А зачем ее прогнозировать? Энергетически выгоднее использовать ту реакцию, которая получилась. Использовать любым способом. Пара не умеет читать мысли, не знает, к какому результату вы стремились и достигли ли вы его. Так что особой разницы в том, что произошло на сеансе, нет. А если произошло что-то, что вас не устраивает - сделайте что-нибудь еще.
Вопрос из зала:
А если я вижу полнейший разрыв контакта в паре и понятия не имею, что делать дальше?
С. Горин:
Ну, по крайней мере, вы можете дать неопределенную инструкцию - мило улыбнуться и сказать (разводит руками в стороны и произносит с непередаваемой интонацией): “Ну... вот!” (смех в зале). Случай, который рассказал Костя: обычно у них машину водит Ирина, а тут за руль сел Олег, ведет машину и спрашивает: “Ну что, Костя, я ведь лучше Ирины машину вожу - или Ирина лучше?” Костя ответил (разводит руки в стороны): «Ну, конечно»(смех в зале).
Если вы зашли в тупик и не знаете, что делать дальше, остановите сеанс и обозначьте ситуацию неопределенно - междометием, улыбкой авгура... И людям вновь будет непонятно, чего вы-то хотели? И вы останетесь мудрым человеком, который контролирует ситуацию. И потом вы сможете сказать: “Я же говорил!..” Кто вспомнит, чего вы там говорили?.. Самое главное в этих случаях - вовремя выпроводить пару из кабинета.
Уровни и дистанции общения
С. Горин:
Вы могли слышать такое изречение - для искреннего общения необходим горизонтальный уровень контакта, необходим контакт на одном уровне. Обычно эту фразу воспринимают как метафору о том, что хорошее, открытое, “душевное” общение возможно только тогда, когда оба собеседника имеют равное общественное положение, интеллектуальный и образовательный уровни и так далее. Как и многое другое в НЛП, это положение можно воспринять не метафорически, а буквально: для создания иллюзии искренности вам следует организовать контакт на одном пространственном уровне.
Это легко проверить, и многие знают об этом интуитивно, особенно женщины - они при разговоре с ребенком опускаются на корточки или берут ребенка к себе на колени, чтобы общаться “глаза в глаза”. Маленькое домашнее задание для родителей и педагогов: попробуйте поговорить с ребенком, поставив его на стул. Не опускаясь к нему, не снисходя до его уровня, а подняв его до своего. Как это изменит ваши ощущения от беседы и ваше мироощущение вообще?
Ирина:
Моя дочь сама лезет на стол, чтобы со мной поговорить!
С. Горин
: Прекрасно. Наследственный талант общения.
Мне нужен кто-нибудь из мужчин, готовый поучаствовать в упражнении на общение с разных уровней (упражнение В. Хмелевского).
(Выходит Сергей). Давай, Сергей, начнем с этого уровня - попробуем пообщаться с группой, сидя на корточках (оба садятся на корточки, группа продолжает сидеть на стульях). Давай посмотрим на них с этого уровня... Насколько нам с тобой удобно смотреть на них снизу вверх?..
Почему бывшие заключенные так любят эту позу для общения друг с другом? Говорят, что их так воспитывают в местах лишения свободы - при остановке в пути их специально ставят на корточки, чтобы предотвратить побег. Действительно, трудно вскочить и побежать, если хотя бы пять минут посидел на корточках - ноги затекают. Но предпочтение этой позы можно истолковать и как-то еще...
(Обращаясь к группе) Как мы выглядим с вашей позиции?
Ответ из зала:
Как люди более приземленные.
С. Горин
: А как мы к ним относимся, Сергей?
Сергей:
Мне удобнее смотреть в пол, а не на людей... Но если я на них смотрю, у меня возникает мысль - может, дадут что-нибудь?... (смех в зале).
С. Горин:
Установилось интереснейшее отношение к окружающим. Я ниже вас, вы смотрите на меня свысока - и у Сергея появляются просящие интонации, совершенно ему не свойственные. Мы с Сергеем остались друг для друга на одном уровне, мы друг другу доверяем, вот и у меня интонации изменились...
А что еще делают в этой позе? Сидя на корточках? Так вот это самое мы сейчас на вас на всех! Мы, конечно, ниже вас, но мы вас презираем, не так ли? Хорошо, оцените еще раз невербальное выражение жалости и сочувствия на ваших лицах... особенно на женских... “Бедненькие, за что же их так?”
Теперь, Сергей, давай опять сядем на стулья и окажемся на их уровне. Как теперь изменилось наше отношение к окружающим и отношение окружающих к нам?
Сергей:
Я все еще в депрессии (смех в зале).
С. Горин:
Кинестетика - самая инертная система, поэтому у нас пока ничего не изменилось, нам нужно время... А как у группы?
Сергей:
Они успокоились.
С. Горин:
Вот именно. Были даже улыбки после того, как мы поменяли свой уровень. Только уровень, ничего больше! Мы уже приняты в их коллектив, мы уже с ними одинаковы.
Реплика из зала:
Сергей тоже стал спокойнее.
С. Горин:
Небольшое добавление-вы это обозначили словесно, и это произошло на самом деле. Хорошо, Сергей, мы с тобой уже стали членами коллектива?
Сергей:
В общем-то, да.
С. Горин:
Давай попробуем еще раз изменить уровень. (Оба становятся на стулья, смех в зале). Еще раз оцените невербальные реакции у нас и у группы. Группа улыбается, Сергей.
Сергей:
На самом деле этой улыбкой они скрывают свое замешательство.
С. Горин:
Конечно! Кто они такие с наших высоких позиций? Собрались тут...
Реплика из зала:
Хочется вас снять оттуда.
С. Горин:
Сергей, пойдешь вниз?
Сергей:
Мне и тут нормально!
С. Горин:
Ну, действительно, не хочется уходить, спускаться к вам. Но придется...
Итак, здесь происходили какие-то смешные вещи, связанные только с уровнем общения. В детской психотерапии особенно важно соблюдать равенство уровней общения не метафорически, а буквально - причем не за счет своего принижения, а за счет возвышения ребенка. Это работает, проверьте. У детей с пониженной самооценкой повышение уровня срабатывает тоже буквально и, вместе с тем, метафорически. Поставьте такого ребенка на стул перед классом (или даже в одиночестве) и посмотрите, что получится... Получиться могут самые неожиданные вещи, особенно если вы обозначите ситуацию словесно.
Появилось тут одно воспоминание... Очередная поверхностная ассоциация. Однажды в классе я перевел одну девочку из разряда периферийных особей в центр мужского внимания. Я сделал это очень просто... Ладно, начну издалека - вы помните ваших школьных красавиц? Понятно, что помните, как же не помнить - первая любовь, первый поцелуй в городском саду! Все это запоминается. Так вот, попробуйте найти их на школьных фотографиях. Уверяю вас, это получится далеко не сразу. Ибо красавица не есть понятие статическое. Красавица есть понятие динамическое, понятие поведенческое, и на фотографиях вы увидите самые обычные лица. Рядовые, ничего особенно красивого...
Так вот, в классе тогда я с этой девочкой сделал следующее - я взял ее в качестве субъекта для того, чтобы показать мальчикам, как надо будет целовать женщинам руки, когда они станут взрослыми. Это были подростки, десятый класс. У нас шла какая-то игра, я защитился цитатой из какого-то фильма о Джеймсе Бонде, сейчас уже не помню какого, и продемонстрировал.. . Это можно и сейчас продемонстрировать.
(Берет за руку сидящую рядом женщину). Алла, можно с тобой?.. (Алла встает со своего места).
Как целует руку женщине нормальный советский мужик? (Берет руку Аллы и подносит к своему рту, прикасаясь губами к тыльной поверхности кисти).
Алла (обиженно):
Ну, вообще-то мои нормальные мужики целуют по-другому.
С. Горин
: Да, конечно. А как это делает воспитанный советский или нормальный французский мужик? (Вновь берет руку Аллы, чуть приподнимает, наклоняется к руке и прикасается губами к тыльной поверхности кисти).
Ну, а совсем утонченные делают так. (Очень осторожно берет руку Аллы, низко наклоняется к руке, разворачивает руку ладонной поверхностью к своим губам, смотрит налицо Аллы и прикасается губами к ее ладони).
Алла (смущенно):
Неплохо для начала...
Реплика из зала:
Самоотчет давай (смех в зале).
Алла:
Ну, первый вариант - тот, который нормальный советский - это захват какой-то, самбистский, дзюдоистский... Я почувствовала жесткость, у меня сразу появилась агрессия... Меня повлекли куда-то, я этого не хочу... Второй вариант - он вежливый, конечно, но какой-то нейтральный, обычный... В общем, никакой. А третий вариант, там добавился взгляд, зрительный контакт... В этом есть что-то романтичное! Это мои ощущения.
С. Горин:
А теперь - для чего это делалось. Сравните свое отношение к Алле до упражнения и после него. Вот это и было сделано в школе.
Хорошо, теперь давайте поговорим о дистанциях общения. О личных пространствах человека вы знаете (см. схему), вопрос в том, как это можно использовать.
В первую очередь вам нужен навык определения той минимальной дистанции, на которой вашему партнеру, пациенту, клиенту будет все еще комфортно общаться с вами.
Упражнение 4
Выполняется в парах. Партнер А стоит на месте, партнер Б поочередно подходит к нему спереди, слева и справа. При каждом подходе партнер Б старается прочитать невербальную информацию, свидетельствующую о том, что дальше двигаться нельзя, что он подошел к границе личного пространства партнера А. После того как партнер Б решил, что он правильно определил эту границу, он спрашивает у партнера А его мнение. Если партнер А имеет отличающееся мнение, он показывает партнеру Б, где на самом деле была граница личного пространства. После этого партнеры меняются ролями.
Обсуждение.
С. Горин:
Понятно, что ошибок у вас в этом упражнении должно было быть очень мало. Давайте попробуем выяснить некоторые общие закономерности. В каком направлении граница личного пространства находится ближе всего к партнеру А?
Ответы из зала:
Слева. Слева. В нашей паре - справа.
С. Горин:
Понятно, что исключение из правил вы тоже должны были заметить. Кто кого ближе подпускает... ну, скажем так, в гетеросексуальных и гомосексуальных парах? (Смех в зале).
Ответ из зала:
Ближе всего подпускает женщина женщину.
С. Горин:
Один из моих учителей как-то поделился таким наблюдением. Он сказал: “Сергей, обрати внимание -почему на рекламе женского белья изображают обнаженных женщин? Реклама ведь предназначена для женщин, а не для мужчин!” Он сделал из этого вывод, что женщины более гомосексуальны, чем мужчины, и с ним в какой-то степени можно согласиться. Например, дружеские поцелуи в паре “женщина-женщина” распространены гораздо больше, нежели в
паре “мужчина-мужчина”. Вернее, в последних парах поцелуи вообще не встречаются. Даже среди родственников, даже при прощании надолго, прикосновение небритой мужской щеки вызывает мысль о том, что ты - труп и тебе отдают последнее целование (смех в зале). Для тех из вас, кто иногда занимается рекламой, это наблюдение может иметь смысл: хотите заинтересовать чем-то женщину - показывайте ей женщину.
В повседневной клинической практике решение вопроса о комфортной дистанции для общения можно упростить, предоставив его самому пациенту. Это легко сделать, если в вашем кабинете - несколько стульев, расставленных по всему кабинету. Тогда вы, сидя на своем месте, делаете неопределенный жест и говорите пациенту: “Садитесь, пожалуйста”. Пациент сам выберет дистанцию, а потом сам же сможет сократить ее или увеличить - и это будет для вас информацией о том, насколько вам доверяют.
В семейной терапии обращайте внимание на то, какие дистанции устанавливают между собой пришедшие на прием пары, и кто является инициатором установления именно таких дистанций. Я вспоминаю одну мамашу с дочкой: у дочки диагностировали шизофрению, мама изображала сверхозабоченность по поводу заболевания дочери, но когда они вошли в кабинет, между ними установилась дистанция метра в три, причем установила еемама. Когда я обратил внимание мамаши на эту неконгруэнтность и попросил ее сократить дистанцию, это сразу привело к заметному потеплению их отношений.
Хорошо. Как человек обозначает границу своего личного пространства?
Ответы из зала:
Изменением дыхания - делает более глубокий вдох. Жестами, выражением лица.
С. Горин:
Наверное, не обязательно более глубокий вдох -просто изменением ритма или глубины дыхания. Позой - партнер отклоняется назад, если вы подошли слишком близко к его границе. Жестами рук - человек часто заканчивает жест как раз на границе личного пространства.
Сергей:
В нашей паре было парадоксальное обозначение границы - наклоном тела ко мне.
С. Горин
: В какой паре?
Сергей:
В гетеросексуальной (смех в зале).
С. Горин:
А почему оно парадоксальное?
Вопрос из зала:
Мы попробовали в паре определить границу личного пространства при подходе к партнеру А сзади, и у моего партнера личное пространство сзади оказалось очень большим. С чем это может быть связано?
С. Горин:
Наверное, это профессиональная деформация личности психиатра...
Несколько приемов сокращения дистанции... Один вы уже знаете - подход слева. Второй прием - если вы начнете постепенно (не резко!) понижать громкость своей речи, партнер будет стараться подвинуться ближе к вам. И можно просто спросить разрешения у партнера занять место поближе к нему.
Приведу такой пример из близкого мне сейчас страхового бизнеса. Два деятеля от страхования приходят на официальную встречу к некоему начальнику и его заместителю. Цель первой пары - заключить договор. У второй пары такой цели нет, так что встреча начинается в атмосфере настороженности... Хозяева кабинета сидят за столом, а гостей располагают по другую сторону стола, организуя тем самым барьер в общении. Через несколько минут после начала беседы один из гостей просит разрешения пересесть, поскольку ему в лицо светит солнце. Получив такое разрешение, он садится рядом с заместителем, второй гость садится ближе к начальнику, оба гостя начинают вести подстройку, каждый к своему партнеру... Самое главное - им разрешили сократить дистанцию. Понятно, что через некоторое время гости уходят с подписанным договором. Причем они не спорили с хозяевами кабинета, они послушно кивали головами (вместе с хозяевами), когда речь шла о некоторых недостатках договора...
Еще раз скажу, что энэлписты часто ориентируются на сложные шаблоны работы, забывая о простых, которые оказываются едва ли не более эффективными. Чем хороша работа по простому шаблону? Тем, что он легко запоминается, легко становится автоматическим в применении. И тем, что вашего партнера или пациента можно ошеломить то одним шаблоном, то другим, не особенно много думая при этом.
Глава 2.
Третье измерение
“Выходя за рамки...”
(стенограмма семинара)
С. Горин:
В эриксонианской терапии есть такое понятие - “выйти за границы системы”. Я вам предлагаю графическую иллюстрацию к нему.
Если точка в центре квадрата - человек, а стороны квадрата - забор ограничений вокруг человека, то в рамках двух измерений, в рамках этого листа человеку очень трудно (а то и невозможно) преодолеть препятствия и выйти за границы забора. Человек смо-
жет преодолеть свои ограничения только тогда, когда получит третье измерение - высоту (или объем); а задача психотерапевта состоит в том, чтобы помочь человеку с проблемой найти свое третье измерение.
Я хочу, чтобы вы попрактиковались в “выходе за рамки”. Существует геометрическая задача из разряда занимательных, ее решение и будет вашей начальной практикой. По сторонам квадрата и в его центре расположены девять точек (см. рисунок).
Ваша задача - соединить все эти точки четырьмя прямыми линиями, проведенными единым росчерком пера, не
• • • отрывая перо от бумаги. Каждая точка должна лежать на какой-то из прямых линий, а все четыре линии должны соединяться одна
• • • с другой, то есть быть проведенными одним росчерком пера. Даю вам три минуты на размышление, приступайте.
• • •
...Сверьтесь с решением (см. рисунок на следующей странице). До тех пор пока вы ограничиваете себя при решении задачи рамкой, составленной из сторон квадрата, у вас ничего не получается. Для того, чтобы найти решение, нужно выйти за рамки - иногда буквально, иногда метафорически.
Интересно бывает обнаружить, что рамки, так мешающие нам, мы часто сами для себя и устанавливаем. Работая эмпатически, вживаясь в проблему пациента, мы иногда делаем это настолько качественно, что не можем найти решения - с тем же успехом, что и пациент. Мне хотелось бы потратить некоторое время на разговор об этих рамках и о тех подходах, техниках, приемах, которые дают возможность выйти за пределы наших собственных (часто искусственных) ограничений. Я имею в виду такие приемы и техники, которые позволяют решать проблему пациента, не обозначая вашу работу, как работу над решением проблемы.
Первый из таких подходов я узнал от профессора В. Макарова. Это довольно общий подход: В. Макаров часто предлагает сравнить две позиции, возможные при встрече с пациентом. Позиция первая - спросите себя: “Какие проблемы у этого человека?” Пришел человек с какими-то жалобами, вы начинаете их классифицировать: какие у данного пациента проблемы с телом, проблемы в общении, проблемы в семье и т. д. Позиция вторая - вы спрашиваете себя: “Какие проблемы у этого шизофреника?” Не правда ли, все меняется?
Давайте разберемся, что здесь изменилось на самом деле: вы всего лишь по-другому словесно обозначили ситуацию, вы всего лишь “повесили” на пациента другой ярлык. Пусть вас не удивляет, что человек поведет себя далее в соответствии с тем ярлыком, который вы к нему прикрепили. Люди обожают навешивать ярлыки - в том числе и на самих себя. Очень многие из ваших пациентов (как и моих) просят
прикрепить к ним какой-нибудь ярлык: “Доктор, скажите, что у меня?..” К вам приходит пациент и сообщает: “У меня писчий спазм, у меня дистония...” Вы спрашиваете: “А как ты узнаешь о том, что у тебя дистония?” и получаете в ответ: “Вы меня не поняли, у меня - дистония!” У меня шизофрения, у меня маниакально-депрессивный психоз...
Без этого ярлыка, как ни странно, пациенту неуютно, но и врачу без него неуютно! Работа без ярлыков - это довольно трудно. Не сама работа, а привычка к такой работе. Но как только вы иногда, хотя бы на одном из десяти пациентов, позволяете себе работать без ярлыков, вы неожиданно для себя самого можете стать чудотворцем. Притворитесь, что вы в принципе способны работать с любым состоянием, с любой болезнью - и вы часто действительно окажетесь способны работать с любым состоянием и любой болезнью.
Лично для себя я выделяю две категории людей, работа с которыми является самой благодарной. Первая категория - абсолютно здоровые люди, которых убедили либо в том, что они не умеют общаться, либо в том, что они страдают от каких-то гипотетических комплексов. Этим занимаются психологи, к психотерапевтам пациенты из этой категории попадают редко (смех в зале).
Вторая категория - неизлечимо больные люди... Я понимаю ваше недоумение - как можно считать благодарной работу с неизлечимо больными? Но давайте проанализируем отношение больного к лечению и ваше отношение к лечению. Позиция пациента: он все равно знает, что тяжело болен, многие пытались его вылечить, и ничего не вышло - он благодарен вам за попытку! Ваша позиция: пусть вы потерпели неудачу, пусть вы не смогли добиться ни малейшего улучшения при работе с пациентом - но вы и так знали, что заболевание неизлечимо, так какая же это неудача? А если при работе с таким больным вы добились хотя бы минимального, микроскопического положительного сдвига - это успех! Причем учитывайте, что улучшение вами воспринимается как минимальное, а больной все оценивает по-другому. Скорее всего, он будет говорить о вас, как о волшебнике...
В свое время я специально искал неизлечимых больных, чтобы попробовать работу без ярлыков. Теперь я знаю особенности работы с каждым из малокурабельных состояний, знаю, какие цели в этой работе можно считать легко достижимыми и труднодостижимыми, но я знаю также главную особенность такой работы - ее можно сделать не безысходной, а очень творческой, приносящей удовлетворение каждый день! И здесь я должен вернуться к своим идеям насчет подстройки: при работе с тяжелыми заболеваниями тем более надо думать о чем-то своем, выполняя требования присоединения к партнеру чисто механически. Все равно вам будут говорить: “Вы - единственный, кто меня понимает”. Ну, да, я такой...
Хорошо, теперь давайте поработаем с одной из “вне-рамочных” техник - техникой принудительного изменения жестикуляции. Нужен доброволец, согласный исполнить роль пациента, рассказывающего о своей проблеме. В роль надо хорошо вжиться, конечно. Или вы можете рассказать о своей проблеме, это будет еще интереснее, хотя обозначение ситуации мы оставим прежним: исполнение роли пациента. Воображаемая проблема вашего воображаемого пациента... Лучше даже так: воображаемый рассказ воображаемой проблемы воображаемым пациентом... воображаемым слушателям (смех в зале). Это называется “конфузионный транс”...
Вопрос из зала:Какого рода проблема нужна для демонстрации?
С. Горин:Давайте возьмем психологическую - что-нибудь из области взаимоотношений.
Алла:Можно, я? У меня есть проблема прощания с людьми, которых давно знаешь. Бывает так, что отношения уже давно исчерпали себя, жить старыми воспоминаниями уже не хочется, а новых впечатлений от этих людей не поступает, не хватает... И в то же время не хочется совсем бросать человека...
С. Горин:Алла, остановись на минуту, мы продолжим чуть позже... Я хочу обратить внимание группы на то, как человек рассказывает о своей проблеме невербально: Алла совершенно однозначно жестикулирует правой рукой. Как только разговор зашел о проблеме, в ход пошла правая рука. Давай попробуем, Алла, сделать вот что: я придержу твою правую руку, а ты продолжишь свой рассказ о проблеме. (Фиксирует двумя руками правую кисть Аллы).
Алла (в некотором замешательстве продолжает после долгой паузы):Ситуация, которая вызывала ощущения... можно сказать, горечи... недоумения... и мне было грустно, тяжело... я была растеряна... (По ходу беседы Алла пытается жестикулировать правой рукой, у нее движется локоть, затем плечо, и ведущий группы фиксирует руками локоть и плечо Аллы). Случалось так, что я себя контролировала, задавала стиль поведения... такой вежливый... Но при этом, наверное, мое поведение было неконгруэнтным, потому что ощущения были одни, а поведение - совсем другое... (появляется жестикуляция левой рукой.) Но для себя я решила - пусть все это идет каким-то естественным путем, как это бывает в природе... где растения растут, цветут и умирают... Наверное, и отношения могут так же расти, цвести и умирать, отмирать.. . И это даже может приносить удовлетворение, как это, наверное, и есть в природе... И я решила для себя - человек уходит, и я смотрю ему с благодарностью вслед... Пусть у нас что-то было хорошее, и пусть все развивается естественным путем, и пусть наши отношения развиваются естественно! (Окончание рассказа совпадает с усиленной жестикуляцией левой рукой).
С. Горин: Кто из вас что заметил? Интересно, как рассказ о проблеме превращается в рассказ о решении? Решение найдено тут же, прямо сейчас, и мы это находим как в невербальных проявлениях (мимика удовольствия), так и во временах глаголов: настоящее время в описании проблемы внезапно сменяется прошлым временем, а потом появляется будущее время вместе с решением проблемы! (В транскрипте рассказа Аллы выделение слов сделано автором). Алла, ты довольна тем, что здесь произошло?
Алла:Более-менее. Дело в том, что решение у меня, я думаю, уже было. Мне хотелось найти что-то еще.
С. Горин: Весьма оптимистичная интонация появилась, не так ли? Попробуйте применить эту технику в беседе с учеником, который жалуется на свою непонятливость - или что-то в этом роде. И раскрою маленький секрет: я практически не слушал Аллу (в смысле содержания ее проблемы), я был занят демонстрацией шаблона.
В этой технике переход от проблемы к решению можно связать с переходом от модальности в другую модальность. Если, допустим, проблема жестко связана с кинестетической модальностью, а решение с визуальной, то пациенту можно предложить выполнить некоторый ритуал: “Думая о проблеме, представьте себе образ волшебной чаши (поднял руки вверх, посмотрел вверх)... в которой находятся те самые качества, что нужно вам для выздоровления... Примите эту чашу, увидьте ее хорошо со всем содержимым...” Здесь возможны разные варианты.
Один из вариантов этой техники как-то раз очень остроумно реализовал доктор В. Хмелевский. К нему попал поступивший на обследование в психиатрический стационар пациент, долгое время проживавший за колючей проволокой. Пациент имел массу проявлений нашей любимой и единственной болезни, в том числе амимию. В. Хмелевский заметил, что вся жестикуляция при общении, все выражение эмоций сведено пациентом к жестам рук в горизонтальной плоскости на уровне груди; и он попросил пациента побеседовать, держа руки сцепленными “в замок”. В ходе такой беседы у пациента исчезла амимия, с ним стало возможным установить эмоциональный контакт, что оказалось хорошей основой для дальнейшей работы.
Вообще-то работа с шизофрениками трудна и интересна именно тем, что шизофреники (особенно в начале карьеры) отличаются огромной гибкостью в поведении и общении. Подстроиться к ним на этом (буквально - сумасшедшем) бегу очень трудно. Точно так же трудно подстроиться к детям, и тоже из-за их большой гибкости в общении и поведении. В сущности, мы используем лекарства и трансы при работе с этими категориями пациентов с одной-единственной целью: замедлить ид- реакции, чтобы мы могли успевать за ними. И если нам встречается человек, талантливый в общении с детьми, мы воспринимаем его как странного - но ведь невозможно быть серьезным человеком с маской сверхкомпетентного специалиста на лице и при этом работать в детском саду. Попробуйте на упомянутую “сверхкомпетентную” маску надеть какой-то дурацкий колпак для того, чтобы провести детский утренник! Я иногда позволяю себе дурачиться при работе с вами, преследуя цель показать вам, что это и возможно, и допустимо...
Ну, а если это не возможно, то приходится менять имидж, поэтому лучше с самого начала иметь запас из нескольких имиджей. В одном кармане - один, в другом - другой, и по мере надобности вы вынимаете тот, который нужен сейчас. Можно даже огорошить пациента демонстрацией своего набора имиджей, что иногда воспринимается как самостоятельный терапевтический процесс... У пациентов вообще интересное отношение к ритуалам: “Нет ритуала - нет гипноза”. Очень многие пожилые женщины считают измерение артериального давления самостоятельной лечебной процедурой - “Спасибо, сынок, мне сразу полегчало!” Ну, и прекрасно - опосредуйте это.
Доступ к ресурсам
С. Горин:При первой встрече с пациентом вы знаете, что вы - недирективный гипнотизер эриксонианского толка, но ваш пациент имеет полное право этого не знать и иметь свои представления о том, каким должен быть гипнотизер. Оказывается, от гипнотизера требуют пристального взгляда. Давайте отработаем пристальный взгляд (пользуясь словарным запасом языка НЛП, хочется назвать такой взгляд ресурсным), помня о том, что это будет не только одним из ваших навыков, но и частью вашего имиджа.
В классическом гипнозе существует простой, но не всем известный прием: когда вы предлагаете пациенту смотреть вам в глаза, сами вы смотрите ему на переносицу (или, согласно рекомендациям А. Пиза, чуть выше переносицы), поскольку пристально смотреть в одну точку значительно легче, чем в две точки сразу. И у гипнотизеров есть еще один совершенно детский прием - надо смотреть в один глаз пациенту, повторяя про себя: “Два глаза сильнее, чем один”.
Мне этот прием помог в свое время не при общении с пациентами, а при общении с начальством. Понятно, что начальство в психиатрии - совершенно особая категория людей, особенно если исходить из вполне логичного предположения о том, что нормальный человек в принципе не пойдет работать в психиатрию (смех в зале). В моей жизни это предположение до сих пор оправдывалось, и начиная с меня, все как-то подтверждало, что речь идет не о предположении, а о законе природы... Мне довелось услышать однажды очень интересное суждение по этому поводу: “Все вы идете в психиатрию, психологию, психотерапию только потому, что не умеете общаться с людьми и надеетесь, что вас там научат”
Так вот, у вашего ресурсного взгляда возможно несколько вариантов. Первый вариант - “прямой” взгляд (голова расположена вертикально). Второй вариант- взгляд “исподлобья” (голова наклонена вперед). Очень эффектно, вспомните фильм “Молчание ягнят”... И третий вариант- взгляд “свысока”, голова откинута назад. Какой из этих вариантов больше подходит вам, вы узнаете, сделав упражнение.
Упражнение 5.Выполняется в группах по четыре человека. Каждый из вас по очереди смотрит на трех своих партнеров. Ваша задача - смотреть в один глаз партнера, повторяя про себя “два глаза сильнее, чем один”. Продемонстрируйте три варианта своего ресурсного взгляда: голова расположена вертикально, голова наклонена вперед и голова откинута назад. После выполнения вами упражнения партнеры говорят вам, какой вариант взгляда произвел на них наиболее сильное впечатление. Это может не совпадать с вашими представлениями и ощущениями. Приступайте.
С. Горин:...Независимо от того, что определенная разновидность вашего взгляда может быть не слишком комфортной для вас, она оказывается (воспринимается собеседниками) самой эффективной.
Меня однажды упрекнули в том, что я даю это упражнение ради упражнения. Но в данном упражнении мы репетируем поведение гипнотизера, необходимое для создания раппорта. В ваш кабинет пациент должен входить, уже наполовину находясь в трансе. Если верить многократно цитированному А. Пизу, первое впечатление о человеке на 90% формируется в первые 90 секунд общения - вот и бросьте на пациента в эти первые 90 секунд всю мощь ваших психотерапевтических шаблонов. Работа по шаблонам не требует вовлеченности, вся ваша забота - вовремя переключить шаблон. Я повторяю идею о том, что пациент должен ощущать вашу эмпатию, она ему помогает, и если вы хотите быть эмпатичными - будьте! Но для вашей работы это совершенно не нужно.
Еще одна тема, связанная с предыдущей словом “ресурсный” - выработка ресурсной походки. Это тоже имеет отношение и к терапии, и к имиджу, к силе личности, поэтому давайте задействуем еще один ресурс. Иногда с пациентом приходится работать на улице, гулять рядом с ним (особенно при работе с фобиями посещения определенных мест или с фобиями езды в общественном транспорте), так что давайте займемся походкой.
Я попрошу кого-нибудь из добровольцев походить перед нами по этому холлу, а мы с вами понаблюдаем за тем, какие группы мышц у ходящего зажаты. Надо походить своим обычным шагом, привычной походкой...
(Выходит Наташа). Хорошо, Наташа, пройдись... Задача для наблюдающих - обнаружить мышечные зажимы... Где скованы мышцы, где зажим?
Ответ из зала: Плечевой пояс.
С. Горин:Безусловно, плечевой пояс. Наташа, ты это чувствуешь? (Наташа: Нет). Если бы не было зажима, плечи были бы развернуты. Примерно вот так. (Подходит к Наташе и разворачивает ее плечи). Чем хорош контекст психотерапевтического кабинета? Тем, что с пациенткой можно делать все, что угодно (смех в зале).
Итак, у Наташи скованы мышцы плечевого пояса, и Наташа об этом не знает. Чтобы ты, Наташа, об этом узнала, сейчас осознанно напряги максимально мышцы плечевого пояса и сохраняй это напряжение во время ходьбы... Пройдись еще раз, но так, чтобы плечевой пояс был максимально неподвижен, максимально напряжен... Пройдись еще раз... Молодец.
А теперь, почувствовав это напряжение, сбрось его и пройдись так, чтобы плечевой пояс был максимально расслабленным. .. Пройдись еще раз... Наташа, ты когда-нибудь видела, как люди ходят? Они при этом руками шевелят. Сделай это, пусть расслабление будет утрированным, карикатурным, но пусть плечевой пояс будет расслабленным, пусть там будут движения... Ну, вот, наконец-то женщина пошла... (Смех в зале). Хорошо. Как ты себя чувствуешь?
Наташа:Лучше, чем раньше.
С. Горин:Лучше, чем раньше... Детализировать не будем, садись. Зажим мышц плечевого пояса можно было бы как-то проинтерпретировать, связав его с какими-то подростковыми комплексами, а может быть, с особенностями воспитания в определенной среде... Я как-то раз проинтерпретировал вот так, “с потолка”... Перед группой прошла девушка с аналогичным зажимом, выраженным гораздо сильнее, и я сказал: “Наверняка стеснялась растущей груди”. Она возразила: “Нерастущей!” (Смех в зале). Нужна еще одна демонстрация? Пожалуйста, добровольцы...
(Выходит Сергей). Походи, Сергей... Где зажим?
Ответы из зала:Шея и плечевой пояс. Тазовый пояс. Бедра. Наверняка стеснялся растущей груди! (Смех в зале).
С. Горин:Как всякий профессиональный коммуникатор с большим стажем, Сергей зажат полностью (смех в зале). Пожалуйста, Сергей, напряги мышцы плечевого пояса, сделай полностью неподвижными таз и бедра, напряги шею, почувствуй это напряжение... Теперь пройди еще раз, оставаясь полностью напряженным... Интересно, как это у тебя получится? Да, это тяжело, но Сергей всего лишь преувеличил то, что есть, он нам показывает шарж на самого себя...
|