М. Н. Гордеев, В. Г. Евтушенко «Техники гипноза»

Внушение происходит в бодрствующем состоянии, с откры­тыми глазами, при этом используется неглубокое гипнотичес­кое трансовое состояние для создания очага доминанты как в зоне положительных эмоций, так и в зоне отрицательных эмо­ций. Сеанс проводится в группе и продолжается непрерывно 2-2,5 часа.

Методика А. Р. Довженко является большим достижением как в отечественной, так и в зарубежной медицине. Обучение автор­ской методике в наркологическом центре в Феодосии проводи­лось в течение трех месяцев, в группе не более пяти человек. Ра­ботая в центре, необходимо было выучить формулы внушения, написанные лично Александром Романовичем, которые состав­ляли 32 страницы машинописного текста. Отрабатывались пас­сы, жесты. Много внимания уделялось не только тому, что гово­рится, но и как говорится, чтобы речь была эмоционально насы­щенной, а не сухим логическим рассуждением.

170

В дальнейшем нужно было провести несколько сеансов гип­ноза в центре, в присутствии А. Р. Довженко, и только тогда обучающийся получал удостоверение, подтверждающее, что он владеет данной методикой. А от себя лично Александр Рома­нович дарил всем своим ученикам скипетр (блестящий шарик на палочке).

Невозможно описать все тонкости и особенности метода эмоционально-стрессовой психотерапии по А. Р. Довженко, это надо видеть и слышать.

В заключение хотелось бы напомнить: метод А. Р. Довжен­ко — это не метод отчаяния, а способ лечения!

Рис. 40. Доктор Довженко дает наставления перед сеансами

Глава 13

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-СТРЕССОВОЙ

ПСИХОТЕРАПИИ

МЕТОДОМ В. Г. ЕВТУШЕНКО

ПРИ ЛЕЧЕНИИ ЛОГОНЕВРОЗА

Одним из наиболее распространенных видов речевых рас­стройств у детей и взрослых является заикание.

Заикание — дискоординационное нарушение речи, как пра­вило, связанное с выраженными в той или иной степени невро­логическими и невротическими расстройствами. Лица, страдаю­щие заиканием, лишены возможности нормального общения с окружающими. Постоянные затруднения в речи травмируют пси­хику больных, вызывая различные невротические расстройства.

В зависимости от того, преобладают ли судороги в артику-ляторном, голосовом или дыхательном аппаратах, различают артикуляторную, голосовую и дыхательную формы заикания. Однако на практике наиболее часто встречаются смешанные формы: артикуляторно-дыхательная, дыхательно-голосовая.

Различают также два вида судорог, прерывающих речь, — кло-нические и тонические. Обычно при заикании наблюдаются оба вида судорог, при этом, если больше выражены тонические су­дороги, говорят о тоно-клоническом заикании, если преоблада­ют клонические судороги, — о клоно-тоническом заикании.

При лечении заикания терапия не должна сводиться к борь­бе с отдельными симптомами, требуется устранение основной причины болезни, укрепление нервной системы и организма в целом.

Формирование невроза при заикании связано с неправиль­ным развитием личности в условиях психической травматиза-

172

ции. Поэтому большое значение при лечении заикания приоб­ретает применение различных форм психотерапевтического воздействия: рациональной и суггестивной психотерапии, вну­шения в бодрствующем состоянии, аутогенной тренировки, самовнушения. В системе психотерапевтических мероприятий по лечению заикания наиболее эффективным является приме­нение групповой психотерапии.

Учение о заикании является одной из частных проблем как патологии, так и дефектологии и вместе с тем представляет со­бой область психоневрологии и медицинской педагогики. Ста­тистические данные указывают на значительную распростра­ненность заикания среди населения (от 1,5 до 2,5%).

Трудности решения проблемы заикания в значительной сте­пени связаны с многочисленными причинами, обусловливаю­щими его возникновение. Эти трудности объясняются сочета­нием при заикании как собственно речевых нарушений различ­ной степени, так и участием в генезе заболевания и в клини­ческой картине психологических факторов, во многом определяющих его течение.

Заикание обычно возникает в раннем детстве, в период фор­мирования и развития фразовой речи. Его причинами часто являются испуг, перенапряжение речевой функции, как прави­ло, у детей с известной недостаточностью нервных механизмов в регуляции речевой деятельности.

Эта недостаточность может развиваться в результате небла­гоприятно протекающей беременности, тяжелых родов, частых простудных болезней, травм головного мозга в раннем детстве. Следует также учитывать роль наследственной предрасположен­ности в виде слабости речедвигательного анализатора.

В. М. Шкловским была разработана комплексная система логотерапии, в которой объединены логопедические занятия и активная психотерапия, сочетающая различные варианты суг­гестивного метода с работой по перестройке нарушенных от­ношений личности. Вся работа проводится в тесном контакте логопеда, врача-психотерапевта, невропатолога и психолога.

Первый этап. Диагностический период обычно продолжа­ется 10—15 дней. В это время тщательное обследование боль-

173

ного проводят невропатолог, дефектолог, психотерапевт и пси­холог: внимательно изучаются анамнестические и клиничес­кие данные, определяются возможные причины появления за­икания.

Второй этап. Перестройка патологических речевых навыков и коррекция личностных нарушений. Эта работа продолжается 1,5 — 2 месяца. Она построена следующим образом. Вначале проводятся коррекционные логопедические занятия по норма­лизации дыхательной, голосовой функции, выработка речевых «эталонов». Одновременно можно проводить аутогенную тре­нировку и рациональную психотерапию.

Примерно через 15 — 20 дней после начала логопедической и психотерапевтической работы проводится сеанс императив­ного внушения в состоянии бодрствования (сеанс эмоциональ­но-стрессовой терапии по методу К. М. Дубровского).

Дальнейшая логопедическая работа направлена:

•    на коррекцию дыхания, регистра и тембра голоса;

•    выработку правильного ритма и темпа речи;

•    овладение «эталонами» речи.

Ввиду той роли, которую играют психологические факторы в развитии заикания, важное значение приобретают различные формы психотерапевтического воздействия: гипнотерапия, императивное внушение в состоянии бодрствования, самовну­шение и аутогенная тренировка.

Суггестивные методы психотерапии

При проведении психотерапии и особенно суггестивных методов в состоянии бодрствования нужно учитывать большое значение эмоционального фактора.

Известно, что сильное эмоциональное воздействие исполь­зуется при лечении тяжелых зафиксированных болезненных проявлений, таких, как афония, мутизм, истерические парали­чи, парезы. При этом обычно применяется методика косвен­ного внушения, то есть одномоментного внушения в состоя­нии бодрствования в сочетании с какими-либо процедурами или использованием определенных медикаментозных средств.

174

Основой метода является положительное эмоциональное от­ношение и вера больного в применяемый метод лечения.

При использовании таких методов крайне важно добиться хотя бы кратковременного успеха, который убеждает больного в сохранности речи и возможности ее восстановления.

В свое время особое внимание привлек к себе «одномомен­тный метод снятия заикания», предложенный К. М. Дубровс­ким. Суть этого метода состояла в следующем: «снятие заика­ния» происходило одномоментно, за один сеанс, в течение од­ного часа. А достигнутые результаты по восстановлению речи закреплялись в течение последующих 3-4 встреч с логопедом и врачом-психотерапевтом.

Применение сеансов внушения в бодрствующем состоянии при лечении заикания не вызывает возражения специалистов, хотя и не исключает в дальнейшем корригирующей работы с логопедом.

Более подробно методика проведения «одномоментного снятия заикания» будет нами рассматриваться дальше.

Сеансы гипнотерапии

На первом этапе лечения внушение в гипнозе проводится вначале 3 раза в неделю, а затем 1 раз в 7-10 дней.

Гипнотерапия в некоторых случаях является хорошей подго­товкой пациента к проведению императивного сеанса внушения в бодрствующем состоянии по методу К. М. Дубровского.

Внушение в гипнозе, подкрепленное логопедическими за­нятиями и психотерапевтическими беседами, способствует ус­транению страха перед речью. Сеансы гипнотерапии проводятся в группе 10—12 человек.

Самовнушение и аутогенная тренировка

Самовнушение проводится по классической методике, пред­ложенной Э. Куэ. При этом следует добиваться, чтобы пациент не пассивно проговаривал формулу самовнушения, а старался активно представлять себя хорошо говорящим. Больной дол-

175

жен научиться визуализировать и вызывать у себя образ того, как он разговаривает без заикания дома, в школе, на улице и в других ситуациях. Очень важно для пациента проводить само­внушение вечером перед сном, лежа в постели, используя при­родное гипнотическое фазовое состояние транса.

Аутогенная тренировка больных заиканием дает возмож­ность расслабить мышцы артикулярно-голосового аппарата, снять чувство скованности, напряжения в области диафрагмы, волнение и страх перед речью.

Аутогенная тренировка активизирует внутреннюю работу и позволяет заикающимся самостоятельно заниматься дома для профилактики рецидивов.

Остановимся более подробно на «одномоментном методе снятия заикания» по методике К. М. Дубровского, который руководил в Харькове Республиканским центром лечения ло-гоневрозов.

Несмотря на высокую эффективность данной методики, в настоящее время она практически не применяется из-за не­умения врачами-психотерапевтами работать с группой и в присутствии аудитории, хотя данную методику лечения заи­кания успешно использовали в своей работе В. М. Шкловс­кий и Ю. Б. Некрасова. Сеансы лечебного гипноза, которые проводил К. М. Дубровский, — это впечатляющий, театрали­зованный метод коллективно-групповой психотерапии.

Сеанс проводится в актовом зале. Формируется аудитория из родственников больных, которые будут проходить лечение, и пациентов, впервые приехавших на консультацию в сопро­вождении родственников.

Первая часть сеанса проводится на фоне сильного эмоцио­нального напряжения. Каждого пациента пофамильно пригла­шают в зал, где присутствующие приветствуют его аплодисмен­тами. На столе врача лежат цветы, принесенные пациентами. Создается приподнятая, радостная, эмоционально насыщенная обстановка.

Пациенты выстраиваются в одну линию вдоль стены. Врач проводит опрос больных, демонстрируя аудитории их патоло­гическую речь. При этом он тактично использует ситуацию для

176

создания определенного эмоционального напряжения в зале, подчеркивая трудности, с которыми приходится сталкиваться в жизни заикающимся людям. Врач авторитетно заявляет, что медицина дает возможность вернуть им правильную и свобод­ную речь.

Затем врач-психотерапевт рассказывает о сущности заика­ния, о том, как и почему оно возникает, разъясняет возмож­ность его устранения гипнозом. Необходимо обязательно объяснить заикающимся, почему лечение, которое они прохо­дили раньше, не возымело должного эффекта.

К. М. Дубровский внушительно и образно говорит о силе слова, которое не только служит средством коммуникации меж­ду людьми, но и может иметь физиологическое, а следователь­но, и лечебное значение. Для демонстрации проводятся пробы на внушаемость. Фиксируется внимание на могущественной силе слова психотерапевта.

Затем начинается следующий этап лечения. Каждый паци­ент в присутствии всех индивидуально проверяется на внушае­мость по различным тестам (невозможность разжать руки, сжать пальцы в кулак, падение вперед, назад и т. д.). Эти тесты оказы­вают большое психологическое воздействие на всех участни­ков сеанса. По ходу сеанса К. М. Дубровский выбирал трех па­циентов, предлагая им согнуть руки в локтях, развести пальцы веером и делал соответствующие внушения:

«...Максимально развели пальцы на руках. Сейчас я дос­читаю до трех, и ваши пальцы одеревенеют. Напряже­ние растет, смотрите на свои руки, вы видите, как ваши пальцы напряжены и делаются деревянными... непод­вижными... Ваши пальцы как гвозди... Руки оцепенели... Ваши руки подчиняются только моим командам... Вы не в силах сжать пальцы в кулак... Чем сильнее вы хоти­те сжать их в кулак, тем сильнее они напрягаются... ...Раз... Врач легко постукивает своим пальцем по напря­женным пальцам пациента... Пальцы как гвозди... их не согнуть... Прикосновение моей руки к вашим пальцам усиливает в них напряжение...

12 — 2699                                                                                                         177

...Два... Пальцы застывают в таком положении... насту­пает полное одеревенение... полное оцепенение... ...Три... Пальцы как гвозди... их не согнуть... они вытя­нутые... ровные... неподвижные... С этого момента вы не в силах сжать пальцы в кулак... Пробуйте... у вас ни­чего не получится...»

Рис. 41

Пациенты пытаются сжать пальцы в кулак, но они не дви­гаются. После чего врач делает следующее внушение:

«...Я прикасаюсь своей рукой к вашим пальцам на пра­вой руке... и снимаю с них напряжение... Пальцы стали подвижными и легко сгибаются... Пальцы на правой руке подвижные, а на левой — как гвозди... Пробуйте сжи­мать пальцы в кулак...»

Пациент с удивлением обнаруживает, что пальцы на правой руке стали послушными и легко сжимаются в кулак, а на левой по-прежнему напряжены и неподвижны.

Этот феномен К. М. Дубровский использовал для того, что­бы фиксировать внимание пациента на могущественной силе слова врача, а также желая показать заикающимся пациентам свои возможности воздействовать на их психику и мышечное

178

напряжение. Он еще раз подчеркивал, что слово обладает ог­ромной силой — с его помощью можно обрадовать и огорчить, успокоить, загипнотизировать и излечить. Например, если сло­во врача способно вызвать одеревенение рук, заставить чело­века падать назад, то точно так же своим словом и одним при­косновением своей руки он смог снять напряжение, спазмы мышц на правой руке. И таким же образом одним прикоснове­нием своей руки к их голове он сможет снять их заикание и спазмы мышц лица, расковать их речь и открыть путь к новой, правильной речи. Все эти тесты и внушения вызывают у паци­ентов состояние повышенного эмоционального напряжения. В дальнейшем по ходу сеанса врач выстраивает пациентов в шеренгу вдоль стены на расстоянии полушага и дает установку:

«...Носки и пятки поставить плотно... руки по швам... голову слегка запрокинуть назад... И внимательно слу­шать мой голос...»

Затем врач обращается к аудитории: «Подготовка к сеансу закончилась. А теперь, перед тем как начать снятие заикания, я проведу проверку состояния их нервной системы на данный момент». После этих слов он, обернувшись к пациентам, гром­ко командует:

«...Внимание!.. Смирно... Смотреть только мне в глаза... Ни на секунду в сторону, только на меня!.. Сейчас я по­дойду к каждому из вас... положу руки на вашу голову... и вы под влиянием моего взгляда... упадете назад, на стенку...»

Как только пациент начинает падать назад, делается импе­ративное внушение:

«...Заикание снято... Его больше нет!.. Речь будет чет­кой... громкой... плавной!..

...Я раз и навсегда снимаю с вас заикание, как старый изношенный сюртук!..

12*                                                                                                                179

Рис. 42

...Теперь ты будешь всегда говорить свободно!.. ...Ты чувствуешь громадное облегчение!.. С тебя сорва­ны путы трудной речи!.. Ты свободный человек, со сво­бодной раскованной речью!»

Начинать сдачу экзамена следует с больных, от которых можно ожидать хорошей отраженной и диалогической речи. Первые фразы, а затем и более развернутые высказывания, про­изнесенные таким больным без заикания, не только окрыляют его самого, но и оказывают активизирующее воздействие на лечебную группу и всю аудиторию в целом, рождают в пациен­тах чувство уверенности в своих силах и в успехе лечения. Все, что говорится в процессе сеанса, — лечебные внушения специ­алиста и речь больного — все это должно быть окрашено поло­жительными, радостными эмоциями. Это разрешает состояние психологической напряженности, предшествовавшее моменту внушения.

180

В последнее время, руководствуясь многолетним опытом проведения указанной процедуры, формулу внушения, адресо­ванную всей группе, мы произносим громким, напряженным голосом, а индивидуальное внушение — шепотом, глядя пря­мо в глаза собеседнику на близком расстоянии. Такой переход от громкого голоса к шепоту помогает длительное время кон­центрировать внимание лечебной группы и зала на проводи­мой работе, ни на минуту не позволяет кому-либо отвлечься от того, что делает и говорит специалист.

Тест с падением назад и императивным внушением прово­дится с каждым пациентом индивидуально. Затем наступает важный и торжественный момент — сдача экзамена на новую, правильную речь. При сдаче экзамена врач рекомендует паци­ентам выполнять несколько «золотых правил речи»:

1.   Смотреть прямо в глаза врачу.

2.    Прежде чем сказать, надо сделать вдох и говорить на выдохе.

3.    Надо говорить плавно и уверенно.

Подойдя к одному из пациентов, К М. Дубровский коман-

дует

« ..Внимание! Смотреть в глаза... Говорите громко... Я могу!.. Мы можем!.. Человек все может!..»

Затем он поворачивает пациента лицом к аудитории и дает ему установку на сдачу экзамена на весь зал.

Четкая и громкая речь пациента без запинок и сопутствую­щих движений производит огромное впечатление на других пациентов и родственников, сидящих в зале. И они аплодис­ментами поздравляют с успешной сдачей экзамена бывшего заикающегося.

Врач торжественно поздравляет пациента, жмет ему руку, после чего накладывает «молчание на сутки». Больной может общаться с родственниками только письменно.

На следующий день проводится второй сеанс гипноза «по снятию молчания» и укреплению новой, правильной речи.

Сеанс гипноза по «одномоментному снятию заикания» очень сложен по своей структуре. Используются разнообраз-

181

ные психотерапевтические приемы: метод «рикошета», импе­ративное внушение наяву и в гипнотическом трансе, а также со­здание стресса с приемами опосредования и потенцирования. Такие сеансы должны проводиться только в группах из 10 — 12 человек и в присутствии аудитории, что создает положитель­ный эмоциональный настрой у пациента.

В дальнейшем назначается курс логопедических занятий, которые чередуются с обычными сеансами групповой психо­терапии, направленными на закрепление новой, правильной речи.

Так значит, лечение происходит не одномоментно? Разуме­ется, «разрешение» от заикания в один момент не происходит. Одномоментность состоит в том, что заикающийся, исподволь, заранее (и не в один день) подготовленный специалистами, в какой-то один момент (при кульминации лечебного воздей­ствия) вдруг чувствует себя новым человеком, с новой речью, новыми взглядами на себя и на окружающих. Но после перво­го ощущения еще сравнительно долго будет продолжаться про­цесс утверждения и закрепления новых взглядов и навыков. Ему необходимо выполнять специальные речевые упражнения, что­бы самостоятельно научиться и всегда пользоваться новой ре­чью, по-новому вести себя в общении с окружающими.

В настоящее время многие специалисты в комплексе своей лечебно-педагогической работы с заикающимися подростками и взрослыми (маленьким детям это противопоказано) исполь­зуют приемы, предложенные К. М. Дубровским.

Казимир Маркович любил приводить следующее сравнение: «Есть много способов приготовления различных блюд из яйца, но вначале яйцо надо разбить». Он считал, что вначале очаг за­икания должен быть «разбит», а в дальнейшем могут проводить­ся любые логопедические занятия.

В 1966 г. мне представилась возможность лично познако­миться и долгое время общаться с К. М. Дубровским и неоднок­ратно присутствовать на его сеансах по одномоментному сня­тию заикания и лечению больных от алкоголизма. Эти сеансы поражали воображение присутствующих театральностью и вы­сокой эффективностью, а также мастерством врача, доведен-

182

ным до совершенства. Через час после лечения пациенты, ко­торые до этого были не способны назвать своего имени и фа­милии вслух из-за трудностей с речью, громко и уверенно про­износили на весь зал: «Шурша, шумит камыш... Мой номер те­лефона — триста тридцать три». В зале не оставалось равнодуш­ных к судьбе этих больных, к лечению и звучали громкие, восторженные аплодисменты, у некоторых родителей на гла­зах были слезы радости.

К сожалению, в то время меня интересовали другие направ­ления и аспекты в применении гипноза и не было достаточно времени, чтобы проводить эти сеансы самостоятельно. Однако методика и техника проведения сеанса гипноза К. М. Дубровс­ким произвела на меня сильное впечатление и оставила неза­бываемый след в памяти на всю жизнь. Девизом К. М. Дубров­ского было «Человек все может!».

И только спустя 20 лет, когда я прошел обучение эмоцио­нально-стрессовой терапии у доктора Довженко, ко мне при­шло новое понимание возможностей этого метода. Тогда я решил создать свою авторскую методику лечения заикаю­щихся, используя знания и опыт, полученные у А. Р. Дов­женко. Я сохранил структуру и последовательность действий во время сеанса, предложенную К. М. Дубровским, исполь­зовал свой многолетний опыт публичных выступлений с де­монстрацией гипноза и клинический опыт работы врачом-психотерапевтом. В итоге это позволило мне создать авторс­кую методику лечения заикания гипнозом, опираясь на зна­ния своих учителей.

Напоминаю: особенностями эмоционально-стрессовой психотерапии при лечении заикания являются проведение се­анса с открытыми глазами, для воздействия внушением исполь­зуется неглубокое гипнотическое трансовое состояние. Группа состоит из 10 — 12 человек, сеанс продолжается полтора часа, обязательно в присутствии родственников.

Первый сеанс лечебного гипноза по снятию заикания мы проводим в актовом зале на фоне сильного эмоционального на­пряжения. В зале находятся пациенты, которые впервые при­ехали в центр на консультацию, а также их родственники.

183

Рис. 43

Помощник врача торжественно зачитывает вступительное слово, где коротко говорится о враче и работе центра. Затем в зал пофамильно приглашаются пациенты, приехавшие на ле­чение, их приветствуют восторженными аплодисментами. На столе у врача лежат цветы, принесенные пациентами. В зале создается общая приподнятая, радостная, эмоционально насы­щенная обстановка

Затем в зал приглашается врач-психотерапевт, который об­ращает внимание присутствующих на то, что речь — явление социальное, поэтому лечение заикания должно проводиться только в условиях коллектива.

В группе находятся дети, которые были неоднократно трав­мированы грубостью окружающих из-за дефекта их речи. И все-таки некоторых из них врач просит еще раз назвать свое имя, фамилию или прочитать вслух текст...

Врач проверяет речь пациентов. Все присутствующие видят и слышат, как мучительно трудно им дается каждое слово, каж­дая фраза. При этом врач тактично использует эту ситуацию для создания эмоционального напряжения в зале. Подчеркивая трудности, с которыми пациентам приходится сталкиваться в жизни, он сообщает: «Сегодня на ваших глазах с этих детей бу-

184

Рис. 44

дет снято заикание. Через час они будут говорить свободно и уверенно, как мы с вами»*.

Затем пациенты рассаживаются на стулья, а врач садится за стол, на котором лежат цветы, и начинает сеанс гипноза.

Первая часть сеанса проводится по методу эмоционально-стрессовой терапии с открытыми глазами.

«...Внимание! Носки и пятки поставили вместе... Руки положили на колени ладонями вниз... Ваши руки долж­ны лежать свободно... Никакой напряженности в руках и ногах не должно быть... Приняли удобное, расслаблен­ное положение... Сидеть неподвижно... как сейчас... на протяжении всего сеанса...

...Каждый из вас должен выбрать одну точку на моей пе­реносице, и на протяжении всего сеанса смотреть толь­ко мне в глаза...»

* Методика В. Г. Евтушенко основана на подходе К М. Дубровского. Чтобы под­черкнуть эту преемственность, мы сочли возможным сохранить в тексте некоторые по­вторы.

185

Происходит двойное наведение гипнотического транса с использованием приемов директивного и эриксоновского гип­ноза. Врач говорит громко, уверенно, торжественным голосом:

«...Внимание!.. Начинаю сеанс лечебного гипноза по снятию с вас заикания... мышечных спазмов... и страха перед речью!..

...Сеанс лечебного гипноза я буду проводить по высшей стадии, с открытыми глазами... Никого из вас сегодня я усыплять не буду...»

По ходу сеанса врач рассказывает о сущности заикания, о том, как и почему оно возникает под воздействием стрессов:

«Причина вашего заболевания кроется в прожитой вами жизни. Все волнения, переживания, начиная с момента рождения, оставляют след в вашей психике. Нет сомне­ния: в вашей жизни произошло нечто такое, что подей­ствовало на вашу психику и нарушило речь. Человек не мог родиться таким несчастным».

Указываются пути и возможности излечения от заикания во время сеанса гипноза.

«Помните: полному успеху излечения от заикания и не­врозов способствует то, что больной должен сам или с помощью врача по-новому осознать давно забытое пе­реживание...

Именно сознательное вызывание в памяти следов давно забытого переживания как конкретной причины ваше­го заболевания... является единственным и главным спо­собом лечения заикания...

Исцеление происходит в результате отреагирования и ус­покоения перевозбужденных нервных клеток мозга...»

По ходу сеанса подчеркивается лечебное воздействие вну­шения и слова на человека:

186

«...Слово — это неоценимый дар, который дала нам щедрая природа... Велика его убеждающая сила, а в гип­нозе — в 100 раз выше...»

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться