Калинаускас Игорь "Игры, в которые играет "Мы": Основы психологии поведения: теория и типология"

Товар один - валюта разная.

Если удается договориться, отношения складываются легко, если нет - возникает конфликт, вызванный борьбой за рынки сбыта. Происходит

обучение правилам культурной конкуренции через договорные условия,

в противном случае - борьба за сферы влияния.

  • Не ходи в мой огородик, будем мы с тобой дружить!

Пары «деловых» отношений:

«Дон Кихот»

-

«Жуков»

«Дюма»

-

«Есенин»

«Гюго»

-

«Штирлиц»

«Робеспьер»

-

«Достоевский»

«Гамлет»

-

«Джек Лондон»

«Горький»

-

«Драйзер»

«Наполеон»

-

«Гексли»

«Габен»

-

«Бальзак»

Структура миражных отношений

Такие отношения у «Дон Кихота» и «Есенина». Их структура по МКС представлена на рис. 21.

Рис. 21. Миражные отношения

Творчество «Дон Кихота», связанное с манипулированием субъектной логикой, легко может задеть самооценку «Есенина».

Манипуляции «Есенина» отношением к себе, в свою очередь, легко могут задеть самооценку «Дон Кихота».

1-е и 4-е функции типов ИМ - прямо противоположны.

Таким образом, области совместных интересов, на механическом уровне, у данных типов ИМ нет ни в потреблении, ни тем более в производстве. Кроме того, им тяжело общаться даже на бытовом уровне, поскольку чрезвычайно легко задеть самооценку друг друга. Отсюда сложность взаимных контактов, стремление набрать как можно большую дистанцию по отношению друг к другу. Поэтому эти отношения и названы

миражными:

по сути, это мираж отношений.

Эти типы ИМ стараются «не замечать» друг друга.

Однако при условии развитой рефлексии, отношения с миражным типом ИМ все же возможны. Для этого в общении нужно избегать тем, затрагивающих область самооценки другого. Так, «Дон Кихот» своими теориями и объяснениями не должен касаться определенных тем, если известно, что «Есенин» в них не разбирается. Соответственно, «Есенин», выстраивая интриги по поводу отношений к себе, не должен задевать тематику отношений с «Дон Кихотом».

Миражные отношения могут научить нас деликатности, умению быть осторожными в области самооценки другого. В этом и состоит их социальный смысл.

На уровне рефлексов взаимоотношения с миражным типом ИМ тоже возможны, но при условии, что вступающие в отношения

восхищаются продукцией друг друга.

Тогда вместо взаимных обид они будут взаимно повышать самооценку, на чем и могут основываться их отношения. В противном случае им лучше не встречаться вообще, как это водится у родственников, которые не уважают друг друга.

  • Ты меня уважаешь, я тебя уважаю, мы с тобой -уважаемые люди!

Пары миражных отношений:

«Дон Кихот»

-

«Есенин»

«Дюма»

-

«Жуков»

«Гюго»

-

«Достоевский»

«Робеспьер»

-

«Штирлиц»

«Гамлет»

-

«Драйзер»

«Горький»

-

«Джек Лондон»

«Наполеон»

-

«Габен»

«Бальзак» - «Гексли»

Если «приемника» и «заказчика» поменять местами

Третий представитель квадры «бета» - тип ИМ «Гамлет» - в отношениях с типом ИМ «Дон Кихот» играет роль

«приемника».

Особенности

отношений социального заказа

были рассмотрены в предыдущем разделе. Здесь же меняется только положение типа ИМ «Дон Кихот»: из «приемника» он становится «заказчиком», будто бы получая компенсацию за вынужденную заботу о «Штирлице».

Соответственно, если «Штирлиц» относился к «Дон Кихоту» свысока, то теперь уже «Дон Кихот» свысока относится к «Гамлету», причем без специальных намерений - сугубо рефлекторно.

В этой связи наилучший совет по установлению отношений с «приемником» заключается в следовании народной мудрости: «Никогда не желай другому того, чего не желаешь себе». Иными словами, «заказчику» следует помнить о причинах обид себя на месте «приемника», и стараться выстроить отношения со своим «приемником» на взаимном уважении. «Заказчику» следует контролировать свои поведенческие автоматизмы, не давая прорваться наружу раздражению, обусловленному чаще всего действием механизма типа ИМ, вне прямой связи с действиями «приемника».

  • Не спеши жаловаться, не успевают утешать!

Следует также помнить, что, сформулировав заказ, нужно дать «приемнику» время осознать его, а затем выполнить или передать далее следующему «приемнику».

Передача заказа по цепочке является также составной частью поведенческих рефлексов. В этой связи можно говорить о

кольцах социального заказа.

С одним из них мы уже начали знакомиться. Полностью это кольцо может быть представлено следующим образом (рис. 22).

И таких колец насчитывается четыре. В каждом из них - четыре типа ИМ, каждый из которых представляет одну из четырех квадр. Таким образом, сигнал о несовершенстве мира, порожденный «заказчиком», может пройти обработку во всех квадрах поочередно и результаты обработки могут вернуться к нему же, но уже на другом витке спирали. Это напоминает своеобразный конвейер. Поэтому

кольца социального заказа,

в совокупности с

кольцами социального контроля,

о которых речь пойдет ниже, называют еще и

кольцами социального прогресса.

  • Стол заказов «Властелин Колец!»

Рис. 22. Кольцо социального заказа

Отношения по принципу контроля

Отношения типа ИМ «Дон Кихот» с типом ИМ «Горький» основаны на

принципах контроля.

Об особенностях этих отношений мы также говорили выше, однако в данном случае «Дон Кихот» выступает в роли «контролера», а «Горький» - «подконтрольного».

На уровне автоматизмов деятельность «подконтрольного» часто раздражает «контролера», причем не результатами как таковыми, а его постоянным мельтешением и несамостоятельностью в принятии решений. И нужно помнить, что человек здесь ни при чем: он не виноват, что так устроен, но и вы, с другой стороны, не виноваты, что устроены иначе.

Разумеется, особенности отношений контроля нужно учитывать при подборе подчиненных. «Подконтрольный»-подчиненный - это мучение для руководителя. Он постоянно будет требовать вашей оценки. Даже молчание в этом случае - слабый помощник, ибо у «подконтрольного» сразу зарождается вопрос: «Почему он молчит? Неужели у меня все так плохо?». Выяснением этого вопроса он и будет заниматься, потому что иначе воспринимать себя в этой ситуации не умеет. Единственным выходом является разнесение рабочих мест начальника и подчиненного в пространстве - как можно дальше друг от друга. Но и это слабо помогает, поскольку всегда есть телефон, факс, электронная почта и т.п. Даже в качестве простого исполнителя использовать «подконтрольного» сложно, а сделать из него управленца среднего звена, который должен принимать и самостоятельные решения, - почти немыслимо.

  • Контролер всегда прав, а подконтрольный иногда Лев!

Как и отношения социального заказа, отношения социального контроля передаются по кольцу (рис. 23).

Рис. 23. Кольцо социального контроля

  • Кольцо контроля - ходить по кольцу!

Краткий комментарий

Итак, мы рассмотрели с вами все 16 видов интертипных отношений. Среди них есть отношения напрягающие, есть отношения расслабляющие. Но самое главное - нужно усвоить, что среди них нет «плохих» и «хороших» отношений. Все они имеют вполне определенный социальный смысл, вполне определенную направленность, связанную с необходимостью поддержания законов существования социума в рефлекторно-автоматическом режиме.

Нами рассмотрены интертипные отношения применительно к типу ИМ «Дон Кихот». Но точно такие же отношения связывают любой из типов ИМ с другими представителями социона. Если отобразить все межквадральные отношения на «штурвале Калинаускаса», то получится следующая схема (рис. 24).

Рис. 24. Структура межквадровых отношений:

базовый тип ИМ (Я); дуал (д); зеркальный (з); активатор (а); социальный заказчик (сз); родственный (ро); полудуальный (пд); контролер (к); миражный (м); деловой (дел); социальный приемник (пр); подконтрольный (пк); полная противоположность (пп); супер-эго (сэ); квазитождество (квт); конфликтный (конф)

«Группы поддержки»

В процессе решения задач, связанных с осознанным выстраиванием отношений с людьми и конструированием ситуаций для удовлетворения своих потребностей, часто оказывается необходимым, не полагаясь на собственные силы, создать

«группу поддержки»-.

Для решения таких задач успешно могут быть использованы законы информационного обмена. Ведь каждый из типов ИМ имеет свои сильные стороны и какую-то целевую предназначенность: «танк» (Жуков), «стратег» (Есенин), «интриган» (Дюма), «аналитик» (Джек Лондон), «теоретик» (Дон Кихот) и т.д.

В указанных целях может быть использован полный разворот оценочных критериев по «штурвалу Калинаускаса» (см. рис. 25).

Рис. 25. Полный разворот оценочных критериев по «штурвалу Калинаускаса»

Символами ваших плюс-ценностей являетесь вы сами.

Даже самый заядлый скептик имеет плюс-ценностей больше, чем минус-ценностей. Другое соотношение между ними означало бы, что человек постоянно думает о себе плохо, а это уже патология.

Если вас окружают

люди с тождественным типом ИМ,

это означает, что вы заняты укреплением своих позиций,

самоутверждением.

Символами ваших желаний и плюс-мотивов являются ваши дополняющие.

Именно поэтому двум дуалам настолько хорошо вместе, что ничего другого и не нужно. Если вас окружают дуалы - вы

отдыхаете.

Символами ваших плюс-требований, идеальными сотрудниками в работе являются ваши «зеркальные».

Если в вашем окружении преобладают люди с зеркальным для вас типом ИМ, то ваша жизненная программа находится в фазе

активной выдачи продукции (реализации).

Символами ваших проблем являются ваши активаторы.

Если в вашем окружении преобладают именно они, то для вас настало

время осмысления.

Символами ваших минус-ценностей являются ваши противоположные типы.

Таким людям жить вместе просто невозможно, быт превращается в кошмар. Целесообразно разойтись в пространстве. Если вокруг вас концентрируются люди с противоположным типом ИМ, ваша жизненная позиция -

«уйти от быта».

Тип, противоположный вашему дуалу, - супер-эго - воплощает ваши «не хочу», ваши страхи и то, чего вы избегаете, что не хотите в этом мире видеть и признавать.

Если вокруг вас собрались люди таких типов, вы заняты проблемой

выживания, вы обороняетесь.

Тип, противоположный зеркальному, - квазитождество - воплощает ваши минус-требования, ваши «не надо».

С таким человеком хочется бороться и, если рядом такие люди, - вы заняты

борьбой, опровержением, вы учитесь побеждать.

Тип, противоположный вашему активатору, - конфликтный - это ваш гаситель, он переводит вас на рельсы реальности.

Пришла

пора принимать решения,

пришел момент выбора, момент превращения множественного будущего в единичное прошлое. Общение с конфликтным типом требует от вас осознанных и

практических решений.

Рассмотрим возможные сектора действий на модели «штурвала Калинаускаса». Их - восемь (рис. 26). При этом, как видно из схемы расположения типов ИМ «на штурвале Калинаускаса», к каждой сто оси тяготеют два типа.

Рис. 26. Открытая структура интертипных отношений на «штурвале Калинаускаса»

Условные обозначения:

1 - удовольствия; 2 - дело; 3 - самоутверждение; 4 - анализ проблем; 5 - не мой мир (выживание); 6 - страхи (исследования, преодоление); 7 - переоценка ценностей; 8 - поиск решений

С учетом указанного можно сформировать следующие

целевые группы

из типов

ИМ

:

1

- удовольствия

- тождественный, родственный, дуал, полудуал, зеркальный, подконтрольный;

2 -

дело

- полудуал, дуал, зеркальный, подконтрольный, активатор, приемник;

3 -

самоутверждение

- дуал, полудуал, тождественный, родственный, контролер, конфликтный;

4 -

поиск решений

- тождественный, родственный, контролер, конфликтный, социальный заказчик, квазитождество;

5 -

не мой мир

- контролер, конфликтный, социальный заказчик, квазитождество, супер-эго, деловой;

6 -

страхи

- социальный заказчик, квазитождество, супер-эго, деловой, полная противоположность, миражный;

7 -

переоценка ценностей

- активатор, приемник, миражный, полная противоположность, супер-эго, деловой;

8 -

анализ проблем

- полная противоположность, миражный, приемник, активатор, подконтрольный, зеркальный.

Краткий комментарий

Надеюсь, вы не станете отрицать, что знания типологиии информационного метаболизма - очень удачный способ видеть то, что реально существует. Неоднозначность отношений имеет позитивное значение для вас лично, вам выгодно находится со всеми в диалоге - это увеличивает вашу самореализацию. Человек состоит из людей, и пытаться решать проблему саморазвития без понимания этого момента - бесполезное занятие. Если вы поймете, что каждый человек пришел к вам, чтобы рассказать о вас, вы сможете многое узнать о себе, и такая позиция принесет вам огромную пользу.

  • Типы разные нужны!

Типы разные важны! Встретишь Типа на Пути, Подружись, а не беги!

Часть 3. СТРУКТУРНОЕ ОПИСАНИЕ ТИПОВ ИМ

От теории к практике

Описание конкретного содержания типов ИМ, а также практического содержания межличностных отношений, всегда вызывает наибольшее разногласие и напряжение между различными представителями «соционического мира».

Дело в том, что как только мы переходим от теоретических обоснований к практике, тут же появляется сам пишущий с его жизненным опытом, представлением о том, какое содержание лежит за тем или иным действием человека, взглядами, понятиями, правилами и социально-психологическим миром, из которого он родом.

Из области попыток строгой научности мы переходим в область отношений, симпатий, антипатий и предпочтений. Недаром время от времени все исследователи, стремящиеся к корректности психологических знаний, вынуждены взывать к пользователям, обращая их внимание на то, что нет плохих и хороших типов ИМ; что абсолютно не обоснован перенос на человека в целом своего приятия или не приятия, присущего ему способа приема, переработки и выдачи информации.

Тип информационного метаболизма есть всего лишь механизм, присущий человеку подобно тому, как присущ ему тип темперамента или телосложения; это только механизм, средство, пустая форма, которую человеческий опыт, образованность, представление о том, что хорошо или плохо, культурная среда, в которой он вырос и еще множество факторов, заполняют конкретным содержанием.

Еще острее вопрос субъективности восприятия и трактовки виден при описании отношений между типами ИМ. Много лет назад основатель соционики Аушра Аугустинавичюте обнаружила закономерности во взаимодействиях разных типов ИМ.

Смею утверждать - типов, а не людей.

И в соответствии со своим представлением о содержании таких отношений, она дала им названия:

дополнения, активации, зеркальные, тождественные, неполного дополнения, полной противоположности, миражные, конфликтные, контроля, социального заказа, родственные, квазитождества, супер-эго, деловые.

Тем самым в описание типов было внесено эмоциональное к ним отношение. И началось...

Появились устойчивые легенды о самых хороших и самых плохих отношениях; мечты о встрече с дополняющим; объяснения сложностей и трудностей во взаимопонимании исключительно отношениями между типами ИМ; и что самое поразительное, объяснения отсутствия любви и уважения «не благоприятным» способом взаимодействия информационных механизмов. Но самое удивительное, что предложенное содержание отношений типов ИМ было принято как данность и никогда не подвергалось сомнению.

А если предположить, что открытый автором соционики механизм есть не что иное, как пустая форма, содержание которой далеко не так уж однозначно?

Вожделенные для многих отношения дополнения вполне могут быть восприняты как отношения консервативные, тормозящие деятельность каждого из партнеров: я знаю то, что ты не знаешь, я сделаю то, что ты не умеешь, я чувствую то, что ты не чувствуешь и т.д. и т.п.

А «устрашающие» отношения социального заказа? Почему они не могут быть восприняты как отношения социальной активации? В результате взаимодействия таких механизмов один человек активизируется к действию и самостоятельности, а другой - к генерированию идей. Столь же очевидным для многих людей может оказаться, что противоположные отношения, обозначаемые часто как «взаимоуничтожающие», могут заполниться совсем другим содержанием и восприниматься как отношения «целостности»: я воспринимаю одну часть мира, а ты - другую. Взаимодействие таких людей может соединить разрозненные части в целое.

Противоположный тип - это наше Зазеркалье, он показывает то, что мы вытесняем, то, чего мы боимся; он лишен тех страхов, которыми наделены мы, а мы лишены тех страхов, которыми наделен он. Поэтому инфернальное тяготение друг к другу людей с противоположными типами ИМ определяется тем, что «другой» есть

образ царства свободы.

У каждого человека есть оборотная сторона (подобно обратной стороне Луны), которая уравновешивает его обращенную к людям сторону.

Для противоположных типов ИМ содержание 3-й функции противоположного типа является подсказкой о пути решениями его проблем.

Представляется, что такой подход дает возможность освободить соционику как науку от налета инфернальности, что так отталкивает многих людей от принятия этого столь практичного и полезного знания.

Соответственно, описание типов ИМ, приведенное в этой книге, читатель, искушенный в соционической литературе, найдет, скорее всего, странным и необычным. Дело в том, что даже в отличие от собственного курса лекций, прочитанного мной в Санкт-Петербурге в 1998 г., я постарался максимально абстрагироваться от субъективных впечатлений при наблюдении различных людей как носителей определенного типа ИМ. В результате большая часть проявленности каждого типа ИМ была освобождена от несущественных, в принципе, деталей сугубо личного характера, связанных с определенным социально-психологическим миром, уровнем образованности, профессиональными занятиями, особенностями личных отношений и т.д.

Так, описание типа ИМ, насколько возможно, перестало походить на описание человека, чем, собственно, и грешит масса «соционических исследований». Что же осталось? Осталось структурное описание механизма приема, переработки и выдачи информации, внешне проявленного в определенных поведенческих реакциях - фразах или поступках, которые всегда присутствуют в человеке

как тенденция, как готовая, рефлекторная модель установочного поведения.

Содержательная сторона таких моделей, в первую очередь, зависит от структуры типа ИМ, т.е. от того, какие элементы и на каких именно функциях находятся. Следовательно, если один и тот же элемент оказывается в разных типах ИМ на одной и той же функции, то он несет с собой, по сути, одинаковые поведенческие

тенденции.

Однако все функции типа ИМ в процессе его работы взаимосвязаны, независимо от того, какая из них в данный момент приема и переработки информации лидирует. Поэтому в совокупности общая модель поведения, инициированная данным типом ИМ, всегда несет на себе отпечаток всех четырех функций одновременно, так что механическая сумма четырех функциональных тенденций оказывается не равна целому.

Так, например, модели поведения, инициированные типами ИМ «Жуков» и «Дон Кихот», в зоне «производства вовне» сходны. И тот и другой тип ИМ манипулирует средствами субъектной логики (объяснениями, теориями, гипотезами) таким образом, чтобы не затронуть и, более того, укрепить зону самооценки - утверждение своего права на всеобщую любовь и почитание. Однако их активность всегда опирается на принципиально разные основания при так же различных сферах суггестивного притяжения. Тип ИМ «Дон Кихот» в своем творчестве опирается на собственное ощущение целостности внешней ситуации, суггестируясь сенсорным комфортом. А тип ИМ «Жуков» в творчестве опирается на свое право решительно действовать, если это происходит в зоне его субъективных, внутренних идеалов (сфера суггестии). В результате установочное поведение, свойственное типу ИМ «Жуков», для внешнего наблюдателя выглядит часто как экспансия, как силовое давление, сопровождаемое теоретическими объяснениями на тему: почему именно такие действия необходимы. Установочное же поведение, свойственное типу ИМ «Дон Кихот», при прочих равных условиях всегда выглядит более мягким, приспособленческим, хотя также изобилует размышлениями и объяснениями по поводу и без...

  • Берегись мягкого «Жукова» -

под этой личиной может скрываться твердый «Дон Кихот»!

Описание типов ИМ по парам «противоположных»

«Дон Кихот» - «Бальзак»

- интуитивно-логический экстратим «Дон Кихот»

Структура типа по методу качественных структур представлена на рис. 27.

Рис. 27. Структура типа «Дон Кихот» по методу качественных структур

Это позволяет дать следующую общую характеристику интуитивно-логического экстратима.

В блоке, отвечающем за «потребление извне», расположены иррациональные элементы: субъектная сенсорика - на 4-й функции и объектная интуиция - на 1-й функции. Это означает, что «Дон Кихот»

воспринимает мир нестандартно, в формах слабо предсказуемых, оригинальных и экстравагантных.

Такие люди часто воспринимаются как внутренне замкнутые, скрытные; как люди, истинную заинтересованность которых невозможно предугадать. Чем они могут заинтересоваться, что потребовать, на что обратят внимание, - все это может быть весьма неожиданным.

В блоке, отвечающем за «производство вовне», расположены рациональные элементы: объектная этика - на 3-й функции и субъектная логика - на 2-й функции. Соответственно, в своих поведенческих реакциях и внешнем облике «Дон-Кихоты» чаще всего

неэксцентричны и весьма консервативны.

Такой баланс внутренней устремленности и внешней проявленности характерен для всех типов ИМ. Чем более эксцентричен и экстравагантен человек в своей внешней проявленности, тем более стандартен и предсказуем его запрос к миру. И обратное: стандартность и предсказуемость внешнего установочного поведения часто скрывает неординарность внутренних требований к миру.

«Дон Кихот» - экстратим и поэтому себя воспринимает как объект, а мир - как субъект. Это значит, что сам для себя «Дон Кихот» выглядит простым и понятным, достаточно легко о себе рассказывает. Зато внешняя ситуация и другие люди вызывают повышенный интерес, поскольку представляются малопонятными, а поэтому заслуживающими пристального изучения.

1-я функция - объектная

интуиция

Как объектная, так и субъектная интуиция связаны с

маловероятными событиями и субдоминантными потребностями.

Определять целостна или не целостна та или иная ситуация - это суверенное право «Дон Кихота», так же как и верность

своим критериям

правильной жизни, способам ее организации при сохранении права изменить «правила игры» когда - он сам это решает.

Совершенство и целостность внешнего мира утверждаются априори (романтик).

Малейшее отрицание истинности его требований вызывает вспышку почти не контролируемой агрессии, с помощью которой источник вмешательства решительно изымается из ситуации.

В своей практической деятельности интуитивные экстратимы, как правило,

единоличные лидеры,

удаляющие из коллектива всех сомневающихся в истинности их целей и оценок по отношению к внешнему миру. Требование к миру и людям: гармония, завершенность, оригинальность. Волшебный мир, волшебные люди.

  • По данному вопросу, господа, возможны только два мнения: одно - мое, второе - неправильное.

2-я функция - субъектная

логика

«Спросите обо всем, что вы давно хотели понять»

- написано на их рекламных щитах. В области самореализации такой элемент на

второй функции

прежде всего означает жажду объяснять, разбираться в сути поставленных вопросов и давать на них

субъективно аргументированные,

обстоятельные ответы. Мастер логических манипуляций, легко меняет одну логику объяснений на другую.

Если вы хотите понравиться «Дон Кихоту» и удержать его внимание, учитесь задавать вопросы. Такие люди легко находят свое «место в жизни» став исследователями-теоретиками или преподавателями, они умудряются услышать запрос аудитории раньше, чем он был сформулирован, они могут ставить пьесы и снимать кино, но не следует удивляться, если эти художественные произведения будут похожи на закамуфлированную лекцию, часто назидательного характера.

Нужно учитывать, что его объяснения мало ориентированы на факты, они ориентированы на

субъективное истолкование фактов.

В своих гипотезах дерзкий, безудержный, часто на грани «фола».

  • Не любо - не слушай, а врать не мешай!

Корректность этих толкований зависит от уровня и содержания образования, а также от логической связности мышления. Если их понимание, их субъективные объяснения не принимаются, легко меняют социальную ситуацию в пользу такой позиции, в которой могут реализовываться как

«самые понимающие».

  • Лапша для ушей! Налетай - подешевело!

3-я функция - объектная

этика

«Я достоин вашей любви» - так предъявляет себя внешнему миру «Дон Кихот». Ради этого он готов искать компромиссы, подстраиваться к другим, соглашаться с чужим мнением, избегать поведения, могущего обидеть или задеть другого человека. Основная внутренняя проблема: постоянное напряжение при контактах с людьми, всякое

общение

рассматривается как

работа,

что формирует компенсаторную мечту об отшельничестве и одиночестве. Часто как плюс-подкрепление воспринимается даже весьма

откровенная лесть.

Наиболее эффективен в профессиях, требующих умения носить социальные маски и менять их. Становятся лидерами за счет внимательного отношения к психологии окружающих людей.

Знать, что происходит во внутреннем мире человека, его страсть,

помогающая удовлетворять доминирующие потребности.

Сложность осуществления целевой деятельности связана с постоянными компромиссами в отношениях с людьми, что внешними наблюдателями может быть интерпретировано как

непоследовательность и социальная неконкурентность.

Конкретные отношения с людьми важнее абстрактного социального признания. Главная внутренняя проблема - запутанность отношений с людьми из-за невозможности выстроить иерархию этих отношений. Искусство нахождения компромисса позволяет «Дон Кихоту»

преодолевать противоречия между людьми,

тем самым формируя сплоченные коллективы.

О нем можно сказать, что он

заполняет собой пропасти противоречий, разделяющие людей.

Его философия:

«Все люди братья и сестры. Все противоречия в отношениях преодолимы. Если хочешь признания людей, научись управлять собой».

Часто становится высоким профессионалом в области самоуправления и саморегуляции. В социальном пространстве закрепляются в таком окружении, которое демонстрирует положительное к ним отношение, т.е. ищут позицию: «Я самый любимый».

  • Кто похвалит меня лучше всех,

Того ждет большой успех!

4-я функция - субъектная

сенсорика

Главная проблема состоит в невозможности осознать причины отрицательного телесного самочувствия. «Дон Кихот» может забыть вовремя поесть, вовремя отдохнуть, не обратить внимание на неподходящий температурный режим и другие необходимые (у каждого конкретного человека свои) параметры окружающей обстановки, обеспечивающие нормальное функционирование организма. Причем параметры эти «Дон Кихот»

сам толком не знает.

Поэтому воплощением образа «идеального места» для них является

обслуживание сенсорных ощущений на уровне «люкс»,

что в материальном плане доступно немногим.

При невозможности найти или создать такую обстановку «Дон Кихот» выглядит в глазах других как

капризный неженка,

паникер, который сам не знает, чего хочет. Но он действительно не знает, чего захочет в следующий момент! Но если того, чего хочется, нет, возникает плохое телесное самочувствие,

неврастеническая раздражительность,

сомнения в состоянии здоровья и т.д.

И только любящие и заботливые друзья могут взять на себя «тяжкий крест» удовлетворения этих прихотей «Дон Кихота». В противном случае возможны любые варианты «мне плохо!»: голодные обмороки (забыл вовремя поесть), солнечные ожоги и тепловые «удары» (забыл об опасности перегрева), приступы болезни (забыл вовремя принять лекарство) и т.п.

  • Дайте! - Что? - Пока не знаю.

А не дадите - захвораю!

- интуитивно-логический интротим «Бальзак»

(рис 28)

Рис. 28. Структура типа «Бальзак» по методу качественных структур

«Бальзак» - интротим, и поэтому воспринимает мир как объект, а себя как субъект. Поэтому мир кажется ему простым и понятным, но сам он как субъект невероятно сложен. В поведении такая установка выражается в некоторой отстраненности «Бальзака» от внешней ситуации и его сосредоточенности на собственных субъективных переживаниях.

В блоке «потребления извне» расположены объектная сенсорика (4-я функция) и субъектная «интуиция» (1-я функция). Оба элемента - иррациональны по своему содержанию. Таким образом, «Бальзак»

внутренне настроен воспринимать мир нестандартно, в формах экзотических и слабо предсказуемых.

В

блоке «производства вовне» расположены рациональные элементы: субъектная этика на 3-й функции и объектная логика на 2-й функции. В соответствии с этим внешние проявления «Бальзака» вполне стандартны, ожидаемы, а формы поведения предсказуемы.

Его облик не отличается экстравагантностью, наоборот, для него характерна сдержанность и общепринятые модели одежды и прически.

Элементы, ориентированные на высоковероятные события и доминирующие потребности, в данном случае - объектная сенсорика и субъектная этика, расположены соответственно на 4-й и 3-й функциях. Следовательно, «Бальзак» в части удовлетворения доминирующих потребностей

не проявляет собственной большой активности

(может забыть о насущном) - его позиция характеризуется как выжидательно-оборонительная при общей склонности к

меланхолическому темпераменту.

1-я функция - субъектная

интуиция

Его суверенное право: определять,

что принципиально, а что не принципиально

в идейной структуре человека, в его убеждениях. Верность

«своим» идеалам

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться