М. Н. Гордеев, В. Г. Евтушенко «Техники гипноза»

...Главное — не помогать и не сопротивляться.

...А сейчас... сделали неглубокий вдох... на выдохе закрыли глаза... мысленно или шепотом... задали себе лечебную програм-

215

му... расслабиться, быть здоровым... Этим внушением... вы приводите в действие... свои внутренние лечебные силы... и мобилизуете их на борьбу с вашей проблемой... Итак, я работаю с вашими мыслями и вашим воображением... Давайте мысленно подумаем... представим... или почувствуем... что у вас в правой руке... находится груз... или гиря... весом 5 кг... С усилием в 5 кг... этот груз давит... на вашу ладонь...

...Работают только ваши мысли... и ваше воображение... Вы можете представить... как с каждым ударом сердца... вся кровь приливается... к правой руке... Ваша правая рука... делается теп­лой... тяжелой...

...Расслабляются мышцы лица... расслабляются мышцы шеи... спины... И ваша правая рука... с лечебной целью... начи­нает медленно, бессознательно... опускаться вниз на колени... Расслабили мышцы... позволили вашей правой руке... начать свое движение вниз... еще ниже... Полное расслабление и до­верие к врачу... Пусть все происходит так, как происходит... Пауза... Ощущения, которые возникают у вас в правой руке... могут быть самыми разными... Пауза...

...Я добавляю... к правой руке еще груз весом 5 кг... Давайте мысленно представим... что у вас... в правой руке... находится груз весом 10 кг... Это очень тяжелый груз... Вспомнили и по­чувствовали то ощущение... которое вы когда-то испытывали, когда держали в руке ведро воды.... С усилием в 10 кг... этот очень тяжелый груз... давит на вашу ладонь.

...Расслабляются мышцы шеи... спины... Расслабляются мышцы правого плеча. Возникают какие-то определенные ощу­щения в правой руке... И ваша правая рука... медленно, бессоз­нательно... на выдохе опускается вниз на колени... еще ниже... Расслабили мышцы... Ее как бы притягивает к земле... Не по­могать и не сопротивляться...

...У некоторых рука уже лежит на коленях... у кого-то еще продолжает опускаться... и это нормально... У каждого челове­ка свой тип нервной системы, своя реакция...

...Сделали вдох, открыли глаза и посмотрели. Правая рука ниже левой, у некоторых лежит на коленях... Руки положили на колени ладонями вниз...»

216

Тест 4. Расхождение рук в разные стороны

«...Руки протянули вперед. Ладони поставили параллельно друг другу... Найдите для них удобное... расслабленное поло­жение... Прислушайтесь к рукам... и почувствуйте какую-то взаимосвязь между ними... Позвольте вашим рукам ощутить эту «энергетическую» связь...

(Врач начинает делать пассы правой рукой в направлении пациента.)

...Сейчас, когда вы сконцентрированы на ощущениях в ру­ках... вы можете ощутить некоторое отталкивание... и ваши руки начинают медленно... сами по себе... расходиться в раз­ные стороны... Между ладонями как будто находится упругий шар... он увеличивается с каждым вдохом, разводя руки в раз­ные стороны...»

Первая тренировка

«Посмотрели мне в глаза. Сосредоточились на лечении. По­ложили правую руку на лоб. Дали себе задание или установку: «Ночью, как только захочу в туалет, я легко и быстро проснусь сам, самостоятельно!»

Рис. 48

217

ЮТ1

ill

...Сделали вдох, на выдохе закрыли глаза. Провели рукой по лицу и погрузились в транс с мыслью: «Ночью я проснусь!»

...У многих из вас наступило состояние, которое напоми­нает вам ночной сон — отдых...»

Как только у детей закрылись глаза и одна рука упала на колени, врач включает метроном (с частотой 60 ударов в мину­ту) и делает следующее внушение:

«...С помощью метронома я задаю точный ритм работы ва­шим биологическим часам-будильнику, настраивая их на про­буждение ночью самостоятельно...

...Сконцентрировали все свое внимание в низу живота, на ощущениях своего мочевого пузыря...

Через несколько минут каждый из вас проснется сам, само­стоятельно, почувствовав импульсы, сигналы своего мочевого пузыря...

...Если у кого-то из вас во время сеанса возникнет потреб­ность сходить в туалет, можете самостоятельно встать и выйти...

...Запоминайте эти ощущения, которые действуют на вас пробуждающе... Часть детей уже проснулись от действия моче­вого пузыря, подождем остальных... Прямо сейчас у многих из вас выработались навыки к самостоятельному пробуждению ночью...»

(Врач ждет детей, которые пошли в туалет. Когда все дети вернутся, он приступает ко второй тренировке.)

I

Вторая тренировка

«Посмотрели мне в глаза. Сосредоточились, положили пра­вую руку на лоб. Мысленно дали себе задание: «Ночью, как за­хочу в туалет, я легко и быстро проснусь сам, самостоятельно...»

...Сделали вдох, на выдохе закрыли глаза, провели рукой по лицу. И отключились с мыслью: «Ночью я проснусь...»

(Как только у детей закроются глаза и рука упадет на коле­ни, врач включает метроном и делает внушение.)

...С помощью метронома я включаю ваши биологические часы-будильник и настраиваю их на самостоятельное пробуж­дение ночью...

218

...Наступает состояние расслабления... сонливости... дремоты ..

...Сконцентрировали все свое внимание в низу живота, на ощущениях своего мочевого пузыря. Эти сигналы действуют на вас пробуждающе. Запоминайте эти ощущения...

...Эта способность пробуждаться ночью самостоятельно за­ложена в вас природой. С помощью внушения, слова я на­страиваю ваш организм на самостоятельное пробуждение но­чью. Вы будете теперь спать чутко и просыпаться в любых ус­ловиях...»

Третья тренировка

«Приготовились еще раз провести тренировку.

...Посмотрели мне в глаза. Сосредоточились, дали себе за­дание: «Ночью я проснусь сам, самостоятельно». Закрыли гла­за, провели рукой по лицу и отключились с мыслью: «Я про­снусь...»

(Врач включает метроном.)

...Ваши внутренние часы-будильниквключаются автомати­чески с помощью внушения «Я проснусь»...

...Расслабляются мышцы на руках... расслабляются мышцы на ногах... расслабляются мышцы шеи, спины... Наступает со­стояние расслабления... сонливости... легкой дремоты... кото­рое напоминает ночной сон...

...Сконцентрировали внимание в низу живота, на ощу­щениях мочевого пузыря... Через несколько минут каждый из вас проснется сам, почувствовав действие своего мочево­го пузыря...

...Теперь каждый раз вечером перед сном, лежа в постели, вы даете себе лечебное задание: «Ночью я проснусь сам, само­стоятельно». Проводите рукой по лицу и засыпаете с мыслью: «Я проснусь...»

...Ночью вы проснетесь сами, на сигналы мочевого пузыря, с ясной головой сходите в туалет, а вернувшись, легко заснете опять...

...Во время сеанса вы получаете правильные навыки к са­моконтролю над действием мочевого пузыря...»

219

Четвертая тренировка

«Сейчас вы будете все делать сами, так, как будете делать это дома.

...Сконцентрировали внимание... Дали себе лечебное зада­ние... Провели рукой по лицу... Погрузились в транс...

(Врач включает метроном.)

...Внимание в низу живота... Прислушайтесь к сигналам мочевого пузыря, которые действуют пробуждающе... Не ожи­дайте от меня много слов и повторений. Я лечу вас гипнозом, по законам природы. Вы программируетесь на пробуждение ночью самостоятельно, от действия мочевого пузыря...»

Пятая тренировка

«Приготовились сделать упражнение еще раз... Сосредото­чились... Повторили задание... Погрузили себя в транс...

Через несколько минут вы легко и быстро проснетесь сами.

...Наш лечебный сеанс подходит к концу, я очень рассчиты­ваю на вашу поддержку и помощь. В этот сеанс и в каждого из вас я вложил все свои знания, весь свой опыт. Я сделал все воз­можное, что зависело от меня, чтобы настроить ваш организм на самостоятельное пробуждение ночью. Запомните: вы теперь здоровые дети! Ночью просыпаетесь сами, самостоятельно!»

После проведенного сеанса врач подробно объясняет детям и родителям, что детям нужно теперь делать дома для закрепле­ния лечебного эффекта. Следующий сеанс гипноза назначает­ся через неделю, всего рекомендуется принять пять сеансов. На следующий сеанс дети приходят с дневником.

Рекомендации

1.   Родителям нельзя расспрашивать детей об их ощущениях во время сеанса (спали они или нет).

2.   Вводится строгий режим дня, предусматривающий обяза­тельный дневной сон (отдых) в течение часа, вечером отбой в 10 часов.

220

3.   В течение первой половины дня можно пить любое количе­ство жидкости, а после 18 часов прием жидкости (соков, молока, воды) ограничивается.

4.   Необходимо повысить тонус и силу мышц мочевого пузы­ря. Для этого ребенок должен научиться днем задерживать мочу как можно дольше после первого позыва помочиться.

5.   Необходимо научиться управлять мышцами, ответственны­ми за «отпирание» и «закрывание» мочевого пузыря (мыш­цы сфинктера). Для этого ребенок должен прерывать моче­испускание в середине процесса 3-6 раз.

6.   Для повышения чуткости ребенка к сигналам мочевого пу­зыря необходимо каждый день в течение месяца днем (в про­межуток от 13 до 15 часов) проводить тренировку на рас­слабление с установкой: «Ночью я проснусь сам, самостоя­тельно. Встану и схожу в туалет». К тренировке приступать через час после приема жидкости, с полным мочевым пу­зырем.

7.   За 30 минут перед сном дать ребенку бутерброд: черный хлеб с соленой килькой и маслом.

8.   Перед сном обязательно сходить в туалет, чтобы мочевой

9.

пузырь был пустой.

 Перед сном, лежа в постели, дать себе установку: «Ночью, как только захочу в туалет, я проснусь! Встану и схожу в ту­алет сам». 10. Ночью родителям ребенка в туалет не будить!

Ребенок обязан вести дневник, который он должен запол­нять лично, а родители только контролируют его.

Дата

Волевая тренировка мышц мочевого пузыря

Днем спал — отдыхал

Ночью про­сыпался — не просы­пался

Постель су­хая — мокрая

 

1. Сколько минут (...) ребенок удерживал мочу в мочевом пузыре. 2. Сколько раз (...) он прерывал мочеиспус­кание.

 

 

 

221

После пяти сеансов гипноза с ребенком, независимо от ре­зультатов, вы советуете еще в течение месяца выполнять все ваши рекомендации под контролем родителей и продолжать вести дневник, а затем явиться к вам на контроль. Еще в тече­ние двух месяцев наблюдается последействие проводимого ле­чения. При необходимости можете сочетать психотерапию с гомеопатией или акупунктурой.

В сложных случаях можное замораживать струей хлорэтила уча­сток кожи в виде ромба на уровне L, 2 — S5 позвонков (5-7 проце­дур, через день). По нашим наблюдениям, это высокоэффективная процедура, если сделать хорошее опосредованное внушение. Она может хорошо дополнять психотерапевтическое лечение.

Рис. 49

При любом из применяемых методов лечения необходимо соблюдать режим в течение дня и проводить тренировочные уп­ражнения на укрепление мышц, регулирующих деятельность мочевого пузыря и мочеиспускания. Только комплексное при­менение всех этих мероприятий обеспечивает полный успех в излечении от энуреза.

Дополнительно можно предложить родителям раз в неделю рассказывать детям терапевтическую историю о мальчике Саше*, который страдал ночным энурезом.

* Приводимые ниже терапевтические «истории про Сашу» заимствованы из клиги Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя...» Терапевтические истории для де­тей (М НФ «Класс», 1996 ) В них изменены только имена главных героев, которые были приближены к отечественным реалиям.

222

Как лучше рассказывать «Истории про Сашу». Советы для родителей

Рассказы, сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. В любом обществе, независимо от степени его цивилизованности и образа жизни, детские рассказы собира­ют большую аудиторию маленьких слушателей. Такие сказки и истории — один из способов получения ребенком информа­ции о себе и окружающем мире.

Взрослым следует помнить, что ребенок приобретает зна­ния посредством игр и воображения. Детские игры, по суще­ству, могут быть приравнены к работе и учебе.

Рассказы и особенно сказки всегда были самым эффектив­ным средством общения с детьми. Сказки говорят ребенку о том, что мир очень непрост, в нем существует немало неспра­ведливостей, а страх, сожаление и отчаяние — такая же часть нашего бытия, как и радость, оптимизм и уверенность. Но са­мое главное, сказки говорят ребенку, что если человек не сда­ется, даже когда положение кажется безвыходным, если он про­являет настойчивость и терпение, то в конце концов обязатель­но победит.

«Истории про Сашу» подобны персонализированным, «оче­ловеченным» сказкам. В них действует герой или героиня, ко­торые наделены характерными чертами вашего ребенка и стал­киваются с такими же проблемами. В «историях про Сашу» ге­рой или героиня находит пути и способы понимания и разре­шения своих трудностей и конфликтов. Помимо действующих лиц, взятых из жизни, рассказы могут включать персонажи из мира фантазии и волшебства. Главными героями могут быть зайчики, белочки или маленькие бегемотики. Важно, чтобы ситуация главного героя напоминала ситуацию вашего ребен­ка. Рассказ «подгоняется» к вашему ребенку так же, как имя его главного героя.

«Истории про Сашу» — не волшебная палочка, по манове­нию которой исчезают все беды, но они позволяют детям уз­нать о себе и своих проблемах то, что их утешает, придает им

223

силы и от чего они начинают чувствовать поддержку и пони­мание.

Эффективность «историй про Сашу» объясняется многими причинами. Прежде всего они позволяют ребенку восприни­мать свои трудности и бороться с ними действенным спосо­бом. Ведь многие дети чувствуют себя виноватыми в беспокоя­щих их страхах или испытывают смущение в связи с ними. Им трудно говорить об этом открыто. Часто, когда вы заводите пря­мой разговор с детьми на эту тему, они сразу замыкаются.

Совсем другое дело — слушать историю о мальчике, кото­рый похож на тебя. В этом случае детям не читают наставле­ний, их не обвиняют и не принуждают говорить о своих зат­руднениях и проблемах. Им ничто не мешает слушать, узнавать что-то новое, что-то сопоставлять, сравнивать без всяких не­приятных психологических последствий. Это значит, что дети могут поразмышлять над услышанным в психологически ком­фортной обстановке. Изменив контекст, вы создаете зону бе­зопасности.

«Истории про Сашу» дают ребенку возможность подумать, поразмышлять и задать вопросы на «взрывоопасные» темы без боязни вмешательства во внутренний мир. Мы, взрослые, час­то делаем то же самое. Большинству знакома практика получе­ния совета по смущающему нас вопросу с использованием зна­комого приема: «У моего друга Коли есть проблема...»

Очень интересно наблюдать, как дети пользуются этой зо­ной безопасности. С одной стороны, ребенок отождествляет себя с «Сашей», но когда повествование доходит до «больного места», он становится на позицию слушателя, и тогда «Саша» превращается просто в мальчика из рассказа. Таким образом он получает возможность со стороны понаблюдать за своим двойником, не давая смущению взять власть над разумом.

Форма истории имеет еще одно преимущество: для ребенка рассказ гораздо интереснее, чем нравоучительная лекция. Во всем мире дети выключают радиоприемники и телевизоры, если там читают нотации, и включают их, когда наступает время сказки.

Цель программы, изложенной в общих чертах l опублико­ванной ниже «Истории про Сашу», — натренировать, приучить

224

пузырь удерживать большее количество мочи, повысить чут­кость его обладателя к посылаемым сигналам, чтобы своевре­менно реагировать на них во время сна, а также повысить то­нус мускулов, ответственных за «отпирание» и «запирание» пу­зыря.

Очень часто ночное недержание мочи сильно деморализует детей. Они испытывают стыд, чувствуют себя ущербными, не­полноценными и неуправляемыми. Не усугубляйте эти страда­ния упреками, отчитыванием или попытками унизить их. Чем более.ущербными и неполноценными дети себя чувствуют, тем меньше у них шансов освободиться от преследующей их беды.

Важно, чтобы ребенок сам стремился к этой цели. Упраж­нения, представленные в этой программе, предполагают опре­деленную долю самоотверженности. Если ребенок выполняет их лишь потому, что вы хотите, чтобы его постель оставалась сухой, результаты скорее всего будут малоутешительными.

Мотивация важна еще и потому, что дети, страдающие эну­резом, часто чувствуют себя беспомощными перед лицом сво­ей беды. Важно, чтобы ребенок вновь обрел чувство уверенно­сти в себе и в своей полноценности. Если ребенок почувствует свою ответственность за этот процесс, он станет увереннее и у него будет больше шансов выздороветь.

Такую тренировку следует начинать только после того, как вы убедитесь, что ребенок сам очень хочет этого, более того, способен подойти к ней активно и ответственно. Многие спе­циалисты считают, что такого рода программы следует приме­нять только к детям старше шести лет.

Процесс тренировки мочевого пузыря вкратце описан в «Истории про Сашу». К этому следует добавить несколько до­полнительных деталей .

Во-первых, в течение двух недель определите характер ноч­ного недержания мочи у вашего ребенка. Случается ли это каж­дую ночь? Когда бывает хуже? Связано ли это с поздним отхо­дом ко сну? Зависит ли это от режима питания и количества употребляемой жидкости?

Во-вторых, в течение недели ваш ребенок должен выпол­нять специальные упражнения для растягивания мочевого пу-

15 — 2699                                                                                                      225

зыря, задерживая мочу как можно дольше после первого позы­ва к мочеиспусканию. Это нужно проделывать не реже одного раза в день и лучше дома, а не в школе или в доме друзей, чтобы ребенок не оказался в неловком положении, если произойдет «несчастный случай». Вы можете ему помочь, показав, как нуж­но сосредоточиваться на чем-то другом, для того чтобы отвлечь внимание от мочевого пузыря.

Кроме того, ребенку нужно упражняться в управлении мыш­цами пузыря, прерывая мочеиспускание в середине процесса. Это следует проделывать около 5 раз при каждом мочеиспускании.

Раза два в неделю вы должны помогать ребенку измерять емкость его мочевого пузыря. Для этого нужно выпивать боль­шое количество кофеиносодержащих напитков типа «кока-колы» и употреблять преимущественно соленые закуски, что­бы вызвать жажду. После этого ваш ребенок должен как можно дольше задерживать мочу. Когда станет невтерпеж, следует опо­рожнить мочевой пузырь в какую-то емкость, с помощью ко­торой можно измерить количество выделяемой мочи.

У ребенка в возрасте от 6 до 12 лет объем мочевого пузыря в среднем равен 30 мл на каждый год его возраста. Измерения емкости мочевого пузыря вашего ребенка могут дать очень раз­ные результаты. Возьмите за основу самую большую цифру, сделав ее отправной точкой для улучшения результатов.

В этот период важно всячески поддерживать стремление ребенка к цели и к достижению большей уверенности. Для это­го необходимо поощрять его усилия. Звездочки, поставленные в табличке, могут поведать вам, регулярно ли ребенок выпол­няет свои упражнения по растягиванию мочевого пузыря и пре­рыванию мочеиспусканию. Не нужно скупиться на похвалу и поощрения за регулярное выполнение упражнений. Вполне возможно, что потребуется определенное время, чтобы прояви­лись результаты, поэтому не отчаивайтесь и внушайте своему ребенку, что он прекрасно делает свое дело и результат обяза­тельно будет достигнут.

Можно предложить ребенку последовательно, шаг за ша­гом, мысленно совершать ночное путешествие в туалет, что ему, безусловно, поможет. Это мероприятие будет особенно эффек-

226

тивным, если ваш ребенок расслабится и будет целиком погло­щен мысленным «созерцанием» того, как его мозг своевремен­но отреагирует на сигнал мочевого пузыря, он проснется, вста­нет с постели и сходит в туалет.

Наконец, несколько советов о том, что надо и чего не надо делать,.

•     Не проявляйте нетерпения. Знайте, что если одни дети очень быстро приходят в норму, другим требуется несколько ме­сяцев, чтобы сухая постель стала для них обычным явлени­ем. Поддерживайте в детях моральный дух и уверенность в себе, поощряя даже незначительное уменьшение мокрого пятна на простыне.

•     Побеспокойтесь о том, чтобы дорога в туалет была хорошо освещена ночью и чтобы ребенку было удобно туда ходить.

•    Создайте условия для того, чтобы ребенок хорошо высы­пался. Переутомленные дети хуже воспринимают сигналы, подаваемые мочевым пузырем.

•     Не пользуйтесь пеленками для того, чтобы постель остава­лась ночью сухой. Это наводит детей на мысль о своей ущер­бности. Они часто смущаются и стыдятся пользоваться пе­ленками.

•    Вполне нормально, если вы возложите на ребенка обязан­ность относить мокрые простыни в прачечную. Это следует рассматривать не как наказание, а как одну из обязаннос­тей взрослого человека.

•    Не ругайте ребенка за то, что он проснулся в мокрой постели. Когда вы устали и вам вовсе не улыбается перспектива допол­нительной стирки, легко поддаться мысли, что он это делает вам назло. Разумеется, это не так. В большинстве случаев ре­бенок ненавидит мокрую постель даже больше, чем вы.

•    Не следует ограничивать детей в употреблении жидкости в первой половине дня. Питье фактически помогает им вы­полнять упражнения для растягивания мочевого пузыря и укрепления его мышц. Пусть ваш ребенок нормально уто­ляет жажду. Однако после 18 часов и перед сном рекоменду­ется воздерживаться от напитков, содержащих углекислоту и кофеин, так как они раздражают мочевой пузырь, застав-

15*

227

ляя его слишком скоро и слишком часто «отправлять депе­шу» с требованием: «Опорожни меня!». Аналогичное воз­действие может оказывать шоколад. Ваш ребенок может так­же быть особенно чувствителен к другим пищевым продук­там, таким, как молоко. За этим нужно проследить в первые две недели наблюдений. Напитки, содержащие кофеин, спе­циально дают в то утро, когда измеряются объем мочевого пузыря, для того чтобы вам не пришлось долго ждать, когда ваш отпрыск наконец соизволит пойти в туалет.

Если в вашем доме два ребенка, страдающих энурезом, пусть предлагаемой программой воспользуется сначала старший из них, прежде чем к ее успешному выполнению приступит млад­ший.

Прежде чем рассказывать терапевтическую историю, надо спросить ребенка: «Хочешь, я расскажу тебе одну интересную историю?» И получив согласие, устроиться с ним поудобнее и начать свой задушевный увлекательный рассказ. При этом нача­ло истории надо как можно лучше адаптировать к данному ре­бенку, чтобы оно чем-то напоминало его собственную ситуацию.

Терапевтические истории можно рассказывать детям, начи­ная с 6 лет, для ребенка истории гораздо интереснее, чем нра­воучительные наставления взрослых. В возрасте 12 лет можно переводить ночной сон ребенка в гипнотический и уже в со­стоянии гипнотического транса рассказывать ему терапевтичес­кую историю. Как это делается, подробно описано в главе «Вну­шение в состоянии естественного ночного сна», где приводит­ся специальная сказка для вызывания трансового состояния у ребенка.

Психотерапевтические истории для детей

Первая история про Сашу

Саша был ребенком, который жил в доме вместе с папой, мамой и кошкой по кличке Мурка. Школа, в которой учился Саша, находилась недалеко от его дома.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться