НЛП: Техники россыпью

(Демонстрация наведения транса по методу путаницы взята из записей последнего дня семинара, тема “Работа с проблемами участников группы”).

С. Горин:.. .Что тебя беспокоит, Сергей?

Сергей: У меня серьезно усилилась близорукость в последний год. Я читал в “Формировании транса” о лечении близорукости через возврат в детство, и мне хотелось бы по­пробовать этот метод на себе.

С. Горин: Почему не попробовать?.. Ты предпочитаешь входить в транс с открытыми или закрытыми глазами?

Сергей: С закрытыми (закрывает глаза).

С. Горин: Хорошо. Сегодня суббота, и неделю назад была суббота, и в какую-то из суббот ты понятия не имел, что в эту субботу будешь сидеть на этом стуле и погружаться в транс... в том темпе, который тебе приятен... (Далее говорит, постепенно ускоряя темп речи, соблюдая в то же время усло­вие подстройки к дыханию партнера)... И точно так же се­годня, в субботу, ты не знаешь, что произойдет через неделю, когда тоже будет суббота, и ты вполне можешь задать себе вопрос - что же общего в тех днях, каждый из которых назы­вается субботой?

Это тот самый вопрос, который чрезвычайно труден для любого ребенка, вопрос о названиях дней недели... Ребе­нок знает, что взрослые называют этот день субботой и гово­рят, что завтра будет воскресенье, но ребенок знает и то, что воскресенье как будет, так и было... Даже взрослому трудно

НЛП: Техники россыпью

371

осознать, что позавчерашнее “будет” - это то же самое, что и сегодняшнее “было”, а когда все это сочетается еще и с на­званиями дней недели... Любому ребенку легко запутаться в названиях дней недели, потому что ребенок знает, что за вос­кресеньем следует понедельник, но еще недавно, во вторник, ребенку говорили, что понедельник уже прошел... И стано­вится совершенно непонятным, как это день, который уже прошел, может оказаться в будущем, хотя любой взрослый понимает, что названия дней недели есть нечто условное, от­носящееся как к будущему, так и к прошлому, и не представ­ляет особого труда осознать, что понедельник может предше­ствовать вторнику точно так же, как и вторник может пред­шествовать среде, а может и следовать за средой, хотя это будет уже другой вторник при той же самой среде... и этот другой вторник будет по-прежнему следовать за той другой средой, предшествуя в то же время этой среде и этому четвергу, но следуя за этим понедельником и этим воскресеньем, хотя тот же самый вторник предшествует другому воскресенью и дру­гому понедельнику...

Не знаю, как тебе, а мне в детстве очень нравилось читать фантастические книжки о путешествиях во времени... Понятно, что к тому времени я уже учился в школе и умел читать, и мне было забавно представить себе, что я могу про­путешествовать в собственное прошлое и оказаться там в таком состоянии, когда я не умел читать... и те маленькие черные закорючки в книгах можно воспринимать просто как картинки, удивляясь тому, что взрослые могут рассматривать эти маленькие черные значки очень подолгу... находя в них какой-то смысл... Ребенок отличается от взрослого очень многим, но есть вещи постоянные, и одна из этих вещей -размер глазного яблока... Глаза у детей кажутся нам очень большими, но единственная причина этого - то, что с возрас­том размер глазного яблока останется прежним, таким, ка­ким он был в детстве, и меня всегда удивляло то, что при пу­тешествиях во времени человек может быть разным, а раз­мер его глазного яблока остается прежним, а значит, что и сам глаз работает так оке хорошо, как и в детстве...

В путешествиях во времени, которые описаны в фан­тастических книжках, есть еще один удивительный момент -это случай, когда человек, пропутешествовавший далеко в

372

С. Горин. НЛП- техники россыпью

прошлое, промахивается на обратном пути и попадает в мо­мент чуть дальше настоящего, и тогда встречается с самим собой... Забавно представить, как встречаются два человека, и у каждого хорошее зрение, захваченное из собственного детства, и ты можешь ясно видеть самого себя и думать о том, что, если бы эти ресурсы зрения объединить вместе... потому что ты видишь при этом самого себя, имеющего точ­но такое же хорошее зрение, то есть ты с хорошим зрением смотришь на самого себя с хорошим зрением... и чем даль­ше ты погружаешься в собственное детство, тем лучше твое зрение, которое ты можешь позже захватить с собой в на­стоящее, хотя сейчас ты можешь и не понимать, какой же момент является настоящим, потому что как только я произ­нес это слово, “настоящее”, прошло еще какое-то время, и это слово уже не обозначает настоящее, на чем и основаны все парадоксы путешествий во времени...

А представь себе, что в настоящем времени, которое невозможно определить, встретились не два, а три путеше­ственника во времени, каждый из которых путешествовал в собственное детство за хорошим зрением... и тогда ах ре­сурсы хорошего зрения тоже могут объединиться, и ты пой­мешь, что поскольку в твоем детстве и сейчас твое глазное яблоко осталось точно таким же, ты можешь ясно видеть все парадоксы путешествий во времени, наслаждаясь в то же вре­мя и тем, что, когда все эти два или три путешественника все же совпадают в одном теле... ведь у каждой книги есть хоро­ший конец, в котором твоя проблема разрешается самым неожиданным для тебя способом... каждый из них прекрас­но видит, что все эти парадоксы - всего лишь мысли автора книги, который просчитывает сюжетные ходы своего произ­ведения, отлично предусматривая хорошее окончание, в ко­тором все твои проблемы решаются прямо сейчас, когда автор еще и не написал свою книгу, в которой объединятся некоторые ресурсы, которыми ты располагаешь сейчас, с ресурсами, которыми ты обладаешь в своем детстве и бе­решь с собой в свое взрослое состояние... В котором ты уже ясно понимаешь разницу в названиях дней недели, и когда ты видишь, что на листке календаря написано слово “суббота”, если ты слышишь, что это слово кто-то произносит, ты мо­жешь почувствовать, что это именно та суббота, которая

НЛП: Техники россыпью

373

наступила сегодня, и что настоящее время - это именно то время, в котором ты окажешься через пару минут, когда захо­чешь открыть глаза а ясно увидеть окружающий тебя мир и окружающих тебя людей, и меня, который все время гово­рил что-то, а теперь замолчал... (долгая пауза. Сергей откры­вает глаза, надевает очки, затем снимает их).

Как ты себя чувствуешь, Сергей?

Сергей: Хорошо, но я что-то не распутался с этими временами (смех в зале).

С. Горин: Тебе нужна дополнительная помощь?

Сергей: Нет, и пожалуй, я лучше вижу без очков, чем в очках. Спасибо.

Наведение транса через искусственные и несуществующие слова

С. Горин:.. .И мне хотелось бы уделить внимание еще одному способу наведения транса - через искусственные и несуществующие слова. Этот скрытый способ гипнотизации относится к типу коммуникации с подсознанием через исполь­зование “ловушек для сознания”.

Мы привыкли, что определенное сочетание звуков яв­ляется словом и имеет некоторый смысл, более или менее важ­ный для нас. Теперь представьте себе, что в речи вам встре­тился фрагмент, не имеющий смысла, но имеющий форму слова - что произойдет тогда? Ваше сознание на этом несу­ществующем слове остановится. Сознание понимает, что определенное чередование гласных и согласных звуков опре­деленной продолжительности должно иметь смысл - и со­знание будет искать этот смысл. И если кто-нибудь в своей речи будет постоянно подбрасывать сознанию такой матери­ал из непонятных слов для поиска смысла, то многие понят­ные слова пойдут прямо в подсознание, в то время как слуша­тель будет спонтанно все глубже погружаться в транс.

Для иллюстрации приведу пример, понятный многим в этой аудитории. Побеседуйте минут пять с активным ши­зофреником, который быстро говорит, перемежая свою речь неологизмами - и отдайте себе отчет в том, каким является

374

 

состояние вашего сознания. Вряд ли оно будет ясным. Такой же результат принесет беседа с любым фанатиком... да хоть от биоэнергетики - быстрая речь, масса непонятных вам тер­минов, и вы в трансе.

Здесь может быть много вариантов. Непонятными сло­вами будут слова из другого языка, новые для слушателя тер­мины. Такой же эффект, спонтанное погружение в транс, даст многократное повторение одного и того же понятного сло­ва - при повторении слово теряет смысл.

Понятно, в каких контекстах это применимо; один из них - чтение мантр. Санскрит - едва ли не самый подходя­щий язык для кодирования и спонтанного погружения в транс, что связано со структурой данного языка (пример И. Черепа­новой).

Отдайте себе отчет в том, как вы меняетесь по мере слушания простой мантры (ведущий включает магнитофон с записью мантры):

Ом, Харе Кришна, Харе Кришна Кришна, Кришна, Харе, Харе. Харе Рама, Харе Рама, Рама, Рама, Харе, Харе.

Проанализируйте состояние вашего сознания - и вы поймете, почему из кришнаистских сект не так-то легко уйти.

Еще один контекст для наведения транса этим спосо­бом - “ученая беседа” с пациентом. Для объяснения болезни вы привлекаете какие-то мудреные слова, непонятные боль­ному термины - и он погружается в транс, который ждет толь­ко утилизации. Примерно то же самое вы можете сделать для группы, прочитав ей лекцию со многими непонятными сло­вами или с цитатами на другом языке.

Ну и самый, возможно, подходящий контекст для на­ведения транса этим способом в терапии - использование знахарских молитв и заговоров. В них очень мною устарев­ших слов, воспринимаемых пациентом как непонятные; и там есть еще один прием, повышающий эффективность речевою воздействия -персеверация, многократное повторение одно­го слова. Этим приемом активно пользуется Г. Сытин в своих “настроях”.

Вот вам для примера пара заговоров “от всех бо­лезней”:

НЛП: Техники россыпью

375

Стану я, раб Божий (имярек), благословясь, и пойду из дверей в двери, и выйду в чистое поле, в чи­стом поле стоит мерзлое дерево. К тому мерзлому де­реву не льнут ни уроки, и ни прироки, ни притчи, ни призоры, ни ветряны переломы, ни лихая дума, так бы к рабу Божьему (имярек) не льнули бы ни уроки, ни прироки, ни притчи, ни призоры, ни ветряны перело­мы, ни лихая дума. И зоря-зорица, поди к рабу Божье­му (имярек), унеси у раба Божьего (имярек) все прит­чи, и призоры, и ветряны переломы из белого тела, из ретивого сердца, из буйной головы, из ясных очей, из черных бровей за синие моря, за темные леса, за вы­сокие горы. Там таки есть злые люди - и сожгут, и спалят. Век по веку, отныне до веку. Аминь.

Я, раба Божья (имярек), встану, благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в во­рота, на восточную сторону. На восточной стороне-Окиан-море, за Окиан-морем стоит гора, на той горе стоит святая апостольская церковь. В той церкви сто­ит златой престол, на том престоле сидит Матушка Пресвятая Богородица, Батюшка Сам Иисус Христос, семьдесят семь старцев, семьдесят семь ангелов, семь­десят семь архангелов, семьдесят семь херувимов, семьдесят семь серафимов. Я, раба Божья (имярек), подойду поближе, поклонюсь пониже: Матушка Пре­святая Богородица, Батюшка Иисус Христос, семьде­сят семь старцев, семьдесят семь ангелов, семьдесят семь архангелов, семьдесят семь херувимов, семьде­сят семь серафимов, укажите, чем излечить раба Бо­жьего (имярек)?

“Идите за Окиан-море, среди Окиан-моря сто­ит белая береза. На той березе сидят два черных воро­на, носы железные, когти булатные”. - Черные воро­ны, помогите, пособите, излечите раба Божьего (имя­рек) от уроку, от призору, от страху, от переполоху. Выскребите, вычистите железными носами, булатны­ми когтями из ретивого сердца, из черной печени, из красного мяса. Разнеси-располощи по крутым бере­гам, по зеленым лугам, по макову зерну! Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Во веки веков. Аминь.

376

 

Отметьте, что речевое исполнение можно делать по крайней мере в трех вариантах: скороговорка (лучше - шепо­том), монотонное чтение без интонаций, волнообразная речь. Для многих пациентов, доверяющих только методам народной медицины, вы можете составить индивидуальные заговоры, которые будут и способом навести транс, и мета­форой для использования транса. Некоторые шаблоны пост­роения фраз можно взять в нижеследующем тексте заговора “отпорчи”:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь. Сей заговор не на час, не на день, не на месяц, не на год а на весь век и на всю жизнь, аминь, аминь, аминь, над аминями аминь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. От Бога святые чудотворцы, преподобные отцы и мученики в море, и возмутится море от облак, сыдо-ша с моря на тридесять поприщ окаянных, нечистых духов, бесов проклятых, видения дьявола. О них же вопрошал их, святые чудотворцы, преподобные отцы и мученики Нифонт и Мароф, Киприан, Иустиния, Конон Исаврийский и Дмитрий Ростовский, что вы за бесы проклятые пришли молитвою Христовою? Иже рекоша: Мы проклятые и духи нечистые, дети Сата­ны, князя адского, и прочих вопросиша святые и ве­личие чудотворцы и преподобные отцы и мученики и рече им: почто есть нечистые духи пришли? Они же рекоша: Пришли есть мучить род человеческий хрис­тианский, кости ломити, разум и чувство расшибати, болезни и недуги предавати, пакости и вред творити, сердце щемите, в тоску и печаль вдавати, всего рас-слабляти, владение отнимати, разные козни действо-вати, губити и к смерти приводити, кто без молитвы ходит, пьет, ест, и что берет, и кто на пирах и свадьбах бывает, тот наш раб и дом в того вселяемся, гнездаем-ся, живем, в того нас и колдуны сажают и посылают; и возмолятся сии святые великие чудотворцы, преподоб­ные отцы и мученицы, Нифонт и Мароф, Киприан, Иустиния, Конон Исаврийский и Дмитрий Ростовский Богу о болящем рабе (имярек): Господи, Господи, Гос­поди, избави род человеческий от мучительной болез­ни-порчи, Господь, услыша молитву их, посла им

НЛП: Техники россыпью

311

святой крест на прогнание, Михаила архангела, анге­ла Авоида, Илию Пророка и Николая Чудотворца и уч-нут вас разными муками мучити, мечами и жезлами железными бити, и стрелами поражати, и дающе вам, ненавидящим, по тьма тем ран и ударов на день, они же начата вопити, великим гласом молитися святым: чудотворцы Нифонт и Маров, Киприан, Иустиния, Конон Исаврийский, Дмитрий Ростовский, Михаил архангел, ангел Авоид, Илия Пророк и Николай Чу­дотворец; не мучьте нас и отпустите нас в гульбище наше, и где мы ваше святое и великое имя услышим, от того раба (имярек) побежим, от роду его и от хра­мины его никакими кознями не прикоснемся за триде­вять поприщ; и вопрошая их, святые и великие чудот­ворцы, ангелы и архангелы имена назвавши, у нечис­тых духов, как нареченный, первый рече: имя ми есть Трясун. Не может человек согретися в печи, и тоже падаю, роняю, припадки разные навожу и той буде проклят самим Господом нашим Иисусом Христом и святыми отцами, аминь. Второй рече: имя ми есть Огненный. Как разжигаются дрова смолистые в печи, так разжигаю всякого рода человека сердце, главу; и той буде проклят самим Господом нашим Иисусом Христом и святыми отцами, аминь. Третий рече: имя ми есть Сухотный. И той ложится у человека усердна под ребром и в боку, аки камень взымает, вздохнуть не дает, с души мечет сердце, сосет и щемит, всего кру­шит, мучит и сушит, и той буде проклят самим Госпо­дом нашим Иисусом Христом и святыми отцами, аминь. Четвертый рече: имя ми есть Безумный. Тво­рю забывает ум, счет не по порядку, не знает людей, с ума сбредит, не пьет, не ест, так и одуренность творю; и той буде проклят самим Господом нашим Иисусом Христом и святыми отцами, аминь. Пятый рече: имя ми есть Давотный. Кгорлу подступает, кашлять не дает, у сердца стоит, душу занимает и зажимает, есть не дает; и той буде проклят самим Господом нашим Иисусом Христом и святыми отцами, аминь. Шестой рече: имя ми есть Пухотный. Надуваю у человека брюхо, аки пузырь говяжий, душу занимаю, проговорить не даю,

378

 

тяжкость делаю; и той буде проклят самим Господом нашим Иисусом Христом и святыми отцами, аминь. Седьмой рече: имя ми есть Ломотный. Ломлю и стре­ляю у человека кости и спину, главу, руки, ноги, пояс­ницу и спину, грудь и везде, аки древо сырое ломить; и той буде проклят самим Господом нашим Иисусом Христом и святыми отцами, аминь. Восьмой рече: имя ми есть Сухой и Потаенный. В человеке кости и всего сушу, сам таюсь и креплюсь, и тот человек, аки древо, засыхает и погибает; и той буде проклят самим Госпо­дом нашим Иисусом Христом и святыми отцами, аминь. Девятый рече: имя ми есть Беснующий, При­падочный и Родимечный. В человеке сижу, мучаю, с места на место перехожу, кличу, плачу, пугаюсь. Бо­жьего всего не люблю, в обмороки и в припадки уда­ряю, разные действия и зло творю, боюсь, расшибаю; и той буде проклят самим Господом нашим Иисусом Христом и святыми отцами, аминь. Десятый рече: имя ми есть Расслабленный. У человека ноги отнимаю, ходить не даю, члены расслабляю, корчу жилы руч­ные и ножные, главу ломит, сердце щемит; и той буде проклят самим Господом нашим Иисусом Христом и святыми отцами, аминь. Одиннадцатый рече: имя ми есть Пьяный и Распутный. Человека в запой и пьян­ство, распутство и на блуд понужаю, в тоску и грусть, задумчивость привожу, в ноши спать не даю, беси при­ступают, во очах визжат и на месте не уснет; и той буде проклят самим Господом нашим Иисусом Хрис­том и святыми отцами, аминь. Двенадцатый рече: имя ми есть Смертный и Сильный Начальник Нечистых Духов над человеками, Страшный Мучитель и Погу­битель в человеках. Силяюся, мучаю, морю, гублю, разные пакости и зло творю, все ругаю, горжусь, не­навижу, во чреве детей гублю, похоть, плоть и уду вла­дение отнимаю, ничего не боюсь, всякую святыню принимаю, крепкий до смерти, вон из рабы не выхо­жу; и той буде всех проклятей, изиди вон, аминь. И прочие многие рече: имя нам многие есть нас родов и пакостники разные нечистые духи, проклятый ска-рени, бесы, дьяволы, демоны окаянные и прочие

НЛП: Техники россыпью

379

родные неисчислимые, ведомые и неведомые пакос­ти, зло и действие творим; и тий все будете прокляты самим Господом нашим Иисусом Христом и святыми отцами, аминь. Побежат все ненавидящие нечистые духи от роду Христа, от роду раба Божьего (имярек), призову на вас архангелов, херувимов, серафимов, пре­столов, господств, властей, сплав, пророков, апосто­лов, мучников, преподобных, праведников, угодников и всех святых, а сира сего ошире, аминь. Крест храни­тель всей вселенной, крест красота церковная, крест царем держава, крест верным утверждение, крест ан­гела слава, крест бесам прогонитель и язва. Крест Порченным и больным избавлением и исцелением. Главе, груди, сердцу и животу, рукам, ногам, телу, со­ставам, костям, жилам, удам, частям, членам, крови, чувству и всему человеку на исцеление, самим Госпо­дом нашим Иисусом Христом, Михаилом, Авоидом, Илиею, Николаем, Нифонтом, Марофом, Киприаном, Иустинею, Кононом, Дмитрием и всеми святыми Тво­ими. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй грешного раба Божьего (имярек), аминь, аминь, аминь.

Ну, и раз уж мы заговорили о знахарских техниках, нельзя не сказать о приеме, облегчающем начало шестишаго-вого рефрейминга (установление контакта с частью личнос­ти, ответственной за проблему). Многие экстрасенсы, не зна­ющие о шестишаговом рефрейминге, прекрасно устанавли­вают контакт с любой частью личности таким примерно способом: “Э-э-э, милый... Да на тебе же порча земляная... Ну что, порча, поговорим?” И вы отзеркаливаете направле­ние взгляда пациента, соответствующее погружению в про­блему. Или так: “Кто портил, с тем через тебя говорить буду!” Мне нравится иногда применять такой вот “русский народный” вариант шестишагового рефрейминга, хотя, если говорить о рефрейминге, меня больше привлекает его бук­вальный вариант. Многие из вас знают буквальный рефрей-минг, описанный К. и С. Андреас: вообразите проблему в виде картины, а затем поместите эту картину в различные рам­ки - разного цвета и ширины, разного стиля. Обычно про­блема теряет значительную часть актуальности на десятой-

380

 

пятнадцатой рамке. Этот вариант хорош, разумеется, для тех пациентов, которые умеют визуализировать.

Есть вариант буквального рефрейминга в аудиальной модальности, применяемый Александром Арсеньевым. От пациента требуется описать свою проблему одной фразой, написать эту фразу на бумаге, а затем читать ее в качестве окончания предлагаемых терапевтом неоконченных предло­жений. Каждое предложение помещает проблему в другой контекст, и пятидесяти контекстов хватает для работы с боль­шинством проблем.

Вы можете попробовать эту технику в работе со свои­ми пациентами. Неоконченные предложения, создающие раз­ные контексты для описанной пациентом проблемы, приве­дены ниже.

КОНтеКСТЪ1ДЛЯБУКВАЛЬНОГОРЕФРЕЙМИНГА

1. Хор ветеранов поет:

2. Женщина упала в лужу, лежит и говорит:

3. Сталин говорит Берии:

4. Встретились два лжеца. Один говорит другому:

5. Один компьютер посылает сообщение другому:

6. Заголовок в газете:

7. Надпись на могильной плите:

8. В море выловили бутылку с запиской:

9. Вы проснулись через сто лет и сказали:

10. Мозг решил пошутить и послал такую мысль:

11. Лучший способ испортить себе жизнь - думать, что:

12. Вот какая мысль пришла в голову слону:

13. Великий колдун признался друзьям:

14. Заразный микроб делился с друзьями:

15. Петух взгромоздился на забор и крикнул:

16. Вы включили радио-и услышали:

17. Вдали раздался смех, а рядом вы услышали шегтот:

18. Начало речи президента:

19. Генерал обратился к стоящему по стойке “смирно” солдату:

20. Папа говорил маленькому сынишке:

21. Пароль для шпиона:

22. Надпись в женском туалете:

23. Пьяница проснулся в вытрезвителе и сказал:

НЛП: Техники россыпью

381

24. Плохая еда вызывает плохие мысли. Например, такую:

25. Тот, кто ест огурцы, думает:

26. Чтобы не достичь желаемого, надо думать:

27. Плакат, висящий в кабинете президента США, гласит:

28. Сумасшедший говорит соседу по палате:

29. Через десять лет вы с улыбкой вспомните, что ког­да-то думали:

30. Начинайте знакомство с новым человеком словами:

31. Папирус в гробнице фараона начинался словами:

32. Вы подплываете к тонущему и говорите:

33. Пилот горящего авиалайнера говорит штурману:

34. Выбирая профессию, надо учесть тот факт, что:

35. Проснувшись утром, повторите не менее пяти раз:

36. Тост в новогоднюю ночь:

37. Великолепный анекдот:

38. Сожгите записку со словами:

39. Причина развода, которую заявил в суде муж:

40. Войско берет крепость с криками:

41. Штопая носки, хорошо думать:

42. Хотите порадовать врача? Скажите ему:

43. Папа Карло прорезал рот Буратино. Его первыми словами были:

44. Неизвестное откровение Будды:

45. Вор-карманник не выходил на работу, если вспо­минал:

46. Детская игра под названием:

47. Вы едете в поезде, и в стуке колес вам слышится:

48. У величайшего врача была проблема. Он говорил о ней так:

49. Оживили труп. После оживления он сказал:

50. Возьми громкоговоритель, выйди на площадь и скажи:

Музыка в наведении транса

С. Горин... .Тогда давайте немного поговорим о пси­хотерапии под музыку вообще и о наведении транса под му­зыку в частности. Я уже как-то упоминал, что музыкальная

382

 

психотерапия была моей первой, еще студенческой любовью; и это чувство я нес в себе сквозь года, не особенно его афи­шируя, пока не закрыли наш наркологический диспансер и не исчезла вся моя аппаратура и фонотека. Тогда я начал расска­зывать о своем чувстве.

Так вот, вчера у вас был сформирован навык более или менее свободного говорения под музыку, и было бы логично спросить, а зачем он вам нужен? На семинарах обычно обу­чают наводить трансы без музыки, резонно полагая, что, если вы умеете это делать без музыки, то под музыку сумеете по­давно. И вроде бы это так, и вроде бы не совсем...

И еще такой момент: сейчас стало модным сочинение музыкальных произведений специально для сеансов медита­ции, аутотренинга, гипноза. Раньше такой специальной му­зыки не было, но какую-то музыку мы все равно на сеансах использовали. И возникает как вопрос о том, нужна ли для трансовых сеансов специальная музыка, так и вопрос о том, как вообще действует музыка на человека и каким способом она помогает в наведении транса.

У музыки есть собственное действие, состоящее по крайней мере из трех компонентов. Первый компонент - фи­зический (или физиологический), то есть восприятие звука как такового, восприятие некоторых вибраций воздуха как слуховым аппаратом, так и кожными рецепторами. В этом компоненте интересно то, что на любую музыку возникает резонанс в гортани, поэтому оперным певцам рекомендуют слушать только хорошую мелодичную музыку в хорошем ис­полнении и не посещать эстрадные концерты, чтобы прослу­шиванием фальшивого исполнения не портить свой голосо­вой аппарат.

Второй компонент действия музыки - психический: некоторая эмоциональная реакция на восприятие ритма, то­нальности, общей эмоциональной направленности произве­дения, сопровождающаяся добавочными физиологическими сдвигами. Оказывается, довольно трудно разобраться, по ка­ким конкретным критериям мы отличаем веселую музыку от грустной, но мы это делаем... хотя иногда ошибаемся.

И третий компонент- ассоциативный. Здесь подразу­мевается и восприятие некоторых эмоций, заложенных в музы­кальное произведение композитором (или восприятие мыслей и

HJIIJ- Техники россыпью

 

 

383

образов, навеваемых данным произведением), и условно-реф­лекторная связь определенного музыкального произведения с определенным жизненным событием - то, что мы называем “музыкальным якорем”. Согласитесь, что Соната № 2 Шопе­на сильнее действует на тех людей, которые недавно кого-то хоронили, нежели на тех, которые этого не делали. Далее все то, что входит в третий компонент действия музыки, мы бу­дем называть семантикой музыкального произведения.

Я постараюсь пока говорить только о прикладном зна­чении музыки в психотерапии, не углубляясь в категории соб­ственно музыкальной терапии, где основной упор в лечении делается именно на музыку, на ее действие. Но трудно удер­жаться, чтобы не сделать один предварительный вывод из понятия о трех компонентах действия музыки: для того, что­бы воздействие музыки было максимальным, следует усилить все три компонента. Усилить физический компонент - то есть увеличить громкость. Усилить психический компонент - то есть сделать произведение предельно эмоционально насыщен­ным. И усилить семантику произведения-то есть заякорить этой музыкой какое-нибудь подходящее переживание. Един­ственным недостатком такого подхода является то, что для каждого пациента и для каждой его проблемы придется спе­циально создавать отдельное музыкальное произведение. Некоторые, кстати, это делают.

Есть еще такая точка зрения на действие музыки: в каж­дом музыкальном произведении заключено метафорическое решение некоторой проблемы. Если последовательность об­разов и эмоций, вызываемых данным произведением, ока­зывается изоморфной конкретной проблеме конкретного больного человека, то происходит отреагирование пробле­мы (катарсис), и больной выздоравливает. Кто-то из писате­лей-фантастов высказал интересную мысль: если бы люди могли по-настоящему воспринимать тот эмоциональный за­ряд, который композитор вложил в музыкальное произведе­ние, то никто не смог бы слушать музыку - все бы бились в истерических припадках. Что-то в этом есть...

Как ни странно, действие музыки на человека почти не зависит от его интеллектуального уровня. Субъективное восприятие музыки у людей с различным уровнем интел­лекта будет разным, а вот действие музыки - практически

384

С. Горин НЛП: техники россыпью

одинаковым. Трудно придумать лучшее средство для успоко­ения большой группы детей с задержкой интеллектуального развития, чем “Хоральные прелюдии” Баха. На одного паци­ента это, естественно, тоже подействует.

Одна из возможностей применения музыки в наведе­нии транса (об этом уже говорилось) - сделать музыку фоном для вашего голоса. Зачем мы это делаем? Речь, согласованная с некоторым внешним ритмом и мелодикой, является более доходчивой, более суггестивной, но это превращение простой речи во внушающую оказывается скрытым от сознания паци­ента. Если вы будете говорить под метроном, это тоже хоро­шо, но метроном является частью ритуала гипноза, а воспри­ятие этого ритуала в качестве начала гипноза может вызвать сопротивление пациента. Речь, наслаивающаяся на музыку или другую речь, идет прямо в подсознание, поскольку сознатель­ное внимание пациента привлечено к музыке.

Для подбора музыки в начале работы есть хороший алгоритм, называемый в музыкальной терапии “изопринци-пом Альтшуллера”. В чем он состоит? Эмоциональная направ­ленность музыкального произведения должна соответствовать настроению пациента. То есть депрессивному больному вы включите депрессивную музыку, а гипоманиакальному - ве­селую, бодрую. Многие начинающие врачи делают типичную ошибку, подбирая музыку под свое состояние. И еще одна рекомендация - в начале работы лучше использовать консо-нансную музыку, а не диссонансную... Вас термины смуща­ют? Ну, после того как тут без перевода говорилось об эклек­тичности и экзистенциальное™, слово “эвфемизм” можно и в словаре посмотреть (смех в зале).

Далее будет удобнее говорить о наведении транса от­дельно под мелодичную музыку и под специальную “медита­тивную”. Последняя встречается в двух разновидностях: с использованием звуков природы (или аморфного шума) и с многократным повторением отрывка из трех-четырех звуков. Послушайте оба варианта (ведущий включает магнитофон) Первый фрагмент - вообще нет мелодии, пустое простран­ство: морской прибой, отрывочные звуки синтезатора. Вто­рой фрагмент - вроде бы какая-то мелодия есть, но когда мы прислушиваемся, то понимаем, что там постоянно повторяются

НЛП: Техники россыпью

385

три-четыре звука, повторяется один и тот же ритмический и условно-мелодичный отрывок.

Для сравнения послушайте мелодичную музыку. (Ве­дущий включает магнитофон, звучит мелодичная гитарная музыка). Почувствуйте разницу...

Итак, в чем отличие этих двух типов музыки? В мело­дичной музыке есть эмоциональное содержание. В музыке, специально написанной для трансов, эмоций нет - и пациент может спроецировать на нее любые свои эмоции. Мелодич­ная музыка имеет богатую семантику, причем эта семантика может быть связана с определенным событием и с опреде­ленным периодом жизни человека. То есть там имеется якорь на событие и якорь на какой-то возраст, в котором эта мело­дия была услышана впервые. Музыка “медитативная” свобод­на от семантики.

И если дальше продолжать сравнивать - плохо или хорошо то, что в одном типе музыки есть семантика, а в другом - нет? Если семантика есть, то во время прослушива­ния музыки эмоции пациента меняются предсказуемо - но только в том случае, если семантика не травматична для па­циента. Для меня некая мелодия - воплощение нежности, а пациентку, возможно, под эту мелодию изнасиловали. А уз­наю я об этом только после сеанса. При работе с “медитатив­ной” музыкой риск столкнуться с нежелательной семантикой отсутствует - но отсутствует и вероятность катарсиса, изо­морфизма мелодии и структуры проблемы пациента.

Да, в этой связи - в музыкальной терапии рекоменду­ют использовать редко исполняемую музыку. Ни в коем слу­чае нельзя использовать шлягер сезона. Его семантика слиш­ком свежая, и если она травматична, то она вам сильно поме­шает, а если она не травматична, то она вам никак не поможет. Его семантика случайна, она не устоялась, она слишком не­предсказуема. Редко звучащая музыка в этом отношении зна­чительно лучше, тем более, если это - не эстрадная музыка. (Я по-прежнему говорю о музыке мелодичной).

Продолжаем сравнивать. Музыка “медитативная” хо­роша еще тем, что она не надоедает врачу. Там нет мелодии, нет эмоций - и врача такая музыка не утомляет. Есть одна кассета, под которую я работал каждый день три года под­ряд - и она мне до сих пор не надоела! С мелодичной музыкой

13 т<

схмнка россыпью

386

 

такое невозможно. И “медитативная” музыка позволяет не учитывать “принцип Альтшуллера” - она эмоционально ней­тральна, поэтому подходит для практически любого состоя­ния любого пациента.

Но!.. Среди различных мелодий сравнительно легко подобрать такую, которая совпадает с вашим типичным чере­дованием интонаций при беседе на определенную тему. Ска­жем, есть две-три мелодии, которые я отобрал для семейной терапии - под них я веду беседы о любви. Вот послушайте (включает магнитофон): типичное, зарождение чувства, куль­минация, приятные воспоминания о кульминации. Здесь ме­лодия очень сильно способствует усвоению содержания речи - при работе с “медитативной” музыкой такое невоз­можно.

(Далее автор приводит ряд не поддающихся текстовому описанию примеров соответствия опре­деленных мелодий определенным интонациям и те­мам терапевтических бесед.)

И при работе с мелодичной музыкой можно в любой момент усилить эффективность вашего воздействия, сделав музыку чуть громче. Несколько чисто технических примеча­ний. Когда вы говорите под музыку, устанавливайте уровень громкости звуковоспроизводящего устройства не более, чем на 30% от номинальной громкости. Если вы собираетесь уве­личить громкость музыки, делайте это постепенно, не оглу­шайте пациента внезапно. Можно даже предупредить паци­ента о том, что музыка станет громче. Звуковоспроизводящая аппаратура должна быть первого или высшего класса, чтобы обеспечить самое высокое качество воспроизведения, какое вам доступно. Женщины, как правило, не любят высоких ча­стот - сделайте уровень высоких частот ниже при работе с женщинами. Мужчины недолюбливают средние частоты, предпочитая высокие и низкие. Продолжительность сеанса музыкального воздействия следует ограничить 10-15 мину­тами (для мелодичной музыки). И если вы серьезно увлек­лись работой под музыку, старайтесь пореже прослушивать новые произведения через наушники - слух портится.

И еще один момент, связанный с музыкой. Это больше имеет значение для музыкальной терапии, а не для наведения транса под музыку, но все же... Музыковеды знают “правило

НЛП: Техники россыпью

387

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться