На главную / Библиотека /Интересные книги по психологии и не только /НЛП /
Сергей Горин "В свободном полёте"
Скачать в архиве
ТРИ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДИСЛОВИЯ скорее к автору, чем к книге
Эриксоновских терапий, как и НЛП, в России - по крайней мере, две, и
обе эффективны. Одна, более западная, представлена людьми, учившимися
вживую у Дж. Зайга, Э. Росси, Б. - Э. Эриксона, Ж. Годе-на, М.
Снаркса, Ж. Беччио и других сподвижников и учеников самого Эриксона.
Другая - выросшая из слухов и домыслов, из редко доступных книг, а, по
сути - из внутренних, глубоко субъективных, иллюзорных галлюцинаторных
представлений, из личных мечтаний 6 том, что в этих книгах есть или
должно быть (чаще мечталось значительно больше написанного). Все это
преломлялось через работу, жизни пациентов и клиентов, участников
семинаров, тренингов и групп, через бесконечные разговоры с себе
сильно и слабо подобными, через беспримерный энтузиазм конца 80 -
начала 90-х Это Хмелевский, Ковылин, Горин... Вне зависимости от того,
что написано в этой книге, автор ее, именующий себя "живым еще
классиком" (На семинаре в Смоленске я занимался, помимо прочего,
практической отработкой некоторых элементов построения имиджа Все мои
реплики, способные навести Вас на мысль о возникновении у меня идей
собственного величия, на самом деле для меня не характерны и относятся
только к применявшимся техникам), являет собой и своей работой
любопытное, странное, эксцентричное сочетание эриксоновского гипноза и
терапии, НЛП и особенностей российской словесности, а также того, что
"разность заветных слов с бегом души - вовсе не означает лжи..."
Милтон Эриксон мог бы открыть для себя много нового в том, что сегодня
называется эриксоновским направлением То же самое, пожалуй, сделали бы
Гриндер с Бэндлером в отношении НЛП, если бы им посчастливилось
побывать на семинарах, послушать лекции и почитать книги Сергея
Горина. В отличие от этих несчастных, вам, читатель, сейчас, скорее
всего, повезет КОНСТАНТИН КОВАЛЁНОК, НЛП-тренер, Со-президент
Ассоциации - эриксоновской терапии, гипноза и НЛП, организатор
Смоленского семинара
Мы познакомились с Сергеем в Красноярске - как говорят в народе
психотерапевтическом, "у Макарова". Обаяние хорошего профессионала,
чувство юмора (и нечувство неюмора), неоднозначность собственного
отношения ко всему и что-то самое главное и глубоко
спрятанное-привлекали и привлекают в этом человеке. На последнем
смоленском семинаре возникли разговоры о душе - что такое душа! Есть
ли душа вообще - и некоторые раздражались при упоминании этого слова
вслух. Соотношение души и техники в психотерапии - какое оно?
Продолжая тот разговор: лечение души, лечение душой - все это имеет
отношение к каждому из нас и к автору этой книги тоже. Потому что
существует та глубоко спрятанная, оберегаемая и охраняемая, ранимая и
прекрасная душа Сергея Горина... которой он и написал эту книгу. ИРИНА
ЛЫЧАК, студентка Вильнюсского uнcmuтyma гуманистической и
экзистенциальной психологии, организатор Смоленского семинара Приятно,
когда друзья пишут книги. Ими можно гордиться, ощущая и себя
причастными к великому миру творчества и фантазии. Ими можно
хвастаться. Настоящий одессит- всегда немножко хвастун. И, может быть,
Горина с его семинарами в Одессе сразу приняли за своего именно
потому, что хвастает он блестяще, тонко, ерничая и насмехаясь, грустя
и философствуя. Город, в эмблеме которого присутствует якорь, не мог
не стать удобной посадочной площадкой для парящего в свободном полете
нэлпера. Приезжайте в Одессу, и вы почувствуете, что "эриксонианский
подход" - просто серые будни этого города. Примите предложение "снять
угол со всеми удобствами", и разрыв шаблона вам обеспечен. А если вам
удастся провести рефрей-минг по поводу этих самых "всех удобств", то
вы - счастливый человек. Пойдите на Привоз, и по состоянию вашего
кошелька вы поймете, как можно использовать неофициально наведенный
транс. Спросите у одессита, как пройти на Дерибасовскую, и ощутите на
себе действие интеллектуальной путаницы. Одесситы применяют
эриксонианские техники интуитивно, из любви к ближнему, а Сергей Горин
сделал это своей профессией. Как он это делает? Что он делает? Делает
ли он хоть что-нибудь? Напряженно задавая себе эти вопросы на
семинарах С. Горина, вы опомнитесь именно в ту минуту, когда ведущий
предложит вам "вернуться в этот день... в эту комнату... в этот
город... в том темпе, который вам удобен". А спустя какое-то время вы
удивляетесь тому, что уже умеете делать то, что, казалось, не сможете
делать никогда. С. Горин упорно называет свои семинары обучающими. И
как он говорит, так он прав. Однако не обманывайте себя - он не только
учит, но и лечит вас. Талантливо, точно, быстро, эффективно - так же,
как пишет свои книги. От одесской психотерапевтической элиты Н.
Кадышева, Т. Тадыка, А. Повереннова, Т. Карпяк Сей труд, как и прочие
в жизни труды, посвящается моей жене Галине, которая стоически
перенесла написание этой книги вдобавок к двум предыдущим. Понимающий,
да посочувствует...
ВВЕДЕНИЕ (презентация ведущего группы на семинаре в - Смоленске,
октябрь 1996 г.) Яви мне, милая Отчизна, звериный лик капитализма.
Леонид Тучинский Здравствуйте. Я - Сергей Горин, деревенский врач из
Канска, Красноярский край. Сегодня я впервые за многие годы хотел не
импровизировать, а провести презентацию по заранее составленному
плану, но вы меня сразу ограничили регламентом. Обидно - я - то думал,
что вы в первую очередь спросите: "Как дела, Сергей?" А я отвечу:
"Ничего, жив". А вы тогда опять спросите: "Кем ты теперь работаешь?" А
я отвечу: "В последний год работал живым классиком". Вам, конечно,
интересно станет: "А как это, работать живым классиком? Просыпаться, к
примеру, рано надо?" А я отвечу: "Нет, можно вообще не просыпаться..."
В этом новом для себя имидже я и хочу провести семинар под названием
"Нэлпер в свободном полете". Все случайные ассоциации с Карлсоном в
свободном полете или с полетом над гнездом кукушки я попрошу отмести,
как неорганизованные. Просто в последние годы у меня появились
некоторые наработки по применению обыденных для нас техник, взятых из
индивидуальной терапии, в работе с массовым сознанием. Можно было бы
назвать семинар "НЛП вне психотерапии", но я, будучи неисправимым
романтиком, предпочел более возвышенное название: "полет, небо,
простор..." Жаль, что презентация идет не по плану. Если бы она шла по
плану, то вы бы меня, наверняка, сейчас спросили: "Сергей, а как стать
живым классиком? Предварительная процедура какова?" И я бы вам
ответил: "Ничего сложного - надо: а) написать книгу; б) посадить
дерево; и в) вырастить сына". Хотя насчет сложности, это как сказать -
первые два пункта выполняются легко, а третий - с вероятностью 50%,
это ж кто родится, того и будешь выращивать... Но самое главное в
процедуре - надо жить в Канске, и здесь вам до меня далеко. Не в том
дело, что географически далеко, а просто Канск - литературная
аномалия. Первая советская фантастическая повесть "Страна Гонгури" В.
Итина была написана и напечатана в Канске. Первый советский роман,
"Два мира" Г. Зазубрина тоже был написан и напечатан в Канске. Не
удивительно, что первый постсоветский психологический бестселлер "А вы
пробовали гипноз?" был написан и напечатан - правильно, в Канске. * У
меня, как и у вас, есть определенная методологическая платформа, некий
общий подход ко всему (не путать с "общей теорией всего"), и он
формулируется так: все, что мы делаем, нужно делать максимально
просто. Ну вот, в работе с одним пациентом я старался достичь трех
целей. Во-первых, если получится, надо решить проблему пациента.
Во-вторых, это надо сделать максимально быстро, легко и изящно, но
так, чтобы сам пациент об этой легкости не догадался, потому что есть
еще и третья цель: на полном серьезе внушить пациенту пару-тройку
откровенных, как теперь говорят, "приколов" насчет сложности работы -
чтобы не было скучно. С этих методических позиций я пытаюсь работать и
с массовым сознанием, но пока не все получается - в частности, потому
что в роли "живого классика" я начал обожать элементы внешнего
оформления: эпиграфы, прологи, эпилоги, "крутые" метафоры, музыкальные
паузы и т. п. В тексте будут встречаться ссылки на мои предыдущие
книги "А вы пробовали гипноз" и "Гипноз, техники россыпью" (в этом
издании название изменено на "НЛП техники россыпью") В ссылках
название книг будет даваться аббревиатурой - соответственно "АВПГ" и
"ГТР". Но на семинаре я постараюсь все упростить до предела - еще и
потому, что весь материал буду записывать на диктофон, чтобы написать
свою третью книгу. Это такая старая традиция - мои книги называются
так же, как семинары в Смоленске. Я вижу в ваших глазах невысказанный
вопрос: "Сергей, а ты только пишешь или иногда что-нибудь читаешь? А.
если ты только пишешь, то какие у тебя творческие планы?" Отвечаю как
на духу - читаю. Вот сейчас я читаю две книги, я их даже с собой
захватил: томик Венедикта Ерофеева и сказка Сергея Козлова "Ежик в
тумане". Я даже семинар хотел сначала назвать "Ежик в тумане-2", но
потом передумал. А творческие планы - у меня давно уже возникла идея
этакого философского эссе о судьбах современной психотерапии; у меня и
рабочее название есть - "Наклоним голову лихую?" Да, там именно
вопрос, а не приказ. И последнее. В нашей работе большое значение
имеет мифология того, что мы делаем. Создавать нужные нам мифы о нас
самих и о гипнозе - это, действительно, очень важно, и об этом я
постараюсь хоть немного рассказать своей группе. Да, вот еще что: в
откликах на предыдущие книги я часто встречал такой упрек в свой адрес
- люди говорили, что мне не хватает академичности, и что разговорный
язык для учебника непригоден. Но когда я попытался выяснить, что такое
"академичность", то оказалось, что людям просто нужен в дополнение к
моей книге список рекомендуемой литературы. Ну, привыкли люди, что в
научных трудах после каждого слова есть ссылка на источник. В этом
плане обещаю исправиться, причем начну исправляться прямо сейчас.
ЧАСТЬ I НЛП В РАБОТЕ С ГРУППОЙ Глава 1. ПОДХОДЫ К ГРУППОВОЙ
РАБОТЕ. Базовые предпосылки С. Горин:... Возможно, тем, кто был на
моем семинаре в Смоленске два года назад, нынешний семинар напомнит
тот, который проводился под названием "Техники россыпью", потому что в
этом семинаре тоже будет много отрывочных техник. Для того, чтобы
научиться работать с позиций НЛП с групповым и массовым сознанием, нам
придется периодически возвращаться к навыкам работы с одним пациентом,
клиентом, партнером. Я считаю это нужным, поскольку сам получил
основные навыки воздействия на людей в индивидуальной терапии. Я хочу
ввести некоторые предположения, предпосылки в отношении работы с
группой и массой. Эти предположения работают, поэтому неважно, "верны"
они или нет... Уже здесь придется пояснить, что мировоззренческая
позиция моя близка к агностицизму, то есть к принципиальному отрицанию
возможности познания мира. Вы вовсе не обязаны иметь такую же позицию;
ваше мировоззрение может оставаться таким же, каким оно было до сих
пор (более того, мне бы хотелось, чтобы оно осталось прежним), но
вместе с тем мне хочется, чтобы вы понимали, откуда берутся некоторые
мои суждения. В том, что касается мировоззрения, - техники, которые вы
будете изучать (или повторять), пригодны в принципе для любого
мировоззрения. Помимо того, у идеалистической картины мира нет никаких
преимуществ перед материалистической - и наоборот, та и другая имеют
право на существование - более того, та и другая существуют едва ли не
со времен начала истории, не спрашивая у нас разрешения на право быть.
Вы можете придерживаться позиции, что у человека есть душа, и с ее
помощью вы проводите лечение, - а можете считать, что человек
представляет собой от 80 до 180 кг мяса и костей, которые после смерти
надо куда-то спрятать, чтобы не протухли (обычно зарывают в землю). И
коли уж я начал говорить о своем мировоззрении, то попрошу отделять
то, что я говорю, от меня самого. Мы можем условно выделить три уровня
восприятия человека: уровень имиджа ("рабочей версии"), уровень
жизненной позиции и уровень стержня личности. Первый и самый
поверхностный - уровень имиджа - представляет собой те внешние
проявления поведения и облика, которые мы демонстрируем людям, желая
познакомиться с ними. Кроме того, это - ряд ярлыков: имя, фамилия,
профессия, адрес, социальная роль (пассажир, покупатель, участник
семинара); и мы хотим, чтобы люди воспринимали нас с учетом этих
ярлыков. Второй уровень, жизненная позиция, более глубок, он означает
появление искренности в общении. На этот уровень мы пускаем друзей,
близких людей, родственников, позволяя им понять, что "на самом деле"
стоит за нашим имиджем, и позволяя себе раскрыться в доверительных
отношениях. Третий уровень, самый глубокий (стержень личности) - то,
что мы сами о себе толком не знаем; то, что иногда прорывается из нас,
и мы не знали, что можем так себя вести. Для иллюстрации - скажем,
имидж (рабочая версия) таков: "Я мужу никогда не изменяю"; жизненная
позиция: "Разве что сильно попросят"; стержень личности: "Или самой
захочется". Это может быть в любых вариантах, последовательность
неважна, можно наоборот - имидж: "Если самой захочется"; жизненная
позиция: "Или сильно попросят"; стержень: "Я мужу никогда не изменяю".
Так вот, здесь, на семинаре, вы в значительной степени будете иметь
дело с моим имиджем - равно как и я с вашим. По поводу собственного
имиджа я должен сделать два обязательных предупреждения (я всех
предупреждаю, не только вас): отрывочные идеи величия, которые я буду
высказывать, действительно являются отрывочными,
несистематизированными; а моему незаурядному личному обаянию
попробуйте с трудом не поддаваться. Теперь от собственной личности
позвольте перейти к принципам работы. Первый и главный из них очень
прост и формулируется так: "Мир - это описание мира". Все думают, что
это Карлос Кастанеда, а на самом деле - Людвиг Витгенштейн, немецкий
философ. Наши технологии можно часто обнаружить на страницах
философских трудов - философов тоже интересует, как человек мыслит...
Следствие № 1 из этого принципа (второго пока не будет): "Правда - это
то, во что верят люди". Если люди верят, что повозка не может
передвигаться без помощи лошади или что демократия лучше монархии,
это-правда. Таким образом, задача психотерапевта, который работает с
одним человеком или группой, и задача политика, который работает с
массами, - составлять искусные описания мира, искусные мифы о мире.
Легче всего составлять мифы о личности - для этого следует
пользоваться языком индивидуального, группового или массового сознания
и учитывать пять особенностей структуры мифа о боге (цит. по И.
Черепановой "Дом колдуньи"): 1. Неопределенность (недосказанность)
самой личности; 2. Наличие у нее чего-то особенного, отклоняющегося;
3. Амбивалентность (двойственность) формы и содержания; 4. Стремление
к эмоциональной насыщенности; 5. Ориентация на "мифологическую нишу"
массового сознания. Вы уже, очевидно, поняли, что первым, кто применил
словосочетание "живой классик" по отношению ко мне, был я сам.
Поскольку я всегда излагал собственный миф языком различных аудиторий
и соблюдал пять вышеприведенных принципов, то мне теперь остается
только повторять его. И возможно, еще при жизни я смогу прочитать в
каком-нибудь букваре: "Когда был Горин маленький, с курчавой
головой..." Боюсь только, что меня перепутают с Майклом Джексоном
(смех в зале).
Присоединение к группе Разумеется, работа с группой (большой
группой) начинается с того же, что и работа с одним человеком - с
создания раппорта. А создание раппорта, в свою очередь, начинается с
присоединения. Но если в работе с одним человеком мы буквально
становимся его зеркальным отражением (отражая позу, дыхание, движения
глаз, макро- и микродвижения тела и т. д.) и ставим клиента перед
выбором - если мое отражение делает так, это значит, что либо я делаю
так, либо я сошел с ума; обычно принимается первая возможность - то
при работе с группой отразить физиологию и поведение мы не можем,
поэтому отражаем другие факторы: общую для нас реальность, общие
ценности и т. д. Приемы присоединения к большой группе, аудитории
(одновременно - приемы ораторского мастерства) можно классифицировать
на: присоединение к эмоциям; присоединение по ритму (навязывание ритма
и утилизация всех ритмов); присоединение на уровне разделения
ценностей; присоединение на уровне разделения реальности (актуальной
или описываемой); присоединение с ведением по шаблону "5-4-3-2-1".
Присоединение к эмоциям - хороший и краткий прием, пригодный в случаях
| |