Рис. 12
Если вы хорошо присоединились к пациенту по дыханию и правильно его вели, вам остается только поймать падающего назад пациента.
Прием 9. Падение назад без контакта
Этот прием также отличается повышенной сложностью.
Пациент стоит к вам спиной. Вы приближаетесь к нему на расстояние вытянутой руки. Подстраиваетесь к его позе, дыханию и начинаете дышать синхронно с ним.
Сделав три согласованных вдоха, на выдохе произносите мантру «К-ХА» и одновременно делаете жест правой рукой сверху вниз, не прикасаясь к спине, над чакрами вдоль позвоночника пациента. И подхватываете его падающее тело.
85
Рис 13
Дополнительные рекомендации
Если пациент прошел тест хорошо, вы обязательно подчеркиваете, что так же, как вы смогли вызвать его падение назад, вы сможете оказать положительное лечебное воздействие на его организм во время сеанса.
При любом приеме с падением назад или вперед, если он прошел хорошо и вы видите и чувствуете, что мышцы пациента расслаблены, вы сразу можете сделать ему внушение: «Спать!» и осторожно посадить на стоящий рядом стул. Дополнительно сделайте внушение на углубление гипнотического состояния.
Следующая серия приемов для проверки степени внушаемости предполагает воздействие на пальцы пациента.
Прием 10. Пальцы «в замок» за головой
Вы предлагаете сидящим перед вами пациентам сложить руки в «замок», демонстрируя на своих руках, как это надо делать. Затем вы предлагаете крепко сжать пальцы, завести их за голову и смотреть вам только в глаза.
86
Рис. 14
Свои руки вы держите перед собой и объясняете пациентам, что сделаете так, что после счета «пять» руки не разомкнутся. Они станут деревянными и неподвижными. Волноваться не надо и насильно разрывать руки тоже не надо. Вы сделаете обратное внушение, и руки пациентов легко разомкнутся.
При этом вы демонстрируете на себе, как руки будут расхо-| диться, а затем предлагаете пациентам:
«...Сделать неглубокий вдох... на выдохе закрыть глаза... и настроиться на мой голос... на мои слова... ... Вы считаете медленно... от одного до пяти... После счета «пять»... руки не расходятся... Они стали деревянными и неподвижными... Они застыли в таком положении... ...Один — крепко сжали пальцы за головой... до предела... чтобы почувствовать в них напряжение... Больше пальцами шевелить не следует...
...Два — постепенно ваши пальцы... застывают в таком положении... делаясь деревянными... неподвижными... ...Три — состояние одеревенения... оцепенения... все нарастает... усиливается с каждым моим словом... ...Четыре —вы не чувствуете... своих рук... наступает полное одеревенение... полное оцепенение... они застыли в таком положении... Посторонние мысли уходят... вы забываетесь с каждым моим словом... Оцепенение... неподвижность... все нарастают... усиливаются...
87
...Пять — полное одеревенение... полное оцепенение... Руки застыли в таком положении... Чем сильнее вы будете пытаться развести свои руки... тем сильнее они будут сжиматься... помимо вашей воли... и вашего сознания...
...Можете попробовать развести руки... но у вас ничего не получится ... Пробуйте... Пальцы деревянные...»
После того как пациент убедился, что руки не расходятся, вы снимаете свое воздействие внушением: «...Пальцы легкие и свободно двигаются...». Дополнительно можете легко постукивать своей рукой по пальцам пациента, подчеркивая, что вы снимаете свое воздействие, и руки легко расходятся.
Прием 11. Пальцы между собой ладонями вперед
Вы предлагаете сидящим перед вами пациентам сложить пальцы в «замок» и повернуть ладонями вперед, при этом демонстрируете, как правильно делать. Затем предлагаете пациентам максимально вытянуть руки вперед, чтобы почувствовать напряжение в пальцах. Далее нужно выбрать любую точку и смотреть на середину своих пальцев.
Рис. 15 88
Даете установку:
«...Я считаю медленно... от одного до пяти... После счета «пять»... руки не расходятся... они застыли в таком положении...»
Формулу внушения, слегка изменив, можно взять из предыдущего приема.
Существует еще один вариант выполнения этого приема. IПроделываете все, как было описано выше, и когда начинаете 'считать, не усиливаете счет словесными внушениями. Это будет выглядеть так:
«...Один... пауза... два... пауза... три... пауза... четыре... пауза... пять... Полное одеревенение... полное оцепенение... Руки застыли в таком положении... Можете попробовать развести руки... но у вас ничего не получится... пробуйте...»
После того как пациент убедился, что руки не расходятся, врач прикасается своей рукой к ладоням пациента и говорит, это снимает свое воздействие. Пальцы становятся легкими, и эуки свободно расходятся.
Прием 12. Пальцы раскрыты веером и не сгибаются
Вы предлагаете сидящему перед вами пациенту поставить звно ноги и смотреть только вам в глаза. Руки согнуть в локтях, тальцы развести веером, напрягая при этом мышцы ладони.
Вы даете установку:
«...Я считаю от одного до пяти... После счета «пять» ваши пальцы станут деревянными... и вы не сможете их сжать в кулак...»
89
f Mt. *
Рис 16
Вы демонстрируете пациенту на своих руках, как это будет выглядеть.
«...Я начинаю оказывать свое воздействие... ...Один — максимально напрягли мышцы и пальцы... Два — я прикасаюсь своей рукой к вашим пальцам... (вы слегка постукиваете своей рукой по кончикам пальцев пациента)... и состояние напряжения, оцепенения в пальцах... все нарастает... усиливается. . Три — с каждым моим словом... напряжение в пальцах достигает предел а... они стали деревянными... неподвижными...
Четыре — прикосновение моей руки... (вы слегка постукиваете по кончикам пальцев пациента)... вызывает полное одеревенение... полное оцепенение пальцев... Невозможно пошевелить ни одним пальцем... Пять — пальцы застыли в таком положении... стали полностью деревянными... неподвижными... невозможно пошевелить ни одним пальцем...
...Можете попытаться сжать пальцы в кулак... но у вас ничего не получится... Пальцы застыли в таком положении...»
90
После того как пациент убедился, что пальцы неподвижны и он не может сжать их в кулак, вы даете следующее внушение:
«...Я снимаю свое воздействие и напряжение с пальцев на правой руке (вы прикасаетесь своей рукой к пальцам пациента)... Вы можете легко и свободно пошевелить пальцами на правой руке... сжать их в кулак... А пальцы налевой руке по-прежнему деревянные, неподвижные...»
Пациент свободно двигает пальцами на правой руке, а на левой руке они остались по-прежнему застывшими и не двигаются. Затем вы снимаете одеревенение с пальцев левой руки, при этом обязательно подчеркиваете:
«.. .Точно так же, как я повлиял силой внушения на подвижность ваших пальцев, я смогу повлиять на вашу проблему...»
Этот прием часто использовал в своей работе К. М. Дубровский.
Прием 13. Два кольца, и руки не расходятся
Вы предлагаете сидящему перед вами пациенту поставить ноги ровно и смотреть вам только в глаза. Нужно соединить указательный и большой пальцы на правой руке так, чтобы образовалось кольцо. Такое же кольцо надо сделать и на левой руке.
Рис. 17
91
I
Затем необходимо соединить два кольца друг с другом, как звенья в цепи, после чего вы демонстрируете это на своих пальцах и заявляете:
«...Сейчас вы сделаете так, что после счета «пять»... ваши пальцы станут деревянными... неподвижными... образуя крепкое кольцо...»
Вы делаете соответствующее внушение, после чего предлагаете пациенту попытаться развести руки в стороны. После того, как пациент убедился, что кольцо крепкое и руки не расходятся в разные стороны, вы прикосновением своей руки снимаете оцепенение с пальцев, делая внушение:
«...Напряжение снимается с пальцев... и они свободно расходятся...»
Прием 14. Вкус лимона
Врач рассказывает собравшимся пациентам историю про одного музыканта, которого за недобросовестное отношение к работе уволили из оркестра. Незадачливый музыкант рассказал об этом своему знакомому гипнотизеру, и тот шутя дал ему совет.
Во время выступления духового оркестра, в котором он раньше работал, музыкант сел в первом ряду, достал ярко-желтый лимон и начал его есть. При виде лимона у музыкантов началось самопроизвольное выделение слюны, которая забила мундштуки и патрубки духовых инструментов, и оркестр замолк. После небольшой паузы врач продолжает:
«...Сейчас у всех вас, сидящих в этом зале, во рту тоже появится слюна, если вы добросовестно представите... что сидите дома за обеденным столом... и берете в руки сочный, ярко-желтый лимон... Представили... ...В другую руку вы берете острый нож, чтобы разрезать этот ярко-желтый, кислый лимон... Вы отрезаете ломтик лимона и кладете себе в рот этот ломтик кислого
92
лимона... Если вы хорошо себе представили все это, то у вас во рту невольно появится слюна, которую вы затем невольно проглотите...»
У некоторых пациентов происходит самопроизвольное сгла-тывание слюны.
Этот тест хорошо проводить в самом начале, при встрече с пациентами, при этом запомните, у кого тест получился хорошо. Это косвенно указывает на хорошую внушаемость, и тогда более сложные тесты с падением назад вы можете начинать с этих пациентов.
Прием 15. Веки не открываются
Это довольно простой, но интересный прием. Вы предлагаете пациенту поставить носки и пятки вместе и смотреть вам в глаза. После небольшой экспозиции вы предлагаете пациенту сделать неглубокий вдох, на выдохе закрыть глаза и расслабить мышцы лица.
«...Сейчас я прикоснусь своим пальцем... к вашей переносице... Веки сразу стали тяжелыми... слипаются... наливаются свинцом... Вы можете попытаться открыть веки... но у вас ничего не получится... Веки тяжелые и не открываются...»
\Рис. 18
93
Вы можете наблюдать, как у пациента напрягаются мышцы лба, как двигаются брови, но веки не открываются. Дав пациенту возможность убедиться, что веки не открываются, вы делаете обратное внушение:
«...Я убираю свой палец... Веки стали легкими... Сделали вдох... и веки легко открылись...»
Прием 16. Отклонение назад
Пациент стоит спиной к вам. Вы предлагаете ему поставить
носки и пятки вместе, руки вытянуть вдоль туловища, расслабить
мышцы спицы. Никакой напряженности во всем теле не должно
„ быть. Полное расслабление и доверие врачу. Вы прикасаетесь своей
правой рукой к шее пациента и делаете ему внушение:
«...Сделали неглубокий вдох... на выдохе закрыли глаза... и расслабились... Голову слегка отклонили назад... положили на руку врача... как на подушку...»
«...Я сделаю так... что ваше тело будет медленно отклоняться назад... вслед за моей рукой... Вас притягивает к моей руке...»
94
Вы начинаете медленно отводить свою руку назад.
«...Спина прогибается дугой... Полное расслабление и доверие...»
В это время вы быстро оценивает состояние пациента: полностью ли тело пациента лежит на вашей руке или он пытается частично себя подстраховывать, напрягая мышцы шеи и спины. Дополнительно делаете внушение:
«...Расслабили мышцы на руках... Полное расслабление...»
Если по внешним признакам и расслаблению мышц спины вы определяете, что упражнение выполнено пациентом правильно, тогда в этом положении можете провести следующие мини-приемы.
1. Своей левой рукой вы поднимаете на 90 градусов левую руку пациента, а затем отпускаете ее и наблюдаете за скоростью падения руки и ее расслаблением. Она должна упасть вниз, как у спящего человека. И на этом основании вы делаете вывод, наступила релаксация у пациента или нет.
Рис. 20
95
2. Затем, не меняя исходного положения пациента, можно сделать ему следующее внушение:
«...Я прикасаюсь своей рукой к вашей переносице, веки стали тяжелыми... Вы можете пытаться открыть веки... Но у вас ничего не получится.... Веки стали тяжелыми...»
Вы наблюдаете, как пациент двигает бровями, пытаясь открыть веки, но они не открываются. Затем плавно убираете палец с переносицы пациента и делаете следующий шаг.
3. Каталепсия руки. Вы предлагаете пациенту с закрытыми глазами сесть на стоящий рядом стул и расслабиться. С помощью внушения вы можете усилить уже имеющееся гипнотическое состояние:
«...Расслабляются мышцы шеи... спины... замедляется дыхание... Посторонние мысли уходят... Приятный легкий туман появляется в голове... наступает состояние общего расслабления... заторможенности .. приятной дремоты... Все тише и темнее становится вокруг вас... ...Полное расслабление и доверие к врачу... Вы все время слышите мой голос...
...Я прикасаюсь к вашей руке... поднимаю ее. . Она застывает в таком положении... делается деревянной... неподвижной... Рука застыла... в воздухе...»
Рис 21
96
Вы осторожно прикасаетесь к руке пациента, поднимаете ее и придаете ей любое положение. Сделав внушение на одеревенение и застывание, плавно отводите в сторону свою руку. При этом можете подчеркнуть, что вы мысленно удерживаете его руку в таком положении. Рука пациента находится в состоянии внушенной каталепсии.
4. Анестезия кожи. Через некоторое время вы делаете следующее внушение:
«. .Я прикасаюсь своей рукой... и в этом месте .. ваша рука делается деревянной... Теряется болевая чувствительность... Я прикасаюсь... кожа замораживается.. Наступает полное онемение и одеревенение ..»
■Рис 22
Вы протираете кожу спиртом и прокалываете ее иглой от шприца. Можно предложить пациенту открыть глаза, посмотреть на иглу и спросить о его ощущениях в руке. А затем предложите ему закрыть глаза и погрузиться в это состояние еще глубже. Вы берете ватку со спиртом, вынимаете иглу и к месту укола прикладываете ватку, делая при этом следующее внушение:
«...Я сделаю легкий хлопок... мышцы на руке расслабляются... и она свободно падает вниз... на колени...»
7 — 2699
97
Делаете легкий хлопок руками, и рука пациента расслабленно падает вниз на колени.
5. Следующий очень важный шаг. Вы ставите еще один стул сзади, на некотором расстоянии от стула, на котором сидит пациент, и говорите:
«...Позади вас стоит еще один стул, на который вы можете лечь...»
И укладываете пациента на второй стул.
Рис. 23 98
После чего вы ставите третий стул, на который поднимаете и укладываете ноги пациента, предлагаете ему крепко обхватить свое тело руками и делаете внушение:
«...Я считаю от одного до пяти... После счета «пять» ваше тело станет деревянным... и застынет в таком положении...
Один — напрягаются мышцы на ногах... и вы прикасаетесь своей рукой к мышцам голени... Два — напрягаются мышцы бедра... и тоже прикасаетесь своей рукой...
Три — напрягаются мышцы поясницы... спины... Мышцы сжимаются все крепче... сильнее... Четыре — напрягаются мышцы грудной клетки... и ваше тело становится деревянным... неподвижным... Оно застывает в таком положении...
Пять — напряжение в мышцах достигает предела... полное одеревенение... полное оцепенение...»
Затем вы осторожно вынимаете средний стул, и пациент остается лежать на двух крайних стульях. Вы подчеркиваете внушением, что это упражнение активизирует его лечебные силы на выздоровление. После чего сразу же возвращаете средний стул на место и делаете внушение:
«...Мышцы расслабляются... напряжение снимается... и тело делается расслабленным... Сделали глубокий вдох... открыли глаза...»
И помогаете пациенту аккуратно подняться и сесть на стул.
Мы предлагаем еще один вариант выполнения «каталептического моста» из положения стоя. В своей лечебной практике и на выступлениях я часто использую этот прием для укрепления веры пациента в огромные возможности гипноза и в ваши возможности как специалиста.
Делается следующее внушение:
99
«...Носки и пятки поставили вместе... обхватили свое тело руками ... крепко обхватили... Сделали вдох... на выдохе закрыли глаза... и вошли в состояние транса... Я считаю... медленно от одного до пяти, после счета «пять» ваше тело станет деревянным, неподвижным. Оно застывает в таком положении...
Один — напрягаются мышцы на ногах (в это время вы слегка сжимаете руками мышцы голени)... Два — напрягаются мышцы бедра (и прикасаетесь своей рукой к бедрам пациента сбоку)... Три — напрягаются мышцы поясницы (прикасаетесь рукой к талии пациента)...
Четыре — напрягаются мышцы грудной клетки и спины (прикасаетесь рукой к спине и грудной клетке)... Пять — напрягаются мышцы шеи... Все мышцы напрягаются до предела... Полное одеревенение...»
Рис. 24
Тело пациента застыло в таком положении. Вы берете застывшее тело пациента, поднимаете и кладете на спинки стула.
При этом подчеркиваете, что вы видите силу воздействия внушения на человека. Точно так же вы используете силу гипнотического внушения для решения его проблемы.
100
Затем одним движением снимаете пациента со стульев и |ставите на пол. Проводите внушение на расслабление и про-Зуждаете.
Мы подробно описали только те приемы, которые чаще все-|го используем в лечебной практике, хотя в литературе можно тайти много других приемов для определения степени внушае-^мости и гипнабельности.
Глава 8
МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
НА ЗРИТЕЛЬНЫЙ, СЛУХОВОЙ И КОЖНЫЙ
АНАЛИЗАТОРЫ
Существует много различных приемов для воздействия на зрительный анализатор. Но на практике каждый специалист использует тот прием, который у него лучше всего получается и максимально подходит для данного больного.
После того как вы провели подготовительные тесты, а затем с помощью приемов определили степень его внушаемости, можно переходить к гипнотизированию.
Первый прием. Вы предлагаете больному принять удобное положение в кресле, ноги поставить ровно, а руки положить на колени ладонями вниз.
Рис. 25 102
Сам врач садится сбоку, чтобы было хорошо видно лицо и глаза пациента. Берете в руки блестящий шарик на палочке и устанавливаете его на уровне глаз пациента на расстоянии 20-30 см. И начинаете согласовывать свое дыхание с ритмом пациента. Когда дыхание будет согласовано, можно начинать делать внушение:
«Я считаю медленно... от 1 до 5... при счете 5... ваши веки закроются... наступит лечебный... гипнотический сон... Один — внимательно смотрите... на блестящий шарик... Постепенно ваши глаза... будут утомляться... а веки делаться тяжелыми...
Два — вас начинает охватывать приятная усталость... расслабление... ваши глаза... утомляются все больше... начинают мигать... слезиться...
Три — в голове возникает приятный, легкий туман... он все нарастает... усиливается... Вам все труднее... удерживать глаза открытыми... Веки тяжелеют все больше... веки стали тяжелыми... словно наливаются свинцом... начинают моргать... и медленно опускаться... закрываться...
Четыре — вас охватывает сонливость... дремота... все тише... все спокойнее... становится вокруг вас... с каждым моим словом... веки тяжелеют все больше... и больше... веки опускаются... и закрываются... Пять — вы как бы забываетесь... просто хочется расслабиться и отдохнуть... Вы засыпаете... засыпаете... веки закрылись... плотно закрылись... Спать... глубже спать...»
Если подготовительная работа была проделана вами правильно, то этого внушения вполне достаточно, чтобы погрузить человека в гипнотический сон. Можно в течение 3-5 мин дополнительно сделать внушение на углубление сна.
Второй прием. Если в данный момент у вас нет блестящего шарика, вы предлагаете пациенту смотреть на кончики ваших пальцев, и делаете внушение:
103
I
Рис. 26
«...Внимательно смотрите... на кончики моих пальцев... Ваши веки... будут опускаться вниз... вместе с движением моих пальцев... Как только мои пальцы сойдутся... ваши веки закроются и наступит сон... ...Внимательно смотрите... на кончики моих пальцев... Расслабляются мышцы лица... расслабляются веки... ...Вами овладевает усталость... утомляются веки... Пальцы начинают движение... и веки начинают двигаться вниз... вслед за пальцами.
...Возникает приятный, легкий туман... Палец опускается... и веки опускаются еще ниже... ...Полное расслабление... С каждым моим словом... веки делаются тяжелыми... и опускаются все ниже... и ниже... ...Пальцы сомкнулись... Веки закрылись... Спать... глубже спать...»
В течение нескольких минут вы делаете внушение на углубление сна. Дополнительно можно использовать следующие формулы словесного внушения для воздействия на зрительный анализатор:
104
«...А сейчас я попрошу вас... ничего не делать... Дай я не буду... ничего не делать... Нет необходимости говорить... нет необходимости двигаться... и даже нет необходимости держать глаза открытыми... И неважно... что позади меня... и неважно, что слева... и неважно, что справа... а важны ваши внутренние ощущения... И вообще... легче работать с закрытыми глазами...»
Желательно произносить внушения не спеша, на выдохе пациента отслеживая по мимике лица динамику наступления транса.
«...Вы можете погружаться в транс... с открытыми глазами... или закрытыми глазами... в легкий... или глубокий транс... Я не знаю, какой способ окажется лучше для вас как личности...
...Потому что вот сейчас... ваши глаза открыты... а вот вы опускаете веки...»
Давая внушения пациенту, вы можете сами начать закрывать веки и поднимать их, на невербальном уровне показывая пациенту, что от него требуется.
«...Снова открываете глаза... снова закрываете... поднимаете веки... опускаете... открываете глаза... и потом закрываете их совсем... Это так легко... позволили вашим векам закрыться... И сейчас... вы погружаетесь в транс...»
Обычно этого внушения вполне достаточно, чтобы у пациента закрылись глаза. Но если его веки не опустились, вы можете применить следующее внушение:
«...Вы можете долго смотреть... на эту точку... И когда вы... продолжаете смотреть... на эту точку... хотят ли ваши веки моргнуть?.. Интересно... ваши веки будут моргать... вместе... (пауза) или раздельно?.. Быстро... или медленно опускаясь?.. И если ваши глаза... захотят закрыться... вы можете позволить им закрыться...»
105
Воздействие с помощью взгляда и взмаха руки
Для проведения следующего приема важно, чтобы у пациента хорошо получались подготовительные тесты.
Рис. 27
Вы становитесь напротив пациента на расстоянии вытянутой руки, начинаете согласовывать свое дыхание с ритмом пациента и делаете внушение:
«...Носки и пятки поставили вместе... руки вдоль туловища... тело расслаблено... Посмотрели мне в глаза... (Небольшая пауза.) Сделали неглубокий вдох...»
Вы делаете легкий взмах рукой снизу вверх перед лицом пациента. Это вызывает у него защитную реакцию — он опускает веки. Вы кладете свою ладонь ему на лоб, плавно опускаете руку сверху вниз, давая установку:
«...Веки закрылись... Спать!..»
106
Этого вполне достаточно, чтобы погрузить человека в гипнотический сон. Данный прием можно отнести к приемам быстрого наведения гипнотического транса.
Методы воздействия на слуховой анализатор
Вы монотонно произносите повторяющиеся слова — определенным тембром голоса, с паузами. С помощью этих слов вы описываете сонное состояние. Слова внушения являются условными раздражителями, они у всех связаны с определенными состояниями, и поэтому вызывают их.
|