М. Н. Гордеев, В. Г. Евтушенко «Техники гипноза»

вит перед собой. Это состояние сродни фанатизму, и при про­ведении занятий степень эмоциональных переживаний долж­на достичь уровня тех самовнушений, которые делает себе че­ловек, находящийся в сверхэкстремальных ситуациях и особен­но трудной обстановке.

Напомним о роли самовнушения в экспериментах иссле­дователей, сознательно оказавшихся в особо трудных условиях во время длительного одиночного плавания в океане. Француз­ский врач Аллен Бомбар, автор книги «За бортом по своей воле», за 65 дней пересек Атлантику в маленькой надувной лодчонке «Еретик», не взяв с собой ни пресной воды, ни пищи.

Бомбар, огромным усилием воли мобилизовавший себя на преодоление всех трудностей, был движим глубокой убежден­ностью в реальности своего замысла и пользе этого экспери­мента для потерпевших кораблекрушение — ведь люди гибнут не от голода и жажды, а от страха перед океаном. Самовнуше­нию страха, парализующего волю человека к жизни и убиваю­щего его, Бомбар противопоставил до предела эмоционально насыщенное самовнушение веры в свои силы и конечную по­беду. И он победил. Он доказал возможность преодолевать страх.

Еще более интересен для нас эксперимент, поставленный немецким психотерапевтом Ханнесом Линдеманом, описанный им в книге «Аутогенная тренировка». Он специально предпри­нял плавание через Атлантику (тоже в одиночестве и на совсем маленькой лодочке), чтобы доказать великую силу аутогенной тренировки, помогающей мобилизовать человека на борьбу со стихией, со всеми болезненными явлениями, к которым при­водят экстремальные условия.

Линдеман, как и Бомбар, прекрасно справился со своей сверхсложной задачей, пробыв в океане 73 дня, поборов кож­ные изъязвления от горько-соленой океанической воды и пси­хические нарушения, сопровождавшиеся галлюцинациями, которые начались из-за переутомления и длительной бессон­ницы. Преодолеть эти трудности помогла специальная аутоген­ная тренировка.

Какова должна быть техника эмоционально-стрессовой аутогенной тренировки? Заниматься можно по любому из су-

142

ществующих вариантов, начиная с классических рекомендаций ее первооткрывателя немецкого психотерапевта Шульца и за­канчивая многочисленными модификациями, широко исполь­зуемыми у нас в стране и за рубежом.

Главное для психотерапевта — суметь воспламенить в душе больного веру в возможность помочь себе аутогенной трени­ровкой по предлагаемой системе, вызвать у него стремление полностью отдаться этой цели. Здесь очень важен тот эмоцио­нальный фон, на котором будут выполняться технические при­емы, вызывающие мышечное расслабление — потепление рук и ног, ощущение тяжести в них и освобождение от беспокоя­щих симптомов и навязчивых страхов.

В сознании занимающегося все время должна присутство­вать вера, не знающая сомнений и колебаний, вера фанатика, убежденного, что он достигнет желаемого. Эта вера будет под­нимать в нем такую волну радости и убежденности в своих воз­можностях, что ей не смогут не покориться те болезненные проявления, против которых она направлена. Чем возвышен­нее, благороднее задача, тем больший прилив сил она способ­на вызвать и более благотворно повлиять на нервно-психичес­кое состояние и самочувствие организма в целом и всех его систем и органов в отдельности.

Теперь перейдем к изложению сути третьей составной час­ти методики эмоционально-стрессовой психотерапии, вклю­чающей в себя помимо рациональной беседы и аутогенной тре­нировки еще и гипноз.

Методика эмоционально-стрессовой психотерапии была предложена В. М. Бехтеревым. Она и положила начало разра­ботки эмоционально-стрессового гипноза, применяемого при ле­чении алкоголизма в группе.

Техника вызывания эмоционально-стрессового гипноза опирается не на физиогенные факторы (сила звука, света, их внезапность или монотонность), а на эмоционально-смысло­вую выразительность произносимых формул погружения в гип­ноз и интеллектуально-аффективное содержание самого вну­шения, доходящего до самых скрытых, глубоко затрагивающих личность больного лечебных влияний.

143

При вызывании эмоционально-стрессового гипноза особое значение приобретает интонация произносимых слов, их заду­шевность, теплота, сердечность, искренняя участливость или, наоборот, когда требуется (например, при лечении алкоголиз­ма и истерии), твердость суждения, суровость негодования или другие подобные эмоционально-смысловые нюансы, особен­но аффективно подчеркнутые.

Основные положения

методики эмоционально-стрессовой терапии

по В. М. Бехтереву

В. М. Бехтерев особенно интенсивно занимался разработкой своего метода стрессопсихотерапии, начиная с 1912 г. Сам автор придавал своему методу такое важное значение, что в 1927 г. на 1-м Всесоюзном съезде невропатологов и психиатров избрал ее темой своего выступления.

В 1912 г. В. М. Бехтерев предложил свою методику коллек­тивной гипнотерапии при лечении алкоголизма.

Вначале это была методика коллективной психотерапии при лечении алкоголизма, получившая название «Триада Бехтере­ва». Согласно этой методике, с группой алкоголиков сначала проводилась разъяснительная беседа о вреде алкоголя и пагуб­ных последствиях для тех, кто им злоупотребляет. В процессе беседы, сопровождающейся демонстрацией заспиртованных органов, таблиц и муляжей, у слушателей стремились вызвать страх перед губительными последствиями злоупотребления спиртными напитками.

Следом за беседой начинался сеанс коллективного гипноза. Причем Бехтерев переходил к сеансу гипноза незаметно для са­мих больных и окружающих. Он начинал ходить между свободно расставленными стульями, произнося усыпляющие формулы вну­шения, и последовательно гипнотизировал пациентов одного за другим на глазах у еще не загипнотизированных больных, касаясь их рук, плеч, кладя им ладонь на лоб, погружая их в гипноз.

Это повышало внушаемость присутствующих и способство­вало более быстрому и глубокому погружению в гипноз всех

144

участников группы. Атмосфера коллективного сеанса гипноза всегда способствует повышению внушаемости всех ее участни­ков за счет индуцирования друг друга. Уже в ходе самого сеанса использовались мотивированные внушения. Это уже была вто­рая часть его триады.

Убеждающая сила Бехтерева особенно действовала на боль­ных, так как внушение исходило от чрезвычайно авторитетно­го человека, к тому же обладающего прекрасными голосовыми данными и умевшего придать всей процедуре и своим действи­ям особую значимость. У больных развивалась высокая готов­ность воспринять внушаемое отвращение к водке и горячее желание вырваться из алкогольного плена.

Все завершалось третьей, заключительной стадией лечебно­го сеанса, когда выведенных из гипноза алкоголиков Бехтерев обучал простым и понятным формулам самовнушения, требуя, чтобы они в дальнейшем, уже дома, проводили самовнушения, тем самым подкрепляя основное лечение.

Основные положения

методики эмоционально-стрессовой терапии

по В. Е. Рожнову

Коллективная психотерапия по методике, разработанной В. Е. Рожновым, является стрессопсихотерапией, состоящей из бесед, предшествующих гипнотическому воздействию, и ло­гически их продолжающих словесных влияний, проводимых уже непосредственно в гипнозе.

Сеанс гипноза обычно проводится в группе, состоящей из 10-15 человек. Как правило, в группу включаются 2-3 пациен­та, хорошо воспринимающие гипноз, которые своим индуци­рующим влиянием повышают гипнабельность всей группы. Причем для успеха лечения не обязательно достигать глубоких стадий гипноза.

Сеанс эмоциональной стрессопсихотерапии рекомендует­ся продолжать от 30 минут до 1 часа. При этом вырабатывается условно-рефлекторная эмоционально-отрицательная тошнот­но-рвотная реакция на вкус и запах алкоголя.

10 — 2699                                                                                                         145

Вначале больному дают попробовать на запах и вкус чис­тый 96%-ный винный спирт-ректификат: им смачивают носо­вые ходы и полость рта. При этом внушают отвращение к спир­тному. Обычно условный рефлекс легко образуется после 3-4 повторений процедуры, а 6-8-ой процедурой почти всех паци­ентов приводят к сильнейшей условно-рефлекторной реакции. Во время одного сеанса тошнотно-рвотную реакцию 2-3 раза вызывают на подкреплении спиртом и столько же раз без него, только за счет одной суггестии. На последующих сеансах, ког­да реакция уже прочно выработана, внушение следует подкреп­лять водкой вместо спирта.

После 10-12 сеансов подкрепление, как правило, уже не тре­буется, поскольку только одно произнесение кодового слова «водка» вызывает исключительно бурную условную реакцию.

Обычно весь курс лечения алкоголизма длится 1,5 — 2 ме­сяца с последующей подкрепляющей терапией в течение года. За курс лечения больной получает 25-30 сеансов гипносуггес-тивной психотерапии.

Специалист, проводящий гипнотизацию, стремится полу­чить у больных такой фон эмоциональных переживаний, кото­рый позволяет во всей полноте прочувствовать страдания и кошмар злоупотребления спиртным. Описываются последствия разрушающего действия пьянства на здоровье, семейные отно­шения, труд, губительное влияние на потомство.

Врач старается проводить внушение строгим и в то же вре­мя сочувственным голосом, интонационно выделяя и подчер­кивая те слова, которые особенно задевают больных и застав­ляют их переживать и полнее осознавать всю недопустимость дальнейшего употребления алкоголя.

На этом фоне вырабатывается тошнотно-рвотная реакция на вкус и запах водки, что достигается прямым внушением: «За­пах и вкус водки непереносим, он вызывает тошноту, рвоту». В голосе врача появляются бичующие ноты — слова «Водка, рво­та!» он произносит с особой экспрессией.

Психологический климат, возникающий в этой группе, где каждый индуцируется своими соседями, воспринимает их вли­яние и в свою очередь влияет на них, способствует тому, что эмоциональный накал у всех достигает стрессового уровня.

146

По эффективности действия такой сеанс значительно пре­восходит не только иные методы гипнотизации, но и индиви­дуально проводимые сеансы. Не раз бывало так, что «запущен­ных» алкоголиков, не давших заметных реакций при индиви­дуальной работе, при переводе в группу сразу же захватывала общая атмосфера стрессовой заряженности, и это приводило к положительным результатам.

Вопрос о полном прекращении употребления алкогольных напитков, то есть об абсолютном и постоянном трезвенниче­стве, пожалуй, самый трудный и ответственный во всей про­блеме борьбы с алкоголизмом.

В Харькове К. М. Дубровским был разработан очень ори­гинальный метод лечения алкоголизма эмоциональной стрессопсихотерапией, который в силу своей специфичности не получил широкого распространения. Однако это метод с большим успехом применяется врачами-психотерапевтами не только в Харькове, но и по всей Украине.

Основные положения

методики эмоционально-стрессовой терапии

по А. Р. Довженко

Метод Довженко, которому уже несколько десятков лет, конечно, нельзя считать единственной панацеей от всех бед при алкоголизме. Однако признаемся себе, что ничего более совер­шенного, способного выдержать конкуренцию с методом стрес-сопсихотерапии по А. Р. Довженко, за вторую половину XX века медицинская наука не смогла предложить. Поэтому на данный момент мы пользуемся тем, что имеем.

Итак, основная цель кодирования — запрет на употребле­ние спиртных напитков. Но если есть запрет, то должно быть и наказание за его нарушение.

Хотелось бы заметить, что запрет на употребление спирт­ных напитков под страхом расстройства здоровья просматри­вается во всех существующих методиках лечения алкоголизма. Более того, даже беседы врача с пациентами акцентируют их внимание на последствиях употребления алкоголя.

ю*

147

Такой запрет достигается не только кодированием, но и при­менением различных лекарственных средств — тетурама, апо-морфина, а также внутривенным введением препаратов, объе­диненных названием «Торпедо», и подкожным введением пре­паратов — эспераль. Действие этих препаратов осуществляется на лекарственном, молекулярном уровне и невозможно точно установить его срок.

При кодировании словом воздействие на пациента осуще­ствляется на высшем, психическом уровне, и срок его действия можно определить довольно точно.

Психологически «кодом» является информация, которая вводится в память человека, так считает Г. М. Энтин, хотя пра­вильнее было бы говорить о действии «кода» не только на со­знание, но и подсознание пациента. Меняются убеждения и внутренние ценности человека, меняется его поведение, акти­визируется и укрепляется сила воли, происходят определенные изменения на биохимическом уровне. Более подробно все это изучалось и исследовалось в Харьковском НИИ неврологии и психиатрии, где метод Довженко проходил апробацию.

Мы хотели бы остановиться на тех принципиально новых положениях, которые использует А. Р. Довженко в своей авторс­кой методике эмоционально-стрессовой терапии по сравнению с уже существующими методиками Бехтерева и Рожнова.

1.  В своей методике Довженко отказывается от выработки условного рвотного рефлекса на запах, вкус и слово «водка». В его лечебном сеансе гипноза ни разу не используется внуше­ние «водка — рвота» или «запах водки будет вызывать у вас от­вращение». Но зато подробно описываются осложнения и раз­рушающее воздействие алкоголя на тело и психику человека.

2. Важным моментом методики «кодирования» является зап­рет на употребление алкоголя на конкретный срок, устанавли­ваемый самим пациентом. Пациент как бы сам себя «програм­мирует» на определенный срок полного воздержания от упот­ребления алкоголя, но только не меньше года. При этом у па­циента остается возможность при желании в любой момент освободиться от запрета и действия «кода».

Эта условность снятия «кода» дает возможность пациентам охотнее соглашаться на такое лечение, так как они знают, что

148

 

при необходимости по их желанию будут «раскодированы». При таком условии у пациента не возникает потребности нарушать режим трезвого образа жизни и желания выпить в период дей­ствия «кода».

Если у пациента появляется необходимость «снятия кода» или он случайно нарушит трезвый режим в период его действия, врач подходит к решению этой проблемы индивидуально.

Такой прием, как зарок «трезвости на срок», использовался с давних времен в религии. Желающие исцелиться от алкого­лизма каялись священнику в своем грехе пьянства, после чего давали зарок не прикасаться к спиртному под страхом Божьей кары на строго определенный срок, как правило, на полгода, год, до следующего большого религиозного праздника — Рож­дества, Пасхи. Давая такой зарок священнику, они целовали крест, подкрепляя свое обещание.

Некоторые священники не ограничивались принятием за­рока воздержания от алкоголя только от своих верующих, но и читали специальные проповеди о грехе пьянства для всех же­лающих, приезжавших из дальних мест. После такой пропове­ди происходило торжественное целование креста и принятие зарока трезвости «на срок».

3. Ключевым моментом в методике Довженко является «на­ложение самого запрета» на употребление алкогольных напит­ков на тот срок, который больной выбрал сам.

Основная цель лечебного сеанса гипноза с «кодировани­ем» — запрет на употребление любых спиртных напитков. Но если есть запрет, то должно быть и наказание за его нарушение. В данном случае наказание строгое — употребление спиртных напитков в период действия «кода» приводит к расстройству здоровья, вплоть до смертельного исхода.

О том, что употребление алкоголя разрушающе действует на здоровье человека и укорачивает его жизнь, знают все, но про­должают спокойно пить, считая, что эта беда обойдет их сторо­ной. И во время сеанса пациент не услышит ничего совершен­но нового, чего бы он не знал о воздействии алкоголя на здоро­вье человека и его последствиях.

Но слово врача, эмоционально окрашенное и несущее по­зитивный заряд энергии, во время гипнотического сеанса эмо-

149

ционально-стрессовой терапии приводит в действие внутрен­ние защитные силы организма для излечения.

С помощью внушения производится психоперепрограмми­рование поведения человека, изменяется его убеждение и от­ношение к алкоголю. Вот почему после лечения гипнозом по методу А. Р. Довженко пациент становится сознательным и убежденным трезвенником или противником курения.

Слово — это неоценимый дар, который дала нам щедрая природа. Велика его убеждающая и лечебная сила, а в состоя­нии гипноза эффект этот в 100 раз выше! Врач силой своих зна­ний, используя гипноз, внушение, слово, порой творит чудеса, возвращая человека к нормальной, здоровой и трезвой жизни.

Чтобы лучше понять, что такое психическая программа или психический код, введенный в мозг, сознание и подсознание человека и как он действует, обратимся к примерам из жизни или историческим фактам. Правда, никакого отношения ни к алкоголизму, ни к лечению они не имеют. Но эти события хо­рошо демонстрируют, что такое введенная в подсознание пси­хическая программа или психический код и как он работает.

Первый пример взят нами из научно-популярной литерату­ры. В конце XVIII или начале XIX века английский путеше­ственник посещал острова Полинезии, ныне Гавайские остро­ва в Тихом океане между Америкой и Японией, принадлежа­щие США и некоторым другим государствам, а в то время са­мостоятельное королевство с 300000 жителей.

«Уголовный кодекс» в этом королевстве заменяли табу, то есть запреты под страхом смерти. Путешественник со своим пе­реводчиком из местных жителей попали на небольшой остров, где состоялся суд над туземцем, нарушившим табу. Ситуация была такая. В узкую извилистую протоку между островами во время прилива и отлива в океане заносило много рыбы. Ловить ее разрешалось только удочкой, а на постановку сетей в этой протоке было наложено табу, так как купающихся в протоке быстрым течением могло занести в сеть. Некий туземец нару­шил запрет и поставил сеть. В это время в протоке купались дети, один ребенок запутался в сетях и утонул. Нарушитель табу попался.

150

Путешественник присутствовал на процедуре суда над ви­новником. Ночью при свете костров и под гром барабанов муж­чины племени уселись на землю на берегу океана, образовав большой круг. В центре его расположились вождь, старейши­ны и шаман. Ввели виновника. Суд был скорым и правым, без долгих разбирательств. Вождь задавал вопросы, виновник отве­чал. «Сеть поставил?» — «Поставил». — «Табу нарушил?» — «На­рушил». «Ребенок утонул, запутавшись в сети?» — «Утонул». — «Смертная казнь!»

Когда путешественник спросил у переводчика, как будет осуществлена смертная казнь, тот ответил, что указом короле­вы в Полинезии на человеческую жизнь наложено табу: уби­вать человека нельзя — ни топором, ни копьем, ни камень на шею и в океан к акулам. Как же его казнят? Оказалось, очень просто. На середину круга вышел шаман в страшной маске, рас­крашенный, увешанный зубастыми челюстями акул. Под гром барабанов он совершил вокруг осужденного устрашающий та­нец, потом усадил его на землю, накрыл циновкой и в насту­пившей тишине несколько раз произнес заклинание: «Как толь­ко край солнца появится над океаном, ты умрешь!»

Больше ничего с осужденным не делали. Его вывели на бе­рег океана (вероятно, восточный, откуда всходило солнце), племя вдали образовало полукруг, а он остался на прибрежной полосе. Горели костры, гремели барабаны, все сидели молча.

Осужденный ходил вдоль берега, становился на колени, молился, ждал рассвета и смерти. Начало светать. Рассвет на юге быстрый. Осужденный, стоя на коленях, протянул руки к разгорающейся заре. Появился край солнца, он взмахнул рука­ми, вскрикнул и упал.

Путешественник пишет, что он первым подбежал к осуж­денный, но тот уже не дышал — он был мертв. Код сработал. Подошли старейшины и вождь племени, завернули труп осуж­денного в пальмовые листья и зарыли недалеко от берега.

Путешественник спросил у шамана, много ли людей он от­правил на тот свет. Шаман ответил, что немного, указав на хол­мики, рядом с которыми был только что зарыт казненный, это шестой в его жизни. А вот его дед и отец — те многих казнили.

151

Теперь, мол, вышло послабление, казнят лишь в крайних слу­чаях, как этого, потому что ребенок по его вине утонул.

«Всех казнили таким образом?» — спросил путешественник. Шаман развел руками — на жизнь наложено табу, убивать нельзя. А так, значит, пожалуйста. Наконец путешественник задал провокационный вопрос: «А были ли случаи у тебя, у тво­его отца или деда, когда заклинание произнесено, солнце взош­ло, а осужденный не умер?» Переводчик долго переводил воп­рос шаману, тот никак не понимал, о чем его спрашивают, а когда понял, махнул рукой и ушел. Вот, мол, чудак бледноли­цый, всякие глупости спрашивает. Чтобы после заклинания солнце взошло, а осужденный не умер? Такого быть не может...

Теперь обратимся к событиям, которые произошли уже в наши дни. Второй пример. Путешественник, врач и исследова­тель Гарри Райт на протяжении нескольких десятилетий само­стоятельно или в составе экспедиций посещал труднодоступ­ные селения в джунглях Амазонки и глухие районы Африки. Вот как описывает одну из своих многочисленных встреч с ме­стными колдунами.

«В деревне кто-то занимался воровством, и подозрение па­дало на нескольких человек. Вождь был разъярен. Он вопил и в гневе размахивал руками. Наконец, замолк, повернулся к кол­дуну и повелительно махнул рукой. «Вор будет найден и ум­рет!» — прорычал вождь. Колдун выступил вперед для проведе­ния обряда испытания ядом. Вождь решил показать себя в луч­шем свете и велел принести стулья. Он готовил для белого док­тора особое зрелище — испытание ядом.

На огонь поставили большой котел с водой. Когда вода за­кипела, в нее положили кору дерева мухонголока, чтобы при­готовить отвар для «суда». В котел добавили красноватого по­рошка. Образовавшаяся густая жидкость еще кипела, когда в круг вошла цепочка женщин, что-то монотонно напевавших.

Глухо и ритмично начали бить барабаны. Некоторые из при­сутствующих зрителей стали подпрыгивать на месте и что-то кричать друг другу. Атмосфера накалялась, участниками ритуа­ла постепенно овладевало лихорадочное возбуждение. Старый вождь был явно доволен и временами широко улыбался, не-

152

смотря на всю серьезность момента с юридической точки зре­ния — через несколько часов обвиняемого вполне могла по­стичь смерть.

Колдун приблизился к котлу, зачерпнул из него ковшом гу­стую жидкость и налил в тыквенную посуду, чтобы остудить. Все его движения были медленными и торжественными. Пер­вым дали выпить яд старшему по возрасту подозреваемому. Он пил совершенно спокойно. Затем наступила очередь второго подозреваемого, а потом и третьего. Все они пили отраву без какого-либо принуждения. Быстрее всего яд подействовал на последнего. Неожиданно он застонал, упал лицом вниз и на­чал корчиться на земле. Толпа плясала вокруг, криками выра­жая свою радость по поводу такого явного «доказательства» вины. Барабаны били сильнее и сильнее. Женщины что-то рит­мично пели. Люди из толпы стали подходить к котлу и пить отравленную жидкость. Скоро после этого у них появлялась рвота. Придя в себя, они снова начинали петь и танцевать.

Мы остались в деревне до следующего дня, и к утру, как пред­сказывал колдун, два вора были мертвы. Самое странное со­стояло в том, что отравленный напиток пила половина жите­лей деревни. Но умерли только эти двое — те, на которых ука­зал колдун. Единственное пришедшее мне в голову объясне­ние кажется невероятным: эти двое умерли потому, что знали, что они умрут».

Надо заметить, что в своей практике колдуны используют два основных механизма психотерапии — внушение и исповедь. При­митивный процесс «промывания мозгов» необходим для того, чтобы привести пациента в состояние полного подчинения. Это в сущности есть не что иное, как применение тех же психологичес­ких принципов внушения в измененном состоянии сознания.

Колдун, по сути, вторгается в область подсознания челове­ка, где царят страхи и тревоги. А с помощью «магии» в различ­ных ее формах он производит нужное ему воздействие на чело­века. Однако колдун, используя простейшие и порой прими­тивные приемы психологического воздействия, всего за не­сколько минут может достичь результатов, для достижения которых нашим специалистам потребуются месяцы и даже годы.

153

Я думаю, что никто из нас не сомневается в том, что можно заболеть от представления о болезни. Это может случится пос­ле чтения о заболевании в медицинской литературе или посе­щения тяжелого больного родственника в больнице. Может быть, и в вашей жизни были ситуации, когда вас что-то взвол­новало, огорчило, расстроило.

Поэтому невольно возникает вопрос: если можно заболеть от представления о болезни, то почему не представить себя здо­ровым, чтобы выздороветь? Почему не научиться управлять своими мыслями, чтобы стать сознательным и убежденным трезвенником? Поэтому в своей методике доктор Довженко вначале создает очаг доминанты в зоне отрицательных эмоций, убедительно демонстрируя пациенту, что будущее пьющего че­ловека — это разрушение здоровья и сокращение жизни.

Задача врача-психотерапевта — акцентировать внимание па­циента на том, что все люди, живущие на этой земле, и пациен­ты, сидящие в зале на сеансе гипноза, смертны. Вечно еще никто не жил: ни цари, ни императоры, ни президенты, ни милли­онеры. От смерти еще никто не откупился. Алкоголики же ве­дут себя так, будто они бессмертны и у них в запасе есть еще две-три жизни.

А затем во время сеанса создается второй очаг доминанты в зоне положительных эмоций. Подчеркивая, что его проблема разрешима, врач указывает больному путь к здоровью, счастью и долголетию.

4. Большим позитивным моментом является то, что курс лечения от алкоголизма состоит из одного сеанса гипноза, ко­торый длится 1,5 — 2 часа. Эффективность такого лечения не ниже, чем при использовании методик, рекомендующих выра­ботать у пациента эмоционально-отрицательную тошнотно-рвотную реакцию на вкус и запах алкоголя (это 10 — 15 сеан­сов, а курс лечения длится 1,5 — 2 месяца в условиях стациона­ра). Доктор А. Р. Довженко лечит словом и только словом, без таблеток и уколов.

В методике, разработанной врачом-практиком, врачом-мыс­лителем А. Р. Довженко, органично соединены опыт народно­го врачевания и высокое мастерство современной психотера-

154

пии. В ней можно выделить более 40 механизмов, действую­щих на весь организм в целом — на личность, сознание и нео­сознанные процессы, физиологию больного человека.

Метод очень эффективен, если при его использовании со­блюдаются все рекомендации автора. Всю процедуру лечения условно можно разделить на три этапа:

1)  подготовительный,

2) лечебный,

3)  непосредственно кодирование.

Подготовительный этап

В системе лечения больных алкоголизмом по методу А. Р. Дов­женко много внимания уделяется подготовительной работе с пациентом, направленной на повышение внушаемости у паци­ента и создание доверия к врачу, повышение его авторитета в глазах больного.

Рис. 37. А Р Довженко с сотрудниками центра. Консультирование пациента

Предлагаем один из вариантов подготовительной работы перед основным сеансом лечебного гипноза, который прово­дится в Днепропетровске в Центре лечения гипнозом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться