Роберт Дилтс "Коучинг с помощью НЛП"

 Скачать в архиве

«Коучинг с помощью НЛП» — новая книга одного из основателей нейро-лингви-стического программирования, гения коммуникации, великого организатора науки Роберта Дилтса. Это учебное пособие для коучей, консультантов, тренеров, психотерапевтов и менеджеров обеспечит вас набором специальных инструментов, которые позволят вашим клиентам действовать продуктивно, максимально реализуя свои способности. На основе материалов книги неискушенный читатель получит строго логичный и целостный взгляд на коучинг и его конкретные техники, а искушенный НЛП-специалист — уникальный комплекс универсального использования для профессионального и личностного роста. Методы коучинга помогут вам развивать новые стратегии мышления и действий, ставить перед собой цели, решать задачи и осуществлять изменения в любой области жизнедеятельности, достигать желаемого состояния и активизации необходимых для этого ресурсов.

              

 Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ.....9

ПОСВЯЩЕНИЕ................................................ 14

Благодарности................................................................................14

ПРЕДИСЛОВИЕ............................................... 15

ВВЕДЕНИЕ....................................................... 17

НЛП и коучинг...............................................................................20

Уровни научения и изменений

для отдельных людей и групп....................................................21

Уровни поддержки научения и изменения —

руководство по коучингу с большой буквы..........................24

ГЛАВА 1. ОПЕКА И РУКОВОДСТВО..............30

Опека и руководство.....................................................................31

Инструментарий опекуна: «Психогеография»....................35

Инструментарий опекуна: «ангел-хранитель»....................40

Инструментарий руководителя: отображение,

метафора и интервизия................................................................ 41

Инструментарий руководителя: отображение себя

и каузальные петли.......................................................................45

Резюме...............................................................................................50

ГЛАВА 2. КОУЧИНГ........................................51

Коучинг.............................................................................................52

Инструментарий коучинга: постановка целей.....................53

Инструментарий коучинга: хорошо

сформулированные цели.............................................................58

Притча о дельфине........................................................................61

Инструментарий коучинга: обратная связь

и развитие способностей.............................................................68

Инструментарий коучинга: сравнительный анализ

и «перекрестное картирование»...............................................69

Инструментарий коучинга: якорение.....................................72

Резюме...............................................................................................73

ГЛАВА 3. ОБУЧЕНИЕ......................................75

Обучение...........................................................................................76

Репрезентативные каналы..........................................................79

Инструментарий обучения:

вопросы для оценки стиля научения.......................................81

Инструментарий обучения: визуализация успеха

и «ментальное повторение»........................................................85

Инструментарий обучения: управление состояниями.....86

Моделирование способностей...................................................89

Инструментарий обучения: вопросы

для моделирования Т.О.Т.Е........................................................91

Инструментарий обучения: перекрестное картирование

эффективных Т.О.Т.Е...................................................................92

Инструментарий обучения: совместное научение.............94

Инструментарий обучения: сосредоточение

на обратной связи вместо «неудачи»......................................94

Основные позиции восприятия

в коммуникации и взаимоотношениях...................................96

Инструментарий обучения: построение взгляда

из «второй позиции».....................................................................99

Инструментарий обучения: метакартирование.................101

Инструментарий обучения: имажинерия...............'.............104

Резюме.............................................................................................ПО

ГЛАВА 4. МЕНТОРСТВО................................112

Менторство....................................................................................114

Ролевое моделирование.............................................................119

Инструментарий менторства: установление

«внутренних менторов».............................................................120

Инструментарий менторства: проверка ценностей.........121

Выравнивание ценностей с видением и действиями.......124

Инструментарий менторства:

выравнивание для изменения..................................................125

Инструментарий менторства: воплощение ценностей

в действия............................................................v.........................126

Инструментарий менторства: планирование ценностей.... 127 Инструментарий менторства:

установление упражнений........................................................127

Системы убеждений и изменение..........................................129

Инструментарий менторства: оценка убеждений.............131

Инструментарий менторства: использование внутренних менторов для укрепления уверенности

в себе и усиления убеждений...................................................134

Инструментарий менторства: фрейм «как если бы».......135

Рефрейминг...................................................................................136

Инструментарий менторства: применение

однословного рефрейминга......................................................140

Инструментарий менторства: «наведение мостов»

между ценностями.......................................................................141

Рефрейминг критиков и критики...........................................142

Инструментарий менторства: как помочь критикам

быть советчиками........................................................................145

Резюме.............................................................................................146

ГЛАВА 5. СПОНСОРСТВО.............................148

Спонсорство..................................................................................149

Пример спонсорства...................................................................156

Навыки спонсорства...................................................................158

Инструментарий спонсорства: обнаружение

«источника» ваших ресурсов...................................................161

Инструментарий спонсорства: активное

сосредоточение..................................................;..........................165

Инструментарий спонсорства: слушание............................165

Инструментарий спонсорства: упражнение

«я вижу» и «я ощущаю»............................................................167

Путешествие героя......................................................................168

Инструментарий спонсорства: карта путешествия героя ... 170 Инструментарий спонсорства:

начало путешествия героя........................................................171

Архетипические энергии...........................................................173

Инструментарий спонсорства: взаимное спонсорство

архетипических энергий............................................................174

Инструментарий спонсорства: правильное называние .... 174 Инструментарий спонсорства:

спонсирование потенциала.......................................................176

Инструментарий спонсорства:

формат спонсорства группы....................................................178

Инструментарий спонсорства: возвращение

утраченных спонсоров...............................................................180

Резюме.............................................................................................182

ГЛАВА 6. ПРОБУЖДЕНИЕ............................185

Пробуждение.................................................................................186

Не-знанйе.......................................................................................189

Состояние «аптайм»...................................................................191

Инструментарий пробуждающего: создание якоря

для состояния «аптайм»............................................................192

Получение доступа к подсознанию.......................................193

Инструментарий пробуждающего: активное мечтание.... 195 Инструментарий пробуждающего: пробуждение

к свободе.........................................................................................197

Двойные связи..............................................................................199

Инструментарий пробуждающего:

выход из двойных связей..........................................................201

Инструментарий пробуждающего: создание

позитивной двойной связи.......................................................203

Уровни научения и изменения по Бейтсону.......................205

Стратегии выживания................................................................211

Инструментарий пробуждающего: обновление стратегий выживания с помощью уровней

научения Бейтсона......................................................................212

Резюме.............................................................................................214

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................217

Выравнивание пути от опекуна к пробуждающему.........218

Процесс выравнивания коуча с большой буквы...............219

ПОСЛЕСЛОВИЕ..............................................225

ПРИЛОЖЕНИЕ: КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УРОВНЕЙ..............................227

Логические уровни научения и изменения.........................228

Немного истории.........................................................................228

Истоки модели Бейтсона..........................................................230

Приложение к процессу научения.........................................232

Развитие теории «Нейро-логических уровней»...............236

Нейро-логические уровни и нервная система...................242

ОБ АВТОРЕ.....................................................248

ЛИТЕРАТУРА .1

250

Предисловие к русскому изданию

Особенно приятно и почетно писать предисловие к книге Роберта Дилтса, потому что он относится к людям, оказавшим особое влияние на мое становление как тренера, исследователя и руководителя «Центра НЛП в образовании». Жизненный и профессиональный путь Роберта является для меня постоянным источником вдохновения, побуждающим к новым разработкам и изучению малоисследованных аспектов самой молодой и многообещающей самостоятельной области знания — нейро-лингвистического программирования.

Мое знакомство с Робертом Дилтсом началось еще задолго до личной встречи: с чтения в оригинале таких бестселлеров НЛП, как «Изменение убеждений с помощью НЛП», «Стратегии гениев», «Фокусы языка», «НЛП: навыки эффективного лидерства». Все они, включая данную книгу, отличаются тем, что являются собственными разработками автора, продуктом моделирования мышления и поведения успешных людей. Будучи учеником основателей НЛП Джона Гриндера и Ричарда Бэндлера, Роберт, в отличие от многих тренеров тех лет, проникся этой областью еще в годы ее создания и пошел значительно дальше простого использования знаний и проведения стандартных сертификационных программ. Благодаря своему любопытству, колоссальной работоспособности, таланту и владению инструментами НЛП, он стал соавтором нейро-лингвистического программирования и создателем большинства таких фундаментальных тем НЛП, как «Логические уровни», модели S.C.O.R.E. и S.O.A.R., благодаря которым появился целостный взгляд на НЛП. Смело можно сказать, что его разработки сделали НЛП системным. Кстати, их совместный с Джудит Делозье внушительный труд в двух томах, каждый из которых составляет примерно полторы тысячи страниц, так и называется — «Эн-

циклопедия системного НЛП и Нового кода». Из-под пера Роберта Дилтса вышло в свет более сорока книг по НЛП! Качество, широта и объем его трудов впечатляют! Однако после личной встречи на конференции лидеров НЛП из различных стран мира в Санта-Крусе меня поразили не столько его профессиональные достижения, которые об-щепризнаны, сколько цельность и масштаб его личности: Роберт обладает удивительной простотой в общении, отзывчивостью, конгруэнтностью и харизмой!

Захватывает дух от осознания того, что он «сделал себя сам». Именно поэтому у многих людей, занимающихся НЛП, возникает желание моделировать Роберта, что объясняет, на мой взгляд, его притягательность как наиболее яркого лидера мирового сообщества НЛП, вокруг которого сплотились популярные тренеры и широко известные специалисты из США и других стран. Помимо организации, уникального содержания, тренерской работы в паре с Джудит Делозье на ассамблее «Миллениум», в котором принимала участие делегация нашего Центра, меня удивило трепетное и заботливое отношение к Роберту его партнеров по лидерству в сообществе НЛП. В результате общения с Дилтсом во время его семинара в Москве, который я организовал, сформировалось следующее убеждение: он является уникальной и конгруэнтной моделью воплощения ценностей и инструментов НЛП.

Когда я знакомлюсь с подобными работами, меня как мастера НЛП особенно интересует моделирование стиля и стратегий мышления, лежащих в основе книги и зеркально отраженных в ее тексте. Именно так, я полагаю, можно многомерно учиться в процессе чтения. Проанализировав «Коучинг с помощью НЛП», я заметил следующие отличительные черты стиля автора:

• Характерна четкая и ясная структура изложения.

• Каждую главу предваряет краткое изложение ключевых позиций.

• Книга начинается со строгого определения центрального понятия.

•  Часто используются этимологические корни понятия для возврата к изначальному смыслу.

•  Приводятся ссылки на наиболее признанные разработки и авторитетные позиции.

•  Выделяется ключевой вопрос.

•  Проводится сравнительный анализ.

•  Излагается точка зрения автора.

•  Используется ключевая метафора для иллюстрации наиболее важных аспектов.

• Подбираются примеры использования идей автора на практике.

• Выделяется стратегия реализации предлагаемой идеи, часто выраженной в описании шагов конкретной техники.

•  В заключении главы обязательно присутствует резюме для создания целостного взгляда и якорения содержания.

Таким образом, складывается впечатление, что Роберт, разрабатывая собственное ноу-хау, реализует следующую стратегию: сначала обращается к наиболее авторитетным источникам для создания панорамного взгляда, затем выделяет ключевые понятия, проверяет их толкование, сверяет все найденное с имеющимся опытом, потом выделяет согласованные и отличительные позиции, подбирает известные инструменты НЛП (в случае их отсутствия моделирует новые технологии). На следующем этапе проводит практическую работу в виде апробации семинаров, организации консультирования и коучинга и на завершающей стадии обобщает полученный опыт, создавая четкую структуру описания разработки. Кстати, во время моего общения с Робертом Дилтсом в Санта-Крусе я взял у него короткое интервью о стратегии написания книг — получился общий набросок действующей в этом случае модели. После прочтения «Коучинга с помощью НЛП» я был удивлен тому, как увиденная мной стратегия написания этой книги согласуется с ранее выявленной в интервью.

Думаю, что метавзгляд на творчество Роберта приводит к еще более впечатляющему выводу: пожалуй, Дилтс, моделируя Грегори Бейтсона, встроил в свою стратегию творчества его отношение к «двойным связям». Очень часто, вслед за Декартом, мы исходим из идеи дуализма: «ИЛИ». Наиболее оригинальный, продуктивный и системный подход заключается в поиске отношений целостности: «И».

Посмотрим с этой точки зрения на главную пресуппозицию НЛП. Психологи, размышляя об опыте человека, ставят вопрос «Сознание ИЛИ тело?», отделяя эти два понятия друг от друга. В действительности правомерен другой подход: сознание И тело — части единой системы. На раннем этапе развития НЛП основатели противопоставляли фундаментальные исследования различных областей знаний академической науки практическим разработкам психологии «новой волны». Роберт в своих трудах выделяет рациональные идеи обеих сторон, умело соединяя их вместе. В его книгах конструктивно сочетаются научные разработки и практические техники НЛП, дедуктивный, индуктивный и транс-дуктивный подходы, совпадение и различие, системное мышление, ме-тамоделирование и активное мечтание.

Именно такой стиль и стратегия мышления автора определяют выбор актуальной темы и особенности разработки ее содержания. Закономерно, что Дилтс обратился к самой популярной области бизнес-консультирования — коучингу, которая несколько лет назад как самостоятельная модель консультирования получила распространение в

России. Как и со многими новыми активно развивающимися практическими направлениями менеджмента и психологии, с ней произошел типичный эффект: практическое использование развивающейся модели опережает четкое определение ее сущности и границ распространения, отделение от сопряженных методов. Даже после подробного изучения идей автора и использования его разработок в собственной деятельности как коуча у меня сложилось следующее впечатление: различие между консультированием и коучингом весьма размыто. Мой опыт преподавания НЛП в Швеции, где коучинг развивается бурными темпами, общение с западными специалистами в этой области, споры с одним из пионеров коучинга НЛП Брайеном Ван Дер Хорстом убеждают меня в том, что коучинг все же следует рассматривать как мощную ветвь консультирования, из которого он вырос.

С одной стороны, мне очень нравится идея разделения коучинга на простой и системный (в описании Роберта — коучинг с маленькой и большой буквы). А с другой — мне кажется, что консультирование от коучинга отличается не только специфическим задействованием логических уровней опыта клиента или группы людей, но и особенностями процесса его построения и реализации. Консультирование чаще всего предполагает отдельный от опыта реализации задачи процесс выстраивания решения. Например, руководитель компании может обратиться к бизнес-консультанту за развитием эффективной стратегии переговоров с партнерами. Обычно НЛП-консультанту достаточно изучить существующий опыт переговоров и с помощью хорошо известных технологий НЛП организовать моделирование новой стратегии. При этом консультанту совсем не обязательно участвовать в реальных переговорах клиента. В случае же коучинга — наоборот. Коуч скорее будет сочетать обе возможности: сбор информации за рамками процесса переговоров, его сравнение с реально существующей стратегией, ее моделирование и оптимизацию, затем включение коуча в процесс переговоров и в завершение — персональный тренинг до получения в реальном опыте желаемого результата. Таким образом, коучинг можно определить как включенное в опыт клиента консультирование. Именно это и делает его столь результативным, популярным, востребованным у бизнесменов инструментом, несмотря на высокую стоимость.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться