(Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы)
Собираясь в компании, мальчики 13-14 лет совместно развивают воображаемый групповой образ «грязных половых отношений». Отголоски (их) грубых мужских разговоров можно слышать в городских скверах, мужских туалетах и даже на школьных переменах (в спину молодой учительнице). Нередки случаи оскорбления подростками незнакомых беременных женщин на улице. Грубая форма проговаривания полового вопроса коробит взрослых. Но надо учитывать, что обсуждение запретных вопросов (к ним относится не только секс, но многие другие телесные чувствования) со сверстниками позволяет снять напряжение и отчасти разрядить его смехом. (Обзывая девочек «проститутками», младшие подростки таким образом противодействуют свалившейся на них новой информации.) «Грязные разговоры» — это по сути дела не что иное, как способ (механизм) психологической защиты, позволяющий «заземлить», снизить волнующие подростков смутные эротические переживания. Находясь в состоянии психологической неготовности, подросток матерными словами и вульгарными жестами пытается сбросить (снять) стресс, глубина которого сопоставима с потерей близкого человека.
Справиться с сексуальными страхами и кризисными явлениями подростку помогает большое и чистое чувство своих родителей. (Он видит отца трогательно прижимающего, целующего мать, и ему становится легко и спокойно.) Взрослые традиционно скрывают свою эмоциональную жизнь (ведут себя на детях максимально безлично) и явно пережимают с проблемой наготы. Отношение родителей к собственному телу во многом определяет «список ограничений» для ребенка (так как в вопросе обнажения сам по себе ребенок долгое время ведет себя достаточно непосредственно). Если родители испытывают смущение при попытке переодеться (шарахаются от детей), то их чувство неловкости передается ребенку. В результате все связанное с полом отождествляется в сознании ребенка с «постыдным» и «запретным». Это достаточно привязчивое наследство, которое препятствует нормальному развитию сексуальности и создает нездоровый ажиотаж в вопросах полового просвещения. (Надо не спину ему в душе тереть, а в баню с ним ходить!) Отношение к обнаженному человеческому телу — целиком и полностью результат влияния внутрисемейных стереотипов. Известная степень открытости в этих вопросах (мать, не стесняясь, кормит грудью младшего ребенка в присутствии старшего) и своевременное отеческое слово о происхождении ребенка (о взаимодействии мужчины и женщины в постели) делает подростка (в особенности мальчика) неуязвимым для сомнительных потоков уличной информации, когда наиболее опытные («бывалые») сверстники предпримут попытку трансформировать его нравственность.
Обсуждая с младшим школьником (еще в 9-10-летнем возрасте) вопросы пола, необходимо соблюдать педагогический такт, учитывать психологические особенности ребенка. (Это делается легко, как бы между прочим.) Для завязки разговора с сыном уместно использовать непринужденную фразу: «Ты что ли до сих пор не знаешь, почему рождаются дети?» Через некоторое время после «полоориентационной» беседы ребенку можно подарить «Современную энциклопедию для мальчиков», откуда он (опять же с подачи взрослого) спокойно закрепит полученные знания.
О разобщенности чувственно-эротического и нежного влечения у подростков
«Кто не любит человека в радости его — не любит и ни в чем». (Розанов В. В. Опавшие листья)
Пугающая форма уличного полового просвещения поразительным образом уживается с романтической влюбленностью подростков. Зачастую влюбленный подросток даже не помышляет о каких-либо попытках сексуального характера, и его отношения с конкретной девочкой строятся по законам не половой, а «первой» (целомудренной) любви. (Прогулки под луной и редкие поцелуи — предел мечтаний большинства подростков.) Эта дихотомия подростково-юношеского сознания замечательно передается формулой: «Юношу не влечет к девушке, которую он любит, и он не любит девушку, к которой его влечет».
«Я был развращен в душе, с вожделением смотрел на красивых женщин..., но весь этот мутный душевный поток несся мимо образа любимой девушки, и ни одна брызга не падала на нее».
(Вересаев В. В. Воспоминания)
Дело в том, что юноши (речь идет о 15-17 летних) обычно бывают неспособны преодолеть наиболее выраженное в подростковом возрасте противоречие между любовью и сексом, как между «возвышенным» и «грязным». Подобная двойственность особенно присуща представителям сильного пола, что связано с большей остротой полового влечения и с большей интенсивностью «виртуальной половой жизни» юношей-подростков. Женщины психо-физиологически (в сексуальном плане) пробуждаются значительно позднее мужчин, но даже они в юношеском возрасте подразделяют отношения «мальчик — девочка» на любовь и «чистую любовь». Таким образом, подростково-юношеская любовь почти не включает эротических компонентов и скорее представляет специфическую форму межличностных отношений, предполагающую максимальную духовную близость и чисто личностную интимность.
Юношеская любовь (или разнополая юношеская дружба) очень ранима. (До 72% городских старшеклассников считает, что настоящая дружба дается редко, а желание иметь верного друга, по результатам анкет, опережает среди прочих желаний также любовь [44].) Подросток-юноша отнюдь не стремится завести друга обязательно противоположного пола, и, если такая привязанность возникает, он искренне и честно называет ее «дружбой», т. к. прежде всего испытывает потребность в коммуникации и эмоциональном тепле. Взрослым трудно совместить пробуждающуюся чувственность ребенка с собственным «моральным кодексом». К сожалению, большинству родителей свойственно заблуждение, что дети лукавят и лицемерят и что любые интимно-личностные отношения юношей и девушек неизбежно чреваты сексуальным контактом. Это, в свою очередь, вызывает законный протест самих юношей и девушек, чья подлинная интимность не допускает присутствия третьих лиц.
«Дочерей своих — Ольгу и Елену — Мстислав Леопольдович воспитывал в необычайной строгости. Вернувшись как-то с очередных гастролей и увидев девочек, наряженных в джинсы, Ростропович заставил их немедленно раздеться, развел костер (прямо на полу дачной веранды) и сжег модные брюки, призванные, по его словам, лишь возбуждать ненужный интерес соседских мальчишек».
(«Аргументы и факты», 2002 г., № 13)
Биться за девичью честь в юношеском возрасте авторитарными методами — значит проявлять полное неуважение к своему ребенку. (Стыдливому женскому поведению девочку обучают в младшем подростковом возрасте, когда она норовит отвесить затрещину сверстнику.) Стремление уберечь дочь от соблазнов (до поры до времени) проистекает, как правило, из собственных морально-этических или психологических проблем. Девочке-подростку как бы внушается, что цель каждого мужчины — воспользоваться «невинностью» девушки, «обмануть», а потом бросить (то есть от мужчин, в принципе, нужно держаться подальше). Суровыми запретами нельзя добиться ничего конструктивного, а можно только внедрить мысль о безнравственности межполового общения как такового. В результате девушка остается неподготовленной к восприятию мужской психологии, к восприятию душевных качеств мужчины. Аскетическая, пуританская, негативная, паническая установка родителей затрудняет не только замужество, но и всю последующую семейную жизнь дочери, повышает вероятность сексуальной несовместимости ее и супруга (вероятность ее сексуальной закомплексованности).
Вместо того, чтобы наказывать (или высмеивать) интерес к нарядам и украшениям у девочки-подростка, необходимо воспользоваться этим стремлением, чтобы привить ребенку хороший вкус и чувство меры. Действительно, есть эротический женский имидж (максимум открытого тела плюс обтянутые формы), значение которого надо понимать и элементы которого можно использовать для создания (к примеру) романтического женского имиджа (платье, очеркивающее фигуру и вроде бы скрывающее ноги, плюс одна-две эротических изюминки — разрез от бедра, декольте, обнаженные плечи, обнаженная спина и т. п.) [46]. Тот и другой вариант одежды используется в неформальной обстановке и моделирует определенное поведение партнера. А есть еще спортивно-непринужденный (студенческий) стиль женской одежды (где уместно эксплуатируются джинсы), классический, доминантный, наивный, экстравагантный. (Читайте книги Инны Криксуновой!)
В целом, отношения «мальчик — девочка» в 7-9-х классах значительно смягчаются (против того как это происходило в 12-летнем возрасте). Дети весьма охотно контактируют друг с другом, но при условии, что их взаимодействие организует взрослый. Старшие подростки еще не отказываются от уничтожающих высказываний в адрес друг друга, но если воспитатель продолжает настаивать на совместной деятельности (пропуская мимо ушей ритуальный обмен любезностями), то общение доставляет детям большое удовольствие. Это видно по выражению их лиц, позам и жестам, хотя на словах не многие из подростков согласятся признать это. (Девочек средних классов особенно интересует тема «кто кому нравится», в этом вопросе им не занимать наблюдательности.) Старшеклассники зачастую пускаются на всякие ухищрения, чтобы иметь повод общаться с представителями противоположного пола. Но даже они не признают открыто своего стремления к взаимодействию друг с другом. Юноши и девушки не могут позволить себе просто сказать: «Можно мне с тобой посидеть?» Необходимо делать вид, что их взаимодействие —результат обстоятельств и что они в нем совершенно не заинтересованы.
Начало половой жизни
«Люди, которые никуда не торопятся — это и есть Божьи люди». (Розанов В. В. Опавшие листья)
Современные юноши и девушки начинают половую жизнь значительно раньше, чем их сверстники в прошлом. Средний возраст первой половой близости в Европе составляет 16,9 года (что одинаково для юношей и для девушек) [44]. По данным зарубежных исследователей, если до 1915 года три четверти американских девушек считали необходимым сохранить девственность до замужества, то уже к 1930 году их количество сократилось до 50%. Сегодня добрачные сексуальные отношения (в Америке) признаются тем и другим полом и расцениваются как естественные.
Социологические опросы конца 80-х о начале половой жизни американской молодежи собрали следующую инсрормацию: в возрасте 15-17 лет вступали в половую связь 28% юношей и 23%девушек; в возрасте 17-19 лет половую связь уже имели 65% юношей и 44% девушек (что фактически соответствует современному состоянию дел в родном отечестве) [44].
Поучительные выводы об особенностях полового поведения юношей и девушек позволяет сделать анализ количественных данных Мишеля Кле (1991) [40].
Возможные формы
полового поведения
Юноши
15-17 лет
Девушки
15-17 лет
Юноши
17-19 лет
Девушки
17-19 лет
1) Свидания
78%
91%
93%
96%
2) Поцелуи
78
91
92
96
3) «Настоящие поцелуи»
43
64
67
81
4) Ласки груди поверх одежды
41
60
74
79
5) Ласки груди под одеждой
36
38
63
61
6) Ласки гениталий
24
12
51
29
7) Контакт гениталий без проникновения
16
13
38
29
8) Коитус
11
6
30
16
Как видно из динамики цифр, в группе 15-17-летних девушки имели больший (чем юноши) опыт «романтического поведения» (т. е. опыт свиданий, поцелуев и ласк). С переходом к генитальным формам поведения картина становилась иной. Юноши имели большую частоту генитального поведения, причем процент юношей, знакомых с коитусом, в два раза превышал аналогичный процент девушек. Расхождение последних цифр исследователи объяснили наличием определенного контингента девушек, услугами которых пользуются многие юноши. Это обстоятельство как нельзя лучше иллюстрирует утверждение о том, что сексуальная активность юношей носит скорее не личностный и эмоциональный, а опытный и экспериментальный характер.
Это же подтверждают данные опроса большой группы студентов из разных вузов Российской Федерации (начала 80-х годов) [27]. Согласно полученным сведениям, в качестве основных мотивов вступления в половую связь были названы:
Мотивы
Юноши
Девушки
1) любовь
29%
46%
2) приятное времяпрепровождение
38
21
3) желание эмоционального контакта
10
8
4) предполагаемое вступление в брак
7
10
5) самоутверждение
5
3
6) любопытство
5
6
7) престижность
4
4
8) расширение чувства свободы
2
2
По данным эстонских ученых, в качестве основного мотива первого сближения юноши упоминают прежде всего любопытство! Его называют от 45 до 50% мужчин, переживших это событие от 15 до 17 лет (далее указывается любовь: 15-20%). Женщины, напротив, на первое место ставили любовь (40-45%), а на второе место — «настояние партнера» (20-25%) [44].
Таким образом, многочисленные исследования психосексуального развития в подростковом и раннем юношеском возрасте высказываются за игровой характер подростковых ухаживаний. Наряду с подлинными чувствами, во взаимоотношениях юношей и девушек много надуманного, связанного с проверкой или освоением новой половой роли. Первые свидания, первые поцелуи, первые ласки и даже первый коитус — это не что иное как определенные социальные знаки, символизирующие повзросление. «Я делаю это, чтобы повзрослеть в собственных глазах», — именно таков лейтмотив Ранних половых отношений. Как младший подросток нетерпеливо ждет появления вторичных половых признаков, так и юноша ждет, когда же он, наконец, полюбит. Чем младше подросток в момент своей первой половой связи, тем меньше эта связь Мотивируется любовью, тем больше в ней случайного и ситуативного.
Общие рекомендации женщинам по развитию эмоциональности мужчин
«Ты обнимаешь меня так, как будто имеешь на это право. Мне это нравится. Мне это очень нравится...»
(Из кинофильма «Обыкновенное чудо»)
Проблемы интимной сферы рождаются задолго до того, как их начинают осознавать супруги. Скованность, неудовлетворенность, неласковость, грубость, отсутствие такта в интимной жизни — все это следствие глубоких процессов, корни которых следует искать в ранней юности и в опыте первых интимных контактов. У девочек, при низком уровне сексуального напряжения, значительно раньше начинает проявляться стремление к эмоциональной любви, когда они ищут заботливого, чуткого, внимательного партнера, не испытывая при этом потребности в половой близости [81]. Механизмы сексуальной возбудимости в этот момент у них еще формируются, и развитие женской эротической чувствительности будет продолжаться вплоть до 30 лет. (Родители развивают эмоциональность девочки всякими там цветочками, поцелуйчиками, ухаживаниями.)
Мальчики пубертатного возраста находятся под мощным прессом чрезмерной сексуальной чувствительности. Они с интересом и огромной любознательностью изучают именно половой вопрос. Подсмотреть, прикоснуться, испытать необычные телесные ощущения — такими проектами и планами занято воображение мальчика-подростка. Сексуальное напряжение еще более усиливается в юношеском «периоде». У юноши проявляется неосознанная тяга к физической близости с женщиной. В это же самое время его эмоциональность находится еще в зачаточной стадии развития.
Итак, девушка-подросток (излюбленный термин Зигмунда Фрейда!) в период полового созревания в проявлении своей эмоциональности уже ведет себя как вполне сложившаяся женщина, а юноше очень трудно бороться со своим половым влечением. Юноша 17-ти лет еще не готов брать на себя какие-либо обязательства, т. к. девушка в этот момент служит для него лишь объектом, открывающим новизну чувственного познания.
«На самом деле вокруг полно потенциально замечательных мужчин. Просто надо научиться вести себя так, чтобы они не превратились в прохвостов. Вокруг полно и прохвостов, которые могут стать отличными партнерами — если вы дадите им возможность стать такими. Чаще всего мужчина становится прохвостом, потому что мы позволяем ему это».
(Шварц Д. Д. Все мужчины — прохвосты, пока не доказано обратное)
Самая трудная задача девушки — доказать юноше, что его намерения вполне серьезны. Нет ничего более страшного для юношеской эмоциональности, как встретить девушку, которую легко удастся склонить к сожительству [23]. Во-первых, он очень скоро убедится, что его партнерша не столь уж сексуальна, как ему бы хотелось; а во-вторых, в его жизни закрепляется крайне упрощенный и обедненный стереотип физической «мини-любви». Такой юноша в зрелом возрасте становится неспособным на полноценную любовь, предполагающую не только физическую, но и эмоциональную близость. Такой юноша в зрелом возрасте не будет стремиться доставить максимальное удовлетворение своей партнерше (его не будет интересовать быт партнерши, личность партнерши), главным для него станет не качество секса, а количество секса (или количество партнерш, которыми ему случится овладеть).
«Только ты не задавайся, а то парни как поцелуют девчонку, так сразу петухами ходят. А нам это обидно, понимаешь?».
(Из кинофильма «Девчата»)
Чрезвычайно важна для развития эмоциональности мужчины продолжительность периода ухаживания за женщиной. Поцелуи, обнимания, прочие контакты, отдаляющие момент самого полового удовлетворения (т. е. полной физической близости), позволяют женщине развить эмоциональность в психике своего избранника. Мужчина, не получив от партнерши быстрого согласия уступить его настойчивости, начинает ходить возле нее кругами, забывает об имеющейся возможности поменять партнершу. В этот период его воображение трудится на полную катушку, придумывает все новые и новые ласки (в рамках дозволенного). Женщина должна постепенно допускать к себе мужчину. Долгий путь познания мужчиной секретов женского тела превращается одновременно и в школу любви для женщины. Так она получает все необходимое для наиболее глубокого сексуального развития.
Даже взрослые и опытные женщины, твердо определившись с партнером, вынуждены еще какое-то время «танцевать ритуальный танец» вокруг мужчины, чтобы не вызвать подозрения в своей (легкой) доступности. Такие действия психологи считают чрезвычайно оправданными [85]. Впереди у влюбленных целая жизнь, главное — вовремя научиться любить. Оноре де Бальзак писал: «Любовь, добытая за два дня, умирает в течение следующих двух дней». Помните об этом, и вы обезопасите себя от пресыщенности в интимной сфере.
P. S. Материальное раскрепощение женщин и другие социально-экономические процессы лишили мужчин их привилегированного положения в семье. Чтобы получать нужное внимание и поддерживать свой авторитет, мужчина должен сегодня либо приносить очень много денег, либо обладать рядом тонких психологических свойств (чуткость, внимательность, отзывчивость), которые не входят в традиционный общественный стереотип маскулинности [44]. Видимо поэтому все больше молодых современных женщин выбирает себе в мужья еще более молодых мужчин. Сегодня никого не удивишь женой на 3-9 лет старше мужа (год-два вообще не разница). Двадцатилетнему юноше еще не свойственна броня, которой окружает себя зрелый мужчина (маскулинный мужчина-сверстник). Постоянное возрастное преимущество жены позволяет долгое время поддерживать в тонусе нежное обращение (эмоциональность) мужчины, к которому она сама его и приучила.
Лекция 3. СЕКС И СУПРУЖЕСТВО
Трудно переоценить значение интимных отношений в жизни супругов. Сочетание физической и духовной близости гармонизирует эмоциональные реакции любящих, укрепляет их взаимные чувства и взаимную удовлетворенность. Наоборот, дисгармония в сексуальной сфере создает напряженность в быту, ведет к ссорам, размолвкам и недоговоренности между супругами. Эта недоговоренность накапливается, снижает сексуальное возбуждение, и образуется замкнутый круг, из которого трудно вырваться без посторонней помощи. Сексуальная неудовлетворенность и дисгармония — одна из существенных причин разводов и нервных заболеваний. По некоторым исследовательским данным, безусловная симпатия супругов напрямую зависит от их максимальной удовлетворенности в постели.
О значении секса в жизни мужчин и женщин
-
Селянка! — крикнул он. — Подь сюда... Фимка покорно подошла:
-
Чего изволите?!
-
Хочешь большой, но чистой любви? — бесцеремонно сказал Маргадон.
-
Как не хотеть! — ответила Фимка.
-
Однако! — ухмыльнулся Маргадон. — Мне нравится твоя простота. Придешь сегодня в полночь на сеновал.
-
Придем-с... — сказала Фимка. — Только уж и вы приходите. А то вон тот сударь тоже позвал, а опосля испугался...
-
Маргадон удивленно уставился на Жакоба.
-
Она с кузнецом придет! — спокойно пояснил Жакоб.
-
С каким кузнецом?
-
Дядя мой... Степан. Он мне заместо отца.
-
Какой кузнец? Зачем кузнец? — изумился Маргадон. — Я не лошадь!
-
Благословлять, — простодушно сказала Фимка. — Вы ж изволите предложение делать или как?
-
Маргадон секунду обалдело смотрел на нее, потом его ус нервно задергался:
-
Ступай, селянка! Видишь, играем. Не мешай!
(Григорий Горин. Сценарий телевизионного фильма «Формула любви»)
Современная киноиндустрия эксплуатирует несколько иной (вымышленный) образ женщины, этакой сексуально-ненасытной, наступательной нимфоманки. Большинство реальных женщин, завязывая отношения, надеется на возможность эмоциональной связи и прыгать из койки в койку не собирается. На самом деле сегодня уже никто не верит в любовь с первого взгляда: женщины от природы склонны проверять своего партнера, а чувства, возникающие у мужчин, требуют особого комментария. Так, например, во время одного из экспериментов (США, 1989 г.) привлекательные мужчины и женщины получили задание соблазнять студентов и студенток, не подозревавших о том, что служат объектом исследования. Пятьдесят процентов юношей сразу приняли приглашение выпить кофе; из этих 50(процентов) — 69% «клюнули» на предложение пойти в гости, а 75% из пришедших были в тот же вечер готовы к сексуальной близости. Из участвовавших в эксперименте студенток выпить кофе согласилась тоже половина, но только 6% приняли потом приглашение в гости, и ни одна из пришедших в гости девушек не пожелала сексуальных отношений и близости [113].
Такая же разница чувствуется в ответах мужчин и женщин на вопрос: «Что Вас удерживает от вступления в добрачную связь?» (Ленинград, 1988 г.). Женщины на первое место (34,5%) поставили моральные соображения, а на второе (34,1%) — отсутствие половой потребности; у мужчин на первом месте (48,5%) стоит отсутствие случая, а на втором (24,4%) — моральные соображения [43].
Центр секса расположен в гипоталамусе (отдел промежуточного мозга). У женщин гипоталамус несколько меньше, чем у мужчин. Так природа позаботилась о сохранении потомства, ибо вынашивание потомства требует некоторого перерыва в половых контактах. Сексуальная сила мужчины в возрасте 19 лет соответствует силе сексуального влечения женщины в возрасте 30-32 года. Многие женщины до 30 лет жалуются психологу, что мужчина давит на них, заставляя заниматься сексом. Исследования Института Кинси показывают, что 37% молодых мужчин думают о сексе каждые 30 минут, и только 11% молодых женщин думают о нем столь же часто [72]. К тридцати годам сексуальное влечение женщин сравнивается с мужским и даже начинает превосходить его. (Мужской организм быстрее изнашивается и больше зависит от действия тех или иных гормонов.) Мужчина «около сорока» бывает весьма озадачен такой переменой ролей и, не успевая за сексуальным аппетитом жены, сталкивается со своей «маленькой мужской проблемой». В период от 30 до 40-ка наступательные действия в постели ведет женщина: именно ей приходится заботиться о стратегии и тактике секса, чтобы не потерять Его мужскую силу. После сорока лет мужчина опять начинает доминировать в сексе над женой-сверстницей. Она же все чаще обвиняет его в том, что он «использует ее».
Общеизвестно, что женщины жаждут не столько физиологической, сколько психологической близости, любят мужчину в целом как человека и проявляют в своей любви куда большую мягкость и нежность. Что касается представителей сильного пола, то в этих вопросах они зачастую ведут себя грубовато-прямолинейно и избыточно ориентированы на конечный результат. Женщина способна привязаться и даже полюбить мужчину за его целеустремленность, верность избранному делу, творческие способности, не испытывая сначала сексуального влечения к нему. Чувства мужчины изначально базируются на сексуальной притягательности партнерши. Каждое новое действующее лицо (противоположного пола) мужчина, в первую очередь, оценивает с точки зрения внешней привлекательности. Психолог Дж. Бразерс, например, не рекомендует женщинам в день первого свидания идти на фильм с участием необыкновенно красивой звезды экрана. После такого фильма мужчина оценивает привлекательность партнерши значительно ниже, чем она объективно того заслуживает. «Желательно выбрать приключенческий фильм или фильм ужасов..., потому что такие фильмы приводят к большому выделению адреналина, а это предрасполагает мужчину переносить часть своего возбуждения на партнершу» [18]. (Возбуждение, не взирая на его источник, способствует проявлению нежных чувств!)
Женская любовь благотворна и милосердна: женщина способна посвятить жизнь мужчине слабого здоровья или мужчине с физическим изъяном. Мужчины, за редким исключением, не способны полюбить женщину с физическим недостатком. В 1999 году студентка КФ ПГУ Антушева Н. О. предлагала юношам и девушкам 20-22 лет представить себя в сложной жизненной ситуации и ответить на следующий вопрос: «Ваш любимый человек попал в автокатастрофу и стал инвалидом, т. е. не может ходить. Готовы ли вы остаться с этим человеком и заботиться о нем?» В результате опроса, 60% юношей ответило «Да», 40% — «Нет»; 94% девушек — «Да», 6% — «Нет». При математической обработке полученных данных было обнаружено значимое расхождение эмпирических долей распределения при уровне статистической ошибки 5%. Таким образом, было научно подтверждено, что хотя о мужской любви нельзя сказать, что она немилосердна, зато о женской любви можно сказать определенно, что она более жертвенна и милосердна, чем мужская.
В ранней юности женщина создает идеал партнера, затем его ищет и, как правило, не находит. С возрастом ее притязания снижаются и мечты о загадочном принце улетучиваются. Мужчина же никогда не создает себе идеал, в поисках которого он мог бы ждать и ограничивать себя. Он наделен способностью сотворить «принцессу» из любой привлекательной для себя женщины, как говорится, по ходу событий. («Вы все как репьи в поле, к кому ближе к тому и чипляетесь».) В голове у мужчины не идеал, а тип, который он способен любить и под который можно «подвести» немало реально существующих особ.
«Я искоса глядел на ее чудные плечи, на царственную шею, на гордый профиль, и меня бросало то в жар, то в холод. Ну, глупа, лихорадочно неслось у меня в голове, ну и что же? И пусть. Мало ли кто глуп!»
(Аркадий и Борис Стругацкие. Отель «У погибшего альпиниста»)
В одном из исследований женщин и мужчин спрашивали о том, какого интеллектуального уровня они ожидают от незнакомца (незнакомки), с которым пойдут на свидание. Наиболее частым ответом представителей того и другого пола было «средний» или «обычный». Но, как только речь заходила о перспективе сексуальной близости, в ответах мужчин и женщин намечалась существенная разница. Мужчины по-прежнему продолжали настаивать на обычном интеллекте дамы и даже готовы были довольствоваться малоразвитыми партнершами; женщины, напротив, предпочитали партнеров, преимущественно, с высоким уровнем интеллектуального развития [113]. Женщины незаурядного ума видят и ощущают, что при всех прочих равных условиях претендентов на их руку обычно оказывается несколько меньше, чем на руку и сердце более «простых» девушек [84].
Если женщине приглянулся мужчина, она робеет в его присутствии, подчеркнуто создает дистанцию, сторонится в компании. Оставшись наедине с собой, она горько сожалеет о том, что «блокировала» себя, ругает «дурочкой» и «недотрогой». С мужчиной, к которому она равнодушна, она может балагурить, позволять некоторые вольности, шутливо обниматься и чмокаться, настораживая и отталкивая тем самым того, кто ей действительно нравится. Мужчина, как правило, не знает подобных сомнений (сложностей). Мужчина методично завоевывает женщину, не делая никаких пассов в сторону. Женщины, конечно же, пытаются заразить мужчин своими полезависимыми взглядами на мир, но сами же потом негодуют по поводу отсутствия «настоящего (инициативного) мужика». Как бы ни была привередлива и осторожна женщина, ей все-таки нравится наступательная позиция мужчин.
«Действуй смело и ничего не бойся. На всех не угодишь. С обществом, как с женщиной, надо быть напористым. Общество, как женщина, склонно дружить с молодыми, пылкими и смелыми.»
(Никколо Макиавелли. Государь)
Как выразительно сформулировал Розанов, мужская любовь есть «жаждание души, коей проявлением служит тело». Требуя доказательств любви, мужчина настаивает на физической близости. Для женщины важнее духовные контакты и чисто внешние проявления внимания к ней: цветы, подарки, нежные обращения. На этом этапе женщине нужны все новые и новые подтверждения чувств мужчины, иначе она теряет душевное равновесие. Длительная добрачная половая связь невротизирует женщину, портит ее характер. Сталкиваясь с фактами все более эгоцентричного и истеричного поведения подруги, на время замешкавшийся мужчина теперь всерьез может подумать, зачем ему такая жена.
«Жениться надо только тогда, когда это единственный способ понравиться женщине».
(Константин Мвлихан. Из дневника Донжуана)
Пока женщина эксплуатирует романтическую сторону любви, мужчина учится произносить слова. Мужчина оперирует понятием «любимая» («единственная»). Этим заклинанием мужчина уговаривает себя, нейтрализует свою способность любить многое и многих. Мужчине кажется, что он уже овладел неким состоянием, которое можно назвать Любовью. (Мужчина не очень полно представляет себе, что такое любовь, путает вожделение с любовью.) В такие моменты он искренне верит в содержание проговариваемого и хочет услышать подобное от женщины. Женщина не разбрасывается словом «любовь». Любовь, как жизнь, полная самоотдачи, дана женщине изначально самой женской сущностью, предназначением и судьбой. В слове «любовь» заключается для нее нечто большее, чем сиюминутное влечение. Женщина осторожничает, отвечая мужчине «милым», «лучшим», «родным» — в такие моменты Она расстается со своим идеалом.
|