Опытный гипнотерапевт составляет сценарий сеанса (вспомните Месмера). Задача такого сценария — повысить доверие пациента, уменьшить его сопротивление, научить пациента входить в гипнотическое состояние, добиться последовательного наступления стадий гипноза. Сценарий не обязательно должен неукоснительно соблюдаться, он должен предполагать определенную свободу клиента и терапевта, но его наличие дает возможность терапевту освободить себя от напряжения постоянной импровизации. Особенно следует разнообразить внушения, опираясь на личность, потребности, идеалы пациента.
Виды внушений
Классифицировать внушения весьма сложно: они переплетаются, сочетают свойства друг друга. Поэтому предлагаемая классификация будет условной. Большинство исследователей выделяют два класса внушений.
Первый класс — прямые внушения. Это конкретные команды и указания, которые дает гипнотерапевт. Подобные внушения не предполагают непонимания пациента, они указывают на ожидаемое действие или эмоцию без околичностей. К ним относятся команды, такие, как «Спать» или «Забыть».
Примеры прямых внушений:
• Я досчитаю до трех, и ваши глаза откроются.
• Вы будете спокойно относиться к собакам.
• После моего сеанса вы не сможете принимать алкоголь. Прямые внушения конкретны и подразумевают доминирование психотерапевта во взаимодействии. Они часто используются в классическом гипнозе и не предоставляют пациенту
34
возможности выбора, реализации своих потребностей. В случае нежелания пациента выполнять прямые внушения терапевта нарушается раппорт и возникает ситуация неподчинения, что уничтожает основу гипноза и возможность терапии. Поэтому следует давать внушения последовательно, шаг за шагом добиваясь желаемого.
Разумеется, одно и то же прямое внушение можно сделать по-разному:
1. Спать!
2. Я досчитаю до трех, щелкну пальцами, и вы погрузитесь в состояние гипнотического сна.
3. Через некоторое время ваши глаза начнут закрываться. Это три варианта одного прямого внушения, но насколько
они различны по произнесению и возможному восприятию!
Второй класс — косвенные внушения. Это внушения недирективные, мягкие, ненавязчивые, иногда вкрадчивые. Можно выделить следующие виды косвенных внушений.
Сложное составное внушение
Оно представляет собой сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Чаще всего первая часть предложения является присоединением, то есть описывает происходящее с пациентом, а вторая часть — ведением, то есть говорит об эффекте, который терапевт хочет получить:
• И чем дольше вы слышите мой голос, тем глубже вы можете погрузиться в транс.
• И по мере того, как ваше дыхание становится ровным, вы можете расслабиться еще больше.
Последовательность принятия
Данный вид внушения похож на предыдущий, но состоит из большего количества фраз присоединения и таким образом позволяет достичь большего согласия пациента. Речь идет о последовательном принятии каких-то идей. Человек, следуя за логикой речи гипнотерапевта, мысленно соглашается с каждым последующим постулатом, поскольку согласился с предыдущим. Самым
з* 35
известным примером является правило четырех «да»: когда оппонент четырежды ответил «да» на ваши вопросы, просьбы, заявления, то в пятый раз он скажет «да» автоматически.
• Мы с тобой встретились только сегодня, и уже вечер, мы так хорошо провели день, мы катались на каруселях, ели мороженое, давай завтра снова сбежим из детского сада.
• Мы с вами в этой комнате. Вы слышите мой голос, ощущаете кресло, в котором сидите, мерно тикают часы, и ваши глаза могут захотеть закрыться.
Пресуппозиция
Под пресуппозицией, или предположением, понимается явление, которое обязательно случится, не может не случиться. Предложение обычно строится как сложносоставное и конструируется таким образом, что ударение падает на одну часть, а безударная часть и является пресуппозицией, поскольку звучит как само собой разумеющееся:
• Когда вы сядете в это кресло, вы сможете заняться самоисследованием. (Предполагается, что в кресло вам придется сесть.)
• Когда пойдешь в магазин, купи картошки. (Предполагается, что вы обязательно пойдете в магазин.)
Трюизмы
К пресуппозиции очень близки трюизмы или банальности, которые можно рассматривать как разновидность внушения, а можно — как «пустую породу», которая необходима для заполнения пространства речи гипнотерапевта. Те, кто знаком с фармакологией , знают, что в таблетках лишь определенную часть составляют лекарственные вещества, а все остальное — наполнитель. Так вот трюизмы иногда служат для наполнения, а иногда являются непосредственно внушением. Они представляют собой факты и явления, которые известны всем, и человеку даже становится скучно слушать сообщения о том, что и так все знают. Субъект даже не может предположить суггестии в подобных фразах:
• Все течет, все изменяется. (Внушение изменений в человеке.)
36
• Зимой деревья стоят под снегом, но все равно в них есть жизнь. (Внушения наличия ресурсов.)
Негативные парадоксальные внушения
Обычно такие внушения имеют отрицательные частицы и могут действовать трояко. Во-первых, мы привлекаем внимание пациента к предмету или явлению, хотя и предлагаем сделать совершенно противоположное: «И вы можете не слушать мой голос, не слушать то, что я говорю». Угадайте, что будет делать человек?
Во-вторых, некоторые пациенты привыкли не соглашаться со всеми и с вами в том числе, и вы используете их стратегию несоглашательства, действую согласно математическому принципу минус на минус дает плюс.
В-третьих, частица «не» бессознательным не усваивается, и поэтому фраза: «Вы можете закрывать глаза и не закрывать глаза» — фактически звучит как двойное внушение закрыть глаза.
Примеры негативных парадоксальных внушений:
• «Не думайте о белой обезьяне, не думайте об этом отвратительном животном, которое корчит рожи, показывает красный зад...» (Ходжа Насреддин).
• «Делай что угодно, братец Лис, только не бросай меня в терновый куст» (братец Кролик).
Двойная связка, или выбор без выбора
По логике действия этот вид внушения близок к пресуппозиции и дает иллюзорную возможность выбора там, где его нет. Такое внушение принимается легко, поскольку существует видимость свободного принятия решения. Механизм патологической двойной связки может лежать в основе психологических проблем, когда на сознательном уровне существует формальный выбор, а бессознательное понимает, что это тупик и выбора нет:
• Вы предпочитаете погружаться в транс на стуле или перейдете в кресло? (В транс вы все равно погрузитесь — или на стуле, или на кресле.)
• Ты спать пойдешь сейчас или когда соберешь игрушки?
37
Метафора
Метафора может применяться как в гипнотическом погружении, так и вне состояния транса. Например, необязательно говорить пациенту, что в жизни человека все может измениться. Контекст изменений можно ввести совсем иным способом — через метафору. Например: «Мы знаем, как растет дерево: оно было ростком, а потом становилось все больше и больше, выше и выше, и постепенно стало могучим деревом. Однажды налетела гроза и повредила дерево, и сейчас оно стоит и не знает, это смерть или жизнь, потому что жизнь остановилась после грозы. И только когда оно само прикажет себе жить, к нему снова вернется жизнь...» Формально мы говорим о дереве, но у метафоры есть несколько свойств, которые делают ее важным инструментом психотерапии:
• подобие проблеме пациента. С деревом бессознательное пациента связывает себя, и все, что говорится о дереве, оно принимает на свой счет как внушения, как команды к действию;
• целостность образа метафоры позволяет ей найти дорогу в недоминантное, абстрактное полушарие мозга, которое считается зоной бессознательного, минуя обработку в сознании. Именно там находятся и проблемы пациента, и ресурсы для ее решения;
• многозначность метафоры позволяет пациенту найти тот смысл, который ему нужен, даже если терапевт его не вкладывал. Для примера спросите у окружающих вас людей, какие выводы можно сделать из сказки о Золушке. Узнаете много нового.
Контекстуальное внушение
Присутствует, когда на фоне размеренной речи слово или фраза выделяется тоном голоса, паузами, громкостью или какими-либо другими речевыми характеристиками. Сознание понимает, что логика предложения не нарушена, и не вмешивается, а бессознательное активизируется, воспринимая выделенные слова. Может употребляться, например, в сочетании с перечислением возможных вариантов, выделяя желаемый:
38
«Чтобы похудеть, вы можете сесть на диету, заняться шейпингом, пригласить массажиста... ПОСЕЩАТЬ ПСИХОТЕРАПЕВТА...»
Мобилизующие внушения
Для мобилизующих внушений используется особый порядок построения фразы, произносимой за один выдох. (Не удивляйтесь! Предложение в ходе наведения транса может быть разбито на несколько фраз, каждая из которых произносится отдельно, на очередном выдохе.) В конце фразы ставится глагол или отглагольная часть речи, например причастие, которое носит мобилизующий, побуждающий характер, что усиливается ударением. Подобное построение фразы стимулирует бессознательное субъекта, подталкивая его к действию:
«И вы можете начинать ДВИГАТЬСЯ... к цели, которую ОСОЗНАЕТЕ... и когда вы будете готовы ИЗМЕНЯТЬСЯ... вы сможете это СДЕЛАТЬ».
Внушения, связанные со временем
Такие внушения подразумевают, что, когда наступит нужное время, внушаемые изменения произойдут. Пациенту предлагается интервал, когда он может выполнить предписанное действие. Поскольку нет жесткого требования выполнять предписанное именно сейчас, пациент внутренне соглашается, и изменения происходят. Внушения, связанные со временем, можно рассматривать как вариант двойной связки:
• У каждого человека изменения происходят с разной скоростью: кому-то достаточно дня, чтобы измениться, кому-то двух, а кому-то нужна неделя.
• По мере погружения в транс тело расслабляется сразу или спустя некоторое время.
Аллюзии или намеки
Этот вид внушения формируется, когда вы не называете словами какой-то факт или явление, но намекаете на него. Намек
39
должен быть понятен пациенту, то есть являться фактом его жизни, деталью ваших предыдущих встреч или быть общеизвестным и общепринятым. Например, когда мой пациент, который приходит на прием не в первый раз, слышит фразу «Пора поработать», он устраивается удобнее в кресле, кладет руки на подлокотники, закрывает глаза и начинает погружаться в транс без дополнительных команд.
Еще один пример аллюзий:
• И может быть, перед тем, как войти в транс, вы можете ощутить напряжение своих мышц, почувствовать их напряженность, чтобы потом позволить им ощутить что-то другое. (Намек на расслабление.)
Открытые внушения
Иногда открытые внушения выделяют в отдельную группу, но они близки к косвенным внушениям. Они создаются следующим образом: гипнотерапевт дает клиенту несколько идей на выбор, перечисляет варианты решения. Обычно специалист может предположить все возможности пациента, поэтому лучше оставлять выбор открытым, чтобы он мог вложить в него свои мысли, при этом как бы принимая внушение от терапевта:
«И для того, чтобы научиться гипнозу, вы можете читать книги, смотреть учебные видеофильмы, можете прийти на семинар, а можете сделать что-то еще, что позволит вам достичь этой цели».
Но самые лучшие и эффективные виды внушений — это те, которые вы создадите сами.
Глава 4
ВНУШАЕМОСТЬ И ВОСПРИИМЧИВОСТЬ К ГИПНОЗУ
Внушаемость человека совсем не связана с его восприимчивостью к гипнозу. Внушаемость принадлежит к числу социально-психологических явлений и представляет собой способность воспринимать идеи со стороны. На внушаемость влияют две группы факторов.
К первой группе относится внешнее окружение человека. Оно может быть безразличным для человека, притягивающим или отталкивающим. Во всех трех случаях факторы, определяющие внушаемость, могут быть различными, однако существуют и общие факторы. Человек может либо понимать, что ему внушают, либо внушение будет идти в обход его защитных систем. Безусловно, следует различить сознательную и бессознательную внушаемость. Оба вида в той или иной степени характерны для каждого человека. Внушение, которое опирается на обход сознательных зашит, во многом зависит от умения внушающего, поскольку именно за счет грамотного построения фраз или невербального поведения гипнотерапевту удается обмануть защитные системы человека и в результате внушение остается один на один с бессознательным. И уже в функцию бессознательного входит принять или не принять это внушение.
Сознательная внушаемость состоит в том, что человек по тем или иным причинам не может или не хочет отказаться от предложенного внушения и выполняет его. Она основана на социальных факторах, прежде всего на убеждениях и ценностях человека, на том, как он представляет себя окружающему миру и как представляет себя в нем.
Трудно сказать, как в реальности переплетаются сознательная и бессознательная внушаемость, хотя когда мы говорим о гипнозе, то имеем в виду прежде всего внушаемость бессознательную. Бернгейм определял внушаемость как способность
41
поддаваться влиянию идеи, воспринятой мозгом. В гипнотическом состоянии внушаемость, безусловно, повышается, хотя внушение возможно и в состоянии бодрствования. Это связано с тем, что в состоянии гипноза хотя бы частично снимается контроль сознания, и таким образом внушение не подвергается столь строгой критике. И чем глубже это состояние, тем меньше сопротивление внушению.
Внушаемость — это свойство любого нормального человека, любой здоровой и нездоровой личности. Чем более внушаем человек, тем меньше доказательств или собственных >мо-заключений ему нужно для того, чтобы принять чужую идею. Следует разделять гетеровнушаемость и аутовнушаемость. В первом случае мы говорим о возможности внушения со стороны другого человека, во втором о самовнушении. Самовнушения могут вызывать терапевтический эффект, однако именно на их основе возникают заболевания, проблемы человека, а также формируются его мнения об окружающих. У одного человека может преобладагь либо самовнушение, либо гетеровну-шение Таким образом, человек, хорошо умеющий внушить себе что-либо, оказывается в затруднении и не может принять внушение со стороны, которое, возможно, нейтрализовало бы воздействие первого внушения. Это серьезная проблема, которая может иметь серьезные терапевтические последствия.
Внушаемость в гипнозе во многом объясняется еще и верой пациента в силу терапевта. Она может основываться как на сознательном доверии к знаниям специалиста, так и на ощущении беззащитности в состоянии транса. Однако нельзя уповать в гипнозе на внушаемость клиента, так как глубокое погружение в транс — это еще не обязательство клиента перед терапевтом принять определенное внушение.
Внушаемость, безусловно, зависит от того, что именно внушается клиенту. Если внушения близки и понятны ему или, наоборот, непонятны, но значительны, возможность принятия внушений намного больше, чем в случае понятных внушений, с которыми у клиента возникает сознательное несогласие.
Первое впечатление о внушаемости может оказаться ложным: например, глядя на бодрого, активного, явно сопротивляющегося клиента, мы можем предположить, что внушаемость
42
его низка. Только по результатам терапевтической работы можно окончательно определить уровень внушаемости, и может оказаться, что подобный пациент легко поддается как внушению, так и гипнозу.
Внушаемость во многом зависит от техники, которую использует специалист, и если он виртуозно владеет множеством разнообразных приемов и подходов, то шансов на успех его терапевтического воздействия будет гораздо больше.
Возможно, феномен внушаемости изначально базируется на жела*нии человека передать ответственность за какие-то поступки или принятие решения другому человеку. А более широко это можно определить как желание передоверить то, в чем ты не компетентен и не уверен, другому, более авторитетному лицу.
Эффективность внушения зависит не только от того, что говорится, но и от того, каким образом произносится та или иная фраза. Очень важна эмоциональная окраска сказанного. Фраза, произнесенная тихо, равнодушно или вяло, имеет мало шансов стать внушением, в то время как слова, сказанные бодро, четко, на эмоциональном подъеме, безусловно, западут в душу клиента и останутся там, поскольку существует представление, что именно такие слова и именно так должен говорить авторитетный человек. Как правило, эффект внушения вызывают фразы, сказанные после раздумья, так, будто они имеют характер умозаключений, сделанных после цепочки логических рассуждений и произнесенных уверенным тоном, словно речь идет о чем-то само собой разумеющемся. Позитивное отношение к гипнотерапевту и ситуации, в которой происходит терапевтическая работа, способно выровнять негативное отношение к возможному внушению, заставить принять даже то, что в другой ситуации было бы невозможно.
Понятием, близким к внушаемости, является гипнабель-ность. Под гипнабельностью понимают способность пациента достигать определенного уровня гипнотического состояния. Восприимчивость к гипнозу — очень важная проблема для гип-носуггестивной терапии, поскольку от уровня погружения пациента в транс и даже от самой возможности его погружения зависит гипнотическое воздействие. Разумеется, каждый раз нас интересует, насколько глубоко способен погрузиться в транс
43
именно данный конкретный пациент. А начинающие психотерапевты часто интересуются, кто может овладеть искусством гипнотизации. Начнем со второго вопроса: искусством гипнотизации может овладеть любой человек, независимо от конституциональных особенностей, цвета глаз или волос. Возможно, оно частично зависит от умения говорить и излагать свои мысли. Однако такое искусство легко воспроизводимо. При желании этому можно научиться, хотя, конечно, косноязычный, заикающийся терапевт, не умеющий грамотно говорить, скорее всего будет раздражать своего пациента, особенно если тот хорошо образован и эрудирован.
Дискуссия о восприимчивости к гипнозу, или гипнабель-ности, продолжается до сих пор. Однако и по сей день остается не очень понятным, на чем основана гипнабельность — на конституциональных особенностях, на мотивации пациента к психотерапевтической работе, на других характерологических особенностях, на свойстве личности гипнотизера или еще на каких-то других неучтенных свойствах? По-видимому, придется начать с того, что при погружении в первый транс в своей жизни пациент, как правило, погружается достаточно неглубоко и в течение нескольких погружений учится погружаться все глубже и глубже. В дальнейшем уровень погружения в гипнотическое состояние зависит от многих факторов, т. е. он может колебаться, т. е. становиться то более глубоким, то менее. Т. е. можно предположить, что пациент достиг какого-то рубежа, который характерен для его теперешнего состояния. Однако не исключено, что через некоторое время, год или два, повторная проблема приведет его к нам, уровень его восприимчивости к гипнозу может быть иным.
Форель считал, что каждый психически здоровый человек может быть в той или иной степени восприимчив к гипнозу. Психически больные лица по-разному поддаются действию гипноза. Мало восприимчивы к нему больные с умственной отсталостью, восприимчивость больных неврозами может меняться от сильной, вплоть до сомнамбулического состояния, до полной невосприимчивости. При этом вполне возможно, что невосприимчивость к гипнозу может соседствовать с повышенной внушаемостью, особенно в том, что касается их собствен-
44
ного здоровья. Психотические больные часто бывают невосприимчивыми к гипнозу. Особенно восприимчивыми являются больные алкоголизмом. Считается, что дети до трех лет совершенно невосприимчивы к гипнозу, а дети в возрасте от трех до восьми лет с большим трудом поддаются обычным способам гипнотического воздействия. Однако при работе с ними весьма эффективны приемы гипносуггестивной терапии с использованием волшебных сказок или терапевтических метафор. Невосприимчивость к гипнозу у подростков, как правило, может бь1ть связана с достаточно быстрыми и непоследовательными мыслительными процессами, возможно, им трудно сконцентрировать свое внимание на одной теме, не исключено, что даже обмен веществ в данном случае «играет» против гипнотического состояния.
Большая часть исследователей сходятся на том, что национальность не влияет на способность к гипнозу. Однако в порядке казуистики можно упомянуть одну из работ Джеймса Бреда, в которой он указывал на особую восприимчивость русских. Не знаю, может ли это утверждение вселить уверенность в отечественных гипнологов, однако кажется, что его следует воспринимать с известной долей скептицизма.
Пациенты более молодого возраста более гипнабельны, чем пожилые люди, возможно, потому, что им свойственна такая скорость мыслительных процессов, которая наиболее приемлема для гипноза. Пожилые люди отличаются определенной ригидностью мышления, что, возможно, мешает воспринимать гипноз. Пожилой возраст не является противопоказанием для гипноза, но, по наблюдениям Нансийской школы, пожилые люди гораздо меньше подвержены явлению постгипнотической амнезии.
На восприимчивость к гипнозу безусловно оказывает влияние обстановка, в которой проводится сеанс. Помещение, в котором происходит процесс гипнотизации, должно быть по возможности безопасным. Кресла и кушетки должны быть удобными, а звуковой фон — незначительным. Лучше всего предоставить пациенту самому выбирать место в помещении, поскольку на бессознательном уровне для него может иметь значение то, в какой точке комнаты он находится. Некоторые люди
45
избегают садиться спиной к двери или принимать такое положение, когда врач находится за их спиной. Возможно, это внушает им недоверие и усиливает невосприимчивость к гипнозу.
Имеет значение даже то, с какой стороны врач подходит к своему пациенту и на какое расстояние приближается, поскольку недопустимо, чтобы он случайно вторгся в личное пространство клиента. У каждого человека свое собственное личное пространство, и определить его размеры можно, только наблюдая за реакцией пациента на ваше приближение. Следует заметить, что личное пространство у жителей сельской местности намного больше, чем у жителей крупных городов.
Как правило, гипнотизация проводится в состоянии, в котором возможно мышечное расслабление или определенная остановка движений, поскольку мышечная активность обычно соответствует активности психической, которая будет затруднять гипнотизацию.
Интеллектуальный уровень пациента обычно незначительно влияет на восприимчивость к гипнозу. Хотя уже отмечалось, что умственно отсталые люди крайне сложно поддаются гипнотическому воздействию. Лица же с хорошо развитым интеллектом порой достаточно критически относятся к словам специалиста, порой воспринимая их с некоторым недоверием, поскольку они привыкли иметь самостоятельное суждение об окружающем мире, основанное на собственных представлениях. А вот люди, имеющие гуманитарное образование и по роду деятельности привыкшие говорить о душе, развитии и т. п., как правило, более податливы к гипнозу, поскольку то, что происходит, соответствует их мышлению.
Некоторые исследователи соотносят восприимчивость к гипнозу с привычкой к послушанию и субординации. В частности, говорят о более значительной восприимчивости к гипнозу у военных, чиновников, находящихся на низших ступенях иерархической лестнице, и других подобных групп пациентов.
Важно упомянуть об особенностях актуального состояния клиента: уровень готовности к погружению в транс во многом зависит от его мотивации. Если мотивация к излечению высока и клиент осознает, что излечение наступит только в резуль-
46
тате гипнотического воздействия, то такая готовность подстегнет его и будет способствовать достаточно глубокому погружению в транс. Однако еще Бехтерев предостерегал против переоценки подобного фактора, предупреждая о том, что сильные эмоции, то есть сильное желание войти в гипнотическое состояние и его ожидание могут привести к перегоранию пациента и стать причиной того, что он не сумеет войти в транс.
Кроме того, погружение в транс может быть блокировано другими сильными эмоциями. Нередко постоянные мысли о предстоящей встрече, о тяжелой болезни кого-то из близких, о проблемах в семье и т. п. мешают пациенту сосредоточиться на словах гипнолога и на своих собственных ощущениях.
Мешают вхождению в гипноз и различные соматические симптомы, такие, как кашель, насморк, боли. Препятствием наведению гипнотического состояния могут стать слишком низкая либо слишком высокая температура в помещении, неудобное кресло и другие телесные неудобства, которые испытывает пациент.
Восприимчивость субъекта к гипнозу может повышаться, когда он видит других людей, погружающихся в транс и как будто демонстрирующих ему дорогу и возможности этого состояния.
Следует отметить, что восприимчивость клиента к гипнозу во многом зависит от его гипнотерапевта, и если один легко вызывает гипнотическое состояние у большинства субъектов, то другой будет довольствоваться лишь одним загипнотизированным из десяти.
Готовность пациента к гипнозу может подогреваться рассказами его друзей и сослуживцев о специалисте, к которому они порекомендовали обратиться, а также общественным мнением и частым упоминанием его имени в средствах массовой информации. Внешний вид и умение подать себя во многом определяет успех и социальный статус гипнотерапевта.
Что касается не восприимчивости к гипнозу, то прежде всего следует совершенно определенно сказать: если человек не хочет быть загипнотизированным, специалист не сможет ввести его в гипнотическое состояние, если только не прибегнет к уловкам, которые усыпят бдительность клиента.
47
|