И начиная такое путешествие, я хочу... чтобы мы с тобой... оба... глубоко вздохнули... и прочистили все внутри чистым воздухом... Вздохнули вот так (и делайте шумный вдох)... очень глубоко... так, чтобы свежий воздух вошел в нас... а потом, выйдя... унес с собой... ломоту в плечах... Чтобы плечи стали спокойными... чтобы шея стала спокойной... чтобы руки и ноги... стали спокойными и тяжелыми... как... у... тигра... который лежит на дереве... перед охотой... Олени придут еще не скоро... Он лежит и ждет их... не шевеля... ни единым мускулом... и даже ни единой волосинкой... своей шкуры.
Итак... мы стоим наверху... длинной лестницы... Вот мы делаем один шаг... вниз... Мы делаем один шаг вниз... и попадаем... в такую страну... где мы с тобой... похожи... уже не на кошек... и не на тигров... а на рыжих клоунов... Рыжих клоунов... которые надувают... огромные шары... Один клоун надувает... зеленый шар...
123
А другой надувает красный шар... И эти шары увеличиваются в размерах... и они уже больше клоунов... и больше цирка... И они такие легкие... что начинают уносить клоунов в небо...
И все, затаив дыхание, смотрят, как взлетают на шарах... два клоуна... все дальше и дальше от земли... Все дальше и дальше вверх от земли... Высоко вверху... между облаками... где их овевает только... теплый ветер... откуда они видят всю землю... Все города и все речки на ней... И вот они улетают... все выше... и выше... Выше... и еще выше.
И мы с тобой... может быть, тоже смотрим на них... удивленными глазами... А потом спускаемся... еще на ступеньку вниз... сделав опять... перед этим... глубокий... глубокий... вдох... и выдох... И вот мы становимся... чуточку легче... пока наше тело становится... чуточку тяжелее... И вот мы попадаем... в царство моря... Мы видим перед собой... три моря... Одно из них... море звуков... и море тишины... и море песен... и море сказок... и море стихов... море всех-всех голосов... и всех-всех звуков... какие только бывают на свете.
...А второе море... море картин... море цветов... море видов... огромное-огромное море картинок... всего, что может увидеть глаз...
И третье море... море чувств... красивое-красивое море... самых лучших чувств... которые только можно испытывать... на свете...
...И вот у нас есть маска... и у нас есть трубка, и мы можем нырнуть в какое-нибудь из этих морей... В море красок... или в море звуков... или в море чувств...
В море чувств под водой живет Осьминог, у которого нет ни глаз, ни ушей... а только щупальца — руки, которыми он умеет делать все-все: и рыб ловить, и по дну лазить... и с тобой разговаривать...
...А вот в море звуков... живет дедушка Ухо... Его огромное ухо... гораздо больше его самого... Он все-все на свете слышит...
.. .А в море картин... живет Дракон, с такими острыми глазами... что из них сыпятся искры...
И вот, если ты хочешь посмотреть, что там, то мы с тобой опускаемся еще на одну ступеньку... опускаемся еще на одну
124
ступеньку... По дороге к стране снов... Делаем глубокий-глубокий... вдох... и выдох...
...И спустившись вниз... еще на одну ступеньку... мы попадаем в подводный мир. Странный... чудный... подводный мир... где кроме моего голоса... не слышно... ничего... Где мы с тобой... как водолазы... медленно идем по дну... идем по дну... и видим подводные чудеса, русалок, царя... морского царя Нептуна... царя рыб... морских коньков... морских игл, медуз, водорослей...
И все такое молчаливое, все немножко блестит, все так зовет к себе... И если мы хотим, мы можем погулять здесь немножко по морскому дну. И поиграть в то, что мы рыбы, или в то, что мы русалки, или в то, что мы киты. Поиграть с подводными волнами... Чувствуя легкость и плавность движений. Ведь если мы рыбы, мы движемся так легко. И наши тела так пластичны, изящны и красивы. И тогда мы можем плыть еще глубже... и еще глубже, дальше от земли... вниз на одну ступеньку... Вниз на одну ступеньку... сделав вдох... и выдох...
...И вот наши тела... уже не человеческие... и не рыбьи... Они стали травою... они стали травою... И мы играем в то, что мы цветы... цветы на лесной поляне... что мы цветы маленькие... желтые... красные... голубые... какие ты захочешь.
Мы маленькие цветы... и нас тихо колышет ветерок. Мы смотрим вверх, вверху мы видим огромное небо... Мы смотрим вниз... под нашими ногами... лежит... лист... старый-престарый лист... который упал здесь... еще позапрошлой осенью...
Мы смотрим друг на друга... Он очень красивый... невероятно красивый... Ты, может быть, похож... на подснежник... а я — на гусиный лук... Тогда ты немного голубенький... а я желтый... или наоборот... И это неважно... Тогда мы еще раз... смотрим себе под ноги... Что мы там видим... что мы там видим... Мы делаем еще один волшебный вдох... и волшебный выдох... И спускаемся на ступеньку... вниз... вниз... еще ниже... Одна ступенька вниз... в страну снов...
...И вот мы становимся... волшебниками... Нас с тобой позвали звери... на лесной пожар... Мы быстро летим туда... над лесом... очень далеко... Мы летим на лесной пожар... И наши
125
одежды развеваются на ветру... И мы прилетаем как раз вовремя... чтобы из какого-нибудь волшебного... флакона с водой... или какими-нибудь волшебными лепестками... или какими-нибудь специальными зонтиками... или просто взмахами своих плащей... потушить лесной пожар... и спасти всех зверей... птиц... растения...
И вот мы спускаемся... еще на одну ступеньку... еще на одну ступеньку вниз... сделав вдох... и выдох... Как хорошо, что так спокойно... можно идти вниз... Как хорошо... что мы спокойно можем идти вдвоем...
И вот на этой ступеньке... мы с тобой... два героя сказки... И нам с тобой нужно разыскать иглу... иглу... в которой что-то прячется, вроде смерти Кащея Бессмертного... И мы не знаем точно, что... но это что-то ужасно важное... и это нужно обязательно найти... И вот мы ищем, ищем эту иголку... чувствуем, что она где-то рядом... где-то спряталась... И мы совсем недавно помнили, где она... и ее нужно найти... нужно найти спрятанную иголку... и отломить от нее кончик... отломить от нее кончик... Кто первый найдет... эту иголку... и почувствует... где она... а потом дотянется... и крепко сожмет эту иголку руками... и тогда... раз... и отломит кончик...
И тогда, наверное... и царевна выйдет... и дворец злого волшебника рухнет... И мы все вместе поедем домой... на Сером Волке... или еще на каком-нибудь таком же... добром и симпатичном звере... Как хорошо, что можно вместе бродить... по разным странам... и спуститься еще... на одну малюсенькую ступеньку... вниз... сделав вдох... и выдох... Еще чуть-чуть ниже... еще чуть-чуть глубже и ближе... к стране замечательных снов... И может быть, даже уже отчасти... попав туда...
Сделав такое наведение гипнотического транса, можно переходить к специальным лечебным внушениям.
Заканчивая эту главу о сне и его лечебных возможностях, мы хотели бы напомнить: «Все существующее сон, а все что не сон, не существует».
Глава 11 ГИПНОЗ ЖИВОТНЫХ
Первые сообщения о гипнозе животных появились в 1646 г. Иезуитский священник А. Кирхер в книге «Необычный опыт» написал о том, как был «заколдован» петух. Это считается первым научным описанием классического случая так называемого гипноза животных.
Суть эксперимента заключалась в следующем. Достаточно, крепко держа птицу руками, осторожно прижать ее голову к полу и затем оставить ее на некоторое время в таком положении, чтобы курица пришла в состояние неподвижности, расслабления, как бы глубокого сна, из которого ее можно вывести лишь резким толчком или громким звуком.
В других работах по гипнозу животных приводилось следующее описание эксперимента с курицей: «Перед клювом связанной курицы провели меловую черту, и это мгновенно приводило ее в оцепенение». Автор работы объяснял это явление «страхом животного».
Определенный вклад в изучение гипноза животных внесли известный ученый И. П. Павлов и
: физиолог В. Я. Данилев-
| ский, проводя интерес-
' ные опыты над самыми
! разнообразными живот-
: ными: собаками, птицами, млекопитающими, змеями, тритонами, лягушками, раками.
Если не причинять
[животному боли, при- риСш 31
127
дать ему какое-нибудь неестественное положение (лучше всего на спине) и удерживать некоторое время в таком положении, пока не прекратится противодействие, то затем животное продолжает лежать спокойно в течение многих минут и даже часов. В таком состоянии животное без малейшего сопротивления с его стороны можно осторожно перевести в любое иное неестественное положение. При этом у загипнотизированных животных наблюдается значительное снижение чувствительности кожи и слизистых оболочек: их можно колоть, обжигать, резать, а они продолжают лежать неподвижно, как бы ничего не чувствуя.
Рис. 32
Особенно хорошо это выявлялось в опытах над омарами, осьминогами, лягушками, кроликами и птицами. У птиц можно наблюдать настоящие каталептические симптомы: им можно приподнять голову, повернуть шею на 180°, и они некоторое время удерживают такое неестественное положение. Здесь, пожалуй, даже можно говорить о симптоме восковой гибкости, аналогичной той, которая наблюдается у загипнотизированного человека.
Итак, для начинающих специалистов описываем наиболее простой прием гипнотизирования кур. Сам опыт чрезвычайно прост, но требует определенных практических навыков.
128
Рис. 33
Курице придают необычное положение, переворачивают ее на спину лапками кверху. Нужно слегка вытянуть ей шею и придерживать голову и ноги в таком положении от нескольких секунд до одной минуты. Вначале курица трепыхается, отбивается ногами и крыльями, но затем через некоторое время застывает в таком положении. Затем осторожно без резких движений вы отнимаете руки от птицы.
При гипнотизировании курицы, когда вы перевернули ее на спину и вытянули вперед ее шею, можно дополнительно провести черту на земле, идущую от клюва птицы.
Курица загипнотизирована. Можно проколоть ее тело длинной иглой, поднять за лапку вверх, пустить на нее струйку табачного дыма. Она не шелохнется.
Рис. 34
9 - 2699
129
Однако примерно через минуту гипнотическое оцепенение у нее пройдет само собой, и она вскочит на ноги.
Исследователем гипноза животных описан один забавный случай. Придя на рынок, где продавали живых кур и уток, он стал свидетелем того, как подросток (видимо, знакомый с приемами гипнотизирования кур) подошел к торговке и спросил, хорошие ли у нее куры, на что та не без гордости ответила: «Смотри сам, какие крепкие да здоровые!»
Тогда шутник быстро взял одну курицу, потом вторую, третью, быстро перевернул их на спину, и они, к ужасу хозяйки, как дохлые, застыли на прилавке.
Рис. 35
Индюка тоже несложно загипнотизировать. Голову птице засовывают под крыло и затем укачивают — так сказать, убаюкивают ее. Она почти сразу впадает в гипнотический сон, который может длиться несколько часов. Чем чаще повторяются гипнотические сеансы с животными, тем легче они впадают в состояние гипноза и тем слабее становится их сопротивление.
130
Основной вывод, который сделал В. Я. Данилевский, исследуя гипноз животных, состоит в следующем: гипноз — это «эмоциональное, сугубо рефлекторное торможение мышления и воли». В его основе лежит эмоция страха. В дальнейшем это обстоятельство успешно использовалось специалистами в области гипноза при создании методик эмоционально-стрессовой психотерапии людей, страдающих от алкоголизма.
Страх, сильный испуг, неудобное и необычное положение тела могут вызывать у животных своеобразный паралич, оцепенение, шок. Таково, например, парализующее влияние змей на птиц.
Кроме того, всем хорошо известно, что страх, сильный испуг порой вызывают своеобразный паралич воли и мышления у человека: он останавливается как вкопанный или «застывает» на некоторое время в состоянии заторможенности, утрачивая способность мыслить или двигаться. Такие техники гипнотизирования людей относятся к группе приемов, вызывающих замешательство, удивление, эмоциональный шок.
Врачи-психотерапевты тоже используют прием замешательства, которое захватывает пациента врасплох, нарушая цепь его логических рассуждений, и тогда возникает трансо-вое состояние. К замешательству близко удивление, переживаемое человеком от того, что он услышал, увидел или почувствовал.
Психологический шок, страх — очень эффективный прием вызывания гипнотического состояния у человека. Он часто используется эстрадными гипнотизерами для быстрого вызывания транса.
Специалисту в области гипноза необходимо владеть техникой гипноза животных. Это позволяет усовершенствовать навыки владения невербальными техниками и расширить диапазон своих профессиональных возможностей.
Продолжая рассматривать гипноз животных, следует отметить, что состояние гипноза легко вызвать у лягушек.
131
Рис. 36
Лягушку нужно перевернуть на спину, положить на стол и несколько секунд подержать ее лапки прижатыми к телу. Если затем осторожно отвести руку, лягушка останется лежать без движения.
Можно придать телу лягушки ту или иную позу, например, посадить ее со скрещенными ногами, вытянуть одну лапку вперед, а другую прижать к груди — и она застынет в этой позе. Такое явление восковидной гибкости суставов и мышц называется каталепсией.
Наряду с угнетением движений и каталепсией отличительной особенностью животных, находящихся в гипнозе, является снижение чувствительности — анестезия. Эти явления наблюдаются как у загипнотизированных животных, так и у человека в гипнотическом сне.
А как же обстоит дело с другими представителями мира животных? Оказывается, тут нужен индивидуальный подход. Найти его порой очень нелегко. О способах гипнотизирования различных птиц и зверей интересные наблюдения приводит венгерский ученый Ф. Вельденги:
«... Служителям удалось накинуть нашею льва цепь и вы -вести его из клетки. Сначала четверо, а потом шесть че-
132
ловек долго бились над тем, чтобы перевернуть его на спину. Я хотел гипнотизировать зверя в соответствии с обычно применяемым методом. В конце концов, воспользовавшись подходящим моментом, я сумел сесть на его хребет, обхватить сзади его голову и в этом положении, пристально всматриваясь в его глаза, вызвать у него гипнотическое оцепенение. Когда я соскочил с него и отошел в сторону, он еще несколько минут оставался в необычной для него позе...
...Самыми опасными, однако, были эксперименты с крокодилами. Дирекция зоопарка предупредила, что снимает с себя всякую ответственность за мою жизнь и здоровье. Я знал, что если ящерице ограничить возможность свободно двигаться, то она впадает в гипнотическое оцепенение. Мне казалось, этим способом можно воспользоваться и для того, чтобы загипнотизировать крокодила. Как известно, это не очень приветливые твари. Уже в возрасте нескольких месяцев крокодильчик не упустит возможности цапнуть человека за руку. Что тут говорить о взрослых экземплярах. Но когда я резко хватал крокодила за шею и сжимал ее, гад, к удивлению служителей зоопарка, сразу же становился неподвижным. Один за другим крокодилы цепенели, оставаясь в таком состоянии многие часы. Их можно было переворачивать на спину, пинать ногой — они никак на это не реагировали».
Очень просто оказалось гипнотизировать морских свинок. Тут есть два способа. Первый — схватить животное за ухо и поднять, слегка поглаживая. Любопытно, что при этом у животного теряется способность воспринимать звуки и запахи, заметно слабеют рефлексы. Но зрительные восприятия в мозг попадают — глаза у свинки остаются открытыми.
Можно загипнотизировать морскую свинку и другим способом — слегка сдавив пальцами нос. Она почти сразу же цепенеет и остается в таком положении надолго. Кстати, этот способ годится и для медведей — как бурых, так и белых. Поглажи-
133
вая зверю нос, легко сделать его неагрессивным. При случае каждый может убедиться в эффективности этого простого способа.
Физиологи считают, что когда животное насильно приводят в неестественное для него положение, а его попытки вернуть себе естественную позу встречают непреодолимое сопротивление, нервная система животного не выдерживает огромного перевозбуждения, выходящего за пределы выносливости нервных клеток. И тогда возникает так называемое запредельное торможение, представляющее собой защитный охранительный процесс, спасающий клетки от перенапряжения и от гибели. Процесс запредельного торможения может возникнуть в нервной системе в результате воздействия на организм любого сверхсильного раздражителя.
Таким сверхсильным раздражителем для лягушек и кроликов будет облик змеи. При виде змеи лягушки и кролики цепенеют. Такое состояние обездвиженное™ многие трактуют неверно, приписывая змеям способность гипнотизировать.
И. П. Павлов вскрывает биологический смысл этого явления: «Перед огромной силой, при встрече с которой для животного нет спасения ни в борьбе, ни в бегстве, шанс остаться целым — именно в неподвижности... что бы быть незамеченным, так как движущиеся предметы особенно привлекают к себе внимание... Подобное «застывание» есть сон, только частичный, локализованный. Очевидно, что оцепенение у человека, «столбняк» в случаях сильного страха есть совершенно тот же, только что описанный рефлекс».
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Глава 12
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-СТРЕССОВОЙ ТЕРАПИИ
ПО МЕТОДУ А. Р. ДОВЖЕНКО
ПРИ ЛЕЧЕНИИ АЛКОГОЛИЗМА
Александр Романович Довженко создал и широко внедрил новый метод стрессопсихотерапии для лечения таких распространенных и тяжелых заболеваний, как алкоголизм и табакокурение. В 1980-1981 гг. его метод был апробирован в Харьковском НИИ неврологии и психиатрии имени академика В. П. Протопопова. Компетентной комиссией установлено, что методика А. Р. Довженко в настоящее время является эффективной при лечении больных алкоголизмом, требует специального изучения и широкого внедрения. Методика была признана изобретением, а с 1980 г. в Феодосии создан наркологический психотерапевтический центр Министерства здравоохранения УССР, как филиал консультативной поликлиники Харьковского НИИ неврологии и психиатрии имени академика В. П. Протопопова.
Суть метода состоит в создании стойкой психологической установки на длительное воздержание от алкоголя путем применения комплекса последовательных психотерапевтических воздействий, направленных на активацию эмоциональных механизмов мозга.
Положительный эффект методики в значительной мере определяется тем, что она представляет собой ряд комплексных, непрерывно следующих друг за другом приемов, повышающих восприимчивость пациента к внушениям врача, как на предварительных, так и на завершающих этапах психотерапевтического процесса. При этом используется неглубокая фаза гипноза, с открытыми глазами, для создания достаточно прочной
137
доминанты, определяющей полное исчезновения влечения к алкоголю, сопровождающееся активизацией положительных черт личности.
Весь сеанс стрессотерапии по А. Р. Довженко построен на создании доминантного возбуждения в системе отрицательно-эмоционального реагирования (биологический страх самосохранения) и в системе позитивного подкрепления (сохранение или восстановление себя как личности). Эти доминантные возбуждения вступают в конкурентные отношения с влечением к алкоголю.
С проблемой алкоголизма человечество сталкивается с незапамятных времен. Еще на заре цивилизации вошли в употребление пьянящие и одурманивающие напитки и одновременно появились первые попытки освободить от их пагубного влияния тех, кто ими злоупотребляет. Для решения этой задачи всегда существовало два пути — репрессивный (наказание) и лечебный.
По поводу употребления алкоголя Гете высказался так: «Человечество могло бы достичь невероятных успехов, если бы оно было более трезвым».
Большое внимание проблеме лечения алкоголизма в России уделяли известные врачи и ученые. В 1896 г. А. А. Токаре -кий опубликовал работу «О лечении пьянства внушением», в которой даны основные положения психотерапевтического лечения алкоголизма. Он первым ввел критерий, по которому можно судить о выздоровлении больного, — воздержание от спиртных напитков в течение года. В дальнейшем точка зрения А. А. Токарского стала общепринятой, и в настоящее время говорят о прочности излечения только в том случае, когда воздержание от спиртного составляет не менее года.
Свой вклад в лечение больных алкоголизмом методами психотерапии внесли также И. В. Вяземский и В. М. Бехтерев.
Основные принципы
эмоционально-стрессовой психотерапии
Кроме основных видов гипнотерапии, нашедших широкое применение в практической лечебной работе, в последние годы все большее распространение получает эмоционально-стрес-
138
совая психотерапия, одной из методик которой является особым образом проводимая гипнотерапия.
Базовые положения теории и практики этого подхода разработаны на кафедре психотерапии и наркологии Центрального института усовершенствования врачей при активном участии М. Е. Бурно, Д. В. Панкова, Ю. Л. Покровского, А. С. Слуцкого, В. Е. Смирнова, Ю. П. Чаргейшвили и других сотрудников. Согласно этой концепции, психотерапевтические воздействия понимаются не как пассивное успокоение и утешение больного, а как система активного лечебного вмешательства, цель которого — произвести в душе человека подобие хирургической операции, заставляющей его на предельно высоком эмоциональном уровне пересмотреть, а в ряде случаев и радикально изменить отношение к себе, своему состоянию и окружающей среде.
Многие авторитетные специалисты уже давно высказывали мнение, что психотерапия должна больше походить на хирургическую операцию, чем на наложение бальзамической повязки. В этой связи большое значение придают эмоциональному настрою больного. В конце прошлого века это замечательно выразил французский психотерапевт Жюль Дежерин:
«Между доводами, апеллирующими к разуму, и согласием больного с этими доводами существует фактор, значение которого неизмеримо велико, — чувства. Именно чувство создает ту атмосферу доверия, без которой не может быть психотерапии. Нет холодной терапии!»
Учитывая то, что в системе лечения психическими воздействиями столь большое значение имеет эмоциональный фактор, при разработке эмоционально-стрессовой психотерапии следовало обратить особое внимание на сферу бессознательного больного, точнее, на систему взаимодействия сознания и бессознательного.
Представление о взаимодействии сознания и бессознательного как о единстве и борьбе противоположностей — психическом процессе в состоянии здоровья и болезни — и было положено в основу конструирования эмоционально-стрессовой психотерапии.
139
Hi
Эмоционально-стрессовая психотерапия обращается в первую очередь к духовным компонентам личности, пробуждая в человеке насущную потребность в самоусовершенствовании, выработке у себя свойств и качеств, способствующих повышению самооценки и оценки окружающих. Эмоционально-стрессовая психотерапия способствует укреплению и выработке новых позиций и интересов у больного.
Эмоциональный стресс представляет собой не только отрицательное, но и положительное напряжение для организма, он не только несет разрушение, но и способен к созиданию, не только болезнетворен, но и может выступать в роли целителя. Создатель учения о стрессе канадский патофизиолог Ганс Се-лье образно сказал, что жизнь есть стресс и полностью освободиться от стресса — значит умереть. К этому можно добавить, что состояние здоровья есть устойчивый баланс между стрессами болезнетворными и целебными, вредными и полезными.
В этой связи при формулировании принципов эмоционально-стрессовой психотерапии стрессовые эмоциональные состояния рассматривались как фактор активности и стимулирования жизненных сил, способствующий подъему настроения, вдохновению, осознанию себя действующей, полезной личностью.
В результате практического применения эмоционально-стрессовой психотерапии к больным, страдающим неврозами, психосоматическими заболеваниями, то есть болезнями различных органов и систем, спровоцированных нервно-психическими расстройствами и алкоголизмом, были разработаны три основные методики, использующие эмоциональные каналы на уровне положительного оздоравливающего стресса.
Методика сократовского диалога — система эмоционально-насыщенной рациональной психотерапевтической беседы, во время которой врач не навязывает больному свою точку зрения, докучливо не поучает его, а путем умело поставленных вопросов и тонких, остроумных замечаний, часто используя приемы сатиры, рассказывая поучительные жизненные истории, подводит больного к осознанию беспочвенности своих болезненных опасений и необоснованных страхоз.
140
Во время лечебного сократовского диалога (похожего на философские беседы, которые вел Сократ, стремясь к моральному усовершенствованию своих собеседников, но только подчиненного целям преодоления навязчивых мыслей, страхов или иных болезненных симптомов функционального характера) больной получает возможность самостоятельно разобраться в себе, своих недугах, сложившихся у него отношениях со своим окружением.
Такая психотерапия, использующая и педагогические приемы, в тех случаях, когда она достигает цели, дает наиболее ощутимый и стойкий лечебный эффект, поскольку он поддерживается осознанием, что больной сам (в чем его убедили) пришел к выводам и суждениям, положительно на него влияющим. Он глубоко прочувствовал, слился с ними, и эти выводы наиболее полно соответствуют его индивидуальности. В каком случае это может произойти? Только при одном условии — максимального вовлечения эмоционального фактора в систему такого убеждения. Больного надо умело заставить воодушевиться, загореться такой беседой.
В его душе должна появиться вера в начало новой жизни, в обновление судьбы. Пациента должно охватить достигающее стрессового накала возрождающее чувство счастья и радости от прилива собственных сил, которым дано победить его недуги. Он видит все по-другому, и то, что раньше пугало, повергало в отчаяние, теперь осознается, всем нутром чувствуется как преодолимое, нестрашное, излечимое. Он хочет этого, он жаждет — и он получит. Он верит, он знает, он ощущает, что именно так и будет. И все это раскрыла для него беседа с психотерапевтом.
Врач силой своих знаний, своего опыта, своей личности в процессе целительной беседы творит чудо без чудес и тем самым спасает человека.
Близко к сократовскому диалогу примыкает вторая методика — эмоционально-стрессовая аутогенная тренировка.
Суть этой методики состоит в том, что человек, преодолевающий с ее помощью свою болезненную симптоматику, максимально охвачен той оздоровительной целью, которую он ста-
141
|