Калинаускас Игорь "Игры, в которые играет "Мы": Основы психологии поведения: теория и типология"

  • - Хочу хотеть! - Хоти, хотеть не воспрещается!

Ты так думаешь...

Мы уже говорили о том, что

базовым инструментом личности является сознание.

Но что такое сознание? Количество определений, данных категории «сознания», практически равно числу ученых, интересовавшихся ею. Проблематика сознания является одной из сложнейших как в философском, так и в психологическом аспектах. Однако изучение всей проблематики сознания не является целью настоящего издания, и мы затронем ее лишь настолько, насколько это необходимо при рассмотрении системы социального ориентирования человека. Для этого мы применим специфический, инструментальный подход.

В самом общем виде, под инструментальным сознанием мы будем понимать психический комплекс, опосредующий взаимодействие человека с окружающей средой и находящийся между раздражением (сигналом, информацией) и соответствующей этому раздражению (сигналу, информации) реакцией.

Структура инструментального сознания может быть отображена следующим образом (рис. 5).

Рис.

5.

Инструментальное сознание согласно МКС

Как видим, качественную определенность деятельности сознания придает содержание актуальной потребности, которая является для данного целого точкой координатора. И можно сказать, что инструментальное сознание занято

обслуживанием потребностей

человека.

  • Официант! Обслужите

VIP

-клиента!

Потребности и их обслуживание

Потребности человека подразделяются на три большие группы в соответствии с его принадлежностью одновременно к трем природам: биологической, социальной и идеальной (духовной).

В группе биологических потребностей лидирует потребность в продолжении рода. К этой же группе относятся такие потребности, как самосохранение, питание, поддержание приемлемых физических параметров среды обитания и т.д. Они удовлетворяются материальными, в том числе и биологическими объектами, являясь насыщаемыми как теоретически, так и практически. Эта группа потребностей доминирует в процессе взросления и становления человека, т.е. в возрасте от 12-ти примерно до 24-х лет. Впоследствии актуальность биологических потребностей заметно угасает, уступая место группе социальных потребностей.

В группе социальных потребностей лидируют потребности в эмоциональном контакте, социальном статусе, круге признания, круге понимания и т.д. Они удовлетворяются социальными объектами и также являются насыщаемыми, по крайней мере, теоретически. Диапазон возрастного доминирования этой группы потребностей в основном находится в промежутке 24-42 года.

После 42-х лет (иногда - раньше, иногда - позднее) доминирующую роль начинают играть идеальные потребности. К этой группе относятся потребности в новой информации, в новых впечатлениях, эстетическая и моральная потребности, потребность в самопознании, система верований и т.д. Эти потребности удовлетворяются идеальными объектами и являются ненасыщаемыми даже теоретически.

Кроме того, есть еще и специфические пограничные потребности: на стыке биологической потребности в продолжении рода и социальной потребности в эмоциональном контакте формируется потребность в любви; а на стыке социальной потребности в социальном статусе и идеальной потребности в новой информации формируется такая известная потребность, как власть. Обе эти пограничные потребности практически не насыщаемы и служат, в том числе возможности сублимации идеальных потребностей в более привычных формах - половые связи и властные взаимодействия.

  • Седина в бороду - бес в ребро!

Набор потребностей у человека не является раз и навсегда фиксированным. По мере обретения опыта удовлетворения потребностей, они имеют тенденцию развиваться. «Чем шире и разнообразней деятельность по удовлетворению потребностей, тем шире и разнообразнее сами потребности» (Леонтьев А. Н.). Кроме того, одна и та же потребность может одновременно относиться ко всем трем группам потребностей. Например, пища может выступать одновременно как средство питания, как символ социального статуса, как объект теоретического исследования и т.д.

Но в целом набор потребностей у людей примерно одинаков. Только их иерархия по степени субъективного предпочтения несколько отличается. Поэтому договориться с другими людьми на языке потребностей, может быть, и возможно, но психологически крайне неудобно: всем нужно одно и то же. А поскольку удовлетворение всех потребностей в человеческом сообществе социализировано, процесс их удовлетворения ограничивается конвенциональными нормами, допустимыми с точки зрения «общественной морали». Так, потребность в продолжение рода маскируется желанием вступить в брак, стремление к власти - заботой о благе народа, повышение социального статуса через брак по расчету - внезапно вспыхнувшими чувствами, желание обладать - стремлением познать и т.д., и т.п. Искреннее поведение очень часто может повлечь за собой отрицательные санкции: либо со стороны внутренней (идеальное представление о себе), либо со стороны внешней (реакция окружения), что зависит от жесткости социальной регламентации в данной общности людей.

В указанном процессе инструментальное сознание опирается прежде всего на

память,

где хранятся способы удовлетворения данной потребности в прошлом: так сказать, готовые рецепты, проекты

и

несбывшиеся мечты. В этом смысле

память человека составляет уровень организации его инструментального сознания - его фундамент и опору.

Память о предыдущих способах удовлетворения потребности позволяет человеку перейти к анализу, какая из прошлых ситуаций наиболее подходит к настоящему моменту. Если же следов прошлых удовлетворений потребности обнаружить в памяти не удается, человек вынужден создавать соответствующий план действий заново. Но и в том, и в другом случае продукция инструментального сознания становится явленной человеку в форме задачи, которую необходимо решить. Поэтому

уровнем функционирования

инструментального сознания является

рассудочная деятельность,

т.е. процесс мышления, понимаемого в данном случае как процесс решения умственных задач.

  • А задачки-то с подковырочкой, не решишь - без обеда останешься!

Уровнем связи

инструментального сознания является

переработка информации.

В самом деле, для нехаотичной деятельности сознания в нем должно сформироваться некоторое организованное представление об актуальном внешнем мире. Этому служит поток разнообразных сигналов, поступающих в сознание от всех психологических функций человека. Данные сигналы и формируют тот информационный комплекс, который воспринимается инструментальным сознанием как внешний (по отношению к нему) раздражитель, предопределяющий направленность его последующей реакции. На основе полученной информации формируется

психологическая установка личности,

которая отражается в сознании соответственно содержанию актуальной потребности. Тот факт, что психологическая установка личности, равно как и актуальная потребность, могут человеком вообще никогда не осознаваться, не отменяет самого процесса ее (установки) формирования.

  • Будь готов - всегда готов!

Потребности, как правило, не даны осознаванию непосредственно. Они представлены через набор мотивов, т.е. «хочу это». В том случае, когда истинное «хочу» снижает самооценку, происходит наиболее типичный обман себя, формируется так называемый

защитный мотив, в котором истинная цель маскируется другой, более приемлемой для себя или окружающих.

  • Не о себе забочусь - о людях!!!

Потребности всегда удовлетворяются через социальную среду. И для удовлетворения потребностей в социальной среде необходимо найти соответствующие объекты или социально адаптированные формы отношений. Эти объекты и формы отношений составляют для человека

субъективные ценности

и реально представительствуют от имени его потребностей.

Ценности и потребности

У каждого человека имеется

структура ценностей,

причем достаточно индивидуального характера как в части самого набора ценностей, так и в части их иерархического взаиморасположения.

Будучи частью содержания сознания, структура ценностей накладывает отпечаток на личность человека, а значит, и поведение. И наоборот, сознательное формирование и развитие личности невозможно без работы по изменению структуры и иерархии ценностей.

С одной стороны, структура ценностей формируется под воздействием социального окружения. С другой - сами ценности, а особенно их иерархия, являются результатом субъективного предпочтения. Таким образом, сознание человека содержит будто бы две ценностные структуры. Одну из них (одобряемую ближним социумом) он готов афишировать и старается подтвердить всем своим поведением. Другую (внутреннюю) - он, как правило, скрывает от всех, часто и от самого себя. Разрыв между этими ценностными структурами заполняется сознательной или бессознательной ложью, что выступает источником сильного, внутреннего психологического напряжения. Стало быть, знание реальной структуры ценностей личности выступает не только фактором, определяющим эффективность рассудочной деятельности, но и залогом собственного психического здоровья*.

(* О способах изучения и работы со структурой ценностей можно прочитать в кн.: Калинаускас И.Н. Наедине с миром. - СПб.: Фонд «Лики культур», 2000.)

  • Не лги, братец, козленочком станешь!

Синтез потребности и ценности рождает

мотив.

На бытовом уровне понятие «мотив» можно определить как наше

«хочу».

Человек всегда поступает в соответствии со своим желанием, даже если оно остается неосознанным. Необходимо различать истинный мотив, который может быть вытеснен в подсознание механизмами внутреннего самоконтроля, и мотив, декларируемый вовне, так называемый компенсаторный мотив, который для декларирующей его личности обладает статусом субъективной истинности. Это не ложь - это защита целостности внутреннего мира. Сам человек при этом уверен в своей искренности. Различить истинный и компенсаторный мотивы может только квалифицированный наблюдатель. Мотив поведения оформляется с учетом сложившейся психологической установки, ибо она обращает процесс мышления к анализу предпочтительности той или иной ценности. В этой связи можно сказать, что поведению всегда предшествует конкуренция мотивов, отражающая конкуренцию ценностей и потребностей.

  • Желания-то у меня есть! А вот куда мысли девать!

Исход конкурентной борьбы мотивов во многом зависит и от того, осознает ли человек реально стоящую перед ним

проблему

, которую, собственно, он и должен разрешить посредством своего поведения в социуме. Если реальная проблематика человеком не осознается, сформировавшийся мотив вполне может оказаться ложным и предопределит такую модель поведения, которая никак не будет способствовать удовлетворению актуальной потребности.

Круг замкнулся

Мы рассмотрели все

основные блоки системы социального

ориентирования

и теперь можем приступить к ее, условно говоря, сборке.

Итак, совокупность социальных отношений человека формирует

личность.

Ядром личности выступает

Я-концепция

как базовый образ человека, как его «таковость». Уровнем связи личности является

установочное поведение.

Его можно себе представить как некоторый набор стандартных моделей поведения, не разрушающих

таковость и способствующих, если не повышению, то хотя бы сохранению

самооценки.

Это важно, поскольку

самооценка есть содержание точки координатора всей Я-концепции.

С другой стороны, человек начинает действовать только тогда, когда у него актуализировалась какая-то

потребность.

Более того, эта потребность должна быть так или иначе идентифицирована. В противном случае человек ощущает смутное беспокойство, но к действиям не приступает.

  • Не знаю чего хочется

-

то ли севрюжины с хреном, то ли революции!

Поэтому поведение человека даже в стандартных социальных ситуациях требует оформленного мотива - «я хочу это», что обеспечивает

целенаправленное поведение.

Психика приводится в готовность действовать в соответствии с образовавшейся, неосознанной

психологической установкой.

Память активно перебирает поступки, имевшие отношение к аналогичным установкам с учетом привычного

букета социальных ролей.

Рассудок осуществляет выбор подходящего поступка, не забывая о стандартных требованиях социально-психологического мира. Анализировать

мотивы поведения

некому, в связи с чем реальным «базовым» мотивом остается повышение самооценки. Положительная самооценка остается единственной «осязаемой» и всегда актуальной ценностью. Для поведения используется одна из стандартных моделей. Круг замкнулся! Поскольку реальная потребность неопознана, постольку косвенным отражением эффективности поведения по-прежнему остается самооценка. Ее повышение вызывает чувство удовлетворения, понижение -ярость или обиду. Говорят: «Повезло» или «Не повезло»... И все повторяется вновь и вновь - в автоматическом режиме.

  • К бою тов-сь! Шашки наголо!

Можно ли разорвать этот «порочный» круг автоматизмов и нужно ли, вообще, это делать!?

Действительно, как мы уже убедились, в процессе взросления, воспитания и обучения в психике и сознании человека формируются устойчивые функциональные структуры. Человек автоматически отслеживает образ себя, автоматически ориентируется в направлении актуальных потребностей, автоматически действует и автоматически получает обратную связь о результативности своих действий по процессам в области самооценки. Таким образом, если сознательно (или бессознательно) отождествить человека с его личностью, то окажется, что психологические и интеллектуальные механизмы полностью обеспечивают автоматическое функционирование данной социальной единицы на базе данного природой биологического носителя.

С такой точки зрения становится понятным, почему часто слово «человек» подменяется словами «человеческий фактор» или «винтик социального механизма». Эта подмена, как мы видим, имеет весьма веские социально-психологические основания. Если человека устраивает такая позиция, то делать ничего не надо. Все произойдет автоматически, в формах, присущих данному социуму с учетом природной предрасположенности. Но если не ограничивать свою жизнь ролью «социального винтика», а попробовать занять в жизни более активную, осознанную и творческую позицию, то мы приходим к необходимости сделать свои автоматизмы управляемыми. Причем «пульт управления» нужно взять в собственные руки, не доверяя его случайным воздействиям извне.

  • Беру управление на себя!

Как это сделать? Прежде всего нужно осознать, что управлять своим поведением очень сложная задача, требующая больших усилий души, разума и долгого времени. Для реализации такого намерения необходимо сформировать у себя достаточно сильную и устойчивую мотивацию. Мотивация наших действий по взятию управления поведением в свои руки должна быть достаточно убедительна прежде всего для самого человека и рассчитана на длительную перспективу. Психика человека - конструкция сложная и тонкая. И мгновенное переключение сложившихся автоматизмов на «ручной» режим управления невозможно.

  • Ка-а-а-та-строф-ф-фа!

Все дальнейшие действия связаны с использованием познавательных возможностей для самоизучения: чтобы управлять любым механизмом, нужно изучить инструкцию по эксплуатации. Особо пытливые умы могут пожелать изучить и само устройство. Это возможно, конечно, но требует очень продолжительного времени. Поэтому стоит взвесить, насколько вы этого хотите.

Как мы уже предлагали выше, нужно последовательно изучить все компоненты системы социального ориентирования: Я-концепцию, социально-психологический мир, букет социальных ролей, структуру ценностей и т.д. Но начинать следует с того «золотого ключика», который размыкает цепь механических зависимостей.

  • Еще пара тысяч ведер, и золотой ключик наш!

Что же это за «ключик»? Уровни связи инструментального сознания и установочного поведения так или иначе связаны с системой сбора, обработки и оценки информации. Как эта система представлена в человеке?

Для инструментального сознания информационную основу составляют сигналы, поступающие от основных психологических функций:

ощущения, интуиции, чувства и мышления.

Совокупность этих функций образует психический тип человека, а их работа формирует психологическую установку личности.

Проблематика психотипов подробным образом рассмотрена в трудах К. Г. Юнга. Но если вы вдруг не читали Юнга и не чувствуете в себе подобного желания, то с кратким изложением результатов его исследований в этой области вы сможете ознакомиться ниже.

Система обработки информации для формирования установочного поведения достаточно специфична. Ее цель - оценить возможность осуществления выбранной модели поведения через реальные поступки. Эта работа выполняется четырьмя структурами головного мозга, деятельность которых определенным образом синхронизирована и ориентирована на отбор ситуаций, способствующих удовлетворению доминирующих и субдоминантных потребностей.

Совокупность функционирования этих мозговых структур относится к оперативной части мышления человека и составляет тип его информационного метаболизма.

Психологический тип человека

и

тип его информационного метаболизма

суть основные автоматы психики и сознания, знание которых открывает доступ к «панели управления» системой социального ориентирования.

  • Я за пультиком сижу,

Я на кнопочки гляжу. И в глазах моих рябит, И то, на чем сижу, болит.

Часть 1. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ПОВЕДЕНИЯ

К.Г. Юнг: Психологические типы

В ряду выдающихся имен теоретиков и практиков психоанализа

XIX

-

XX

столетия особое место по праву отдается Карлу Густаву Юнгу.

Он принадлежит к тому числу выдающихся ученых, труды которых невозможно вместить в рамки какой-либо одной отрасли или конкретной науки. Его исследованиям свойственны и широта кругозора и глубина осмысления проблемы, со страниц его произведений к нам обращается не только опытный врач-психотерапевт, не только теоретик психоанализа, но и тонкий знаток человеческой истории и культуры, масштабный мыслитель и философ.

Его собственная тема - создание психотипологии, - оказалась настолько обширнее тематики 3. Фрейда и А. Адлера, что, попутно завершив диалектический синтез идей своих «старших» коллег, К. Юнг идет значительно дальше: к пересмотру фрейдистской теории либидо и учения о бессознательном; к исследованию значения воли во взаимосвязи с принципом борьбы противоположностей, протекающей в человеческой психике; к созданию теории символа и его трансцендентной функции; наконец, к созданию теории психологических типов и их подробному описанию.

В 1921 г. в Цюрихе увидело свет первое издание его фундаментального труда «Психологические типы». Впоследствии в автобиографической книге «Воспоминания. Сновидения. Размышления» К. Юнг напишет: «Эта работа возникла первоначально из моей потребности определить те пути, по которым мои взгляды отличались от взглядов Фрейда и Адлера. Пытаясь ответить на этот вопрос, я натолкнулся на проблему типов, поскольку именно психологический тип с самого начала

определяет и ограничивает личностное суждение.

Поэтому моя книга стала попыткой заняться взаимоотношениями индивида с внешней средой, другими людьми и вещами».

Экстраверсия и интроверсия

К. Юнг, на основании своих практических наблюдений и теоретических обобщений, приходит к выводу, что психические явления обладают своим собственным бытием, которое хотя и связано с физиологией человека, но не может быть сведено к нему или полностью опосредовано им. Этот постулат в конечном счете и дал возможность создания

типологии психического,

освобожденного от многочисленных, несущественных в данном контексте физиологических признаков.

Далее Юнг выделяет две основополагающие, противоположные по сути, установки человеческой психики в зависимости от отношения к объекту. Он назвал их

экстравертирующей

и

интровертирующей

установками. В соответствии с этим и психотипы К. Юнг называет

экстравертными

и

интровертными.

Для

интровертного типа

характерно отсутствие интереса к объекту как таковому. Он абстрагируется от него. В тех случаях, когда не обратить внимание на объект невозможно, внимание это остается поверхностным и кратковременным. Внимание

интровертного типа

привычно обращено к его собственным психическим процессам, к субъективным переживаниям. Тот факт, что эти субъективные переживания могут быть инициированы именно внешним воздействием, исходящим от объекта, ничего принципиально не изменяет. В любом случае его больше заботят переживания

по поводу

объекта, чем сам объект.

Экстравертный тип

проявляет себя прямо противоположным способом. Он мало интересуется собственными субъективными переживаниями, будучи всегда поглощен наблюдением объектов. И чем больше объектов вокруг - тем лучше, поскольку один объект никогда не имеет для него достаточной ценности. Для

экстравертного типа

важнее установить не столько факт наличия разрозненных объектов, сколько проследить их взаимосвязи и зависимости. Более того, объекты внешнего мира и их взаимодействия служат базовым ориентиром для внутренних, психических процессов человека с экстравертным типом общей установки.

К. Юнг доказал, что деление людей на

экстравертный

и

интровертный

типы носит универсальный характер. Оно никак не связано с каким-либо сознательным выбором и потому не зависит ни от сословных и общеобразовательных, ни от национальных и половых различий.

Указанные различия носят глубинный характер и с психологической точки зрения являются способом выстраивания отношений приспособления, всегда возникающими между объектом и субъектом. Иными словами,

типическая установка по отношению к объекту суть отражение процесса приспособления, адаптации.

Природа предлагает, как известно, два способа адаптации и, соответственно, два пути воспроизводства живых организмов. Один состоит в повышенной плодовитости при относительно малой обороноспособности и недолговечности отдельной особи; другой - в вооружении отдельной особи разнообразными средствами самосохранения при низкой плодовитости. Аналогично

особенность экстраверта состоит в способности «постоянно растрачиваться и внедряться во все», а особенность интроверта - в способности обороняться от внешних воздействий и воздерживаться от всяких затрат энергии, направленных на объект,

при этом создавая себе иллюзию более привилегированного положения. Ни один из путей не лучше другого. Как в природе, так и в человеческом обществе оба пути ведут к успеху, но, разумеется, каждый по-своему.

Причем указанные типические установки являются врожденными, а не приобретенными впоследствии. На это, в частности, указывает тот факт, что у одной и той же матери, в условиях, когда ни место ее жительства, ни ее социальное положение не меняются, два ребенка могут иметь противоположные установки: один рождается экстравертом, а другой - интровертом.

Было бы, однако, ошибкой считать, что человек с экстравертным типом всегда и во всех ситуациях выступает как экстраверт; и наоборот, человек с интровертным типом - всегда остается верным интроверсии. Поскольку психика человека целостна, постольку оба эти механизма, безусловно, присутствуют. Вместе с тем одна из установок является преобладающей, привычно господствующей по отношению к другой, т.е. становится

типической.

В зависимости же от конкретной ситуации экстравертный тип может порой интровертироваться, а интровертный тип - экстравертироваться.

Основные психологические функции

К. Юнг рассматривал экстраверсию и интроверсию как наиболее универсальное, типическое деление психологических личностей. Но в составе одной и той же группы различия между отдельными ее представителями остаются достаточно очевидными. Поэтому ученый углубил типологию с учетом различных психологических функций и их привычного доминирования. В связи с этим К. Юнг выделил четыре основные психологические функции. «Опираясь на опыт, я назвал их

основными психологическими функциями,

-

а именно такими, которые существенно отличаются от всех прочих, -

мышление, чувство, ощущение и интуицию.

Если одна из этих функций привычно господствует над другими, то формируется соответствующий тип. Поэтому я различаю мыслительный, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы. Каждый из этих типов, кроме того, может быть интровертным или экстравертным, смотря по своему отношению к объекту...» [«Психологические типы», п. 7].

Как же определял К. Юнг каждую из четырех основных психологических функций? Это важно понять, чтобы установить связь, с одной стороны, и провести границу, с другой стороны, между психотипом Юнга и типом информационного метаболизма.

Итак, рассмотрим каждую из психологических функций.

Мышление.

Следуя определению К. Юнга, под мышлением понимается психологическая функция, которая на основе собственных, присущих только ей методов формирует из содержания разрозненных представлений целостные, понятийно увязанные, информационные комплексы.

Мыслительную деятельность

К. Юнг делит на

активную

и

пассивную.

Если активное мышление, по сути, является волевым действием, то пассивное занято лишь простой констатацией фактов. В первом случае содержание представлений посредством волевого акта подвергается человеком исследованию для вынесения своих собственных суждений и, следовательно, соответствует понятию

направленного мышления.

Во втором случае воспринятые представления складываются в понятийные связи, порой совершенно не связанные с осознанными намерениями и целями человека. К. Юнг характеризует этот вид мышления как

интуитивное.

Если в процессе мышления происходит простое «нанизывание» результатов наблюдения, то К. Юнг определяет такую форму мышления, как

формирование представлений,

а если при этом разрозненные представления связываются друг с другом посредством понятий, то имеет место так называемое

ассоциативное мышление.

Способность психики к направленному мышлению К. Юнг называет

интеллектом,

а способность к пассивному (не направленному) мышлению -

интеллектуальной интуицией.

Отметим, что, согласно Юнгу,

мышление следует отнести к

рациональным

функциям,

ибо информационные комплексы формируются в соответствии с более или менее осознанными нормами, которые человек сам для себя считает «разумными». И наоборот,

интуицию он полагает

иррациональной

функцией,

поскольку создаваемые ею информационные комплексы упорядочивают:

- во-первых, содержания представлений, человеком не осознанных;

- во-вторых, по нормам, которые человеку неизвестны и потому не могут восприниматься им как нечто познанное и «разумное».

Особо выделяет К. Юнг такую специфическую форму мышления, как

мышление, управляемое чувством.

Для него характерен отказ от беспристрастного логического анализа и полное подчинение мыслительных процессов чувству, возникшему у человека в связи с каким-либо явлением или событием.

Человек, ориентирующий свою общую психологическую установку по результатам мышления, относится К. Юнгом к мыслительному типу. В зависимости же от того, направлено ли мышление на изучение объектов и их взаимодействий или на отслеживание внутренних психических процессов, различают

экстравертный и интровертный мыслительные типы.

Чувство.

Как психологическая функция

чувство

отражает и делает явленным процесс формирования отношения человека (вернее, той части сознания, которую человек привычно идентифицирует с самим собой*

(*К. Юнг называет эту часть сознания «эго», автор называет ее «Я-концепцией».))

к внешнему или внутреннему раздражителю, представляющему для него субъективную ценность. Это отношение воспринимается, главным образом, как приятие или отвержение, как удовольствие или неудовольствие. Оно возникает также в форме

настроения,

т.е. как может показаться наблюдателю, изолированно от происходящих событий, без всяких «объективных» причин.

Таким образом, чувство возможно отнести к сугубо субъективному процессу, который может быть обусловлен внешними влияниями и, соответственно, оценивать их приемлемость. И с другой стороны, чувство может иметь своим источником общее состояние сознания в данный момент времени (его настроение) и не быть обусловленным сколько-нибудь значимыми фактами внешнего характера. Иными словами, чувство может быть экстравертным и интровертным.

Чувство не всегда проявляется непосредственно через настроение, но также часто являет себя через элементы других функций, особенно ощущения.

К. Юнг выделяет чувство

абстрактное

и

конкретное.

Конкретные чувства устанавливают исключительно субъективную ценность того или иного события. Напротив, абстрактные чувства носят обобщающий и в этом смысле более объективный характер.

Чувство

отнесено Юнгом к

рациональным

психологическим

функциям. Давая характеристику чувства как психологической функции автор типологии подчеркивает его полную противоположность мышлению. Поэтому, по его мнению, любые интеллектуальные попытки описать сущность чувства (включая и его собственные) являются лишь поверхностными. В этой связи К. Юнг замечает, что не только чувство, но и вообще ни одна психологическая функция не может быть вполне выражена через другую.

Чувства могут выступать в

активной

и

пассивной

форме. В активной форме они действенно распределяют ценности от лица субъекта, в пассивной же форме - фиксируют их наличное состояние.

Когда общая установка индивида ориентируется чувствующей функцией, то К. Юнг говорит о

чувствующем типе.

Интуиция.

Согласно К. Юнгу,

интуиция

есть такая психологическая функция, которая обеспечивает человеку бессознательное восприятие информации. Источником такого восприятия могут служить внешние или внутренние раздражители, а также любые их сочетания.

Характерно, что

интуитивная информация проявляется сразу как

некоторый

готовый, целостный образ,

не имеющий явной предыстории, так что невозможно указать, как и из каких составляющих он был синтезирован. Это своего рода инстинктивное восприятие информации любого рода. И в этом аспекте интуиция является, несомненно,

иррациональной функцией.

Интуиция проявляет себя в

объективной

или

субъективной

форме. Субъективная интуиция имеет своим источником внутренние, психологические процессы, происходящие помимо воли самого человека. Источником объективной интуиции служат сигналы, полученные непосредственно от объектов, которые хотя и не осознаются человеком, но все же могут быть им восприняты после преобразования в образную форму. Соответственно, интуиции присущи как

интровертированная,

так и

экстравертированная

установки.

Юнг различает также

конкретные

и

абстрактные

формы интуиции. Конкретная интуиция передает восприятия, имеющие отношение к фактической стороне вещей; абстрактная же интуиция передает восприятия идеальных связей. По сути, конкретная интуиция может быть отнесена к реактивным, иными словами, пассивным процессам психики. Напротив, абстрактная интуиция нуждается в направляющем элементе - воле или намерении, что придает этому процессу активный характер.

Человек, ориентирующий свою общую установку на принципе интуиции, принадлежит, согласно теории К. Юнга, к

интуитивномутипу,

который может быть

интровертным

(т.е. погруженным более во

внутреннее созерцание) или

экстравертным

(т.е. обращенным более вовне - к действию, к выполнению осознанных намерений).

Ощущение.

Ощущением

К. Юнг именовал психологическую функцию, которая делает доступным восприятию человека различные физические раздражения. При этом ощущение может относиться не только к внешнему физическому раздражению, но и к внутреннему, т.е. к изменениям во внутренних органических процессах.

Следует различать

конкретные

и

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться