольку временная рамка принуждения является проявлением производных одного или нескольких тестов, совершенно не годится (да и бесполезно) полностью сосредотачиваться на категории принуждения до остановки необходимых тестов.

Еще об одном следует сказать, прежде чем завершить обзор процесса установки. Последующее не является исчерпывающим. Можно было бы написать тома о различных методах установки оперативных форм. Существует много разных тем установки переменных и еще больше вариаций этих тем. На наших курсах больше всего времени мы посвящаем установке, чем какому-либо другому аспекту данного метода; порой больше времени уходит на теорию установки и технику, чем отводится на все другие аспекты вместе взятые. Тема установки не может быть исчерпана одной книгой и уж, конечно, одной главой. Поэтому, здесь представлены лишь основы <^>2<D>.

Обратимся же теперь к основным приемам установки для каждой переменной. Переменные представлены в порядке, в котором мы предлагаем их устанавливать.

Референции.

Сознаете ли вы это или нет, но у вас уже имеется опыт, чтобы заставить людей использовать специфические референции для оценки, и вы постоянно практикуетесь на своей семье, друзьях и сотрудниках. Вы используете референции прошлого, когда говорите ребенку: "Прежде чем это сделать, лучше вспомни, что случилось в прошлый раз, когда ты ударил сестренку", — или спрашиваете: "Я знаю, что спаржа выглядит чудесно, а тебе с первого взгляда понравилась брокколи, особенно когда ты попробовала ее. Помнишь?". Вы предлагаете супругу воспользоваться референцией настоящего, когда говорите: "Я знаю, тебе хотелось бы пройтись вечерком, но посмотри, сколько всего нужно сделать по дому", или "А что, в прачечной нет воды?". Вы создаете и используете референции будущего, когда обращаетесь к коллеге: "Только представьте, как будет здорово и хорошо, когда закончите этот отчет".

Референции прошлого, настоящего и будущего приводятся в действие, чтобы (1) ответить или отреагировать, когда требуется, чтобы ваш субъект подумал или вспомнил информацию или переживания, на которые вы хотите сослаться; и когда (2) имеется глагольное время, соответствующее временной рамке референции, которую вы хотите задействовать. Так, если бы вы устанавливали оперативную форму, относящуюся к здоровью, и хотели бы задействовать референцию прошлого в отношении выносливости, вы могли бы сказать: "Поищи-ка в прошлом и найди пример своей выносливости, которую хотел бы иметь вновь". При установке оперативной формы, требующей оценки, несколько человек преуспевает сегодня в плане финансов лучше, чем в прошлом, т.е. требуется референция прошлого, можно сказать: "Вспомни, каким было твое финансовое положение пять лет назад". Устанавливая оперативную форму, которая отразилась бы на обескураженном работнике, чтобы он опять почувствовал в себе силы и мотивированность, можно воспользоваться референцией прошлого о трудной, но вознагражденной работе в прошлом: "Вспомни, когда было трудно, но ты достиг цели, и в итоге сколько было радости и удовлетворения". При постановке оперативной формы планирования лучшего способа попросить о прибавке к зарплате одной из необходимых референций будет ссылка на прошлую информацию о том, как начальник реагировал на подобные просьбы других сотрудников — это можно выяснить, спросив: "Удавалось ли кому-нибудь добиться повышения зарплаты у начальника в прошлом?".

Единственной разницей в инструктаже о референции настоящего будет временная форма глагола. Воспользовавшись теми же примерами, что и в предыдущем параграфе, в частности оперативной формой по приведению в действие плана о просьбе о повышении зарплаты, прибегаем к референции настоящего реакции шефа, чтобы протестировать удобоваримость этого плана или изменить его: "Представь, что встречаешься с начальником и просишь его поднять зарплату. Начав следовать своему плану, тщательно отмечай, как он реагирует. Принимает ли он твои доводы? Сочувствует ли?". Для оценки финансового положения может также потребоваться референция настоящего: "Каково твое финансовое положение сегодня?" или "А теперь подумай о текущем состоянии твоих финансов".

Точно так же, если необходимо установить референцию будущего о благах выносливости для оперативной формы здоровья, можно сказать: "Теперь, когда ты раздумываешь, хочется ли тебе заниматься спортом, подумай, как хорошо будет в будущем стать выносливым, способным без всяких усилий выполнять свою работу, чувствовать себя сильным и здоровым." Если у человека еще нет такой референции, ее можно генерировать, сказав: "Представь, каково это будет стать выносливым, способным без усилий выполнять работу, чувствовать себя сильным и здоровым." Если вы хотите генерировать у обескураженного сотрудника референцию будущего о вознаграждении за тяжелый труд, можно сказать: "Представь, что ты добился своей цели, и еще представь, сколько в этом радости и удовлетворения."

Можно помочь установке использования фразой: "Размышляя о работе, которую еще предстоит сделать, помни о радости и удовлетворении, которые ощутишь, когда закончишь все".

Последующие примеры использования и генерирования различных референций взяты из "Ноу-Хау" (за исключением отмеченных особо). Первый из формы установки привычек здорового питания, он является примером генерирования референции будущего о негативных последствиях переедания. Эта референция превращена в личностную включением направляющих, ведущих читателя к переживанию ощущений, связанных с такой будущей возможностью.

Представьте себя через шесть месяцев в будущем, страдающим от последствий переедания, и в особенности от переедания жирной пищи. Вы можете вообразить себя, глядящегося в зеркало, обнаженного, видящего себя спереди, сбоку, сзади, видя состояние вашего тела, так же, как и общие очертания вашей фигуры. Пользуясь этим будущим телом, вообразите себя трогающим большие пальцы ног, делающим несколько приседаний и подъемов ног, ощущая усилия, которые требуются для выполнения этих простых упражнений от вашего обрюзгшего тела. Вслушайтесь, как ваше будущее,<<я>> говорит: "Если бы только у меня была фигура, которую я ХОЧУ теперь вместо этой. Вместо того, я даже глубже проваливаюсь в пропасть своих собственных пристрастий." (стр. !!!!! 100).

После создания другой референции будущего о благах правильного питания мы даем направления, показывающие, что это референция также личностная. Независимо от того, как вы пришли к созданию этого подчиняющего будущего, почувствуйте удовольствие от существования этого будущего "я", вступив вначале в образ, который вы создали, видя все, что могли бы, глазами вашего будущего "я". Затем почувствуйте свои движения, начиная с того, как чувствуется, когда вы гуляете, наклоняетесь и танцуете изнутри этого желаемого тела. Ощутите сладостные чувства жизнерадостности и изящества, которое предлагает это будущее "я". Непременно услышьте себя говорящего: "Я так рад(а), что изменил(а) свои привычки и так горжусь этим." (стр. 102).

Можно так же генерировать референции, если индивид участвует в задании, как показано в данном примере (из той же установочной последовательности) генерирования истинной личностной референции настоящего.

Вы можете обеспечить себя этими ощущениями, преднамеренно решив и поступая (для одного приема пищи) по явному вашему выбору следующим образом: решите присоединиться к друзьям для совместной трапезы вне дома, но решите самому ничего не есть, пока вы в хорошем настроении (если это необходимо для вашего комфорта, поешьте до выхода из дома). Или решите во время ужина есть и наслаждаться исключительно овощами (при необходимости получая удовольствие от, скажем, обстановки, в какой они съедаются, глубокого исследования их текстур и ароматов, экспериментирования способами приготовления или любыми другими подходящими средствами, которые делают для вас возможным иметь по крайней мере одно ощущение удовольствия от выбранного овощного блюда). Каждое ощущение подобного рода, которое мы только что привели в качестве примера, обеспечит вас ощущением значимого суждения, способного положительно влиять на вас в будущем, по мере вашего продвижения к желанной цели (стр. 108). Следующие три примера из установочной формы по прекращению или избежанию использования опасных веществ. Первый — истинная информативная референция прошлого. Даже если вы не обеспокоены проблемой злоупотребления наркотиками, затратьте время, чтобы вызвать образы из вашего прошлого — воспоминаний себя или других — и сопоставьте людей, имеющих проблемы, связанные с наркотиками (стр. 126-127).

Затем читатель инструктируется на использование такой референции прошлого, чтобы определить проявление проблемы с наркотиками, задавая себе вопросы, генерирующие тесты, которых мы от него ждем. Затем ответьте на следующий вопрос: откуда вы знаете, что у них все-таки есть проблемы с наркотиками? (стр. !!!!!127).

Заставив читателя использовать эту референцию, чтобы определить проявление проблемы с наркотиками, даем направления на использование этого эквивалента критерия для генерирования надуманной личностной референции будущего по вредному воздействию наркотиков.

Как только вы определили проявления наркотической проблемы, вы готовы перейти к следующему шагу. Когда вы доберетесь до конца параграфа, вообразите себя действительно имеющим наркотическую проблему и сопутствующие ей проявления и симптомы. Сделайте этот сценарий, насколько возможно, реальным путем уделения пристального внимания тому, с кем вы находитесь и что вы делаете, как повреждено ваше зрение, как изменились вкус и слух и как вы себя чувствуете. Включите в эту будущую возможность то, что другие люди, о которых вы заботитесь и уважаете, признают за вами, что вы имеете эту неконтролируемую наркотическую проблему. Свидетельством того, что вы проделали значительную работу по вхождению в эту проблему, будет являться та степень, до которой вы ощущаете эту возможность опустошающе неприятной. По мере нахождения в этом ужасном спроектированном будущем вообразите себе наркотик, который явился причиной всего. Таким способом неприятное будущее связывается с наркотиком, явившемся его причиной. Проделайте это сейчас, а затем непременно освободите себя от этого ужасного будущего и вернитесь в настоящее (стр.!!!!127).

Мы следуем той же процедуре по достижению подходящей референции прошлого с последующим использованием ее для генерирования референции будущего в установочной форме по избавлению от курения. Здесь дан первый шаг подхода к соответствующей референции прошлого. К концу данного раздела вам нужно вообразить свое личное ощущение в будущем, где вы изнурительно больны вследствие прямого результата курения сигарет на основе привычки. Вы можете начать с любого воспоминания о пребывании в больнице (или в постели). Если у вас нет таких воспоминаний, припомните посещение кого-либо, лежащего в больнице (или в постели), и как вам было хорошо, когда вы уходили. Определите такие воспоминания сейчас, поскольку вы будете ими пользоваться на следующем шаге (стр.!!!!139). Установочная форма по укрощению привычек в выпивке включает два этапа по доступу и генерированию информативных референций настоящего. Чтобы начать, определите кого-то, кто демонстрирует поведение (или существенные аспекты поведения), которыми вы намерены овладеть, и поступает таким образом в соответствующих ситуациях.

Теперь прокрутите в своей голове короткий фильм, в котором вы присматриваетесь и прислушиваетесь к своей ролевой модели. Уделите внимание тому, как используется тело (способ движения, расположение по отношению к другим, используемые жесты, выражения лица и так далее), а также и то, что говорят и КАК это говорят (темп речи, тональность и тембровые качества голоса и так далее). Тщательно оцените, удовлетворены ли вы тем, что они делают и как они это делают, или нет. Если нет, выберите кого-то другого и повторите эти начальные шаги. (Если на ум не приходит никто из знакомых, вы можете использовать в вашем фильме кинематографические или литературные персонажи) (стр.!!!154). В данной установочной форме для способности получать удовольствие от секса содержится много примеров по доступу и генерации референций настоящего. В эти три примера мы включили направления, обеспечивающие, что референции будут истинными и личностными.

В конце этого параграфа закройте глаза и почувствуйте различные предметы, которые являются схожими, но все же различными. Например, мы можете использовать авокадо, апельсин и лимон. Сперва, при помощи рук, почувствуйте различие между ними в текстуре, влажности, твердости, весе, теплоте и так далее. Во-вторых, понюхайте каждый из них, сравнивая их ароматы и едкость. Затем почувствуйте и попробуйте каждый на вкус губами и языком для того, чтобы ощутить те же самые текстуры, температуры, твердости, которые вы ощущали пальцами. Сделайте это сейчас, до перехода к следующему шагу.

Теперь давайте учтем внутренний опыт. Это включает привнесение ассоциаций между конкретными ощущениями и их значениями до совпадения с тем фактом, что СЕКСУАЛЬНОСТЬ ЯВЛЯЕТСЯ ЧУВСТВЕННЫМ ОПЫТОМ. Внутренне бросьте ваше сознание сквозь ваше тело. По мере продвижения вдоль своего тела, ощутите массу, вещество вашего физического естества. Изнутри этого живого цилиндра ощутите вашу левую руку, правую, левое и правое бедра, биение вашего сердца и легкие, расширяющиеся и сжимающиеся внутри грудной клетки. Как только вы ознакомитесь с этими ощущениями, отождествите только, где вы соприкасаетесь с неживым миром — то есть одеждой, обувью, креслом, полом и так далее. Делая это, вы отождествляете свидетельство того, что вы ЖИВОЕ существо. Продолжайте сосредоточение на этих ощущениях, которые позволяют вам ЗНАТЬ, что вы одушевлены. Разумеется, затратьте все время, которое вам требуется для этого шага. Затем, не глядя на себя и не касаясь себя, станьте осознающим внутренние ощущения, позволяющие вам знать, что вы мужчина или женщина. Если вы мужчина, это ощущения волос на вашем лице, ваших яичек, пениса, осознание изменения напряжения в вашем пенисе и тазовых мышцах, которые присоединены к нему. Если вы женщина, это наличие и тяжесть ваших грудей, ваших вагинальных губ и устья вагины, мышц, окружающих это чувственно богатое отверстие, свою матку и яичники. Полностью ощутите ваше тело. Затем направьте ваше сознание на ощущение ваших губ, зубов и языка. Коснитесь языком ваших губ, ощущая их теплоту, влажность, мягкость и текстуру покрова. Затем проведите ваше сознание сквозь остальную часть тела — свидетельство вашей сексуальности находится на том же уровне, что и ощущения, имеющиеся внутри вашего тела и которые являются свидетельством того, что вы живое существо. На этом самом основном уровне чувственного опыта ваша сексуальность сможет быть отделена от вас не более, чем вы можете дышать или может биться ваше сердце. Вы не всегда сможете осознавать эти ощущения как свидетельство вашей сексуальности, но тем не менее они всегда здесь как часть вашего существования, часть вашего благополучия (стр.!!!!!162-163).

Установочная форма для установления и поддержания удовлетворительных отношений включает в себя три этапа — доступ, генерирование и использование референций прошлого, настоящего и будущего. Эти этапы являются частью последовательности, которую мы называем "пороговым нейтрализатором". Переступая через такой порог, индивид связывается с болезненными воспоминаниями прошлого в отношении своего партнера и диссоциируется от удовольствий прошлого. Помнить он может и то, и это, но приятные воспоминания превращаются в информативные, а болезненные становятся чересчур уж личностными и поэтому более реальными и принуждающими. Кроме того, боль и диссоциация имеют отношение и ассоциируются с партнером. В задачу этих этапов входит отделение боли и диссоциации от партнера и обретение вновь позитивных ощущений, получающихся от достижения приятных воспоминаний. Таким образом, следующие примеры демонстрируют еще один способ изменения личностной референции прошлого на информативную референцию прошлого и наоборот.

Первый этап генерирует надуманную референцию настоящего и использует ее, чтобы помочь обрести доступ к желаемому эмоциональному состоянию. Подумайте о качествах и характеристиках, больших и малых, какие делают ВАС уникально самим собой. Взгляните на себя глазами кого-то, кто, как вы знаете, любит вас (неважно, любите ли вы их прямо сейчас, или нет), и наслаждайтесь положительными свойствами, которые могут цениться новым и свежим образом в глазах и в восприятии того, кто вас любит. Используйте эту свежую перспективу ваших замечательных качеств, чтобы помочь себе войти в соприкосновение с сильными чувствами самоценности. ПОДДЕРЖИВАЙТЕ ЭТИ ЧУВСТВА СКВОЗЬ ВЕСЬ ТОТ ПРОЦЕСС, КОТОРЫЙ ПОСЛЕДУЕТ. (Быть в состоянии испытывать добрые чувства к себе, глядя на то, как один человек отделяет плохие чувства от того, чтобы не связывать их со всеми аспектами другого человека, так же, как и давая себе больше ощущения выбора, касающегося ваших реакций на этого человека) (стр. !!!!!207).

В следующем этапе мы учим, как изменить личностные референции прошлого и настоящего на референции информативные. Это выполняется посредством изменения того, как индивид рассматривает партнера ("как на фотографии"), и направления его внимания на чувство самооценки, а не на ощущения болезненных или сердитых ощущений, которые раньше сопровождали воспоминания об этом человеке.

Справившись с этим, мы направляем читателя на тест будущего, создающий референции будущего. И, наконец, рассеяв воспоминания, мы подходим к референциям прошлого, необходимых для следующего этапа и для тех моментов, когда бы читатель не подумал о том человеке в будущем.

Вообразите другого человека застывшим (то есть, как на фотографии), каким он или она выглядели, когда вы впервые встретились. Пока вы глядите на эту фотографию, удостоверьтесь в настрое ваших чувств на самоценность. Когда вы сможете взглянуть на припоминаемый образ этого человека и установить чувства самоценности, посмотрите на этого человека, как на отдельного от вас, индивидума в собственных его или ее правах, кто жил своей жизнью, которая не включала вас до данного момента времени. Признайте, что он или она являются совершенной личностью, отдельной и отличной от вас, с его или ее собственным уникальным набором качеств и характеристик. Нарисуйте картину с ней или с ним в будущем, живущих в другом месте, с теми друзьями и любимыми, которые вам незнакомы. Затем припомните те качества или свойства, которые притягивали вас к нему или к ней в первую очередь. (стр. !!!!207).

На третьем этапе мы обращены к референции прошлого и инструктируем, что к ней можно относиться как к личностной. Сделав это, вызовите прошлые приятные воспоминания, которые вы разделяли с этим человеком. Верните эту память в той полноте представления, на какую вы способны, видя то, что видели, слыша то, что слышали, обоняя то, что обоняли, и чувствуя то, что чувствовали в то время, ПРИЗНАВАЯ, ПО МЕРЕ ТОГО, КАК ВЫ ЭТО ДЕЛАЕТЕ, ЧТО ЭТО ВАША ПАМЯТЬ И ЧТО НИЧЕГО НЕ БУДЕТ ПОЗВОЛЕНО ДЛЯ ЕЕ УДАЛЕНИЯ (стр. !!!!!207).

В другой последовательности из другого раздела в главе о взаимоотношениях мы обращаемся к истинной референции прошлого, чтобы использовать ее в качестве основы для нескольких тестов прошлого. Результат этого этапа — создание нескольких новых надуманных референций прошлого, чтобы позволить читателю действовать по-другому, более подходящим образом, чем это было ранее.

Как только вы учли ваши собственные качества, которые вы наиболее цените, и способы, которыми вы демонстрируете эти качества при посредстве вашего поведения, вернитесь назад к некоторым отвратительным прошлым взаимодействиям с участием вашей(го) супруги(а). Обратите внимание на себя и на то, какими были чувства вашей(го) супруги(а), скрытые за его или ее поведением. Определите также, насколько вы не были всем тем, кем вы хотите или могли бы стать. Посмотрите на себя в этой ситуации. Выберите одно из ваших высокоценных свойств, которое могло бы быть полезным в этой ситуации, и посмотрите на себя, вырабатывающего различные формы поведения, отражающие эти свойства. Заметьте, насколько полное взаимодействие трансформировано путем переживания ваших собственных свойств. Повторите этот процесс по крайней мере с двумя другими прошлыми отвратительными взаимодействиями (стр.211).

В данном примере из раздела о воспитании мы создаем надуманную информативную референцию настоящего. В порядке самоориентации в нынешней оценке вашего ребенка, которая совпадает с вашим ребенком, первое, что надо сделать, это сопоставить по крайней мере двух других детей, которые на два-три года младше вашего ребенка. Вообразите вашим внутренним зрением этих двух младших детей, стоящими рядом с вашим ребенком. По мере того, как вы смотрите на них, сравните их тела; сравните рост; пропорции грудной клетки, конечностей и головы; вес; мускулатуру; развитие черт лица. Сделайте это простое сравнение до того, как продолжить (стр.238). Позже в этом разделе мы ставим задачу, которая создаст истинную личностную референцию настоящего. С этой точки зрения мы не знаем лучшего способа поддержания контакта с миром вашего ребенка (а значит, различных определений, которые мы описывали), чем иногда общаться с ним или с ней в ЕГО ИЛИ ЕЕ окружении и на ЕГО ИЛИ ЕЕ уровне. Приспособьте ваш ритм к такому же, как у вашего ребенка, путем речи, движения и реакции на том же уровне, на каком он или она это делают. Уделите внимание словам и концепциям, какие он или она употребляют. Говорите и делайте то, что он или она хочет делать, и в манере, какой он или она хочет об этом говорить и это делать (стр.242).

На последующих трех этапах также из раздела о воспитании мы получаем серию референций, чтобы построить специфическую причинно-следственность между подрастающим ребенком и его способностью к овладению умениями. На первом этапе мы даем истинную референцию прошлого и, поскольку она будет использована в качестве основы для новой причины-следственности, даем директивы, чтобы сделать ее личностной и поэтому более принуждающей.

Во-первых, определите какой-то важный навык (напр., считать до ста, ходить без помочей, дружить) или свойство (напр., заботиться о других, делиться, пробует новое), которым ваш ребенок недавно овладел. Вернитесь к тому инциденту или минуте, когда вы поняли, что этот навык или свойство появились теперь в обиходе вашего ребенка, переиспытывая чувство гордости и успокоения (а, возможно, удивления и удовлетворения), которое вы получили, когда вы это поняли. Оживите вновь этот инцидент или минуту; очень важно, чтобы вы вошли в соприкосновение с повторным переживанием тех чувств перед тем, как продолжить (стр.245).

На следующем этапе мы даем другую референцию прошлого, которая будет использована для построения и поддержания причины-следствия. Теперь проделайте путешествие во времени назад, пока вы не достигнете эры, в которой ваш ребенок пока не овладел этим навыком или свойством, но тем не менее времени, когда вы ОЖИДАЛИ ИЛИ ХОТЕЛИ от вашего ребенка этого навыка или свойства. (Например, вы заметили, что ваш сын, Бобби, теперь может делиться своими вещами с другими. Двигаясь назад во времени, вы добрались до случая шестимесячной давности, в котором, несмотря на ваши предложения, поощрения и увещевания, друзей Бобби пришлось отослать домой, потому что он не позволял им трогать свои игрушки. Определите такое время сейчас.) (стр.245-246). И наконец, мы заставляем читателя достичь референций и причины-следствия для изменения результата теста. Оживляя вновь этот момент, ощутите огорчение, разочарование или беспокойство этого прошлого, НО НА ЭТОТ РАЗ проделайте это, зная (теперь) то, чего вы не знали тогда: ЧТО, В КОНЦЕ КОНЦОВ, ВАШ РЕБЕНОК ОВЛАДЕЕТ ЭТИМ НАВЫКОМ ИЛИ СВОЙСТВОМ, НО ЭТО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПОКА ЧЕРТОЙ ЕГО ИЛИ ЕЕ РАЗВИТИЯ. Заметьте то, как изменилась ваша реакция (возможно, становясь более терпимой, быть может, даже интересующейся будущим) по отношению и в границах данной ситуации. Пройдите сквозь ту же самую последовательность с несколькими другими навыками или свойствами, которые вы однажды ожидали и по поводу которых беспокоились, и которыми теперь овладел ваш ребенок (стр.246).

Причина-Следствие.

Как видно из предыдущего примера, отношения причины-следствия порождаются и поддерживаются референциями. Значит, для создания специфической причины-следствия необходимо вначале добиться референций, являющихся принуждающими, которые затем могут послужить свидетельством "причины" и "следствия" и тем самым поддержать связь между ними. Добившись этого, необходимо направить внимание субъекта на них так, чтобы оно связывало референции в одно целое. Для этого существует много способов. Следующие примеры представляют методы установки причины-следствия, которые мы считаем самыми простыми и наиболее действенными. Первый пример из формы для оценки проблемных взаимоотношений. В нем содержатся инструкции, ведущие читателя к осуществлению тестирования прошлого, создающего референции прошлого, которые поддерживают причину-следствие от прошлого к настоящему и от прошлого к будущему.

Сделайте тщательную оценку того, как пребывание с вашим(ей) супругом(й) сделало вас более тем(той), чем вы были бы без него или нее. Невзирая на то, были ли все ваши ощущения хорошими и комфортными, как были вы побуждаемы быть больше тем, кем вы хотели быть (или ценить это состояние) из-за ощущений, которые вы имели вместе? Как вы станете в будущем больше тем, кем хотите, в результате вашего совместного прошлого, невзирая на то, остаетесь ли вы вместе сейчас? (стр.209-210).

Оперативная форма для привычек в регулярных и полезных занятиях спортом содержит причину-следствие от настоящего к будущему. Вот один из способов, как мы это делаем. Та реальность, где упражнение поведет к удовлетворению критериям, которые вы отождествили для себя, должна основываться на личных ощущениях. Этот шаг нацелен на то, чтобы дать вам также и типы личных ощущений. Ознакомьтесь с инструкциями, затем следуйте им, когда мы вас об этом попросим.

Вновь полагая, что одним из ваших критериев является выносливость, вернитесь назад в своей личной истории, пока не найдете пример обладания такой выносливостью, какую бы вы хотели снова иметь (или сохранить). От этой точки отработайте назад сквозь время дальше, в прошлое, отмечая, как ваше поведение и деятельность делают возможными выносливость. Если в вашей личной истории вы не имеете таких ощущений, вы можете взять замещающие их примеры других личностей, которые все же обладают выносливостью. Затем вступите в то, что, как вы верите, является их текущими ощущениями. То есть вообразите, на что должно быть похоже быть ими. Это даст вам основу отношения причины-следствия между действиями и результатами, касающимися выносливости. (Вы можете выбрать себе несколько уровней, от ближайшего будущего вплоть до старости). Отработайте назад от каждого будущего в настоящее, отождествляя то, что будет вами сделано для достижения этого желаемого будущего. Таким образом, вы построите набор причинно-следственных отношений между тем, что вы делаете сейчас, и будущей физической формой. Действуйте и стройте эти причинно-следственные отношения сейчас (стр.115-116).

Требуется сильная причинно-следственность, чтобы привести к принуждающему тестирования будущего, необходимого в оперативной форме для того, чтобы бросить курить или чтобы бывший курильщик не закурил бы вновь. Следующей ступенью в данной последовательности будет определение пяти существующих способов поведения, которые вы осуществляете на ежедневной основе, способов, о которых вы знаете, что они приведут к желанному будущему. Эти способы поведения могут быть такими по виду несущественными, как чистка зубов. Они могут казаться малыми, но чистка зубов ВСЕ ЖЕ содействует желаемому будущему, тому, в котором у вас есть собственные зубы, так же, как и здоровые десны. Другое поведение могло бы выражать некий род привязанности к тем, кого вы любите на ежедневной основе. Это приведет к будущему выразительных и существенных взаимоотношений. Вероятно, вы будете в состоянии отождествить многие из этих полезных способов поведения, но пять сделайте для настоящего момента. Определите их сейчас и кратко набросайте внизу.

Общим для всех этих пяти способов поведения является то, что все они ведут вас к желанным будущностям. Затратьте минуту на воображение положительных будущностей, которые вы создаете путем проявления каждого из этих способов поведения. Убедитесь в том, что эти будущности являются теми, которые ваше будущее "я" также хочет и ценит. Теперь определите, как НЕпроявление данных способов поведения сможет привести к НЕжелательным будущностям. Вообразите будущности, которые будут приветствовать вас, если вам не удастся проявить эти пять способов поведения. Непременно закончите этот шаг до перехода к следующему.

Теперь определите четыре способа поведения, которые вы НЕ привлекали и, если бы вы это сделали, приведут к ощущению вами ужасающих последствий. Такими способами поведения могут быть воровство, ложь, плохое обращение с другими, неплатежи налогов или пренебрежение нуждами любящих вас. Возможно, что вы не пьете спиртное, не едите мясо с кровью или не обманываете супругу(а). Все это примеры способов поведения, которые могут быть результатом ваших плохих чувств по отношению к себе или иных страшных последствий. Поэтому для данного шага вам необходимо конкретизировать такие четыре способа поведения, которые вы НЕ проявляете, такие способы поведения, что вы РАДЫ, удерживаясь от их проявления.

Теперь добавьте к этому списку пятый способ поведения: также и КУРЕНИЕ, или курение В ТАКОМ ОБЪЕМЕ, в каком вы сейчас это делаете.

Вообразите положительное будущее, к которому вы стремитесь, путем НЕучастия в этих пяти нежелательных способах поведения. Вообразите движение в это позитивное будущее по дням, по неделям и по месяцам. Затратьте время, чтобы сделать каждую из стадий реальной. Таким образом, вы можете узнать и оценить, что КАЖДЫЙ ДЕНЬ, В КОТОРОЙ ВЫ НЕ ПРОЯВЛЯЛИ ТАКИХ СПОСОБОВ ПОВЕДЕНИЯ, ВЫ ПРОДВИНУЛИСЬ НА ОДИН ШАГ БЛИЖЕ К РЕАЛИЗАЦИИ ВАШЕГО ЖЕЛАЕМОГО БУДУЩЕГО и на один шаг дальше от нежелательного и неприятного будущего (стр.144-146).

В последующих двух этапах устанавливаются две причины-следствия. Первая — от настоящего к настоящему между внутренними переживаниями и внешним поведением, что ведет читателя к пониманию и уводит от бездумных суждений в виде негативных критических эквивалентов. Вторая — от прошлого к прошлому, которая используется позднее в последовательности по установке убеждения от будущего к будущему, которой читатель сможет воспользоваться для выявления различных реагирований в будущем, если он меняет то, на что реагирует.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться