М. Н. Гордеев, В. Г. Евтушенко «Техники гипноза»

И начиная такое путешествие, я хочу... чтобы мы с тобой... оба... глубоко вздохнули... и прочистили все внутри чистым воздухом... Вздохнули вот так (и делайте шумный вдох)... очень глубоко... так, чтобы свежий воздух вошел в нас... а потом, вый­дя... унес с собой... ломоту в плечах... Чтобы плечи стали спо­койными... чтобы шея стала спокойной... чтобы руки и ноги... стали спокойными и тяжелыми... как... у... тигра... который ле­жит на дереве... перед охотой... Олени придут еще не скоро... Он лежит и ждет их... не шевеля... ни единым мускулом... и даже ни единой волосинкой... своей шкуры.

Итак... мы стоим наверху... длинной лестницы... Вот мы дела­ем один шаг... вниз... Мы делаем один шаг вниз... и попадаем... в такую страну... где мы с тобой... похожи... уже не на кошек... и не на тигров... а на рыжих клоунов... Рыжих клоунов... которые на­дувают... огромные шары... Один клоун надувает... зеленый шар...

123

А другой надувает красный шар... И эти шары увеличиваются в размерах... и они уже больше клоунов... и больше цирка... И они такие легкие... что начинают уносить клоунов в небо...

И все, затаив дыхание, смотрят, как взлетают на шарах... два клоуна... все дальше и дальше от земли... Все дальше и дальше вверх от земли... Высоко вверху... между облаками... где их ове­вает только... теплый ветер... откуда они видят всю землю... Все города и все речки на ней... И вот они улетают... все выше... и выше... Выше... и еще выше.

И мы с тобой... может быть, тоже смотрим на них... удив­ленными глазами... А потом спускаемся... еще на ступеньку вниз... сделав опять... перед этим... глубокий... глубокий... вдох... и выдох... И вот мы становимся... чуточку легче... пока наше тело становится... чуточку тяжелее... И вот мы попадаем... в царство моря... Мы видим перед собой... три моря... Одно из них... море звуков... и море тишины... и море песен... и море сказок... и море стихов... море всех-всех голосов... и всех-всех звуков... какие только бывают на свете.

...А второе море... море картин... море цветов... море видов... огромное-огромное море картинок... всего, что может увидеть глаз...

И третье море... море чувств... красивое-красивое море... самых лучших чувств... которые только можно испытывать... на свете...

...И вот у нас есть маска... и у нас есть трубка, и мы можем нырнуть в какое-нибудь из этих морей... В море красок... или в море звуков... или в море чувств...

В море чувств под водой живет Осьминог, у которого нет ни глаз, ни ушей... а только щупальца — руки, которыми он умеет делать все-все: и рыб ловить, и по дну лазить... и с тобой разго­варивать...

...А вот в море звуков... живет дедушка Ухо... Его огромное ухо... гораздо больше его самого... Он все-все на свете слышит...

.. .А в море картин... живет Дракон, с такими острыми глаза­ми... что из них сыпятся искры...

И вот, если ты хочешь посмотреть, что там, то мы с тобой опускаемся еще на одну ступеньку... опускаемся еще на одну

124

ступеньку... По дороге к стране снов... Делаем глубокий-глубо­кий... вдох... и выдох...

...И спустившись вниз... еще на одну ступеньку... мы попа­даем в подводный мир. Странный... чудный... подводный мир... где кроме моего голоса... не слышно... ничего... Где мы с то­бой... как водолазы... медленно идем по дну... идем по дну... и видим подводные чудеса, русалок, царя... морского царя Не­птуна... царя рыб... морских коньков... морских игл, медуз, во­дорослей...

И все такое молчаливое, все немножко блестит, все так зо­вет к себе... И если мы хотим, мы можем погулять здесь немнож­ко по морскому дну. И поиграть в то, что мы рыбы, или в то, что мы русалки, или в то, что мы киты. Поиграть с подводными волнами... Чувствуя легкость и плавность движений. Ведь если мы рыбы, мы движемся так легко. И наши тела так пластичны, изящны и красивы. И тогда мы можем плыть еще глубже... и еще глубже, дальше от земли... вниз на одну ступеньку... Вниз на одну ступеньку... сделав вдох... и выдох...

...И вот наши тела... уже не человеческие... и не рыбьи... Они стали травою... они стали травою... И мы играем в то, что мы цветы... цветы на лесной поляне... что мы цветы маленькие... желтые... красные... голубые... какие ты захочешь.

Мы маленькие цветы... и нас тихо колышет ветерок. Мы смотрим вверх, вверху мы видим огромное небо... Мы смотрим вниз... под нашими ногами... лежит... лист... старый-престарый лист... который упал здесь... еще позапрошлой осенью...

Мы смотрим друг на друга... Он очень красивый... невероят­но красивый... Ты, может быть, похож... на подснежник... а я — на гусиный лук... Тогда ты немного голубенький... а я желтый... или наоборот... И это неважно... Тогда мы еще раз... смотрим себе под ноги... Что мы там видим... что мы там видим... Мы делаем еще один волшебный вдох... и волшебный выдох... И спускаемся на ступеньку... вниз... вниз... еще ниже... Одна сту­пенька вниз... в страну снов...

...И вот мы становимся... волшебниками... Нас с тобой по­звали звери... на лесной пожар... Мы быстро летим туда... над лесом... очень далеко... Мы летим на лесной пожар... И наши

125

одежды развеваются на ветру... И мы прилетаем как раз вовре­мя... чтобы из какого-нибудь волшебного... флакона с водой... или какими-нибудь волшебными лепестками... или какими-нибудь специальными зонтиками... или просто взмахами сво­их плащей... потушить лесной пожар... и спасти всех зверей... птиц... растения...

И вот мы спускаемся... еще на одну ступеньку... еще на одну ступеньку вниз... сделав вдох... и выдох... Как хорошо, что так спокойно... можно идти вниз... Как хорошо... что мы спокой­но можем идти вдвоем...

И вот на этой ступеньке... мы с тобой... два героя сказки... И нам с тобой нужно разыскать иглу... иглу... в которой что-то прячется, вроде смерти Кащея Бессмертного... И мы не знаем точно, что... но это что-то ужасно важное... и это нужно обяза­тельно найти... И вот мы ищем, ищем эту иголку... чувствуем, что она где-то рядом... где-то спряталась... И мы совсем недав­но помнили, где она... и ее нужно найти... нужно найти спря­танную иголку... и отломить от нее кончик... отломить от нее кончик... Кто первый найдет... эту иголку... и почувствует... где она... а потом дотянется... и крепко сожмет эту иголку рука­ми... и тогда... раз... и отломит кончик...

И тогда, наверное... и царевна выйдет... и дворец злого вол­шебника рухнет... И мы все вместе поедем домой... на Сером Волке... или еще на каком-нибудь таком же... добром и симпа­тичном звере... Как хорошо, что можно вместе бродить... по разным странам... и спуститься еще... на одну малюсенькую ступеньку... вниз... сделав вдох... и выдох... Еще чуть-чуть ниже... еще чуть-чуть глубже и ближе... к стране замечательных снов... И может быть, даже уже отчасти... попав туда...

Сделав такое наведение гипнотического транса, можно пе­реходить к специальным лечебным внушениям.

Заканчивая эту главу о сне и его лечебных возможностях, мы хотели бы напомнить: «Все существующее сон, а все что не сон, не существует».

Глава 11 ГИПНОЗ ЖИВОТНЫХ

Первые сообщения о гипнозе животных появились в 1646 г. Иезуитский священник А. Кирхер в книге «Необычный опыт» написал о том, как был «заколдован» петух. Это считается пер­вым научным описанием классического случая так называемо­го гипноза животных.

Суть эксперимента заключалась в следующем. Достаточно, крепко держа птицу руками, осторожно прижать ее голову к полу и затем оставить ее на некоторое время в таком положе­нии, чтобы курица пришла в состояние неподвижности, рас­слабления, как бы глубокого сна, из которого ее можно вывес­ти лишь резким толчком или громким звуком.

В других работах по гипнозу животных приводилось следу­ющее описание эксперимента с курицей: «Перед клювом свя­занной курицы провели меловую черту, и это мгновенно при­водило ее в оцепенение». Автор работы объяснял это явление «страхом животного».

Определенный вклад в изучение гипноза жи­вотных внесли известный ученый И. П. Павлов и

: физиолог В. Я. Данилев-

| ский, проводя интерес-

' ные опыты над самыми

! разнообразными живот-

: ными: собаками, птица­ми, млекопитающими, змеями, тритонами, ля­гушками, раками.

Если не причинять

[животному боли, при-   риСш 31

127

дать ему какое-нибудь неестественное положение (лучше все­го на спине) и удерживать некоторое время в таком положе­нии, пока не прекратится противодействие, то затем животное продолжает лежать спокойно в течение многих минут и даже часов. В таком состоянии животное без малейшего сопротив­ления с его стороны можно осторожно перевести в любое иное неестественное положение. При этом у загипнотизированных животных наблюдается значительное снижение чувствительно­сти кожи и слизистых оболочек: их можно колоть, обжигать, резать, а они продолжают лежать неподвижно, как бы ничего не чувствуя.

Рис. 32

Особенно хорошо это выявлялось в опытах над омарами, осьминогами, лягушками, кроликами и птицами. У птиц мож­но наблюдать настоящие каталептические симптомы: им мож­но приподнять голову, повернуть шею на 180°, и они некоторое время удерживают такое неестественное положение. Здесь, по­жалуй, даже можно говорить о симптоме восковой гибкости, аналогичной той, которая наблюдается у загипнотизированного человека.

Итак, для начинающих специалистов описываем наиболее простой прием гипнотизирования кур. Сам опыт чрезвычайно прост, но требует определенных практических навыков.

128

Рис. 33

Курице придают необычное положение, переворачивают ее на спину лапками кверху. Нужно слегка вытянуть ей шею и при­держивать голову и ноги в таком положении от нескольких се­кунд до одной минуты. Вначале курица трепыхается, отбивает­ся ногами и крыльями, но затем через некоторое время засты­вает в таком положении. Затем осторожно без резких движе­ний вы отнимаете руки от птицы.

При гипнотизировании курицы, когда вы перевернули ее на спину и вытянули вперед ее шею, можно дополнительно провести черту на земле, идущую от клюва птицы.

Курица загипнотизирована. Можно проколоть ее тело длин­ной иглой, поднять за лапку вверх, пустить на нее струйку та­бачного дыма. Она не шелохнется.

Рис. 34

9 - 2699

129

Однако примерно через минуту гипнотическое оцепенение у нее пройдет само собой, и она вскочит на ноги.

Исследователем гипноза животных описан один забавный случай. Придя на рынок, где продавали живых кур и уток, он стал свидетелем того, как подросток (видимо, знакомый с при­емами гипнотизирования кур) подошел к торговке и спросил, хорошие ли у нее куры, на что та не без гордости ответила: «Смотри сам, какие крепкие да здоровые!»

Тогда шутник быстро взял одну курицу, потом вторую, тре­тью, быстро перевернул их на спину, и они, к ужасу хозяйки, как дохлые, застыли на прилавке.

Рис. 35

Индюка тоже несложно загипнотизировать. Голову птице засовывают под крыло и затем укачивают — так сказать, убаю­кивают ее. Она почти сразу впадает в гипнотический сон, ко­торый может длиться несколько часов. Чем чаще повторяют­ся гипнотические сеансы с животными, тем легче они впада­ют в состояние гипноза и тем слабее становится их сопротив­ление.

130

Основной вывод, который сделал В. Я. Данилевский, ис­следуя гипноз животных, состоит в следующем: гипноз — это «эмоциональное, сугубо рефлекторное торможение мышле­ния и воли». В его основе лежит эмоция страха. В дальней­шем это обстоятельство успешно использовалось специали­стами в области гипноза при создании методик эмоциональ­но-стрессовой психотерапии людей, страдающих от алкого­лизма.

Страх, сильный испуг, неудобное и необычное положение тела могут вызывать у животных своеобразный паралич, оце­пенение, шок. Таково, например, парализующее влияние змей на птиц.

Кроме того, всем хорошо известно, что страх, сильный испуг порой вызывают своеобразный паралич воли и мыш­ления у человека: он останавливается как вкопанный или «застывает» на некоторое время в состоянии заторможен­ности, утрачивая способность мыслить или двигаться. Та­кие техники гипнотизирования людей относятся к группе приемов, вызывающих замешательство, удивление, эмоци­ональный шок.

Врачи-психотерапевты тоже используют прием замеша­тельства, которое захватывает пациента врасплох, нарушая цепь его логических рассуждений, и тогда возникает трансо-вое состояние. К замешательству близко удивление, пережи­ваемое человеком от того, что он услышал, увидел или почув­ствовал.

Психологический шок, страх — очень эффективный прием вызывания гипнотического состояния у человека. Он часто ис­пользуется эстрадными гипнотизерами для быстрого вызыва­ния транса.

Специалисту в области гипноза необходимо владеть техни­кой гипноза животных. Это позволяет усовершенствовать на­выки владения невербальными техниками и расширить диапа­зон своих профессиональных возможностей.

Продолжая рассматривать гипноз животных, следует отме­тить, что состояние гипноза легко вызвать у лягушек.

131

Рис. 36

Лягушку нужно перевернуть на спину, положить на стол и не­сколько секунд подержать ее лапки прижатыми к телу. Если затем осторожно отвести руку, лягушка останется лежать без движения.

Можно придать телу лягушки ту или иную позу, например, посадить ее со скрещенными ногами, вытянуть одну лапку впе­ред, а другую прижать к груди — и она застынет в этой позе. Такое явление восковидной гибкости суставов и мышц назы­вается каталепсией.

Наряду с угнетением движений и каталепсией отличитель­ной особенностью животных, находящихся в гипнозе, являет­ся снижение чувствительности — анестезия. Эти явления на­блюдаются как у загипнотизированных животных, так и у че­ловека в гипнотическом сне.

А как же обстоит дело с другими представителями мира жи­вотных? Оказывается, тут нужен индивидуальный подход. Най­ти его порой очень нелегко. О способах гипнотизирования раз­личных птиц и зверей интересные наблюдения приводит вен­герский ученый Ф. Вельденги:

«... Служителям удалось накинуть нашею льва цепь и вы -вести его из клетки. Сначала четверо, а потом шесть че-

132

ловек долго бились над тем, чтобы перевернуть его на спину. Я хотел гипнотизировать зверя в соответствии с обычно применяемым методом. В конце концов, вос­пользовавшись подходящим моментом, я сумел сесть на его хребет, обхватить сзади его голову и в этом положе­нии, пристально всматриваясь в его глаза, вызвать у него гипнотическое оцепенение. Когда я соскочил с него и отошел в сторону, он еще несколько минут оставался в необычной для него позе...

...Самыми опасными, однако, были эксперименты с кро­кодилами. Дирекция зоопарка предупредила, что сни­мает с себя всякую ответственность за мою жизнь и здо­ровье. Я знал, что если ящерице ограничить возможность свободно двигаться, то она впадает в гипнотическое оце­пенение. Мне казалось, этим способом можно восполь­зоваться и для того, чтобы загипнотизировать крокоди­ла. Как известно, это не очень приветливые твари. Уже в возрасте нескольких месяцев крокодильчик не упустит возможности цапнуть человека за руку. Что тут говорить о взрослых экземплярах. Но когда я резко хватал крокодила за шею и сжимал ее, гад, к удив­лению служителей зоопарка, сразу же становился непод­вижным. Один за другим крокодилы цепенели, остава­ясь в таком состоянии многие часы. Их можно было пе­реворачивать на спину, пинать ногой — они никак на это не реагировали».

Очень просто оказалось гипнотизировать морских свинок. Тут есть два способа. Первый — схватить животное за ухо и под­нять, слегка поглаживая. Любопытно, что при этом у животно­го теряется способность воспринимать звуки и запахи, замет­но слабеют рефлексы. Но зрительные восприятия в мозг попа­дают — глаза у свинки остаются открытыми.

Можно загипнотизировать морскую свинку и другим спо­собом — слегка сдавив пальцами нос. Она почти сразу же цепе­неет и остается в таком положении надолго. Кстати, этот спо­соб годится и для медведей — как бурых, так и белых. Поглажи-

133

вая зверю нос, легко сделать его неагрессивным. При случае каждый может убедиться в эффективности этого простого спо­соба.

Физиологи считают, что когда животное насильно приво­дят в неестественное для него положение, а его попытки вер­нуть себе естественную позу встречают непреодолимое сопро­тивление, нервная система животного не выдерживает огром­ного перевозбуждения, выходящего за пределы выносливости нервных клеток. И тогда возникает так называемое запредель­ное торможение, представляющее собой защитный охранитель­ный процесс, спасающий клетки от перенапряжения и от гибе­ли. Процесс запредельного торможения может возникнуть в нервной системе в результате воздействия на организм любого сверхсильного раздражителя.

Таким сверхсильным раздражителем для лягушек и кроли­ков будет облик змеи. При виде змеи лягушки и кролики цепе­неют. Такое состояние обездвиженное™ многие трактуют не­верно, приписывая змеям способность гипнотизировать.

И. П. Павлов вскрывает биологический смысл этого явле­ния: «Перед огромной силой, при встрече с которой для жи­вотного нет спасения ни в борьбе, ни в бегстве, шанс остаться целым — именно в неподвижности... что бы быть незамечен­ным, так как движущиеся предметы особенно привлекают к себе внимание... Подобное «застывание» есть сон, только частич­ный, локализованный. Очевидно, что оцепенение у человека, «столбняк» в случаях сильного страха есть совершенно тот же, только что описанный рефлекс».

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Глава 12

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ

ЭМОЦИОНАЛЬНО-СТРЕССОВОЙ ТЕРАПИИ

ПО МЕТОДУ А. Р. ДОВЖЕНКО

ПРИ ЛЕЧЕНИИ АЛКОГОЛИЗМА

Александр Романович Довженко создал и широко внедрил новый метод стрессопсихотерапии для лечения таких распрост­раненных и тяжелых заболеваний, как алкоголизм и табакоку­рение. В 1980-1981 гг. его метод был апробирован в Харьковском НИИ неврологии и психиатрии имени академика В. П. Прото­попова. Компетентной комиссией установлено, что методика А. Р. Довженко в настоящее время является эффективной при лечении больных алкоголизмом, требует специального изу­чения и широкого внедрения. Методика была признана изобретением, а с 1980 г. в Феодосии создан наркологичес­кий психотерапевтический центр Министерства здравоох­ранения УССР, как филиал консультативной поликлиники Харьковского НИИ неврологии и психиатрии имени ака­демика В. П. Протопопова.

Суть метода состоит в создании стойкой психологической установки на длительное воздержание от алкоголя путем при­менения комплекса последовательных психотерапевтических воздействий, направленных на активацию эмоциональных ме­ханизмов мозга.

Положительный эффект методики в значительной мере оп­ределяется тем, что она представляет собой ряд комплексных, непрерывно следующих друг за другом приемов, повышающих восприимчивость пациента к внушениям врача, как на предва­рительных, так и на завершающих этапах психотерапевтичес­кого процесса. При этом используется неглубокая фаза гипно­за, с открытыми глазами, для создания достаточно прочной

137

доминанты, определяющей полное исчезновения влечения к алкоголю, сопровождающееся активизацией положительных черт личности.

Весь сеанс стрессотерапии по А. Р. Довженко построен на со­здании доминантного возбуждения в системе отрицательно-эмо­ционального реагирования (биологический страх самосохране­ния) и в системе позитивного подкрепления (сохранение или вос­становление себя как личности). Эти доминантные возбуждения вступают в конкурентные отношения с влечением к алкоголю.

С проблемой алкоголизма человечество сталкивается с неза­памятных времен. Еще на заре цивилизации вошли в употребле­ние пьянящие и одурманивающие напитки и одновременно по­явились первые попытки освободить от их пагубного влияния тех, кто ими злоупотребляет. Для решения этой задачи всегда существовало два пути — репрессивный (наказание) и лечебный.

По поводу употребления алкоголя Гете высказался так: «Че­ловечество могло бы достичь невероятных успехов, если бы оно было более трезвым».

Большое внимание проблеме лечения алкоголизма в Рос­сии уделяли известные врачи и ученые. В 1896 г. А. А. Токаре -кий опубликовал работу «О лечении пьянства внушением», в которой даны основные положения психотерапевтического лечения алкоголизма. Он первым ввел критерий, по которому можно судить о выздоровлении больного, — воздержание от спиртных напитков в течение года. В дальнейшем точка зрения А. А. Токарского стала общепринятой, и в настоящее время го­ворят о прочности излечения только в том случае, когда воз­держание от спиртного составляет не менее года.

Свой вклад в лечение больных алкоголизмом методами пси­хотерапии внесли также И. В. Вяземский и В. М. Бехтерев.

Основные принципы

эмоционально-стрессовой психотерапии

Кроме основных видов гипнотерапии, нашедших широкое применение в практической лечебной работе, в последние годы все большее распространение получает эмоционально-стрес-

138

совая психотерапия, одной из методик которой является осо­бым образом проводимая гипнотерапия.

Базовые положения теории и практики этого подхода раз­работаны на кафедре психотерапии и наркологии Центрально­го института усовершенствования врачей при активном учас­тии М. Е. Бурно, Д. В. Панкова, Ю. Л. Покровского, А. С. Слуц­кого, В. Е. Смирнова, Ю. П. Чаргейшвили и других сотрудни­ков. Согласно этой концепции, психотерапевтические воздействия понимаются не как пассивное успокоение и уте­шение больного, а как система активного лечебного вмеша­тельства, цель которого — произвести в душе человека подо­бие хирургической операции, заставляющей его на предельно высоком эмоциональном уровне пересмотреть, а в ряде случа­ев и радикально изменить отношение к себе, своему состоя­нию и окружающей среде.

Многие авторитетные специалисты уже давно высказыва­ли мнение, что психотерапия должна больше походить на хи­рургическую операцию, чем на наложение бальзамической по­вязки. В этой связи большое значение придают эмоциональ­ному настрою больного. В конце прошлого века это замечатель­но выразил французский психотерапевт Жюль Дежерин:

«Между доводами, апеллирующими к разуму, и согласи­ем больного с этими доводами существует фактор, зна­чение которого неизмеримо велико, — чувства. Именно чувство создает ту атмосферу доверия, без которой не может быть психотерапии. Нет холодной терапии!»

Учитывая то, что в системе лечения психическими воздействи­ями столь большое значение имеет эмоциональный фактор, при разработке эмоционально-стрессовой психотерапии следовало обратить особое внимание на сферу бессознательного больного, точнее, на систему взаимодействия сознания и бессознательного.

Представление о взаимодействии сознания и бессознатель­ного как о единстве и борьбе противоположностей — психи­ческом процессе в состоянии здоровья и болезни — и было по­ложено в основу конструирования эмоционально-стрессовой психотерапии.

139

Hi

Эмоционально-стрессовая психотерапия обращается в пер­вую очередь к духовным компонентам личности, пробуждая в человеке насущную потребность в самоусовершенствовании, выработке у себя свойств и качеств, способствующих повыше­нию самооценки и оценки окружающих. Эмоционально-стрес­совая психотерапия способствует укреплению и выработке но­вых позиций и интересов у больного.

Эмоциональный стресс представляет собой не только от­рицательное, но и положительное напряжение для организма, он не только несет разрушение, но и способен к созиданию, не только болезнетворен, но и может выступать в роли целителя. Создатель учения о стрессе канадский патофизиолог Ганс Се-лье образно сказал, что жизнь есть стресс и полностью освобо­диться от стресса — значит умереть. К этому можно добавить, что состояние здоровья есть устойчивый баланс между стрес­сами болезнетворными и целебными, вредными и полезными.

В этой связи при формулировании принципов эмоциональ­но-стрессовой психотерапии стрессовые эмоциональные состо­яния рассматривались как фактор активности и стимулирова­ния жизненных сил, способствующий подъему настроения, вдохновению, осознанию себя действующей, полезной лично­стью.

В результате практического применения эмоционально-стрессовой психотерапии к больным, страдающим неврозами, психосоматическими заболеваниями, то есть болезнями различ­ных органов и систем, спровоцированных нервно-психически­ми расстройствами и алкоголизмом, были разработаны три ос­новные методики, использующие эмоциональные каналы на уровне положительного оздоравливающего стресса.

Методика сократовского диалога — система эмоционально-насыщенной рациональной психотерапевтической беседы, во время которой врач не навязывает больному свою точку зре­ния, докучливо не поучает его, а путем умело поставленных вопросов и тонких, остроумных замечаний, часто используя приемы сатиры, рассказывая поучительные жизненные исто­рии, подводит больного к осознанию беспочвенности своих болезненных опасений и необоснованных страхоз.

140

Во время лечебного сократовского диалога (похожего на философские беседы, которые вел Сократ, стремясь к мораль­ному усовершенствованию своих собеседников, но только под­чиненного целям преодоления навязчивых мыслей, страхов или иных болезненных симптомов функционального характера) больной получает возможность самостоятельно разобраться в себе, своих недугах, сложившихся у него отношениях со своим окружением.

Такая психотерапия, использующая и педагогические при­емы, в тех случаях, когда она достигает цели, дает наиболее ощутимый и стойкий лечебный эффект, поскольку он поддер­живается осознанием, что больной сам (в чем его убедили) при­шел к выводам и суждениям, положительно на него влияющим. Он глубоко прочувствовал, слился с ними, и эти выводы наи­более полно соответствуют его индивидуальности. В каком слу­чае это может произойти? Только при одном условии — макси­мального вовлечения эмоционального фактора в систему та­кого убеждения. Больного надо умело заставить воодушевить­ся, загореться такой беседой.

В его душе должна появиться вера в начало новой жизни, в обновление судьбы. Пациента должно охватить достигающее стрессового накала возрождающее чувство счастья и радости от прилива собственных сил, которым дано победить его неду­ги. Он видит все по-другому, и то, что раньше пугало, поверга­ло в отчаяние, теперь осознается, всем нутром чувствуется как преодолимое, нестрашное, излечимое. Он хочет этого, он жаж­дет — и он получит. Он верит, он знает, он ощущает, что именно так и будет. И все это раскрыла для него беседа с психотерапев­том.

Врач силой своих знаний, своего опыта, своей личности в процессе целительной беседы творит чудо без чудес и тем са­мым спасает человека.

Близко к сократовскому диалогу примыкает вторая мето­дика — эмоционально-стрессовая аутогенная тренировка.

Суть этой методики состоит в том, что человек, преодоле­вающий с ее помощью свою болезненную симптоматику, мак­симально охвачен той оздоровительной целью, которую он ста-

141

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться