-
форма восприятия/оценки окружающей среды/мира;
внутренняя установка
-
форма восприятия/оценки себя;
активная установка
-
форма производства вовне;
пассивная установка
-
форма потребления извне.
Пересечение двух осей, отражающих две группы универсальных
дихотомических
критериев, образует основу структуры типа ИМ и делит его на четыре функциональных квадранта, в соционике их принято называть функциями (рис. 7). Более адекватное определение -
аспекты структуры типа ИМ.
(Мы оставляем общепринятое название для облегчения восприятия материала читателями.)
Рис.
7.
Аспекты структуры типа ИМ
Примечание.
Нумерация функций, принятая в соционике.
Общая характеристика функций выглядит следующим образом (номера функций сохранены в общепринятом соционическом изложении).
1-я функция (аспект организации) -
потребляю извне для восприятия себя, что означает оценку ситуации с точки зрения внутренней, пассивной установки.
Соответственно, если такое потребление отсутствует или осуществляется не в той форме, у человека нарушается восприятие себя. Иными словами, из внешнего мира не поступает информация, позволяющая себя идентифицировать, и как следствие - человек бессознательно начинает сомневаться в реальности своего существования, своей значимости, его поведение становится агрессивным, подчиненным задаче самоутверждения.
И обратное - поступление нужной информации укрепляет в человеке уверенность в собственных силах, в реальности своего существования, уровень агрессивности снижается, на первый план выходит задача самореализации. А поскольку человек всегда нуждается в подтверждении собственной реальности, эта функция является наиболее развитой и осознаваемой. Но в то же время 1-я функция наиболее консервативна. Составляя фундамент, конструктивную основу типа ИМ, она и не может быть иной: нельзя быть уверенным в чем-то непрочном и непостоянном. А. Аугустинавичюте назвала ее репродуктивной функцией (воспроизводство себя).
4-я функция
(аспект связи) -
потребляю извне для восприятия мира, что означает восприятие внешней ситуации с точки зрения бессознательной оценки ее как хорошей или плохой, приятной или неприятной, т.е. с точки зрения внешней, пассивной установки.
Содержание этой функции характеризует требования человека к такому месту в мире, которое человек субъективно считает для себя хорошим. Если соответствующий по содержанию сигнал не поступает, человек начинает испытывать бессознательную тревогу, поскольку не знает: оставаться или уходить. Это место суггестии, это место, где человек наиболее внушаем, причем на бессознательном уровне. Именно неосознанность содержания, а также пассивный характер 4-й функции позволяет ей служить каналом для суггестии, отражая зависимость человека от внешних обстоятельств.
3-я функция
(аспект координации)
-
произвожу вовне для восприятия себя, что означает оценку ситуации с точки зрения внутренней, активной установки.
Следовательно, независимо от конкретного содержания это есть
требование к внешнему окружению подтвердить положительную самооценку человека.
Вопрос «хорош ли
я?» и составляет квинтэссенцию активности 3-й функции. При поступлении позитивного сигнала - самооценка повышается или, как минимум, сохраняется на достигнутом уровне. И обратное - негативная информация, попав на третью функцию, занижает самооценку, человек сам себя воспринимает «плохим». Разумеется, такой ситуации человек всячески стремится избегать, что и делает его наиболее уязвимым в этом аспекте типа ИМ. Содержание аспекта координации задает качественную определенность целого. В данном случае содержание 3-й функции задает качественную определенность типа ИМ В целях защиты 3-й функции человек всю жизнь занят сбором информации, укрепляющей его положительную самооценку. В то же время содержание этой функции мало осознаваемо. Самооценка изменяется но человек не связывает с ней свои подсознательно возникающие желания:
сократить дистанцию
по отношению к конкретному человеку или к конкретной ситуации при повышении самооценки или, наоборот,
увеличить ее
вслед за понижением самооценки. Только отстраненный наблюдатель может видеть эту связь.
2-я функция (
аспект функционирования) -
произвожу вовне для восприятия мира, что означает оценку ситуации с точки зрения внешней, активной установки.
Это продуктивная функция, причем производимая ею информационно-поведенческая продукция должна быть востребована извне. В противном случае нарушается мотивационная структура активности.
Если миру не нужна моя продукция, то вся моя активность обесценивается.
Таким образом, содержание данной функции определяет основную направленность усилий по самореализации, а плюс- и минус-подкрепления на нее регулируют уровень активности данного человека. Блокирование этой функции приводит к угасанию уровня активности и депрессивным настроениям:
«Я никому не нужен».
Такие настроения, в свою очередь, негативно влияют на самооценку. Итак, если содержание
3-й функции
в общем виде выражается формулой «я хороший или плохой», то содержание
2-й функции
-«я нужен или не нужен», что можно обозначить как
функциональную самооценку.
Наиболее характерные особенности 2-й Функции творческий подход, высокая степень осознанности и широкая дифференциация видов производимой «продукции».
Рассмотрим теперь парную специализацию функции: блок функция 1 + функция 4-потребление извне - оценка внешней ситуации; блок функция 2 + функция 3-производство вовне - самооценка; блок функция 1 + функция 3-восприятие себя - образ себя; блок функция 2 + функция 4-восприятие мира - образ мира.
Раз, два, три, четыре - и мы в ЦЕЛОМ мире!
Распределение элементов типа ИМ, определяющих содержание конкретных аспектов (функций)
Содержание каждой из функций определяет один из
элементов типа ИМ.
Их расположение не случайно. Как уже отмечалось, элементы типа ИМ распределяются по функциям с учетом ограничений, накладываемых двумя уточняющими группами дихотомических критериев.
Первым уточняющим критерием является содержание
оценки «потребления извне» и «производства вовне»:
через иррациональные или через рациональные функции психологического типа. В связи с этим компенсаторным парам функций психологического типа соответствуют компенсаторные пары элементов типа ИМ.
Соответствие функций элементам типа ИМ по теории К. Юнга
ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ
ФУНКЦИИ по Юнгу
ЭЛЕМЕНТЫ типа ИМ
интуиция
«интуиция» (в тексте
интуиция
)
ощущение
«сенсорика» (в тексте
сенсорика
)
РАЦИОНАЛЬНЫЕ
ФУНКЦИИ по Юнгу
ЭЛЕМЕНТЫ типа ИМ
мышление
«логика» (в тексте
логика
)
чувство
«этика» (в тексте
этика
)
Рациональные и иррациональные элементы
внутри пар не взаимодействуют
(во избежание конкуренции), что накладывает дополнительное ограничение на размещение элементов по функциям типа ИМ.
В самом деле, в здоровой человеческой психике с необходимостью реализуется принцип компенсации, обеспечивающей целостный характер восприятия как объективной, так и субъективной реальности. В соответствии с этим в
блоке функций 1+3,
отвечающем за восприятие себя, одна функция носит пассивный характер, а вторая -активный.
В
блоке функций 2+4,
отвечающем за восприятие мира, такое же соотношение. В
блоке функций 1+4,
отвечающем за анализ ситуации с точки зрения пассивной установки, т.е. за потребление извне, одна функция ориентирована на восприятие себя, а другая - на восприятие мира. И то же можно сказать о
блоке функций 3+2,
отвечающем за анализ активной установки, т.е. за производство вовне.
Тот же принцип компенсации действует в отношении размещения элементов по функциям типа ИМ. Это размещение должно удовлетворять двум требованиям:
- во-первых, блоки
«восприятия себя»
и
«восприятия мира»
должны быть сбалансированными, т.е.
включать по одному рациональному элементу и по одному иррациональному;
- во-вторых, должна сохраняться целостность информационной и мотивационной систем (см. рис. 1), т.е.
один элемент должен быть ориентирован на высоковероятные события и доминирующие потребности, а другой, соответственно, на маловероятные события и субдоминантные потребности.
Очевидно, что заданным условиям отвечают только следующие восемь комбинаций элементов:
Комбинации элементов
1
ф. 2 -
интуиция
ф. 4 -
логика
ф. 3 -
сенсорика
ф. 1 -
этика
2
ф. 2 -
интуиция
ф. 4 –
этика
ф. 3 –
сенсорика
ф. 1 –
логика
3
ф. 2 –
сенсорика
ф. 4 –
логика
ф. 3 –
интуиция
ф. 1 –
этика
4
ф. 2 –
сенсорика
ф. 4 –
этика
ф. 3 –
интуиция
ф. 1 –
логика
5
ф. 2 –
логика
ф. 4 –
интуиция
ф. 3 –
этика
ф. 1 –
сенсорика
6
ф. 2 –
логика
ф. 4 –
сенсорика
ф. 3 –
этика
ф. 1 –
интуиция
7
ф. 2 –
этика
ф. 4 –
интуиция
ф. 3 –
логика
ф. 1 –
сенсорика
8
ф. 2 –
этика
ф. 4 –
сенсорика
ф. 3 -
логика
ф. 1 –
интуиция
В результате, как и постулировалось ранее, если в
блоке потребления оказываются расположенными рациональные функции,
то в
блоке производства находятся иррациональные,
и наоборот. Соответственно, в первом случае (комбинации 1-4) потребление в структуре типа ИМ осуществляется через мотивационную систему, а производство - через информационную систему. И наоборот, во втором случае (комбинации 5-8) потребление осуществляется через информационную систему, а производство - через мотивационную систему.
Второй группой уточняющих критериев является восприятие себя и мира: абстрактное или конкретное, соответственно. Согласно теории Юнга,
абстрагирование
есть интровертирующее движение либидо. Следовательно,
абстрактное восприятие себя есть восприятие себя как субъекта (ф1 + фЗ). Оно компенсируется конкретным восприятием мира как объекта (ф2 + ф4).
Такой принцип восприятия применительно к типу ИМ соответствует категории
интротимности.
Абстрактное восприятие мира как субъекта компенсируется конкретным восприятием себя как объекта,
что соответствует категории
эктратимности.
Смешение принципов восприятия в отношении одной установки невозможно без ущерба для психики.
Таким образом,
каждая из восьми найденных выше комбинаций может носить и экстратимный, и интротимный характер, т.е. выступать в двух вариантах. А всего комбинаций в таком случае оказывается именно 16.
Тютелька в тютельку!
Система графического изображения типа ИМ. Рациональные и образные названия типов ИМ
Для графического изображения элементов типа ИМ мы сохраним символы, ранее известные читателю из соционической литературы, а именно: - объектная логика - субъектная логика - объектная этика - субъектная этика - объектная интуиция - субъектная интуиция - объектная сенсорика - субъектная сенсорика
Определение «объектная»
-
связанная с восприятием внешнего мира.
Определение «субъектная» - связанная с восприятием внутреннего мира.
Графическое обозначение конкретных типов ИМ строится по следующему принципу: для
экстратимов: 1 функция - аспект организации -
объектный элемент; 2 функция - аспект функционирования – субъектный элемент; 3 функция - аспект координации -
объектный элемент; 4 функция - аспект связи - субъектный элемент.
1+3
Экстратим
свою внутреннюю установку выстраивает по законам внешнего мира, воспринимая себя как
конкретный объект.
Внешняя установка абстрактна, объективный мир воспринимается через призму внутреннего, субъективного мира.
2+4
Экстратим
внутренний мир воспринимает
как внешний по отношению к себе,
а внешний мир субъективизируется. Внутренний мир оценивается по содержанию внешней ситуации, а внешний -по содержанию внутренней ситуации. Для интротимов: 1 функция - аспект организации - субъектный элемент; 2 функция - аспект функционирования -
объектный элемент; 3 функция - аспект координации - субъектный элемент; 4 функция - аспект связи -
объектный элемент. У интротимов внешний и внутренний мир разведены: 1+3 - Я - субъектен и абстрактен; 2+4 - Мир - объектен и конкретен.
С учетом конструкции типа ИМ, рассмотренной выше, и введенных обозначений, перейдем непосредственно к соционической типологии.
Рассмотрим для примера комбинацию элементов, обозначенную в приведенной выше таблице под номером 3. Что это означает?
Как уже отмечалось, эта комбинация может соответствовать двум типам ИМ с учетом экстратимности и интротимности, а именно: 1) функция 1 - объектная этика -
функция 2 - субъектная сенсорика -
функция 3 - объектная интуиция -
функция 4 - субъектная логика - 2) функция 1 - субъектная этика -
функция 2 - объектная сенсорика -
функция 3 - субъектная интуиция -
функция 4 - объектная логика -
Отобразим эти типы ИМ по методу качественных структур:
Назовем эти типы ИМ, как это принято в соционике, по названию первой и второй функций с учетом экстра/интротимности. Получим: 1) - этико-сенсорный экстратим; 2) - этико-сенсорный интротим.
Аналогично получаем все шестнадцать типов ИМ. Их перечень приведен ниже: 1) - интуитивно-логический экстратим («Дон Кихот»); 2) - сенсорно-этический интротим («Дюма»); 3) - этико-сенсорный экстратим («Гюго»); 4) - логико-интуитивный интротим («Робеспьер»); 5) - этико-интуитивный экстратим («Гамлет»); 6) - логико-сенсорный интротим («Горький»); 7) - сенсорно-логический экстратим («Жуков»); 8) - интуитивно-этический интротим («Есенин»); 9) - логико-интуитивный экстратим («Джек Лондон»); 10) - этико-сенсорный интротим («Драйзер»); 11) - сенсорно-этический экстратим («Наполеон»); 12) - интуитивно-логический интротим («Бальзак»); 13) - логико-сенсорный экстратим («Штирлиц»); 14) - этико-интуитивный интротим («Достоевский»); 15) - интуитивно-этический экстратим («Гексли»); 16) - сенсорно-логический интротим («Габен»).
Вы, конечно, обратили внимание на имена знаменитостей, проставленные в скобках против каждого типа ИМ. Они введены для удобства запоминания и речевого общения, с ориентиром на конкретное историческое лицо, которое с большой долей вероятности обладало соответствующим типом ИМ.
Итак, среди шестнадцати типов ИМ восемь - экстратимы, и восемь - интротимы.
В каждом типе наиболее развитой и дифференцированной является 1-я функция. Вторичной по развитости, но наиболее активной является 2-я функция. Обе эти функции человеком так или иначе осознаваемы.
Продукция 3-й функции направлена исключительно на повышение самооценки. Она мало осознаваема и в отношении этой функции у человека действует установка, что говорить на темы, затрагивающие 3-ю функцию, как-то неприлично.
Что касается 4-й функции, то она, без специальных на то усилий, практически не осознаваема, что и позволяет ей быть суггестивной.
Совокупность всех шестнадцати типов ИМ в соционике объединены категорией «социон». Социон часто называют элементарной единицей социума. Можно вполне солидаризироваться с таким образным выражением и даже несколько расширить его. Пусть один тип ИМ есть «элементарная частица» (типа электрона). Тогда социон есть «молекула» социума. Остается вопрос: что же в этом случае считать «атомом»? Ответ на него станет очевидным из дальнейшего изложения.
Социон делится на четыре квадры - по четыре типа ИМ в каждой:
типы ИМ с 1-го по 4-й составляют квадру «альфа»;
типы ИМ с 5-го по 8-й составляют квадру «бета»;
типы ИМ с 9-го по 12-й составляют квадру «гамма»;
|