НЛП: Техники россыпью

Я попрошу вас притвориться, что вы - в трансе... и для того, чтобы у вас это лучше получилось, я включу музы­ку... достаточно неопределенную... (включает магнито­фон).. . позволяющую подумать ни о чем... или думать обо всем сразу... И в то время, как вы можете анализировать мою речь... или отдыхать... или следить за моими инто­нациями... или расслабляться... или сосредоточиться на том, что вы видите, когда вы внимательно смотрите на меня... и слушаете мой голос... и одновременно с этим можете представить себе что угодно... как бы увидеть сон наяву... в котором будет приятно посмотреть на успокаи­вающий зеленый цвет... травы или леса... или увидеть го­лубой цвет неба... или водной поверхности... или увидеть любой другой цвет... который для вас связан с ощущением покоя... и спокойного наблюдения и созерцания... и по­гружения в себя...

И если вы можете все это делать с открытыми глаза­ми... то вам будет еще удобнее закрыть глаза... притво­рившись, что ваш транс стал глубже... хотя не имеет никакого значения, будет ли ваш транс глубже... или он не будет слишком глубоким... в то время как вам все легче что-то представить себе... что-то далекое во времени и пространстве... что успокаивает вас еще лучше... Если вы можете вообразить любую из картин природы... то вообра­зите и то, что вы перенеслись туда... продолжая слушать мой голос... который останется с вами в этом путеше­ствии ... и там, в этой картине природы... вы нашли удоб­ное место для того... чтобы глубоко уснуть...

И когда человек засыпает... он может видеть сно­видения.. . И будет очень интересно... если в этом снови­дении вы увидите... какую-то новую картину... например, лес может смениться берегом водоема... или наоборот, бе­рег водоема может смениться лесом... и окажется, что и в этой новой картине... вы тоже найдете место для того, что­бы расположиться удобно... и уснуть... глубоко и спо­койно.. . так, как вы засыпали в детстве... когда вы верили в сказки... и очень легко могли перенестись в своем вооб­ражении. .. в любое из волшебных мест... например, в вол­шебный лес или замок... и там вы могли бы найти удобное место... для того, чтобы глубоко уснуть...

НЛП: Техники россыпью

405

 

И в этом сновидении все могло бы быть совершенно волшебным... вы могли бы услышать голоса деревьев и цве­тов. .. животных и птиц... и может быть, у вас бы появилось... радостное и светлое ощущение... того, что рядом с вами есть кто-то очень дружелюбный... и мудрый... Вы знаете разные типы мудрых людей... это может быть улыбающийся волшеб­ник ... с длинной бородой... или это может быть пожилая доб­рая женщина... которая весь день проводит у плиты... и за­пах ванили и сахара сопровождает ее... Неважно, кого имен­но вы повстречаете... но я хочу, чтобы вы запомнили это... потому что любой из мудрых людей... может сказать вам толь­ко одно... “Вы нравитесь людям... и люди хорошо к вам от­носятся. .. люди ждут вас... люди ждут вашей помощи... и вы умеете делать все... что понадобится людям”...

И я не знаю, захочется ли вам... сразу проснуться пос­ле этого сна... или вам захочется перенестись в свой прежний сон... и проснуться от него... Я не знаю, хотите ли вы... про­снуться сразу от всех снов... или от каждого по очереди... И я не знаю, с каким именно ощущением... вы хотите проснуть­ся... и открыть глаза. И мне тем более интересно, как у вас получится... открыть открытые глаза... когда вы полнос­тью возвращаетесь к бодрствованию, ясности сознания, с чувством свежести и прилива сил, с новым пониманием!

В СВОБОДНОМ ПОЛЕТЕ

ТРИ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДИСЛОВИЯ

скорее к автору, чем к книге

Эриксоновских терапий, как и НЛП, в России - по край­ней мере, две, и обе эффективны.

Одна, более западная, представлена людьми, учивши­мися вживую у Дж. Зайга, Э. Росси, Б.-Э. Эриксона, Ж. Годе-на, М. Снаркса, Ж. Беччио и других сподвижников и учеников самого Эриксона.

Другая - выросшая из слухов и домыслов, из редко до­ступных книг, а, по сути - из внутренних, глубоко субъектив­ных, иллюзорных и галлюцинаторных представлений, из лич­ных мечтаний о том, что в этих книгах есть или должно быть (чаще мечталось значительно больше написанного). Все это преломлялось через работу, жизни пациентов и клиентов, уча­стников семинаров, тренингов и групп, через бесконечные разговоры с себе сильно и слабо подобными, через беспри­мерный энтузиазм конца 80 - начала 90-х. Это Хмелевский, Ковылин, Горин...

Вне зависимости от того, что написано в этой книге, автор ее, именующий себя “живым еще классиком”*, являет

*На семинаре в Смоленске я занимался, помимо прочего, практичес­кой отработкой некоторых элементов построения имиджа Все мои реплики, способные навести Вас на мысль о возникновении у меня идей собственного величия, на самом деле для меня не характерны и относятся только к приме­нявшимся техникам.

410

 

собой и своей работой любопытное, странное, эксцентричное сочетание эриксоновского гипноза и терапии, НЛП и особен­ностей российской словесности, а также того, что “разность заветных слов с бегом души - вовсе не означает лжи...”

Милтон Эриксон мог бы открыть для себя много ново­го в том, что сегодня называется эриксоновским направлени­ем. То же самое, пожалуй, сделали бы Гриндер с Бэндлером в отношении НЛП, если бы им посчастливилось побывать на семинарах, послушать лекции и почитать книги Сергея Го­рина.

В отличие от этих несчастных, вам, читатель, сейчас, скорее всего, повезет.

КОНСТАНТИН КОВАЛЁНОК, НЛП-тренер,Co

 -президент Ассоциации эриксоновской терапии, гипноза и НЛП, организатор Смоленского семинара

 

 

Мы познакомились с Сергеем в Красноярске - как го­ворят в народе психотерапевтическом, “у Макарова”.

Обаяние хорошего профессионала, чувство юмора (и нечувство неюмора), неоднозначность собственного отноше­ния ко всему и что-то самое главное и глубоко спрятанное -привлекали и привлекают в этом человеке.

На последнем смоленском семинаре возникли разгово­ры о душе - что такое душа! Есть ли душа вообще - и некото­рые раздражались при упоминании этого слова вслух. Соот­ношение души и техники в психотерапии - какое оно?

Продолжая тот разговор: лечение души, лечение ду­шой - все это имеет отношение к каждому из нас и к автору этой книги тоже. Потому что существует та глубоко спрятан­ная, оберегаемая и охраняемая, ранимая и прекрасная душа Сергея Горина... которой он и написал эту книгу. ИРИНА ЛЫЧАК,

студентка Вильнюсского института гуманистической и экзистенциальной психологии, организатор Смоленского семинара

В свободном полете

411

Приятно, когда друзья пишут книги. Ими можно гор­диться, ощущая и себя причастными к великому миру творче­ства и фантазии. Ими можно хвастаться.

Настоящий одессит-всегда немножко хвастун. И, мо­жет быть, Горина с его семинарами в Одессе сразу приняли за своего именно потому, что хвастает он блестяще, тонко, ёрни­чая и насмехаясь, грустя и философствуя. Город, в эмблеме которого присутствует якорь, не мог не стать удобной поса­дочной площадкой для парящего в свободном полете нэлпера.

Приезжайте в Одессу, и вы почувствуете, что “эриксо-нианский подход” - просто серые будни этого города. Прими­те предложение “снять угол со всеми удобствами”, и разрыв шаблона вам обеспечен. А если вам удастся провести рефрей-минг по поводу этих самых “всех удобств”, то вы - счастли­вый человек. Пойдите на Привоз, и по состоянию вашего ко­шелька вы поймете, как можно использовать неофициально наведенный транс. Спросите у одессита, как пройти на Дери-басовскую, и ощутите на себе действие интеллектуальной пу­таницы.

Одесситы применяют эриксонианские техники интуи­тивно, из любви к ближнему, а Сергей Горин сделал это своей профессией.

Как он это делает?

Что он делает?

Делает ли он хоть что-нибудь?

Напряженно задавая себе эти вопросы на семинарах С. Горина, вы опомнитесь именно в ту минуту, когда ведущий предложит вам “вернуться в этот день... в эту комнату... в этот город... в том темпе, который вам удобен”. А спустя какое-то время вы удивляетесь тому, что уже умеете делать то, что, ка­залось, не сможете делать никогда.

С. Горин упорно называет свои семинары обучающи­ми. И как он говорит, так он прав. Однако не обманывайте себя - он не только учит, но и лечит вас. Талантливо, точно, быстро, эффективно - так же, как пишет свои книги.

От одесской психотерапевтической элиты: Н._ Кадышева, Т. Тадыка, А. Повереннова, Т. Карпяк

412

 

Сей труд, как и прочие в жизни труды, посвящается моей жене Галине, которая стоически перенесла написание этой кни­ги вдобавок к двум предыдущим. Понима­ющий, да посочувствует...

I

ВВЕДЕНИЕ

(презентация ведущего группы на семинаре в Смоленске, октябрь 1996 г.)

Яви мне, милая Отчизна, звериный лик капитализма. Леонид Тучинский

Здравствуйте. Я - Сергей Горин, деревенский врач из Канска, Красноярский край. Сегодня я впервые за многие годы хотел не импровизировать, а провести презентацию по зара­нее составленному плану, но вы меня сразу ограничили регла­ментом. Обидно - я-то думал, что вы в первую очередь спро­сите: “Как дела, Сергей?” А я отвечу: “Ничего, жив”. А вы тогда опять спросите: “Кем ты теперь работаешь?” А я отве­чу: “В последний год работал живым классиком”. Вам, конеч­но, интересно станет: “А как это, работать живым классиком? Просыпаться, к примеру, рано надо?” А я отвечу: “Нет, можно вообще не просыпаться...”

В этом новом для себя имидже я и хочу провести семи­нар под названием “Нэлпер в свободном полете”. Все случай­ные ассоциации с Карлсоном в свободном полете или с поле­том над гнездом кукушки я попрошу отмести, как неорганизо­ванные. Просто в последние годы у меня появились некоторые наработки по применению обыденных для нас техник, взятых из индивидуальной терапии, в работе с массовым сознанием. Можно было бы назвать семинар “НЛП вне психотерапии”,

В свободном полете

413

но я, будучи неисправимым романтиком, предпочел более воз­вышенное название: “полет, небо, простор...”

Жаль, что презентация идет не по плану. Если бы она шла по плану, то вы бы меня, наверняка, сейчас спросили: “Сергей, а как стать живым классиком? Предварительная процедура какова?” И я бы вам ответил: “Ничего сложного -надо: а) написать книгу; б) посадить дерево; и в) вырастить сына”. Хотя насчет сложности, это как сказать - первые два пункта выполняются легко, а третий - с вероятностью 50%, это ж кто родится, того и будешь выращивать...

Но самое главное в процедуре - надо жить в Канске, и здесь вам до меня далеко. Не в том дело, что географически далеко, а просто Канск -литературная аномалия. Первая со­ветская фантастическая повесть “Страна Гонгури” В. Итина была написана и напечатана в Канске. Первый советский ро­ман, “Два мира” Г. Зазубрина тоже был написан и напечатан в Канске. Не удивительно, что первый постсоветский психоло­гический бестселлер “А вы пробовали гипноз?” был написан и напечатан - правильно, в Канске.*

У меня, как и у вас, есть определенная методологичес­кая платформа, некий общий подход ко всему (не путать с “об­щей теорией всего”), и он формулируется так: все, что мы де­лаем, нужно делать максимально просто. Ну вот, в работе с одним пациентом я старался достичь трех целей. Во-первых, если получится, надо решить проблему пациента. Во-вторых, это надо сделать максимально быстро, легко и изящно, но так, чтобы сам пациент об этой легкости не догадался, потому что есть еще и третья цель: на полном серьезе внушить пациенту пару-тройку откровенных, как теперь говорят, “приколов” на­счет сложности работы - чтобы не было скучно. С этих мето­дических позиций я пытаюсь работать и с массовым сознани­ем, но пока не все получается - в частности, потому что в роли “живого классика” я начал обожать элементы внешнего офор­мления: эпиграфы, прологи, эпилоги, “крутые” метафоры, музыкальные паузы и т. п.

*В тексте будут встречаться ссылки на мои предыдущие книги: “А вы пробовали гипноз?” и “Гипноз: техники россыпью” (в этом издании на­звание изменено на “НЛП: техники россыпью”). В ссылках название книг будет даваться аббревиатурой - соответственно “АВПГ” и “ГТР”.

414

С. Горин НЛП: техники россыпью

Но на семинаре я постараюсь все упростить до пре­дела - еще и потому, что весь материал буду записывать на диктофон, чтобы написать свою третью книгу- Это такая ста­рая традиция - мои книги называются так же, как семинары в Смоленске.

Я вижу в ваших глазах невысказанный вопрос: “Сер­гей, а ты только пишешь или иногда что-нибудь читаешь! А если ты только пишешь, то какие у тебя творческие планы?” Отвечаю как на духу - читаю. Вот сейчас я читаю две книги, я их даже с собой захватил: томик Венедикта Ерофеева и сказка Сергея Козлова “Ежик в тумане”. Я даже семинар хотел сна­чала назвать “Ежик в тумане-2”, но потом передумал. А твор­ческие планы - у меня давно уже возникла идея этакого фило­софского эссе о судьбах современной психотерапии; у меня и рабочее название есть - “Наклоним голову лихую!” Да, там именно вопрос, а не приказ.

И последнее. В нашей работе большое значение имеет мифология того, что мы делаем. Создавать нужные нам мифы о нас самих и о гипнозе - это, действительно, очень важно, и об этом я постараюсь хоть немного рассказать своей группе.

Да, вот еще что: в откликах на предыдущие книги я ча­сто встречал такой упрек в свой адрес - люди говорили, что мне не хватает академичности, и что разговорный язык для учебника непригоден. Но когда я попытался выяснить, что та­кое “академичность”, то оказалось, что людям просто нужен в дополнение к моей книге список рекомендуемой литературы. Ну, привыкли люди, что в научных трудах после каждого сло­ва есть ссылка на источник. В этом плане обещаю исправить­ся, причем начну исправляться прямо сейчас.

“ИТАК...”

(Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожно-ва. - 2-е изд., доп. и перераб. -Т.: Медицина, 1979)

(Bandler R. and Grinder J. The Structure of Magic. Cupertino, CA: Science and Behavior Books, Inc., 1975) “...Я

 ...”

 

 

(Свядощ А. М. Неврозы. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Медицина, 1982)

В свободном полете

415

“...НАДЕЮСЬ...”

(Сексопатология: Справочник/Васильченко Г. С, Агар-кова Т. Е., Агарков С. Т. и др.; Под ред. Г.

 С

 .

 Васильченко

 . -

 М

 .:

 Медицина

 , 1990)

 

 

(Gordon D. Therapeutic Metaphors. Cupertino, CA: Meta Publications, 1978)

“...ЧТО...”

(Машковский М. Д. Лекарственные средства. В 2-х тт. -9-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1984)

“...ВЫ...”

(Справочник практического, врача/ Ю. Е. Вельтищев, Ф. И. Комаров, СМ. Навашин и др.; Под ред. А. И. Воробье­ва. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Медицина, 1990)

“...ПОЛУЧИТЕ...”

(Авруцкий Г. Я., Недува А. А. Лечение психически боль­ных: Руководство для врачей. - М.: Медицина, 1981)

“.. .УДОВОЛЬСТВИЕ...” (Карвасарский Б. Д. Неврозы. - 2-е изд., перераб. и доп. - Медицина, 1990)

“...ОТ...”

(Бейтсон Г., Бейтсон М. К. Ангелы страшатся / Сокращ. перев. с англ. В. Котляра. - М.: Технологическая школа бизне­са, 1994)

“...ЧТЕНИЯ...”

(Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов / Пер. с англ. - К.: Госуд. библ. Украины для юношества, 1996)

“...ЭТОЙ...”

(Тополянский В. Д., Струковская М. В. Психосомати­ческие расстройства. -М.: Медицина, 1986)

“...КНИГИ...”

(Большая Медицинская Энциклопедия / под ред. Б. В. Петровский. - Изд. 3-е. В ^0-ти тт. - М.: Сов. Энциклопедия, 1977).

ЧАСТЫ.

НЛПВРАБОТЕС ГРУППОЙ

14 Техника роа

Глава 1.

ПОДХОДЫ К ГРУППОВОЙ РАБОТЕ

Базовые предпосылки

С. Горин:.. .Возможно, тем, кто был на моем семинаре в Смоленске два года назад, нынешний семинар напомнит тот, который проводился под названием “Техники россыпью”, по­тому что в этом семинаре тоже будет много отрывочных тех­ник.

Для того, чтобы научиться работать с позиций НЛП с групповым и массовым сознанием, нам придется периодичес­ки возвращаться к навыкам работы с одним пациентом, кли­ентом, партнером. Я считаю это нужным, поскольку сам полу­чил основные навыки воздействия на людей в индивидуаль­ной терапии.

Я хочу ввести некоторые предположения, предпосылки в отношении работы с группой и массой. Эти предположения работают, поэтому неважно, “верны” они или нет... Уже здесь придется пояснить, что мировоззренческая позиция моя близ­ка к агностицизму, то есть к принципиальному отрицанию воз­можности познания мира. Вы вовсе не обязаны иметь такую же позицию; ваше мировоззрение может оставаться таким же, каким оно было до сих пор (более того, мне бы хотелось, что­бы оно осталось прежним), но вместе с тем мне хочется, что­бы вы понимали, откуда берутся некоторые мои суждения.

В свободном полете

419

В том, что касается мировоззрения, -техники, которые вы будете изучать (или повторять), пригодны в принципе для любого мировоззрения. Помимо того, у идеалистической кар­тины мира нет никаких преимуществ перед материалистичес­кой - и наоборот, та и другая имеют право на существование -более того, та и другая существуют едва ли не со времен нача­ла истории, не спрашивая у нас разрешения на право быть. Вы можете придерживаться позиции, что у человека есть душа, и с ее помощью вы проводите лечение, - а можете считать, что человек представляет собой от 80 до 180 кг мяса и костей, ко­торые после смерти надо куда-то спрятать, чтобы не протухли (обычно зарывают в землю).

И коли уж я начал говорить о своем мировоззрении, то попрошу отделять то, что я говорю, от меня самого. Мы мо­жем условно выделить три уровня восприятия человека: уро­вень имиджа (“рабочей версии”), уровень жизненной пози­ции и уровень стержня личности.

Первый и самый поверхностный - уровень имиджа -представляет собой те внешние проявления поведения и об­лика, которые мы демонстрируем людям, желая познакомить­ся с ними. Кроме того, это - ряд ярлыков: имя, фамилия, про­фессия, адрес, социальная роль (пассажир, покупатель, участ­ник семинара); и мы хотим, чтобы люди воспринимали нас с учетом этих ярлыков.

Второй уровень, жизненная позиция, более глубок, он означает появление искренности в общении. На этот уровень мы пускаем друзей, близких людей, родственников, позволяя им понять, что “на самом деле” стоит за нашим имиджем, и позволяя себе раскрыться в доверительных отношениях.

Третий уровень, самый глубокий (стержень личнос­ти) - то, что мы сами о себе толком не знаем; то, что иногда прорывается из нас, и мы не знали, что можем так себя вести.

Для иллюстрации - скажем, имидж (рабочая версия) таков: “Я мужу никогда не изменяю”; жизненная позиция: “Раз­ве что сильно попросят”; стержень личности: “Или самой за­хочется”. Это может быть в любых вариантах, последователь­ность неважна, можно наоборот - имидж: “Если самой захо­чется”; жизненная позиция: “Или сильно попросят”; стержень: “Я мужу никогда не изменяю”. Так вот, здесь, на семинаре, вы

 

420

 

в значительной степени будете иметь дело с моим имиджем -равно как и я с вашим.

По поводу собственного имиджа я должен сделать два обязательных предупреждения (я всех предупреждаю, не толь­ко вас): отрывочные идеи величия, которые я буду высказы­вать, действительно являются отрывочными, не систематизи­рованными; а моему незаурядному личному обаянию попро­буйте с трудом не поддаваться.

Теперь от собственной личности позвольте перейти к принципам работы. Первый и главный из них очень прост и формулируется так: “Мир — это описание мира”. Все дума­ют, что это Карлос Кастанеда, а на самом деле - Людвиг Вит­генштейн, немецкий философ. Наши технологии можно часто обнаружить на страницах философских трудов - философов тоже интересует, как человек мыслит... Следствие № 1 из это­го принципа (второго пока не будет). “Правда - это то, во что верят люди”. Если люди верят, что повозка не может пе­редвигаться без помощи лошади или что демократия лучше монархии, это - правда.

Таким образом, задача психотерапевта, который рабо­тает с одним человеком или группой, и задача политика, кото­рый работает с массами, - составлять искусные описания мира, искусные мифы о мире. Легче всего составлять мифы о лич­ности - для этого следует пользоваться языком индивидуаль­ного, группового или массового сознания и учитывать пять особенностей структуры мифа о боге (цит. по И. Черепановой “Дом колдуньи”):

1. Неопределенность (недосказанность) самой личности;

2. Наличие у нее чего-то особенного, отклоня­ющегося;

3. Амбивалентность (двойственность) формы и содержания;

4. Стремление к эмоциональной насыщенности;

5. Ориентация на “мифологическую нишу” мас­сового сознания.

Вы уже, очевидно, поняли, что первым, кто применил словосочетание “живой классик” по отношению ко мне, был я сам. Поскольку я всегда излагал собственный миф языком различных аудиторий и соблюдал пять вышеприведенных

В свободном полете

421

принципов, то мне теперь остается только повторять его. И возможно, еще при жизни я смогу прочитать в каком-нибудь букваре: “Когда был Горин маленький, с курчавой головой...” Боюсь только, что меня перепутают с Майклом Джексоном (смех в зале).

Присоединение к группе

Разумеется, работа с группой (большой группой) начи­нается с того же, что и работа с одним человеком - с создания раппорта. А создание раппорта, в свою очередь, начинается с присоединения. Но если в работе с одним человеком мы бук­вально становимся его зеркальным отражением (отражая позу, дыхание, движения глаз, макро- и микродвижения тела и т. д.) и ставим клиента перед выбором - если мое отражение делает так, это значит, что либо я делаю так, либо я сошел с ума; обычно принимается первая возможность - то при работе с группой отразить физиологию и поведение мы не можем, по­этому отражаем другие факторы: общую для нас реальность, общие ценности и т. д.

Приемы присоединения к большой группе, аудитории (одновременно - приемы ораторского мастерства) можно клас­сифицировать на:

присоединение к эмоциям;

присоединение по ритму (навязывание ритма и утили­зация всех ритмов);

присоединение на уровне разделения ценностей;

присоединение на уровне разделения реальности (ак­туальной или описываемой);

присоединение с ведением по шаблону “5-4-3-2-1”.

Присоединение к эмоциям - хороший и краткий при­ем, пригодный в случаях довольно единообразного эмоцио­нального состояния группы и хорошего отношения группы к оратору. Заключается в том, что вы демонстративно (невер­бально и вербально) изображаете собой то же самое эмоцио­нальное состояние, которое наблюдается у группы. Например: “Ха-ха, у меня сегодня тоже хорошее настроение”.

Присоединение по ритму - достаточно универсальный прием для разных случаев. Навязывание ритма состоит в том,

422

С. Горин. НЛП. техники россыпью

что перед началом выступления вы даете группе послушать ритмичную музыку, ритм которой неизбежно будет навязан, ~ и тогда вы начинаете выступление в ритме звучавшей ранее музыки. Утилизация всех ритмов - это возможность для публики приспособиться к ритму оратора: выступление на­чинается медленно, как бы неуверенно, затем его ритм посте­пенно возрастает, впоследствии периодически понижаясь. Прием дает возможность ощутить “резонанс” по ритму прак­тически любому человеку в группе.

Присоединение на уровне разделения ценностей -прием, который навязывает группе следующую точку зрения в отношении оратора: “Меня заботит то же, что и вас”. В зави­симости от того, какого рода группа собралась, какие ценнос­ти у нее преобладают в данный момент, вы начинаете свою речь с демонстративного разделения этих ценностей, напри­мер: “Меня, как и вас, беспокоит плохое положение пенсионе­ров” (для аудитории, состоящей из пенсионеров); “Меня, как и вас, беспокоит распространение детской наркомании” (в аудитории школьного родительского собрания).

Присоединение на уровне разделения реальности -оратор сообщает группе, что он видит, слышит, чувствует то же, что и группа. Например (разделение актуальной реальнос­ти): “Сегодня четверг, вечер, и я рад, что вы собрались здесь и согласились выслушать меня”. Как видите, прием легко ком­бинируется с приемом “опережающей благодарности”. При­мер разделения описываемой реальности: “Я родился и вы­рос в этом городе, учился во второй школе, которую посещали многие из вас”.

Присоединение с ведением по шаблону “5-4-3-2-1” -выполняется практически так же, как и работа по этому шаб­лону с одним человеком (подробно шаблон описан в “АВПГ”, глава 3): к каждому описанию актуальной реальности вы “при­вязываете” простое внушение с помощью речевых связок (“и”, “в то время как”, “это заставляет вас”). Например: “Когда вы видите меня, вы понимаете, что я - один из вас; и когда вы слышите мой голос, то понимаете, что я - не профессиональ­ный оратор; и возможно, вы чувствуете доверие ко мне”. Или: “Вот вы смотрите на меня и думаете - что я могу вам предло­жить в отличие от других?” (здесь внушение подано в форме “чтения мыслей”).

В свободном полете

423

Приведенная классификация не является полной, но для достижения обыденных целей вполне достаточна.

После присоединения и создания раппорта вы можете работать с группой, по крайней мере, в двух вариантах:

а) работа с группой, как с одним человеком (наведение общего транса, рассказывание метафор, проведение группы через процедуру рефрейминга и т. д.);

б) работа с группой, как с группой (предписание чле­нам группы определенного поведения, соответствующего по­нятиям о поведении частей личности в НЛП; проведение игр по “сценарию” какого-либо субмодального шаблона и т. п.).

Первый вариант мало чем отличается от работы с од­ним человеком, поэтому пока мы его рассматривать не будем, а обратимся ко второму, чуть более сложному.

Техники “олицетворения”

Давайте сделаем нашу группу терапевтической и пора­ботаем с чьей-то реальной проблемой. Содержание проблемы вы объявлять не будете, работа будет ориентирована на про­цесс. Лучше взять психологическую проблему, что-нибудь из области взаимоотношений, хотя в этой технике можно рабо­тать и с психосоматикой. Нужен доброволец на роль кли­ента...

(Выходит Михаил). Миша, подумай, пожалуйста: если бы твою проблему символизировала некая геометрическая фигура и если бы тебя попросили нарисовать эту фигуру на листе бумаги - что бы ты нарисовал?

Михаил (после паузы): Треугольник.

С. Горин: Хорошо. Я с детства не любил овал, я в дет­стве угол рисовал... Теперь подумай еще, может быть, треу­гольник - это слишком просто? Может быть, у этого треуголь­ника есть какие-то особенности? Не только в смысле размера и цвета - может, у него есть незамкнутая сторона или закруг­ленная вершина? Ты можешь не говорить об этом, лишь бы ты сам знал эту особенность...

(После паузы). Хорошо. Ты действительно хочешь ре­шить свою проблему! (Михаил отвечает: “Да”). Возможно, ты уже знаешь ее решение... Тогда возьми столько людей из

424

 

группы, сколько тебе понадобится для того, чтобы изобразить из них треугольник. Ты расставишь людей в этом холле так, чтобы получилась нужная фигура, которая символизирует для тебя твою проблему. Ты, конечно, выберешь тех людей, кото­рые подходят для решения проблемы. Давай предположим, что все хотят тебе помочь, - и начинай.

(Михаил выбирает нескольких участников группы и расставляет их в холле, образуя подобие треугольника). А те­перь начинай переставлять людей по-другому - так, чтобы новая фигура символизировала для тебя решение проблемы. Пока ты этим занимаешься, я буду что-то говорить группе, не обращай на это внимания. Впрочем, ты, возможно, и не ус­пеешь обратить внимание на что-то, кроме своей работы -мозг работает быстро.

Условные ооошачсния:

-клиент • терапевт

  - участник группы

 

 

- перемещение клиента и терапевта

 

(Михаил переставляет участников группы, иногда де­лая паузу; последовательность перестановок показана на ри­сунках. Ведущий продолжает разговаривать с группой, во вре­мя разговора переходя на другое место в холле, что также по­казано на рисунках).

То, что мы сейчас делаем, можно и проинтерпретиро­вать, и продолжить по-разному. Например, можно спросить Михаила: “Какие эмоции ты испытываешь к каждому из лю­дей, которых ты выбрал?” Или: “Хочешь, участники группы будут произносить для тебя какой-то текст?” Или: “Подумай, почему ты выбрал только мужчин!” Техники групповой ра­боты достаточно похожи одна на другую (по крайней мере, внешне), и интерпретация данной конкретной работы именно

В свободном полете

425

с позиций НЛП - это вопрос о взаимоотношениях идеологии и методологии.

Есть, кстати, совершенно универсальный шаблон для работы с группой. Он состоит из трех шагов: во-первых, раз­делите группу по любому признаку; во-вторых, дайте группе уверенное действие для исполнения; в-третьих, смотрите, что получится.

Вот Миша сейчас что-то делает, как-то манипулирует людьми, и я понятия не имею, что происходит на самом деле. Каким способом Миша приходит к решению своей пробле­мы, я не знаю. Я могу только уточнить, например, спросив: “Миша, а где твое место по отношению к этой фигуре? И если ты решил, что решение вот-вот будет найдено, то уютно ли тебе находиться именно в этом месте, именно на таком рас­стоянии от этих людей?” Могу спросить, а могу и не спраши­вать...

Когда человек решает проблему только в воображе­нии - это одно. А когда для решения проблемы человек что-то делает - с реальными людьми или реальными предметами -это другое. Здесь кинестетика подкрепляет визуальный по­иск решения, опосредует получение результата. Понаблюдайте невербальные проявления, свидетельствующие о том, насколь­ко клиент доволен своей работой. Обычно при окончании работы у клиента просто написано на лице: “Эврика!” (круп­ными буквами, как заголовок в газете “Правда”). Идет слож­ный творческий процесс, в ходе которого Михаил полностью погружается в проблему - а затем столь же полно чувствует радость решения]

Похоже, что задача решена. Это так, Миша?

Михаил: Да.

С. Горин: Ты не торопись, ты пойми, прочувствуй, -насколько ты доволен найденным решением!

Михаил: Полностью доволен.

(Ведущий подходит к Михаилу и задает еще несколько вопросов).

С. Горин: Хорошо, тогда всем спасибо, садитесь на ме­ста и давайте обсудим то, что здесь происходило.

В первую очередь: что вам напомнила эта техника? Символизировать проблему в виде рисунка, потом изменить рисунок, чтобы символизировать решение...

426

 

Ответ из зала: Работу в субмодальностях.

С. Горин: Конечно, работу в субмодальностях. “С чем у вас ассоциируется проблема? - С красным шариком. - Сде­лайте его зеленым. - Не помогает. - Тогда пусть это будет не шарик, а кубик. - Помогло!”

В принципе, субмодальные шаблоны - хорошая вещь, и работать с ними было бы одним удовольствием при двух ус­ловиях. Первое - у всех наших клиентов должна быть пре­красно развитая способность к визуализации. Второе - все клиенты на вопрос о том, как они узнают о своей проблеме, должны отвечать в точности так, как написано в книгах по НЛП: “Да вот, я делаю картинку, потом превращаю ее в серию слайдов, потом добавляю цвет...”

Поскольку в жизни такие клиенты попадаются редко, то вовлечение человека в игру, в какую-то деятельность ока­зывается более эффективным и более уместным. Так, нарисо­вать некоторый образ на бумаге, а впоследствии трансформи­ровать его все же легче, чем вообразить. Или слепить проблем­ный образ из пластилина. Это, конечно, детские техники, но со взрослыми они тоже работают.

И “провокации”, вызов на роль, приглашение к работе через вызывание полярной реакции “работают” и с детьми, и со взрослыми. Допустим, ребенок отказался лепить фигурку из пластилина. Реагируем: “Ну и не лепи, не очень-то и хоте­лось, да ты и не умеешь. Зато я умею лепить очень краси­во*.” ~ но слепить очень плохо. К субмодальному шаблону все­гда можно придумать сценарий игры, который подойдет для школьного класса и даже для группы детского сада.

От терапевта при такой работе требуются два вещи: во-первых, невербальное одобрение всего, что происходит; и, во-вторых, исполнение роли генератора идей. Уходя в проблему, клиент во время терапии (как и в жизни) не видит новых вари­антов поведения, и мы ему постоянно подсказываем: “Подой­ди ближе - отойди дальше; круг - треугольник, пятиконечная звезда и т. д.” Вы даете стратегию - клиент выбирает тактику. А участники группы выполняют простую инструкцию - “по-могать клиенту”. Такое предписанное поведение им очень легко выполнить, как видите.

Реплика из зала: Сергей, здесь была еще использована дополнительная ресурсная позиция для Миши, когда у него не хватило ресурсов. Он перешел на место психотерапевта.

В свободном полете

427

С. Горин: В общем, да, хотя это мелочи по сравнению с показанным шаблоном.

Теперь мы можем сделать сценарием игры процесс шестишагового рефрейминга. Доброволец на роль клиента?..

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться