Так вот, алкоголики собирались вместе, обсуждали свои проблемы и выполняли свои 12 Шагов. Их жены в это время тоже собирались где-то в другой комнате и обсуждали свои проблемы. И эти жены - совершенно исторические, потому что они были женами основателей общества “АА” - пришли к выводу, что им 12 Шагов тоже помогают. Они приспособили систему 12 Шагов к своим проблемам, и получилось сообщество, впоследствии названное “Ал-Анон” (другое сокращение от тех же словAlcoholics
Anonymous
).
В дальнейшем подобные сообщества сохранили и традицию 12 Шагов, и традицию построения названий. Так, в США есть сообщество “Анонимные Наркоманы” и, соответственно, сообщество родственников наркоманов под названием “Нарк-Анон”. 12 Шагами пользуются “Анонимные Шизофреники”, “Анонимные Семьи” (организация для родителей, у которых есть проблемы с воспитанием детей - обычно подростков), и даже такая экзотическая для нас организация, какSex
-
n
-
Lo
ve
A
ddicts
A
nonymous
- “А но-ннмные Зависимые От Секса И Любви”. Меня заинтересовало это название; потом я узнал, что это -сообщество для лиц, совершивших половые преступления. В общем, “А А” и Ал-Анон положили начало своими 12 Шагами очень разнообразным организациям и сообществам
Немного о самых общих принципах Ал-Анона, до 12 Шагов... Члены Ал-Анона исходят из двух мощных предположений, первое из которых - “Алкоголизм - это болезнь”, а второе - “Семья - это замкнутая система”.
Казалось бы, что принципиально нового содержит первое предположение? О том, что алкоголизм - болезнь, мы и так все знаем, у нас на это работал санпросвет в течение десятилетий, все мы вроде бы к этому пониманию уже пришли... Не совсем так. Из предположения о том, что “алкоголизм есть болезнь, поражающая тело, ум и душу человека”, Ал-Анон делает довольно своеобразный вывод. Если алкоголизм - это заболевание, значит, ругать алкоголика за то, что он пьет -все равно, что ругать больного туберкулезом за то, что он кашляет. Это бессмысленно в первую очередь и неконструктивно во вторую.
Второе предположение, “семья - это замкнутая система”.. . Вывод Ал-Анона, с которым, по идее, согласятся все семейные терапевты, таков: любое изменение поведения одного из членов семьи неизбежно вызывает изменение поведения у других членов семьи. То есть, если вы хотите изменить поведение мужа-алкоголика (человека, на которого вы пока не можете воздействовать), поменяйте свое поведение (на себя вы подействовать можете).
Если эти две предпосылки приняты, можно идти к 12 Шагам. (Я напомню, что текст 12 Шагов придуман все же алкоголиками, жены только приспособили его к своим проблемам, не меняя ни слова). Но в этой точке я хочу дать еще одно пояснение. Ал-Анон - групповая организация, интуитивно использующая принципы групповой психотерапии, в которой, что ни говори, одна из основ - анонимность участников. Я же работаю в маленьком городе, и при попытке создать группу Ал-Анона столкнулся с дефицитом анонимности - ну, какая анонимность в сибирской деревне, где все друг друга знают? Поэтому, кроме адаптации 12-ти Шагов Ал-Анона к нашей культуре, я адаптировал этот метод к индивидуальной психотерапии, к работе с пациенткой с глазу на глаз... Далее я буду на это неоднократно ссылаться и попрошу вас учитывать, что каждый из шагов изначально предназначен для обсуждения в группе, а не для директивного терапевтического вмешательства.
Итак, 12 Шагов...
Шаг первый:“Мы признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что мы потеряли контроль над собой”.
Что означает это признание для алкоголика? Это - признание в том, что он болен, это ликвидация алкогольной ано-зогнозии (как видите, “АА” начинают там, где заканчивают наркологи традиционного толка). Что означает Первый Шаг для членов семьи алкоголика? Я прочитаю комментарий, который дают члены Ал-Анона: “Может быть трудно признать, что мы не можем повлиять на жизнь и действия дорогого нам человека, но этот первый шаг существенно необходим, если мы решили покончить со своими проблемами. Как только мы признаем свою беспомощность, мы перестанем заставлять пьющего прекратить пить; мы знаем, что мы не сможем этого добиться. Мы перестанем придираться, взывать, жаловаться; мы знаем, что это бесполезно. Мы переключим свое внимание на задачи, связанные с руководством своей собственной жизнью, которая стала неуправляемой из-за бесплодных и разочаровывающих попыток “работать на кого-то”. Принятие факта, что мы не в состоянии повлиять на другого человека, дает нам такое облегчение, что зачастую это изменение в нашей жизненной позиции помогает алкоголику понять всю необходимость обратиться за помощью”.
Как это выглядит в индивидуальной терапии?.. Я думаю, что все вы в силу профессии встречались с женами алкоголиков и знаете, что это за народ... “Вот сегодня он такой, а вчера он был таким, а позавчера - таким...” Все сводится к тому, как говорит Жванецкий, что она по тому, как муж ключ в замок вставляет, уже знает, кто какую гадость с ним на троих выпил. Знакомство пациентки с Первым Шагом я начинаю с того, что, выслушав ее откровения, спрашиваю: “Скажите, а вы-ro
есть?.. Я слышу только о проблемах вашего мужа, о заболевании вашего мужа, но вы-то существуете в этом мире или нет? Неужели в браке вместе с фамилией вы полностью потеряли всю свою жизнь? Неужели теперь вы - только приложение к мужу?”
Это можно развить в любом направлении, например, так: “Вспомните, что когда-то у вас была другая фамилия, вспомните свою школьную фотографию (и здесь можно наводить транс на возрастной регрессии), вспомните, какой вы были... Это была девушка с какими-то интересами, увлечениями, планами; она чего-то хотела, чем - то самостоятельно занималась... А теперь?.. Неужели вся ваша жизнь сведена к решению вопроса, придет ли муж трезвым или пьяным? Но какая вам разница, если вы живете самостоятельно?!” Иногда смысл Первого Шага приходится объяснять долго, иногда пациентка схватывает его на лету.
Второй Шаг:“Мы пришли к убеждению, что только Сила, более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие”.
Что же это за Сила такая? Здесь мы сталкиваемся с культуральными различиями: в США большая часть населения религиозна, нас же в России долго воспитывали в духе атеизма. Неважно даже, хорошо это или плохо, важно то, что это приходится учитывать. Понятно, что упомянутая Сила для верующей пациентки - Господь наш Иисус Христос... и дальше усвоение шагов идет легко, быстро и изящно.
К счастью, в США тоже есть атеисты, и есть рекомендации “АА” и Ал-Анона специально для атеистов и агностиков. Поскольку Ал-Анон - групповая методика, атеистам рекомендуют подумать о силе группы. В индивидуальной терапии я предлагаю пациенткам подумать о том, что если бы такая Сила была - чем бы она была?.. Каково понятие пациентки о силе, более могущественной, чем ее?.. То есть применяется обычная энэлпистская техника поиска ресурса, когда его нет... и не предвидится... (смех в зале). “А у кого-то другого такая сила есть? Ну а в принципе она может существовать в природе? Где вы могли бы наблюдать ее?” - и так далее, и так далее.
Третий Шаг: “Мы приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимаем”.
Для верующих проблем опять нет, а ссылка “как мы Его понимаем” предназначена для принадлежащих к разным религиям - и вновь для атеистов и агностиков. Заметьте, что последовательность Шагов очень логична: мы признали свое бессилие?.. - признали; мы сгаллюцинировали какую-то Силу, более мощную, чем наша? - сгаллюцинировали. И что нам остается? Да препоручить нашу волю и нашу жизнь этой самой Силе, пусть она занимается нашими проблемами, коль мы бессильны. Ключевой момент Третьего Шага-поверить, что помощь существует. Иррационально поверить, выйти из круга своих забот и получить (в роли жены алкоголика) облегчение: “Слава Богу, мне этим больше заниматься не нужно”.
Четвертый Шаг, мой любимый: “Мы глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения”.
Моя весьма вольная интерпретация - все вы знаете, что Э. Берном описана игра “Алкоголик”, и если кому-то из вас приходилось наблюдать семью алкоголика изнутри, в качестве родственника, то вы прекрасно знаете, что ходы в этой игре не меняются со временем: сегодня они такие же, как пять лет назад, и точно такими же они будут через десять лет. Игра идет по своим правилам, и если муж слишком долго трезв - жена спровоцирует ему запой. Таковы правила игры.
Мне действительно нравится этот шаг. Мне нравится разрыв шаблонов, нравится переворачивать мировоззрение пациентки. Конечно, она может уйти после этого... Куда вот только... Вопрос, адресованный пациентке в индивидуальной терапии, звучит так: “Подумайте, пожалуйста (или напишите), каким способом вы помогаете вашему мужу пьянствовать? Как именно вы это делаете? (Резонное удивление и возмущение пациентки). Приходилось ли вам когда-то скрывать его пьянство? Ну, например, он не выходит на работу из-за похмелья, а вы звоните его начальнику и говорите, что муж болен? Приходилось ли вам выплачивать долги, которые сделал ваш муж? Что это, если не помощь? Он ведь взрослый человек, он может и должен сам принимать ответственность за свои поступки. Подумайте, чего вы хотите в отношениях с вашим мужем... Сделайте это искренне и бесстрашно... Ведь жена алкоголика - это образ жизни... Вашей жизни...”
Я вижу, что для вас это тоже является разрывом шаблонов.. . Жену алкоголика принято жалеть, и судя по выражению лиц, вы в этой ситуации на стороне пациентки... Я все-таки буду утверждать, что жена алкоголика получает от его пьянства свое вознаграждение. Давайте рассмотрим ситуацию с позиций оценки окружающих и самооценки. Вот она-Жена-Алкоголика-Который-Пьянствует. Она в одиночку тащит дом на себе, детей, дачу, работу - и со всем справляется. Кто она в глазах окружающих? Где-то эталон! Кто она в своих глазах?..
Не совсем рядовая баба, надо думать... Решения принимает она, материальные ресурсы распределяет она, детьми распоряжается она - и все единолично. Но вот муж бросил пить. Через два дня он претендует на то, чтобы взять принятие решений на себя. Хм-м, нашелся... Через неделю (если она выдержит это безобразие целую неделю) она сама купит ему спиртное - “в награду за хорошее поведение” - что обычно и происходит в семье. (В зале одновременно начинают говорить несколько женщин).
.. .Да согласен я с вами, согласен - есть масса исключений, и не во всем виноваты жены, и я сужу с позиции мужского шовинизма. И в качестве извинения я вам дам один очень эффективный шаблон поведения: никогда не хвалите мужа; говорите с ним только о том, чего он не сделал, что у него не получается, чего он не умеет - и через какой-то год вы сделаете алкоголиком любого убежденного трезвенника. А для того, чтобы спровоцировать запой у алкоголика, хватит одного такого сеанса.
Хорошо, у вас есть право на собственную интерпретацию Четвертого Шага - тем более, что там предусмотрена честная оценка и хороших качеств пациентки.
Пятый Шаг:“Мы признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений”.
Я опять обращаю ваше внимание на логичность Шагов. Пятый Шаг напрямую вытекает из Четвертого. Если мы честно, глубоко и бесстрашно проанализировали свои недостатки, то почему бы нам их не признать, не выразить вслух? Два раза во внутреннем диалоге (перед Богом и собой), один раз во внешнем - передо мной. Вот здесь я вас выслушаю, платочек дам слезы вытереть, потому что это уже не игра.
Шестой Шаг:“Мы полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших недостатков”.
И снова (вместо Бога) для атеистов мы вставляем наши суждения о Силе, о влиянии и помощи окружающих, о том ресурсе, который мы с трудом нашли на Втором Шаге... И опять можно отметить логичность Шестого Шага - если мы уже признали все свои недостатки, что нам остается, кроме как исправить их? Здесь есть ключевые слова - “полностью подготовили себя”. Недостатки, которые являются частью образа жизни, не так просто осознать...
Седьмой Шаг:“Мы смиренно просили его исправить наши изъяны”.
Ключевое слово здесь - “смиренно”, поэтому осваивать Седьмой Шаг с верующими пациентками - одно удовольствие. С атеистами уповаешь на интонационное обозначение ключевого слова и идешь дальше... Комментарий Ал-Анона: “Смирение поможет нам увидеть себя в истинном свете и открыть ум и сердце для правды.”
Восьмой Шаг: “Мы составили список всех тех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними.”
Большое значение этого Шага для “АА” понятно, но жена алкоголика, скорее всего, задаст вполне резонный вопрос: “Это кому же я причинила зло?” А вы дадите вполне резонный ответ: “У вас дети есть? Сколько раз вы занимались бесплодным ожиданием пьяного мужа вместо того, чтобы заняться детьми? Когда вы в последний раз навещали родителей? У вас есть подруги, с которыми вы прекратили общаться из-за пьянства мужа? Все эти люди ожидали вашей поддержки. Теперь можете продолжить список самостоятельно”. Ключевое слово здесь - “желание загладить вину”; с этим можно поработать так, как вам захочется.
Девятый Шаг: “Мы лично возмещали причиненный этим людям ущерб где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-нибудь другому”.
Понятно, что Восьмой и Девятый Шаги лучше смотрятся в контексте лечения алкоголика, а не его жены, но это работает и с женами. Как представитель славной семьи нэл-перов, не могу не сказать о том, что этот шаг - явно экологический (надо исправить вред, не причинив большего). Шаг хорош для обсуждения в группе, говорить можно долго...
Десятый Шаг: “Мы продолжали самоанализ, и когда допускали ошибки, сразу признавали это”.
Совершенно логичный проходной шаг, связанный с Четвертым. Если мы начали самоанализ, то куда деваться, надо продолжать...
Одиннадцатый Шаг: “Мы стремились путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как
ill
242
мы его понимаем, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого.”
Прекрасный диссоциирующий шаг - молимся не об облегчении, а о знании Его воли, которую исполнять все равно придется... Комментарий Ал-Анона здесь просто поэтичен: “По мере того как мы яснее понимаем свои проблемы, каждый день обновляет веру и приносит мужество. Размышляя об этом новом жизненном пути, мы понимаем, что Бог руководит нами каждый прожитый день, и мы все больше осознаем Его присутствие, по мере того как мы ощущаем Его направляющую силу. Каждое утро мы просим того, кого мы понимаем как Бога, руководить нами и дать нам силу и мужество исполнить Его волю, а в конце каждого дня благодарим Его за помощь.”
Прелесть, а не текст! Можно вставлять в любой учебник эриксонианского гипноза. Ну, а вариант для атеистов я оставлю на усмотрение вашей творческой фантазии.
Двенадцатый Шаг: “Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы старались донести смысл наших идей до других людей и применять эти принципы во всех наших делах.”
Ну, понятно, что этот Шаг - своего рода триумф, награда тому, кто дошел, и одновременно забота о поддержании численности сообщества. Мы уже поняли, давайте расскажем другим, глядишь, и им полегчает. (В варианте “АА”: “Бросил сам - помоги товарищу.”)
Из зала: Забота о вербовке новичков.
С. Горин: Применить здесь термин “вербовка” было бы не совсем правильно - дело в том, что и “АА”, и Ал-Анон являются полностью некоммерческими организациями, где нет даже устоявшихся членских взносов как таковых. Они живут на добровольные пожертвования, причем часто ограничивают верхний предел этих пожертвований. Не нижний, а именно верхний -ты не можешь пожертвовать на нужды организации больше определенной суммы. Почему? А чтобы не загордился. Там все равны, и в этом прелесть как христианства, так и околохристианских организаций, не называющих себя, впрочем, религиозными.
Итак, 12 Шагов - основа программы Ал-Анона, но есть некоторые добавления к программе. Например, “Молитва об
НЛП: Техники россыпью
243
умиротворении”. Она написана примерно вXVI
веке, очень велика и очень поэтична. Члены “АА” и Ал-Анона используют в качестве молитвы одно-единственное четверостишие, весьма распространенное в разных контекстах, и, скорее всего, хорошо известное вам. Есть несколько вариантов перевода этого четверостишия, я вам дам такой:
Боже, дай мне разум и душевный покой, Чтобы принять то, что я не в силах изменить; Дай мне мужество изменить то, что я могу, И дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого.
Эту молитву рекомендуется повторять по несколько раз в день в тех ситуациях, когда вы чувствуете раздражение по поводу алкоголика.
Как у группового сообщества, у Ал-Анона есть еще 12 Традиций, регламентирующих взаимодействие членов группы. Но поскольку я говорил о системе, приспособленной к индивидуальной терапии, 12 Традиций вам не нужны. А там, где есть группа Ал-Анона, женам алкоголиков не нужен психотерапевт, потому что программа 12 Шагов - это мощнейшая система само- и взаимо- психотерапии.
Есть еще несколько моментов, которые облегчают понимание отдельных Шагов и обладают собственной терапевтической ценностью. К таковым можно отнести поговорки Ал-Анона (их обычно печатают на отдельных карточках, чтобы можно было где-то приклеить и периодически на них посматривать).
Вот такая, например, поговорка: “Позвольте событиям идти своим чередом и положитесь на Бога”. Что это значит? Ал-Анон дает такой комментарий: “Каждый день надо принимать решения и улаживать проблемы. Когда вы замечаете, что раздражение перерастает в напряженность, а напряженность - в состояние, близкое к панике... это значит, что настало время остановиться и обратиться к Богу. Вы можете вообще ничего не делать, но обнаружите, что если у вас есть готовность, то Он даст вам силу.”
Из зала: Здесь дается установка на ничегонеделание.
С. Горин: Да, это можно и так проинтерпретировать: “Обратитесь к подсознанию и получите ресурс.”
244
Еще одна поговорка: “В начале-главное”. Комментарий: “Многие наши непонимания и разочарования происходят от неспособности решать задачи и проблемы по степени их важности. Конечно, нужна дисциплинированность, чтобы отодвинуть в сторону то, чем хотелось бы заниматься, и приняться в первую очередь за задачи первостепенной важности. Но и награда велика - дела сделаны, мы наслаждаемся чувством завершенности и учимся подходить к проблемам с истинным чувством значимости и целенаправленности.” Этакий маленький сад номинал изаций...
Следующая поговорка: “Живи и дай жить другим”. Комментарий: “Мы должны понять, что нам не надо судить или критиковать людей за то, какие они есть и как они поступают. Наши заботы должны лежать исключительно в сфере нашего собственного поведения, самосовершенствования. Каждый из нас имеет право на собственную точку зрения, но мы не имеем права навязывать ее кому-либо.”
Ну, и еще одна поговорка, которая мне очень нравится: “По воле Божьей...” Комментарий: “Хорошо напоминать себе, когда мы возмущены и озлоблены поведением алкоголика, что не по своей воле он выбрал это бремя страданий и отчаяния. По воле Божьей мы и сами могли быть поражены этой болезнью. Будем же благодарны за Божий дар трезвости, которым мы обладаем, и будем готовы помочь алкоголику тоже обрести его.”
.. .Вот такая прелестная система. Да, в индивидуальной психотерапии я использую на сеансе текст, который называется “Только сегодня” и который пришел от “АА”. Алкоголикам советуют в “АА” ни в коем случае не давать обещаний бросить пить. Им говорят: “Знаешь, самый последний подзаборный пьяница способен быть трезвым один-единственный день. Вот ты и будь трезвым только один день! Возможно, завтра тебе захочется напиться и ты напьешься, но за один сегодняшний день ты можешь отвечать? Начни с одного дня!” У Ал-Анона тоже популярен этот текст, обращение к одному дню. В индивидуальном сеансе для женщины это можно оформить так (включает музыку):
Только сегодня... я проживу этот один день и не буду пытаться сразу разрешить все проблемы моей жизни...
НЛП: Техники россыпью
245
Только сегодня... я не буду бояться жизни и смерти, не буду бояться наслаждаться прекрасным и быть счастливой... Люди счастливы настолько, насколько онирешшш быть счастливыми...
Только сегодня... я постараюсь приспособиться ко всему существующему и не буду пытаться подогнать все под свои мерки... Если я не буду иметь то, что я люблю, я буду стараться любить то, что я имею...
Только сегодня я буду уступчивой, жизнерадостной, способной сострадать; буду хвалить людей за то, что они делают, и не стану осуждать за то, что они не могут делать... Если я обнаружу изъян, я прощу его и забуду о нем... Я не буду пытаться улучшать и контролировать кого-нибудь, кроме самой себя...
Только на сегодня... у меня будет план... Возможно, я не буду следовать ему в точности, но он у меня будет... Он избавит меня в какой-то степени от волнений, спешки и нерешительности. ..
Только сегодня... я взгляну на жизнь свежим взглядом и обнаружу, что она чудесна!.. Я узнаю, что постольку, поскольку я привношу что-то в мир... мир воздает мне...
Только сегодня... если меня обидят, я не покажу этого...
Только сегодня... я найду немного времени, чтобы отдохнуть... и осознать, какова есть жизнь и какой онамо-жет быть... время подумать о Боге... и лучше познать самое себя... (некоторое время лектор молчит, затем выключает музыкальное сопровождение).
У Ал-Анона есть своя литература, где также даются рекомендации, имеющие собственную ценность. Вернее, это ответы на самые распространенные вопросы. Их ценность уже в том, что они даются женами алкоголиков.
Например, такой вопрос: “Как семья может помочь алкоголику?” Ответ: “Путем принятия программы Ал-Анона мы способны прекратить попытки переделать алкоголика -человека, которого мы не можем изменить - и обратить свое внимание на себя, то есть на человека, которого мы изменить можем.” Вопрос: “Следует ли нам принимать приглашение туда, где подают спиртные напитки?” Ответ: “Пусть алкоголик это решит сам за себя, а вы решайте сами за себя.” Вопрос:
246
С. Горин. НЛП. техники россыпью
“Следует ли нам прекратить пить?” Ответ: “Это рекомендуется сделать, если это повлияет на алкоголика, но решать вам самим.” Ну, и совершенно прекрасный ответ на вопрос: “Как оградить алкоголика от собутыльников?” - “И не пытайтесь. ..”(смех в зале).
В рамках Ал-Анона есть организация для детей алкоголиков, называемая “Алатин”. У Ал-Анона есть свой журнал - “The
Forum
”. В журнале публикуются личные истории членов Ал-Анона, информация о встречах, мероприятиях, юбилеях... Очень своеобразный, совершено не американский журнал - там нет рекламы...
Перед тем, как ответить на ваши вопросы, я хочу сказать, что возможно, вам показался легкомысленным мой тон при изложении этого материала. Так вот, я действительно сын алкоголика, и 12 Шагов действительно в свое время оказали на меня очень мощное воздействие. Я не мог ожидать, что переживания детства столь актуально влияют на поведение взрослого человека, хотя читал 3. Фрейда... (смех в зале).
Задавайте вопросы...
Вопрос: Имеет ли значение то, что формулы 12 Шагов составлены в прошедшем времени?
С. Горин: Насколько я помню, даже не просто в прошедшем времени, а в прошедшем совершенном. Да, это как бы констатация того факта, что Шаг уже усвоен, решение уже принято.
Вопрос: Насколько высока эффективность вашей работы по этой методике?
С. Горин: Смотря что считать эффективностью... Если избавление пациентки от невротической симптоматики, то эффективность очень высокая. В литературе описаны случаи, когда жены алкоголиков избавлялись при работе по программе Ал-Анона также от психосоматических и даже от соматических проблем, расстройств.
В своей практике я иногда совершенно случайно выходил на проблему мужа-алкоголика у женщин, которые обращались с казалось бы далекими от этого жалобами (например, с хронической головной болью, ожирением). И если мы выясняли, что у пациентки пьянствует муж, и если я давал ей 12 Шагов Ал-Анона, то всегда выяснялось, что это было
НЛП: Техники россыпью
247
эффективным в плане решения основной проблемы пациентки. Это действительно помогает, особенно в условиях, когда больше и помочь-то нечем... И, кстати, усвоение 12 Шагов в индивидуальной терапии не занимает слишком много времени. Личный рекорд -12 Шагов за два сеанса, что достигается элементарным искажением чувства времени в состоянии транса.
Вопрос: Вы считаете, что женщина, освоившая 12 Шагов, может спокойно физически сосуществовать рядом с пьющим мужем?
С. Горин: Знаете, 12 Шагов имеют ведь еще и отдаленную цель - изменить поведение жены и (через это) поведение мужа. И то, что эта цель реализуется, приходится наблюдать сплошь и рядом. В результате либо муж пациентки спонтанно сокращает свое пьянство, либо он обращается за медицинской помощью (возможно, тоже ко мне), либо они оба находят какой-то новый вариант сосуществования. Главное здесь - у женщины появляются ресурсы для другой оценки ситуации: она уже не вовлечена в ситуацию целиком и полностью, она становится самостоятельной личностью, а не ко-алкоголиком, каким она была до этого...
Вопрос: А если женщина в результате терапии захочет оставить мужа?
С. Горин: Это уже их забота. Захочет оставить - пусть оставляет. Но обычно изменение позиции жены как-то действует на мужа. Иногда действует шокирующе: он пришел пьяным, а она спокойно продолжает заниматься своим делом (все первые рекомендации женщине к этому и сводятся - выполняйте свой план на день независимо от поведения мужа). И муж пациентки через некоторое время начинает недоумевать: где привычные скандалы, что изменилось?.. Солнце по-прежнему встает на востоке и заходит на западе, а дома что-то не так...
Вопрос: Вы работали с детьми алкоголиков по этой программе?
С. Горин: Нет, по этой программе работал только с женами. С детьми, наверное, есть какие-то особенности.
Вопрос: Мне хотелось бы узнать, меняется ли в результате усвоения 12 Шагов физическое воздействие мужа на жену...
248
С. Горин: В смысле мордобоя?
Из зала: Да! (Смех в зале).
С. Горин: Этот вопрос звучит очень часто, когда излагаешь материалы о 12 Шагах как чисто теоретический. Но в реальной жизни мне ни разу не приходилось слышать от жен, что 12 Шагов ухудшили ее отношения с мужем. Хотя теоретически это возможно...
Реплика: Для алкоголика складывается непривычная ситуация...
С. Горин: Да, и применять “физическое воздействие” до выяснения обстоятельств алкоголик не хочет. К тому же в литературе Ал-Анона есть и такая рекомендация: “Самое удачное время для разговора с алкоголиком о его пьянстве - утром после тяжелого запоя.” А жены предпочитают говорить об этом тогда, когда муж пьян. А это другая личность... Даже такая простая рекомендация в какой-то мере ослабляет опасность “физического воздействия”.
В моей практике были случаи, когда жены алкоголиков, - моими пациентки, делились 12 Шагами со своими подругами, соседками, и это действовало. Конечно, самым драматичным бывает Первый Шаг: “Это что же получается? Это я своему Петрову - только приложение?! Вот собиралась сегодня пирог испечь - и испеку, каким бы ни появился!!!” Муж приходит - и ошалевает: “Почему ты меня не ругаешь? Я выпил сегодня!” “Ну и черт с тобой!” (диалог реальный).
Вопрос: Есть ли опасность того, что 12 Шагов могут стать особой разновидностью культа? У меня есть знакомый член “АА”, так он бросил пить и стал терроризировать своих домашних 12 Шагами...
С. Горин: Каким способом он это делает?
Из зала: Он стал фанатиком 12 Шагов.
С. Горин: Ну, фанатизм везде нежелателен, и в группах “АА” и Ал-Анона с ним борются. Но мне кажется, что ваш вопрос не связан напрямую с 12 Шагами - скорее, он связан с конкретным характерологическим случаем...
Из зала: Этот человек - ведущий группы.
С. Горин: Естественно, он должен обладать определенной стеничностью.
Из зала: Он перестал пить водку и начал пить 12 Шагов!
НЛП: Техники россыпью
249
С. Горин: Можно напомнить ему принцип “Живи и дай жить другим” и Двенадцатый Шаг...
Вопрос: Вы считаете терапию эффективной, если пациентка разводится с мужем?
С. Горин: Конечно, эффективность можно оценивать по-разному. Если оценивать с позиции обязательного сохранения семьи, то эффективность проблематична, а если с позиции самочувствия пациентки - то помощь она получает эффективную.
Вопрос: По поводу принципа “Живи и дай жить другим” - значит ли это, что алкоголику не надо помогать: живет он так, и пусть живет?
С. Горин: Этот принцип говорит о том, что не надо судить и критиковать людей, а не о том, что им не надо помогать. Здесь перефразирован другой принцип: “Не судите, да не судимы будете.”
Вопрос: Не кажется ли вам, что выступая в качестве семейного терапевта, вы в своей работе объединяетесь с женой против мужа?
С. Горин: Скорее всего, я именно так и делаю (смех в зале). Но чтобы избавиться от угрызений совести, я использую обходной путь - притворяюсь членом группы Ал-Анона, состоящей из двух человек (меня и моей пациентки). Это очень удобно: быть то психотерапевтом, то рядовым членом группы...
Вопрос: А насколько, по-вашему, эта нравственно для терапевта?
С. Горин: Чего не знаю, того не знаю...
Для тех, кто заинтересовался программой Ал-Анона, сообщаю адрес штаб-квартиры этой международной организации: АI
-А поп
Family
Group
Headquarters
,
Inc
.,
P
. О.
Box
862,
Midtown
Station
,
New
York
, N.
Y
. 10018-0862,
USA
.
Глава 4. “ВЕСЬ В ЯКОРЯХ, КАК КРЕЙСЕР...” (якорные техники)
“Якорь” - в НЛП этим термином обозначают эмоционально нейтральное и часто не осознаваемое сенсорное восприятие (зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое), совпавшее во времени и пространстве с некоторым эмоционально окрашенным и значимым сложным переживанием человека, и ассоциируемое с этим переживанием по механизму условного рефлекса. Можно сказать, что якорь - это нейтральный стимул, запускающий разнообразные переживания по поводу значимого воспоминания.
Вступление
С. Горин: Несколько слов о механизме действия якорей. Голодная собака слышит звонок и видит пищу. Пища -значимый стимул, звонок - нейтральный, но если эту последовательность “звонок-пища” предъявить несколько раз, собака будет давать на звонок такой же ответ, какой дает на пищу. Звонок для собаки - положительный пищевой якорь. Или: когда-то вы бьши влюблены в женщину, которая пользовалась определенными духами. Даже много лет спустя запах этих духов будет делать для вас привлекательными женщин,
НЛП: Техники россыпью
251
весьма не похожих на ту, значимую для вас. Или: для того, чтобы сформировать у себя фобию езды в автомобиле, достаточно всего раз побывать в автомобильной аварии. Ну, и так далее.
Человек отличается от прочих животных, в том числе и тем, что у него условный рефлекс часто образуется при од-ном-единственном предъявлении некоторой последовательности событий. Это называется “случайное подкрепление”, и это служит базой для многих суеверий. (Правда, бихевиорис-ты считают, что животное тоже можно сделать суеверным, подкрепляя его случайные действия).
Якорем может быть то, что мы видим, то, что мы слышим, и то, что мы чувствуем, поэтому в НЛП принято подразделять якоря на визуальные, аудиальные, кинестетические. Визуальным якорем для пациента вы можете сделать свой жест, поворот головы, предмет определенного цвета, определенное освещение. Аудиальный якорь - ваш голос (точнее, определенные интонации и громкость вашего голоса), музыка. Кинестетические якоря - определенное прикосновение или поглаживание. В группу кинестетических якорей можно также отнести сравнительно редко используемые запах и вкус.
Условия успешной работы с якорем описаны в каждой книге по НЛП, мы их кратко повторим. Для того, чтобы якоря действовали, при их постановке и последующем “оживлении” надо учитывать три правила:
1) Якорь должен быть уникальным (жесты, звуки и прикосновения, применяемые вами в терапии для постановки якоря, должны отличаться от тех, которые пациент видит, слышит и чувствует в повседневной жизни);
2) Якорь должен быть поставлен на высоте переживания (сначала вы помогаете пациенту максимально погрузиться в переживание, которое намерены заякорить, и только при получении интенсивного невербального ответа вы можете ставить якорь);
3) При “оживлении” поставленного ранее якоря ваши жест, звук, прикосновение, которые служили якорем, должны быть воспроизведены в точности так же, как это было при постановке якоря.
Нельзя сказать, что люди, не знающие НЛП, не умеют пользоваться якорями. У Ги де Мопасана в одном рассказе
252
описана профессиональная соблазнительница, которая перед тем, как увлечь собой некоего мужчину, собирает сведения о том, какими духами и каким бельем пользуется его последняя любовница (для того, чтобы купить себе такие же духи и такое же белье). В одной из миниатюр, исполняемых Р. Карцевым, есть эпизод с использованием визуальных якорей: рассказчик описывает посещение зоопарка, где в клетке сидят тигры (делает руками жест, изображающий открытую пасть тигра), а затем он описывает возвращение домой, где его ждут тараканы (делает руками такой же жест).
|