«не я
»,
подчеркивая тем самым полную противоположность поведенческих реакций в установочном поведении.
Структура отношений супер-эго (на примере «Дон Кихот» - «Наполеон»)
Рассмотрим теперь какого рода отношения складываются между типом ИМ «Дон Кихот» и типом ИМ «Наполеон».
«Наполеон» является дуалом «Бальзака». Для «Дон Кихота» он
супер-эго,
т.е.
анти-дуал.
Продолжая избранный нами образный ряд, можно сказать, что, в отличие от «Дон Кихота», «Наполеон» в состоянии стать для «Бальзака» не просто «платоническим возлюбленным», а «идеальным супругом». Он в состояние на практике воплотить в жизнь мечту «Бальзака».
Как к этому относится «Дон Кихот»? «Дон Кихот» сам для себя предстает романтиком, утонченным эстетом, великолепным оратором. И «Бальзака» он воспринимает как эстета и романтика, тонко и дифференцированно воспринимающего мир. А «Наполеон», с точки зрения «Дон Кихота», развязный авантюрист и наглец, грубый, властолюбивый и меркантильный человек.
Но дело в том, что в силу конструкции типа ИМ, «Дон Кихот» не может автоматически засуггестировать «Бальзака», выдав ему позитивное подкрепление на 4-ю функцию. Ибо содержание 4-й функции «Бальзака» есть область страхов «Дон Кихота». Но тот же элемент - объектная сенсорика - есть содержание зоны самоутверждения «Наполеона», и он суггестирует «Бальзака», предъявляя ему искомую модель мира.
Поэтому романтичный «Дон Кихот» и эстетизированный «Бальзак» в отношениях могут достичь вершин платонической любви, но они никогда не смогут жить совместно или делать что-либо совместно. А «Наполеон» может - легко и без малейшего напряжения.
Очевидно, что такая ситуация может вызвать у «Дон Кихота» только одно чувство -
чувство ревности
,
возникающее автоматически и непреодолимо. Ведь в тайне от всех, в том числе и от себя самого, «Дон Кихот» желал бы быть независимым в отношениях, сильным, властным, богатым. Но он этого боится, избегает. А для «Наполеона» - это область самоутверждения.
Таким образом, «Наполеон» для «Дон Кихота» есть
воплощение его тайных желаний.
Но этой потаенной мечте суждено остаться только мечтой. Потому что даже при исключительном владении психологической теорией и практикой, «Дон Кихот» может лишь кратковременно сыграть роль «Наполеона». Жить так он не сможет.
Анти-дуал
всегда вызывает ревность, воплощая в своем поведении ваши тайные желания, в связи с чем данный вид отношений и назван с соционике
супер-эго.
Соответственно, если в реальной ситуации рядом с вами доминируют носители типа ИМ, с которым у вашего типа ИМ отношения
супер-эго,
следует задуматься: за то ли дело вы взялись и в состоянии ли довести его до конца, перешагнув подсознательно возникающий
страх перед реализацией тайных желаний,
ведь они тогда станут явными.
Другой стороной практического использования этого вида отношений является обнаружение через
супер-эго
содержания собственных страхов.
Это позволит более продуктивно использовать энергию вашего типа ИМ, не расходуя ее на несбыточные мечты.
А у тайны - песня; Песня эта - ты!
Пары супер-эго:
«Дон Кихот»
-
«Наполеон»
«Дюма»
-
«Бальзак»
«Гюго» - «Джек Лондон»
«Робеспьер»
-
«Драйзер»
«Гамлет»
-
«Штирлиц»
«Горький» - «Достоевский»
«Жуков»
-
«Гексли»
«Драйзер»
-
«Габен»
Структура отношений «квазитождество»
Рассмотрим этот вид отношений на примере взаимодействия типа ИМ «Дон Кихот» с типом ИМ «Джек Лондон».
Зеркальным противоположного типа ИМ для «Дон Кихота» является
анти-зеркальным типом,
т.е.
анти-другом
или
антиучителем.
В самом деле, если обратить внимание на область самоутверждения «Джека Лондона», на содержание его 1-й функции (объектная логика), становится очевидным, что этот тип ИМ воплощает для «Дон Кихота» все то, что определяется им как «не надо».
Думать так -не надо, делать так - не надо, жить так - не надо.
Кроме того, содержание области творчества (субъектная интуиция) «Джека Лондона» есть содержание области минус-ценностей (плохо) для «Дон Кихота». Содержание области самооценки «Джека Лондона» (объектная сенсорика) совпадает с содержанием области страхов «Дон Кихота». Содержание области суггестии «Джека Лондона» (субъектная этика) совпадает с содержанием области потенциальных решений, которых «Дон Кихот» не видит.
Возможно, в силу последнего странного совпадения этот вид интертипных отношений получил в соционике название
«отношений квазитождества»,
когда один тип ИМ суггестируется тем, что позволяет решить проблемы самооценки другого.
Естественно, при встрече носителей типов ИМ, связанных отношениями «квазитождества», у обоих возникает рефлекторное желание объяснить другому, насколько неправильным является привычный для того образ жизни. Но достигнуть автоматического взаимопонимания оказывается невозможным - люди принадлежат к противоположным квадрам и информационный язык у них разный.
Давайте посмотрим на эти отношения практически. Неужели «Дон Кихот» будет возражать против силы, красоты и богатства, чем так озабочен «Джек Лондон»? Неужели в своих объяснениях «Дон Кихот» никогда не использует результаты анализа, в котором «Джек Лондон» природный специалист? Неужели «Дон Кихоту» никогда не хочется стать независимым от отношения окружающих, как это свойственно «Джеку Лондону»? В том то и дело, что вне природного автоматизма мышления, все вышеперечисленное вполне «Дон Кихота» устраивает. И более того,
квазитождественный тип ИМ объективирует и отграничивает весь спектр
потенциально правильных решений.
В этом и состоит практический смысл отношений
квазитождества.
Для этого их можно и нужно творчески использовать, если преодолеть рефлекторное отторжение.
Пары квазитождества:
«Дон Кихот»
-
«Джек Лондон»
«Дюма»
-
«Драйзер»
«Гюго» - «Наполеон»
«Робеспьер» - «Бальзак»
«Гамлет»
-
«Гексли»
«Горький»
-
«Габен»
«Жуков» - «Штирлиц»
«Есенин»
-
«Габен»
Структура конфликтных отношений
Рассмотрим их на примере взаимодействия типа ИМ «Дон Кихот» с типом ИМ «Драйзер».
«Драйзер» для «Дон Кихота»
анти-активатор.
Если своего партнера по активации «Драйзер» вдохновляет и возбуждает, то «Дон Кихота» затормаживает. Как и почему это происходит?
Субъектная логика «Дон Кихота», будучи содержанием его области творчества, является содержанием области страхов «Драйзера». Объектная сенсорика как содержание области творчества «Драйзера» есть содержание области страхов «Дон Кихота».
То, что суггестирует «Дон Кихота», у «Драйзера» попадает в область минус-требований, т.е. «не надо». И наоборот, то, что суггестирует «Драйзера», «не надо» для «Дон Кихота».
«Драйзер» уверен в своих отношениях к кому-то или чему-то, но открыто их не декларирует. Это вызывает напряжение у «Дон Кихота», который не может подтверждать свою самооценку, не зная качества отношений к нему. «Дон Кихот» уверен в целостности внешней ситуации, вне зависимости от принципиальности и последовательности тех, кто в ней участвует. Это вызывает напряжение у «Драйзера».
Очевидно, что отношения людей с такими типами ИМ, на автоматическом уровне, не могут не порождать конфликт. В самом деле, активатором «Дон Кихота» является «Гюго». Романтик «Дон Кихот»
и романтик «Гюго» прекрасно общаются друг с другом по принципу: «За что же, не боясь греха, кукушка хвалит петуха? За то, что хвалит он кукушку». Но
анти-активатор
«Драйзер» общается с «Дон Кихотом» совершенно по-другому: «Не возбуждайся! Хватит мечтать - займись делом, заработай денег!..» Конечно, с этим «финансистом» и «титаном» «Дон Кихот» рефлекторно вступает в конфликт.
Но если преодолеть рефлекторную составляющую, за так называемыми конфликтными отношениями открывается совершенно другой смысл. Так, если «Дон Кихот» научится
предъявлять свои собственные отношения,
аналогично «Драйзеру», то проблематика его самооценки счастливо разрешится. И наоборот, если «Драйзер» будет
защищен целостной внешней ситуацией,
то никто и никогда не обвинит его в противоречивости и беспринципности.
Таким образом,
конфликтные типы ИМ показывают друг другу точную направленность решений, связанных с защитой самооценки. В
этом и состоит практический смысл таких отношений. Но увидеть его без специальной работы со своими рефлексами трудно.
Пары конфликтных типов ИМ:
«Дон Кихот»
-
«Драйзер»
«Джек Лондон»
-
«Дюма»
«Гюго»
-
«Бальзак»
«Робеспьер» - «Наполеон»
«Гамлет» - «Габен»
«Горький»
-
«Гексли»
«Жуков»
-
«Достоевский»
«Есенин» - «Штирлиц»
Краткий комментарий
Итак, мы рассмотрели отношения, складывающиеся между различными типами ИМ, принадлежащими к противоположным квадрам. Все эти отношения симметричны. Психологически это отношения достаточно напряженные, но в то же время очень глубокие.
Если выйти за рамки своих мыслительных и поведенческих рефлексов, в этих отношениях можно увидеть свои тайные мечты, можно отграничить весь сектор потенциально правильных решений, определить точное направление решения проблем самооценки и, наконец, познакомиться со второй половиной себя и постараться обрести свою целостность.
Отношения с квадрой «старших родственников»
Квадрой «старших родственников» мы называем ту квадру, где к рассматриваемому типу ИМ проявляются отношения социального заказа, контроля, родственные и полудуальные.
Для типа ИМ «Дон Кихот», который стал
для
этой книги традиционным примером, такой является квадра «дельта»: «Штирлиц» (1), «Достоевский» (2), «Гексли» (3), «Габен» (4) (рис. 14).
Рис. 14. Отношения типов ИМ «Дон Кихот» с квадрой «дельта»
Условные обозначения:
-
направление к 3-й функции;
сз, ро, пд, к - отношения к типу ИМ «Дон Кихот»:
социальный заказчик
(сз),
родственный
(ро),
полудуальный
(пд),
контролер
(к)
Структура отношений социального заказа (на примере «Дон Кихот» - «Штирлиц»)
Тип ИМ «Штирлиц» является
«социальным заказчиком»
по отношению к типу ИМ «Дон Кихот». Соответственно, «Дон Кихот» является по отношению к «Штирлицу»
«социальным приемником»
(перципиентом). Здесь мы впервые встречаемся с отношениями
не симметричными.
Несимметричность отношений
социального заказа проявляется прежде всего в том, что
«социальный заказчик»
в них всегда лидирует, а
«приемник»
будто бы подчиняется.
Структура этих отношений вполне проявляется при их отображении по методу качественных структур (рис. 15).
Рис. 15. Отношения социального заказа
Как видно из рис. 15, содержание 2-й функции
«заказчика»
совпадает с содержанием 4-й функции
«приемника»,
а содержание 3-й функции
«заказчика»
-
с содержанием 1-й функции
«приемника».
К чему приводит такое взаимодействие?
Творческая осознаваемая функция «заказчика» постоянно посылает информационные сигналы в суггестивную, неосознаваемую область «приемника». Эти сигналы приобретают форму требования или «заказа», выполнение которого и поручается «приемнику». Но «приемник» запаздывает с выполнением «заказа» или выполняет его не всегда так, как того желал бы «заказчик», поскольку «заказ» поступает в неосознаваемую область типа ИМ. Но отказаться от выполнения полученного заказа «приемник» не может, поскольку даже не осознает, что это «заказ», просто ему
хочется
это сделать.
Социальная значимость этих отношений состоит в том, что «приемник» автоматически оказывается вынужденным проявлять заботу о «заказчике». Если он не будет ее проявлять, его подсознательное напряжение автоматически будет расти. Если «заказчик» не будет проявлять благодарность за заботу «приемнику» будет грустно и обидно. Так проявляется неравноправность отношений социального заказа.
Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. Его пример другим наука; Но, боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь!
Таким образом, на уровне рефлекторных автоматических отношений в соционе обязательно есть один тип ИМ, о котором другой тип ИМ вынужден заботиться.
Эти отношения и вынуждают нас заботиться о другом человеке.
В этом их главное предназначение - способность увидеть или почувствовать нужды другого человека и оказать ему помощь.
Что делает эти отношения напряженными?
В силу своего лидирующего положения «заказчик» всегда относится к «приемнику» несколько свысока. «Приемник» же субъективно воспринимает «заказчика» как человека, о котором необходимо заботиться, как старшего. Ему очень хочется услышать слова благодарности, но чаще всего он их не получает, «заказчик» воспринимает заботу «приемника» как само собой разумеющееся.
Снять напряжение при контакте с «заказчиком» «приемник» не в состоянии. За время выполнения «приемником» одного «заказа», «заказчик» успевает в автоматическом режиме произвести еще несколько. Всегда запаздывающий «приемник», естественно вызывает раздражение «заказчика», он его постоянно подгоняет, поторапливает.
Какого рода «заказы» суггестируют деятельность «приемника»? В основном связанные с устранением «несовершенства мира». В этом и состоит особенность этих отношений: «приемник» воспринимает несовершенство мира именно так, как это видит «заказчик» (поэтому он и назван
«социальным заказчиком»)
.
В силу указанных причин такого рода отношения, осуществляемые автоматически в течение длительного времени, чаще всего приводят к нервным расстройствам и физическому истощению «приемника». В зависимости от особенностей характера и темперамента участников отношений, иногда это случается и с «заказчиком».
Брак, заключенный с социальным «заказчиком», редко бывает удачным и долгим. Исключение составляют пары, где в силу профессиональных занятий один из супругов часто бывает в отъезде или много времени проводит на работе. Часто сам выбор соответствующего рода занятий подсознательно диктуется необходимостью психологической разгрузки.
Заказчик там в засаде!
Таким образом, первым правилом общения с «социальным заказчиком» является ограничение общения во времени, эпизодический характер контактов.
Если же человек уже овладел психологическими знаниями в объеме, достаточном для рефлексии своих автоматизмов, то он может использовать в отношениях с «заказчиком» манипуляцию плюс- и минус-подкрепления на 3-ю функцию. Ибо в том, что у «заказчика» является содержанием самооценки, состоит содержание зоны уверенности «приемника». Через содержание своей 1-й функции «приемник» может установить «тайную власть» над «заказчиком»: плюс на 3-ю функцию дает реакцию приближения, а минус на 3-ю функцию - реакцию избегания.
В целом отношения социального заказа выгодны социуму, т.к. в них предусмотрена производительная активность хотя бы одного из участников. Особенно это заметно в семьях, где у одного из родителей тип ИМ является «заказчиком» типу ИМ ребенка. Ребенок очень рано вынужден стать социально самостоятельным и покинуть родительский дом. Общество получает социально активную единицу.
Сложнее обратная ситуация. В ней нужно быть очень внимательным в воспитании, так как ребенок растет с явными эгоистическими наклонностями, социально пассивным и чрезмерно требовательным к окружающим. При осознанном подходе лучшим способом исправления ситуации является специально организованный близкий контакт ребенка с типом ИМ, являющимся ему социальным «заказчиком». Через два-три месяца таких контактов эгоистические наклонности во многом будут компенсированы.
у
тебя всегда все будет, дорогой «заказчик»! И я отдохну, и увижу небо
в
алмазах!
Пары социального заказа:
«Штирлиц»
-
«Дон Кихот»
«Достоевский» - «Дюма»
«Дон Кихот» - «Гамлет»
«Дюма» - «Горький»
«Гамлет»
-
«Наполеон»
«Горький»
-
«Бальзак»
«Наполеон» - «Штирлиц»
«Бальзак» - «Достоевский»
«Гюго»
-
«Гексли»
«Робеспьер» - «Габен»
«Гексли»
-
«Джек Лондон»
«Габен»
-
«Драйзер»
«Джек Лондон» - «Жуков»
«Драйзер»
-
«Есенин»
«Жуков»
-
«Гюго»
«Есенин» - «Робеспьер»
Структура отношений социального контроля
Эти интертипные отношения также относятся к разряду
несимметричных.
Такие отношения у типа ИМ «Дон Кихот» с типом ИМ «Достоевский», где «Достоевский» выступает в роли
«контролера»,
а «Дон Кихот» в роли
«подконтрольного».
Структура этих отношений хорошо видна из рис. 16.
Рис. 16. Отношения контроля
Как видно из рис. 16, в
данных отношениях содержание области творчества (2-я функция) «контролера» совпадает с содержанием области самоутверждения (1-я функция) «подконтрольного», а область суггестии (4-я функция) «подконтрольного» - с содержанием самооценки (3-й функцией) «контролера».
Творчество «Достоевского» в области, определяемой объектной интуицией, подвергает область самоутверждения «Дон Кихота» постоянной проверке на прочность:
«контролер» полностью блокирует аспект организации чужого типа ИМ.
В результате «Дон Кихот» начинает испытывать бессознательное чувство неуверенности.
Как следствие, «подконтрольный» подсознательно испытывает непреодолимое желание
отчитаться перед «контролером» и получить от него оценку своих действий.
Чем дольше «подконтрольный» будет находиться рядом с «контролером», тем сильнее будет его интересовать оценка «контролера», без которой он не в состоянии действовать дальше. «Подконтрольный» постоянно будет спрашивать контролера, правильно ли он понимает каждый этап выполнения задания. А «контролер» будет вынужден поминутно отвечать на вопросы «подконтрольного».
«Контролеру», с одной стороны, приятно, что «подконтрольный» так дорожит его мнением, но, с другой стороны, его раздражает несамостоятельность «подконтрольного». «Подконтрольному» льстит, что такой значительный человек (а он воспринимает «контролера» именно так) снисходит до оценки его деятельности, но он заранее испытывает неуверенность в собственных силах, страхуясь от отрицательной оценки «контролера».
Как преодолеть эти сложности? Если отнестись к таким отношениям осознанно, то лучшим и самым простым способом является ограничение отношений по времени при обязательном разделении деятельности «контролера» и «подконтрольного»
в
пространстве. Тогда ситуация психологически выравнивается: подконтрольный получает задание и уходит, затем, спустя некоторое время, докладывает о выполнении задания и получает оценку и т.д. Причем причины получения именно такой оценки, а не иной «подконтрольному» понятны, ибо она объявляется на понятном ему языке. Он очень дорожит оценкой и внимателен к словам и эмоциям «контролера». Потому и говорят: нет ничего страшнее, чем лживая похвала «контролера», так как противостоять ей «подконтрольный» не в состоянии.
Таким образом, социальная значимость отношений контроля вполне очевидна: они
вынуждают человека быть ответственным, учат отчитываться, получать оценку, воспринимать ее серьезно и совершенствовать свою деятельность в зависимости от оценки.
«Контролер» символизирует старшего родственника, перед которым нужно отчитываться. Все достаточно просто: отчитался, получил оценку и ушел опять по своим делам. Но, разумеется, при таких отношениях очень трудно постоянно жить вместе. Причем не только «подконтрольному», но и «контролеру».
Давайте обратим внимание на взаимосвязь содержания 4-й функции «подконтрольного» и содержания 3-й функции «контролера». «Контролер» в этой области ждет подтверждения самооценки, а «подконтрольный», даже рефлекторно, не говоря уже об осознанных действиях, эту самооценку может не подтвердить. Так осуществляется «тайная власть» «подконтрольного» над «контролером». Нахождение «подконтрольного» в субъективно плохом мире снижает самооценку «контролера»: если «подконтрольному» плохо в том месте, куда «контролер» его направил, последний это воспринимает как личную ошибку.
«Контролеру» следует учитывать свое механически начальствующее положение по отношению к «подконтрольному» и стараться контролировать свои оценки. Также ему надо знать, что, если он реагирует только автоматически, результаты работы «подконтрольного» его редко устраивают.
«Подконтрольному» должно быть понятно, что его неуверенность в собственных силах вызвана всего лишь взаимодействием типов ИМ и вполне может не совпадать с истинным положением вещей. С этой поправкой следует воспринимать и оценки «контролера».
Пары социального контроля:
«Дон Кихот»
-
«Горький»
«Гюго»
-
«Габен»
«Горький» - «Наполеон»
«Габен»
-
«Джек Лондон»
«Наполеон»
-
«Достоевский»
«Джек Лондон» - «Есенин»
«Достоевский»
-
«Дон Кихот»«Есенин» - «Гюго»
«Дюма» - «Гамлет»
«Робеспьер»
-
«Гексли»
«Гамлет»
-
«Бальзак»
«Гексли»
-
«Драйзер»
«Бальзак»
-
«Штирлиц»
«Драйзер»
-
«Жуков»
«Штирлиц»
-
«Дюма»
«Жуков»
-
«Робеспьер»
Структура родственных отношений
Следующий вид отношений -
родственные.
Такие
симметричные
отношения у типа ИМ «Дон Кихот» с типом ИМ «Гексли». Рассмотрим их по методу качественных структур (рис. 17).
Рис. 17. Родственные отношения (симметричные)
Блок «потребления извне» у обоих типов ИМ совпадает. Иными словами от мира они хотят одного и того же: целостности внешней ситуации в зоне уверенности и сенсорного комфорта в зоне суггестии.
А вот блок «производства вовне» у них разный. «Дон Кихот» производит субъективные теории и объяснения, защищая положительное отношение к себе. «Гексли» же манипулирует своими требованиями и оценками, защищая свои знания и порядок объектного мира.
Следовательно, если люди уважают информационно-поведенческую продукцию друг друга, у них могут сложиться дружеские или, по крайней мере, нейтральные отношения. Иными словами, они могут стать
уважаемыми родственниками,
объединившись в поисках «хорошего места в мире».
Однако, если хотя бы один из них будет отрицательно относиться к творчеству другого, отношения обострятся. В то же время, находясь в одной ситуации, они будут
конкурировать в области потребления,
стараясь занять лидирующее положение в ущерб
«родственнику
»,
тогда начинается борьба или, скорее, свара с дележом «хорошего места».
Соответственно, указанные отношения демонстрируют, что люди могут думать и поступать непривычным нам образом, хотя хотят и требуют одного и того же.
С другой стороны, общаясь с родственным типом ИМ можно осознать, что наш
способ реализации желаний
не является единственно возможным.
Пары родственных отношений:
«Дон Кихот»
-
«Гексли»
«Дюма»
-
«Габен»
«Гюго»
-
«Гамлет»
«Робеспьер»
-
«Горький»
«Жуков» - «Наполеон»
«Бальзак»
-
«Есенин»
«Джек Лондон»
-
«Штирлиц»
«Драйзер» - «Достоевский»
Структура отношений неполного дополнения, или полудуальные отношения
Такие
симметричные
отношения возникают при контакте типа ИМ «Дон Кихот» с типом ИМ «Габен» (рис. 18).
Рис. 18. Полудуальные отношения
Как видно из рис. 18, содержание 1-й функции «Дон Кихота» совпадает с содержанием 4-й функции «Габена», а содержание 4-й функции «Дон Кихота» с содержанием 1-й функции «Габена». Содержание 3-й и 2-й функций указанных типов ИМ прямо противоположно. Что это означает на практике?
От мира эти типы ИМ хотят похожего, но требования одного соответствуют желаниям другого, и наоборот. Иными словами, о чем один мечтает, то другой требует. Следовательно, степень близости отношений во многом будет зависеть от того, насколько требования и желания одного не противоречат требованиям и желаниям другого. Например, если «Дон Кихот» считает для себя комфортной температуру воздуха в помещении +25°С и привык к абсолютной чистоте, а «Габен» довольствуется температурой +18°С и демократичен к пыли, то в отношениях рано или поздно возникнет напряжение, но не слишком сильное, потому что борьбы за «рынки сбыта» нет.
Продукция рассматриваемых типов ИМ не просто различна -она противоположна. «Габен» манипулирует фактами, объектами, конкретными знаниями - это то, что
для
«Дон Кихота» попадает в область
«не надо».
«Габен» примерно так же относится к теориям и фантазиям «Дон Кихота». Но, с другой стороны, вольное обращение «Габена» с фактами косвенно подтверждает «Дон Кихоту» правомерность его невнимательного отношения к ним. А свободная интерпретация информации «Дон Кихотом» косвенно подтверждает «Габену» возможность свободного обращения с фактами.
Область самооценки у данных типов противоположна, что для каждого из них «удивительно», но конфликта или отторжения не вызывает.
Важно также, что
полудуальные
отношения, в отличие от дуальных, не создают замкнутой информационной системы. Продукция обоих полудуалов обращена в открытый социум.
Таким образом, полудуальные отношения позволяют, преследуя одинаковые цели, действовать не просто по-разному, а прямо противоположным способом. Это осознавание нам дарит и противоположный тип ИМ, но там информация легко вытесняется. А здесь она быть вытесненной не может, так как полудуалы связаны общей системой требований и желаний.
В таком аспекте можно сказать, что полудуал учит
смелости
, умению отбросить привычный способ действия, применяя, если нужно, прямо противоположный.
Пары неполного дополнения:
«Дон Кихот» - «Габен»
«Дюма» - «Гексли»
«Гюго»
-
«Горький»
«Робеспьер» - «Гамлет»
«Жуков»
-
«Бальзак»
«Есенин»
-
«Наполеон»
«Джек Лондон»
-
«Достоевский»
«Драйзер»
-
«Штирлиц»
Интертипные отношения с квадрой «младших родственников»
В квадре
«младших родственников»
расположены такие отношения рассматриваемого типа ИМ, как
миражные
(м)
, деловые
(дел)
, социального приемника
(пр),
подконтрольного
(пк).
Особенности этих отношений мы увидим на примере взаимодействия типа ИМ «Дон Кихот» с представителями квадры «бета»: «Жуков» (1), «Есенин» (2), «Гамлет» (3), «Горький» (4) (рис. 19).
Рис. 19. Отношения с квадрой «младших родственников»
Структура «деловых» отношений
Такие отношения тип ИМ «Дон Кихот» имеет с типом ИМ «Жуков». Рассмотрим их структуру согласно МКС (рис. 20).
Рис. 20. Деловые отношения
Как видно из рис. 20, оба типа ИМ характеризуются одинаковыми элементами, расположенными в блоке «производства вовне»: самооценка у обоих определяется качеством отношений к ним, а творчество осуществляется на языке субъектной логики.
Блок потребления рассматриваемых типов в известном смысле имеет противоположную ориентацию. «Жуков» хочет действовать в рамках собственных субъективных идеалов. А «Дон Кихот» желает сенсорного комфорта в целостной и гармоничной ситуации.
Что означают эти отношения на практике? Люди с такими типами ИМ, связанные деловыми отношениями, желая разного, предлагают продукцию одного и того же вида: они обеспокоены одним и тем же и производят одно и то же. Следовательно, оказавшись в одной и той же ситуации,
эти типы ИМ непременно начнут конкурировать друг с другом.
Объединиться автоматически они не могут, так как преследуют разные цели в сфере потребления.
Чтобы делать что-либо вместе, этим типам нужно заранее
договориться о разделе сфер влияния.
Тогда их отношения действительно могут приобрести деловой характер, поскольку отсутствие конкуренции в блоке «потребление извне» позволяет избежать эмоциональных конфликтов.
|