Короткий Вадим "Основы семейной психопедагогики"

Закаливающие процедуры известны достаточно хорошо. Прежде всего, это воздушные ванны. Поскольку речь идет о детях разного возраста, посоветуем, чтобы все они чаще ходили дома легко одетыми, делали утреннюю гимнастику на воздухе и летом на улице не злоупотребляли теплыми вещами (меньше сидели на сквозняках и больше двигались). Самая мощная закаливающая (зимняя) процедура — обтирание тела холодной водой. Начинать его надо с воды комнатной температуры, которую следует снижать каждые 2-3 дня на один градус. Обтирание производят тканью (полотенцем) или губкой, начиная с верхней части туловища. В последующем можно переходить к обливанию холодной водой или прохладному душу. Тот, кто хоть раз в жизни обтирался утром холодной водой, знает, что после такой физической встряски утреннюю зарядку можно не делать. Организм моментально выходит из пассивного состояния (переходит от сна к бодрствованию), центральная нервная система настраивается на рабочий ритм, у человека повышается работоспособность, и он чувствует себя более жизнерадостным. По правилам, обтираться надо в 3-4 приема, пока тело не перестанет выпускать «гусиную кожу» и не вернется ощущение теплоты. После закаливания следует обтереться сухим полотенцем, и вы (а вместе с вами ребенок) почувствуете себя превосходно! Склонным к простудам детям рекомендуется дополнительно закаливание ног [62]. Оно сводится к погружению их в воду (речь идет о ступнях) комнатной температуры на 1-2 минуты с последующим энергичным растиранием. Температура воды должна постепенно опускаться примерно до 10 градусов.

Отлично закаливает ребенка летнее купание (чего не скажешь о зимнем купании в бассейне - здесь все наоборот). Купаться разрешается при температуре окружающего воздуха не ниже 24-25 градусов и температуре воды не менее 18 градусов. Продолжительность пребывания в воде не должна превышать 10-15 минут (в первые дни купания достаточно 3 минут). Купаться следует через некоторое время (час-полтора) после приема пищи, и, находясь в воде, следует все время активно двигаться. При появлении признаков переохлаждения (бледность лица, посинение губ, дрожь), следует сразу же прекратить купание и интенсивно растереться полотенцем до появления чувства теплоты. Купаться можно в 2-3 приема с интервалом не менее 20 минут, сопровождая периоды «некупания» прогреванием на солнце, спортивными упражнениями или играми («попутное загорание»).

Благоприятное закаливающее действие на организм ребенка оказывает специальное пребывание не солнце (солнечные ванны). Солнечные ванны начинают с продолжительности 5-10 минут; в течение этого времени следует поворачиваться к солнцу спиной, грудью, боками. Голова должна быть защищена от прямых солнечных лучей куском ткани. При появлении сонливости, головной боли, повышенной раздражительности процедуру солнечного закаливания следует временно прекратить. Общая продолжительность солнечных ванн может постепенно достигать 40-60 минут и более. Наиболее благоприятное время для загорания (чтобы не получить ожог): на юге — от 8 до 11 часов, в средней полосе — с 10 до 12 часов [62].

Навыки четкого режима учебы и сна, рационального проведения свободного времени, утренняя гимнастика, водные процедуры, привычка ежедневно бывать на свежем воздухе — все это превращается со временем в сами собой разумеющиеся принципы организации каждого дня. Когда ребенок выполняет определенное количество оздоровительных упражнений, стремится делать их правильно и в нужном объеме, тогда у него, кроме всего прочего, складываются такие важные черты характера, как настойчивость, воля, целеустремленность, решительность, самообладание, способность к самооценке и самоконтролю. У него возникает привычка, а затем и потребность твердо соблюдать определенные правила поведения.

О структурировании учебных задач

Следующим фактором содействия ребенку является непосредственная «техническая» (алгоритмическая) помощь родителей в решении конкретных учебных задач. Родители лучше, чем кто бы то ни было, знают, сколько времени тратит их сын или дочь на приготовление домашних заданий. Если это время больше положенного или если КПД от домашних стараний ребенка (выраженный в школьных оценках) почему-то «оставляет желать», взрослым следует обеспокоиться и выяснить в чем дело. Там, где не было проблем со школьной готовностью (в целом), речь, скорее всего, идет о несформированности какого-то специального учебного навыка, отсутствие которого именно в этот момент начало тормозить развитие ребенка.

Бабушка с внуком вырабатывают фонематический слух. Она ему говорит нараспев: «3-у-уп». Ребенок, принимая помощь взрослого, отчетливо повторяет каждый звук в отдельности: «З-з-з! У-у-у! П-п-п!». «Понимаешь, — говорит в свою очередь бабушка, — это такое слово, где слышится «Пе», а пишется «Бе». Есть такое правило русского языка». Что извлечет из данного комментария 5-летний ребенок (который пока не знает разницы между понятиями «буква» и «звук» и который пока не умеет читать), покажет время. Одно можно сказать уверенно: ребенок расчленил слово на звуки, т. е. ответил правильно, но получил за это отрицательное подкрепление. Так нельзя вырабатывать фонематический слух!

Одно из правил оперантного научения (чему бы мы ни учили ребенка) гласит: «Нельзя вырабатывать два навыка одновременно!» (Скорость научения резко снижается.) Когда учительница начальных классов требует от первоклассников вставать и отвечать полным ответом одновременно (видимо, полагая, что говорить полными предложениями дети должны были научиться дома), КПД ее классно-урочной работы приближается к «математически статистическому нулю» (т.е. 50 на 50). Дети, не наученные говорить полным ответом до школы, встают, отвечают и получают за это отрицательное подкрепление. Дети, наученные говорить полными предложениями, концентрируют внимание на основной задаче (забывают встать) и тоже получают отрицательное подкрепление. Так можно биться бесконечно (это фактически замкнутый круг). Взрослые люди, решившие приобрести навыки управления автомобилем под руководством педагогически некомпетентного инструктора, навсегда запомнят свои первые уроки вождения! Педаль газа, педаль тормоза, педаль сцепления, руль, рычаг коробки передач, зеркало заднего вида, обстановка на дороге, правила дорожного вождения (8 навыков) и «психованный» инструктор доставят вам «незабываемое удовольствие» от самого процесса обучения.

Согласно Выготскому Л. С, задачи, которые ребенок может решать сам, находятся в зоне его актуального развития; а задачи, которые ребенок может решать, но решать под руководством взрослого, находятся в зоне его ближайшего развития (т. е. без вас он не начнет стрелять из лука; но вы сделаете лук, и он начнет из него стрелять).

Все высокие теории о «зоне актуального развития ребенка» и «зоне ближайшего развития ребенка» сводятся, в конечном итоге, к построению элементарных цепочек обуславливания. Если я объясняю что-нибудь ребенку, а до ребенка «не доходит», значит, у него не сформированы навыки, на основе которых я строю свое объяснение. Попробуйте научить 5-летнего ребенка игре в «Морской бой»: нарисуйте две 10-клеточные таблицы, дайте ему понятие координатной плоскости (а заодно: 2 «четырехпалубных» корабля, 3 «трехпалубных», 4 «двухпалубных» и т. д.), покажите ему, как фиксировать свои выстрелы и как отмечать ваши. (Я уже не спрашиваю, знает ли ваш ребенок первые 10 букв алфавита и первые 10 цифр — это уже не важно...) При таком обилии объяснений, новых правил, символов и знаков надо быть, действительно, «семи пядей во лбу», чтобы хоть что-нибудь понять с первого раза. Но ребенка 5-ти лет можно легко и непринужденно научить играть в «Морской бой». (Только не надо ничего усложнять!) Все должно быть максимально просто: два «трехклеточных поля», один кораблик («однопалубный»), три первые буквы алфавита, три первые цифры, ваши выстрелы, его выстрелы — ребенок обучается в течение получаса. Через пару дней вы будете играть на пятиклеточных таблицах, еще через неделю — на десятиклеточных. («Морской бой» на уровне 6 класса!)

Если вы хотите научить ребенка 5-ти лет играть в шахматы, предварительно разбейте всю игру на простейшие навыки. Сначала поиграйте пешками — это будут ваши шахматы — пешки ходят прямо, «едят» по диагонали (кто кого «переест»). Освоили первый этап игры — уберите пешки, оставьте на доске две ладьи (для него) и короля (для себя). Одна ладья прижимает вашего короля к краю поля, а другая ставит «мат». Ребенок потом сам будет ходить вокруг вас кругами: «Папа, давай поиграем в шахматы». После того как вы замените одну ладью ферзей и отработаете с ребенком правила хождения ферзи, все остальные фигуры он (ребенок) освоит сам в процессе игры. Если вы хотите ребенка 5-ти лет научить играть в карты (а карты до известного момента являются развивающей игрой), уберите со стола три масти и играйте одной: дама «кроет» вальта, валет «кроет» десятку. Как только разберетесь с рангами, вбрасывайте отложенные масти, и через пару месяцев ребенок дошкольного возраста будет «резаться в Дурака» наравне со взрослыми.

Можно очень многому научить ребенка дошкольного возраста (вместо того чтобы учить его читать). Например, его можно научить «гулять в Проводнике» компьютера на уровне учащегося 1 курса ОПТУ (он будет открывать программы по ярлыкам или отсчитывать их сверху) или научить его подтягиваться, а заодно делать подъем переворотом. Все, что ребенок не может освоить сам, но может освоить с помощью взрослого, скорее всего, содержит несколько новых навыков. Достаточно разбить сложное действие на отдельные элементы и построить из них цепочку («кривую обуславливания»), и нам практически становится подвластной любая проблема детского неумения и непонимания в пределах соответствующей возрастной нормы. (Для ребенка конкретной возрастной группы всегда сохраняются ограничения по мышлению и моторике!)

Родители, желающие избежать психологического травмирования в момент привыкания ребенка к детскому саду, также могут воспользоваться методом последовательных приближений. Для этого они предварительно приводят малыша в группу на экскурсию, где воспитатели показывают ему новые игрушки и разрешают поиграть с ребятами. Первые дни или недели ребенка можно оставлять в садике до обеда (не беда, что за все уплачено; не торопитесь) или забирать его после сна, не дожидаясь вечера, немного пораньше. Мудрые родители разрешают ребенку приносить в садик свои игрушки. Поступательность и естественность вхождения ребенка в группу сверстников определяют сложность и продолжительность периода адаптации. (Родители, берущие садик «с наскока», могут вообще не дождаться никакой адаптации. Ребенок просто измотает их болезнями, и им придется отказаться от садика.)

У учителей и воспитателей нет возможности заниматься каждым ребенком в отдельности (их тоже нужно понять). Никто не поможет нашим детям «точечно» и «адресно», кроме нас самих. Если накануне поступления в школу у вас не решена проблема произвольности, купите игру «Рыболов», накидывайте кольца на палочку, используйте любые настольные игры для развития усидчивости у непоседливого ребенка. Если в процессе обучения русскому языку у вашего школьника проявилась значительная неграмотность, посадите его рядом, возьмите тетрадь и проведите аналитическую работу. Определите сначала «ошибки по невнимательности» (т. е. те ошибки, которые он совершил, твердо зная правила). Заведите словарик текущих ошибок и гоняйте его каждый вечер по 10 слов. (При равномерном распределении нагрузки времени для усвоения уходит значительно меньше, чем при попытках запомнить весь материал в один прием.) Периодически подбрасывайте слова, в которых он уже перестал делать ошибки. Обязательно фиксируйте все результаты. Учет безошибочных ответов необходим ребенку для того, чтобы он мог сравнить, насколько успешнее стала его учебная деятельность. Научите ребенка самостоятельно проводить работу над «глупыми ошибками». Научите ребенка вслух проговаривать правило или цепочку действий, когда он принимает решение по конкретному слову. (Человек усваивает 10% из того, что слышит, 50% из того, что видит, 70% из того, что проговаривает и 90% из того, что делает сам [54].) Описанный способ приносит, как правило, хорошие результаты и для борьбы с импульсивностью, и для профилактики орфографии.

Эксперименты с детьми показывают, что учебная неуспеваемость, как и хроническая простужаемость, явление обратимое (если ее не запускать!). Пока нам самим не хватает воли и смелости разобраться в учебном процессе, нашим детям не хватает поддержки и эффективности, и мы упускаем один за другим целую череду сензитивных периодов (благоприятных этапов в жизни ребенка для развития его умственных или физических способностей).

О поддержке увлечений ребенка и соблюдении сензитивных периодов

Сензитивный период — период времени, в течение которого организм чувствителен к определенным формам стимуляции, и физиологически и психологически готов к усвоению определенных реакций или определенного типа знания.

(Артур Ребер. Большой толковый психологический словарь)

Самое важное в технике семейного воспитания — это своевременное положительное подкрепление полезных инициатив. Отрицательное подкрепление имеет неоценимое значение для развития самосознания ребенка, но оно не формирует цели в жизни, не развивает тяги к познанию, а без решения этих задач весь педагогический процесс лишается смысла. Если ребенок начал стряпать на кухне или связал вам в подарок первый в своей жизни шарф, вы просто обязаны употребить все эти предметы и продукты максимально по назначению: заносить их до дыр или потребовать добавки («Я требую продолжения банкета!»). С возрастом увлечения ребенка приобретают более серьезный характер. Подростки могут придумывать себе занятия, исчерпывающие ресурсы организма, препятствующие нормальному физическому, умственному или личностному развитию. Взять хотя бы компьютерные игры сутками напролет. (Не зря говорят, что все хорошо в меру.) Не следует торопиться «апгрейдивать» (upgrade) домашний компьютер, пока ваш ребенок не понял его прямого назначения и увлекается только играми. Так же, как видеосказки и видеомультики в дошкольном возрасте, виртуальные «стрелялки», «бродилки» в подростковом ничего не развивают (кроме специальных навыков и умений, востребованных в самой игре). Видимо, имеет смысл договориться с ребенком, что дополнительное время на компьютере он будет получать только в том случае, когда речь пойдет о развитии пользовательских навыков и умений (составление таблиц, написание рефератов, общение с друзьями в ИНТЕРНЕТЕ и т. п.). Компьютер, помимо всего прочего, разрушает иммунитет ребенка, поэтому время, проведенное возле такой серьезной машины, должно быть потрачено с максимальной пользой.

Родителям надо знать, что серьезное увлечение ребенка спортом (открывшееся не ко сроку) также может нанести существенный вред его здоровью. Следует иметь в виду, что умеренные динамические нагрузки — бег, спортивные игры — действительно способствуют увеличению роста в длину, а силовые — борьба, штанга — замедляют рост костей в длину, увеличивают их поперечные размеры и массивность. Для достижения успехов в спорте недостаточно умеренных физических нагрузок, так как легкая физическая нагрузка (при пульсе менее 140 ударов в минуту) оказывает только общеукрепляющее действие на организм человека, но не дает увеличения его физической силы [61]. Подростки склонны переоценивать свои возможности в двигательной деятельности, однако, до 12 лет следует избегать чрезмерных нагрузок, так как в этом возрасте ресурсы организма должны быть использованы на естественные физиологические процессы (на увеличение длины и массы тела).

С 12-13 лет разрешается начинать подготовительные занятия почти по всем видам спорта, которые не только развивают скорость, ловкость и координацию движений, но и включают упражнения на выносливость и силу. Теми видами спорта, которые предъявляют повышенные требования к силе, быстроте и выносливости (например, бег на средние дистанции, гонки на велосипеде, гонки на лыжах) можно заниматься с 14-16 лет. С особой осторожностью следует подходить к посещению секций, требующих больших силовых и эмоциональных нагрузок (тяжелая атлетика, борьба, бокс). Начинать подготовительные занятия в этих видах спорта желательно не ранее 15-16 лет, когда уже закончились основные процессы формирования организма [62].

В целом же, занятия спортом — это важный способ полезного использования избытка энергии ребенка. Спорт помогает сложиться таким важным качествам личности, как воля и настойчивость в достижении цели. Физические упражнения благоприятно влияют на состояние подростков и юношей, отвлекают их внимание и энергию от острых половых переживаний.

Моральное воспитание

«Раскольников вышел из сарая на самый берег, сел на складенные у сарая бревна и стал глядеть на широкую и пустынную реку. С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его. Раскольников сидел, смотрел неподвижно, не отрываясь; мысль его переходила в грёзы, в созерцание; он ни о чем не думал, но какая-то тоска волновала его и мучила».

(Достоевский Ф. М. Преступление и наказание)

Выготский Л. С. рассматривал культурное развитие как особый тип развития, отличный от физиологического и интеллектуального. Суть культурного развития состоит в овладении человеком процессами собственного поведения. Возможное несоответствие параметров развития (физиологического, интеллектуального и культурного) обозначается понятием «паспортный возраст» (Мол, по паспорту ему 16-ть, а по сути — не более 14-ти). Содержанием культурного развития является возникновение новых социальных и духовных потребностей, в том числе развитая мораль! Морально зрелый человек руководствуется в своих поступках не страхом наказаний, а соображениями высшей социальной справедливости.

Морально зрелый человек значительно более требователен к себе, нежели к другим. Осуждая дурные поступки других, он не торопится выносить окончательный вердикт (старается войти в положение «оступившегося», найти смягчающие обстоятельства). Он понимает, что нельзя судить о моральном состоянии другого человека по одной его оплошности, что поведение людей любого возраста в морально-проблемных ситуациях сильно зависит от наличия у них соответствующего опыта, что человек, «спасовавший» по первому разу, в следующий раз может реабилитироваться, так как будет уже (морально) готов к повторению испытания. Нравственно зрелый человек не может однозначно рассудить моральную дилемму другого человека (хорошо это или плохо, и как поступить?), потому что одно и то же действие по-разному оценивается в зависимости от его контекста, последствий и мотивов.

В развитии нравственного сознания ребенка выделяется 3 главных этапа (идея Лоуренса Кольберга) [44].

  • Первый этап: доморальный уровень (с 4 до 10 лет), когда ребенок выполняет определенные правила, исходя из эгоистических соображений (избегая наказаний или ожидая поощрений). «Мама, я сегодня помог бабушке картошку чистить», — сообщает сын матери в магазине и выразительно смотрит на мороженое.

  • Второй этап: конвенциональная (или, лучше сказать, «конформная») мораль — с 10 до 14 лет — ориентирующая на внешние нормы поведения. (Пока соседи помалкивали, он выпускал собаку без намордника и включал громкость без ограничения, но под давлением общественного мнения взялся за ум и стал вести себя правильно.)

  • Третий этап: автономная мораль (при естественном, нормальном развитии раньше, чем в 13 лет, не наступает, но может и вообще «не наступить») — это внутренняя ориентация на общечеловеческие ценности или то, что русские называют словом «совесть». Переход на уровень автономной морали не происходит сам по себе, а определяется активной нравственной позицией родителей ребенка.

Мораль — это форма общественного сознания, регулирующая взаимодействие между людьми, опираясь на силу общественного мнения. Решая задачу формирования нравственных убеждений, воспитатель использует силу духовного поощрения.

По мнению Кольберга Л., если ребенка систематически вводить в область суждений на моральные темы на ступень выше его собственной, то он постепенно понимает привлекательность этих суждений и принимает их [108]. (Регулярная постановка ребенка в ситуацию нравственного выбора значительно ускоряет достижение им высокой ступени. Родители являются фактическим ограничителем безнравственного поведения своих детей.)

Здравствующие отец и мать определяют моральное совершенствование детей до 25 лет. Именно к этому возрасту происходит полная интериоризация (переход внешнего родителя во внутренний план) и окружение утрачивает возможность влиять на наше моральное развитие. Конкретный человек в своем моральном развитии может остановиться на любой ступени. (Вы таких людей встречали!) Венцом морального прогресса является стойкая нравственная позиция, когда человек способен противостоять внешнему групповому давлению, придерживаясь зрелых моральных принципов. При сопоставлении несовершеннолетних правонарушителей и их законопослушных сверстников обнаруживается, что у первых меньше интериоризированных (внутренних) норм поведения [44].

Началом морального воспитания следует считать трехлетний возраст, когда ребенок в громкой речи начинает выражать разницу между собой и другим человеком. Отсутствие ориентации на состояние другого в трехлетнем возрасте еще нельзя считать признаками душевного нездоровья. С помощью систематических внушений взрослые формируют нравственное сознание ребенка, причем, в большей степени влияние на дошкольника оказывает тот человек, который больше времени уделяет ребенку. Дети не принимают моральные суждения тех членов семьи, которые только и делают, что читают морали, но не развлекают, не играют и вообще не занимаются ребенком (молодые бабушки, занятые на работе, даче или на кухне).

Формирование морального сознания нельзя рассматривать в отрыве от социального поведения. (Одними словами эти дела не делаются.) Нравственная позиция человека раскрывается в поступках и формируется поступками, причем особо важная роль в установлении единства знаний, убеждений, поступков отводится трудовой деятельности (трудовая деятельность как помощь или трудовая деятельность как подарок). Трудовая деятельность не только совершенствует специальные моторные навыки и волю ребенка, но и формирует такие социально-значимые черты характера, как ответственность, организованность, аккуратность (уборка дома, ведение домашнего хозяйства, изготовление предметов домашнего обихода, уход за растениями и животными).

В чистом виде трудовая деятельность, т. е. трудовая деятельность как обязанность (тем более, трудовая деятельность как наказание), не формирует нравственного поведения. На этот феномен в свое время обратил внимание еще А. С. Макаренко: «Нейтральность трудового процесса очень удивила наш педагогический коллектив... хорошая работа сплошь и рядом соединялась с грубостью, с полным неуважением к чужой вещи и к другому человеку, сопровождалась глубоким убеждением, что исполненная работа освобождает от каких бы то ни было нравственных обязательств» [95]. Василий Александрович Сухомлинский писал по этому поводу, что самое главное, «чтобы труд возникал не по принуждению, а как внутренняя потребность» [90]. Сделать, чтобы это было именно так, — в этом и состоит искусство воспитания.

Чтобы трудовая деятельность стала привлекательной для ребенка, она должна быть:

  1. справедливо и четко организована (детям не нравится быть «затычкой», но им нравится делать вместе со взрослыми),

  2. по-современному технически оснащена (что сразу отразится на качестве и вызовет желание продолжать работу),

  3. содержать элемент новизны, творчества и быть соответственно эмоционально окрашена, т. к. интерес ребенка всегда эмоционально окрашен.

Чтобы открыть глаза ребенка на мир доброты, надо поселить в его душу радость общения с природой (на это указывали многие великие умы прошлого и современности). Жан-Жак Руссо поселяет своего гипотетического воспитанника Эмиля на природе и не выпускает его оттуда в свет до полного совершеннолетия. «Несчастен ребенок, если он вырос, не видя росистых лугов и не любуясь полевыми цветами, — писал К. Д. Ушинский, — зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога» [86].

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

Маленькому человеку достаточно веточки вербы на подоконнике, чтобы испытать нравственное чувство и просветлеть душой (Древние греки считали, что чувство красоты — есть последний и высший дар богов людям). Совсем не обязательно тащить ребенка на море, в горы, в далекую турпоездку для прикосновения к миру вселенской красоты. Еловая ветка с настоящими шишками, цветы мать-и-мачехи весною, кустики черники, кленовые листы осенью — сколько чудесных мелочей проходит мимо нас. А вечерние туманы в деревне летом, гроза, рассвет, копны сена на свежескошенном лугу. (Год за годом, в суете, мы не видим их, даже если бываем на природе.) Я уже не вспоминаю про утренние рыбалки, походы с ночевкой — их заменили сауны, «видики», пивные бары.

«Природа учит ребенка нравственному поведению благодаря своей гармонии, красоте, вечному обновлению, разнообразию форм и линий, красок и звуков. Роль воздействия природы возрастает, если учащиеся привлечены к ее охране и преобразованию».

(В. А. Сухомлинский)

Аристотель предупреждал, что в воспитании главную роль должно играть прекрасное, а «стремление к одной только пользе оборачивается большими потерями для государства» [76]. Считается, что общение с природой в детстве своеобразно определяет участь человека: будет он светел или мрачен душой, будет он высок или низок, исполнен любви или бессердечен, равнодушен. Остановитесь на мгновение, и вы увидите, что «небо становится выше с каждым днем». А какая прелесть смотреть ночью на звезды или пускать кораблики в ручье, кататься на плоту, сажать семена в маленькие баночки, колоть дрова на весеннем солнцепеке, выращивать березки или следить за ледоходом. Надо стремиться к тому, чтобы каждый лепесток, каждая былинка радовали ребенка. Надо доходить в духовном развитии ребенка до этих прекрасных подробностей (учиться сопереживать природе), тогда вопросы морали и морального воспитания не будут стоять так остро.

Среди трудных детей, находящихся на учете в милиции, подавляющее большинство смотрит на окружающую природу холодными глазами. Почти каждый из них жесток к животным. Эта закономерная связь установлена многими исследованиями подростков [62].

Преодоление родительской невыдержанности (или сознательная работа над собой)

«Некоторые люди подобны колбасам: чем их начиняют, то они в себе и носят».

(Козьма Прутков)

Техника семейного воспитания не является чем-то объемным и сложным, когда родители знают возрастную периодизацию и психические особенности детей разного возраста. Главную сложность в воспитательном процессе для сознательных родителей составляет преодоление себя, т. е. преодоление беспрерывных наставнических реакций и избавление от элементарной родительской невыдержанности. Очень хочется навязать ребенку лучшее из того, что он может выбрать сам. Очень хочется поруководить ребенком в те моменты, когда он не особенно оптимально строит свои коммуникации со сверстниками (дать совет прямо по ходу их общения). «Непреодолимое» стремление к совершенству — опасный помощник тревожных родителей. Лишая детей инициативы, мы, в лучшем случае, способствуем развитию их инфантилизма и конфликтной самооценки. Позволить ребенку общаться самому и решать самому — это проявление родительской мудрости и нормальной человеческой культуры. Подростку и юноше вообще не объявляют готовых решений: подростку всегда предлагают на выбор (альтернатива создает ощущение свободы), а с юношей на равных советуются.

— Вас послушать, так это она должна решать, в какие дни недели мыть полы?! Так я вам скажу: она их помоет в субботу и воскресенье!

— Да, и имеет полное на это право.

(записано в 1999 году)

Мы все боимся, что дети пойдут по ложному пути: потратят деньги, время, предадутся ненужным развлечениям. Поведение, при котором человек постоянно поглощен заботой о том, чтобы другие не наслаждались, с точки зрения психоанализа, является проявлением собственных (сильных) тайных желаний [101]. («Он слишком много ест конфет», «Он слишком долго лежит на диване».) «Алло, Игорь дома? Нет? А вашего, говорят, еще раньше отпустили...» И вот ты начинаешь нервничать, злиться, а ведь еще минуту назад у тебя этой проблемы не было, и тебе ее «подарили»! Просто мы не любим, когда что-либо выходит у нас из-под контроля. (Как говорил один из героев фильма «Убойная сила», «Это наша корова, и мы ее доим».) Дети расплачиваются за наши мечты, за нашу усталость, за наше невезение, беспричинные страхи и общее несовершенство души. Когда-нибудь позже они нас «поймут» (поймут всю нашу ущербность) и бросят нас самих барахтаться со своими проблемами. Владимир Леви писал по этому поводу: «Представьте себе, что с вами будет, если 37 раз в сутки к вам станут обращаться в повелительном тоне, 42 раза — в рекомендательном и 50 раз — в обвинительном?» [50].

«Если вы недовольны своей жизнью, если вы не смогли добиться, чего хотели, то ради Бога, не занимайтесь сами воспитанием своих детей, не портите им жизнь. Доверьтесь удачливому и веселому человеку, только проверьте, чтобы этот человек не имел педагогического образования. Это не шутка! Это совершенно серьезный совет российского бизнесмена».

(Ю. Мороз. Бизнес: пособие для гениев)

Наша невыдержанность по поводу того, что ребенок долго собирается (и разрушает разработанный нами план) — это, помимо всего прочего, еще банальное отсутствие воли! Есть такие специальные упражнения по укреплению воли: заставить себя медленно есть, заставить себя отдохнуть, подавляя желание во что бы то ни стало закончить работу [9], заставить себя подождать ребенка, заставить себя выслушать ребенка, а не перебивать его окриком или отчетом («Давай одевайся, а не рассусоливай!») Сетуя на медлительность, мы сами создаем проблему, которой, возможно, нет. Чем больше мы говорим о медлительности, тем медленнее и медленнее становится ребенок (вспоминай теорию Кэплана). Можно называть это давлением на психику, можно называть это программированием, но если вечером кто-то скажет по радио «Сегодня нельзя смотреть на звезды», то мы выйдем во двор и будем смотреть на звезды, хотя до этого сто лет не обращали на них внимания.

Не надо делать напряженное лицо при встрече с приятелем вашей дочери. Не надо напоминать ребенку, который вчера случайно поплакал: «Ты будешь сегодня капризничать или нет?» («Не надо подавать идею, чтобы это не произошло». Михаил Жванецкий.) Держите язык за зубами. Дети не балуются ножницами, они просто берут их в руки и изучают их свойства. Проговаривая свой страх, мы прививаем повышенный интерес к симптому, мы формируем поведение, которого сами боимся. Причина этому только одна — наша невыдержанность (читай: отсутствие силы воли).

«Если мужик не пьет, то надо ругать за то, что курит. Если мужик не курит, то надо ругать за то, что соли много ест»

(народная мудрость)

Мы часто не придаем значения, что это наши родители так общаются с нами, а с ними общались их родители и т. д. Мы совершенно некритично, бездумно копируем опыт старших поколений, не делая попыток, хоть что-нибудь исправить, хоть как-нибудь «вылезти из этой колеи» тотального наставничества и оперативной невыдержанности. Хорошо, если ребенок у нас здоровый и сильный, с крепкой нервной системой, тогда мы можем отчитывать его в свое удовольствие, периодически орать и более-менее преодолеем острые моменты «счастливого детства». А если ребенок ослабленный (каких сейчас немало), с «вегетативной неустойчивостью нервной системы»? (Согласно исследованиям Владимира Александровича Худика, 59% трудных подростков имеют плохой анамнез. Их матери испытали острый токсикоз беременности, «тяжелые роды, сопровождающиеся асфиксией плода». Эти дети сами переболели инфекционными заболеваниями на первом году жизни. Все они сразу отличались капризностью, неуравновешенностью, эмоциональной неустойчивостью и моторным беспокойством [104].) На «сверхрасторможенного» ребенка должны быть «сверхзаторможенные» (очень волевые и спокойные) родители.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться