Я попрошу вас притвориться, что вы - в трансе... и для того, чтобы у вас это лучше получилось, я включу музыку... достаточно неопределенную... (включает магнитофон).. . позволяющую подумать ни о чем... или думать обо всем сразу... И в то время, как вы можете анализировать мою речь... или отдыхать... или следить за моими интонациями... или расслабляться... или сосредоточиться на том, что вы видите, когда вы внимательно смотрите на меня... и слушаете мой голос... и одновременно с этим можете представить себе что угодно... как бы увидеть сон наяву... в котором будет приятно посмотреть на успокаивающий зеленый цвет... травы или леса... или увидеть голубой цвет неба... или водной поверхности... или увидеть любой другой цвет... который для вас связан с ощущением покоя... и спокойного наблюдения и созерцания... и погружения в себя...
И если вы можете все это делать с открытыми глазами... то вам будет еще удобнее закрыть глаза... притворившись, что ваш транс стал глубже... хотя не имеет никакого значения, будет ли ваш транс глубже... или он не будет слишком глубоким... в то время как вам все легче что-то представить себе... что-то далекое во времени и пространстве... что успокаивает вас еще лучше... Если вы можете вообразить любую из картин природы... то вообразите и то, что вы перенеслись туда... продолжая слушать мой голос... который останется с вами в этом путешествии ... и там, в этой картине природы... вы нашли удобное место для того... чтобы глубоко уснуть...
И когда человек засыпает... он может видеть сновидения.. . И будет очень интересно... если в этом сновидении вы увидите... какую-то новую картину... например, лес может смениться берегом водоема... или наоборот, берег водоема может смениться лесом... и окажется, что и в этой новой картине... вы тоже найдете место для того, чтобы расположиться удобно... и уснуть... глубоко и спокойно.. . так, как вы засыпали в детстве... когда вы верили в сказки... и очень легко могли перенестись в своем воображении. .. в любое из волшебных мест... например, в волшебный лес или замок... и там вы могли бы найти удобное место... для того, чтобы глубоко уснуть...
НЛП: Техники россыпью
405
И в этом сновидении все могло бы быть совершенно волшебным... вы могли бы услышать голоса деревьев и цветов. .. животных и птиц... и может быть, у вас бы появилось... радостное и светлое ощущение... того, что рядом с вами есть кто-то очень дружелюбный... и мудрый... Вы знаете разные типы мудрых людей... это может быть улыбающийся волшебник ... с длинной бородой... или это может быть пожилая добрая женщина... которая весь день проводит у плиты... и запах ванили и сахара сопровождает ее... Неважно, кого именно вы повстречаете... но я хочу, чтобы вы запомнили это... потому что любой из мудрых людей... может сказать вам только одно... “Вы нравитесь людям... и люди хорошо к вам относятся. .. люди ждут вас... люди ждут вашей помощи... и вы умеете делать все... что понадобится людям”...
И я не знаю, захочется ли вам... сразу проснуться после этого сна... или вам захочется перенестись в свой прежний сон... и проснуться от него... Я не знаю, хотите ли вы... проснуться сразу от всех снов... или от каждого по очереди... И я не знаю, с каким именно ощущением... вы хотите проснуться... и открыть глаза. И мне тем более интересно, как у вас получится... открыть открытые глаза... когда вы полностью возвращаетесь к бодрствованию, ясности сознания, с чувством свежести и прилива сил, с новым пониманием!
В СВОБОДНОМ ПОЛЕТЕ
ТРИ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДИСЛОВИЯ
скорее к автору, чем к книге
Эриксоновских терапий, как и НЛП, в России - по крайней мере, две, и обе эффективны.
Одна, более западная, представлена людьми, учившимися вживую у Дж. Зайга, Э. Росси, Б.-Э. Эриксона, Ж. Годе-на, М. Снаркса, Ж. Беччио и других сподвижников и учеников самого Эриксона.
Другая - выросшая из слухов и домыслов, из редко доступных книг, а, по сути - из внутренних, глубоко субъективных, иллюзорных и галлюцинаторных представлений, из личных мечтаний о том, что в этих книгах есть или должно быть (чаще мечталось значительно больше написанного). Все это преломлялось через работу, жизни пациентов и клиентов, участников семинаров, тренингов и групп, через бесконечные разговоры с себе сильно и слабо подобными, через беспримерный энтузиазм конца 80 - начала 90-х. Это Хмелевский, Ковылин, Горин...
Вне зависимости от того, что написано в этой книге, автор ее, именующий себя “живым еще классиком”*, являет
*На семинаре в Смоленске я занимался, помимо прочего, практической отработкой некоторых элементов построения имиджа Все мои реплики, способные навести Вас на мысль о возникновении у меня идей собственного величия, на самом деле для меня не характерны и относятся только к применявшимся техникам.
410
собой и своей работой любопытное, странное, эксцентричное сочетание эриксоновского гипноза и терапии, НЛП и особенностей российской словесности, а также того, что “разность заветных слов с бегом души - вовсе не означает лжи...”
Милтон Эриксон мог бы открыть для себя много нового в том, что сегодня называется эриксоновским направлением. То же самое, пожалуй, сделали бы Гриндер с Бэндлером в отношении НЛП, если бы им посчастливилось побывать на семинарах, послушать лекции и почитать книги Сергея Горина.
В отличие от этих несчастных, вам, читатель, сейчас, скорее всего, повезет.
КОНСТАНТИН КОВАЛЁНОК, НЛП-тренер,Co
-президент Ассоциации эриксоновской терапии, гипноза и НЛП, организатор Смоленского семинара
Мы познакомились с Сергеем в Красноярске - как говорят в народе психотерапевтическом, “у Макарова”.
Обаяние хорошего профессионала, чувство юмора (и нечувство неюмора), неоднозначность собственного отношения ко всему и что-то самое главное и глубоко спрятанное -привлекали и привлекают в этом человеке.
На последнем смоленском семинаре возникли разговоры о душе - что такое душа! Есть ли душа вообще - и некоторые раздражались при упоминании этого слова вслух. Соотношение души и техники в психотерапии - какое оно?
Продолжая тот разговор: лечение души, лечение душой - все это имеет отношение к каждому из нас и к автору этой книги тоже. Потому что существует та глубоко спрятанная, оберегаемая и охраняемая, ранимая и прекрасная душа Сергея Горина... которой он и написал эту книгу. ИРИНА ЛЫЧАК,
студентка Вильнюсского института гуманистической и экзистенциальной психологии, организатор Смоленского семинара
В свободном полете
411
Приятно, когда друзья пишут книги. Ими можно гордиться, ощущая и себя причастными к великому миру творчества и фантазии. Ими можно хвастаться.
Настоящий одессит-всегда немножко хвастун. И, может быть, Горина с его семинарами в Одессе сразу приняли за своего именно потому, что хвастает он блестяще, тонко, ёрничая и насмехаясь, грустя и философствуя. Город, в эмблеме которого присутствует якорь, не мог не стать удобной посадочной площадкой для парящего в свободном полете нэлпера.
Приезжайте в Одессу, и вы почувствуете, что “эриксо-нианский подход” - просто серые будни этого города. Примите предложение “снять угол со всеми удобствами”, и разрыв шаблона вам обеспечен. А если вам удастся провести рефрей-минг по поводу этих самых “всех удобств”, то вы - счастливый человек. Пойдите на Привоз, и по состоянию вашего кошелька вы поймете, как можно использовать неофициально наведенный транс. Спросите у одессита, как пройти на Дери-басовскую, и ощутите на себе действие интеллектуальной путаницы.
Одесситы применяют эриксонианские техники интуитивно, из любви к ближнему, а Сергей Горин сделал это своей профессией.
Как он это делает?
Что он делает?
Делает ли он хоть что-нибудь?
Напряженно задавая себе эти вопросы на семинарах С. Горина, вы опомнитесь именно в ту минуту, когда ведущий предложит вам “вернуться в этот день... в эту комнату... в этот город... в том темпе, который вам удобен”. А спустя какое-то время вы удивляетесь тому, что уже умеете делать то, что, казалось, не сможете делать никогда.
С. Горин упорно называет свои семинары обучающими. И как он говорит, так он прав. Однако не обманывайте себя - он не только учит, но и лечит вас. Талантливо, точно, быстро, эффективно - так же, как пишет свои книги.
От одесской психотерапевтической элиты: Н._ Кадышева, Т. Тадыка, А. Повереннова, Т. Карпяк
412
Сей труд, как и прочие в жизни труды, посвящается моей жене Галине, которая стоически перенесла написание этой книги вдобавок к двум предыдущим. Понимающий, да посочувствует...
I
ВВЕДЕНИЕ
(презентация ведущего группы на семинаре в Смоленске, октябрь 1996 г.)
Яви мне, милая Отчизна, звериный лик капитализма. Леонид Тучинский
Здравствуйте. Я - Сергей Горин, деревенский врач из Канска, Красноярский край. Сегодня я впервые за многие годы хотел не импровизировать, а провести презентацию по заранее составленному плану, но вы меня сразу ограничили регламентом. Обидно - я-то думал, что вы в первую очередь спросите: “Как дела, Сергей?” А я отвечу: “Ничего, жив”. А вы тогда опять спросите: “Кем ты теперь работаешь?” А я отвечу: “В последний год работал живым классиком”. Вам, конечно, интересно станет: “А как это, работать живым классиком? Просыпаться, к примеру, рано надо?” А я отвечу: “Нет, можно вообще не просыпаться...”
В этом новом для себя имидже я и хочу провести семинар под названием “Нэлпер в свободном полете”. Все случайные ассоциации с Карлсоном в свободном полете или с полетом над гнездом кукушки я попрошу отмести, как неорганизованные. Просто в последние годы у меня появились некоторые наработки по применению обыденных для нас техник, взятых из индивидуальной терапии, в работе с массовым сознанием. Можно было бы назвать семинар “НЛП вне психотерапии”,
В свободном полете
413
но я, будучи неисправимым романтиком, предпочел более возвышенное название: “полет, небо, простор...”
Жаль, что презентация идет не по плану. Если бы она шла по плану, то вы бы меня, наверняка, сейчас спросили: “Сергей, а как стать живым классиком? Предварительная процедура какова?” И я бы вам ответил: “Ничего сложного -надо: а) написать книгу; б) посадить дерево; и в) вырастить сына”. Хотя насчет сложности, это как сказать - первые два пункта выполняются легко, а третий - с вероятностью 50%, это ж кто родится, того и будешь выращивать...
Но самое главное в процедуре - надо жить в Канске, и здесь вам до меня далеко. Не в том дело, что географически далеко, а просто Канск -литературная аномалия. Первая советская фантастическая повесть “Страна Гонгури” В. Итина была написана и напечатана в Канске. Первый советский роман, “Два мира” Г. Зазубрина тоже был написан и напечатан в Канске. Не удивительно, что первый постсоветский психологический бестселлер “А вы пробовали гипноз?” был написан и напечатан - правильно, в Канске.*
У меня, как и у вас, есть определенная методологическая платформа, некий общий подход ко всему (не путать с “общей теорией всего”), и он формулируется так: все, что мы делаем, нужно делать максимально просто. Ну вот, в работе с одним пациентом я старался достичь трех целей. Во-первых, если получится, надо решить проблему пациента. Во-вторых, это надо сделать максимально быстро, легко и изящно, но так, чтобы сам пациент об этой легкости не догадался, потому что есть еще и третья цель: на полном серьезе внушить пациенту пару-тройку откровенных, как теперь говорят, “приколов” насчет сложности работы - чтобы не было скучно. С этих методических позиций я пытаюсь работать и с массовым сознанием, но пока не все получается - в частности, потому что в роли “живого классика” я начал обожать элементы внешнего оформления: эпиграфы, прологи, эпилоги, “крутые” метафоры, музыкальные паузы и т. п.
*В тексте будут встречаться ссылки на мои предыдущие книги: “А вы пробовали гипноз?” и “Гипноз: техники россыпью” (в этом издании название изменено на “НЛП: техники россыпью”). В ссылках название книг будет даваться аббревиатурой - соответственно “АВПГ” и “ГТР”.
414
С. Горин НЛП: техники россыпью
Но на семинаре я постараюсь все упростить до предела - еще и потому, что весь материал буду записывать на диктофон, чтобы написать свою третью книгу- Это такая старая традиция - мои книги называются так же, как семинары в Смоленске.
Я вижу в ваших глазах невысказанный вопрос: “Сергей, а ты только пишешь или иногда что-нибудь читаешь! А если ты только пишешь, то какие у тебя творческие планы?” Отвечаю как на духу - читаю. Вот сейчас я читаю две книги, я их даже с собой захватил: томик Венедикта Ерофеева и сказка Сергея Козлова “Ежик в тумане”. Я даже семинар хотел сначала назвать “Ежик в тумане-2”, но потом передумал. А творческие планы - у меня давно уже возникла идея этакого философского эссе о судьбах современной психотерапии; у меня и рабочее название есть - “Наклоним голову лихую!” Да, там именно вопрос, а не приказ.
И последнее. В нашей работе большое значение имеет мифология того, что мы делаем. Создавать нужные нам мифы о нас самих и о гипнозе - это, действительно, очень важно, и об этом я постараюсь хоть немного рассказать своей группе.
Да, вот еще что: в откликах на предыдущие книги я часто встречал такой упрек в свой адрес - люди говорили, что мне не хватает академичности, и что разговорный язык для учебника непригоден. Но когда я попытался выяснить, что такое “академичность”, то оказалось, что людям просто нужен в дополнение к моей книге список рекомендуемой литературы. Ну, привыкли люди, что в научных трудах после каждого слова есть ссылка на источник. В этом плане обещаю исправиться, причем начну исправляться прямо сейчас.
“ИТАК...”
(Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожно-ва. - 2-е изд., доп. и перераб. -Т.: Медицина, 1979)
(Bandler R. and Grinder J. The Structure of Magic. Cupertino, CA: Science and Behavior Books, Inc., 1975) “...Я
...”
(Свядощ А. М. Неврозы. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Медицина, 1982)
В свободном полете
415
“...НАДЕЮСЬ...”
(Сексопатология: Справочник/Васильченко Г. С, Агар-кова Т. Е., Агарков С. Т. и др.; Под ред. Г.
С
.
Васильченко
. -
М
.:
Медицина
, 1990)
(Gordon D. Therapeutic Metaphors. Cupertino, CA: Meta Publications, 1978)
“...ЧТО...”
(Машковский М. Д. Лекарственные средства. В 2-х тт. -9-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1984)
“...ВЫ...”
(Справочник практического, врача/ Ю. Е. Вельтищев, Ф. И. Комаров, СМ. Навашин и др.; Под ред. А. И. Воробьева. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Медицина, 1990)
“...ПОЛУЧИТЕ...”
(Авруцкий Г. Я., Недува А. А. Лечение психически больных: Руководство для врачей. - М.: Медицина, 1981)
“.. .УДОВОЛЬСТВИЕ...” (Карвасарский Б. Д. Неврозы. - 2-е изд., перераб. и доп. - Медицина, 1990)
“...ОТ...”
(Бейтсон Г., Бейтсон М. К. Ангелы страшатся / Сокращ. перев. с англ. В. Котляра. - М.: Технологическая школа бизнеса, 1994)
“...ЧТЕНИЯ...”
(Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов / Пер. с англ. - К.: Госуд. библ. Украины для юношества, 1996)
“...ЭТОЙ...”
(Тополянский В. Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства. -М.: Медицина, 1986)
“...КНИГИ...”
(Большая Медицинская Энциклопедия / под ред. Б. В. Петровский. - Изд. 3-е. В ^0-ти тт. - М.: Сов. Энциклопедия, 1977).
ЧАСТЫ.
НЛПВРАБОТЕС ГРУППОЙ
14 Техника роа
Глава 1.
ПОДХОДЫ К ГРУППОВОЙ РАБОТЕ
Базовые предпосылки
С. Горин:.. .Возможно, тем, кто был на моем семинаре в Смоленске два года назад, нынешний семинар напомнит тот, который проводился под названием “Техники россыпью”, потому что в этом семинаре тоже будет много отрывочных техник.
Для того, чтобы научиться работать с позиций НЛП с групповым и массовым сознанием, нам придется периодически возвращаться к навыкам работы с одним пациентом, клиентом, партнером. Я считаю это нужным, поскольку сам получил основные навыки воздействия на людей в индивидуальной терапии.
Я хочу ввести некоторые предположения, предпосылки в отношении работы с группой и массой. Эти предположения работают, поэтому неважно, “верны” они или нет... Уже здесь придется пояснить, что мировоззренческая позиция моя близка к агностицизму, то есть к принципиальному отрицанию возможности познания мира. Вы вовсе не обязаны иметь такую же позицию; ваше мировоззрение может оставаться таким же, каким оно было до сих пор (более того, мне бы хотелось, чтобы оно осталось прежним), но вместе с тем мне хочется, чтобы вы понимали, откуда берутся некоторые мои суждения.
В свободном полете
419
В том, что касается мировоззрения, -техники, которые вы будете изучать (или повторять), пригодны в принципе для любого мировоззрения. Помимо того, у идеалистической картины мира нет никаких преимуществ перед материалистической - и наоборот, та и другая имеют право на существование -более того, та и другая существуют едва ли не со времен начала истории, не спрашивая у нас разрешения на право быть. Вы можете придерживаться позиции, что у человека есть душа, и с ее помощью вы проводите лечение, - а можете считать, что человек представляет собой от 80 до 180 кг мяса и костей, которые после смерти надо куда-то спрятать, чтобы не протухли (обычно зарывают в землю).
И коли уж я начал говорить о своем мировоззрении, то попрошу отделять то, что я говорю, от меня самого. Мы можем условно выделить три уровня восприятия человека: уровень имиджа (“рабочей версии”), уровень жизненной позиции и уровень стержня личности.
Первый и самый поверхностный - уровень имиджа -представляет собой те внешние проявления поведения и облика, которые мы демонстрируем людям, желая познакомиться с ними. Кроме того, это - ряд ярлыков: имя, фамилия, профессия, адрес, социальная роль (пассажир, покупатель, участник семинара); и мы хотим, чтобы люди воспринимали нас с учетом этих ярлыков.
Второй уровень, жизненная позиция, более глубок, он означает появление искренности в общении. На этот уровень мы пускаем друзей, близких людей, родственников, позволяя им понять, что “на самом деле” стоит за нашим имиджем, и позволяя себе раскрыться в доверительных отношениях.
Третий уровень, самый глубокий (стержень личности) - то, что мы сами о себе толком не знаем; то, что иногда прорывается из нас, и мы не знали, что можем так себя вести.
Для иллюстрации - скажем, имидж (рабочая версия) таков: “Я мужу никогда не изменяю”; жизненная позиция: “Разве что сильно попросят”; стержень личности: “Или самой захочется”. Это может быть в любых вариантах, последовательность неважна, можно наоборот - имидж: “Если самой захочется”; жизненная позиция: “Или сильно попросят”; стержень: “Я мужу никогда не изменяю”. Так вот, здесь, на семинаре, вы
420
в значительной степени будете иметь дело с моим имиджем -равно как и я с вашим.
По поводу собственного имиджа я должен сделать два обязательных предупреждения (я всех предупреждаю, не только вас): отрывочные идеи величия, которые я буду высказывать, действительно являются отрывочными, не систематизированными; а моему незаурядному личному обаянию попробуйте с трудом не поддаваться.
Теперь от собственной личности позвольте перейти к принципам работы. Первый и главный из них очень прост и формулируется так: “Мир — это описание мира”. Все думают, что это Карлос Кастанеда, а на самом деле - Людвиг Витгенштейн, немецкий философ. Наши технологии можно часто обнаружить на страницах философских трудов - философов тоже интересует, как человек мыслит... Следствие № 1 из этого принципа (второго пока не будет). “Правда - это то, во что верят люди”. Если люди верят, что повозка не может передвигаться без помощи лошади или что демократия лучше монархии, это - правда.
Таким образом, задача психотерапевта, который работает с одним человеком или группой, и задача политика, который работает с массами, - составлять искусные описания мира, искусные мифы о мире. Легче всего составлять мифы о личности - для этого следует пользоваться языком индивидуального, группового или массового сознания и учитывать пять особенностей структуры мифа о боге (цит. по И. Черепановой “Дом колдуньи”):
1. Неопределенность (недосказанность) самой личности;
2. Наличие у нее чего-то особенного, отклоняющегося;
3. Амбивалентность (двойственность) формы и содержания;
4. Стремление к эмоциональной насыщенности;
5. Ориентация на “мифологическую нишу” массового сознания.
Вы уже, очевидно, поняли, что первым, кто применил словосочетание “живой классик” по отношению ко мне, был я сам. Поскольку я всегда излагал собственный миф языком различных аудиторий и соблюдал пять вышеприведенных
В свободном полете
421
принципов, то мне теперь остается только повторять его. И возможно, еще при жизни я смогу прочитать в каком-нибудь букваре: “Когда был Горин маленький, с курчавой головой...” Боюсь только, что меня перепутают с Майклом Джексоном (смех в зале).
Присоединение к группе
Разумеется, работа с группой (большой группой) начинается с того же, что и работа с одним человеком - с создания раппорта. А создание раппорта, в свою очередь, начинается с присоединения. Но если в работе с одним человеком мы буквально становимся его зеркальным отражением (отражая позу, дыхание, движения глаз, макро- и микродвижения тела и т. д.) и ставим клиента перед выбором - если мое отражение делает так, это значит, что либо я делаю так, либо я сошел с ума; обычно принимается первая возможность - то при работе с группой отразить физиологию и поведение мы не можем, поэтому отражаем другие факторы: общую для нас реальность, общие ценности и т. д.
Приемы присоединения к большой группе, аудитории (одновременно - приемы ораторского мастерства) можно классифицировать на:
присоединение к эмоциям;
присоединение по ритму (навязывание ритма и утилизация всех ритмов);
присоединение на уровне разделения ценностей;
присоединение на уровне разделения реальности (актуальной или описываемой);
присоединение с ведением по шаблону “5-4-3-2-1”.
Присоединение к эмоциям - хороший и краткий прием, пригодный в случаях довольно единообразного эмоционального состояния группы и хорошего отношения группы к оратору. Заключается в том, что вы демонстративно (невербально и вербально) изображаете собой то же самое эмоциональное состояние, которое наблюдается у группы. Например: “Ха-ха, у меня сегодня тоже хорошее настроение”.
Присоединение по ритму - достаточно универсальный прием для разных случаев. Навязывание ритма состоит в том,
422
С. Горин. НЛП. техники россыпью
что перед началом выступления вы даете группе послушать ритмичную музыку, ритм которой неизбежно будет навязан, ~ и тогда вы начинаете выступление в ритме звучавшей ранее музыки. Утилизация всех ритмов - это возможность для публики приспособиться к ритму оратора: выступление начинается медленно, как бы неуверенно, затем его ритм постепенно возрастает, впоследствии периодически понижаясь. Прием дает возможность ощутить “резонанс” по ритму практически любому человеку в группе.
Присоединение на уровне разделения ценностей -прием, который навязывает группе следующую точку зрения в отношении оратора: “Меня заботит то же, что и вас”. В зависимости от того, какого рода группа собралась, какие ценности у нее преобладают в данный момент, вы начинаете свою речь с демонстративного разделения этих ценностей, например: “Меня, как и вас, беспокоит плохое положение пенсионеров” (для аудитории, состоящей из пенсионеров); “Меня, как и вас, беспокоит распространение детской наркомании” (в аудитории школьного родительского собрания).
Присоединение на уровне разделения реальности -оратор сообщает группе, что он видит, слышит, чувствует то же, что и группа. Например (разделение актуальной реальности): “Сегодня четверг, вечер, и я рад, что вы собрались здесь и согласились выслушать меня”. Как видите, прием легко комбинируется с приемом “опережающей благодарности”. Пример разделения описываемой реальности: “Я родился и вырос в этом городе, учился во второй школе, которую посещали многие из вас”.
Присоединение с ведением по шаблону “5-4-3-2-1” -выполняется практически так же, как и работа по этому шаблону с одним человеком (подробно шаблон описан в “АВПГ”, глава 3): к каждому описанию актуальной реальности вы “привязываете” простое внушение с помощью речевых связок (“и”, “в то время как”, “это заставляет вас”). Например: “Когда вы видите меня, вы понимаете, что я - один из вас; и когда вы слышите мой голос, то понимаете, что я - не профессиональный оратор; и возможно, вы чувствуете доверие ко мне”. Или: “Вот вы смотрите на меня и думаете - что я могу вам предложить в отличие от других?” (здесь внушение подано в форме “чтения мыслей”).
В свободном полете
423
Приведенная классификация не является полной, но для достижения обыденных целей вполне достаточна.
После присоединения и создания раппорта вы можете работать с группой, по крайней мере, в двух вариантах:
а) работа с группой, как с одним человеком (наведение общего транса, рассказывание метафор, проведение группы через процедуру рефрейминга и т. д.);
б) работа с группой, как с группой (предписание членам группы определенного поведения, соответствующего понятиям о поведении частей личности в НЛП; проведение игр по “сценарию” какого-либо субмодального шаблона и т. п.).
Первый вариант мало чем отличается от работы с одним человеком, поэтому пока мы его рассматривать не будем, а обратимся ко второму, чуть более сложному.
Техники “олицетворения”
Давайте сделаем нашу группу терапевтической и поработаем с чьей-то реальной проблемой. Содержание проблемы вы объявлять не будете, работа будет ориентирована на процесс. Лучше взять психологическую проблему, что-нибудь из области взаимоотношений, хотя в этой технике можно работать и с психосоматикой. Нужен доброволец на роль клиента...
(Выходит Михаил). Миша, подумай, пожалуйста: если бы твою проблему символизировала некая геометрическая фигура и если бы тебя попросили нарисовать эту фигуру на листе бумаги - что бы ты нарисовал?
Михаил (после паузы): Треугольник.
С. Горин: Хорошо. Я с детства не любил овал, я в детстве угол рисовал... Теперь подумай еще, может быть, треугольник - это слишком просто? Может быть, у этого треугольника есть какие-то особенности? Не только в смысле размера и цвета - может, у него есть незамкнутая сторона или закругленная вершина? Ты можешь не говорить об этом, лишь бы ты сам знал эту особенность...
(После паузы). Хорошо. Ты действительно хочешь решить свою проблему! (Михаил отвечает: “Да”). Возможно, ты уже знаешь ее решение... Тогда возьми столько людей из
424
группы, сколько тебе понадобится для того, чтобы изобразить из них треугольник. Ты расставишь людей в этом холле так, чтобы получилась нужная фигура, которая символизирует для тебя твою проблему. Ты, конечно, выберешь тех людей, которые подходят для решения проблемы. Давай предположим, что все хотят тебе помочь, - и начинай.
(Михаил выбирает нескольких участников группы и расставляет их в холле, образуя подобие треугольника). А теперь начинай переставлять людей по-другому - так, чтобы новая фигура символизировала для тебя решение проблемы. Пока ты этим занимаешься, я буду что-то говорить группе, не обращай на это внимания. Впрочем, ты, возможно, и не успеешь обратить внимание на что-то, кроме своей работы -мозг работает быстро.
Условные ооошачсния:
-клиент • терапевт
- участник группы
- перемещение клиента и терапевта
(Михаил переставляет участников группы, иногда делая паузу; последовательность перестановок показана на рисунках. Ведущий продолжает разговаривать с группой, во время разговора переходя на другое место в холле, что также показано на рисунках).
То, что мы сейчас делаем, можно и проинтерпретировать, и продолжить по-разному. Например, можно спросить Михаила: “Какие эмоции ты испытываешь к каждому из людей, которых ты выбрал?” Или: “Хочешь, участники группы будут произносить для тебя какой-то текст?” Или: “Подумай, почему ты выбрал только мужчин!” Техники групповой работы достаточно похожи одна на другую (по крайней мере, внешне), и интерпретация данной конкретной работы именно
В свободном полете
425
с позиций НЛП - это вопрос о взаимоотношениях идеологии и методологии.
Есть, кстати, совершенно универсальный шаблон для работы с группой. Он состоит из трех шагов: во-первых, разделите группу по любому признаку; во-вторых, дайте группе уверенное действие для исполнения; в-третьих, смотрите, что получится.
Вот Миша сейчас что-то делает, как-то манипулирует людьми, и я понятия не имею, что происходит на самом деле. Каким способом Миша приходит к решению своей проблемы, я не знаю. Я могу только уточнить, например, спросив: “Миша, а где твое место по отношению к этой фигуре? И если ты решил, что решение вот-вот будет найдено, то уютно ли тебе находиться именно в этом месте, именно на таком расстоянии от этих людей?” Могу спросить, а могу и не спрашивать...
Когда человек решает проблему только в воображении - это одно. А когда для решения проблемы человек что-то делает - с реальными людьми или реальными предметами -это другое. Здесь кинестетика подкрепляет визуальный поиск решения, опосредует получение результата. Понаблюдайте невербальные проявления, свидетельствующие о том, насколько клиент доволен своей работой. Обычно при окончании работы у клиента просто написано на лице: “Эврика!” (крупными буквами, как заголовок в газете “Правда”). Идет сложный творческий процесс, в ходе которого Михаил полностью погружается в проблему - а затем столь же полно чувствует радость решения]
Похоже, что задача решена. Это так, Миша?
Михаил: Да.
С. Горин: Ты не торопись, ты пойми, прочувствуй, -насколько ты доволен найденным решением!
Михаил: Полностью доволен.
(Ведущий подходит к Михаилу и задает еще несколько вопросов).
С. Горин: Хорошо, тогда всем спасибо, садитесь на места и давайте обсудим то, что здесь происходило.
В первую очередь: что вам напомнила эта техника? Символизировать проблему в виде рисунка, потом изменить рисунок, чтобы символизировать решение...
426
Ответ из зала: Работу в субмодальностях.
С. Горин: Конечно, работу в субмодальностях. “С чем у вас ассоциируется проблема? - С красным шариком. - Сделайте его зеленым. - Не помогает. - Тогда пусть это будет не шарик, а кубик. - Помогло!”
В принципе, субмодальные шаблоны - хорошая вещь, и работать с ними было бы одним удовольствием при двух условиях. Первое - у всех наших клиентов должна быть прекрасно развитая способность к визуализации. Второе - все клиенты на вопрос о том, как они узнают о своей проблеме, должны отвечать в точности так, как написано в книгах по НЛП: “Да вот, я делаю картинку, потом превращаю ее в серию слайдов, потом добавляю цвет...”
Поскольку в жизни такие клиенты попадаются редко, то вовлечение человека в игру, в какую-то деятельность оказывается более эффективным и более уместным. Так, нарисовать некоторый образ на бумаге, а впоследствии трансформировать его все же легче, чем вообразить. Или слепить проблемный образ из пластилина. Это, конечно, детские техники, но со взрослыми они тоже работают.
И “провокации”, вызов на роль, приглашение к работе через вызывание полярной реакции “работают” и с детьми, и со взрослыми. Допустим, ребенок отказался лепить фигурку из пластилина. Реагируем: “Ну и не лепи, не очень-то и хотелось, да ты и не умеешь. Зато я умею лепить очень красиво*.” ~ но слепить очень плохо. К субмодальному шаблону всегда можно придумать сценарий игры, который подойдет для школьного класса и даже для группы детского сада.
От терапевта при такой работе требуются два вещи: во-первых, невербальное одобрение всего, что происходит; и, во-вторых, исполнение роли генератора идей. Уходя в проблему, клиент во время терапии (как и в жизни) не видит новых вариантов поведения, и мы ему постоянно подсказываем: “Подойди ближе - отойди дальше; круг - треугольник, пятиконечная звезда и т. д.” Вы даете стратегию - клиент выбирает тактику. А участники группы выполняют простую инструкцию - “по-могать клиенту”. Такое предписанное поведение им очень легко выполнить, как видите.
Реплика из зала: Сергей, здесь была еще использована дополнительная ресурсная позиция для Миши, когда у него не хватило ресурсов. Он перешел на место психотерапевта.
В свободном полете
427
С. Горин: В общем, да, хотя это мелочи по сравнению с показанным шаблоном.
Теперь мы можем сделать сценарием игры процесс шестишагового рефрейминга. Доброволец на роль клиента?..
|