М. Н. Гордеев, В. Г. Евтушенко «Техники гипноза»

5 — 2699

65

При выполнении теста вы наблюдаете за степенью расслаб­ления мышц и скоростью падения руки пациента.

Тест 2. Расслабление мышц грудной клетки

Вы рассказываете пациентам, что в области грудной клетки находятся жизненно важные органы — сердце и легкие. И если хорошо расслабить эти мышцы, исчезает отдышка, восстанав­ливается естественный ритм дыхания, данный человеку от при­роды при рождении, снимаются спазмы коронарных сосудов сердца, нормализуется сердечный ритм, проходят загрудинные невротические боли в области сердца.

Как правильно выполнять тест, вы показываете на себе и объясняете пациенту на словах.

Рис. 2

«...Локти слегка прижали к грудной клетке. Кисти рук поставили так, чтобы кончики пальцев соприкасались. На каждый мой счет вы делаете энергичный глубокий вдох и самостоятельно плавный, спокойный выдох. , ...Во время вдоха одновременно с движением грудной клетки ваши руки расходятся в разные стороны».

Вы сами делаете глубокий вдох и показываете, как руки бу­дут расходиться в разные стороны на несколько сантиметров.

66

И предупреждаете, что во время выдоха руки назад не возвра­щаются, они застывают в таком положении. А затем предлагае­те пациентам выполнить тест.

«...Правильно поставили руки, сделали неглубокий вдох и на выдохе закрыли глаза. Мысленно или шепотом дали себе программу: «Расслабиться, буду здоровым». Этим внушением вы приводите в действие свои внутренние лечебные силы.

1.  Сделали глубокий вдох... и плавный, спокойный вы­дох. Врач согласует темп своей речи с темпом дыхания пациента и сам выполняет тест вместе с пациентом.

2.  Глубже вдох... и ваши руки поплыли в разные сторо­ны... вместе с движением грудной клетки... и спокойный выдох...

3. Еще глубже вдох... еще дальше расходятся руки... сво­бодный выдох...

4. Глубокий вдох... Вы не чувствуете кончиков пальцев... и руки плавно расходятся... в разные стороны... спокой­ный выдох...

5.  Глубокий энергичный вдох... еще дальше расходятся руки... Открыли глаза и посмотрели на расстояние меж­ду пальцами... У каждого из вас оно может быть разным... Руки положили на колени ладонями вниз».

Вы объясняете, что это упражнение является скрытым тес­том на внутреннюю готовность к лечению.

Тест 3. Работа с воображением пациента

Вы обращаетесь к пациентам: «Я думаю, что никто из вас, си­дящих здесь в кабинете, не сомневается^ том, что можно забо­леть от представления о болезни, прочитав об этом в медицинс­ком журнале или посетив тяжело больного родственника в боль­нице. Вспомните, может быть, и в вашей жизни были такие ситу­ации, когда вас что-то волновало, огорчало, расстраивало. Невольно возникает вопрос: если можно заболеть от представле-

67

ния о болезни, то почему не представить себя здоровым, чтобы выздороветь? Почему не научиться управлять своим воображени­ем, мыслями с лечебной целью? Почему не начать двигаться впе­ред к тому, что нам надо, оставляя позади то, что нам не надо?»

Вы опять демонстрируете на себе, как правильно выполнить тест, попутно давая объяснения. Затем вы предлагаете всем про­тянуть руки вперед ладонями вверх.

Рис 3.

«...Руки в локтях не сгибать. И подвигали руками вверх-вниз 2-3 раза, чтобы расслабить мышцы спины. Старай­тесь прикладывать минимальное усилие к рукам, чтобы они только удерживались на весу. ...Я сделаю так, что под воздействием моего внушения ваша правая рука на выдохе будет медленно, бессозна­тельно опускаться вниз на колени — с лечебной целью. ...Главное — не помогать и не сопротивляться. ...А сейчас... сделали неглубокий вдох... на выдохе зак­рыли глаза... Мысленно или шепотом... задали себе ле­чебную программу... расслабиться, быть здоровым... Этим внушением... вы приводите в действие... свои внут­ренние лечебные силы... направляете их на борьбу с ва­шей проблемой... Итак, я работаю с вашими мыслями и вашим воображением... Давайте мысленно подумаем... представим... или почувствуем... что у вас в правой руке... находится груз... или гиря... весом 5 кг... С усилием в 5 кг... этот груз давит... на вашу ладонь...

68

...Работают только ваши мысли... и ваше воображение... Вы можете представить... как с каждым ударом сердца... вся кровь приливает... к правой руке... Ваша правая рука... делается теплой... тяжелой...

...Расслабляются мышцы лица... расслабляются мышцы шеи... спины... И ваша правая рука... с лечебной целью... начинает медленно, бессознательно... опускаться вниз на колени... Расслабили мышцы... позволили вашей пра­вой руке... начать свое движение вниз... еще ниже... Пол­ное расслабление и доверие к врачу... Пусть все проис­ходит так, как происходит... Пауза... Ощущения, кото­рые возникают у вас в правой руке... могут быть самыми разными... Пауза...

...Я добавляю... к правой руке еще груз весом 5 кг... Да­вайте мысленно представим... что у вас... в правой руке... находится груз весом 10 кг... Это очень тяжелый груз... Вспомнили и почувствовали то ощущение... которое вы когда-то испытывали, когда держали в руке ведро воды.... С усилием в 10 кг... этот очень тяжелый груз... давит на вашу ладонь.

...Расслабляются мышцы шеи... спины... расслабляются мышцы на правом плече. Возникают какие-то определен­ные ощущения в правой руке... И ваша правая рука... мед­ленно, бессознательно... на выдохе опускается вниз на ко­лени... еще ниже... Расслабили мышцы... Ее как бы при­тягивает к земле... Не помогать и не сопротивляться... ...У некоторых рука уже лежит на коленях... у кого-то еще продолжает опускаться... И это нормально... у каждого человека свой тип нервной системы, свой способ реаги­рования...

...Сделали вдох, открыли глаза и посмотрели. Правая рука ниже левой, у некоторых лежит на коленях... Руки положили на колени ладонями вниз...»

На этом можно закончить проведение подготовительных тестов, хотя есть и другие тесты, и переходить к приемам на определение степени внушаемости.

69

Тест 4. Работа с воображаемой энергией

Вы напоминаете пациентам о том, что тело человека дей­ствительно обладает каким-то полем. Может быть, это биопо­ле, а может быть, электромагнитное поле или что-то другое. Поэтому под воздействием энергии ваши руки могут начать расходиться. Вы опять демонстрируете на себе, как правильно должны расходиться руки в разные стороны.

Рис 4

«... Руки протянули вперед. Ладони поставили параллель­но друг другу... Найдите для них удобное... расслаблен­ное положение... Прислушайтесь к рукам... и почув­ствуйте какую-то взаимосвязь между ними... Позвольте вашим рукам ощутить эту «энергетическую» связь...»

Вы начинаете делать пассы правой рукой в направлении пациента.

«...Сейчас, когда вы сконцентрированы на ощущениях в руках... вы можете ощутить некоторое отталкивание, и ваши руки начинают медленно... сами по себе... расхо­диться в разные стороны... Между ладонями как будто находится упругий шар... он увеличивается... расширя­ется... с каждым вдохом разводя руки в разные сторо­ны...»

70

Старайтесь произносить внушения на вдохе пациента, на-Ыоминая: руки сами по себе... под воздействием лечебной энер­гии... расходятся еще дальше...

Тест 5. Опыт Куэ с пальцами «Я не могу»

Э. Куэ предложил методику сознательного самовнушения. Основные принципы метода сводятся к следующему. В каждое данное мгновение человек может думать только об одной вещи. Иными словами, две мысли могут проникнуть в наш разум толь-со последовательно, одна за другой, но ни в коем случае не од-ювременно.

Каждая мысль, овладевающая нашим сознанием целиком, становится для нас истиной и стремится превратиться в дей­ствительность.

Однако важнейшее открытие Куэ состоит в том, что гип­ноз, в сущности, является самогипнозом. Гипнотизер лишь со­здает у гипнотизируемого более или менее яркое образное пред­ставление о желаемом эффекте, которое гипнотизируемый ре­ализует через самовнушение (самогипноз).

Не следует недооценивать мощь и власть воображения. Че­ловека мучает бессонница лишь потому, что он вообразил себе, будто не может заснуть. Он хочет спать, но его воображение сильнее его желания. Астматик в туманную погоду хочет нор­мально дышать, заикающийся всегда хочет бегло разговаривать, но сила воображения не позволяет им это сделать. Воля гово­рит: «Я хочу», но воображение возражает: «Я не могу». В этом споре победителем всегда выходит воображение.

Вы предлагаете пациенту

«...вытянуть руки вперед... изо всех сил сжать пальцы в кулак крепко-крепко... чтобы в них появилась легкая дрожь...

Смотреть мне в глаза...

Теперь он не сможет разжать свои пальцы... и пусть пред­ставит себе... что его пальцы крепко сжаты... стали дере­вянными... неподвижными. Вы считаете до трех, при

71

слове «три» пусть он попробует разжать их, при этом мысленно постоянно повторяя: «Я не могу... Я не могу...». Вслед за этим вы начинаете медленно считать: «Раз... Я не могу... два... Я не могу... три...»

Если пациент в самом деле сосредоточенно думал «Я не могу...», то его пальцы не только не разожмутся, но будут сжи­маться еще сильнее, чем больше он будет стараться их разжать.

Через несколько секунд скажите ему: «Теперь думайте: «...Я могу...» — и пальцы пациента тотчас же разомкнутся.

Во время этого опыта необходимо все время пристально смотреть на переносицу пациента, а он, в свою очередь, дол­жен не отводить взгляда от ваших глаз.

Если опыт не получился и пациент все-таки разжал паль­цы, не думайте, что это ваша вина. В этом виноват сам пациент, он недостаточно интенсивно думал: «Я не могу...». Скажите ему об этом уверенным тоном и переходите к другому опыту.

Глава 7

ПРИЕМЫ

ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ВНУШАЕМОСТИ И ГИПНАБЕЛЬНОСТИ

По ходу консультации после выполнения подготовительных тестов врач предупреждает пациентов, что следующий тест бу­дет самым важным.

...С помощью этого теста я проверяю сразу:

•    как вы умеете расслаблять мышцы всего тела;

•    насколько вы доверяете мне как врачу не только на словах, но и на деле, и готовы ли вы бороться с болезнью за свое излечение;

•    как вы воспринимаете гипноз.

Прием 1. Падение назад

Врач приводит пример. В рассказе А. Куприна «Олеся» есть такой эпизод: молодой человек знакомится с девушкой, кото­рая в совершенстве владела гипнозом, он просит ее продемон­стрировать свое умение гипнотизировать. Олеся соглашается, она предлагает молодому человеку идти по ровной поляне. Он делает несколько шагов и неожиданно падает назад. Тогда он спрашивает у нее: «А как это делается?». И Олеся раскрывает ему свой секрет: «Я мысленно представляю веревку, натянутую через всю поляну. И вы должны упасть».

Молодой человек идет по поляне второй раз. Он уже знает секрет, но все равно падает назад. Такова сила гипноза и вну­шения.

«...Тесты с отклонением назад я проверю сейчас на каж­дом из вас индивидуально. Когда подойдете ко мне, встаньте спиной.

73

...Носки и пятки поставьте вместе. Руки вдоль тулови­ща. Расслабили мышцы спины. Никакой напряженнос­ти в руках, в ногах, во всем теле не должно быть. Полное расслабление всех мышц...»

Правой рукой вы прикасаетесь к шее пациента и даете ему установку:

«...Сделали неглубокий вдох, на выдохе закрыли глаза... и расслабились... Голову слегка отклонили назад... по­ложили на руку врача, как на подушку...»

Рис 5

«...Я сделаю так, что ваше тело... медленно отклонится назад... вслед за моей рукой... Вас как бы притягивает к моей руке... лучше... и тело отклоняется назад... Полное расслабление и доверие к врачу...»

В это время вы начинаете медленно отводить свою руку на­зад. И когда тело пациента будет выведено из состояния устой­чивого равновесия, даете установку:

:<...Полное расслабление...»

74

Вы резко убираете свою руку от затылка пациента, и вам оста­ется только подхватить тело падающего назад пациента. Как толь­ко вы подхватили его, можете сказать пациенту: «Спать...» — и тот мгновенно погрузится в состояние гипнотического транса. Остается аккуратно посадить его на стоящий рядом стул и уг­лубить гипнотическое состояние с помощью словесных вну­шений:

«...Расслабляются мышцы шеи... спины... замедляется дыхание... посторонние мысли уходят... Приятный лег­кий туман возникает в голове... наступает состояние рас­слабления... заторможенности... приятной дремоты... Вы слышите только мой голос... и мои слова... Спать глуб­же... крепче...»

И можно использовать это гипнотическое состояние для проведения лечебных внушений.

Если при проведении приема пациент сошел с места, со­гнул ногу в колене или просто напрягал мышцы шеи, спины, прогибаясь назад, и не упал на ваши руки, значит, он не про­шел тест. Предложите ему постоять в стороне и подумать над тем, что мешает ему пройти тест: чувство страха, недоверие или нежелание лечиться. А в конце консультации следует проверить его еще раз.

Если пациент хорошо прошел тест, то, отправляя его на ме­сто, следует подчеркнуть это словами: «Такое расслабление дол­жно быть у каждого из вас, тогда успех лечения будет полнос­тью обеспечен».

Прием 2. Падение назад

Пациент стоит спиной к вам, и вы даете ему инструкцию:

«...Носки и пятки поставили вместе. Руки вдоль тулови­ща. Расслабили мышцы спины. Никакой напряженнос­ти во всем теле не должно быть...

75

...Сделали неглубокий вдох......На выдохе закрыли глаза...

и расслабились... Я прикасаюсь руками к вашей голове...»

Вы слегка касаетесь висков пациента кончиками пальцев обеих рук.

Рис. 6

«...Сознание отключается... расслабляются мышцы спи­ны... и тело медленно отклоняется назад... вслед за мои­ми руками...»

При этих словах вы начинаете медленно отводить свои руки назад, сохраняя контакт с головой пациента.

«...Лучше отклоняется тело... полное расслабление...»

Вы продолжаете медленно отводить руки назад, и когда тело пациента будет выведено из состояния равновесия, резко уби­раете свои руки от головы пациента и подхватываете падающее назад тело.

Если вы оцениваете по степени расслабления мышц спины и по характеру падения тела, что тест выполнен правильно, то подчеркиваете: «Молодец, такое расслабление должно быть у каждого из вас, тогда успех лечения будет полностью обеспечен».

76

Прием 3. Падение назад

Пациент стоит спиной к вам, и вы даете ему установку:

«...Носки и пятки поставили вместе... Руки вдоль туло­вища... никакой напряженности в руках... в ногах... не должно быть... Полное расслабление... и доверие к вра­чу...

...Сделали неглубокий вдох... на выдохе закрыли глаза... и расслабились...

...Я прикасаюсь своей рукой к вашей голове (вы прика­саетесь кончиками пальцев одной своей руки к виску па­циента).

...Сознание отключается... расслабляются мышцы спи­ны... и тело медленно падает назад... на мой голос...»

При этих словах вы начинаете медленно отводить свою пра­вую руку назад, сохраняя контакт с головой пациента.

«...Лучше отклоняется тело... пошло полное расслабле­ние...»

Рис. 7

11

Прием 4. Падение назад

Мне хотелось бы подробнее остановиться на том, как был создан этот прием, что в дальнейшем поможет специалисту в правильном его применении.

После посещения семинаров по НЛП и эриксоновскому гип­нозу, которые проводил М. Н. Гордеев, где много рассказыва­лось о технике присоединения и ведения, мне захотелось исполь­зовать это в своей лечебной практике. Так мною был создан этот прием, который полностью отражает базовые принципы эрик-соновского гипноза, касающиеся присоединения и ведения.

Можно много говорить о присоединении и ведении пациента, но данный прием позволяет на практике проверить свои умения.

Желательно перед использованием этого приема продемон­стрировать присутствующим падение назад первым или вторым способами.

Первый способ. Вы предварительно объясняете всем присут­ствующим, что каждый пациент выходит к вам, становится спи­ной, носки и пятки вместе, руки вдоль туловища. Никакой на­пряженности во всем его теле не должно быть.

Пациент стоит к вам спиной...

Вы молча прикасаетесь своей правой ладонью к спине па­циента между лопатками (контакт должен быть плотным) и на­чинаете дышать с ним синхронно, при этом отслеживая также положение его тела. Присоединившись по дыханию (это зани­мает не более 15 — 20 секунд), вы начинаете медленно убирать свою правую руку от его спины.

Если присоединение проведено правильно, тело пациента начинает медленно следовать за вашей рукой и отклоняется назад. В какой-то момент пациент падает назад, и вам остается только подхватить его. Этот прием проверяет ваши способнос­ти к невербальному воздействию.

Должен предупредить, что начинающим специалистам в об­ласти гипноза выполнить этот прием будет довольно сложно. По­этому мы советуем начинать его отработку со второго варианта, когда вы можете помочь себе словесным внушением.

78

Рис 8

Второй способ. Пациент стоит к вам спиной, и вы даете ему указание:

«...Носки и пятки поставьте вместе. Руки вдоль тулови­ща. Расслабили мышцы спины. Никакой напряженнос­ти во всем теле не должно быть... ...Я прикасаюсь своей рукой...»

Вы прикасаетесь ладонью своей правой руки к спине паци­ента между лопатками. Контакт должен быть плотным.

«...Сделали неглубокий вдох... на выдохе закрыли гла­за... и расслабились... Ваше тело медленно отклоняется назад... вслед за моей рукой... Вас притягивает назад...»

Вы начинаете медленно отводить правую руку назад, сохра­няя легкий контакт со спиной пациента. Тело пациента начи­нает плавно отклоняться назад за вашей рукой. Тогда вы даете ему установку:

«...Полное расслабление...»

79

Резко убираете свою руку от спины пациента и ловите пада­ющее тело.

Если вы овладели тонкостями приема 4 в его втором вари­анте, можете потренироваться в еще более изящном третьем варианте вызывания падения назад.

Третий способ. Этот способ воздействия напоминает третий прием падения назад. Нов данном случае прием выполняется без словесного внушения, используется только техника невер­бального воздействия.

Пациент стоит к вам спиной. Вы молча прикасаетесь кон­чиками указательного и среднего пальца одной руки к виску пациента... и присоединяетесь к нему по позе и дыханию. Это занимает не более 10—15 сек. Затем начинаете молча, медлен­но отводить руку назад.

Если вам действительно удалось присоединиться к пациен­ту и вы правильно выполняете его ведение, то тело человека начинает отклоняться назад и падает.

Прием 5. Падение назад

Пациент стоит спиной к вам, и вы даете ему наставления:

«...Носки и пятки поставили вместе. Руки вдоль тулови­ща. Расслабили мышцы спины. Никакой напряженнос­ти во всем теле не должно быть.

...Сделали неглубокий вдох... на выдохе закрыли глаза... и расслабились... Полное расслабление и доверие к вра­чу...»

Вы начинаете делать плавные пассы в области головы, не прикасаясь к пациенту.

«...Я сделаю так, что ваше тело... будет медленно от­клоняться назад... на мой голос... Расслабились луч-

80

ше... вас тянет назад... на мой голос... Полное расслаб­ление...»

\Рис 9 ч

Если вы выполнили тест правильно и пациент доверяет вам, то его тело падает назад и вам остается только подхватить его.

Прием 6. Падение вперед

Пациент становится к вам лицом, вы внимательно смотри­те ему в глаза и даете установку:

«...Носки и пятки поставили вместе... Руки вдоль туло­вища... Расслабили мышцы спины... Никакой напряжен­ности во всем теле не должно быть... ...Смотреть только мне в глаза... Взгляд врача-гипноти­зера обладает силой... Вас притягивает вперед... на мой взгляд... еще ближе...»

Одновременно вы делаете плавные пассы в области головы, не прикасаясь к пациенту, и отступаете назад на полшага.

Пациент падает вперед на ваш взгляд, и вам надо просто его подхватить.

6 — 2699

81

Рис 10

Прием 7. Раскачивание тела

Пациент стоит лицом к вам на расстоянии двух шагов. Нос­ки и пятки вместе, руки вдоль туловища.

« ..Смотреть мне в глаза... Никакой напряженности... в руках... ногах .. и во всем теле... не должно быть...»

Затем вы рассказываете о том, что сейчас на расстоянии с помощью внушения и лечебной биоэнергии вызовете раскачи­вание его тела. Тело будет раскачиваться свободно, без напря­жения, как маятник в часах, — вперед и назад.

Вы начинаете синхронизировать свое дыхание с дыханием пациента, делаете пассы руками вперед и назад. На первом эта­пе можете помогать себе словесными внушениями, чтобы выз­вать раскачивание тела пациента.

Вы еще раз напоминаете, что между вами и пациентом су­ществует энергетическая связь, используя которую, врач мо­жет вызвать раскачивание тела пациента вперед и назад.

82

Рис. 11

Вы даете пациенту установку:

«...Носки и пятки поставили вместе... руки вдоль туло­вища... никакой напряженности не должно быть во всем теле... Смотреть только мне в глаза... ...С помощью внушения и лечебной биоэнергии... я вы­зываю раскачивание вашего тела... вперед и назад... как маятник в часах... лучше раскачивается тело...»

Вы начинаете дышать, синхронизируя свое дыхание с ды­ханием пациента, и делаете легкие и небольшие по амплитуде пассы руками. Если вы хорошо подстроились к пациенту и все делаете правильно, а пациент внушаем, то его тело начинает постепенно раскачиваться как маятник в часах, легко и свобод­но, ноги от пола не отрываются.

Когда появилось устойчивое и хорошо выраженное раска-

j чивание тела пациента, вы можете постепенно увеличивать рас­стояние между вами, двигаясь спиной назад, продолжая делать

| пассы и говорить:

«...Я могу воздействовать на человека... на любом рас­стоянии... расстояние между нами увеличивается, а мое

83

воздействие сохраняется... Точно так же во время лечеб­ного сеанса... мое внушение... и лечебная энергия... ак­тивизируют ваши защитные силы организма на излече­ние...»

Хотя при наличии определенного опыта все хорошо полу­чается и без словесного воздействия, только движением ваших рук. Это очень убедительно и эффективно смотрится со сторо­ны и повышает доверие пациентов к вам.

Прием 8. Падение назад без контакта

Этот прием, как и вызывание падения назад, был создан после семинара по НЛП и эриксоновскому гипнозу.

В книге Дж. Гриндера и Р. Бэндлера «Из лягушек — в прин­цы» приводится пример, как один из авторов книги присоеди­нился по позе и дыханию к больному, который уже несколько лет лежал в кататоническом состоянии, и смог заставить его подняться с кровати. Это произвело на меня впечатление и мне захотелось создать прием, который использовал бы основные положения присоединения и ведения и был бы столь же эф­фективным.

Когда вы присоединяетесь к человеку и хорошо синхрони­зируете свое поведение с его поведением, вы достигаете каче­ственного контакта и доверия на бессознательном уровне и можете вести другого человека к новому поведению.

Следующие два приема для проверки степени внушаемос­ти, как и прием 4 (падение назад, 1-й и 3-й способы), являются тестами повышенной сложности. Но они очень хорошо демон­стрируют ваши способности и умение присоединяться к паци­енту по позе и дыханию, а также умение оказывать невербаль­ное воздействие на человека. Эти приемы можно использовать для работы с иностранными пациентами, не говорящими по-русски, так как воздействие производится без словесных вну­шений.

Пациент стоит к вам спиной. Вы приближаетесь к нему так, чтобы между вами было расстояние 20 — 30 см, начинаете под-

84

страиваться к его позе, дыханию и дышите в его ритме. После I трех — пяти согласованных дыхательных движений вы делаете глубокий, энергичный вдох, одновременно отклоняете свое тело назад и делаете полшага назад.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться