Короткий Вадим "Основы семейной психопедагогики"

Беспричинная злоба запугивает ребенка, делает его пассивным и несчастным. (Особенно тяжело тем детям, где давление сочетается с любовью.) Порой хочется сказать ребенку что-нибудь доброе (мы уже даже приближаемся к нему), но в голову ничего не приходит, кроме очередного ценного указания; мы вновь одергиваем ребенка, срываемся и злые сами на себя (хотелось, как лучше, а получилось, как всегда) удаляемся в пустоту. И наши дети замыкаются в себе. (Такие вот «сто лет одиночества». Такая вот «стена недоверия и непонимания».) Но мы прощаем себе значительно больше, чем своему ребенку!

Особенно придирками злоупотребляют отцы (Выполнение отцовской роли во второй половине 20-го века стало очень проблематичным). По данным исследований 80-х годов, свыше трети отцов практически не занимались домашними бытовыми делами, не помогали детям в учебе, не обсуждали с ними книг, фильмов, телепередач, не ходили в походы [44]. Развитие индустрии подорвало традиционное положение мужчины в семье. Труд, который всегда был главной сферой самоутверждения мужчины, в наши дни пространственно отделился от семейного быта. Ребенок не видит, как работает отец (гараж и тот находится на окраине города), не включен в его труд и соответственно не имеет возможности общаться с близким человеком. Возникает вопрос: а как же тогда мужчины взаимодействуют с детьми? А очень просто: 30-40 придирок в день общей продолжительностью 6-8 минут!

Становясь родителями, люди нередко ударяются в наставничество, забывая про особенности детской моторики и особенности детского любопытства («Положи на место и не имей моды брать»). Ребенок должен иметь доступ к родительским инструментам. Если малыш ломает много игрушек, купите ему разборные игрушки, конструктор купите. Приобретайте такие игрушки и такие конструкторы, чтобы не стоять за спиной и не кричать («запачкаешь», «разобьешь», «сломаешь»). Приклейте для него ватман на стену, чтобы не рисовал на ваших любимых обоях. Научите его заводить машину, пока он не сжег ваш стартер.

  • Юра, сходи, пожалуйста, на веранду, замерь ширину плиты...

  • Сорок с половиной на тридцать три.

  • Ты что так и ходил в одной рубашке? Вот так ты всегда и простываешь. Тебе было трудно свитер надеть?

Не ковры и фотообои, а красные лозунги надо развешивать по стенам квартиры: «Нельзя одергивать ребенка, когда он задает познавательные вопросы!» («Сначала лицо умой, а потом спрашивай»), «Нельзя одергивать ребенка, когда он занят делом или пытается в чем-то разобраться», «Нельзя ругать ребенка, когда он выполняет нашу просьбу или пытается нам помочь». Думайте о ребенке, помните о ребенке, но не смейте делать его своим смыслом! Нельзя никого делать своим смыслом! Это слишком дорого обходится другим...

P.S.

Дейл Карнеги

Отец забывает

Слушай, сынок: говорю это, когда ты спишь, положив свою лапку под щеку. Светлые кудряшки прилипли к твоему влажному лобику. Я прокрался в твою комнату один. Несколько минут тому назад, когда я читал в библиотеке газету, на меня нахлынула волна жгучего раскаяния. С чувством вины и пришел я к твоей кроватке.

Вот о чем я думал, сыночек: я был на тебя сердит утром, выбранил тебя, когда ты собирался в школу, так как вместо того, чтобы умыться как положено, ты только провел полотенцем по своему лицу. Я дал тебе нагоняй за то, что ты не почистил свои ботинки, сердито закричал на тебя, когда ты уронил что-то на пол.

За завтраком тоже не оставлял тебя в покое. Ты пролил чай, жадно проглатывал пищу, клал локти на стол. Ты мазал слишком много масла на хлеб. Когда я уходил на работу, а ты, убегая к своим игрушкам, обернулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свидания, папа!», я нахмурился и произнес в ответ: «Не сутулься!».

Затем после обеда все началось сначала. Подходя к дому, я заметил, что ты играешь в шарики, стоя на коленях. На твоих чулках были дырки. Я унизил тебя перед товарищами, заставил идти перед собой к дому. «Чулки дорого стоят, и если бы ты сам должен был покупать их, то был бы осторожнее». Услышать такое от отца!

Ты помнишь, как позже, когда я читал в библиотеке, ты боязливо вошел с настороженностью в глазах? Когда я взглянул поверх газеты, раздраженный тем, что мне помешали читать, ты заколебался у дверей. «Что тебе надо», — огрызнулся я.

Ты ничего не сказал, но одним прыжком бросился ко мне, обвил ручки вокруг моей шеи и поцеловал меня, и твои ручки сжались с нежностью, переполнявшей твое сердце, — нежностью, которую не могла уничтожить даже моя черствость. И затем ты убежал, вприпрыжку вверх по лестнице.

И вот, сынок, вскоре после этого газета выскользнула из рук моих и ужасный, пронзительный страх овладел мной. Что сделала со мной моя скверная привычка? Привычка всегда обвинять, постоянно делать замечания. Все это доставалось тебе от меня только за то, что ты — мальчик. И не потому, что я не люблю тебя, а потому, что ожидал слишком многого от ребенка и мерил на свой собственный аршин — на аршин своего возраста.

В твоем же характере так много хорошего, тонкого, верного. Твое маленькое сердце так велико, как рассвет над широкими холмами. Это проявилось в том порыве, с которым ты бросился ко мне и поцеловал перед сном. Теперь ничто другое не имеет значения, сын, я пришел к твоей постели в темноте и пристыженный, встал перед ней на колени.

Это весьма слабое искупление вины, знаю, что ты не понял бы всего этого, если бы я сказал это тебе, когда ты не спишь. Но завтра я буду настоящим отцом! Буду дружить с тобой, буду страдать, когда ты страдаешь, и смеяться, когда ты смеешься. Я прикушу свой язык, если в нем появятся раздраженные слова. Я всегда буду повторять, как если бы это было ритуалом: «Он всего лишь мальчик — маленький мальчик!».

Боюсь, что мысленно видел тебя взрослым. Но теперь, когда я вижу тебя здесь, усталым и свернувшимся в своей кроватке, вижу, что ты еще ребенок. Вчера еще мать носила тебя на руках и твоя головка покоилась на ее плече. Я требовал слишком много, слишком много.

Литература

  1. См. http: // www.Fw.Ru / Analytic / Rnd - Table / 3-99. Html.

  2. См. http://www.mama.ru/sonya/razvod01.htm

  3. См. Абрамова Г. С. Возрастная психология. — Екатеринбург, 2000.

  4. См. Адлер А. Индивидуальная психология. / Теории личности в западно-европейской и американской психологии. — Самара, 1996.

  5. См. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. Том 1. — М., 1980.

  6. См. Анджелис Б. Секреты о мужчинах, которые должна знать каждая женщина. — М., 1997.

  7. См. Анцупов А. Я. Шипилов А. И. Конфликтология. — М., 1999.

  8. См. Арнольд О. Слабые мужчины, сильные женщины. / Семья и школа. 1995, № 9.

  9. См. Ассаджоли Р. Психосинтез. — М., 1997.

  10. См. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. — М.,1998.

  11. См. Безруких М. Я и другие Я. — М.,1991.

  12. См. Берн Ш. Секреты психологии мужчины и женщины. — М., 2001.

  13. См. Берн Э. Игры, в которые играют люди. — Л.,1992.

  14. См. Бернс Р. Развитие позитивного самовосприятия //Психологическое консультирование в школе/ Составитель Коптева Н.В. — Пермь, 1993.

  15. См. Бойко В. В. Если ты мать и жена. — М., 1991.

  16. См. Борисова Е. М. Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. — М., 1991.

  17. См. Ботвин К. Есть ли секс в браке. — М.,1998.

  18. См. Бразерс Д. Что каждая женщина должна знать о мужчинах. — М., 1994.

  19. См. Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии. — М., 1986.

  20. См. Бэрон Р. Агрессия. — С.-П., 1997.

  21. См. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. — М., 1991.

  22. См. Виноградова Т. В. Семенов В. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин./ Вопросы психологии. 1993, № 2.

  23. См. Вислоцкая М. Юношеская любовь. / Студенческий меридиан. 1989, № 9,10.

  24. См. Волович М. Б. Не мучить, а учить. О пользе педагогической психологии. — М., 1992.

  25. См. Волшебное прикосновение (по материалам иностранной печати). // Семья и школа, — М., 1998, №4, стр. 14-17.

  1. См. Гаврилица О. А. Чувство вины у работающей женщины. / Вопросы психологии. 1998, № 4.

  2. См. Голод С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. — Л.,1984.

  3. См. Давыдов В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. — Томск, 1992.

  1. См. Данаилов Г. Не убить Моцарта! — М., 1986.

  2. См. Драгунова Т. В. Подросток. — М., 1976.

  3. См. Дубровина И. В. Практическая психология образования. — М., 1998.

  4. См. Жданов А. Ю. Брак с одиночеством. — Архангельск, 1998.

  5. См. Жданов А. Ю. Техника семейного воспитания. — Архангельск, 1989.

  6. См. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. — М., 1986.

  7. См. Зарубинский В. В. Как знакомиться, обращаться и овладевать женщинами. — Ростов-на-Дону, 2000.

  8. См. Захаров А. И. Детские неврозы. — С-П., 1995.

  9. См. Имелинский К. Психогигиена половой жизни. — М.,1982.

  10. См. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена попа у детей. — Л., 1979.

  11. См. Китов А. И. Экономическая психология. — М.,1987.

  12. См. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. — М, 1991.

  13. См. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на -Дону, 1996.

  14. См. Ковалев С. В. Психология современной семьи. — М., 1988.

  15. См. Кон И. С. Введение в сексологию. — М., 1989.

  16. См. Кон И. С. Психология ранней юности. — М., 1989.

  17. См. Коррекция психического развития младших школьников / Сост. Гурьева О. Т. — Архангельск, 1994.

  1. См. Криксунова И. Создай свой имидж. — М.,1998.

  2. См. Крушельницкая О. Амплуа и роли./ Семья и школа. 1998, № 1

  3. См. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.

  4. См. Ламзина А. С. Диагностика семейного воспитания. Шкопьные технологии, 1997, № 4.

  5. См. Леви В. Нестандартный ребенок. — М., 1983.

  6. См. Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. — М.,1982.

  7. См. Лисина М. И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребёнка раннего возраста // Лишённые родительского попечительства / Под ред. Мухиной B.C., — М., 1991, стр. 37-48.

  8. См. Майерс Д. Социальная психология. — С.-П., 1998

  9. См. Макшанов С. И. Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. — С-П., 1993.

  10. См. Матюхина М. В. Михальчик Т. С. Психология младшего школьника. — М., 1976.

  11. См. Мелибруда. Я, ты, мы. — М., 1986.

  12. См. Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. — М., 1985

  13. См. Менделл А. Игры в которые играют мужчины. — С.-П., 2000.

  14. См. Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М., 1992.

  15. См. Мид М. Культура и мир детства. — М., 1988.

  16. См. Мильнер Е. Выбираю бег. — М., 1985.

  17. См. Мир детства: Подросток / Под ред. Хрипковой А. Г. — М., 1982.

  18. См. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М., 2000.

  19. См. Немов Р. С. Психология в 2-х книгах. Книга вторая. — М., 1994.

  20. См. Немов Р. С. Психология в 3-х книгах. Книга третья, — М., 1998.

  21. См. Никитин Б. П., Никитина Л. А. Правы ли мы? — М., 1954.

  22. См. О Коннор Д. Как заниматься любовью с одним и тем же человеком всю жизнь и... получать при этом удовольствие./ Спид-Инфо. 1994, № 1 — 12.

  23. См. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. — М., 2000.

  24. См. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М., 1995.

  25. См. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психилога. — М.,1997.

  26. См. Петрунек В. П. Таран Л. Н. Младший школьник. — М., 1981.

  27. См. Пиз А, Пиз Б. Язык взаимоотношений. Мужчина и женщина. — М., 2000.

  28. См. Плутарх. Избранные жизнеописания. Том 1. — М., 1987.

  29. См. Подлеснова Н., Руденко И. Чтобы стать математиком, нужно родиться мальчиком?/ Семья и школа. 1998, № 6.

  30. См. Приц Н. Я сама стану счастливой. — М., 1998.

  31. См. Проблемы эстетического развития школьника. /Под ред. Бурова А. И. — М., 1987.

  32. См. Прутченков А. С. Сиялов А. А. Эй ты, параноик! — М., 1994.

  33. См. Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. Гуревича К. М. Борисовой Е. М. — М., 1995.

  1. См. Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. Дубровиной И. В., — М., 1991.

  2. См. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — С-П., 2000.

  3. См. Романов И. В. Особенности половой идентичности подростков. / Вопросы психологии. 1997, № 4.

  4. См. Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М., 1992.

  5. См. Сатир В. Психотерапия семьи. — С.-П., 2001.

  6. См. Семья. Социально-психологические и этические проблемы: Справочник/ Рук. авт. кол. Зацепин В. И. — Киев, 1990.

  7. См. Серова Е. Дикая или домашняя? Две модели личной жизни. — С.-П., 2001.

  8. См. Смольяников И. Ф. Природа в системе эстетического воспитания. — М., 1984.

  9. См. Соколова В. Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире. — М.,1991.

  10. См. Спок Б. Ребенок и уход за ним. — Архангельск, 1990.

  11. См. Столица. 1989, № 1.

  12. См. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьников. — М., 1961.

  13. См. Трусов В. П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. — Л., 1980.

  14. См. Учителю о психологии. / Под ред. Лебедевой В. П. и Панова В. И. — М.,1997.

  15. См. Учителям и родителям о психологии подростка. /Под ред. Аракелова П. Г. — М., 1990.

  16. См. Файнберг С. Г. Предупреждение неврозов у детей. — М., 1978.

  17. См. Фаркаш Э. Этический вызов Макаренко. //Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. — М., 1988.

  1. См. Формирование личности в переходный возраст: от подросткового к юношескому возрасту. / Под ред. Дубровиной И. В. — М., 1987.

  2. См. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.

  3. См. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии.// Сумерки богов./ Под ред. Яковлева А. А. — М., 1989.

  4. См. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М.,1991.

  5. См. Фрейд 3. Три очерка по теории сексуальности. / Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 1989.

  6. См. Фромм Э. Иметь или быть? — М., 1986.

  7. См. Хиллман Д. Исцеляющий вымысел. — С.-П., 1997.

  8. См. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. — М., 1993.

  9. См. Худик В. А. Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте. — Киев, 1993.

  10. См. Чимаров В. М. Первый год жизни ребенка. М., — 1989.

  11. См. Чуковский К. И. От двух до пяти. — Киев, 1988.

  12. См. Шварц Д. Д. Все мужики прохвосты, пока не доказано обратное. — М., 1999.

  13. См. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. — М., 1995.

  14. См. Шостром Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. — М.,1994.

  15. См. Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни. — М.,1996.

  16. См. Эльконин Д. Б. Историческое происхождение развернутой формы игровой деятельности./ Психология игры. — М.,1999.

  17. См. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. — М., 1995.

  18. См. Энгельн X. Биологи о «страсти нежной» или вечные двигатели любви. / GEO.1998-1999, № 10/1.

  19. См. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. — М.,1972;

  20. См. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М., 1996.

  21. См. Юнг К. Душа и миф. Шесть архетипов. — Киев, 1997.

  22. См. Юнг. К. Собрание сочинений. Психология бессознательного. — М., 1994.

  23. См. Ясвин В. А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. — М., 1998.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться