М. Н. Гордеев, В. Г. Евтушенко «Техники гипноза»

Рис. 12

Если вы хорошо присоединились к пациенту по дыханию и правильно его вели, вам остается только поймать падающего назад пациента.

Прием 9. Падение назад без контакта

Этот прием также отличается повышенной сложностью.

Пациент стоит к вам спиной. Вы приближаетесь к нему на расстояние вытянутой руки. Подстраиваетесь к его позе, дыха­нию и начинаете дышать синхронно с ним.

Сделав три согласованных вдоха, на выдохе произноси­те мантру «К-ХА» и одновременно делаете жест правой ру­кой сверху вниз, не прикасаясь к спине, над чакрами вдоль позвоночника пациента. И подхватываете его падающее тело.

85

Рис 13

Дополнительные рекомендации

Если пациент прошел тест хорошо, вы обязательно подчер­киваете, что так же, как вы смогли вызвать его падение назад, вы сможете оказать положительное лечебное воздействие на его организм во время сеанса.

При любом приеме с падением назад или вперед, если он прошел хорошо и вы видите и чувствуете, что мышцы пациента расслаблены, вы сразу можете сделать ему внушение: «Спать!» и осторожно посадить на стоящий рядом стул. Дополнительно сделайте внушение на углубление гипнотического состояния.

Следующая серия приемов для проверки степени внушае­мости предполагает воздействие на пальцы пациента.

Прием 10. Пальцы «в замок» за головой

Вы предлагаете сидящим перед вами пациентам сложить руки в «замок», демонстрируя на своих руках, как это надо де­лать. Затем вы предлагаете крепко сжать пальцы, завести их за голову и смотреть вам только в глаза.

86

Рис. 14

Свои руки вы держите перед собой и объясняете пациен­там, что сделаете так, что после счета «пять» руки не разомк­нутся. Они станут деревянными и неподвижными. Волновать­ся не надо и насильно разрывать руки тоже не надо. Вы сделае­те обратное внушение, и руки пациентов легко разомкнутся.

При этом вы демонстрируете на себе, как руки будут расхо-| диться, а затем предлагаете пациентам:

«...Сделать неглубокий вдох... на выдохе закрыть глаза... и настроиться на мой голос... на мои слова... ... Вы считаете медленно... от одного до пяти... После сче­та «пять»... руки не расходятся... Они стали деревянны­ми и неподвижными... Они застыли в таком положении... ...Один — крепко сжали пальцы за головой... до преде­ла... чтобы почувствовать в них напряжение... Больше пальцами шевелить не следует...

...Два — постепенно ваши пальцы... застывают в таком положении... делаясь деревянными... неподвижными... ...Три — состояние одеревенения... оцепенения... все на­растает... усиливается с каждым моим словом... ...Четыре —вы не чувствуете... своих рук... наступает пол­ное одеревенение... полное оцепенение... они застыли в таком положении... Посторонние мысли уходят... вы за­бываетесь с каждым моим словом... Оцепенение... не­подвижность... все нарастают... усиливаются...

87

...Пять — полное одеревенение... полное оцепенение... Руки застыли в таком положении... Чем сильнее вы бу­дете пытаться развести свои руки... тем сильнее они бу­дут сжиматься... помимо вашей воли... и вашего созна­ния...

...Можете попробовать развести руки... но у вас ничего не получится ... Пробуйте... Пальцы деревянные...»

После того как пациент убедился, что руки не расходятся, вы снимаете свое воздействие внушением: «...Пальцы легкие и свободно двигаются...». Дополнительно можете легко постуки­вать своей рукой по пальцам пациента, подчеркивая, что вы снимаете свое воздействие, и руки легко расходятся.

Прием 11. Пальцы между собой ладонями вперед

Вы предлагаете сидящим перед вами пациентам сложить пальцы в «замок» и повернуть ладонями вперед, при этом де­монстрируете, как правильно делать. Затем предлагаете паци­ентам максимально вытянуть руки вперед, чтобы почувствовать напряжение в пальцах. Далее нужно выбрать любую точку и смотреть на середину своих пальцев.

Рис. 15 88

Даете установку:

«...Я считаю медленно... от одного до пяти... После сче­та «пять»... руки не расходятся... они застыли в таком по­ложении...»

Формулу внушения, слегка изменив, можно взять из пре­дыдущего приема.

Существует еще один вариант выполнения этого приема. IПроделываете все, как было описано выше, и когда начинаете 'считать, не усиливаете счет словесными внушениями. Это бу­дет выглядеть так:

«...Один... пауза... два... пауза... три... пауза... четыре... па­уза... пять... Полное одеревенение... полное оцепене­ние... Руки застыли в таком положении... Можете по­пробовать развести руки... но у вас ничего не получит­ся... пробуйте...»

После того как пациент убедился, что руки не расходятся, врач прикасается своей рукой к ладоням пациента и говорит, это снимает свое воздействие. Пальцы становятся легкими, и эуки свободно расходятся.

Прием 12. Пальцы раскрыты веером и не сгибаются

Вы предлагаете сидящему перед вами пациенту поставить звно ноги и смотреть только вам в глаза. Руки согнуть в локтях, тальцы развести веером, напрягая при этом мышцы ладони.

Вы даете установку:

«...Я считаю от одного до пяти... После счета «пять» ваши пальцы станут деревянными... и вы не сможете их сжать в кулак...»

89

f     Mt. *

Рис 16

Вы демонстрируете пациенту на своих руках, как это будет выглядеть.

«...Я начинаю оказывать свое воздействие... ...Один — максимально напрягли мышцы и пальцы... Два — я прикасаюсь своей рукой к вашим пальцам... (вы слегка постукиваете своей рукой по кончикам пальцев пациента)... и состояние напряжения, оцепенения в пальцах... все нарастает... усиливается. . Три — с каждым моим словом... напряжение в пальцах достигает предел а... они стали деревянными... неподвиж­ными...

Четыре — прикосновение моей руки... (вы слегка посту­киваете по кончикам пальцев пациента)... вызывает пол­ное одеревенение... полное оцепенение пальцев... Невоз­можно пошевелить ни одним пальцем... Пять — пальцы застыли в таком положении... стали пол­ностью деревянными... неподвижными... невозможно пошевелить ни одним пальцем...

...Можете попытаться сжать пальцы в кулак... но у вас ничего не получится... Пальцы застыли в таком положе­нии...»

90

После того как пациент убедился, что пальцы неподвижны и он не может сжать их в кулак, вы даете следующее внушение:

«...Я снимаю свое воздействие и напряжение с пальцев на правой руке (вы прикасаетесь своей рукой к пальцам пациента)... Вы можете легко и свободно пошевелить пальцами на правой руке... сжать их в кулак... А пальцы налевой руке по-прежнему деревянные, неподвижные...»

Пациент свободно двигает пальцами на правой руке, а на левой руке они остались по-прежнему застывшими и не двига­ются. Затем вы снимаете одеревенение с пальцев левой руки, при этом обязательно подчеркиваете:

«.. .Точно так же, как я повлиял силой внушения на подвиж­ность ваших пальцев, я смогу повлиять на вашу проблему...»

Этот прием часто использовал в своей работе К. М. Дубров­ский.

Прием 13. Два кольца, и руки не расходятся

Вы предлагаете сидящему перед вами пациенту поставить ноги ровно и смотреть вам только в глаза. Нужно соединить ука­зательный и большой пальцы на правой руке так, чтобы образо­валось кольцо. Такое же кольцо надо сделать и на левой руке.

Рис. 17

91

I

Затем необходимо соединить два кольца друг с другом, как звенья в цепи, после чего вы демонстрируете это на своих паль­цах и заявляете:

«...Сейчас вы сделаете так, что после счета «пять»... ваши пальцы станут деревянными... неподвижными... образуя крепкое кольцо...»

Вы делаете соответствующее внушение, после чего предла­гаете пациенту попытаться развести руки в стороны. После того, как пациент убедился, что кольцо крепкое и руки не расходят­ся в разные стороны, вы прикосновением своей руки снимаете оцепенение с пальцев, делая внушение:

«...Напряжение снимается с пальцев... и они свободно расходятся...»

Прием 14. Вкус лимона

Врач рассказывает собравшимся пациентам историю про од­ного музыканта, которого за недобросовестное отношение к ра­боте уволили из оркестра. Незадачливый музыкант рассказал об этом своему знакомому гипнотизеру, и тот шутя дал ему совет.

Во время выступления духового оркестра, в котором он раньше работал, музыкант сел в первом ряду, достал ярко-жел­тый лимон и начал его есть. При виде лимона у музыкантов началось самопроизвольное выделение слюны, которая забила мундштуки и патрубки духовых инструментов, и оркестр за­молк. После небольшой паузы врач продолжает:

«...Сейчас у всех вас, сидящих в этом зале, во рту тоже появится слюна, если вы добросовестно представите... что сидите дома за обеденным столом... и берете в руки сочный, ярко-желтый лимон... Представили... ...В другую руку вы берете острый нож, чтобы разрезать этот ярко-желтый, кислый лимон... Вы отрезаете лом­тик лимона и кладете себе в рот этот ломтик кислого

92

лимона... Если вы хорошо себе представили все это, то у вас во рту невольно появится слюна, которую вы затем невольно проглотите...»

У некоторых пациентов происходит самопроизвольное сгла-тывание слюны.

Этот тест хорошо проводить в самом начале, при встрече с пациентами, при этом запомните, у кого тест получился хоро­шо. Это косвенно указывает на хорошую внушаемость, и тогда более сложные тесты с падением назад вы можете начинать с этих пациентов.

Прием 15. Веки не открываются

Это довольно простой, но интересный прием. Вы предлага­ете пациенту поставить носки и пятки вместе и смотреть вам в глаза. После небольшой экспозиции вы предлагаете пациенту сделать неглубокий вдох, на выдохе закрыть глаза и расслабить мышцы лица.

«...Сейчас я прикоснусь своим пальцем... к вашей пере­носице... Веки сразу стали тяжелыми... слипаются... на­ливаются свинцом... Вы можете попытаться открыть веки... но у вас ничего не получится... Веки тяжелые и не открываются...»

\Рис. 18

93

Вы можете наблюдать, как у пациента напрягаются мышцы лба, как двигаются брови, но веки не открываются. Дав паци­енту возможность убедиться, что веки не открываются, вы де­лаете обратное внушение:

«...Я убираю свой палец... Веки стали легкими... Сдела­ли вдох... и веки легко открылись...»

Прием 16. Отклонение назад

Пациент стоит спиной к вам. Вы предлагаете ему поставить

носки и пятки вместе, руки вытянуть вдоль туловища, расслабить

мышцы спицы. Никакой напряженности во всем теле не должно

„ быть. Полное расслабление и доверие врачу. Вы прикасаетесь своей

правой рукой к шее пациента и делаете ему внушение:

«...Сделали неглубокий вдох... на выдохе закрыли гла­за... и расслабились... Голову слегка отклонили назад... положили на руку врача... как на подушку...»

«...Я сделаю так... что ваше тело будет медленно откло­няться назад... вслед за моей рукой... Вас притягивает к моей руке...»

94

Вы начинаете медленно отводить свою руку назад.

«...Спина прогибается дугой... Полное расслабление и доверие...»

В это время вы быстро оценивает состояние пациента: пол­ностью ли тело пациента лежит на вашей руке или он пытается частично себя подстраховывать, напрягая мышцы шеи и спи­ны. Дополнительно делаете внушение:

«...Расслабили мышцы на руках... Полное расслабле­ние...»

Если по внешним признакам и расслаблению мышц спины вы определяете, что упражнение выполнено пациентом пра­вильно, тогда в этом положении можете провести следующие мини-приемы.

1. Своей левой рукой вы поднимаете на 90 градусов левую руку пациента, а затем отпускаете ее и наблюдаете за скорос­тью падения руки и ее расслаблением. Она должна упасть вниз, как у спящего человека. И на этом основании вы делаете вы­вод, наступила релаксация у пациента или нет.

Рис. 20

95

2.  Затем, не меняя исходного положения пациента, можно сделать ему следующее внушение:

«...Я прикасаюсь своей рукой к вашей переносице, веки стали тяжелыми... Вы можете пытаться открыть веки... Но у вас ничего не получится.... Веки стали тяжелыми...»

Вы наблюдаете, как пациент двигает бровями, пытаясь от­крыть веки, но они не открываются. Затем плавно убираете па­лец с переносицы пациента и делаете следующий шаг.

3. Каталепсия руки. Вы предлагаете пациенту с закрытыми глазами сесть на стоящий рядом стул и расслабиться. С помо­щью внушения вы можете усилить уже имеющееся гипноти­ческое состояние:

«...Расслабляются мышцы шеи... спины... замедляется дыхание... Посторонние мысли уходят... Приятный лег­кий туман появляется в голове... наступает состояние общего расслабления... заторможенности .. приятной дремоты... Все тише и темнее становится вокруг вас... ...Полное расслабление и доверие к врачу... Вы все вре­мя слышите мой голос...

...Я прикасаюсь к вашей руке... поднимаю ее. . Она зас­тывает в таком положении... делается деревянной... не­подвижной... Рука застыла... в воздухе...»

Рис 21

96

Вы осторожно прикасаетесь к руке пациента, поднимаете ее и придаете ей любое положение. Сделав внушение на одере­венение и застывание, плавно отводите в сторону свою руку. При этом можете подчеркнуть, что вы мысленно удерживаете его руку в таком положении. Рука пациента находится в состо­янии внушенной каталепсии.

4. Анестезия кожи. Через некоторое время вы делаете сле­дующее внушение:

«. .Я прикасаюсь своей рукой... и в этом месте .. ваша рука делается деревянной... Теряется болевая чувстви­тельность... Я прикасаюсь... кожа замораживается.. На­ступает полное онемение и одеревенение ..»

■Рис 22

Вы протираете кожу спиртом и прокалываете ее иглой от шприца. Можно предложить пациенту открыть глаза, посмот­реть на иглу и спросить о его ощущениях в руке. А затем пред­ложите ему закрыть глаза и погрузиться в это состояние еще глубже. Вы берете ватку со спиртом, вынимаете иглу и к месту укола прикладываете ватку, делая при этом следующее внуше­ние:

«...Я сделаю легкий хлопок... мышцы на руке расслабля­ются... и она свободно падает вниз... на колени...»

7 — 2699

97

Делаете легкий хлопок руками, и рука пациента расслаблен­но падает вниз на колени.

5. Следующий очень важный шаг. Вы ставите еще один стул сзади, на некотором расстоянии от стула, на котором сидит па­циент, и говорите:

«...Позади вас стоит еще один стул, на который вы мо­жете лечь...»

И укладываете пациента на второй стул.

Рис. 23 98

После чего вы ставите третий стул, на который поднимаете и укладываете ноги пациента, предлагаете ему крепко обхва­тить свое тело руками и делаете внушение:

«...Я считаю от одного до пяти... После счета «пять» ваше тело станет деревянным... и застынет в таком положе­нии...

Один — напрягаются мышцы на ногах... и вы прикасае­тесь своей рукой к мышцам голени... Два — напрягаются мышцы бедра... и тоже прикасаетесь своей рукой...

Три — напрягаются мышцы поясницы... спины... Мыш­цы сжимаются все крепче... сильнее... Четыре — напрягаются мышцы грудной клетки... и ваше тело становится деревянным... неподвижным... Оно за­стывает в таком положении...

Пять — напряжение в мышцах достигает предела... пол­ное одеревенение... полное оцепенение...»

Затем вы осторожно вынимаете средний стул, и пациент остается лежать на двух крайних стульях. Вы подчеркиваете внушением, что это упражнение активизирует его лечебные силы на выздоровление. После чего сразу же возвращаете сред­ний стул на место и делаете внушение:

«...Мышцы расслабляются... напряжение снимается... и тело делается расслабленным... Сделали глубокий вдох... открыли глаза...»

И помогаете пациенту аккуратно подняться и сесть на стул.

Мы предлагаем еще один вариант выполнения «каталепти­ческого моста» из положения стоя. В своей лечебной практике и на выступлениях я часто использую этот прием для укрепле­ния веры пациента в огромные возможности гипноза и в ваши возможности как специалиста.

Делается следующее внушение:

99

«...Носки и пятки поставили вместе... обхватили свое тело руками ... крепко обхватили... Сделали вдох... на выдохе закрыли глаза... и вошли в состояние транса... Я считаю... медленно от одного до пяти, после счета «пять» ваше тело станет деревянным, неподвижным. Оно застывает в таком положении...

Один — напрягаются мышцы на ногах (в это время вы слегка сжимаете руками мышцы голени)... Два — напрягаются мышцы бедра (и прикасаетесь своей рукой к бедрам пациента сбоку)... Три — напрягаются мышцы поясницы (прикасаетесь ру­кой к талии пациента)...

Четыре — напрягаются мышцы грудной клетки и спины (прикасаетесь рукой к спине и грудной клетке)... Пять — напрягаются мышцы шеи... Все мышцы напрягаются до предела... Полное одереве­нение...»

Рис. 24

Тело пациента застыло в таком положении. Вы берете зас­тывшее тело пациента, поднимаете и кладете на спинки стула.

При этом подчеркиваете, что вы видите силу воздействия внушения на человека. Точно так же вы используете силу гип­нотического внушения для решения его проблемы.

100

Затем одним движением снимаете пациента со стульев и |ставите на пол. Проводите внушение на расслабление и про-Зуждаете.

Мы подробно описали только те приемы, которые чаще все-|го используем в лечебной практике, хотя в литературе можно тайти много других приемов для определения степени внушае-^мости и гипнабельности.

Глава 8

МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ

НА ЗРИТЕЛЬНЫЙ, СЛУХОВОЙ И КОЖНЫЙ

АНАЛИЗАТОРЫ

Существует много различных приемов для воздействия на зрительный анализатор. Но на практике каждый специалист использует тот прием, который у него лучше всего получается и максимально подходит для данного больного.

После того как вы провели подготовительные тесты, а за­тем с помощью приемов определили степень его внушаемости, можно переходить к гипнотизированию.

Первый прием. Вы предлагаете больному принять удобное положение в кресле, ноги поставить ровно, а руки положить на колени ладонями вниз.

Рис. 25 102

Сам врач садится сбоку, чтобы было хорошо видно лицо и глаза пациента. Берете в руки блестящий шарик на палочке и устанавливаете его на уровне глаз пациента на расстоянии 20-30 см. И начинаете согласовывать свое дыхание с ритмом па­циента. Когда дыхание будет согласовано, можно начинать де­лать внушение:

«Я считаю медленно... от 1 до 5... при счете 5... ваши веки закроются... наступит лечебный... гипнотический сон... Один — внимательно смотрите... на блестящий шарик... Постепенно ваши глаза... будут утомляться... а веки де­латься тяжелыми...

Два — вас начинает охватывать приятная усталость... рас­слабление... ваши глаза... утомляются все больше... на­чинают мигать... слезиться...

Три — в голове возникает приятный, легкий туман... он все нарастает... усиливается... Вам все труднее... удер­живать глаза открытыми... Веки тяжелеют все больше... веки стали тяжелыми... словно наливаются свинцом... начинают моргать... и медленно опускаться... закры­ваться...

Четыре — вас охватывает сонливость... дремота... все тише... все спокойнее... становится вокруг вас... с каж­дым моим словом... веки тяжелеют все больше... и боль­ше... веки опускаются... и закрываются... Пять — вы как бы забываетесь... просто хочется рассла­биться и отдохнуть... Вы засыпаете... засыпаете... веки закрылись... плотно закрылись... Спать... глубже спать...»

Если подготовительная работа была проделана вами пра­вильно, то этого внушения вполне достаточно, чтобы погру­зить человека в гипнотический сон. Можно в течение 3-5 мин дополнительно сделать внушение на углубление сна.

Второй прием. Если в данный момент у вас нет блестящего шарика, вы предлагаете пациенту смотреть на кончики ваших пальцев, и делаете внушение:

103

I

Рис. 26

«...Внимательно смотрите... на кончики моих пальцев... Ваши веки... будут опускаться вниз... вместе с движени­ем моих пальцев... Как только мои пальцы сойдутся... ваши веки закроются и наступит сон... ...Внимательно смотрите... на кончики моих пальцев... Расслабляются мышцы лица... расслабляются веки... ...Вами овладевает усталость... утомляются веки... Паль­цы начинают движение... и веки начинают двигаться вниз... вслед за пальцами.

...Возникает приятный, легкий туман... Палец опуска­ется... и веки опускаются еще ниже... ...Полное расслабление... С каждым моим словом... веки делаются тяжелыми... и опускаются все ниже... и ниже... ...Пальцы сомкнулись... Веки закрылись... Спать... глуб­же спать...»

В течение нескольких минут вы делаете внушение на углуб­ление сна. Дополнительно можно использовать следующие формулы словесного внушения для воздействия на зрительный анализатор:

104

«...А сейчас я попрошу вас... ничего не делать... Дай я не буду... ничего не делать... Нет необходимости говорить... нет необходимости двигаться... и даже нет необходимо­сти держать глаза открытыми... И неважно... что позади меня... и неважно, что слева... и неважно, что справа... а важны ваши внутренние ощущения... И вообще... легче работать с закрытыми глазами...»

Желательно произносить внушения не спеша, на выдохе пациента отслеживая по мимике лица динамику наступления транса.

«...Вы можете погружаться в транс... с открытыми глаза­ми... или закрытыми глазами... в легкий... или глубокий транс... Я не знаю, какой способ окажется лучше для вас как личности...

...Потому что вот сейчас... ваши глаза открыты... а вот вы опускаете веки...»

Давая внушения пациенту, вы можете сами начать закры­вать веки и поднимать их, на невербальном уровне показывая пациенту, что от него требуется.

«...Снова открываете глаза... снова закрываете... подни­маете веки... опускаете... открываете глаза... и потом зак­рываете их совсем... Это так легко... позволили вашим векам закрыться... И сейчас... вы погружаетесь в транс...»

Обычно этого внушения вполне достаточно, чтобы у паци­ента закрылись глаза. Но если его веки не опустились, вы мо­жете применить следующее внушение:

«...Вы можете долго смотреть... на эту точку... И когда вы... продолжаете смотреть... на эту точку... хотят ли ваши веки моргнуть?.. Интересно... ваши веки будут моргать... вместе... (пауза) или раздельно?.. Быстро... или медлен­но опускаясь?.. И если ваши глаза... захотят закрыться... вы можете позволить им закрыться...»

105

Воздействие с помощью взгляда и взмаха руки

Для проведения следующего приема важно, чтобы у паци­ента хорошо получались подготовительные тесты.

Рис. 27

Вы становитесь напротив пациента на расстоянии вытяну­той руки, начинаете согласовывать свое дыхание с ритмом па­циента и делаете внушение:

«...Носки и пятки поставили вместе... руки вдоль туло­вища... тело расслаблено... Посмотрели мне в глаза... (Небольшая пауза.) Сделали неглубокий вдох...»

Вы делаете легкий взмах рукой снизу вверх перед лицом па­циента. Это вызывает у него защитную реакцию — он опускает веки. Вы кладете свою ладонь ему на лоб, плавно опускаете руку сверху вниз, давая установку:

«...Веки закрылись... Спать!..»

106

Этого вполне достаточно, чтобы погрузить человека в гип­нотический сон. Данный прием можно отнести к приемам бы­строго наведения гипнотического транса.

Методы воздействия на слуховой анализатор

Вы монотонно произносите повторяющиеся слова — опре­деленным тембром голоса, с паузами. С помощью этих слов вы описываете сонное состояние. Слова внушения являются ус­ловными раздражителями, они у всех связаны с определенны­ми состояниями, и поэтому вызывают их.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться