5 — 2699
65
При выполнении теста вы наблюдаете за степенью расслабления мышц и скоростью падения руки пациента.
Тест 2. Расслабление мышц грудной клетки
Вы рассказываете пациентам, что в области грудной клетки находятся жизненно важные органы — сердце и легкие. И если хорошо расслабить эти мышцы, исчезает отдышка, восстанавливается естественный ритм дыхания, данный человеку от природы при рождении, снимаются спазмы коронарных сосудов сердца, нормализуется сердечный ритм, проходят загрудинные невротические боли в области сердца.
Как правильно выполнять тест, вы показываете на себе и объясняете пациенту на словах.
Рис. 2
«...Локти слегка прижали к грудной клетке. Кисти рук поставили так, чтобы кончики пальцев соприкасались. На каждый мой счет вы делаете энергичный глубокий вдох и самостоятельно плавный, спокойный выдох. , ...Во время вдоха одновременно с движением грудной клетки ваши руки расходятся в разные стороны».
Вы сами делаете глубокий вдох и показываете, как руки будут расходиться в разные стороны на несколько сантиметров.
66
И предупреждаете, что во время выдоха руки назад не возвращаются, они застывают в таком положении. А затем предлагаете пациентам выполнить тест.
«...Правильно поставили руки, сделали неглубокий вдох и на выдохе закрыли глаза. Мысленно или шепотом дали себе программу: «Расслабиться, буду здоровым». Этим внушением вы приводите в действие свои внутренние лечебные силы.
1. Сделали глубокий вдох... и плавный, спокойный выдох. Врач согласует темп своей речи с темпом дыхания пациента и сам выполняет тест вместе с пациентом.
2. Глубже вдох... и ваши руки поплыли в разные стороны... вместе с движением грудной клетки... и спокойный выдох...
3. Еще глубже вдох... еще дальше расходятся руки... свободный выдох...
4. Глубокий вдох... Вы не чувствуете кончиков пальцев... и руки плавно расходятся... в разные стороны... спокойный выдох...
5. Глубокий энергичный вдох... еще дальше расходятся руки... Открыли глаза и посмотрели на расстояние между пальцами... У каждого из вас оно может быть разным... Руки положили на колени ладонями вниз».
Вы объясняете, что это упражнение является скрытым тестом на внутреннюю готовность к лечению.
Тест 3. Работа с воображением пациента
Вы обращаетесь к пациентам: «Я думаю, что никто из вас, сидящих здесь в кабинете, не сомневается^ том, что можно заболеть от представления о болезни, прочитав об этом в медицинском журнале или посетив тяжело больного родственника в больнице. Вспомните, может быть, и в вашей жизни были такие ситуации, когда вас что-то волновало, огорчало, расстраивало. Невольно возникает вопрос: если можно заболеть от представле-
67
ния о болезни, то почему не представить себя здоровым, чтобы выздороветь? Почему не научиться управлять своим воображением, мыслями с лечебной целью? Почему не начать двигаться вперед к тому, что нам надо, оставляя позади то, что нам не надо?»
Вы опять демонстрируете на себе, как правильно выполнить тест, попутно давая объяснения. Затем вы предлагаете всем протянуть руки вперед ладонями вверх.
Рис 3.
«...Руки в локтях не сгибать. И подвигали руками вверх-вниз 2-3 раза, чтобы расслабить мышцы спины. Старайтесь прикладывать минимальное усилие к рукам, чтобы они только удерживались на весу. ...Я сделаю так, что под воздействием моего внушения ваша правая рука на выдохе будет медленно, бессознательно опускаться вниз на колени — с лечебной целью. ...Главное — не помогать и не сопротивляться. ...А сейчас... сделали неглубокий вдох... на выдохе закрыли глаза... Мысленно или шепотом... задали себе лечебную программу... расслабиться, быть здоровым... Этим внушением... вы приводите в действие... свои внутренние лечебные силы... направляете их на борьбу с вашей проблемой... Итак, я работаю с вашими мыслями и вашим воображением... Давайте мысленно подумаем... представим... или почувствуем... что у вас в правой руке... находится груз... или гиря... весом 5 кг... С усилием в 5 кг... этот груз давит... на вашу ладонь...
68
...Работают только ваши мысли... и ваше воображение... Вы можете представить... как с каждым ударом сердца... вся кровь приливает... к правой руке... Ваша правая рука... делается теплой... тяжелой...
...Расслабляются мышцы лица... расслабляются мышцы шеи... спины... И ваша правая рука... с лечебной целью... начинает медленно, бессознательно... опускаться вниз на колени... Расслабили мышцы... позволили вашей правой руке... начать свое движение вниз... еще ниже... Полное расслабление и доверие к врачу... Пусть все происходит так, как происходит... Пауза... Ощущения, которые возникают у вас в правой руке... могут быть самыми разными... Пауза...
...Я добавляю... к правой руке еще груз весом 5 кг... Давайте мысленно представим... что у вас... в правой руке... находится груз весом 10 кг... Это очень тяжелый груз... Вспомнили и почувствовали то ощущение... которое вы когда-то испытывали, когда держали в руке ведро воды.... С усилием в 10 кг... этот очень тяжелый груз... давит на вашу ладонь.
...Расслабляются мышцы шеи... спины... расслабляются мышцы на правом плече. Возникают какие-то определенные ощущения в правой руке... И ваша правая рука... медленно, бессознательно... на выдохе опускается вниз на колени... еще ниже... Расслабили мышцы... Ее как бы притягивает к земле... Не помогать и не сопротивляться... ...У некоторых рука уже лежит на коленях... у кого-то еще продолжает опускаться... И это нормально... у каждого человека свой тип нервной системы, свой способ реагирования...
...Сделали вдох, открыли глаза и посмотрели. Правая рука ниже левой, у некоторых лежит на коленях... Руки положили на колени ладонями вниз...»
На этом можно закончить проведение подготовительных тестов, хотя есть и другие тесты, и переходить к приемам на определение степени внушаемости.
69
Тест 4. Работа с воображаемой энергией
Вы напоминаете пациентам о том, что тело человека действительно обладает каким-то полем. Может быть, это биополе, а может быть, электромагнитное поле или что-то другое. Поэтому под воздействием энергии ваши руки могут начать расходиться. Вы опять демонстрируете на себе, как правильно должны расходиться руки в разные стороны.
Рис 4
«... Руки протянули вперед. Ладони поставили параллельно друг другу... Найдите для них удобное... расслабленное положение... Прислушайтесь к рукам... и почувствуйте какую-то взаимосвязь между ними... Позвольте вашим рукам ощутить эту «энергетическую» связь...»
Вы начинаете делать пассы правой рукой в направлении пациента.
«...Сейчас, когда вы сконцентрированы на ощущениях в руках... вы можете ощутить некоторое отталкивание, и ваши руки начинают медленно... сами по себе... расходиться в разные стороны... Между ладонями как будто находится упругий шар... он увеличивается... расширяется... с каждым вдохом разводя руки в разные стороны...»
70
Старайтесь произносить внушения на вдохе пациента, на-Ыоминая: руки сами по себе... под воздействием лечебной энергии... расходятся еще дальше...
Тест 5. Опыт Куэ с пальцами «Я не могу»
Э. Куэ предложил методику сознательного самовнушения. Основные принципы метода сводятся к следующему. В каждое данное мгновение человек может думать только об одной вещи. Иными словами, две мысли могут проникнуть в наш разум толь-со последовательно, одна за другой, но ни в коем случае не од-ювременно.
Каждая мысль, овладевающая нашим сознанием целиком, становится для нас истиной и стремится превратиться в действительность.
Однако важнейшее открытие Куэ состоит в том, что гипноз, в сущности, является самогипнозом. Гипнотизер лишь создает у гипнотизируемого более или менее яркое образное представление о желаемом эффекте, которое гипнотизируемый реализует через самовнушение (самогипноз).
Не следует недооценивать мощь и власть воображения. Человека мучает бессонница лишь потому, что он вообразил себе, будто не может заснуть. Он хочет спать, но его воображение сильнее его желания. Астматик в туманную погоду хочет нормально дышать, заикающийся всегда хочет бегло разговаривать, но сила воображения не позволяет им это сделать. Воля говорит: «Я хочу», но воображение возражает: «Я не могу». В этом споре победителем всегда выходит воображение.
Вы предлагаете пациенту
«...вытянуть руки вперед... изо всех сил сжать пальцы в кулак крепко-крепко... чтобы в них появилась легкая дрожь...
Смотреть мне в глаза...
Теперь он не сможет разжать свои пальцы... и пусть представит себе... что его пальцы крепко сжаты... стали деревянными... неподвижными. Вы считаете до трех, при
71
слове «три» пусть он попробует разжать их, при этом мысленно постоянно повторяя: «Я не могу... Я не могу...». Вслед за этим вы начинаете медленно считать: «Раз... Я не могу... два... Я не могу... три...»
Если пациент в самом деле сосредоточенно думал «Я не могу...», то его пальцы не только не разожмутся, но будут сжиматься еще сильнее, чем больше он будет стараться их разжать.
Через несколько секунд скажите ему: «Теперь думайте: «...Я могу...» — и пальцы пациента тотчас же разомкнутся.
Во время этого опыта необходимо все время пристально смотреть на переносицу пациента, а он, в свою очередь, должен не отводить взгляда от ваших глаз.
Если опыт не получился и пациент все-таки разжал пальцы, не думайте, что это ваша вина. В этом виноват сам пациент, он недостаточно интенсивно думал: «Я не могу...». Скажите ему об этом уверенным тоном и переходите к другому опыту.
Глава 7
ПРИЕМЫ
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ВНУШАЕМОСТИ И ГИПНАБЕЛЬНОСТИ
По ходу консультации после выполнения подготовительных тестов врач предупреждает пациентов, что следующий тест будет самым важным.
...С помощью этого теста я проверяю сразу:
• как вы умеете расслаблять мышцы всего тела;
• насколько вы доверяете мне как врачу не только на словах, но и на деле, и готовы ли вы бороться с болезнью за свое излечение;
• как вы воспринимаете гипноз.
Прием 1. Падение назад
Врач приводит пример. В рассказе А. Куприна «Олеся» есть такой эпизод: молодой человек знакомится с девушкой, которая в совершенстве владела гипнозом, он просит ее продемонстрировать свое умение гипнотизировать. Олеся соглашается, она предлагает молодому человеку идти по ровной поляне. Он делает несколько шагов и неожиданно падает назад. Тогда он спрашивает у нее: «А как это делается?». И Олеся раскрывает ему свой секрет: «Я мысленно представляю веревку, натянутую через всю поляну. И вы должны упасть».
Молодой человек идет по поляне второй раз. Он уже знает секрет, но все равно падает назад. Такова сила гипноза и внушения.
«...Тесты с отклонением назад я проверю сейчас на каждом из вас индивидуально. Когда подойдете ко мне, встаньте спиной.
73
...Носки и пятки поставьте вместе. Руки вдоль туловища. Расслабили мышцы спины. Никакой напряженности в руках, в ногах, во всем теле не должно быть. Полное расслабление всех мышц...»
Правой рукой вы прикасаетесь к шее пациента и даете ему установку:
«...Сделали неглубокий вдох, на выдохе закрыли глаза... и расслабились... Голову слегка отклонили назад... положили на руку врача, как на подушку...»
Рис 5
«...Я сделаю так, что ваше тело... медленно отклонится назад... вслед за моей рукой... Вас как бы притягивает к моей руке... лучше... и тело отклоняется назад... Полное расслабление и доверие к врачу...»
В это время вы начинаете медленно отводить свою руку назад. И когда тело пациента будет выведено из состояния устойчивого равновесия, даете установку:
:<...Полное расслабление...»
74
Вы резко убираете свою руку от затылка пациента, и вам остается только подхватить тело падающего назад пациента. Как только вы подхватили его, можете сказать пациенту: «Спать...» — и тот мгновенно погрузится в состояние гипнотического транса. Остается аккуратно посадить его на стоящий рядом стул и углубить гипнотическое состояние с помощью словесных внушений:
«...Расслабляются мышцы шеи... спины... замедляется дыхание... посторонние мысли уходят... Приятный легкий туман возникает в голове... наступает состояние расслабления... заторможенности... приятной дремоты... Вы слышите только мой голос... и мои слова... Спать глубже... крепче...»
И можно использовать это гипнотическое состояние для проведения лечебных внушений.
Если при проведении приема пациент сошел с места, согнул ногу в колене или просто напрягал мышцы шеи, спины, прогибаясь назад, и не упал на ваши руки, значит, он не прошел тест. Предложите ему постоять в стороне и подумать над тем, что мешает ему пройти тест: чувство страха, недоверие или нежелание лечиться. А в конце консультации следует проверить его еще раз.
Если пациент хорошо прошел тест, то, отправляя его на место, следует подчеркнуть это словами: «Такое расслабление должно быть у каждого из вас, тогда успех лечения будет полностью обеспечен».
Прием 2. Падение назад
Пациент стоит спиной к вам, и вы даете ему инструкцию:
«...Носки и пятки поставили вместе. Руки вдоль туловища. Расслабили мышцы спины. Никакой напряженности во всем теле не должно быть...
75
...Сделали неглубокий вдох......На выдохе закрыли глаза...
и расслабились... Я прикасаюсь руками к вашей голове...»
Вы слегка касаетесь висков пациента кончиками пальцев обеих рук.
Рис. 6
«...Сознание отключается... расслабляются мышцы спины... и тело медленно отклоняется назад... вслед за моими руками...»
При этих словах вы начинаете медленно отводить свои руки назад, сохраняя контакт с головой пациента.
«...Лучше отклоняется тело... полное расслабление...»
Вы продолжаете медленно отводить руки назад, и когда тело пациента будет выведено из состояния равновесия, резко убираете свои руки от головы пациента и подхватываете падающее назад тело.
Если вы оцениваете по степени расслабления мышц спины и по характеру падения тела, что тест выполнен правильно, то подчеркиваете: «Молодец, такое расслабление должно быть у каждого из вас, тогда успех лечения будет полностью обеспечен».
76
Прием 3. Падение назад
Пациент стоит спиной к вам, и вы даете ему установку:
«...Носки и пятки поставили вместе... Руки вдоль туловища... никакой напряженности в руках... в ногах... не должно быть... Полное расслабление... и доверие к врачу...
...Сделали неглубокий вдох... на выдохе закрыли глаза... и расслабились...
...Я прикасаюсь своей рукой к вашей голове (вы прикасаетесь кончиками пальцев одной своей руки к виску пациента).
...Сознание отключается... расслабляются мышцы спины... и тело медленно падает назад... на мой голос...»
При этих словах вы начинаете медленно отводить свою правую руку назад, сохраняя контакт с головой пациента.
«...Лучше отклоняется тело... пошло полное расслабление...»
Рис. 7
11
Прием 4. Падение назад
Мне хотелось бы подробнее остановиться на том, как был создан этот прием, что в дальнейшем поможет специалисту в правильном его применении.
После посещения семинаров по НЛП и эриксоновскому гипнозу, которые проводил М. Н. Гордеев, где много рассказывалось о технике присоединения и ведения, мне захотелось использовать это в своей лечебной практике. Так мною был создан этот прием, который полностью отражает базовые принципы эрик-соновского гипноза, касающиеся присоединения и ведения.
Можно много говорить о присоединении и ведении пациента, но данный прием позволяет на практике проверить свои умения.
Желательно перед использованием этого приема продемонстрировать присутствующим падение назад первым или вторым способами.
Первый способ. Вы предварительно объясняете всем присутствующим, что каждый пациент выходит к вам, становится спиной, носки и пятки вместе, руки вдоль туловища. Никакой напряженности во всем его теле не должно быть.
Пациент стоит к вам спиной...
Вы молча прикасаетесь своей правой ладонью к спине пациента между лопатками (контакт должен быть плотным) и начинаете дышать с ним синхронно, при этом отслеживая также положение его тела. Присоединившись по дыханию (это занимает не более 15 — 20 секунд), вы начинаете медленно убирать свою правую руку от его спины.
Если присоединение проведено правильно, тело пациента начинает медленно следовать за вашей рукой и отклоняется назад. В какой-то момент пациент падает назад, и вам остается только подхватить его. Этот прием проверяет ваши способности к невербальному воздействию.
Должен предупредить, что начинающим специалистам в области гипноза выполнить этот прием будет довольно сложно. Поэтому мы советуем начинать его отработку со второго варианта, когда вы можете помочь себе словесным внушением.
78
Рис 8
Второй способ. Пациент стоит к вам спиной, и вы даете ему указание:
«...Носки и пятки поставьте вместе. Руки вдоль туловища. Расслабили мышцы спины. Никакой напряженности во всем теле не должно быть... ...Я прикасаюсь своей рукой...»
Вы прикасаетесь ладонью своей правой руки к спине пациента между лопатками. Контакт должен быть плотным.
«...Сделали неглубокий вдох... на выдохе закрыли глаза... и расслабились... Ваше тело медленно отклоняется назад... вслед за моей рукой... Вас притягивает назад...»
Вы начинаете медленно отводить правую руку назад, сохраняя легкий контакт со спиной пациента. Тело пациента начинает плавно отклоняться назад за вашей рукой. Тогда вы даете ему установку:
«...Полное расслабление...»
79
Резко убираете свою руку от спины пациента и ловите падающее тело.
Если вы овладели тонкостями приема 4 в его втором варианте, можете потренироваться в еще более изящном третьем варианте вызывания падения назад.
Третий способ. Этот способ воздействия напоминает третий прием падения назад. Нов данном случае прием выполняется без словесного внушения, используется только техника невербального воздействия.
Пациент стоит к вам спиной. Вы молча прикасаетесь кончиками указательного и среднего пальца одной руки к виску пациента... и присоединяетесь к нему по позе и дыханию. Это занимает не более 10—15 сек. Затем начинаете молча, медленно отводить руку назад.
Если вам действительно удалось присоединиться к пациенту и вы правильно выполняете его ведение, то тело человека начинает отклоняться назад и падает.
Прием 5. Падение назад
Пациент стоит спиной к вам, и вы даете ему наставления:
«...Носки и пятки поставили вместе. Руки вдоль туловища. Расслабили мышцы спины. Никакой напряженности во всем теле не должно быть.
...Сделали неглубокий вдох... на выдохе закрыли глаза... и расслабились... Полное расслабление и доверие к врачу...»
Вы начинаете делать плавные пассы в области головы, не прикасаясь к пациенту.
«...Я сделаю так, что ваше тело... будет медленно отклоняться назад... на мой голос... Расслабились луч-
80
ше... вас тянет назад... на мой голос... Полное расслабление...»
\Рис 9 ч
Если вы выполнили тест правильно и пациент доверяет вам, то его тело падает назад и вам остается только подхватить его.
Прием 6. Падение вперед
Пациент становится к вам лицом, вы внимательно смотрите ему в глаза и даете установку:
«...Носки и пятки поставили вместе... Руки вдоль туловища... Расслабили мышцы спины... Никакой напряженности во всем теле не должно быть... ...Смотреть только мне в глаза... Взгляд врача-гипнотизера обладает силой... Вас притягивает вперед... на мой взгляд... еще ближе...»
Одновременно вы делаете плавные пассы в области головы, не прикасаясь к пациенту, и отступаете назад на полшага.
Пациент падает вперед на ваш взгляд, и вам надо просто его подхватить.
6 — 2699
81
Рис 10
Прием 7. Раскачивание тела
Пациент стоит лицом к вам на расстоянии двух шагов. Носки и пятки вместе, руки вдоль туловища.
« ..Смотреть мне в глаза... Никакой напряженности... в руках... ногах .. и во всем теле... не должно быть...»
Затем вы рассказываете о том, что сейчас на расстоянии с помощью внушения и лечебной биоэнергии вызовете раскачивание его тела. Тело будет раскачиваться свободно, без напряжения, как маятник в часах, — вперед и назад.
Вы начинаете синхронизировать свое дыхание с дыханием пациента, делаете пассы руками вперед и назад. На первом этапе можете помогать себе словесными внушениями, чтобы вызвать раскачивание тела пациента.
Вы еще раз напоминаете, что между вами и пациентом существует энергетическая связь, используя которую, врач может вызвать раскачивание тела пациента вперед и назад.
82
Рис. 11
Вы даете пациенту установку:
«...Носки и пятки поставили вместе... руки вдоль туловища... никакой напряженности не должно быть во всем теле... Смотреть только мне в глаза... ...С помощью внушения и лечебной биоэнергии... я вызываю раскачивание вашего тела... вперед и назад... как маятник в часах... лучше раскачивается тело...»
Вы начинаете дышать, синхронизируя свое дыхание с дыханием пациента, и делаете легкие и небольшие по амплитуде пассы руками. Если вы хорошо подстроились к пациенту и все делаете правильно, а пациент внушаем, то его тело начинает постепенно раскачиваться как маятник в часах, легко и свободно, ноги от пола не отрываются.
Когда появилось устойчивое и хорошо выраженное раска-
j чивание тела пациента, вы можете постепенно увеличивать расстояние между вами, двигаясь спиной назад, продолжая делать
| пассы и говорить:
«...Я могу воздействовать на человека... на любом расстоянии... расстояние между нами увеличивается, а мое
83
воздействие сохраняется... Точно так же во время лечебного сеанса... мое внушение... и лечебная энергия... активизируют ваши защитные силы организма на излечение...»
Хотя при наличии определенного опыта все хорошо получается и без словесного воздействия, только движением ваших рук. Это очень убедительно и эффективно смотрится со стороны и повышает доверие пациентов к вам.
Прием 8. Падение назад без контакта
Этот прием, как и вызывание падения назад, был создан после семинара по НЛП и эриксоновскому гипнозу.
В книге Дж. Гриндера и Р. Бэндлера «Из лягушек — в принцы» приводится пример, как один из авторов книги присоединился по позе и дыханию к больному, который уже несколько лет лежал в кататоническом состоянии, и смог заставить его подняться с кровати. Это произвело на меня впечатление и мне захотелось создать прием, который использовал бы основные положения присоединения и ведения и был бы столь же эффективным.
Когда вы присоединяетесь к человеку и хорошо синхронизируете свое поведение с его поведением, вы достигаете качественного контакта и доверия на бессознательном уровне и можете вести другого человека к новому поведению.
Следующие два приема для проверки степени внушаемости, как и прием 4 (падение назад, 1-й и 3-й способы), являются тестами повышенной сложности. Но они очень хорошо демонстрируют ваши способности и умение присоединяться к пациенту по позе и дыханию, а также умение оказывать невербальное воздействие на человека. Эти приемы можно использовать для работы с иностранными пациентами, не говорящими по-русски, так как воздействие производится без словесных внушений.
Пациент стоит к вам спиной. Вы приближаетесь к нему так, чтобы между вами было расстояние 20 — 30 см, начинаете под-
84
страиваться к его позе, дыханию и дышите в его ритме. После I трех — пяти согласованных дыхательных движений вы делаете глубокий, энергичный вдох, одновременно отклоняете свое тело назад и делаете полшага назад.
|