С. Горин: Спасибо. Наверное, если бы я был женщиной, я бы тебя понял точно.
Хорошо. Теперь давайте в этом круге возьмемся за руки и минуту помолчим, думая о том, что больше мы не встретимся никогда. На самом деле это не так - мы ведь не расстаемся прямо сейчас - но мы притворимся, что это так... (Группа выполняет предложенное действие). Спасибо вам всем, и—до встречи в следующей жизни!
ПРИЛОЖЕНИЯ. СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
I. СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОКРУЖЕНИЯ ДЛЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПРЕСУППОЗИЦИЙ (Из книги Р. Бэндпера, Дж. Гриндера “Паттерны гипнотических техник Милтона Эриксона, МД”, том 1, перевод С. Горина)
Наша задача в представленном материале - определить масштаб и сложность естественного языкового феномена пресуппозиций (предположений). Давая список некоторых наиболее распространенных синтаксических окружений, мы обеспечиваем возможность практики для тех обучающихся, которые заинтересованы в обострении своей интуиции по распознанию пресуппозиций. Список не является исчерпывающим, и мы не будем пытаться представить какие-либо теории, предложенные лингвистами, семантиками, философами относительно пресуппозиций. Наша объективность, как бы то ни было, более практична.
А. ПРОСТЫЕ ПРЕСУППОЗИЦИИ. Это синтаксические окружения, в которых присутствие некоторой сущности требуется для выявления смысла в предложении (или его истинности). Далее предложение в кавычках содержит предположение, которое дается в скобках.
1. Истинные имена
“Джордж Смит рано покинул вечеринку”. (Присутствует некто, именуемый Джорджем Смитом).
2. Местоимения: её, его, они и т. д. “Я увидел его уходящим”.
(Присутствует лицо мужского пола).
536
3. Определяющие описания: сложно-существительный аргумент.
“Мне понравилась женщина с серебряными серьгами”. (Присутствует женщина с серебряными серьгами).
4. Родовые наименования: наименования, относящиеся к целому классу.
“Если бы комбаты не имели деревьев для лазания, они бы весьма грустили”. (Существуют комбаты).
5. Некоторые количества: все, каждый, любой, некоторый, несколько, никогда, ни один и т. д.
“Если покажется хотя бы один дракон, я сбегу”. (Существуют драконы).
Б. СЛОЖНЫЕ ПРЕСУППОЗИЦИИ. Предлагается более, чем просто существование одного элемента.
1. Случай отношения: сложные аргументы существительного с наименованием, за которым следует фраза, начинающаяся с который, какой, что.
“Несколько женщин, которые разговаривали с тобой, уже ушли”.
(С тобой разговаривали несколько женщин).
2. Придаточные предложения времени: предложения, идентифицированные ключевыми словами до того, после, во время, когда, ранее, пока.
“Если судья и была дома, когда я остановился перед се жилищем, она не ответила на стук”.
(Я остановился около дома женщины-судьи).
3. Расщепленные предложения: предложения, начинающиеся с это было, именно это плюс аргумент наименования.
“Именно дополнительное давление распахнуло окно”. (Что-то распахнуло окно).
4. Псевдорасщепленные предложения: идентифицируются формой “что, чего - фраза, так это - фраза”.
“Чего Шэрон хочет, так это хорошо выглядеть”. (Шэрон чего-то хочет).
5. Предложения с голосовым ударением.
“Если Маргарет разговаривала с полицией, то нам крышка”.
(Маргарет с кем-то разговаривала).
В свободном полете
537
I
I
6. Сложные прилагательные: новый, старый, прежний, нынешний, предыдущий и т. д.
“Если на Фродо его старое кольцо, я пропал”. (У Фродо есть новое кольцо).
7. Порядковые числительные: первый, второй, третий, четвертый, следующий и т. д.
“Если вы сможете найти третью улику в этом письме, я сделаю для вас невозможное”. (Две улики уже найдены).
8. Ключевые слова повторности: тоже, также, либо, еще, снова и т. д.
“Если она снова скажет мне это, я ее расцелую”. (Она уже говорила мне это раньше).
9. Глаголы и наречия повторного действия: глаголы и наречия, начинающиеся с “Re
-” (в русском языке - с “пере-”): повторно возвращаться, восстанавливать, пересказывать, переделывать, заменять, обновлять, перекроить и т. д.
“Я хочу поговорить с ним, если он вернется до моего отъезда”.
(Он был здесь раньше).
10. Глаголы перемены места: прийти, уйти, покинуть, появиться, отбыть, уехать и т. д.
“Если Сэм покинул дом, он пропал”. (Сэм был дома).
11. Глаголы и наречия изменения времени: начать, окончить, остановиться, приступить, продолжать, возобновлять, уже, еще, по-прежнему, никогда больше.
“Держу пари, Гарри будет продолжать улыбаться”. (Гарри улыбается).
12. Глаголы перемены состояния: изменяться, превращаться, стать.
“Если Мэй станет хиппи, я удивлюсь”. (Сейчас Мэй не хиппи).
13. Условные придаточные предложения с противоречием: глаголы в сослагательном наклонении.
“Если бы вы послушались меня и своего отца, вы бы не оказались сейчас в таком положении”. (Вы не послушались меня и отца).
14. Сравнения по степени: больше, меньше и т. п.
538
С. ГоринHJIIJ
- техники россыпью
“Если ты знаешь наездников лучших, чем Сью, назови мне их”.
(Сью- хороший наездник).
15. Сравнения подобия: также, как...
“Если дочка так же забавна, как ее муж, мы не заскучаем”.
(Ее муж забавен).
16. Оценка количества: только, лишь, даже, кроме и т. п.
“Только она видела грабителей”. (Она видела грабителей).
17 Комментирующие глаголы и наречия: странно, осведомляться, знать, сожалеть и т. д.
“Странно, что она позвала его среди ночи”. (Она позвала его среди ночи).
18. Комментирующие словосочетания и наречия: к счастью, удачно, далеко, без сомнений, обязательно и т. п.
“Вы несомненно понимаете чувства своей собаки”. (Вы способны понимать чувства своей собаки).
19. Противоречие ожидаемому: все еще, все же и т. п. “Если вам все же взбредет в голову поговорить со мной,
ищите меня на городской свалке”.
(Я не думаю, что вы захотите поговорить со мной).
20. Ограничения выбора:
“Если профессор забеременеет, я разочаруюсь”. (Профессор - женщина).
21. Вопросы:
“Кто вылакал виски?”
(Кто-то выпил виски).
22 Вопросы-отрицания:
“Разве Вы не хотите поговорить со мной?”
(Я думал, что вы хотите поговорить со мной).
23. Риторические вопросы:
“Кого интересует, появитесь вы или нет?” (Никого но интересует, появитесь вы или нет).
24. Фальшивое “не”:
“Я гадаю, не несчастны ли вы чуть-чуть”.
(Я думаю, что вы несчастливы).
(По мнению К. и С. Андреас, сложные пресуппозиции 2,6-13, связаны с репрезентацией времени и наиболее часто используются в гипнотических индукциях. - С. Г).
В свободном полете
539
П. СУБМОДАЛЬНЫЕРАЗЛИЧЕНИЯ (Из книги Р. Бэн-
длера “Используйте свой мозг для изменения”).
Нижеприведенный перечень не полон и порядок перечисления неважен. Какие вы делаете внутри себя различения, которые можно добавить к этому списку?
Зрительные:
Яркость
Перспектива (точка зрения)
Размер
Ассоциирован/диссоциирован
Цветной/черно-белый
Передний план/задний план
Насыщенность (живость)
Я/контекст
Баланс цветов и оттенков
Частота или количество (разделенный экран или множественные образы)
Очертания
Расположение
Рамка/панорама (угол зрения)
Расстояние
Аспектное отношение (высота к ширине)
Контраст
Ориентация (наклон, вращение и т д )
Четкость
Плотность (“зернистость”, “фрагментарность”)
Фокус
Длительность
Прозрачный/непрозрачный
Движение (слайд/фильм)
Мерцание
Скорость
Направление освещения
Направление
Симметрия
3 -мерный/плоский
Дискретный (печатный)
Горизонтальная или вертикальная опора
Увеличение
Текстура
Блеск
540
Слуховые:
Высота
Расстояние
Темп (скорость)
Контраст
Громкость
Фигура/фон
Ритм
Четкость
Непрерывный или прерывающийся
Количество
Тембр или тональность
Симметрия
Дискретный (слова)
Резонанс с контекстом
Ассоциированный/ диссоциированный
Источник внешний/внутренний
Моно/стерео
Кинестетические:
Давление
Движение
Расположение
Длительность
Протяженность
Интенсивность
Текстура
Форма
Температура
Частота (темп)
Вот полезный способ подразделения кинестетических ощущений:
1) Тактильные: кожное чувство;
2) Проприоцептивные: мышечное чувство и другие внутренние ощущения;
3) Оценочные мета-ощущения ПО ПОВОДУ других восприятий или представлений, также называемые эмоциями, чувствами или висцеральной кинестетикой, которые обычно представлены в области груди и (или) живота или по средней линии торса. Эти чувства не являются непосредственными ощущениями (восприятиями), но представлениями, производными от других ощущений (восприятий).
Обонятельные (запах) и вкусовые
Термины, используемые экспериментаторами-психофизиками (сладкий, кислый, горький, соленый, горелый, ароматный и т. д.), возможно, полезными не будут. Довольно полезным может быть усиление или ослабление (изменения в интенсивности и/или продолжительности) конкретного вкуса или
В свободном полете
541
запаха, который вы определяете как важный в чьем-то опыте. Запахи и вкусовые ощущения являются очень мощными якорями состояний.
III. ОЧЕРК ИССЛЕДОВАНИЯ СУБМОДАЛЬНОСТЕЙ (Из книги Д. Гордона “Терапевтические метафоры”, сокращенный перевод С. Горина)
В данном приложении представлен краткий отчет о тех предварительных исследованиях, которые были проведены мною по субмодальностям, и его не следует интерпретировать как исчерпывающую работу по данному предмету. Отчет приводится с надеждой, что он побудит других к дальнейшим исследованиям глубинного значения и влияния паттернов субмодальностей с точки зрения психологии, нейрофизиологии, нейроанатомии, теории коммуникации и связанных с ними областей знаний. Этот подход делает возможным полезную переоценку значимости прошлых исследований поведения, восприятия и нейрофизиологии и открывает путь к новым направлениям в организации будущих разработок.
Репрезентация
Одна из главных целей психологических исследований - выяснение отношений между объективным миром и миром переживаний. Посредником, через которого переживается объективный мир, является сенсорный опыт.
Каждый из нас наделен, в общем, эквивалентными сенсорными аппаратами. Нервные пути и области проекций сенсорных механизмов также очень типичны для всех людей. Тем не менее, несмотря на наличие сходного “оборудования”, не существует двух индивидуумов, которые воспринимали бы определенные события во внешнем мире одинаковым образом. Эти различия в восприятии внешней среды могут быть объяснены двумя факторами: избирательным вниманием к входным сенсорным каналам и вариацией опыта, полученного через них.
Под избирательным вниманием к входным сенсорным каналам мы подразумеваем то, что в каждый момент времени человек обычно обращает внимание (или осознает) одну или две из его сенсорных систем. Поскольку сознание ограничено приблизительно 7±2 “кусками” информации в любой момент времени, то способность к избирательному вниманию
542
С. Горин НЛП: техники россыпью
становиться необходимой или выгодной, когда информация, поступающая по определенному каналу, является важной или решающей. Обращая избирательное внимание на такой сенсорный канал, мы можем осознанно собрать из него столько информации, сколько возможно в данный момент. Тем временем информация, содержащаяся в других сенсорных системах, которая менее значима для данного случая, может быть проигнорирована. Без этой способности к фокусированию внимания в нашем сознании фигурировало бы чрезмерное количество незначимой информации, и при отборе нужных и значимых различений нам пришлось бы зависеть от избытка информации о нашем окружении.
Избирательность внимания не паттернирована неврологически, а является контекстуально-зависимым результатом намерений данного индивидуума. Кроме того, каждый человек обучается зависеть от той или иной сенсорной системы как средства его восприятия и понимания мира (ведущая модальность). Эта зависимость от определенных систем репрезентации типична для всех людей, и она генерирует паттерны опыта (переживаний) внутри данного индивидуума.
Итак, одной из причин, по которым каждый из нас имеет разный опыт об одном и том же окружении, является то, что мы либо намеренно, либо по присущим нам характеристическим свойствам обращаем свое внимание на различные аспекты этого окружения. Это напоминает кухню, где каждый из нас выбирает одинаковые и разные ингредиенты в сходных и несходных пропорциях, и получает кушанье, отличающееся от приготовленного другим.
Значение
Этим различие в опытах не исчерпывается. Для того, чтобы быть пригодным для использования, воспринимаемое переживание должно быть значимым, то есть должно передавать полезную информацию об окружении. Само по себе нервное возбуждение (и даже паттернированная нервная активность) не передает никакой информации об окружении, кроме как об активности конечного органа ощущения. Значимость возбуждению придаст предварительный опыт о нем у данного индивида. Следовательно, значимость определенному восприятию придает наш предварительный опыт об этом восприятии.
В свободном полете
543
I
Способ, редуцирующий процесс придания значимости, состоит в корреляции опытов восприятия. До тех пор, пока ребенок не приблизился или не прикоснулся к пламени огня, оно для него ни холодное, ни горячее. Все, что ему доступно в отношении пламени - это определенный цвет и очертания. Однако после прикосновения к огню эти цвет и очертания становятся значимыми указателями соответствующего опыта -“боли” и (или) “горячего”. Позже, когда ребенок слышит слово “пламя”, оно остается для него бессмысленным набором звуков до тех пор, пока ему одновременно с этим не будет показано пламя. В школе ребенок знакомится с еще одним бессмысленным опытом - конфигурацией букв, составляющих слово “пламя”. В сопровождении рисунка пламени или произнесения слова эти буквы также становятся значимыми, то есть коррелируют с предыдущим опытом. Кроме аспекта научения, необходимо упомянуть еще о двух важных аспектах восприятия.
Первый аспект состоит в том, что в одних случаях корреляция опытов восприятия происходит между двумя и более сенсорными модальностями, а в других - внутри одной модальности. В нашем примере ребенок сначала коррелирует визуальное восприятие с кинестетическим, затем - аудиаль-ное с визуальным (и возможно, с памятью о кинестетическом), а затем коррелирует визуальное с другим визуальным и (или) аудиальным восприятием. Следовательно, опыт создается посредством корреляции различений восприятия внутри и между различными сенсорными модальностями.
Второй аспект - каждое из различений восприятия описывается только определенными аспектами каждой использованной модальности. То есть различение происходит не на модальном, а на субмодальном уровне. Когда мы “видим”, то определяем, что мы видим, определяя цвет, размеры, очертания, яркость, положение и т. д., что и является субмодальностями зрения. В примере с ребенком - он коррелирует при виде пламени зрительные субмодальные различения с кинестетическими субмодальными различениями о горячем (боли). Из этого опыта можно извлечь корреляцию “красный - горячий”. По мере проведения большего числа корреляций ребенок узнает, что “горячему” соответствуют только определенные визуальные конфигурации цвета, яркости, очертаний и движения,
544
С Горин. НЛП: тех&ики россыпью
поэтому он не будет опасаться прикосновения к красному яблоку.
Восприятия корреляции (конфигурации) субмодальностей голографически запоминаются в мозге для дальнейшего использования в качестве материала для последующих корреляций. Большинство коррелятивных опытов являются контекстуально-зависимыми и, следовательно, произвольными (например, набор слов для придания “значения” объектам и событиям). Но некоторые коррелятивные опыты представляются столь глубокими и стойкими, что складывается впечатление об их функционировании в роли базовых предпосылок для опыта.
Например, “красный” большинством людей воспринимается как “теплый” цвет. Очертание же является контекстуально-зависимой корреляцией. Если вам сказали, что это очертание “пламени свечи”, то рисунок коррелируется с “горячим”, а если сказано, что это “капля воды”, рисунок коррелируется с “холодным”. Имея дело с каким-либо явлением, о котором данный индивид не имеет предварительного опыта, для придания смысла этому явлению он располагает только предпосланными корреляциями, поскольку контекстуально-зависимые корреляции фиксированы, и область их применения узка.
Следовательно, между субмодальностями “холодный” и “температура” существуют паттернированные связи, а между “очертанием” и “температурой” паттернированных связей нет.
Меж- и внутрисенсорные взаимодействия
К настоящему времени проведено много экспериментов, указывающих на множество различных способов взаимодействия между субмодальностями. Данные исследований настойчиво свидетельствуют о том, что сенсорные, моторные и ассоциативные области в коре головного мозга не могут более идентифицироваться как изолированные функциональные части. Напротив, эти области чрезвычайно связаны друг с другом, так что, к примеру, стимуляция аудиальной области вызывает соответствующую нервную активность в визуальной и кинестетической проективных областях.
Некоторые паттерны взаимодействия субмодальностей присущи стратегиям восприятия всех людей (в результате
В свободном полете
545
научения или генетической обусловленности), а некоторые присущи только отдельным индивидам.
Модальное взаимодействие
Взаимосвязи между визуальной и кинестетической системами были предметом внимания многих исследователей. Перечислим ряд таких исследований.
Самое точное проведение соответствий между длинами веревок осуществлялось в визуальной системе (визуальный стимул - визуальное сравнение). Случай “визуально-кинестетический” давал самые неточные результаты. При проведении межмодальных сравнений необходимо принимать к сведению различие между активным кинестетическим исследованием (сознательными движениями субъекта) и пассивным: активное исследование ведет к ошибкам в виде недооценки, а пассивное - в виде переоценки стимула. При противоречии между визуальным и кинестетическим ощущениями визуальный вход перекрывает кинестетический. Субъективное ожидание работы с единственным объектом (в то время как их бьшо два) также приводят к доминированию визуального. Кинестетическая система оказывает большее влияние на аудиальные различения, чем аудиальная - на кинестетические.
Судя по всему, стимулы, которые были использованы в экспериментах, имели различное значение в различных модальностях. Может случиться так, что стимулы являются значительными для субъекта в отношении одного набора прошлых опытов, будучи предъявленными визуальной системой, но при предъявлении кинестетической системой они являются значимым в отношении перекрывающего, но совершенно другого набора прошлых опытов. Для спецификации этих различий нам в первую очередь следует определить, как взаимодействуют модальности на субмодальном уровне и какова систематичность этих связей.
Развитие модальностей
Недоразумений в отношении взаимодействия модальностей становится меньше, если на эту проблему смотреть с точки зрения развития.
У 4-летних детей узнавание по схеме “визуальный-визуальный” происходит с тем же успехом, что по схеме “кинестетический-визуальный”. Наибольшее число ошибок в суждениях о расстоянии по схеме “визуальный-кинестетический”
546
было у 4-летних, а в суждениях по схеме “кинестетический-визуальный” - у 6-9-летних детей. В возрасте 6 лет происходит переворот, благодаря которому становится легче корректировать визуальный вход с кинестетическим выходом, а не наоборот. Способность к обработке информации посредством различных модальностей непрерывно меняется в течение всей жизни индивида.
Субмодальности
Частота. Наиболее тесно понятие частоты относится к двум модальностям: к цвету в визуальной системе и к тону в аудиальной.
Внутримодально цвет связывается с визуальными суждениями о размере. Наибольшим кажется кубик желтого цвета, далее следует белый, красный, зеленый, синий и черный. Яркость также связана с различением размера. Цвет оказывает большое влияние на суждения о весе предметов. Предметы черного, синего, красного цвета кажутся тяжелее идентичных предметов зеленого, желтого и белого цвета. Цвет предмета влияет и на различение расстояний: красные предметы кажутся ближе друг к другу, а синие дальше друг от друга, находясь в реальности на одинаковых расстояниях.
Разные цвета вызывают в воображении разные геометрические очертания. Оранжевый цвет вызывает образ прямоугольника, желтый - пирамиды или перевернутого треугольника, синий - круга, красный - острых углов, квадратов или кубов.
Более очевидна связь между цветом и эмоциями. В нашей культуре красный цвет вызывает беспокойство и агрессию, желтый - усердие и рвение, синий и зеленый - спокойствие и безопасность.
Спектральная частота тесно связана с восприятием температуры. Служащие, работая в синем помещении, жаловались на холод даже при повышении температуры в комнате. Жалобы прекратились, когда комната бьша перекрашена в желтый цвет, и не возобновлялись при падении температуры ниже нормы. Уровень, при котором цвета ассоциируются с температурой, зависит от личной предрасположенности, и ассоциации такого рода детерминируются скорее культурально, чем генетически. Однако из этого не следует, что причины ассоциаций только культуральны. Кровяное давление и пульс возрастают
В свободном полете 547
при предъявлении человеку красно-фиолетового конца спектра, а синий цвет дает обратный эффект. Частота дыхания становится выше под воздействием красного цвета. Частота спектра оказывает влияние также на восприятие сладости и кислотности.
Аудиальная частота также влияет на вкус, причем ассоциация “вкус - специфический тон” почти идентична для всех испытуемых. Тональность влияет и на визуальное восприятие. Приведем краткий обзор междусенсорных эффектов.
1. Аудиальное стимулирование влияет на цветовое восприятие тогда и только тогда, когда цвета “нестабильны, расплывчаты и низко насыщены”. Низкие тона делают цвета “темней, теплей, неясней и грязней”. При высоких тонах цвета обычно становятся “ярче и холоднее”, они более четко очерчены и более плотны или гладки.
2. Влияние оказывается и на оттенки цветов. Низкие тона вызывают сдвиг к красному, синему или фиолетовому, а высокие - к желтому и зеленому. Происходит и обратный эффект.
3. Аудиальные “биения” вызывают визуальное “мерцание”.
4. Звуки средней интенсивности вызывают уменьшение чувствительности периферийного зрения. Гипервентиляция восстанавливает чувствительность даже при сохранении прежнего уровня шума.
5. Ультразвуковые частоты могут усиливать периферийную чувствительность зрения.
6. Воздействие аудиального стимулирования на частоту визуального мерцания зависит от использованного цвета. От зелёного к красно-оранжевому частота мерцания уменьшается.
7. Аудиальное стимулирование увеличивает чувствительность адаптированного к темноте глаза при сдвиге спектра в направлении к синему и зеленому, и уменьшает - при сдвиге в направлении к красно-оранжевому.
8. Громкие звуки ослабляют способность к различению яркости.
9. Белый свет увеличивает аудиальную чувствительность, отсутствие света - уменьшает. В комнате, освещенной
548
зеленым светом, аудиальная чувствительность возрастает, а в освещенной красным - убывает.
Интенсивность. В визуальной системе интенсивность понимается как “яркость”, в аудиальной - как “громкость”, в кинестетической - как “давление”, в обонятельной и вкусовой - как “концентрация”.
В визуальной системе темное окружение увеличивает кажущуюся яркость цвета и в то же время уменьшает его видимую насыщенность (чистоту). По мере увеличения свечения центрального плана общее визуальное поле уменьшается. Ощущение дискомфорта, вызванное яркостью света, обязано своим происхождением специфическому механизму “интенсивность-боль”. Хотя изменение яркости определенного цвета не изменяет его видимого оттенка, различные цвета, отражающие равные количества отраженного света, воспринимаются как различающиеся по яркости: цвета в середине спектра (зеленый, желтый) кажутся ярче цветов на обоих концах спектра (пурпурный, синий, оранжевый, красный).
В аудиальной системе взаимоотношения “интенсивность-частота” имеют обратный характер. Феномен заключается в том, что по мере возрастания интенсивности высокочастотных тонов их высота воспринимается возрастающей и наоборот. Звуки громкостью около 80 децибел вызывают уменьшение сокращений желудка на 37% - этот феномен наводит на мысль об известной “реакции страха”. Пороговое ощущение “боли” возникает при звуке с интенсивностью в 120 децибел. Очень громкие звуки (до 170 Дб) вызывают также ощущения “щекотания, тепла, боли, головокружения”. При использовании в качестве меняющегося параметра только интенсивности кожа может локализовать источник звука почти с тем же успехом, как аудиальная система.
Увеличение давления на кожу уменьшает температурную чувствительность. Увеличение давления в барокамере приводит к уменьшению способности к различению цветов и уровней черного.
Чистота. В качестве этого субмодального класса предлагаются следующие параметры:
в визуальной системе - насыщенность, определяемая чистотой оттенка;
В свободном полете
549
в аудиальной системе - тембр, определяемый чистотой формы волны;
в кинестетической системе - текстура, определяемая структурой кожной деформации;
в системе обоняния - аромат, определяемый чистотой характерных свойств запахов.
Объем исследований в отношении этих субмодальностей явно недостаточен. Ранее упоминалось, что высокие и низкие аудиальные тона могут влиять на характеристики насыщенности цвета и что темное окружение уменьшает насыщенность. В аудиальной системе тембр почти полностью игнорировался исследователями, хотя каждый, кто слышал “Петю и Волка” Прокофьева, знает, что фрагмент темы Кота, сыгранный на кларнете, имеет совершенно другой эффект при исполнении его на флейте. В отношении кинестетической системы: оценка длин сторон геометрических фигур связана с текстурой ощупываемых граней. “Гладкость” обратна “шероховатости”, и большинство людей предпочитает гладкие предметы шероховатым. Смещающий эффект последействий в визуальной и кинестетической системах таков, что после касаний (наблюдения) куска грубой наждачной бумаги следующий кусок наждачной бумаги средней шероховатости ощущается (кажется) грубее, чем в действительности.
Размерность. В визуальной системе размерность стимула отражается в субмодальности “очертания” (границы, формирующей поверхность и края стимула, независимо от материала, цвета, строения и т. д.). Субмодальность, “форма” в кинестетике эквивалентна визуальному “очертанию” (не равна, а именно эквивалентна). По-видимому, в обонятельной, вкусовой и даже аудиальной системах эквивалента для “размерности” не существует.
В визуальной системе “очертание” часто придает стимулу значимый контекст. Сходным образом кинестетика исходит из “формы” объекта, чтобы выявить смысл испытываемого ощущения. Функции “очертания” и “формы” заключаются в организации других субмодальностей посредством ограничения области их действия и появления. Сходную функцию в аудиальной системе выполняет субмодальность “паттернинг” (организация тонов, интенсивностей и тембров в значимые контексты).
550
С.Горин. НЛП: техники россыпью
Размерности в визуальной и кинестетической системах достаточно эквивалентны, чтобы заменить простой визуальный образ тактильным. Визуальный тестируемый объект идентифицируется кинестетическим эталонным объектом настолько же эффективно, как и в противном случае; в обеих ситуациях проведение соответствий облегчается при последовательном, а не одновременном предъявлении стимулов. В пределах же одной модальности одновременное предъявление стимулов наиболее эффективно для визуальной системы, а для кинестетики одновременный и последовательный способы предъявления равно эффективны.
Одно из различий между визуальной и кинестетической системами состоит в том, что при определении размера стимула визуальное наблюдение имеет тенденцию к переоценке, а тактильное - к недооценке. При возникновении противоречий между ощущаемой толщиной объекта и видимой шириной оценка визуального восприятия значительно преобладает над кинестетической.
|