Майкл Либо и Лесли Камерон-Бандлер "Моделирование ментальных способностей"

Что получаем. Успешное вложение требует тестирования по будущему того, что произойдет или может произойти (колебания на рынке, политические потрясения, инфляция, процентные ставки и т.д.). Инвестирующие только по тестированию прошлого — обычно терпят убытки. К примеру, когда инфляция высока, такие предметы потребления, как золото, серебро и недвижимость — лучший выбор, чем инвестиции, связанные с установленными процентными ставками типа облигаций, свободно обращающихся депозитных сертификатов и др. При низкой инфляции — верно противоположное. Несколько лет назад, когда уровень инфляции был высок, начали скупать (предусмотрительно) золото и серебро. Действовавшие по тестированию прошлого между тем продолжали покупать и держаться недрагоценных металлов и после изменения инфляционной ситуации остались "на бобах".

Точно так же брокер в фирме недвижимости, показывающий вам диаграммы увеличения ценности собственности, дает информацию, которая в основном ненадежна в смысле оценки собственности как вклада. Ценность собственности может возрастать при биржевой игре, создании новых рабочих мест в регионе (которых может быть сейчас в избытке), наличии в прошлом канализации и водопровода (а теперь все это отключено), низких комиссионных и обильном финансировании (которое вот-вот иссякнет) и др. Инвестиционная ценность собственности находится в будущем, а не в прошлом или настоящем.

Оперативные формы, включающие тестирование будущего, особенно подходят людям, испытывающим недостаток способностей для экономии и вложения капитала. Обычно такие индивиды оценивают финансовую безопасность, но оценка эта осуществляется по их нынешней способности заработать достаточно, чтобы оплатить ежемесячные счета. Поскольку они принимают во внимание лишь свои прошлые и текущие заработки, достаточные для оплаты арендной платы и чтобы побаловаться маленькими радостями, возможность экономии или вложения обычно в расчет не принимается. Мы заставляем таких людей подумать о будущем, во-первых, вообразив себя слишком старыми для работы, не имеющими никаких сбережений, чтобы как-то протянуть, а затем заставляем их оценить свою финансовую безопасность в свете этого сурового будущего. Обычно воздействия такого теста на будущее вполне достаточно, чтобы возбудить требуемую мотивацию научиться экономить и вкладывать.

Тестовая категория: критерий

Результат

Действия

Референтная категория

Временная рамка

КРИТЕРИЙ

Категория принуждения

Причина — Следствие

Предмет оценки.

Как описано в предыдушем разделе, цель функции теста в оценке внутреннего и внешнего опыта. Но оценки по отношению к чему? Чтобы сделать оценку должно существовать какое-то представление, что же такое удовлетворительный и неудовлетворительный результат. Предположим, мы вас просим оценить следующий автомобиль:

Форд Мустанг.

Очевидно, мы упустили что-то важное в своих инструкциях. Относительно чего вам оценивать Форд Мустанг? Результаты оценки будут зависеть от ответа на этот вопрос. Если критерий, которым должен быть измерен Мустанг, — это его геометрические размеры, тогда в результате вашего исследования получим, что Мустанг — автомобиль небольшой. Заменим критерий на класс, и вы решите, что взрослые от этого класса машины не в таком восторге, как подростки. Критерии типа цены, доступности, необходимости, экономичности, антуража, культурных традиций — все они приведут к совершенно различным оценкам одного и того же автомобиля.

К Критерии — это стандарты, которыми мы оцениваем свой опыт и мир вокруг нас. Говоря: "Что привлекает его как доброго товарища, это его хорошее чувство юмора, и еще мне нравится, что у него много интересов," — Джоан сообщает нам, что критерии, которыми она пользуется в выборе друзей, — это "чувство юмора" и "широкий диапазон интересов." Ей безразлично, или она даже не обращает внимания, что друг физически непривлекателен или чарующе красив, богат или беднота беднотой, у него сходные интересы или интересы совсем непохожие и т.д. Это другие понятия о человеке, и другие могут воспользоваться ими в качестве критерия для дружбы, но вот для Джоан они вовсе не важны, поэтому и не представляются для нее критериями для оценки дружбы. (Безусловно, может быть и так, что в другом контексте те же самые понятия, не представляющие для Джоан интереса, могут превратиться в важный критерий. Например, "схожесть интересов" другого может стать важным критерием, если Джоан станет рассматривать этого человека в качестве супруга).

О важности критериев хорошо говорится у Германа Гессе:

Человек проектирует для себя сад с сотнями видов деревьев, тысячами видов цветов, сотнями видов фруктов и овощей. Представим затем, что у садовника нет других понятий, кроме съедобное — несъедобное, девять десятых сада станет тогда для него совершенно бесполезным. Он повыдернет самые чудесные цветы, свалит самые благородные деревья и не просто, а даже с ненавистью и пренебрежением.

Необходимо знать критерии, используемые в тестировании прошлого, настоящего и будущего, чтобы результат теста имел смысл. Знание, что оба ваших приятеля тестируют по будущему, вовсе не говорит вам, какими окажутся результаты их тестов, когда вы спросите, а не заняться ли им парашютным спортом. Если, однако, вам также известно, что один из друзей тестирует будущее на основе критерия "привычности", а другой "новизны" — у вас есть отправная точка, чтобы понять или даже предсказать, каким будет выбор двух друзей. Именно критерий информирует вас, что первый приятель скорее всего отклонит предложение (если, конечно, он не занимается чем-то схожим с парашютным спортом), а второй его примет (если, конечно, он до этого сделал не слишком много прыжков, чтобы потерять новизну ощущений). Однако каким бы удовлетворительным не был критерий, результат оценки может зависеть от результатов других оценок другого критерия. Так, у первого описанного выше индивида может быть критерий "не быть трусом", и этот критерий может превалировать над критерием "привычности", то есть он возьмется за парашютный спорт, хотя это для него и непривычно. Второй же, наоборот, может более ценить критерий "безопасности", чем "новизны", и поэтому отклонить предложение. Что бы не решили эти двое, можете быть уверены, что их решения по поводу парашютного спорта будут сделаны на основе какого-то критерия. Знание критериев, которыми каждый из них руководствуется при оценке такого рода предложений, позволяет осмыслить их решения, а также очень точно предсказать их будущие реакции.

Цель способности моделировать переменные, лежащие в основе субъективного опыта и поведения, заключается и в понимании, и в способности копировать в себе и в других эти самые опыт и поведение. Что касается последнего, чрезвычайно важно знать, например, что талантливый, удачливый архитектор тестирует по будущему, когда задумывается о перепланировке города. Но что принимается им в расчет в этих оценках будущего? Экология? Экономический рост? Безопасность? Красота? Качество жизни? Прибыль? Сохранность? Функциональность? Знание, что архитектор тестирует будущее вовсе недостаточно, чтобы позволить нам понять его выбор при оценке будущего, а тем более воспроизвести этот выбор. Мы должны также знать критерий, применяемый этим человеком в оценке будущего. Иными словами, мы должны знать на основе чего рассматривается то или иное, перерабатывается, оценивается или избегается в будущем.

В каждом случае критерий представляет некий стандарт или особое качество, которому необходимо удовлетворить или не удовлетворить, прежде чем будет достигнуто решение и начнется реагирование. Критерии говорят нам, на какой качественной основе производится тестирование, а временные рамки говорят, когда индивид удовлетворен критерием. К примеру, если критерий женщины по принятию предложения руки и сердца "искренность", она могла бы протестировать искренность по прошлому ("Также искренен он был со мной до этого?"), настоящему ("Искренен ли он сейчас?"), будущему ("Будет ли он столь же искренен и через 10 лет?").

Окончательная реакция индивида как результат применения специфического критерия к определенной временной рамке есть функция взаимодействия этих двух переменных, а не нечто свойственное критерию или временной рамке. Так, в ранее приводимом примере сорокапятилетний бедняга, в конце концов нашедший себе нормальную работу, использовал при оценке критерий успеха (в примечании критерии внесены в таблицу ниже тестовой категории, так как критерий определяет только то, что индивид тестирует).

Чувство неудачи

Оценка

Референтная категория

П успех

Категория принуждения

Причина — Следствие

Его жизнь

Чувство удовлетворенности жизнью

Оценка

Референтная категория

Н успех

Категория принуждения

Причина — следствие

Его жизнь

Чувство обнадеживающей перспективы

Оценка

Референтная категория

Б успех

Категория принуждения

Причина — следствие

Его жизнь

В каждом случае значение своей собственной истории и нынешних обстоятельств изменяется во время применения критерия успеха поочередно к прошлому, настоящему и будущему. Таким образом, реакция индивида в определенном контексте является функцией взаимодействия личной истории, используемого критерия и временной рамки, к которой применяется этот критерий.

То есть при моделировании опыта и поведения индивида важно определить специфические критерии, вызывающие различия при осуществлении оценок.

В примере с парашютным спортом первый индивид может пользоваться критерием "привычности" и "трусости" (так же, как и многими другими); однако если именно перспектива струсить определяет в основном его реакции, то такой критерий очень важно иметь в виду в смысле понимания, предсказания и воспроизведения его внутренних процессов.

Поскольку критерии не присущи ситуации, но у всех людей разные, и поскольку критерии имеют глубокие различия в смысле опыта и поведения, встает вопрос, заслуживает ли специфический критерий внимания в отношении к какой-то определенной ситуации <^>2<D>. Так, представьте, что вы в универсаме со своей четырехлетней дочкой и она решает помочь вам, выбрав яблоки. Еще недостаточно поднаторевшая в законах физики и плодовощторга, она тянется к ближайшему яблоку, лежащему в самом основании всей яблочной пирамиды на витрине. В результате — обрушивающаяся лавина. Какова ваша реакция, когда вы стоите среди поднявшегося грохота и видите свою дочь, глядящую на катящиеся яблоки?

Ответ будет зависеть от используемого вами критерия. Такие инциденты не редкость в универсамах; реакция родителей — они сердятся, вопят или шлепают ребенка, приказывают постреленку не лезть куда не надо. Критерий, используемый в таких случаях, — этика поведения ("Ты меня ставишь в глупое положение!"), эффективность ("Нам теперь не до этого!"), управление ("Делай, как тебе сказано!"). Ничего изначально плохого в критериях этики поведения, эффективности и управления нет. Однако следует очень хорошо подумать, прежде чем применять их к четырехлетке. Поэтому возникает вопрос своевременности и адекватности критерия в смысле его применения. Наиболее распространенным примером неадекватного критерия являются люди, ищущие совершенства в себе и в других. Практически каждый, пользующийся совершенством в качестве критерия в целом и в частности, разочаровывается в собственном совершенстве или в совершенстве других. Его реакции будут сильно отличаться от реакции человека, избравшего "на ошибках учатся" или "делай как можно лучше". Вне вопроса адекватности лежит вопрос смысла. Даже если вы в состоянии следовать этике поведения, эффективности и управления при посещении магазинов со своей четырехлеткой, стоит ли придерживаться этих критериев при падении яблочной пирамиды? Как родитель вы обязаны позаботиться о физическом, эмоциональном, интеллектуальном воспитании своего ребенка. Может статься, что в данной ситуации критерии этики, эффективности и управления не соответствуют более значимому результату воспитания. Если в данной ситуации вы прибегаете (как к более значимому) критерию "образования" или "воспитания", вашей реакцией скорее всего будет помощь в выборе яблок после объяснения, как это лучше всего сделать (с обертонами раздражения или доброго юмора, в зависимости от используемых в это же время других критериев).

Рассмотрим, имеют ли смысл следующие критерии в контексте вечеринки. Вам хочется, чтобы гостям было весело и чтобы они развлекались. Предположим, вы руководствуетесь также критерием, что "всему свое время" и что гости "полностью участвуют" в действиях, запланированных вами. Эти последние два критерия возможно и не имеют смысла, поскольку могут не совпадать с критериями веселья и развлечений. У разных людей разные ритмы, они приходят в разное время, пьют, едят и разговаривают в разное время, знакомятся с незнакомыми и ведут себя по-разному, и т.д. и т.п. К тому же не всем нравится одно и то же. Пока одним хочется поболтать, другим предпочтительнее посидеть тихонько на балконе, послушать музыку или поиграть. Попытка свести вечеринку к какому-то расписанию, да еще чтобы все участвовали в запланированном, может привести к неудовольствию кого-то из гостей.

Или другой пример, когда супружеские пары куда выше ставят критерий правоты, чем простого счастья. Такие люди начинают заводиться по таким обычно несущественным мелочам, как, сколько же можно добираться до мамы, сказано ли "редко" или "бывает", не просадил ли он денег, купив телевизор без дистанционника. Или есть люди, отправляющиеся за покупками в темных очках по критерию "хочу" вместо "необходимо", чем приводят товарооборот магазинов в радужное состояние.

Выбор по жизни может быть понят только в свете используемых критериев, поскольку именно критерии определяют ваш выбор. Более того, из-за особой распространенности и всепроникновения в смысле внимания, восприятия, суждения и поведения, ваш успех в любом контексте глубоко подвержен воздействию адекватности и уместности используемых критериев. Сказать, что критерий определен, вовсе не значит, что он выверен досконально. Как меняются критерии у разных людей и в разных контекстах, так меняется и значение каждого критерия. После проработки этого раздела мы займемся спецификацией значения.

Проработка.

Понимание себя. Что привлекает вас в человеке как в потенциальном друге? (Интересный, хорошее чувство юмора, коммуникабельный).

Что привлекает вас в человеке как в потенциальном супруге? (Добрый, внимательный, привлекательный, я могу о нем позаботиться).

Почему вы купили именно этот автомобиль? (Экономичный, удобный, быстроходный).

Почему вы купили именно эту стереосистему? (Хорошие басы, удобная в настройке, красивая).

Понимание других. Почему бы не переехать в Нью-Йорк? (Быстрый темп жизни, активность, разнообразие, интеллектуальный уровень).

В деревню? (Свежий воздух, ясность отношений, сад, природа).

В квартал жилой застройки? (Не нужно беспокоиться о содержании дома, эффективность, преимущества по налогам, дешевле жить).

В другую страну? (Экзотика, все другое, можно поучиться, проверка своих возможностей, уклонение от налогов).

Найдите людей, предпочитающих жить в таких местах, и поспрашивайте, что они об этом думают — т.е. выясните главный критерий выбора такого-то места.

Что получаем. Люди, последовательно успешные в отношениях с другими, ставят на первое место критерий самовыражения в себе и в других.

Люди, последовательно успешные в выполнении задач, обычно ставят на первое место критерий ответственности, а не удовольствия.

Люди, последовательно заботящиеся о своем здоровье, используют критерий хорошего самочувствия и питательности пищи; те же, кто не заботится о своем здоровье, высоко ценят критерий вкусного, обильного, насыщенного в контексте еды.

Мы облегчили жизнь многим семейным парам и партнерам по бизнесу, выявив их конфликтные критерии. В гуще "сражения" конфликтующие стороны редко сознают, что в реальности кроется в сердцевине их раздоров. В пылу баталии каждой из сторон легче всего считать, что партнер не прав. Однако, разобравшись, что корень проблемы в факте оценки ситуации сквозь различно окрашенные фильтры, а смысл борьбы в достижении какого-то общего результата, не трудно прийти к соглашению, приняв взаимоприемлемый набор критериев.

Несоответствующие критерии часто являются причиной проблем для менеджеров высокотехнологичных производств. Мы работали с несколькими из них, которые прежде чем стать управленцами были инженерами — техниками. В каждом случае нас просили помочь решить проблемы "человеческого фактора" управленческого отдела. Ясно было, что эти менеджеры пользовались критерием, подходящим для работы с послушными машинами и пассивными проектами. Людям же хочется знать, почему их просят выполнять инструкции и какую роль им отводят в общей схеме отношений. Люди работают лучше, получая уважение, когда к ним проявляют любезность и все манеры, на первый взгляд столь несущественные и занимающие столько времени. Не нужно отбрасывать критерий эффективности, но стоит дополнить его критерием понимания подчиненными мысли управляющего, его учтивости и уважительности. Усвоив новый критерий, менеджеры начинали видеть "корень зла" каждый раз, стоило им пренебречь этими соображениями во взаимоотношениях. Многие из тех, кому мы помогли таким образом, звонили после или писали, чтобы сообщить, что и дома отношения в семье также изменились к лучшему.

Тестовая категория: Эквивалент Критерия

Результат

Действия

Референтная категория

Временная Рамка Критерий#ЭК

Категория принуждения

Причина — следствие

Предмет оценки.

Некоторые из критериев, о которых мы говорили в предыдущем разделе, включали привычность, новизну, безопасность, трусость, искренность, успех — но известно ли нам, что означают эти слова для людей, использующих их? Ответом будет и да, и нет. Да, мы все пользуемся общими понятиями этих слов и поэтому полагаем, что знаем вкладываемое тем или иным индивидом в них значение. Но есть еще и отрицательный ответ — двое, говорящие об одном и том же, о любви, например, не обязательно разделяют понятия друг друга, что это такое, любовь. Один знает, что он любим — подруга так и ловит буквально каждое его слово и хочет быть с ним всегда вместе. Другая же, наоборот, знает, что любима, когда друг не беспокоит ее мелочным вниманием и просто счастлив, когда она занята собой. Такую спецификацию критериев мы называем эквивалентом критерия.

Критерии — это ярлыки для определенных понятий наших переживаний. Но как заглавие книги еще не сама книга, так и критерий не есть переживание, ярлыком которого является. К примеру, в контексте дружбы критерий Джо "совместимость"— всего лишь слово, вербальный знак, имеющий значение лишь в смысле опыта и восприятий Джо, обозначенных ярлыком "совместимость". То есть под "совместимостью" Джо понимает общие интересы, такое же чувство юмора, такие же, как и у него, потребности; человек совместим с Джо, если имеет те же интересы, чувство юмора и потребности.

Различие между критерием и эквивалентом критерия станет еще понятнее, если представить ситуацию, где вы наделены критерием, но без объяснений значения этого критерия в смысле восприятия, переживания и поведения. Предположим, например, что вы подающий надежды сценарист и продюсер из Голливуда предложил поработать еще и появиться с "концептуальной" идеей к сценарию. Он воспользуется, — ожидается, что и вы тоже, — критерием "концептуальности" для материала, который вы ему предлагаете, но что такое эта "концептуальность"? Может это что-то умное? И дорогое? Нечто эзотерическое? Актуальное? А может что-то о наркотиках? И пока критерий "концептуализма" вам не определен, вы и не начнете им пользоваться, чтобы оценить идеи своего сценария. (Под концептуализмом, кстати, понимается помещение главного героя в ситуации, имеющие отношения к 14-24-летним)<^>D<3>.

Значит, эквивалент критерия определяет, что вы видите, слышите и(или) чувствуете, и сообщает, что критерий был, есть и будет исчерпывающим. В качестве примера потрудитесь ответить на следующие вопросы. Откуда вам известно, когда...

Ваш друг (подруга) счастлив?

Вы совершили проступок?

Кому-то вы нравитесь?

Вам кто-то нравится?

Вам что-то понятно?

Ответом на каждый из этих вопросов является ваш эквивалент критерия. Пусть ответом на первый вопрос будет:"Я знаю, что мой друг счастлив, когда он улыбается". Эквивалент критерия здесь между счастьем и улыбкой. (счастье # улыбка). Но не все разделят такой эквивалент критерия. Кому-то другому известно, что подруга счастлива по воркованью ее голоска и легкости, с которой она двигается. Для кого-то друг счастлив, если только сам говорит об этом. А еще кому-то известно о счастье друга, если рядом с ним так легко и хорошо.

Обычно мы действуем, как если бы разделяли с другими наши эквиваленты критериев — обстоятельство, вызывающее куда больше всяких недоразумений, споров и конфликтов, чем любое отдельное составляющее. У каждого свои собственные эквиваленты критериев, совпадающие или несовпадающие с эквивалентами критериев супруга, приятелей, партнеров, чиновников и т.д.

Разные эквиваленты критериев для одного и того же критерия могут драматическим образом воздействовать на восприятия и реакции внутри определенного контекста. Сорокапятилетний экс-неудачник, о котором мы говорили выше, оценивал свое прошлое, настоящее и будущее по критерию "успех". Эквивалентом критерия для понятия "успех" у него было продвижение к цели. Иными словами, ему известно, что ему сопутствует успех, когда он занят чем-то, что движет его к желаемому. Его эквивалент критерия и факт наличия в его биографии нескольких примеров продвижения к желаемому почти неизбежно ведут к тому, что, когда он пользуется тестированием по прошлому при оценке своей жизни, ему ничего не остается, как считать себя неудачником и ощущать уныние.

Чувство неудачи

Оценка

Референтная категория

П Успех # продвижение к цели

Категория принуждения

Причина — следствие

Его жизнь.

Снова мы хотим подчеркнуть, что поведение не является результатом действия какой-то одной переменной, но это одновременное взаимодействие всех переменных. Чувства экс-неудачника, что жизнь — сплошная неудача, не являются неотъемлемой частью эквивалента его критерия успеха, но, наоборот, представляются функцией взаимодействия этого эквивалента критерия, его воспоминаний о прошлом, временной рамкой его тестирования и т.д. Как мы уже видели, пользуясь тем же критерием и его эквивалентом, но изменив временные рамки на настоящее или будущее, можно коренным образом изменить жизненные перспективы.

Конечно, изменение эквивалента критерия само по себе также может коренным образом воздействовать на поведенческое реагирование. Предположим, что эквивалентом критерия успех у этого человека будет учиться на ошибках. Восприятие того же самого прошлого через фильтр альтернативного эквивалента критерия, без сомнения, приведет к иной оценке своего жизненного пути. Возможно, его биография полна ошибок, на которых он научился, и тогда его тестирование по прошлому может оказаться гораздо удовлетворительнее.

Чувство удовлетворения своей жизнью

Оценка

Референтная категория

П Успех # учиться на ошибках

Категория принуждения

Причина — следствие

Его жизнь

Таким образом, одна и та же биография, рассматриваемая через призму иного эквивалента критерия, может оказаться совершенно другой. Точно так же восприятия настоящего и будущего изменятся в зависимости от эквивалентов критериев, через которые они переживаются и рассматриваются. Например, если этот наш человек имел бы эквивалентом критерия успеха понятие к 40 годам стать на ноги, тогда он скорее всего оценил бы свою жизнь как полное поражение во временных рамках прошлого, настоящего или будущего.

Чувство неудачи

Оценка

Референтная категория

П, Н или Б Успех # материальная независимость к 40 годам

Категория принуждения

Причина — Следствие

Его жизнь

Данное чувство неудачи остро контрастирует с нынешним облегчением и будущим воодушевлением, рожденными эквивалентом критерия "успех равен продвижению к цели". Получается, что знание эквивалентов критериев индивида внутри определенного контекста является существенным для понимания внутренних процессов и реакций в пределах контекста.

Политика обеспечивает ежедневные примеры воздействия, которое различающиеся эквиваленты критериев могут иметь на восприятие и поведение. Ричард Никсон не воспринимал и не воспринимает свое поведение в бытность свою президентом как крючкотворство. Наоборот, он воспринимает себя в качестве патриота. Для многих же американцев его поведение и есть эквивалент критерия "крючкотворства". Точно так же, хотя в некоторых случаях фактические различия в критериях на самом деле в наличии у двух основных партий (так в 1984 году в вопросе об абортах республиканская партия поддерживала идею "самоценности жизни", а демократы выступали за "свободу выбора"), однако гораздо чаще противоречия заканчиваются лишь по истинным эквивалентам критериев, которые разделяются всеми — например, в вопросе о силе, возможностях, национальной безопасности, правосудии и т.д. Действительно, большая часть деятельности Верховного Суда состоит из выяснения специфики и применения значений тех или иных понятий, составляющих нашу Конституцию и законы. К примеру, процесс 1954 года Брауна против Управления Просвещения был основан на выяснении, что же такое равное образование. Эквиваленты критериев — это субъективно установленные стандарты, которыми мы оцениваем окружающее. Ясно, заблуждением является предположение, что наши эквиваленты критериев плоть от плоти описываемых ими критериев, то есть общие для всех и каждого.

Но вернемся к теме, критерий, для которого мы нашли общее различие в эквивалентах, — это "компетентность". Для многих эквивалентом критерия компетентности является то, что "уже известно, как что-то сделать". Действующие по такому эквиваленту критерия обычно находят, что существует многое, в чем они некомпетентны. Нам известны и другие, чей эквивалент критерия компетентности выражается как способность учиться. Такие люди обычно воспринимают себя вполне компетентными, поскольку существует множество того, чего они не умеют, но могли бы научиться, если бы в этом была необходимость или желание. Точно так же, в то время как для большинства наиболее ценимым критерием является "безопасность", есть люди, безопасность для которых означает знание того, что произойдет, в своих текущих переживаниях и поведениях они сильно отличаются от тех, для которых безопасность — это знание, что я справлюсь со всем, что будет.

Критерий "привлекательности" дает хороший пример важности обращения к контекстуальному соответствию эквивалентов критерия. Есть множество людей, для которых привлекательным будет тот, кто удовлетворяет определенным внешним качествам, — так, мужчины часто считают привлекательными стройных блондинок с ясными голубыми глазами, а женщинам нравятся высокие загорелые мужчины. Использование эквивалентов критерия, столь ограниченных внешними визуальными качествами, часто несет разочарование, как только отношения выходят за пределы "розовых очков". Индивид может быть прелестен на вид, но нужно куда как больше, чтобы выдержать длительное близкое взаимодействие.

Поэтому включение в эквивалент критерия привлекательности качеств, являющихся важными аспектами личности, позволит гарантировать, что привлекательными людьми будут те, чьи личные качества выдержат проверку временем.

Проработка.

Понимание себя. Как вы узнаете, когда что-то приобретаемое "хорошее"? (Например, стоит кучу денег; доставляет мне удовольствие).

Как вы узнаете, когда вам сопутствует успех в чем-то? (Когда вам понятно; когда вам что-то удается; когда вы решаете трудную задачу; когда вы решаете трудную задачу вовремя и без ошибок).

Ответы на эти вопросы обеспечат вас эквивалентами критериев "хорошее" (по крайней мере в том, в чем вы заинтересованы) и "успешный". Подумайте о чем-то, что не считаете хорошим, затем, как можно было бы изменить свой эквивалент критерия так, чтобы задуматься, что в вас хорошего. Подумайте о примере своих неудач, затем посчитайте, как можно было бы изменить свой эквивалент критерия успеха с тем, чтобы инцидент превратился в пример успеха.

Понимание других. У супружеской пары в качестве важного критерия может быть "безопасность", но если для жены это означает "доход", для мужа безопасность значит "способность "делать" деньги" — тут легко могут возникнуть разногласия, так как он может ощутить, что на самом деле он в данный момент не зарабатывает. Подумайте о ком-нибудь, считающем, что обладает каким-то качеством, которого вы в нем не находите (к примеру, он думает, что щедр, а вы считаете его скрягой). Каков его эквивалент критерия, позволяющий считать себя щедрым? Если получилось, задайте ему вопрос, откуда он знает, что кто-то щедрый?

Что получаем. Большинство состоявшихся родителей разделяет общий эквивалент критерия "толковый"; толковость здесь — это способность к совершенствованию — мой ребенок сейчас может что-то, чего еще недавно не мог. Родители, видящие свои чада сквозь призму такого эквивалента критерия, обращены к ежедневным примерам "толковости" ребенка, и это ведет к важному и приятному усилению взаимодействия между ними и их детьми.

Учителям часто не удается сообщить учащимся о своих критериях и эквивалентах критериев, по которым оцениваются успехи ученика в классе. Поэтому ученик либо лишен стандартов, которым можно доверять и которым нужно постараться удовлетворить, либо вынужден предполагать, что стандарты такие же, как и у предыдущего учителя. В любом случае страдают оба, и педагог, и ученик. Учителя, ходившие на наши курсы и усвоившие идею о критериях и эквивалентах критериев, сообщали нам потом об улучшении обстановки в классе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться