Скачать в архиве
«Коучинг с помощью НЛП» — новая книга одного из основателей нейро-лингви-стического программирования, гения коммуникации, великого организатора науки Роберта Дилтса. Это учебное пособие для коучей, консультантов, тренеров, психотерапевтов и менеджеров обеспечит вас набором специальных инструментов, которые позволят вашим клиентам действовать продуктивно, максимально реализуя свои способности. На основе материалов книги неискушенный читатель получит строго логичный и целостный взгляд на коучинг и его конкретные техники, а искушенный НЛП-специалист — уникальный комплекс универсального использования для профессионального и личностного роста. Методы коучинга помогут вам развивать новые стратегии мышления и действий, ставить перед собой цели, решать задачи и осуществлять изменения в любой области жизнедеятельности, достигать желаемого состояния и активизации необходимых для этого ресурсов.
Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ.....9
ПОСВЯЩЕНИЕ................................................ 14
Благодарности................................................................................14
ПРЕДИСЛОВИЕ............................................... 15
ВВЕДЕНИЕ....................................................... 17
НЛП и коучинг...............................................................................20
Уровни научения и изменений
для отдельных людей и групп....................................................21
Уровни поддержки научения и изменения —
руководство по коучингу с большой буквы..........................24
ГЛАВА 1. ОПЕКА И РУКОВОДСТВО..............30
Опека и руководство.....................................................................31
Инструментарий опекуна: «Психогеография»....................35
Инструментарий опекуна: «ангел-хранитель»....................40
Инструментарий руководителя: отображение,
метафора и интервизия................................................................ 41
Инструментарий руководителя: отображение себя
и каузальные петли.......................................................................45
Резюме...............................................................................................50
ГЛАВА 2. КОУЧИНГ........................................51
Коучинг.............................................................................................52
Инструментарий коучинга: постановка целей.....................53
Инструментарий коучинга: хорошо
сформулированные цели.............................................................58
Притча о дельфине........................................................................61
Инструментарий коучинга: обратная связь
и развитие способностей.............................................................68
Инструментарий коучинга: сравнительный анализ
и «перекрестное картирование»...............................................69
Инструментарий коучинга: якорение.....................................72
Резюме...............................................................................................73
ГЛАВА 3. ОБУЧЕНИЕ......................................75
Обучение...........................................................................................76
Репрезентативные каналы..........................................................79
Инструментарий обучения:
вопросы для оценки стиля научения.......................................81
Инструментарий обучения: визуализация успеха
и «ментальное повторение»........................................................85
Инструментарий обучения: управление состояниями.....86
Моделирование способностей...................................................89
Инструментарий обучения: вопросы
для моделирования Т.О.Т.Е........................................................91
Инструментарий обучения: перекрестное картирование
эффективных Т.О.Т.Е...................................................................92
Инструментарий обучения: совместное научение.............94
Инструментарий обучения: сосредоточение
на обратной связи вместо «неудачи»......................................94
Основные позиции восприятия
в коммуникации и взаимоотношениях...................................96
Инструментарий обучения: построение взгляда
из «второй позиции».....................................................................99
Инструментарий обучения: метакартирование.................101
Инструментарий обучения: имажинерия...............'.............104
Резюме.............................................................................................ПО
ГЛАВА 4. МЕНТОРСТВО................................112
Менторство....................................................................................114
Ролевое моделирование.............................................................119
Инструментарий менторства: установление
«внутренних менторов».............................................................120
Инструментарий менторства: проверка ценностей.........121
Выравнивание ценностей с видением и действиями.......124
Инструментарий менторства:
выравнивание для изменения..................................................125
Инструментарий менторства: воплощение ценностей
в действия............................................................v.........................126
Инструментарий менторства: планирование ценностей.... 127 Инструментарий менторства:
установление упражнений........................................................127
Системы убеждений и изменение..........................................129
Инструментарий менторства: оценка убеждений.............131
Инструментарий менторства: использование внутренних менторов для укрепления уверенности
в себе и усиления убеждений...................................................134
Инструментарий менторства: фрейм «как если бы».......135
Рефрейминг...................................................................................136
Инструментарий менторства: применение
однословного рефрейминга......................................................140
Инструментарий менторства: «наведение мостов»
между ценностями.......................................................................141
Рефрейминг критиков и критики...........................................142
Инструментарий менторства: как помочь критикам
быть советчиками........................................................................145
Резюме.............................................................................................146
ГЛАВА 5. СПОНСОРСТВО.............................148
Спонсорство..................................................................................149
Пример спонсорства...................................................................156
Навыки спонсорства...................................................................158
Инструментарий спонсорства: обнаружение
«источника» ваших ресурсов...................................................161
Инструментарий спонсорства: активное
сосредоточение..................................................;..........................165
Инструментарий спонсорства: слушание............................165
Инструментарий спонсорства: упражнение
«я вижу» и «я ощущаю»............................................................167
Путешествие героя......................................................................168
Инструментарий спонсорства: карта путешествия героя ... 170 Инструментарий спонсорства:
начало путешествия героя........................................................171
Архетипические энергии...........................................................173
Инструментарий спонсорства: взаимное спонсорство
архетипических энергий............................................................174
Инструментарий спонсорства: правильное называние .... 174 Инструментарий спонсорства:
спонсирование потенциала.......................................................176
Инструментарий спонсорства:
формат спонсорства группы....................................................178
Инструментарий спонсорства: возвращение
утраченных спонсоров...............................................................180
Резюме.............................................................................................182
ГЛАВА 6. ПРОБУЖДЕНИЕ............................185
Пробуждение.................................................................................186
Не-знанйе.......................................................................................189
Состояние «аптайм»...................................................................191
Инструментарий пробуждающего: создание якоря
для состояния «аптайм»............................................................192
Получение доступа к подсознанию.......................................193
Инструментарий пробуждающего: активное мечтание.... 195 Инструментарий пробуждающего: пробуждение
к свободе.........................................................................................197
Двойные связи..............................................................................199
Инструментарий пробуждающего:
выход из двойных связей..........................................................201
Инструментарий пробуждающего: создание
позитивной двойной связи.......................................................203
Уровни научения и изменения по Бейтсону.......................205
Стратегии выживания................................................................211
Инструментарий пробуждающего: обновление стратегий выживания с помощью уровней
научения Бейтсона......................................................................212
Резюме.............................................................................................214
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................217
Выравнивание пути от опекуна к пробуждающему.........218
Процесс выравнивания коуча с большой буквы...............219
ПОСЛЕСЛОВИЕ..............................................225
ПРИЛОЖЕНИЕ: КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УРОВНЕЙ..............................227
Логические уровни научения и изменения.........................228
Немного истории.........................................................................228
Истоки модели Бейтсона..........................................................230
Приложение к процессу научения.........................................232
Развитие теории «Нейро-логических уровней»...............236
Нейро-логические уровни и нервная система...................242
ОБ АВТОРЕ.....................................................248
ЛИТЕРАТУРА .1
250
Предисловие к русскому изданию
Особенно приятно и почетно писать предисловие к книге Роберта Дилтса, потому что он относится к людям, оказавшим особое влияние на мое становление как тренера, исследователя и руководителя «Центра НЛП в образовании». Жизненный и профессиональный путь Роберта является для меня постоянным источником вдохновения, побуждающим к новым разработкам и изучению малоисследованных аспектов самой молодой и многообещающей самостоятельной области знания — нейро-лингвистического программирования.
Мое знакомство с Робертом Дилтсом началось еще задолго до личной встречи: с чтения в оригинале таких бестселлеров НЛП, как «Изменение убеждений с помощью НЛП», «Стратегии гениев», «Фокусы языка», «НЛП: навыки эффективного лидерства». Все они, включая данную книгу, отличаются тем, что являются собственными разработками автора, продуктом моделирования мышления и поведения успешных людей. Будучи учеником основателей НЛП Джона Гриндера и Ричарда Бэндлера, Роберт, в отличие от многих тренеров тех лет, проникся этой областью еще в годы ее создания и пошел значительно дальше простого использования знаний и проведения стандартных сертификационных программ. Благодаря своему любопытству, колоссальной работоспособности, таланту и владению инструментами НЛП, он стал соавтором нейро-лингвистического программирования и создателем большинства таких фундаментальных тем НЛП, как «Логические уровни», модели S.C.O.R.E. и S.O.A.R., благодаря которым появился целостный взгляд на НЛП. Смело можно сказать, что его разработки сделали НЛП системным. Кстати, их совместный с Джудит Делозье внушительный труд в двух томах, каждый из которых составляет примерно полторы тысячи страниц, так и называется — «Эн-
циклопедия системного НЛП и Нового кода». Из-под пера Роберта Дилтса вышло в свет более сорока книг по НЛП! Качество, широта и объем его трудов впечатляют! Однако после личной встречи на конференции лидеров НЛП из различных стран мира в Санта-Крусе меня поразили не столько его профессиональные достижения, которые об-щепризнаны, сколько цельность и масштаб его личности: Роберт обладает удивительной простотой в общении, отзывчивостью, конгруэнтностью и харизмой!
Захватывает дух от осознания того, что он «сделал себя сам». Именно поэтому у многих людей, занимающихся НЛП, возникает желание моделировать Роберта, что объясняет, на мой взгляд, его притягательность как наиболее яркого лидера мирового сообщества НЛП, вокруг которого сплотились популярные тренеры и широко известные специалисты из США и других стран. Помимо организации, уникального содержания, тренерской работы в паре с Джудит Делозье на ассамблее «Миллениум», в котором принимала участие делегация нашего Центра, меня удивило трепетное и заботливое отношение к Роберту его партнеров по лидерству в сообществе НЛП. В результате общения с Дилтсом во время его семинара в Москве, который я организовал, сформировалось следующее убеждение: он является уникальной и конгруэнтной моделью воплощения ценностей и инструментов НЛП.
Когда я знакомлюсь с подобными работами, меня как мастера НЛП особенно интересует моделирование стиля и стратегий мышления, лежащих в основе книги и зеркально отраженных в ее тексте. Именно так, я полагаю, можно многомерно учиться в процессе чтения. Проанализировав «Коучинг с помощью НЛП», я заметил следующие отличительные черты стиля автора:
• Характерна четкая и ясная структура изложения.
• Каждую главу предваряет краткое изложение ключевых позиций.
• Книга начинается со строгого определения центрального понятия.
• Часто используются этимологические корни понятия для возврата к изначальному смыслу.
• Приводятся ссылки на наиболее признанные разработки и авторитетные позиции.
• Выделяется ключевой вопрос.
• Проводится сравнительный анализ.
• Излагается точка зрения автора.
• Используется ключевая метафора для иллюстрации наиболее важных аспектов.
• Подбираются примеры использования идей автора на практике.
• Выделяется стратегия реализации предлагаемой идеи, часто выраженной в описании шагов конкретной техники.
• В заключении главы обязательно присутствует резюме для создания целостного взгляда и якорения содержания.
Таким образом, складывается впечатление, что Роберт, разрабатывая собственное ноу-хау, реализует следующую стратегию: сначала обращается к наиболее авторитетным источникам для создания панорамного взгляда, затем выделяет ключевые понятия, проверяет их толкование, сверяет все найденное с имеющимся опытом, потом выделяет согласованные и отличительные позиции, подбирает известные инструменты НЛП (в случае их отсутствия моделирует новые технологии). На следующем этапе проводит практическую работу в виде апробации семинаров, организации консультирования и коучинга и на завершающей стадии обобщает полученный опыт, создавая четкую структуру описания разработки. Кстати, во время моего общения с Робертом Дилтсом в Санта-Крусе я взял у него короткое интервью о стратегии написания книг — получился общий набросок действующей в этом случае модели. После прочтения «Коучинга с помощью НЛП» я был удивлен тому, как увиденная мной стратегия написания этой книги согласуется с ранее выявленной в интервью.
Думаю, что метавзгляд на творчество Роберта приводит к еще более впечатляющему выводу: пожалуй, Дилтс, моделируя Грегори Бейтсона, встроил в свою стратегию творчества его отношение к «двойным связям». Очень часто, вслед за Декартом, мы исходим из идеи дуализма: «ИЛИ». Наиболее оригинальный, продуктивный и системный подход заключается в поиске отношений целостности: «И».
Посмотрим с этой точки зрения на главную пресуппозицию НЛП. Психологи, размышляя об опыте человека, ставят вопрос «Сознание ИЛИ тело?», отделяя эти два понятия друг от друга. В действительности правомерен другой подход: сознание И тело — части единой системы. На раннем этапе развития НЛП основатели противопоставляли фундаментальные исследования различных областей знаний академической науки практическим разработкам психологии «новой волны». Роберт в своих трудах выделяет рациональные идеи обеих сторон, умело соединяя их вместе. В его книгах конструктивно сочетаются научные разработки и практические техники НЛП, дедуктивный, индуктивный и транс-дуктивный подходы, совпадение и различие, системное мышление, ме-тамоделирование и активное мечтание.
Именно такой стиль и стратегия мышления автора определяют выбор актуальной темы и особенности разработки ее содержания. Закономерно, что Дилтс обратился к самой популярной области бизнес-консультирования — коучингу, которая несколько лет назад как самостоятельная модель консультирования получила распространение в
России. Как и со многими новыми активно развивающимися практическими направлениями менеджмента и психологии, с ней произошел типичный эффект: практическое использование развивающейся модели опережает четкое определение ее сущности и границ распространения, отделение от сопряженных методов. Даже после подробного изучения идей автора и использования его разработок в собственной деятельности как коуча у меня сложилось следующее впечатление: различие между консультированием и коучингом весьма размыто. Мой опыт преподавания НЛП в Швеции, где коучинг развивается бурными темпами, общение с западными специалистами в этой области, споры с одним из пионеров коучинга НЛП Брайеном Ван Дер Хорстом убеждают меня в том, что коучинг все же следует рассматривать как мощную ветвь консультирования, из которого он вырос.
С одной стороны, мне очень нравится идея разделения коучинга на простой и системный (в описании Роберта — коучинг с маленькой и большой буквы). А с другой — мне кажется, что консультирование от коучинга отличается не только специфическим задействованием логических уровней опыта клиента или группы людей, но и особенностями процесса его построения и реализации. Консультирование чаще всего предполагает отдельный от опыта реализации задачи процесс выстраивания решения. Например, руководитель компании может обратиться к бизнес-консультанту за развитием эффективной стратегии переговоров с партнерами. Обычно НЛП-консультанту достаточно изучить существующий опыт переговоров и с помощью хорошо известных технологий НЛП организовать моделирование новой стратегии. При этом консультанту совсем не обязательно участвовать в реальных переговорах клиента. В случае же коучинга — наоборот. Коуч скорее будет сочетать обе возможности: сбор информации за рамками процесса переговоров, его сравнение с реально существующей стратегией, ее моделирование и оптимизацию, затем включение коуча в процесс переговоров и в завершение — персональный тренинг до получения в реальном опыте желаемого результата. Таким образом, коучинг можно определить как включенное в опыт клиента консультирование. Именно это и делает его столь результативным, популярным, востребованным у бизнесменов инструментом, несмотря на высокую стоимость.
|