Майкл Либо и Лесли Камерон-Бандлер "Моделирование ментальных способностей"

Вилли: В том, что ни у кого — ни у партий, ни у кандидатов — нет всех ответов.

Но если кто-то попадает туда, кто на самом деле действует иначе, вот тогда каждый задумывается о своем пути и начинает рассматривать новые подходы.

Вилли убежден в причинно-следственных отношениях между иными действиями и катализом новых подходов (иное # катализ новых подходов; Н # Б).

МЛ: Вы также говорили, что учитываете, нравится ли вам кандидат или нет. Верно, за Кеннеди вы проголосовали, потому что он вам нравился. Но что такого особенного должно быть, чтобы кандидат нравился?

Вилли: Если вам человек нравится, то по крайней мере вы способны ощутить, что могли бы положиться на него, даже если вас и не устраивают его поступки.

Вилли выражает причинно-следственные отношения между "нравится" и "можно положиться" (нравится # можно положиться; Н # Б).

Вилли — голосует время от времени

Решение

Н<^>и<D> (Мой голос роли не играет; положение в стране)

Б (в)

П<^>и<D> (Прошлые администрации)

Иной # смена

Н

Н<^>л<D> (Отношение к кандидату)

Н (к)

нравится # эмоциональность

Иной # катализ новых подходов; Н # Б

Нравится # можно положиться; Н # Б

Голосовать ли.

Категория принуждения и Подчинение.

Категория принуждения определяет, какой из тестов, составленных в оперативной форме, выливается в поведение. Значение категории принуждения в том, что хотя возможно осуществить много различных репрезентаций и оценок, но лишь некоторые из них ведут к поведению.

Для определения временной рамки категории принуждения нам необходимо знать лишь тесты, критерии и текущие поведенческие реакции по специфической оперативной форме. Временная рамка категории принуждения будет той же, что и временная рамка теста, в результате которого проявление поведения. Так, например, текущее планирование Рэя в отношении детского праздника являлось функцией тестов прошлого по тому, что доставляло радость ему как ребенку. Значит, принуждающим для него в этом контексте является прошлое.

Рэй — проведение успешного детского праздника

Планирование

П<^>л<D> (Что я хотел)

П<^>л<D> (Праздники собственных детей)

П

П

Нравится # ЭК

Причина-Следствие

Радость # ЭК

Что понравится детям

А у Энн планирование было поведенческим проявлением тестов будущего в отношении радости и "все как надо".

Энн — проведение успешного детского праздника

Планирование

П<^>и<D> (Прошлые праздники)

Б

Н<^>и<D> (Спрашивает дочь)

Б

Б<^>л<D> (Воображаемые действия)

Радость # дети смеются, улыбаются, общаются

Все как надо # хватает времени, денег и усилий

Причина — Следствие

Что понравится детям

Если, как в этих двух предыдущих примерах, делается только один тест, тогда временная рамка категории принуждения является той же, что и тест. Однако часто бывает, что в одной оперативной форме осуществляется более одного теста. Предположим, сейчас 10 часов вечера, а вы еще и не приступили к докладу, который должны написать к утру. Решая, приниматься ли за доклад, вы учитываете и то, что устали и вам хочется спать (тестирование настоящего), и что завтра вас вызовут на ковер, если не подготовите доклад (тестирование будущего). Чтобы принять решение, вам необходимо соподчинить эти тесты.

Вы либо отправитесь спать, и завтра вас ждет ковер (подчинение критериям будущего), либо заварите себе кофейку, и к утру у вас будет доклад (подчинение критериям настоящего).

Описывая свое поведение в отношении выборов, Вилли дает другой пример подчинения. Результатом тестирования будущего в отношении воздействия его голоса и тестирования настоящего о том, нравится ли ему кандидат, является его редкое участие в выборах. Обычно результаты этих двух тестов совместимы друг с другом (т.е. он полагает, что его голос не имеет никакого значения и ему не нравятся кандидаты). Есть, однако, одно исключение, когда он рассказывает, что голосовал за Джона Кеннеди, потому что "он мне нравился".

МЛ: Голосуя за Кеннеди, вы считали, что ваш голос сыграет свою роль?

Вилли: В общем-то нет.

МЛ: Так тогда вы полагали, что что-то изменит Кеннеди?

Вилли: Сказать по правде, нет. Многие были против него, но мне он был по душе, так что, черт возьми, я и голосовал за него.

Вилли пришлось подчинить один из конкурирующих тестов. Для Вилли в данном контексте то, что кандидат нравится, — более принуждающе, чем размышления о действенности своего голоса, поэтому он подчиняет будущее настоящему. И голосует он время от времени по большей части лишь оттого, что редко ему нравится кто-нибудь из кандидатов.

Вилли — голосует время от времени

Решение

Н<^>и<D> (влияние моего голоса, положение в стране)

Б (в) Воздействие # изменение

П<^>и<D> (Прошлые администрации)

Н<^>л<D> (Реакция на кандидата)

Н (к) Нравится # внутреннее состояние

Н

Другой # новые подходы; Н # Б

Нравится # можно реагировать; Н # Б

Голосовать ли.

Во время выявления оперативной формы, задействующей более одного теста, субъект может не дать добровольно примера подчинения. В этом случае вы не сможете определить, какой из тестов более подчиняющий. Примером тому служит случай, когда считали, что можете достать вещь по очень хорошей цене, но за счет потери хороших отношений с дилером. Что вы сделали?". Или же можно заставить его реагировать на воображаемую ситуацию: "Предположим, что вы смогли бы достать вещь по действительно очень хорошей цене, но это привело бы к ущербу для ваших отношений с дилером. Что бы вы сделали?". Любой из этих подходов создает ситуацию конфликтующих тестов, и ответ подскажет нам, какой из них более принуждающ.

МЛ: Что если бы вы оказались ай, когда считали, что можете достать вещь по очень хорошей цене, но за счет потери хороших отношений с дилером. Что вы сделали?". Или же можно заставить его реагировать на воображаемую ситуацию: "Предположим, что вы смогли бы достать вещь по действительно очень хорошей цене, но это привело бы к ущербу для ваших отношений с дилером. Что бы вы сделали?". Любой из этих подходов создает ситуацию конфликтующих тестов, и ответ подскажет нам, какой из них более принуждающ.

МЛ: Что если бы вы оказались в ситуации, когда смогли бы убедить дилера продать вам вещь по чрезвычайно хорошей для вас цене, но это нанесло бы вред вашим с ним долгосрочным отношениям?

Билл: Я бы это ни за что не сделал, не важно, насколько хороша цена.

МЛ: А вы бывали в подобной ситуации?

Билл: Бывал, но никогда это не стоило сложившихся отношений, когда тебя и принимают хорошо, и показывают что-нибудь новенькое и т.д.

Таким образом, Билл, по необходимости, подчиняет настоящее будущему. Для него будущие возможности хороших взаимоотношений более принуждающи, чем неплохая сделка в настоящем.

Билл — покупка произведений искусства

Торг

П<^>и<D> (цена на такого художника)

Н Относительная стоимость # сравнение с другими работами

Б

Н<^>и<D> (Реакции дилера)

Б Добрые отношения # я ему нужен, он оказывает мне предпочтение

Жестко, но справедливо # предпочтение; Н # Б

Что заплатить

И последнее о категории принуждения и подчинении: необходимость подчинения теста и сопутствующие ему критерии обычно порождают внутренний конфликт. Выявляя признаки внутреннего конфликта при описании субъектом своих тестов, критериев и поведенческих реакций, мы удостоверяемся, не оценивает ли он еще что-нибудь в рамках оперативной формы, о чем он нам еще не сообщил.

Выводы по процедурам выявления и определения.

Для Эмпринт-метода процедура выявления начинается с определения желаемого результата, с решения, нужен ли вам кто-нибудь в качестве модели, для кого результат свойственен или нарочит, затем идет выбор субъекта, сбор информации у субъекта в отношении количества и типов действий и оперативных форм, лежащих в основе способности личности к проявлению результата.

Результат — есть спецификация того, что вам хотелось бы уметь делать и что по крайней мере умеет делать хотя бы еще один человек на земле. Результат включает в себя не только внешнее поведение, но также и эмоциональные реакции и познавательные процессы. Результат необходимо устанавливать для себя в позитиве ("спать хорошо", а не "не спать беспокойно") и четко определять по отношению к контексту, в котором вы хотите его проявить.

Свойственное поведение — поведение как естественный результат опыта; поведение нарочитое — поведение приобретенное и усвоенное. Основная разница между ними в том, что приобретению нарочитого почти всегда предшествует набор предварительных действий, включающих в себя такие понятия, как мотивация, обязательство, планирование и т.д. Оперативные формы, лежащие в основе свойственных или нарочитых поведений, будут, вероятно, бесполезны в отсутствие предварительных реагирований, конгруэнтных привлечению и использованию этих оперативных форм.

Выбор объекта для моделирования означает нахождение кого-либо, кто поступает так, как этого хотелось бы вам, в контексте, в котором вы хотели бы обладать такой способностью. Более того, если вам необходимы предварительные реагирования, вашему объекту также необходимо иметь результирующее поведение как результат нарочитого (а не свойственного) приобретения. Если это вообще возможно, пронаблюдайте или инициируйте проявление способности вашего объекта на поведение, которому вы хотите следовать. Также, по возможности, смоделируйте по крайней мере трех человек, обладающих результирующим поведением, чтобы отсортировать важные образцы оперативных форм.

Действия — это поведения, скомбинированные, чтобы сделать возможным проявление результативного поведения. Каждое действие является результатом одной или нескольких оперативных форм. Выявление последовательности действий и оперативных форм начинается с задавания субъекту вопросов для описания того, как он действует по достижению результата. Определение действий и оперативных форм зависит от различения лингвистических ключей в описании субъекта, которые определяют различные поведения. Каждое определенное действие или оперативная форма обычно отмечена фразой и (или) использованием таких союзов, как "тогда" и "затем". Дополнительные или пропущенные места выявляют, спрашивая: "Есть ли что-нибудь, что вы должны сделать до того, как...?" и "Закончив с..., вы затем готовы сделать следующий шаг?"

Оперативная форма является набором из семи переменных, которые можно определить посредством комбинации навыков определения и выявления. Наиболее эффективная и полезная последовательность по выявлению этих переменных начинается с тестов и критериев, затем следуют эквиваленты критериев, референции, причины-следствия и подчинение. Помните, однако, что большая часть информации, определяющий эти переменные одновременно присутствует в описании субъектом своих переживаний, поэтому информация доступна тем, кто умеет определять переменные без обязательного обращения к рекомендуемой последовательности.

Временная рамка теста и критериев в основном определяется и выявляется вместе, поскольку тест является применением критериев к определенной временной рамке. Критерии — это любые стандарты, которые применяются или используются в рамках определенного контекста; а тест временной рамки определяется по глагольным формам, используемым для спецификации этих критериев ("Я буду счастлив?" критерий "счастливый"; тест будущего). Выявление критериев осуществляется посредством вопросов к субъекту для определения используемых им в частном контексте стандартов ("Что для вас главное, когда вы (поведение)?"; "Когда вы (поведение), что вы оцениваете?"). Временная рамка теста выявляется вопросами, направляющими субъекта на особое внимание к его оценкам по отношению к прошлому, настоящему и будущему ("Вы оцениваете прошлое, настоящее или будущее?" "Вы обращены к (критерий) в прошлом, (критерий) в настоящем или (критерий) в будущем?").

# # # Схема на стр. 258

Общая последовательность выявления.

Эквивалент критериев определяется, когда субъект выраженно или невыраженно поясняет, что видит, слышит и (или) чувствует, когда знает, что критерий удовлетворяется. Выраженные описания эквивалентов критериев можно обычно определить по использованию субъектом лингвистических форм, таких, как: "(критерий) означает (эквивалент критерия)", "когда (эквивалент критерия) я знаю, что (критерий)". Выявление эквивалента критерия включает в себя обращение к субъекту с просьбой определить, как он узнает, когда специфический критерий удовлетворяется ( "Что (критерий) означает для вас?", "Как вы узнаете, когда вы (критерий)?").

Референции обычно требуют выявления. Их выявляют, задавая вопросы, типа: "На чем вы основываете свой (тест)?". Каждая референция будет характеризована по одной из временных рамок; ее аутентичностью (чем-то на самом деле происшедшем или сконструированным); и эмоциональным участием (личностным или информативным). Временная рамка референции определяется по времени глагола, используемого субъектом к определенной референции. Истинность или надуманность референции определяется по контексту и по описанию субъектом своих переживаний. Если определение не ясно, его можно прояснить, задав вопрос: "Вы на самом деле пережили это, а может быть вообразили или прочли и услышали где-то об этом и примерили это к себе?". Все референции будущего сконструированы. Личностные и информативные референции можно определить, обратив внимание на наличие (личностная) или отсутствие (информативная) слов, несущих эмоциональную нагрузку при описании субъектом референции. Выяснить это можно и непосредственно задавая вопросы: "Вспоминая об этом, есть у вас такое же ощущение что и тогда, или вы просто вспоминаете о факте?"

Причина-следствие определяется по лингвистическим формам, указывающим на предполагаемую обусловленность отношений между двумя факторами (где "факторы" — это любые переживания, поведения, восприятия, ситуации и т.д.) Такие лингвистические формы включают в себя конструкции "если-то", "тогда", "поэтому", "потому что", "когда" и целый класс глаголов, определяющих причинные отношения ( "причинять, заставлять, вести" и т.д.).

Спецификация причины-следствия включает не только содержание отношений, но также и временные рамки (например, Н # Б). Временные рамки отношений причины-следствия определяются на основе времен глаголов, используемых для каждой из "сторон" причины-следствия ( "Если я побегу сейчас, то я устану"; Н # Б). Причина-следствие релевантны к такой-то оперативной форме, когда обеспечивают опытное подтверждение критериям. Причина-следствия выявляются, когда субъекта просят подтвердить свой критерий в смысле его последствий, используя для этого вопрос: "Что делает (критерий) важным?" Временная рамка категории принуждения в оперативной форме та же, что и в тесте, по которому выражается поведение. Когда имеется два или несколько противоречивых теста, принуждающим тестом является тот, который не в подчинении (и поэтому выражены в поведении). Принуждающий тест может быть выявлен, если заставить субъект вспомнить ситуацию, где его тесты были противоречивы, или заставить его представить такую ситуацию.

Такая процедура выявления в Эмпринт-методе позволяет превратить сложное поведение человека в код, которым можно воспользоваться в качестве основы для понимания, предсказания и передачи способностей другим или моделирования их в себе. Этот процесс кодирования строг. Легкость в выявлении и определении придет с практикой. С каждой новой попыткой вы будете делать еще один шаг к достижению сокровищницы умений и способностей.

12. Воспроизведение способности.

Определившись с результирующим поведением, стоящим моделирования и подходящим для выявления, отыщите по крайней мере одного индивида, у кого это хорошо получается, выясните лежащие в основе действия и оперативные формы, выявите переменные для каждой оперативной формы — и вы готовы к переносу этих оперативных форм на другого индивида или к принятию их непосредственно вами. Эта заключительная стадия соединяет промежуток между пониманием навыка или умения посредством осознания его фундаментальной структуры и способностью к воспроизводству навыка или умения в себе или в других. Сведения и примеры данной главы предназначены для заполнения этого промежутка.

Приступая к исследованию возможности передачи умения, важно помнить, что все умения, включая особенные, являются проявлением лежащих в основе оперативных форм. А сами оперативные формы составлены из определенных сочетаний семи различных переменных внутренних процессов. Т.е. при передаче умения передаваемое является одной или несколькими оперативными формами, составляющими специфическое умение. А при передаче оперативной формы передаваемое есть сочетание переменных, составляющих данную специфическую оперативную форму. Значит, передача любого умения является по существу передачей отдельных переменных вне зависимости от того, сколько оперативных форм задействовано. Единственной разницей между передачей умения, составленного из одной оперативной формы и более сложного, состоящего из многих оперативных форм, будет затрачиваемое на процесс время. Более сложное умение потребует больше времени для передачи не из-за большей сложности выполнения, а поскольку изменяется или вводится большее число переменных.

Что означает "передать переменную"? Передавая переменную, мы задействуем данную переменную во внутреннем процессе индивида в определенном контексте. К примеру, если кто-то из ваших сотрудников тестирует по критерию "что могло бы пойти не так" каждый раз, когда вы обсуждаете с ним новую возможность и вам удается заставить его тестировать по критерию "есть ли у этого положительные стороны", значит вы передали переменную. Вы задействовали новый критерий в контексте оценки новых возможностей. Прежде чем пуститься в специфику приемов и примеров передачи, нам хотелось бы сделать обзор процесса задействования или установки переменных.

Обзор.

При установке оперативных форм лучше всего заниматься каждой переменной по очереди. Такой процесс имеет преимущество, будучи относительно несложным. Например, предположим, вы выявили у удачливой коллеги ее оперативные формы для умения вести переговоры и хотите теперь передать эти оперативные формы приятелю. Попытавшись научить его задействованию и использованию сразу несколько переменных одной оперативной формы (а еще хуже, если оперативных форм тоже несколько), и вы, и ваш приятель потерпите скорее всего полное фиаско. При обращении же к каждой отдельной переменной по очереди, убеждаясь, что она на своем месте, и только после этого переходя к другой, и вам, и вашему приятелю необременительно будет следовать избранному пути. Обрушивая на него сразу несколько переменных, ожидать при этом, что он сможет воспользоваться ими, все равно, что слушать сразу шесть радиоприемников, настроенных на разные музыкальные станции, да еще просить его особое внимание обратить на слова песен. Или все равно, что просить его обратить внимание на какое-то одно из ощущений, в то время как пятеро других приятелей давят, тянут, рвут его на части. Помните, при передачи умения устанавливайте переменные по очереди.

Приступив к передаче умения, можно обнаружить, что многие из необходимых переменных уже имеются. То, что человек не проявляет специфического поведения, не означает, что он не использует по крайней мере некоторые из тех переменных, которые лежат в основе результирующего поведения. Например, нам пришлось работать с семейной парой, занимавшейся одним бизнесом, где муж и жена частенько совершенно по-разному реагировали на предстоящие деловые встречи: он — уверен и оптимистичен; она — взволнована и беспомощна. Мы выяснили, что оба тестируют по будущему о проведении встречи, критерий один — успех, причина — следствие — одна — Б # Б, как встреча повлияет на успех; для обоих будущее являлось принуждающим, и референции использовались одинаковые. Но в чем же дело? Для нее успех означал проведение переговоров и обеспечение соглашения в сделке к концу встречи. В результате такого эквивалента критерия она беспокоилась о неудаче и чувствовала беспомощной в выполнении задачи, когда могла представить себе любые возможности, мешающие заключению сделки, еще до завершения переговоров. Для ее мужа успехом был любой шаг, который вел бы к обеспечению соглашения, а шаг мог включать в себя что угодно, от реагирования на проблему до дополнительных действий по укреплению личных отношений, полезных в будущем. Сделка могла и не состояться на данный момент, но неудачи он в этом не видел. Каждый из них к своим эквивалентам критериев подходил как к само собой разумеющемуся, как, впрочем, и большинство из нас. Каждому из них и в голову не приходило, что у другого может быть иное мнение по поводу понятия успеха:

Она: Что, если ничего не выйдет?

Он: О чем ты? Конечно, выйдет. Это такая возможность.

Она: Ох, надеюсь, я ничего не напорчу. Здесь так легко все испортить.

Он: Да мы еще с ними и не встретились! Почему у тебя всегда такой пессимизм?

Есть лишь одно различие в их оперативных формах в данном контексте, и когда мы показали ей, как изменить ее эквивалент критерия на успех, как у него, у нее тут же стала более находчивой. Не каждое изменение так же просто. Нам приходилось работать с людьми, чьи оперативные формы в специфической ситуации совершенно не соответствовали необходимым умениям. Это ни в коем случае не принижает их способности достичь умения — это лишь означает, что требуется большей подстройки и времени на этот процесс. Разобравшись с переменными, время, необходимое для обретения сложного умения из дюжины оперативных форм, может измеряться часами и занять несколько дней. Обретение навыка, составленного всего из нескольких оперативных форм, может быть выполнено всего за два-три часа. (Изменение, которое мы произвели с женщиной в предыдущем примере, заняло пять минут).

Позже в этой главе мы покажем примеры изменения эквивалентов критериев, а также методы изменения и задействования всех остальных переменных. Редко бывает, что приходится подстраивать все переменные каждой оперативной формы при передаче умения. Научившись обращаться с переменными и не пожалев на это времени, вы обретете необходимые средства для передачи любого умения любому индивиду в любом контексте.

Будучи готовым к установке в себе или в другом человеке специфического умения, нет необходимости в начале моделировать оперативные формы, уже используемые вами или этим другим человеком. Эмпринт-метод, которому вы научитесь, явится для вас путеводной нитью, которая позволит овладеть полным пакетом действий и оперативных форм. То есть у вас будет рецепт с перечнем всех ингредиентов и инструкций для специфического умения. Вы знаете, как приготовить "блюдо", и у вас есть все необходимые для этого ингредиенты. И ничто вам не мешает расчистить себе поле деятельности, взять необходимые ингредиенты и состряпать вкусное блюдо. Рецепты — все равно, что компьютерная программа личности человека. Во всех нас заложены одни и те же "винтики", позволяющие воспринять и оценить информацию пяти органов чувств. Мы обладаем способностью видеть окружающее и воображаемые образы, мы можем слышать, как разговаривают другие, и вести внутреннюю беседу с собой. Мы способны различать холодное от горячего, тяжелое от легкого, гладкое от грубого, соленое от горького. Мы можем вспомнить музыку, эмоции, виды, звуки, беседы и т.д. Информация, обрабатываемая посредством наших чувственных систем в специфическом контексте — наши оценки, память и воспоминания, ощущения и т.д., — все это компьютерная программа, используемая нами в данном контексте. Изменим программу — и изменится результат. Введем программу текстовой обработки в свой компьютер и получим текстовую обработку. Введем программу описания интерфейса пакета, и компьютер не изменится, но изменится выполнение задачи. Пока действует программа описания интерфейса пакета, вам не удастся написать на компьютере письмо. Так уверенной рукой оптимизируем, настроим компьютер и сами обретем оптимизм и уверенность. Снабдим программой обеспокоенных и беспомощных и добьемся своего.

Имея рецепт или программу умения, можно перейти непосредственно к ее осуществлению. Именно таков наш подход, описанный в другой нашей книге — "Ноу Хау: Программное руководство по обеспечению желаемым будущим". Эта книга содержит учебные последовательности, устанавливающие в читателе оперативные формы некоторых жизненно важных умений. Установке этих форм следует поучиться. Там содержатся сотни примеров успешных передач по каждой из переменных Эмпринт-методом. Большинство примеров, используемых в данной главе, взяты из книги "Ноу Хау".

Другим подходом, который можно взять на вооружение, желая установить новое умение, будет определение вначале переменных, которые уже используются, затем добавление или изменение только тех переменных, которые необходимо изменить, как это мы делали с женщиной в приведенном выше примере. Теперь вам знаком метод определения переменных, уже используемых индивидом в специфическом контексте; метод — это процесс выявления и определения, представленный в предыдущей главе. Единственная разница — сейчас вы используете те же самые приемы для определения существующих действий, оперативных форм и переменных не для моделирования умения, а чтобы определить, что уже имеется в наличии и может быть использовано и что необходимо добавить или изменить. Из-за добавленной стадии выявления этот подход несколько более длителен, чем другой, более прямой подход. Но, несмотря на этот очевидный недостаток, у данного подхода есть и преимущество, и именно оно особенно нам по душе.

Преимущество это иллюстрируется в нашем предыдущем примере о жене и муже как членах одной деловой команды. Мы могли бы просто выявить его оперативную форму и передать ее затем ей без всякого предварительного выявления ее оперативной формы. В конце концов ее оперативная форма проявляется в обеспокоенности и беспомощности — результат, который большинство людей вряд ли сочтет умением, стоящим моделирования. И все же где-то в уголке ее оперативной формы припрятано и жемчужное зернышко. Прежде чем отправиться на встречу, она скрупулезно обдумывает потенциальные возражения и проблемы. В результате такого тестирования будущего она хорошо информирована о любых возможных преградах. Эквивалент ее критерия сменить стоит. А вот тестирование будущего — весьма ценный аспект, и его стоит сохранить. Это обеспечивает ее набором референций, которыми она может воспользоваться, чтобы увидеть и обойти возможные трудности. Это именно такое тестирование, которое так необходимо мужу, чтобы обуздать его преувеличенный оптимизм. Такое тестирование подошло бы многим, а мы могли бы пройти мимо него, если бы не выявили ее оперативные формы. Моделирование оперативных форм у кого-нибудь и в любом контексте высветит по крайней мере несколько любопытных моментов, ценных или для какого-то иного контекста, или для такого же контекста с несколько другим согласованием переменных.

Разобравшись с оперативными формами, требуемыми для передачи, нам необходимо предпринять два шага по установке умения при помощи Эмпринт-метода. Первый — научить своего "ученика" (или себя), как раскрыть или генерировать каждую из требуемых переменных. Второй шаг состоит из установки переменных посредством повторяющегося использования — практики — и особой формы репетиций, названной исследованием будущего.

Научиться создавать переменные и тренировка в их использовании аналогичны процессу тренировок в спорте. Так, предположим, что вы в отпуске на курорте, где имеется несколько теннисных кортов. Если вы привлечены агрессивными, но изящными движениями лучших игроков и визгом кроссовок на теннисной площадке, но прежде никогда не играли в теннис, можно познакомиться с местным спецом и договориться об уроке для начинающих. На этом уроке этот спец объяснил бы основы игры. Показал бы, как держать ракетку и как двигать ногами, коленями, руками, плечами и головой при ударе спереди или сзади. Он побросал бы вам мячи, чтобы вы потренировались их отбивать. И при всем при этом он внимательно наблюдал бы за вами, подсказывая, когда согнуть колени, куда смотреть, когда выдвинуть правую ногу вместо левой, как и когда отвести ракетку назад и т.д. Ему известно, что движения для вас новы и чтобы научиться, вам необходима практика. Ему также известно, что то, как вы тренируетесь, будет заложено в вас, поэтому он внимателен, чтобы вы получали верные навыки.

Подобно любому новичку, вы будете стараться сконцентрироваться сразу на всем. И будете при этом неуклюжи и неумелы, но после своего первого урока вы обретете опыт и знания, что же это такое — играть в теннис, по крайней мере хотя бы и на уровне новичка. Продолжив тренировки, вы добьетесь большей или меньшей автоматичности движений, научитесь, играя в теннис, быть способным обратить внимание и на другие вещи, скажем, на стратегию, не задумываясь теперь уже о простейшем. Именно практика — повторение необходимых движений — ответственна за процесс учебы и конечное мастерство.

Точно так же, обучая генерации переменных и оперативных форм, необходимо оценивать удачи вашего ученика, помогать в его тренировках, пока он не начнет справляться самостоятельно. Поприсутствовав на нескольких его тренировках, вы можете проверить, правильно ли он генерирует и использует переменные. Другими словами, установочная процедура в Эмпринт-методе имеет такое же значение для ментальных навыков и умений, как тренировки в таких видах спорта, как лыжи, гольф или теннис.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться